В Библии не говорится о существовании идолопоклоннических культов во весь допотопный период. Мнения толкователей св. Писания не одинаковы по вопросу о том, когда, по учению св. Писания, в первый раз обнаружилось идолопоклонство. Одни относят появление идолопоклонства ко временам, совпадающим с избранием Авраама для сохранения истинной веры в роде человеческом, на том основании, что самое избрание Авраама для означенной цели ясно мотивируется в св. Писании появлением многобожия. Другие думают, что начало идолопоклонства скрывается в более ранних временах; – появилось вскоре после рассеяния племен, так как св. Писание предков Авраама укоряет в служении ложным богам ( Нав.24:2 ), а история времен Авраама и последующих за тем патриархов показывает, что многобожие во времена ветхозаветных патриархов было уже сильно распространено, хотя по указаниям св. Писания в Месопотамия ( Быт.24:31 и 50; 31:49) и у ханаанских царей (Мельхиседек и Авимелех Быт.20:3 и дал. 21:22) сохранялось еще почитание одного Бога. Как бы то ни было, по явление многобожия представляется в св. Писании более или менее позднейшим явлением. В исторической жизни человечества после падения в Библии указываются весьма важные события, которые имели место в промежуток времени между фактом грехопадения прародителей и фактом распространения идолопоклонства в человеческом роде, – такие события, которым и в научных исследованиях приписывается сильное влияние на развитие многобожия и на его разнообразные виды. Сюда относятся 1) нравственное огрубение первобытного человечества; 2) разделение человеческого рода на отдельные племена; 3) образование различных наречий вследствие смешения языков; 4) рассеяние племен по разным частям света. В числе фактов, предшествовавших явлению политеизма, на первом плане в св. Писании выставляется нравственное огрубение первобытного человечества и чрезмерное развитие в нем чувственных наклонностей. «Растлеся земля пред Богом; растли всяка плоть путь свой; беху во дни прежде потопа ядуще и пиюще, женящеся и посягающе...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Бог Ану хочет превзойти Эа и наделить Адапу, кроме того, бессмертием. Однажды, когда Адапа плыл по тихому морю, налетел внезапно южный ветер. Адапа сбросил его с проклятием в воду, сломав крыло, так что он 7 дней не мог дуть. Тогда небесный бог Ану требует Адапу к ответу. Эа, провожая своего сына на суд, советует ему надеть траурное платье, чтобы разжалобить стоящих у входа во дворец Ану богов Таммуза и Гишзиду, и тем склонить их к ходатайству в свою пользу. «Когда ты предстанешь пред Ану, тебе будут предлагать пищу смерти – не ешь ее; тебе поднесут воду смерти – не пей ее. Одежду тебе дадут – надень ее; тебе предложат елей – умастись им». Все оказывается согласно предсказанию Эа. Ану встречает Адапу криком: «нет пощады», но после заступничества Таммуза и Гишзидьк перелагает гнев на милость и опять хочет превзойти Эа в совершенстве его творения. Он велит предложить Адане хлеб жизни и воду жизни, одеяние и елей. Согласно, совету Эа, он отказывается от первого, считая предложения Ану хитростью. Тот дивится и восклицает: «Зачем, Адапа, ты не вкусил и не выпил? Ведь ты теперь не будешь жить вечно».– «Эа, мой отец, повелел мне: не ешь, не пей». «Возьмите его и возвратите обратно на его землю». Однако, затем, по просьбе Эа, как гласит один фрагмент другого варианта мифа, Ану возносит Адапу в зенит и устанавливает в Эриду особое жречество в честь его. Итак, человечество прощено и вознесено. У вавилонян было представление о допотопных патриархах, которые у них считались царями и имена которых, а также место происхождения, переданы у Бероса, 1. Алор, 2. Алапор, 3. Амелон, 4. Амменон, 5. Мегалор, 6. Даон, 7. Эведорах, 8. Амемпсин, 9. Отиартес (может быть, Опартес), 10. Ксиеуфр. Первые происходили из Вавилона, следующие 5 из Пантибибла, восьмой и девятый из Ланхар. Относительно десятого Берос не сохранил нам традиции о месте его происхождения. В клинописной литературе находили до недавнего времени только уже известного нам седьмого – Эведораха, в форме Энмедуранки. При последнем, который у Бероса называется Ксисуфр, произошел потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

См . Zöckler «Die Lehre vom Urstand des Menschen» 2 s. Gütersloh – 1879. «Срав. «Гёксли и современное научное мировоззрение», Н. Иванцова Вопр. фил. и псих. XIII. 1892 г. 44–45 стр. 661 Lübbock «On Origin of civilisation», 1867. «Prehistorie Times», 1867 г. «On the origine of civilisation and the primitive condition of man», 2 ed. London – 1870. 664 Кроме вышеуказанных сочинений Леббока, Тайлора и Спенсера, можно отметить еще труд Caspari «Die Urgeschichte der Menschheit mit Rükksicht auf die natürl. Entwickel. Der frühesten Geistesleben», I–II Leipz, 1897 г. Липперт культуры» СПб. 1894 год; Дебвер «Первобытные люди» СПб. 1892 г. Hoereus Urgeschichte des Menschen nach den heuitigen Stande der Wissenschaft», 1892 г. и т.п. Более мелкую, в особенности же, журнальную литературу см. у Zöckler’a. Ор. cit. 147–148 s. 665 Мензис «История религии. Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем. Перев. с англ. М. Чепинской– 3 стр. СПб., 1897 год. 668 Tiele «Geschichte der Religion im Altertum», § 3 Die Entwicklungshypothese – 5–6 s. Gotha, 1895. 669 Такова, напр., полемика Герцога Аржильского с Леббоком: в новейшее время такой контраст представляют сочинения Recille «Les religions des peuples non civilisées» I–II. 1883 г. и Schneider’a «Die Naturvölker» I–II. 1885–1886. Paderborn und Münster. 670 См. у Lenormanm’a. «Les origines», 1, 135 р. 1881. Thomas «Les temps primitive et les origines religieuses» II. 63. Paris 1889. 672 Общепринятым в доисторической археологии считается деление древнейшего периода человеческой истории на три века: каменный, бронзовый и железный. Не иное что-либо предлагает, по-видимому, и Библия, когда изобретение металлургии приписывает Тубалкаину – одному из последних патриархов допотопного периода – и обработку меди поставляет раньше железа (Б. IV, 22 ст.). 676 Доказательства и примеры этого см. у Thomas, «Les temps primitifs», II – 60–61 p. и Lenormant – 144 p. 677 Schnathausen на конгрессе немецких антропологов в Киле 1874 г. Revue d’antropologie.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—155— вызывает много недоумений. Адам созерцал историю творения в видении. Спрашивается, как мог видеть Адам создание пространства? Затем видеть можно только при некотором свете, но начало творения (1 и 2 ст. кн. Быт.) происходило при отсутствии света. Таким образом, по теории принимаемой нашим автором Адам созерцал события, совершавшиеся в непроницаемом мраке. Автор, как и все сторонники этой безусловно не имеющей для себя никаких оснований теории, упускает из вида, что есть многое, что мы можем понимать при помощи слова, но чего не может видеть человеческое зрение. Я могу понять, как образуются моря (9 и 10 стр.), но этот процесс происходит в таком масштабе, что я его не могу видеть. Имея много против себя, визионерная теория ничего не даёт. Слово уот с точки зрения её употребляется в 1-ой гл. кн. Бытия неверно, она противоречит всему строю 1-ой главы, излагающей божественные определения („сказал Бог“) и их осуществление („и стало“), но совсем не описывающей картин событий (каковые являются в видениях). Правда, не мало существует теорий ещё менее состоятельных, чем визионерная, и трудно указать апологетические толкования 1-ой главы, которые не вызывали бы против себя серьёзных возражений, но автору для выполнения его задачи нужно было не исследование того, каким образом люди получили откровение о творении и как понимать его, а то, как его могли и должны были понимать люди патриархального времени, какие извлекали из него они моральные и догматические истины (о Боге, как Творце всего; о высоком назначении человека; о субботе), и эти стороны вопроса г. Покровский рассматривает и исследует с успехом. Успешным и основательным представляется нам у г. Покровского и вообще исследование и разрешение вопросов, прямо относящихся к его теме – выяснению библейского учения о религии допотопных патриархов. Здесь автору прежде всего должна быть поставлена в заслугу тщательная заботливость в выборе руководителей и пособий. Ему приходилось обращаться за помощью и к католикам, и к протестантам, и к рационалистам, он пользовался многими английскими, французскими и немецкими пособи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никелсберг предложил альтернативную теорию лит. эволюции. По его мнению, 4QHenc, содержащий фрагменты текста Е. п. к. в определенной последовательности («Книга стражей» - «Апокалипсис животных» - «Послание Еноха» - «История о рождении Ноя»), отражает изначальную композицию книги. В данном виде она представляла собой вариант «завещания патриарха», наподобие «Завещания Левия», обнаруженного в Кумране. Позже к этой композиции были добавлены «Астрономическая книга», «Книга притчей Еноха» и «Иная книга», к-рую Енох написал для своего сына Мефусела, о к-рой говорится в финале Е. п. к. А. М. Дени считает, что ключом к реконструкции первоначальной композиции являются кумран. фрагменты «Книги Ноя» (4Q534), где говорится о 3 книгах, к-рые необходимо знать. По его мнению, речь идет об «Астрономической книге», «Книге снов» и «Книге стражей», к-рые были написаны первыми и какое-то время имели хождение как группа из 3 книг. У. Адлер, рассматривая причины, по к-рым енохическая лит-ра могла попасть в поле зрения позднеантичных хронографов, пришел к выводу, что изначальная композиция Е. п. к. могла быть близка по ряду признаков к композиции исторических сочинений Бероса и Манефона, к-рые писали соответственно о вавилонских и егип. древностях, и восприниматься как историческое повествование о допотопных временах в рамках иудейской традиции, что вполне возможно, учитывая календарные вычисления, присутствующие в Е. п. к., к-рые могли помочь летописцам построить историческую хронологию ( Adler W. Berossus, Manetho, and «1 Enoch» in the World Chronicle of Panodorus//HarvTR. 1983. Vol. 76. N 4. P. 419-442). История происхождения отдельных книг также вызывает споры среди ученых. Долгое время была популярна теория, согласно к-рой Е. п. к. следует относить к жанру «переписанной Библии», т. е. к числу тех книг, к-рые, по мнению сторонников этой гипотезы, были написаны как продолжение, дополнение или толкование той или иной библейской книги (Jewish Writings. 1984). В данном случае для Е. п. к. (прежде всего для «Книги стражей») в качестве исходной была предложена кн.

http://pravenc.ru/text/189987.html

Первый ночлег на обратном пути из Кузнецка, имел я в железном заводе. И в ожидании лошадей поутру, читал в одной книжке Вестника Европы (а за который год, не помню) историю о великом годе. И вот что от этого чтения осталось в моей записной тетрадке: « Годом называется период какого-нибудь небесного светила, достигшего той точки на небе, с которой начало путь свой. Великим же годом называется, иногда, период, состоящий в движении многих небесных тел с известных аспектов и возвращении к тем же точкам. Так, девятнадцатилетний круг, есть время между эпохами соединения солнца и луны на одной точке неба. Иосиф Флавий (Antiqu. L. I. с. 3) утверждает, что сей великий период открыт допотопными Патриархами. Но великий год, собственно так называемый, есть время, в которое все вообще светила, возвратясь на те точки, откуда начали бег свой, являются на небе в прежнем положении. Древние сей великий год изображали под эмблемою птицы, чудной и единственной, похожей на орла, известной под названием феникса, которая будто бы каждый раз при наступлении нового периода вылетала из Аравии, или из Индии, или из рая земного на востоке. Одни думали, что она прилетала по прошествии 500 лет, а другие полагали, что феникс является не прежде, как спустя 1461 год. Сей последний период был весьма славен у египтян. Впрочем, доказывают, что предание о сем фениксе известно было и северным народам, и индианам и даже иудеям (см. IIc., CII, ст. 2). Платов в своей политике говорит, что к огда все звезды совершат бег свой, последует всеобщее изменение во вселенной. Во время Августа вообще думали, что скоро совершится великий период. И Вергилий этою общею уверенностью воспользовался, желая похвалить Августа (см. Эклог. IV). Но и китайские астрономы, чтобы польстить Государю в 1725 году во время соединения четырех планет – Юпитера, Марса Венеры и Меркурия, объявили, что все 7 соединились. И тщетно иезуиты обличали несправедливость. Хан приказал внести в летопись, что в 3-ий год его царствования, замечено соединение семи планет. Судите по этому о верности Хронологии китайской, и основательно ли мнение Г. Вольтера, который негде сказал: « китайский народ соединяет историю неба с историею земли, и одну оправдывает другою».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

140 Список ватиканский. Посему многие западные хронологи несправедливо от потопа до рождения Авраама считают 1232 года. 141 Συγκελ. Χονογ. Σελ. 87. Так Евсевий считает по LXX; след. в его время в некоторых списках LXX стояло 119 лет. 142 Исправлявший его примечал ту несообразность еврейского текста, что многие патриархи должны прожить по нему еще долго после призвания Авраама. 143 «’Οτι πρτερον μν κ τς Χαλδακς ναςς γς " Αβραμ ακησεν ις Χααν, τελευτσαντος δ ατ τ πατρς κειθι, κ τατης μετανσταται». Περ Αποικ. Δγρ. τα. α Σελ. 463 М. 145 Σειρ. ις τς Οκτατυχ. τμ α, Σελ. 83. Сличи ‘Ανασκευν τς τελευτ. διερμην. Διαθκ. Σελ. 626. 151 Другие предположения, более неестественные, см. в Algem Wallhist 1 c ad §265. addit not 183, – Баумгартена, и в Op Chronolog Калвизия. 153 Замечательно, что иудеи, не знавшие слов Апостола, столько же лет странствования из Халдеи в Ханаан назначили Аврааму, как свидетельствует об этом Петавий. Того же мнения держались сам Петавий, Иоанн Воссий и другие. De doctr. Tempor. lib. 9. p. 22. 155 Какие годы считает Моисей в 5-й и 11-й гл. книги Бытия, лунные дни (в 354). солнечные (в 365), или другого рода (на примере, египетские в 360 дн.)? «Какой был год у древних иудеев, говорит Петавий, не только до времени установления Movceeм их праздников, но и спустя несколько веков после того, по моему мнению, утвердительно на это отвечать никто не может». (Dion Petav Tom III Auctor Operis de doctr. Tempos L. S. cap I). Того же мнения о древнем счислении времени у иудеев и новейшие астрономы. «Это дело, говорит Иделер, не ясно, и потому мы оставим это допотопное время в покое». (Lehrbuch. Chronol. s. 198). Впрочем, должно согласиться, что год Movceeb очень близок к настоящему астрономическому году. В повествовании Movceя о потопе пять месяцев 600-го года Ноева, или года потопного, равняются 150 дням (слч. Быт. 7:11–24; 8:3–4 ), следовательно, в каждом месяце полагается круглым числом 30 дней. Даже упоминается 10-й месяц в 600-м году Ноевой жизни (8:5). От первого числа сего месяца до первого дня второго года, когда земля совершенно изсше (13), считаются 40 дней (6), потом седмь, и еще седмь (12), и неопределенное время (12 слч. 13). И также Movceeb год разнится от настоящего разве только несколькими днями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3) Согласие текста еврейского с переводом LXX в летах рождения Иаредом, Мафусалом, Ламехом, Ноем и Симом следующих за ними патриархов ведет прямо к подозрению повреждения в еврейском тексте. Евреи не могли прибавить по 100 лет к жизни сих патриархов после рождения от них следующих патриархов, потому что в таком случае вышло бы, что три первые патриарха (Иаред, Мафусал, Ламех) жили далее потопа, а число душ, вошедших в ковчег Ноя, не позволяет принять этого; между тем как в тексте LXX легко можно было убавить по 100 лет от времени после рождения у всех вышеупомянутых патриархов, если бы мы допустили вообще повреждение хронологических показаний не в еврейском, а в тексте LXX. Особенно же Евреи не могли отнять ста лет у Сима в допотопной его жизни. 4) Разногласие, какое находится, или, по крайней мере, находилось в еврейских рукописях, обличает намеренное повреждение хронологических показаний в еврейском тексте. Так на прим. Иареду восточные (еврейские) рукописи до рождения Эноха давали только 62, а западные 162 г.; отсюда у самих Евреев происходит различный счет лет от сотворения мира до потопа; восточные считают только 1556 лет 48 . Понятно, откуда вышла такая разность; одни в летах до рождения Иаредом Эноха убавляют 100 лет от 162, показанных в тексте LXX, следуя общему правилу прибавления и убавления, какое было наблюдаемо в изменении предыдущих показаний; другие оставляют их без изменения, поскольку, если приложить 100 лет к остальной жизни Иареда, как следовало бы сделать по общему правилу изменения показаний еврейского текста, и сие правило приложить ко всем патриархам от Иареда до потопа, то нужно принять, что Иаред жил еще несколько времени и после потопа, а это прямо противоречит библейскому повествованию. 5) Времена до рождения каждым патриархом следующего за ним по переводу LXX однообразнее, чем по еврейскому тексту. Так по еврейскому счислению поздние патриархи, каковы: Мафусал, Ламех, Ной, начинают рождать позднее, чем их предшественники. Тоже и после потопа 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Такое духовное направление жизни среди сифитов заметно проявило себя уже при сыне Сифа — Еносе : «Тогда, — говорит Бытописатель, — начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4:26). Это, конечно, не значит, что до этого времени совершенно не было в употреблении молитв, в которых призывается Бог. Религия стала выражаться во внешних формах, а следовательно, и в молитве, еще при Адаме. Выражение это означает лишь то, что теперь в поколении Сифа призвание имени Господа Бога сделалось открытым исповеданием их веры в Бога в противовес поколению каинитов, которые за свое безбожие стали именоваться сынами человеческими. Высшим выразителем и представителем духовной жизни сифитов явился Енох, который «ходил перед Богом» (Быт.5:22, 24), т. е. всегда в своей жизни воплощал высоту первоначальной человеческой чистоты и святости. Вместе с тем он первый сознал, к какой бездне порочности и греховности может привести безбожие каинитов, и выступил первым проповедником и пророком, возвестившим страшный грядущий суд Божий над « нечестивыми» (Иуд. 1:15). В награду за это высокое благочестие и пламенную веру Господь живым взял его с грешной земли (Евр. 11:5). Поколение Сифа, будучи носителем истинной религии и связанного с нею обетования, естественно, должно было стать тем корнем, из которого должно было развиваться все «дерево человечества». В этом поколении выступают один за другим патриархи — великие представители допотопного человечества, которые, будучи крепкими духом и телом, призваны были долголетним трудом вырабатывать и сохранять духовные принципы, которые должны были лечь в основу нравственной жизни всех дальнейших поколений. Для успешного осуществления своего назначения они, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, так что каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Первый человек Адам жил 930 лет; его сын Сиф — 912 лет; сын Сифа Енос — 905 лет; представители последующих поколений: Каинан — 910 лет, Малелеил — 895, Иаред — 962, Енох — 365, Мафусаил — 969, Лемех — 777 и Ной — 950 лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Часть II. Учение о религии богооткровенной, христианской Вторая часть «Основного богословия» занимается изложением доказательств богооткровенного достоинства христианской религии и, сообразно двоякому роду этих доказательств: непрямых, или косвенных, и положительных, или прямых, подразделяется на два отдела. В первом из них представляется критико-сравнительный обзор основных воззрений естественных религий или религиозных систем язычества; во втором показывается несравнимое превосходство христианства перед всеми этими системами и излагаются положительные доказательства его божественности. Отдел 1-й. Критико-сравнительный обзор естественных религий Классификация естественных религий по их основным принципам Все религии, стоящие вне откровенной религии и отличные от нее по своим источникам и по своим основным воззрениям, называются общим именем «естественных религий». Критико-сравнительный обзор этих религий в основном богословии имеет своей задачей показать, что ни одна из них не выходит из круга естественных религий и что притязание той или другой из них на богооткровенное достоинство незаконно. Выполнение этой задачи весьма важно для доказательства божественности христианской религии. Известно, что не только магометанство и новоиудейство, но все почти языческие религии признавались и признаются их последователями за религии сверхъестественные. Даже наиболее непритязательный в этом отношении народ – китайцы и те признают основателей религий, древних мудрецов Конфуция и особенно Лао-цзы, посланниками неба и последнему приписывают немало чудес и предсказаний. Индийцы возводят свою первоначальную религию, по ее происхождению, к самому Браме, которому приписывают сообщение ее через их родоначальника Ману. Последователи Зороастровой религии признают Зороастра пророком и считают его Зенд-авесту откровением доброго божества Ормузда. Древние вавилоняне считали свою религию откровением верховного божества Бэла, сообщенным, по одним легендам, через мифическое существо Оана, по другим – через допотопного патриарха Кензуфра. Египтяне провозвестником откровения считали божество Таот или Тот, которое называли вестником Озириса. Греки первоначальную свою религию производили также от богов; римляне от богини Эгерии и проч. 351 Эти факты показывают, что сознание необходимости откровения в деле религии и желание обладать откровением не есть горделивое притязание какого-нибудь частного народа, но есть всеобщее желание народов, выражение глубочайшей потребности человеческого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010