Быт.47:7–9 . И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар. 1:31 ) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни – этого «странствования» (9 ст.), – с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр. 6:19 ). Обращая взор на пережитое прошлое, Иаков называет 130 лет жизни своей «днями немногими и несчастными» – малы по сравнению с отцом его, жившим 180 лет, и дедом Авраамом, умершим в 175 лет (возможно, однако, что Иаков имеет в виду и раннейших, даже допотопных патриархов). Иаков, живший после сего еще 17 лет, видимо, подобно отцу своему Исааку ( Быт. 27:1–2 ), занят мыслью о смерти задолго до ее наступления. Быт.47:11 . И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. Местность, где с разрешения фараона, Иосиф поселяет отца и братьев своих, называется здесь «земля Раамсес»; между тем выше ( Быт. 45:10, 46:28 и д.) предназначенная для их поселения территория называется землею Гесем, равно и ниже, когда говорится о фактическом обитании их в Египте, местом их обитания представляется Гесем (ст. 27), ( Быт. 50:8 ; Исх. 9:26 и др.) Отсюда следует, что название Раамсес или было синонимом Гесема, или обозначало известную часть последнего. В кн. Исход ( Исх. 1:11 ) говорится, что евреи построили фараону «города для запасов» Пифом и Раамсес. Следовательно, город, вновь построенный или только укрепленный евреями, мог получить название округа, в котором жили евреи – Раамсес. Последнее слово с египетского (по этимологии Яблонского) означает: «люди, занимающиеся пастушеством» – название, стоящее в связи с главным занятием евреев. Иосиф Флавий отождествляет Раамсес с Гелиополисом: «фараон предоставил Иакову с семьею Гелиополис, потому что здесь были и пастбища, предназначенные для царских пастухов» (Древн. 2:7, 6). LXX, как мы видели в Быт. 46:28 , сближают Раамсес с Гелиополисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.5:27 . Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. Это – самый долговечный из всех десяти допотопных патриархов (а вместе – и всех исторически известных людей), лета или век которого вошли у нас в пословицу (лета, век Мафусала). Ной и три сына. Быт.5:28–29 . Ламех жил сто восемьдесят два [] года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. Последним допотопным патриархом был сын Ламеха – Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Полагают, что сам Ламех, не отличавшийся благочестием, давая такое имя своему сыну, соединял с ним богопротивную мысль, именно – выражал надежду на скорое уничтожение силы божественного проклятия над землей, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и мнил видеть своего новорожденного сына. Но, по толкованию Иоанна Златоуста , Ламех, подобно первосвященнику Каиафе в суде над Иисусом Христом ( Ин. 11:49–52 ), помимо своей воли выразил здесь и другую великую идею: ставя указание библейского текста на ослабление суеты и работы в связь со словами божественного суда по грехопадении и с объяснениями их у Апостола Павла ( Быт. 3:13 ; Рим. 8:20 ), отцы Церкви справедливо усматривают в имени Ноя пророчественное предуказание того, что через Ноя и его потомство будет ослаблена сила божественного наказания за грехопадение и после бури нечестия (насилия исполинов), ( Быт. 6:4 ) и грозы небесной кары за него (потоп при Ное) настанет новое, относительно мирное и покойное течение общественно-религиозной жизни. Быт.5:32 . Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета. Большую часть своей жизни Ной прожил в допотопную эпоху и под конец ее успел уже иметь трех сыновей; но уже деятельность этих последних принадлежит послепотопной эпохе, когда, по ходу повествования, скажем о них и мы. Что касается того, почему у Ноя, сравнительно с прочими патриархами, так поздно родились эти дети (Ною уже было 500 лет), то лучшим ответом является то предположение, чтобы дети Ноя до эпохи потопа не успели бы сами стать родителями, или настолько испортиться и развратиться, что и им пришлось бы разделить печальную участь всего первобытного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Священном Писании мы на первых страницах находим заповедь послушания Богу первых людей: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:15-17 ). Как сказал святитель Василий Великий , «оно [древо] было дано для того, что нужна была запо­ведь для нашего послушания» С. 302]. Человеку как существу разумному и свободному Господь дает заповедь послушания, чтобы через нее человек возрастал в добро­детелях и любви к Богу. Только свободный выбор человека делает послушание по-настоящему ценным. Свобода подразумевает возможность и иного выбора, отсюда в мире появляется зло. Блаженный Августин так писал про послушание: «Послушание — единственная добродетель для всякой разумной твари, действующей под властью Бога, первый же и величайший порок гордости заключа­ется в желании пользоваться к погибели своею властью; имя этому пороку непослушание» 112]. Святитель Тихон Задонский определяет послушание как «покорность Богу» 748]. Послушание — одна из важнейших хри­стианских добродетелей, которая, по мнению святителя Иоанна Златоуста , наряду со смирением есть начало нрав­ственного совершенства и «матерь всех добродетелей» 56, 57]. «Великой добродетелью» и «началом всех добродетелей» называет послушание святитель Игнатий (Брянчанинов) 2, С. 97]. На примере первых людей, патриархов и пророков Бог учит заповеди послушания. В Ветхом Завете мы так же встречаемся с опытом непо­слушания Богу; пример Адама и Евы, древних народов и народа избранного показывают последствия подобного непослушания. Допотопная история человечества оканчивается гибелью людей вследствие их непослушания Богу. Напро­тив, лишь послушанием спасается Ной с семейством: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

Выслушав в заключение всего утешительный для себя приговор божественного суда, Каин, по словам бытописателя «пошел от лица Господня и поселился в земле Нод, на Востоке от Эдема» ( Быт.4:16 ). Покоряясь божественному повелению, Каин оставляет ту землю, где Бог благоволил обнаруживать Свое присутствие наиболее осязательным образом и удаляется на Восток от неё. Страна или земля нового поселения Каина, в подлиннике обозначена словами , что в переводе на русский язык означает «земля изгнания», «страна бедствия» 715 . Топография этой местности, до известной степени, определяется последующим указанием на то, что она лежала на Восток от Эдема 716 . Но и это указание слишком обще и широко для построения каких бы то ни было определенных догадок. Посему, мы не находим ничего лучшего, как согласиться с Кейлем, который говорит, что «земля Нод географически неопределима, филологически же, в качестве, «Страны изгнания», она противоположна «Эдему», стране благословенного жилища» 717 . «Вероятно, Каин сам назвал этим именем место своего нового поселения» 718 . Дальнейшее изложение четвертой главы представляет краткую историю новой, обособившейся ветви первобытного человечества или, точнее, родословие допотопных потомков Каина. «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» ( Быт.4:17 ). Невольно рождается вопрос, кто же была женою Каина? Очевидно, одна из сестер, «так как это было в начале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах», – разъясняет св. Иоанн Златоуст 719 . Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась связать свою судьбу с заведомым братоубийцей 720 . «Позднейшее предание приписывает Каину в качестве жены одновременно с ним рожденную сестру, называя ее то Азурой, то Савой» 721 . Краткость священного текста не позволяет нам судить о том, как скоро, по изгнании Каина, родился у него сын и он построил город, но она же не дает права категорически утверждать, что все ото случилось очень скоро, наоборот, здравая логика требует, чтобы построение города, предполагающее уже значительный прирост населения, было разделено значительным промежутком от момента изгнания Каина. Рассмотренный нами стих начинает собой первую допотопную генеалогию, т.е. исчисление представителей потомства старшего сына Адама, известных, по имени своего родоначальника, под названием «Каинитов». Здесь мы впервые встречаемся с целой серией первобытных, патриархальных имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Генезис различий совершил уже свой естественный путь (ανϑρωπογενεσις), предуказывавший на исход разделения. День этого противонравственного, перстного развития имел свой вечер, положенный творчески (всемирный потоп). Однако утро нового дня застает человечество еще не разделенным, но соединенным в одном семействе. Но в этом семействе лежат уже резкие различия, два различия мира допотопного – сынов Божиих (Сим с Иафетом) и сынов человеческих (Хам). 102 На основе этих различий выступает пророчество о будущем разделении. Величественное явление представляет Патриарх всемирного потопа, видящий пред собою семейство и прозревающий в своих сыновьях основные черты позднейшей истории человечества, распавшегося на резкие племена. Пророчество, следственно, слово творческое, изрекло будущее разделение. Будущая судьба стала известна людям, и страх разделения объял их сердца. «И случилось, что люди, двигнувшись с Востока, нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. Но вся земля говорила одним языком и одним наречием. И сказали друг другу: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли. Но Господь сошел посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не будет у них остановки ни в чем, чт о они вздумали делать. Смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. Тогда Господь рассеял их оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт. 11:1–10 ). Вот решительный момент! Чт о же такое случилось? – Смешение языка и рассеяние по земле полагаются одновременно. Сопоставим с этим факт нового времени: взаимное усвоение народами чужих языков ведет за собою то, что исчезает и резкий облик национальностей, – народы соединяются в семью народов. Это дар нового единства, дар Пятидесятницы, восполняющий бездну Вавилонского разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Далее приводится родословие Адама (Быт. 5) и дается летосчисление и жизнь родоначальников рода человеческого: Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха (другого), Ноя. «Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета». Годы жизни их даны разные в еврейской Библии и в Септуагинте. Но не будем этому придавать большого значения — важно, что люди жили долгие годы и что жизнь их была исполнена многих событий, о которых бытописатель не упоминает, но о которых можно догадываться, если мы знаем о том, как жили люди в древности и что с ними происходило. По мнению богословов, все эти патриархи жили независимо друг от друга, т.е. часто это были люди, которые не являлись сыновьями того или иного человека. Когда говорит Иван Грозный «Я сын Рюрика», это не значит, что он был его сыном. Он был его потомком, и их разделяла почти почти тысяча лет. Тем не менее Грозный называл себя сыном Рюрика. Так и здесь. Скажем, Енох жил 60 лет и родил Мафусала — возможно, что это был Мафусал из его более поздних потомков. Эта таблица сделана искусственно, чтобы показать нам единство человеческого рода. Это единство подчеркивается, во-первых, именем «Ева» («мать всех живущих на земле») и, во-вторых, родословием человека, которое показывает, что от одной крови произошли все люди — от Адама. И все пришло к Ною, который явился родоначальником нового человечества. Что послужило трагедией, приведшей к тому, что мы называем всемирным Потопом? «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им... И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» (Быт. 6:4-5). Вот как говорит об этом Лопухин: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей,отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов. Со времени смешения сифитов (сынов Божиих) с каинитянами эти исполины особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных уставов. Корень глубокого развращения человека допотопного указывает повреждение сердца, так как последнее, по библейскому воззрению, считается центром сознательной деятельности человека. То развращение его равносильно заражению самого источника жизни (помните, как сказано: «Зло в сердце от юности его», т.е. весь источник был поражен злом)». По поводу исполинов и об этом повествовании совершенно по-разному говорится у разных богословов. Во-первых, кто такие сыны Божии и кто такие сыны человеческие, как сочетаются эти понятия?

http://sedmitza.ru/lib/text/432081/

Далее приводится родословие Адама ( Быт. 5 ) и дается летосчисление и жизнь родоначальников рода человеческого: Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха (другого), Ноя. «Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета». Годы жизни их даны разные в еврейской Библии и в Септуагинте. Но не будем этому придавать большого значения – важно, что люди жили долгие годы и что жизнь их была исполнена многих событий, о которых бытописатель не упоминает, но о которых можно догадываться, если мы знаем о том, как жили люди в древности и что с ними происходило. По мнению богословов, все эти патриархи жили независимо друг от друга, т.е. часто это были люди, которые не являлись сыновьями того или иного человека. Когда говорит Иван Грозный «Я сын Рюрика», это не значит, что он был его сыном. Он был его потомком, и их разделяла почти почти тысяча лет. Тем не менее Грозный называл себя сыном Рюрика. Так и здесь. Скажем, Енох жил 60 лет и родил Мафусала – возможно, что это был Мафусал из его более поздних потомков. Эта таблица сделана искусственно, чтобы показать нам единство человеческого рода. Это единство подчеркивается, во-первых, именем «Ева» («мать всех живущих на земле») и, во-вторых, родословием человека, которое показывает, что от одной крови произошли все люди – от Адама. И все пришло к Ною, который явился родоначальником нового человечества. Что послужило трагедией, приведшей к тому, что мы называем всемирным Потопом? «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им… И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» ( Быт. 6:4–5 ). Вот как говорит об этом Лопухин: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей, отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов. Со времени смешения сифитов (сынов Божиих) с каинитянами эти исполины особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных уставов. Корень глубокого развращения человека допотопного указывает повреждение сердца, так как последнее, по библейскому воззрению, считается центром сознательной деятельности человека. То развращение его равносильно заражению самого источника жизни (помните, как сказано: «Зло в сердце от юности его», т.е. весь источник был поражен злом)». По поводу исполинов и об этом повествовании совершенно по-разному говорится у разных богословов. Во-первых, кто такие сыны Божии и кто такие сыны человеческие, как сочетаются эти понятия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Замечательный пример пророка в Ветхом Завете свт. Моисей, возглавивший по воле Божьей еврейский народ, и выведший его из Египта. То, что он мыслит себя как пророка, видно из текста его наиболее известного предсказания о будущих временах: «Пророка () из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, его слушайте» ( Втор. 18:15 ср. 18:18, где то же говорится уже от лица Бога). Однако в Пятикнижии, написанном Моисеем, содержится совсем немного таких случаев, когда он раскрывает волю Божью (воздвигнет тебе Господь) о будущем. Обширная часть текста Пятикнижия посвящена рассказу о прошлом. Причем это не отстраненное повествование, а именно возвещение воли Божьей, или, лучше сказать, раскрытие того какой, с Божественной точки зрения, предстает древнейшая история человечества – сотворение мира, которое, как таковое, было благом; грехопадение человека, и его последствия, включая необходимость человеку тяжело трудиться; развращение допотопного общества, и его наказание; служение патриархов; условия и цель появления нового израильского народа. Наибольшая часть Торы посвящена возвещению Моисеем воли Божьей о настоящем, т. е. изложению тех постановлений, согласно которым должны жить евреи, если они желают пребывать в завете с Богом. Важно то, что пророк говорит не от себя. Он всего лишь доступно и понятно формулирует мысль, которую ему открывает Бог . Это особенно хорошо видно из того факта, что Аарон назван «пророком» для своего брата, косноязычного, неспособного выступать публично, Моисея. Поскольку Аарон говорит только то, что ему предварительно сообщал Моисей: «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону» ( Исх .7:1 ). К периоду пришествия Спасителя сформировалась традиция называть не только Моисея, но и остальных авторов книг Ветхого Завета «пророками», причем не только авторов книг, известных сейчас в библейской литературе как «пророческие» (Ис., Иер., Иез., Дан., 12 малых пророков), но и авторов исторических и учительных книг. Более того, в силу своей исключительной важности и авторитета, Пятикнижие называлось «законом», а прочие книги Ветхого Завета – «пророческими писаниями», или (по их авторам) «пророками». Это видно из слов Иисуса Христа, которые передает св. ев. Лука: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк. 24:44 −45). Здесь Господь в дополнительный разряд выделяет в Писании книгу Псалмов, наиболее важную для частной молитвы, и содержащую особые предсказания о нем. Св. ап. Павел, на римском суде в Кесарии, говорит о том, что он верует «всему, написанному в законе и пророках» ( Деян. 24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» ( Зах. 4:1–4 ). Перед Господом стоят и изливают в светильник благодать некие двое, оправдывающие существование человечества. Эти двое помазаны Богом, помазаны Божественной благодатью – даром пророчества. Они стоят сейчас перед Богом от лица всей земли и своими молитвами поддерживают ее существование, потому они и названы маслинами. Через них милость Божия изливается на мир: как из маслин вытекает оливковое масло, так из их молитв, из их добрых дел изливается милость на весь мир. Это два великих святых, еще во времена пророка Захарии стоявших перед лицом Бога и ходатайствовавших. Как вы думаете, они в теле ходатайствовали или без тела? В теле, потому что умерший человек не может ходатайствовать ни за кого. Это пророки Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Енох всегда имел Бога перед своими глазами и все делал, чтобы угодить Ему, за это и оказался выше смерти. Илия горел огненной ревностью по Богу, ходил перед Господом, служил Ему и потому вознесся на огненной колеснице на небо – не умирая, во плоти. Молитвы этих святых наполняют семисвечник, благодаря их молитвам Дух Божий пребывает в этом мире. И вот эти двое светильников, горящих огнем Божественной ревности, приходят на землю в конце времен, чтобы проповедовать покаяние. Они живут, как жили древние, допотопные патриархи уже много тысяч лет. И придут на землю, чтобы явить последнее предложение милосердия, проповедь Божию, возвращающую людей к Богу. После этого поток милосердия иссякнет. Как и говорит об этом Книга пророка Малахии (это, кстати, последние слова канонических книг Ветхого Завета): «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал. 4, 1–6 ). Отцы – это иудеи, дети – это христиане. У иудеев-отступников сердца обратятся к христианству, и христиане не будут более опасаться их, потому что проклятье Божие будет снято с иудеев. И, таким образом, этот древний народ, который некогда был с Богом, а потом отступил, вернется к Нему, как и было обещано в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Из сыновей Адама упомянут в Писании еще один – Сиф. «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, Которого убил Каин», – говорит Ева (Быт. 4:25). Больше никаких детей Адама и Евы не называется; тем не менее, судя по тому, что заключаются браки и рождаются следующие поколения, о существовании каких-то еще детей можно предположить; поскольку традиционное учение, которого придерживается Церковь – это происхождение всего человечества от единой пары – от Адама и Евы. Благочестивая, если можно так сказать, ветвь человечества идет как раз от этого третьего сына Адама – от Сифа, так как о нем сказано: «Тогда стали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Другой возможный перевод: «Тогда стали называться именем Господним». Отсюда, возможно, наименование «сынов Божиих». Наибольшее внимание из допотопных, как мы их называем, патриархов, которых было десять, следует уделить Еноху. Почему? – потому, что о нем говорится нечто странное: «и ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Обратите внимание на эти слова: «и ходил Енох пред Богом», – казалось бы, ну ходил кто-то и ходил. Тем не менее, в этих трех словах – «ходил пред Богом» – очень емко выражается норма ветхозаветной праведности. Здесь показывается все устроение души человека и устроение его сердца, и расположение всех его дел: это человек, который постоянно памятует о Боге, человек, который постоянно осознает себя, пребывающим в присутствии Божием. Причем не теоретически, а практически, поскольку говорится, что он «ходил». Не просто размышлял о Боге, но все свои дела, все свои действия располагал именно как раб Божий. Говорится о том, что он прожил триста шестьдесят пять лет, – остальные патриархи жили гораздо дольше: 800 и 900 лет. О Енохе же говорится, что он прожил 365 лет, и не стало его, «потому что Бог взял его», – в этом он уподобляется пророку Илии, который также был взят на небо, так и не вкусив смерти. Енох – первый великий ветхозаветный праведник, хотя о нем ничего не говорится более того, что он «ходил пред Богом» – запомните это выражение, оно нам еще встретится.

http://sedmitza.ru/lib/text/430829/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010