1059 За отсутствием в Новгороде своих архиепископов в продолжении 17 лет. Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 185. 1062 Новг. III лет. стр. 249. Кроме этого чуда, в 1533 году, пред ракою чудотворца Варлаама загорелась сама собою свеча и горела постоянно 9 недель, не умаляясь. Летописец, рассказывая о сем, говорит, что от того огня и от той свечи воску послано было В. К. Василию Иоановичу. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI стр. 290. 1064 В Росписи новг. церквей за 1815 год показано: «Монастырь хутынский, а в нем храм боголепное преображенье, да в нем чудотворец Варлаам; в трапезе храм Варлаам преподобный. В колокольнице храм Григорий Арменский; на воротех Илья пророк; да на других воротех два престола: Никола чудотворец да Антоний Великий .» Ист. разг. о древн. В. Новгорода 1808 г. стр. 86. Кроме храмов, остались в целости от Шведов в Хутынском монастыре колокола, сосуды и другие церковные вещи, как известно о существовании их до шведского разорения. 1065 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 611. Во время шведского разорения не мало потерпел управлявший тогда монастырем архим. Киприан, что после был митрополитом сибирским и наконец новгородским. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 188. 1066 В монастыре хранятся 7 подлинных жалованных грамот, из коих самая древняя в. князя Василия Иоанновича III (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–638), и около 40 грамот в списках, начиная от в. к. Василия Иоанновича до Петра Великого. 1067 Из вещей вкладных остались: покров с вышитым изображением пр. Варлаама от царевича Федора Иоанновича в 1580 году, другой покров от Марфы Богдановой Кураковой в 1541 году, третий от князя Василия Ивановича Оболенского-Репнина в 1542 году, четвертый покров от сибирского митрополита Корнилия в 1669 году, напрестольный крест 1674 года от Михаила Яковлевича Черкасского, колокол 1599 года от Тимофея (в иноч. Тихона) Андреевича Хлопова, золотые сосуды от императрицы Анны Иоанновны и проч. 1068 По записям в синодиках монаст. известно, что от Uoahha IV дано вкладу в 1534 году 200 рублей на поминовение отца и супруги Елены, потом еще 100 руб. по супруге Анастасии, 50 руб., по брате своем Георгие, 100 руб. и кубок в 16 гривенок с 3 золоти, по супруге Марии, 50 рублей по супруге Марфе, 30 руб., по княжне Александре Юрьевой, 500 руб. по сыне Иоанне; от Богдана Матвеевича Хитрово в 1674 году серебряные сосуды и покровы в 60 рублей, царские двери с сенью, коронами и столбцами в 350 рубл. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Георгий создал в И. м. училище). Отроки пользовались заступничеством Пресв. Богородицы, небесной покровительницы Афона. В 1064 г., за 3 дня до взятия турками-сельджуками под предводительством султана Алп-Арслана г. Ахалкалаки, где в то время находились прп. Георгий и отроки, святому предстала Пресв. Богородица и повелела немедленно покинуть город. В 1065 г. прп. Георгий прибыл в К-поль, где неск. раз был принят имп. Константином X Дукой, восхищенным церковным пением детей, и подал ему прошения об обустройстве сирот и об укреплении мон-ря. Император пожаловал прп. Георгию 1 тыс. аргир (мелкая серебряная монета). 29 июня 1065 г. в возрасте 56 лет прп. Георгий скончался от простуды. На следующий день император удовлетворил его ходатайства и выдал И. м. 2 хрисовула: 1-м были подтверждены все жалованные грамоты И. м., что предупреждало все посягательства на права грузин на мон-рь; 2-м была определена участь юношей, ответственность за содержание и воспитание к-рых была возложена на И. м., никто не смел выселить их из мон-ря. Мощи преподобного были перевезены в И. м. и 24 мая упокоены в мраморной раке в кафоликоне, рядом с ракой прп. Евфимия (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 195-196). Настоятельство прп. Георгия стало для И. м. эпохой расцвета: в 1062 г., спустя неск. лет после оставления им игуменства, когда в мон-ре гостил груз. вельможа Липарит (впосл. мон. Антоний), в И. м. подвизалось 300 монахов, как это было во времена прп. Евфимия. Игумен И. м. был включен в число наиболее почетных настоятелей афонских мон-рей: на собрание в Карее настоятель Великой Лавры мог брать с собой 6 монахов, настоятели Ватопеда и И. м.- по 4, прот - 3, остальные - по одному. Во 2-й пол. XI в. должность настоятеля И. м. занимали Арсений (в 1056 и 1059), Феодор (дек. 1061 - до 1065), Николай (1080-1081); наиболее плодотворным было настоятельство прп. Георгия Олтисари (Георгий IV в хронологии настоятелей И. м.; 1065/66-1077/78). При нем, согласно «Книге агап», И. м. был обнесен мощной стеной, сменившей менее высокую и широкую, воздвигнутую, вероятно, еще при прп.

http://isihazm.ru/1/?id=748

У Марии есть особый источник мистической благодати. До 1984 года существовал только один источник благодати – евхаристический; но теперь уже евхаристическая благодать, идущая от Христа, более недействительна, говорит Береславский. Отныне и навеки искупительная миссия Христа дополняется и постепенно заменяется искупительной миссией Марии, сердце которой страдает при виде падшего мира. Она была сораспята со Своим Сыном и стала соискупительницей мира, сопричастницей страстей Христовых, «понесшей на Себе греховную чашу Ветхого Адама» 1057 : «Я приняла распятие с Ним и стала соискупительницей рода» 1058 ; «Господь благословил Божией Матери довершить дело Искупления рода Адамова» 1059 , сказав, что Ей «придется понести жертву, равную жертве Агнца Божия» 1060 и что «в последние дни... Матерь Божия будет распята и Ее крест понесут перед Ней» 1061 . Именно Марии поэтому поручен суд над этим падшим миром. Чтобы помочь миру, Мария через свои явления в Лурде, в Фатиме, в Меджугорье, Каире показывает человечеству путь спасения через преображение Церкви, в первую очередь Православной. Преображение, согласно Береславскому, имеет пять ключевых мистических вех, три из которых уже обозначены. Первая – явление в марте 1917 года иконы Божией Матери «Державная», вторая – великая победа Марии над «красным коммунистическим драконом» в августе 1991 года, третья – рождение «Церкви Непорочной Девы» (иное название БЦ). И еще две вехи ожидаются в ближайшем будущем: громадное явление образа Божией Матери во все небо и излияние некой «Солнечной Пятидесятницы». Согласно «богородичникам», тот, кто посвящает ту или иную страну «Непорочному Сердцу Божией Матери», тем самым спасает ее, а сам сподобляется особой милости. На «Первом Богородичном соборе» в 1991 г. состоялось посвящение России «Непорочному Сердцу», которая после этого стала «венчанной дочерью Божией Матери» 1062 . Богоматерь объявляется тождественной Церкви: «...для глубокого привития к мистическому древу Церкви, Которая есть Сама Пречистая (выделено нами. – А.Д.), необходимо стяжание Ее духовных печатей...» 1063 ; «Она [ Церковь ] есть Сама Богородица Дева Мария, открывающаяся на глубине сердец, в храмах внутренних, Жена, Облеченная в Солнце, запечатлевающая Христа в тайная тайных сердца» (выделено БЦ. – А.Д.) 1064 . Заменив Церковь Богородицей, береславцы кощунственно объявляют, что Матерь Божия – «Невеста Господа», что они – «Жених и Невеста Брачной вечери», и что «Брачный пир Жениха и Невесты... начался от сотворения мира... Продолжился – при воплощении Сына. Невеста и Жених соединились» 1065 . Несогласных с этими кощунственными измышлениями «богородичники» называют «сектантами»: «Новые сектанты отсекают Сына от Матери, Иисуса от Марии, Которым Божественным Промыслом предначертан, предопределен Небесный Брак – Брак Агнца и Агницы ( Откр. 21 )» 1066 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Указ опередил письма и пр.Иосифа и Пратасова: седьмого апреля он был получен Скрипициным, а восьмого пр.Василием и консисторией. Девятого было воскресенье, неделя Св.Жен Мироносиц: пр.Василий собрался служить в соборе. Посоветовавшись со Скрипициным, пр.Василий решил объявить народу за литургией указ и поминать Синод вместо папы, иерархическая власть которого над униатской церковью после этого указа кончалась, а всякую другую отрицал и Синод, и униатские епископы 1059 . Богослужение вышло очень торжественным. В это время в городе происходило собрание уездного дворянства, среди которого был только один православный помещик Крыжановский. Помещики явились в собор к богослужению 1060 ; прибыли также сюда гражданские чиновники, директор с офицерами кадетского корпуса, профессора семинарии и училища с учениками 1061 . По прочтении часов и выхода пр.Василия с духовенством на амвон, секретарь консистории Тарновский, одетый по форме, прочитал указ, после чего был отслужен молебен, в конце которого, после многолетия Государю и Августейшей Фамилии, было возглашено многолетие и Св.Синоду. «Женщины р.-католички, пораженные этим», – пишет пр.Василий, –«выходили из собора, утирая слезы на глазах, а мужчины оставались до коща литургии» 1062 . Когда на великом входе преосвященный стал поминать вместо папы Св.Синод, многие, приблизавшись к иноностасу, прислушивались к поминанию, но беспорядка не произошло. «Слава Богу, совершися!» – подумал преосвященный, возвращаясь с потиром к престолу 1063 . «Все это», – писал Скрипицин, – «не произвело ни малейшего беспокойства или удивления; народ также усердно молился, также рвался ко кресту». Агатонов доносил: «Во время торжественного события в церкви при стечении многого народа соблюдались порядок, тишина и полное спокойствие» 1064 . Бывший в соборе Полоцкий уездный предводитель дворянства только и сказал Скрипицину: «Стало быть, все кончено и мы все давно это ждали», а случившийся тут священник, участвовавший в подаче известного прошения, явившись после литургии к епископу, просил прощения и сам принес подписку 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В муки, плач неутешный 1059 . Божия Матерь, по некоторым стихам, будет ходатайствовать за грешных, но Господь Иисус Христос Ей ответит, что помиловать грешных не допускает правда Божия, что для помилования необходима снова крестная жертва. И тогда Богоматерь оставляет Свою просьбу. Час наказания для грешников настал. Грешники будут связаны: еретик с еретиком, клеветник с клеветником, двуязычник с двуязычником, ненавистник с ненавистником, блудник с блудником, пьяница с пьяницей 1060 . После этого, по стиху, задёрнет Господь грешников Землёй, травой, муравой (По другим: горой, доскою чугунною), Чтоб от грешников от рабов не слышати Ни писку, ни визгу, ни взрыду И ни зубного скрыждания (скрежетания) 1061 . Картины определения блаженства праведным и наказания грешным составляют видимое подражание евангельским картинам суда Божия, только речи Господа, обращённые к праведникам, носят на себе вульгарный характер, хотя в то же время дух Божественного определения схвачен. В Евангелии ничего не говорится о том, чтобы грешники стали просить о помиловании, но народ, как мы видели, признаёт, что грешники будут обращаться к милосердию Божию и будут просить о помиловании святых. И эти картины народом заимствованы из книжных источников. В Слове Палладия говорится, что после приговора Судии грешники ещё обратятся с мольбою, «умильно глаголюще со слезами: помилуй ны, Владыко, помилуй ны». Но Господь скажет им: «Право глаголю вам: не веде вас молящася в животе вашем ко мне, не просите от Мене прощения согрешениям вашим» 1062 . Картина обращения грешников с мольбою ко Пресвятой Богородице, ангелам и святым составилась под влиянием подобной картины в словах Ефрема Сирина и в Слове Палладия, где также представляется, что грешники будут обращаться с мольбой к святым. «Простите, святые и праведные, с которыми разлучены мы! Простите, друзья и родные! Простите, сыновья и дочери! Простите, апостолы, мученики, пророки Господни! Прости, чин монашеский! Прости и Ты, Богородица, много ходатайствовавшая за нас, чтобы спастися нам, но мы не захотели покаяться и спастись. Прости и ты, честный и животворящий крест! и т. д. 1063 Мысль о ходатайстве за грешных на суде взята из апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», только переделана народом. В «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что Божия Матерь после того, как увидела муки грешников, заплакала и, вознёсшись на небо к Богу Отцу, стала молиться за грешников. «Помилуй, Владыко, грешныя, яко видех я, и не могу терпети, да ся мучу и аз со крестьяны». Господь отвечает, что Он не может помиловать их, видя гвозди на руках Сына. Божия Матерь приглашает к молитве святых, и по общей их молитве грешным была дана свобода от мучений от «Великого Четверга до Пентикостия» 1064 . Народ молитву Пресвятой Богородицы отнёс ко времени Страшного Суда. И если в апокрифе молитва Пресвятой Девы достигает цели – облегчения участи грешных, то в народном стихе она оказывается уже позднею и остаётся без удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Не прошло и года со времени его смерти, как его ученики, которых он собрал вокруг себя в Моравии и Паннонии, должны были все бежать отсюда. Они ушли в Болгарию и здесь своими литературными трудами положили прочное основание славянской литературе. Горазд, Климент, Лаврентий, Наум, Ангеларий, вместе со своими учителями Кириллом и Мефодием, известные под именем «св. седмичисленников», стали первыми общеславянскими писателями; их труды обошли все славянские литературы, под конец вошли и в нашу древнерусскую письменность… Между тем, в Моравии и Паннонии и вообще во всем католическом славянстве славянское богослужение было окончательно изгнано. Уже тотчас после смерти, в письме папы Стефана V (885–891 гг.) к кн. Святополку, Мефодий порицается – «за вздорность м службу на славянском языке». В 925г. папа Иоанн X в письме к сплетскому архиепископу, открыто восстает против тех, кто следует Мефодию, «которого, – замечается в послании, – нигде нет между святыми»… Наконец, через полтораста лет по смерти, на Сплитском соборе 1059–1064 гг., славянский апостол Мефодий уже прямо именуется от лица Католической церкви «некиим еретиком Мефодием»… ; собор безусловно запрещает службу на славянском языке и вместе с тем, пол страхом проклятия, издает повеление, чтобы «никто из людей славянского языка» не получал степеней священства, а об «еретике Мефодии» добавляется, что «за свое нечестие» он был, по повелению Божию, наказан внезапной смертью ! Величайшим делом свв. братьев было составление (или улучшение?) славянского алфавита и перевод Св. Писания на славянский язык. Не останавливаясь на первом, перехожу прямо ко второму. Остановимся сначала на тех лексикальных средствах, которые нашли для себя переводчики в славянском языке и которыми они могли располагать при своем труде. Насколько подготовлен был в их время славянский язык для передачи на нем высоких начал христианства, и что сделано было самими переводчиками для усиления в языке средств к этому? Великие события в жизни народов всегда подготовляются задолго до самого факта их совершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

п., статуями же в редких случаях. Последние имели больше общественный характер и служили действительными памятниками славы и величия изображаемых ими богов, царей и героев. Вот почему они ставятся преимущественно в храмах 1056 , среди дворцов 1057 , на площадях 1058 , на горах 1059 , у моря 1060 , у рек и источников 1061 , на местах, ознаменованных дальними военными походами 1062 , и т. п. 1063 . Разумеется, и само открытие их должно было сопровождаться религиозно-общественными торжествами. Мы знаем, что ассирийские цари устрояли праздники в честь Меродаха и других своих божеств 1064 , назначая определенные дни для ежегодного празднования тому или другому богу 1065 . Навуходоносор тоже чествовал своих богов в известные дни года 1066 ; при перенесениях идолов, при установке их в новых храмах устроял празднества, отличавшиеся всеобщею народною «радостью и ликованием » 1067 , совершал торжественные процессии в честь Меродаха 1068 , в которых принимали участие массы народа, – одни из благочестия и ревности к своим богам, другие – просто из любопытства и желания посмотреть интересное зрелище. Сами статуи торжественно и благоговейно несли среди народа жрецы или государственные сановники, народ же преклонялся пред ними, подносил или клал у их подножия свои вещественные приношения 1069 и т. д. Нельзя отрицать, что общественным торжеством в известной мере сопровождалось и открытие статуй в честь царей и героев, в память их славы и величия. Подобного рода празднество было устроено Навуходоносором и после разрушения Иерусалима, только оно отличалось необыкновенною пышностью и великолепием. Царь поставил для поклонения громадную статую в 60 локтей высоты и 6 локтей ширины 1070 . Как ни массивною кажется такого рода колоссальная фигура, тем не менее, невероятного здесь нет ничего: вавилоняне, да и вообще древние мало заботились о красоте, изяществе, соразмерности и пропорциональности своих монументальных сооружений; но зато массивность, грандиозность стояла у них на первом плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

12. и таким образом смерть перешла во всех таким образом смерть перешла и во всех Как – таким образом – составляет соответствие частей периода. Если сказать: и таким образом: то соответствующей части периода или не будет, или ее надобно будет искать слишком далеко, и речь будет спутана 1056 10. послужила мне к смерти оказалась мне поводом к смерти Послужила мне к смерти, как-будто это и было целью заповеди; нет не так. Послужила к смерти – что за услуга? послужить к жизни, к исправлению, к спасению – здесь выражение, свойственное предмету. А послужила к смерти – непонятно, необыкновенно 1057 20. но чрез того, кто покорил ее, с надеждою но по воле покорившаго ее, в надежде Тварь покорилась суете чрез Бога: – странно. Δι – с винительным не значит: чрез 1058 2. без рассуждения не по разсуждению Это ближе к подлиннику, и точнее в отношении к делу. Иудеи имеют ревность не по разсуждению правильному, а не совсем без разсуждения, ибо и они рассуждают сколько-нибудь и как-нибудь 1059 12. владеть язычниками владеть народами Здесь θνος надобно принять в общем смысле: ибо Христос владеет не одними язычниками, а всеми народами; и в Еврейском здесь: ammim – народы, а далее goim – язычники 1060 1 Коринф. 3. по человечески по человеческому обычаю Можно осуждать поступающего по человеческому обычаю: потому что обычай может быть не хорош. А поступать по человечески естественно и не предосудительно 1061 25. о девах же 8. знание исчезнет знание упразднится Знание упразднится, чтобы на его место поставить высшее созерцание, а не исчезнет! после него осталось бы незнание 1063 17. не повреждам слова Божия не корчемствуем словом Божиим Это перевод буквальный. Слово корчемство – русское, и есть в Своде законов. Повредить слово Божие нельзя 1064 1. совершенствуя святыню в страхе Божием. Галат. 8. противное тому не то Это перевод более близкий к подлиннику. Апостол ударяет на Иудействующих: а они благовествовали не то, что Апостолы, именно, оправдание законом, но не противное, не неверие в благодать Христову 1066

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

(Ann. Saxo 1844. Р. 684) 18. В лето Г[осподне] 1062-е. (...) [Смерть майсенского маркграфа Вильгельма 1044 .] Марку получил его брат Оттон из Орламюнде (Otto de Orlagemunde) 1045 . У них, то есть Вильгельма (Willehelmus) и Оттона, был брат Поппон (Роро) 1046 , у которого был сын Ульрих (Odalricus) 1047 , женившийся на сестре венгерского (Ungaria) короля Ласло (Ladizlaus) 1048 , которая родила ему Ульриха-младшего 1049 , который женился на дочери Людвига (Lodowicus), графа Тюрингии (Thuringia) 1050 . (...) У него (Оттона. – Сост.) была жена Адела из Брабанта (Adhela de Brabantia), из замка под названием Лувен (Lovene) 1051 , которая родила ему трех дочерей: Оду (Oda), Кунигунду (Cunigunda) и Адельхайду (Adelheida). Оду взял в жены маркграф Экберт-младший из Брауншвайга (Ecbertus de Bruneswic) 1052 , она умерла бездетной. Кунигунда вышла за короля Руси (Ruzi) 1053 и родила дочь, на которой женился некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер (Gunterus) и родил от нее графа Сиццо (Sizzo) 1054 . После его (короля Руси. – Сост.) смерти она вернулась на родину и вышла замуж за Куно (Сопо), графа из Байхлингена (Bichlingge) 1055 , сына герцога Оттона из Нортхайма (Otto de Northeim) 1056 , и родила ему четырех дочерей. После же его смерти ее третьим мужем стал Викперт-старший (Wipertus) 1057 . Адельхайда же вышла за Адальберта (Adalbertus), графа из Балленштедта (Ballenstide) 1058 .(...) (Ann. Saxo 1844. Р. 693) 19. В лето Г[осподне] 1068-е. (...) [Германский король Генрих IV посылает с посольством на Русь своего приближенного, вызвавшего его неудовольствие, с просьбой казнить его там 1059 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 696) 20. В лето Г[осподне] 1082-е. (...) [Смерть саксонского маркграфа Удона Старшего 1060 . В связи с этим автор повествует о происхождении его матери Оды, больше говоря, однако, о потомстве матери Оды – Рихенцы от ее другого брака с Оттоном Нортхаймским 1061 , т. е. сводных братьях и сестрах Оды.] Итак, после смерти Удона (Udo) Старшего ему наследовал сын его маркграф Генрих (Heinricus) 1062 . Женой его была Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (Ruscia) 1063 , которую на нашем языке звали Адельхайдой (Adelheid) 1064 ; на ней впоследствии женился император Генрих 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010