Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Е. Марков " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Путешествие по Святой земле. Иерусалим и Палестина, Самария, Галилея и берега Малой Азии — Е. Марков Е. Марков В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Часть I. Путешествие по святой земле I. Допотопный город Пристань Св. Земли. – Соломон и пророк Иона. – Шхеры. – Приют православных паломников. – Память средних веков. – Базары Яффы. – Арабская толпа. – Наполеон в Яффе. – Ругня арабских матрон. На рассвете 30 апреля показался вдали берег Яффы… Главная цель нашего странствования теперь достигнута, окончено долгое скитание по морям, и ничто больше не заслоняет от нас так давно манивших нас поэтических горизонтов Святой Земли. Мы радовались как дети, любуясь с высокой рубки на белый амфитеатр Яффы, с волшебною быстротой выраставший в наших глазах от незримо быстрого плавного приближения к нему парохода. Вопреки всем предсказаниям и всем опасениям, море стало тихо, как уснувшее озеро. Неподвижная голубизна этого моря и такая же глубокая голубизна неба выделяли белые башни Яффских плоско-крыших домов и обрывы береговых утесов с поразительною яркостью… Яффа недаром называлась «прекрасною» еще в ветхозаветной древности. Это достойная пристань Святой Земли, заслуженный страж исторических ворот, через который прошли тысячелетия. На земном шаре нет другого города, которого легенды народов почтили бы такою старинною родословною. Евреи издревле считали Яффу городом Иафета, сына Ноева, и полагали, что Ноев ковчег отплыл из его пристани в разверзшиеся хляби земли… Даже Плиний, патриарх естествознания, признает допотопный титул за Яффою, этою его Ioppe Phoenicum, antiquior terrarum inondatione 1 . От того в старые века искали ве Яффе гробницы Ноя. Фантазия древних Греков, конечно, тоже не миновала этого древнейшего из всех городов мира. К скалам Финикийской Яфо или Иоппе, как рассказывает Плиний, была прикована по злобе Нереид осужденная морскому чудовищу Андромеда, спасенная потом Персеем; и следы ее цепей показывались на утесе Яффы еще в первые времена христианства.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/puteshes...

«Novum Testamentum in Vetere latet Yetus Testamentum in Novo patet» Это значит: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий же Завет в Новом открывается». Итак, что же такое представляет из себя Ветхозаветная Библия. «Мы находим в Библии, – по словам английского писателя критического направления Сандерленда, – биографии, краткие и более обширные, своды законов, летописи и родословные; собрания мудрых изречений; описание религиозных обрядов и учреждений; романы, притчи, размышления о прошедшем, апокалиптические предвидения будущего, письма, самые разнообразные и религиозные мысли». Даже по мнению этого критически настроенного ученого, «многие из этих писаний принадлежат к числу самых благородных религиозных произведений». Сравните с этим суждением слова проф. Ковалевского: «В Библии нет ничего священного с точки зрения христианской; библейская нравственность не может служить светочем для христианских детей; современное христианство живет выше этой нравственности» (Б. и нравств., 743). Так как первым писателем книг Ветхого Завета, по единогласному свидетельству предания еврейского и христианского (Ев. Мф.19:7 ), был пророк и вождь народа еврейского Моисей, а мы уже знаем по теории ограниченной богодухновенности, что священные книги – продукт синтетического творчества ума Божественного и человеческого, то, естественно, первый вопрос, подлежащий нашему решению, это вопрос о том, каким образом Моисей, живший 3½ тысячи лет после сотворения мира, мог написать книгу Бытия, излагающую начало человеческой жизни на земле и историю патриархального периода его жизни; иначе говоря, сохранились ли и как именно могли передаться от предков еврейского народа до Моисея, в течении свыше 3 1 / 2 тысяч лет, истинные предания о древнейших временах мира, особенно допотопного, и о самом начале мира? Прежде всего, мы должны отметить крайнюю краткость сведений, сохраненных нам в книгах Моисея о жизни допотопного человечества, имея в виду, что жизнь Ноя уже рассказывается во второй половине 5 главы Бытия, а потоп – в 6 гл.; первые же три главы Бытия дают рассказ о сотворении мира и человека и о грехопадении первых людей, о фактах кардинального характера, которые не могли ни в каком случае забыться. В промежуточных двух главах 4 и 5 рассказана с наибольшими подробностями история первого братоубийства на земле (4 гл.), первая же половина главы 5-й Бытия дает сухой перечень имен допотопных патриархов с указанием лет их жизни и весьма кратких дополнительных сведений. Эту поразительную краткость повествования о допотопной истории нужно иметь в виду, чтобы не удивляться тому, каким образом память народная в устном предании могла сохранить и передать чрез Ноя послепотопному человечеству те в высшей степени краткие, легко запоминаемые сведения, которые нашли себе выражение в первых 5–6 главах Бытия и глухой отголосок в преданиях почти всех исторических народов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

И действительно, повеление, которое он получает, снова торжественно вручает не одному Ною, а всему человечеству землю; снова повторяется благословение множиться, снова дается власть человеку над животными, но прибавляются многознаменательные слова: «страх и трепет ваш будет на всех зверех земных», т.е., человек может властвовать над животными, лишь покоряя их себе силой, или отгоняя их страхом. Прежние близкие отношения человека к животным изменяются не только потому, что грехом он удалился от райской жизни, где животные окружали его, но еще и потому, что умственное развитие человека подвинулось, что животные оставались неподвижными в своем развитии, а человек шел вперед и оставил их далеко за собою; он удалился от них и посредством греха, который был – злоупотребление воли, что недоступно животному, и он удалился еще более потому, что он вышел из жизни исключительно плотских требований; он стал жить умом и надеждой в сфере, для животных недоступной, в сфере мысли, в сознании идеального мipa, к которому он стремился; он менее начал понимать животную жизнь и окружающую его природу, потому что часть мысленных своих сил он устремлял на цели нравственные, на анализ своих ощущений, наконец на устройство своих отношений к подобному себе. 15 Удаление человека от животного мipa и сознание своего возвышения над ним мы видим в весьма знаменательном обряде жертвоприношения, которое здесь впервые упоминается в Книге Бытия, и в дозволении есть мясо животных. Более чем вероятно, что допотопный мip не знал мяса; но, говоря уже о преданиях золотого века, самое уменьшение жизни людей после потопа указывает, что изменились физические условия жизни; причем нельзя не думать, что самое долголетие патриархов намекает на отсутствие пищи, заключающей в себе много азота, которая так способствует быстрому горению тканей. Допотопный мip не был мip каннибалов; надо строго различать два совершенно разные развития: первобытного человека, злоупотребляющего своей волей, знавшего убийство, но не павшего так низко, как дикий, который дошел до низшей ступени человечества забвением нравственных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, как бы кто ни относился к факту долгожительства людей, упоминаемых в пятой и одиннадцатой главах книги Бытия, нельзя считать эти сведения выдумкой, особенно если принять во внимание сходные черты хронологии шумеров, вавилонян и ассирийцев, в основе которых лежит древнее предание, сведения которого по прошествии времени были преувеличены. Люди, упоминаемые в Священном Писании, бесспорно, существовали, а описанные там события имели место в истории.   Примечания   1. Автор имеет в виду попытки объяснить большое число лет, прожитых древними людьми, таким, например, способом: якобы под годами здесь нужно подразумевать месяцы, и тогда число лет будет выглядеть более правдоподобно. Но, конечно, подобное объяснение является несомненной натяжкой: не могли же ветхозаветные праотцы рожать детей в возрасте 35 месяцев (если год считать за месяц). 2. Такое объяснение причин долголетия древних людей дает и А. П. Лопухин («Библейская история Ветхого Завета», Монреаль, 1986 г., с. 19). Оно, очевидно, в конечном итоге восходит к Иосифу Флавию («Иудейские древности». 1,3,9). 3. Баснословные цифры для жизни и правления древних героев и царей свойственны также индийской мифологии. Так, герой «Рамаяны» – мифический царь Рама – правил будто бы 9 000 лет. У многих народов память о здоровье и долголетии первых людей сохранилась в виде предания о золотом веке (у греков, римлян, египтян, у ацтеков Мексики и других народов). 4. Некоторые специалисты–ассириологи отмечают сходство имен допотопных и послепотопных патриархов с названиями древних городов в Месопотамии. Так, в книге Бытия (4,17–18) мы читаем, что Каин строит город и называет его Енох (евр. – Ханох) в честь своего сына. Это название сходно с шумерским названием города Урука (UNUG.KI). Имя сына Еноха, Ирад, имеет большое сходство с названием города Эриду, а имя Ламех походит на название города Ларака. Имя Тувал–Каина (Фовела) имеет компонент «тувал», который, как предполагают, происходит от шумерского tibira и так же, как еврейское «каин» означает «кузнец». Один из древних (допотопных) шумерских городов назывался Бад-тибира («стена кузнеца»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

и все вопросы их увидах. и вздхнул и плакахся о погибели нече с твых и рех в ср д ци моем. бл а жн иже ся не родил» 357 . Рассказ этот, несомненно, заимствован из тех мест книги Еноха, где говорится о путешествии патриарха в «долины наказания» грешников 358 . Второй славянский отрывок заключает в себе краткий очерк жизни Еноха и взятия его на небо; здесь гораздо яснее открывается знакомство составителя отрывка с псевдэпиграфом Еноха: передаваемые здесь подробности из жизни допотопного патриарха не встречаются ни в какой другой апокрифической книге, кроме изучаемой нами. Вот одно из мест, особенно сильно напоминающих книгу Еноха: «и бы ему. т. з. ле т и восхождаше на н е бо с англы и показаша ему вся неизреченнаа и неиследованная мрть б о жии престо л гнь. И анг е льское неи з реченное пение и вся .з. н е бс еже зовутся книги потаенныа еноховы еже виде и написа. и паки сниде. И собраша к нему снове е и вси лю ди и нача к ни м глати словеса бл а гополезная и повеле книги держати сново м сво м в веки " 359 . Рассказ этот, по всей вероятности, есть краткая переделка 71, 81:6–82:3 книги Еноха. Кроме этих отрывков в славянской письменности есть и другие апокрифы, в которых заметно некоторое влияние на них книги Еноха. Здесь мы не найдем буквальных выдержек из этой книги, но многие легендарные сказания очень близко напоминают рассказы эфиопского апокрифа. Так в «Откровении Авраама» 360 Азазил, как и в книге Еноха, выставляется одним из высших демонов, которому Бог дал власть губить человеческий род (Кн. Ен.10:4; 69:2). В другом апокрифе – «Смерть Авраама» 361 рассказывается, что Енох, учитель небесный и книгочий правдив, получил от Бога полномочие «да исписает беззакония и правды комуждо»; здесь же упоминается о небесных книгах, в которые записываются все дела человеческие (Кн. Ен.81:4). Кроме того, в обоих указанных апокрифах есть рассказ о восхождении Авраама на небо, что очевидно также есть подражание книге Еноха, где часто говорится о небесном путешествии допотопного патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В истории патриархов, праотцов еврейского народа, мы встречаемся со следующим замечательным явлением: начиная с самого Авраама, как продолжателя благословенного рода от Сима, преемники его собственного рода в течение нескольких поколений были не первенцы, не старшие сыновья. Сам Авраам, его преемник, Исаак, не были первенцами; Иаков тоже не считался перворожденным; затем благословение первородства перешло к Иуде, четвертому сыну Иакова; наконец и преемник Иуды, Фарес, не был его старшим сыном. Исав, три старшие сына Иакова ( Быт.49:3–7 ) и старшие сыновья Иуды (38:7–10) не получили благословения первородства за их нравственное недостоинство. Не имело ли места что-нибудь подобное и в преемстве допотопных патриархов? Пример этого во всяком случае мы видим в сыновьях Адама, Каине и Сифе. Если при этом допустить, что и у последнего допотопного патриарха, Ноя, старшим сыном был не Сим, а Хам 460 , то мы и в начале, и в конце допотопного периода истории имели бы два факта, которые позволяли бы сделать заключение, что устранение старших сыновей от преемства в благословенном роде было как бы общим правилом, как в допотопное, так отчасти и в послепотопное время. Пример Каина, Хама и других вышеназванных первенцев показывает, что как будто наследственная греховная порча наиболее обнаруживалась в старших детях патриархов, почему они и признавались недостойными быть главами того рода, который должен был хранить на земле истинную веру и истинное благочестие. Высказанному нами и посильно обоснованному предположению, что названные Моисеем преемники допотопных патриархов не были первенцами, как будто не благоприятствует образ выражения, употребляемый бытописателем при изложении родословия. Он говорит так: «Сиф жил 205 лет и родил Эноса. По рождении Эноса Сиф жил восемьсот семь лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было 912 лет, и он умер». Этот образ выражения неизменно проходит через всю родословную. Он как бы наводит на мысль, что у каждого патриарха рождались дети уже после того, как родился сын – первенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Но особенным уважением псевдэпиграф Еноха пользовался у автора другой апокрифической книги, известной под именем «Заветов двенадцати патриархов " 278 . Указания на книгу Еноха встречаются здесь весьма часто, хотя по какой-то странности мы не находим здесь ни одной дословной цитаты. Автор заветов постоянно подкрепляет свои слова ссылками на книгу Еноха, но влагает в уста допотопного патриарха такие пророчества, которые очень часто нисколько не напоминают дошедший до нас апокриф. Филиппи и Дилльман объясняют эту странность таким образом: «двенадцать патриархов, говорит Филиппи, по намерению автора этого псевдэпиграфа, хотят обосновать свое учение и пророчества более ранними писаниями; но так как им в этом случае не могло оказать услуги ни одно из письменных произведений патриархального периода, то они естественно с любовью останавливаются на книге Еноха, не обращая внимания на то, высказано ли там, или нет приписываемое ей учение. Следовательно, если К. Гофман 279 утверждает, будто в заветах 12 патриархов просто только выдумано, что Енох написал книгу пророчеств, то он идет против всякой исторической очевидности» 280 . Мы вполне соглашаемся с таким мнением. Несомненно, прежде всего, что автор заветов знал и хотел ссылаться на писание с именем Еноха, почему говорил не о пророчествах только допотопного патриарха, которые могли сохраниться и по преданию, а прямо о его книге (γραφ, βιβλον, βιβλα и γραφ νμου νχ и только раз λγοι Ενχ). Никак, далее, нельзя отрицать и того, что автору заветов была известна именно та самая книга Еноха, которая сохранилась до нашего времени; знакомство это открывается не только в содержании, но и в самой форме пророчеств и видений, сообщаемых от лица патриархов. Так Левий рассказывает сонное видение, во время которого он, подобно Еноху (14:8–25), был восхищен на небеса и видел здесь семь чинов ангельских, причем его сопровождал ангел, объясняющий ему все видения (ср. кн. Ен.22:3, 6; 23:4; 24:6, и т. д.); пророчество о своем будущем священстве Левий также получает в сновидении и при этом подобно Еноху (83:6–9), рассказывает свой сон деду (Исааку), от которого и получает объяснение его 281 . Символика заветов также во многом напоминает псевдэпиграф Еноха; так Неффалим в одном из сновидений видит тельца с двумя большими рогами (ср. кн. Ен.85 и 90:38), а в завете Иуды рассказывается о рождении непорочного агнца, который одолел и ниспроверг всех зверей, устремившихся на него (кн. Ен.90:9–13) 282 . В заветах Рувима и Неффалима есть рассказ о плотском падении небесных «стражей», весьма близко напоминающий рассказ книги Еноха и очевидно отсюда заимствованный 283 . Наконец в завете Левия делается прямое указание на седмины Еноха 284 . Что автор заветов действительно позволял себе влагать в уста Еноха мысли по своему произволу, это яснее всего открывается из того, что в завете Завулона 285 из «писания закона Еноха» цитируются слова, взятые из Втор.25:7–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Очень может быть, что апокриф пользовался уважением в обществе монтанистов, к которым некоторое время своей жизни принадлежал и Тертуллиан; таким образом, если он говорит, что богодухновенность книги Еноха не принимается только некоторыми, то имеет в виду, может быть, не всех христиан, а только общество своих единомышленников. Климент Александрийский , который несомненно знал книгу Еноха, в своем сочинении «κλγαι προφητικν» ставит ее, как бы наряду с пророчествами Даниила; вот подлинные слова сочинения: «благословен еси, видящий тайны преисподней, сидя над херувимами, говорит Даниил, одинаково думая с Енохом, говорящим: и я видел все вещества ( Δανιλ λγει μοδοξν τ νχ τ ερηκτι, κα εδον τς λας πσας) " 321 . Несомненно, что речь здесь идет о той самой книге Еноха, которая известна нам в настоящее время, так как в том же сочинении Климент, ссылаясь на свидетельство Еноха, приводит рассказ о падении ангелов и распространении ими на земле тайных знаний 322 . Но на основании слишком краткого свидетельства Климента очень рискованно утверждать, что названный учитель церкви приписывал книге Еноха каноническое достоинство. Знаменитый учитель церкви Ориген не только приводит выдержки из книги Еноха, но иногда даже ссылается на нее в пояснении некоторых мест св. Писания. Впрочем, Ориген нигде не приписывает ей значения богооткровенного писания и как бы относит ее к книгам с сомнительным достоинством; «так как Еноховы книги, говорит он, не имеют, кажется, авторитета у евреев, то мы повременим приводить из них пример, а представим свидетельства из находящихся у нас под руками книг, в которых не может быть сомнения» 323 . Только однажды Ориген решается без всяких оговорок вложить в уста допотопного патриарха слова из сохранившейся до нас книги Еноха; в сочинении Περ ρχν встречается такое выражение: «в своей книге Енох говорит так: ambulavi usque ad imperfectum» 324 ; здесь Ориген подразумевает именно допотопного патриарха, а не псевдо-Еноха, и таким образом приписывает книге Еноха как бы подлинность. Но вообще знаменитый учитель церкви не высказывает своего взгляда на подложную книгу и старается говорить об ней или неопределенно, или условно, в такой, например, форме: «если кому угодно принимать ее за книгу священную» (ε τ φλον παραδχεσθαι ς γιον τ βιβλον), или: «в церквах она не вполне принимается за божественную, ν τις κκλησαις ο πνυ φρεται ς θεα τ πιγεγραμμνα το νχ βιβλα " 325 . Но если эти неопределенные выражения не разрешают нам вопроса, как смотрел сам Ориген на книгу Еноха, то на основании их можно по крайней мере думать, что в III в. было немало христиан, с уважением относившихся к апокрифу, хотя и не признававших его за вполне богодухновенное писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Е. Марков Часть I. Путешествие по святой земле I. Допотопный город Пристань Св. Земли. – Соломон и пророк Иона. – Шхеры. – Приют православных паломников. – Память средних веков. – Базары Яффы. – Арабская толпа. – Наполеон в Яффе. – Ругня арабских матрон. На рассвете 30 апреля показался вдали берег Яффы... Главная цель нашего странствования теперь достигнута, окончено долгое скитание по морям, и ничто больше не заслоняет от нас так давно манивших нас поэтических горизонтов Святой Земли. Мы радовались как дети, любуясь с высокой рубки на белый амфитеатр Яффы, с волшебною быстротой выраставший в наших глазах от незримо быстрого плавного приближения к нему парохода. Вопреки всем предсказаниям и всем опасениям, море стало тихо, как уснувшее озеро. Неподвижная голубизна этого моря и такая же глубокая голубизна неба выделяли белые башни Яффских плоско-крыших домов и обрывы береговых утесов с поразительною яркостью... Яффа недаром называлась «прекрасною» еще в ветхозаветной древности. Это достойная пристань Святой Земли, заслуженный страж исторических ворот, через который прошли тысячелетия. На земном шаре нет другого города, которого легенды народов почтили бы такою старинною родословною. Евреи издревле считали Яффу городом Иафета, сына Ноева, и полагали, что Ноев ковчег отплыл из его пристани в разверзшиеся хляби земли... Даже Плиний, патриарх естествознания, признает допотопный титул за Яффою, этою его Ioppe Phoenicum, antiquior terrarum inondatione 1 . От того в старые века искали ве Яффе гробницы Ноя. Фантазия древних Греков, конечно, тоже не миновала этого древнейшего из всех городов мира. К скалам Финикийской Яфо или Иоппе, как рассказывает Плиний, была прикована по злобе Нереид осужденная морскому чудовищу Андромеда, спасенная потом Персеем; и следы ее цепей показывались на утесе Яффы еще в первые времена христианства. Во всяком случае во дни Соломона Яффа была единственною пристанью Филистимского побережья, через которую народ Божий мог сообщаться по морю с чужими странами. Когда премудрый строитель послал просить на постройку Храма Иерусалимского кедров Ливанских у Тирского царя Хирама, друга отца его Давида, то Хирам отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате, богопочитание было отброшено и почти забыто. Весь мир постепенно и неуклонно (исключение всегда составляли единицы) погружался во тьму греховных страстей, выбрав себе в покровители изначальных и главных богоборцев – падших ангелов, которые обучили людей самым различным культам для служения им (демонам). Эти единые по сути, но весьма разнообразные по ритуалу демонические культы в разных странах и континентах нашли свою реализацию в форме поклонения различным идолам. Изготовленные человеческими руками по откровению, полученному жрецом-медиумом непосредственно от демона, идолы представляли собой, как правило, некое символическое скульптурное изображение, которое, как индивидуальный символ, было избрано тем или иным демоном лично для себя. Эти символические фигуры в качестве названия часто получали и личное имя того из демонов, который соотносил себя с Данным символом, например: Молох, Ваал, Астарот, Дагон и прочие. Таким образом, идолопоклонство (точнее: демонопоклонство), а по сути – сатанизм, как религия поклонения сатане – Люциферу (главе иерархии падших ангелов), в котором персонифицировалось всё зло в предельной форме эгоизма, и магизм, как способ удовлетворения греховных страстей с помощью искусства обращения к демонам, становятся идеологией и практикой обыденной жизни у большинства людей уже первой допотопной цивилизации. Самое поразительное заключалось в том, что эта предпотопная оккультно-магическая, а точнее, – демоническая цивилизация сознательно отпавших от Бога людей создавалась в эпоху, когда непосредственное знание о Боге было объективной реальностью, в которой никто не мог сомневаться. В этот первый период жизни человечества личное общение с Творцом не только наиболее праведных из людей (напр., Еноха и Ноя), но и таких, как Каин, было еще органичным и неотъемлемым явлением их жизни. Кроме того, все немногочисленное человечество допотопной генерации безусловно должно было ощущать кровную связь друг с другом, поскольку непосредственное общение со своим прародителем – первочеловеком Адамом , а затем с патриархами первых поколений его потомков (Сифом, Еносом, Каинаном, Малелеилом и проч.) оставалось доступным для всех людей первой цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/otrekayu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010