протоиерей Николай Попов История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец. Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения 38 ; потому Бог милостиво принял дар Авеля 39 , а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его 40 . После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет 41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» 42 . Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение 43 , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего 44 . От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни. Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема 45 . Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф 46 . После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его 47 . Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более 48 ( Быт. 4, 5 ). Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) 49 . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Родословие, приведенное евангелистом Лукой, совпадает именно с греческим, а не с еврейским вариантом родословия (сын Арфаксада – Каинан, а не Сала, как у масоретов ( Лк. 3, 36 ), ( Быт. 10, 24 ). Некоторая часть приведенных выше данных взята не из Писания, а из Предания. С начала пятой главы начинается новый отдел книги Бытия – родословие Адама и других допотопных патриархов. «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил двести тридцать лет, и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа било семьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» ( Быт.5,1–5 ). Священное Писание ясно показывает различие состояний природ у Адама, вышедшего из рук Божиих, и у рожденного после грехопадения Сифа. Если Адам был создан чистым зеркалом, отражающим сияние славы Творца, то сын его был уже образом и подобием не Самого Бога, а уже Его искаженного и испачканного зеркала: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные». Первозданный носил образ Бессмертного, Небесного Бога и сам был бессмертен и лик его сиял небесной жизнью. Но когда он отпал от небес и прилепился к земле, тогда стал, как и сама персть, изменяемым, тленным и смертным, и именно этот образ и подобие Адам передал Сифу и через него всем нам. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15, 49 ). И первым из потомков Адама, кто устремился сам вместе со своими потомками к этой небесной жизни, которую утерял первочеловек, был Сиф. Поэтому и Иисус, сын Сирахов, говорит, что Сиф «прославился между людьми» ( Сир. 49, 18 ). «Прославился» здесь означает то, что он был пронизан славой, энергией Божией. По преданию, «когда Сифу исполнилось 40 лет (5238 г. до Р.Х.), он был восхищен ангелом на высоту и научен знанию многих тайн Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

С. Соловьев . Рождение Сифа Быт.4:25 . И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла имя ему: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. На место двух старших детей Адама и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой – безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына – по имени Сифа. Значение его имени объяснено в самом тексте, в смысле «утверждения, основания» истинной веры, или «подстановки, возмещения» той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. «Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее» (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь . В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор. 3:11 ). Религия Еноса Быт.4:26 . У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; Имя этого патриарха в буквальном переводе с еврейского означает: «слабый, хилый, немощный, смертный», откуда – в качестве производного существительного: «человек», характеризуемый именно со стороны вышеуказанных свойств его природы ( Пс. 8:5 ). Уже одно это имя достаточно свидетельствует о том духе смиренной покорности пред Богом, который отличал благочестивых сифитов, в противоположность горделивому самомнению и высокомерию каинитов. тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Славянский текст имеет здесь свою вариацию, именно вместо слов «тогда начали» – «сей упова»; произошло это от смешения двух фонетически сходных еврейских слов, из которых одно значит «начинать», а другое – «подняться, уповать»; предпочтение здесь должно быть отдано русскому переводу. Что касается до смысла этой библейской фразы, то она прежде всего говорит о торжественном призывании во дни Еноса имени Бога как Иеговы, т. е. о начале общественного богослужения. Во-вторых, как думают некоторые из отцов Церкви (Златоуст, Феодорит, Ефрем Сирин ), – она указывает на то, что благочестивые сифиты за свою ревность Иегове, торжественное Его прославление начали называться «во имя Иеговы» «иеговистами» ( Ис. 45:3 ). Все это особенно выделяло благочестивых сифитов, ревнителей Бога и давало им право на то наименование «сынов Божиих», с которым мы встречаемся позднее ( Быт. 6:2 ). И вот в то время, как поколение каинитов через основание города, изобретение светских ремесел и искусств клало первый камень мирского могущества, племя сифитов, совокупным призыванием Бога, полагает основание Царству Божию на земле – Церкви, как обществу людей, объединенных между собой верой в Искупителя (Иегову) и надеждой на избавление через Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ср. толкование, приведенное в: Толковая Библия, т. 1, с. 165. 27 Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. В кн.: Флоренский П. А. [Соб. соч.,] т. 1, ч. 1, с.23. 29 Ср.: «Песнь Песней есть наивысшее из всех ветхозаветных пророчеств Мессии». – Толковая Библия, т. 2, с. 40. 30 Троица существовала извечно. Только так может объясняться постоян-но повторяющаяся при творении фраза «И сказал Господь Бог», которою предваряется сотворение тьмы и света, неба и земли и т.п. Кому сказал? Что значит: «В начале было Слово»? Автор этого предложения, Апостол и Евангелист Иоанн отчетливо разъясняет, с Кем Бог говорил, и что это за Слово: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанн 1:4). Так объясняется и мно-жественное число глагола «сотворим», которою Бог начинает каждый акт Своего творения: разумеется, тогда множественное число не могло, как это делается в наше время, использоваться относительно одного лица как знак должного уважения. 34 Ср.: «Которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя » (Исайя 56:5); «И убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем » (Исайя 65:15). 36 Слова Господа об Илье («Я пошлю к вам Илию пророка пред наступле-нием дня Господня, великого и страшного» – Мал. 4:5 ) в евангельских событиях служило поводом для сомнений в божественной сущности Христа. Отвечая на вопрос «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?», – Христос говорит об Иоанне Крестителе, называя его Илией: «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели» ( Марк 9:11–13 ). 37 В апокрифической литературе существует «Книга Еноха», сохранив-шаяся в эфиопском переводе, переведенная в XIX в. на немецкий (Лейпциг, 1853) и на русский (Казань, 1888) языки. Учитывая особую значимость чисел в Библии, невольно обращается внимание на то, что возраст Еноха, обозначенный числом «триста шестьдесят пять лет» ( Быт. 5.23 ), несопоставим с возрастом ни одного из допотопных патриархов от Адама до Ноя включительно: их возраст колеблется от 969 (Мафусал, дед Ноя) до 777 лет (Ламех, отец Ноя).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Среди пустынной и однообразной местности жили не одни евреи, а чистейший монотеизм встречается, между тем, у них одних. Да и можно ли называть занимаемую евреями местность пустынною и однообразною? – Нет. Как Патриарх народа, так и сам народ жили, главным образом, в Палестине, а Палестина представляет собою чрезвычайное разнообразие: она имеет и горы и озера и реку. Красотой природы ее восхищался и сам Ренан, когда думал объяснить ею миросозерцание Христа Иисуса. Правда, евреи жили некоторое время в пустыне, но они жили в ней уже с сложившимися ранее верованиями и жили всего сорок лет, что для образования верований очень мало. По всем таким основаниям нужно признать, что все, даваемые монотеизму еврейскому объяснения ненормальны и что, как бы кто ни объяснял его, он всегда останется примечательным явлением в истории религии. §27. Учение о свойствах Божиих Признавая Бога единым, ветхозаветное учение не соединяет с этим единством понятия о какой-либо, как думали некоторые 259 , сокрытой в природе силе, о какой-либо душе мира в смысле пантеистическом, а говорит о Нем, как о существе премирном, духовном, личном и святом. Что Бог есть существо премирное и духовное, о том достаточно свидетельствуется уже самым актом миротворения. Немало находится и прямых, определенных о том свидетельств. Не вечно, говорит Господь о допотопном человечестве, духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Пророк Божий Моисей два раза называет Его Богом духов всякой плоти ( Чис.16:22. 27:16 ). В ветхозаветном учении есть даже несколько мест, в которых положительно опровергается пантеистический взгляд на Божество. Образумьтесь, говорится в книге Псалмов, бессмысленные люди! Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны. ( Пс.93:8–11 ). Как говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль, обличает пророк Исаия, путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

То есть созерцание любой из тайн жизни Христа Спасителя, равно как и участие в любом из церковных Таинств, требует от нас собранного участия и сердечного рассуждения . Итак, почему доступ к Его Таинствам и тайнам жизни Христа открывается лишь для немногих? Попробуем ответить на этот вопрос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28) — этот призыв Христа, обращенный ко всему человечеству, есть призыв ко спасению всех людей и каждого человека в отдельности. Сын Божий действительно принес полноту спасения на эту Землю: «…Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Но воспользоваться даром вечной жизни со Христом и во Христе могут только те, которые ответят согласием на Его призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»! Сказавший о Себе: «…Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13), призывая к Себе труждающихся и обремененных («Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные»), имеет в виду обремененных грехами и труждающихся на дьявола. Христос, рождаемый в Вифлееме, и есть освободитель рода человеческого — от власти греха, дьявола и страха смерти! «И Он призывает всех, а не только детей Израилевых, будучи Творцом и Господом всех. Труждающимися Он называет иудеев, которые не смогли понести иго закона (то есть впали во власть греха и тень смерти. — О.С .), а обремененными — идолопоклонников, поскольку они обременены дьяволом и отягчены множеством грехов» . Далее мы исследуем вопрос о том, почему посвящение в тайну Рождества Христова для одних было  через явление Ангелов, а для других — посредством Вифлеемской Звезды? Но еще ранее патриарха Иакова и языческого пророка Валаама созерцал время и значение Пришествия Христа Спасителя допотопный злодей, совершивший двойное убийство (собственного отца и родного сына). «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт.

http://radonezh.ru/analytics/beseda-na-r...

Уча о душе, как особом, отличном от тела, духовном начале в человеке, Свящ. Писание с не меньшей ясностью и определённостью свидетельствует и о продолжении существование души и после разлучения её с телом. Так, Моисей, передавая о смерти допотопных патриархов, относительно Еноха замечает, что «его не стало, потому что Бог взял его ( Быт. 5:34 ), чем ясно показывает не только то, что, по оставлению этой жизни, душа не умирает, но и то, что по особенной воле Божией она даже прямо может быть переселяема к Богу, быв совершенно изъята от ужаса смерти, в каком смысле взятие Богом Еноха объясняет и ап. Павел: «верою, говорит он, Енох переселён был так, что не видел смерти и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр. 11:5 ), а Прем. Сирах это переселение называет взятием на небо живым: «Енох угодил Господу и был взят на небо» ( Сир. 44:15 ). Впоследствии, упоминая о смерти Авраама, Моисей следующей замечательною чертою характеризует её; «и скончался Авраам, и умер в старости доброй... и приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). Что, спрашивается, означает: «и приложился к народу своему?» Может быть, этим указывается только на то, что Авраам был погребён в одной гробнице с телами и костьми своих предков? Но, как известно, он умер и погребён был в земле Ханаанской ( Быт. 25:9–10 ), тогда как все предки его, исключая Фарры, умерли и погребены были в земле Месопотамской и земле Халдейской. Не будет ли сообразнее с существом дела понять означенные выражения в том смысле, что Авраам не телом, а душой приложился и приложился не к сборищу тел или костей, а к сонму душ своих единоплеменных предков? Что душа Авраама не умерла и не подверглась разрушению вместе с телом, становится совершенно ясным и из свидетельства Иисуса Христа, Который возвестил, что душа Авраама находится в особом месте, отличном от ада ( Лк. 16:22–31 ) и возрадовалась, когда увидела, что обетование Божие о пришествии Мессии, наконец, исполнилось в лице Господа нашего Иисуса Христа ( Ин. 8:56 ). В этом, конечно, а не ином смысле, могут и должны быть понимаемы и сказанные Моисею пред его смертью Самим Богом слова: «взойди на сию гору Аварим, на гору Нево и приложись к народу своему, как умер брат твой на горе Ор, и приложился, к народу своему» ( Втор. 32:49, 50 ). Гора Аварим, на которой умер Моисей, находилась в земле Моавитской, а гора Ор, на которой умер Аарон, – в Аравии каменистой, предки же Аароновы и Моисеевы умерли и погребены были в Месопотамии, в земле Халдейской и Ханаанской. О сохранении же души пр. Моисея, не подвергшейся разрушению вместе с телом, опять самым определённым образом свидетельствует Евангелие, когда, повествуя о преображении Господнем на горе Фаворе, говорит, что там явился Моисей и беседовал с Иисусом Христом о предстоящем страдании Его ( Мф. 17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Царственное положение зла на земле было бы, как мы уже говорили и как увидим подробно в своем месте, началом конца самого существования человека на земле. Нравственное зло на земле только терпимо Богом; но оно не должно державствовать в сонме племен и народов. Коль скоро народы земли перестанут идти или не будут стремиться идти под знаменем добра и нравственного порядка жизни, мир должен погибнуть, как не отвечающий цели своего бытия и идее Божией о человеке. Суд Божий об этом выражен в Св. Писании – в словах, которые сказаны о допотопном мире: «...и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт.6:6 ). Не произвол и не насилие отдельных личностей служат залогом к установлению нравственного порядка в жизни народов, а правильная гражданственность, настоящая и истинная государственность, раскрывающиеся в своих институтах на почве определенного и положительного закона. И в этом случае, какие бы то ни были недостатки положительного закона народа или страны, самый закон всегда нормирует жизнь народа в порядке нравственных ее начал. Племена негосударственные тем и отличаются от племен государственных, что не имеют в себе нравственных сил к творчественному созиданию нравственного порядка воплощения социальной жизни, а потому эти племена или, по закону ассимиляции, прививаются к государственному народу, «переливаясь в его квас и заимствуя его вкус и запах», или продолжают свое существование до некоторой степени обособленно, но в качестве, однако, этнографического материала для государственного народа, служа ему субстратом и следуя его водительству. В общем закон бытия исторических судеб племен и народов обозначен в боговдохновенных пророчественных словах патриарха Ноя, которыми он по внушению от Духа Божия обозначил будущность в потомстве трех своих сыновей, как родоначальников человечества, имеющего вновь после потопа заселить собой землю. «Ной, – говорит Св. Писание, – проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его , и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо допотопный патриарх Енох (наиболее распространенное мнение), о котором сказано, что он живым был взят из этого мира: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), либо пророк Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15–16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их...» ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) – три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца ( Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Т. о., продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года – ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, ...оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20–21 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 275–280; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 344–347; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 291–307. Вопрос 60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов.19:25; Мф.19:28; Ин.5:25,28,29; Рим.8:11; 1Кор.15:12–17, 35–38, 42–44, 51–53; 2Кор.5:10; Флп.3:21; 1Фес.4:16–17; Евр.9:27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет.3:7,10,12–13; Рим. 8:19–21; 1Кор.15:24–26; Лк.12:47–48)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

— Это необычное эссе было написано в 1911 году. Могу рекомендовать почитать его и взрослым, и детям. Казалось бы, в самом названии видится противопоставление: малые — Великий, дети — Бог… Но вспоминаются Евангельские слова: «Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его перед Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, то будет велик» (Лк. 9:49). Готов согласиться с некоторыми мыслями Корнея Ивановича. Например, он очень верно подметил, что детям не следует говорить о Боге того, к чему они еще не подготовлены, что несообразно их возрасту. Необходимо учитывать особенности детского мышления и психологии. Однако не могу согласиться с его пониманием «детской религиозности» и с тем, что дети проходят в своем развитии стадии, которые проходило человечество, что «каждый ребенок язычник, политеист, и самые допотопные религии, давно изжитые человечеством, вновь переживаются ребенком». Думаю, что и тогда, и сейчас немало детей, для которых «мир Божий, сверхъестественный, был такой же реальностью, как и этот земной…в ангельском детстве и отрочестве «сердце» хотело веры, радовалось ей; и наоборот, не хотелось неверия». Так пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Детская вера», отвечая на вопрос: «Что из детства помогло мне стать верующим?» Чистая детская вера, без всяких примесей, возможна, скорее, в благочестивых семьях, в которых родители дают пример искренней, глубокой веры, охватывающей всю их жизнь. Таких семей сейчас немало. И думаю, в этих семьях проблема что, как и когда говорить о Боге, решается так, как мне сказала одна благочестивая мама, вырастившая монаха: «Я росла вместе с сыном». — Подытоживая наш разговор, чтобы Вы хотели пожелать педагогам, родителям, воспитателям — всем, кто говорит с детьми о Боге? — У нас есть общие цели — сохранить чистоту веры у наших детей, чтобы они пронесли ее через всю свою жизнь, несмотря на все соблазны современного мира, чтобы эта вера была живая, действенная и ко спасению во Христе. Для этого нам надо самим быть искренними, честными, открытыми для совместного творчества, внутренне созидать себя, расти духовно, и осознавать всю ответственность перед Богом и людьми за каждую детскую душу.

http://patriarchia.ru/db/text/2913594.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010