Долголетие благочестивых патриархов служило не только средством сохранения религиозной традиции, но и поучительным примером истинно религиозной жизни и правильных моральных отношений. Умудренный опытом многовековой жизни, навыкший твердому хождению по путям заповедей Божиих, глубокий старец, каким был допотопный патриарх, являлся живой опорой своего многочисленного рода, его судьей, жрецом и законодателем, невольно подчинявшим себе всех родичей силой своего нравственного авторитета. Естественно, что такой строй жизни должен был иметь весьма благотворное нравственно воспитывающее влияние. Наконец, и в наше время существуют, хотя и в виде исключения, примеры выдающегося долголетия, когда люди живут по 150 и даже почти по 200 лет 884 . Если же теперь человеческая жизнь, при наличии благоприятных условий, может вдвое и даже втрое превосходить обычную норму её современной продолжительности, то почему же не допустить возможности того, что прежде, при несравненно более благоприятных условиях, она могла превосходить последнюю в десять и даже более того раз? Установив истину патриархального долголетия, заключим свое исследование о генеалогии сифитов общей характеристикой этого племени. Генеалогия благочестивых потомков младший линии Адама есть изображение исторического хода развития истинной религии в допотопный период. История сифитов указывает нам на те обстоятельства, при которых прозябало «семя жены». Имена её членов приводят на память грех и падение, суд и наказание, милость и благословения, терпение и благочестие, жажду скорейшего осуществления обетования, верность Богу и награду за нее. Вообще, в противоположность каинитской генеалогии, генеалогии духовной смерти и религиозно-нравственного вырождения, генеалогия сифитов, это торжество света, правды и добра, словом, духовного возрождения падшего человечества. В этом поколении один за другим выступают те великие представители первобытного человечества, его истинные, сильные духом и крепкие телом герои, которые божественным Промыслом были призваны вырабатывать и сохранять великие начала, должные лечь в основу жизни всех дальнейших поколений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Но раз мы допустим существование причин, насильственно сокративших жизнь человека, мы ничего уже не можем по существу возразить против того, что продолжительность жизни человеческой во времена первобытные могла исчисляться не десятками, а сотнями лет. Вообще не столько трудно нам представить 900-летнюю жизнь допотопных людей, сколько трудно понять свидетельство бытописателя о поразительно долгом по-видимому нерождении ими детей. Если считать преемников каждого патриарха в поколении Сифа первенцами (хотя пример самого Сифа, а может быть, и Сима 457 показывает, что преемство в родословии может быть и не связано с перворождением), то выходит, что период зрелости допотопных людей наступал не ранее 160–2 00 лет. Однако же это обстоятельство, представляющееся с первого взгляда как бы невероятным, при ближайшем рассмотрении не только не кажется таким, а напротив лишний раз убеждает в согласии библейских свидетельств с тем, к чему ведёт изучение природы. Французский физиолог Флуранс, основываясь на мнении, высказанном впервые Аристотелем, утверждал, что нормальная продолжительность человеческой жизни в настоящее время должна быть не менее 100 лет. В доказательство этого он ссылался на один закон, подмеченный в жизни животных. Оказывается, что период возрастания животного находится в определённом отношении к продолжительности целой жизни. Корова растёт 4 года и живёт в общем 20 лет; лошадь растёт 5 лет, живёт 25; верблюд – 8 лет, живёт 40; слон растёт 30 лет, живёт до 150 лет. Таким образом, период возрастания относится к целой жизни, как 1 к 5. По этому закону человек, рост которого продолжается до 20 лет, должен жить 100 лет 458 . Если он редко доживает до этого предела, то уже по своей вине, – потому что уклонился от простой природы, обставил жизнь искусственными, часто крайне ненормальными и разрушительными для здоровья условиями. Может быть, и период возрастания его был некогда продолжительнее, но он сократил его теми же искусственными условиями, подобно тому, как садовник ускоряет рост тепличного растения, которое поэтому и менее долговечно сравнительно с растением, выросшим без искусственного ухода 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

А. Покровский Глава 4 I. Повествование трех первых глав книги Бытия, рассмотренное нами с точки зрения религии в предшествующих отделах сего исследования, составляет содержание теоретически основополагающей стороны первобытной религии, образует, так сказать, её догматику. Здесь, как мы видели, дано учение о Боге, о человеке и о взаимоотношении между ними, т. е. обо всем том, что составляет существо и душу религии. В истории райской жизни кратко изображена даже и первейшая, начальная форма религии, а в обетовании о семени жены дан залог нового завета Бога с человеком, второй исторической формы религии, религии падшего, но взысканного божественной любовью человечества. Три следующих главы книги Бытия, заканчивающие собой историю допотопной эпохи, образуют другую, так сказать, историческую сторону патриархально-первобытной религии, поскольку они показывают, как люди проводили в жизнь и осуществляли в ней возвышенные принципы своей религии. Собственно говоря, все три заключительных главы допотопной истории представляют одну сплошную картину первобытной религии падшего человечества, только в трех различных фазисах её исторического существования. Первая из этих трех глав, 4 глава книги Бытия, содержит в себе историю старшей линии потомков Адама, нечестивых каинитов, среди которых замечается упадок религии и развитие греха, пятая глава заключает в себе историю младшей линии его потомков, благочестивых симитов, в среде которых, наоборот, наблюдается развитие религии и культа. Наконец, начало шестой главы Бытия повествует об объединении этих двух религиозных течении в одном общем русле и возникшем, вследствие сего, всеобщем упадке религии и нравственности, закончившемся всемирным потопом. Проследить историю благочестивых и нечестивых потомков Адама с Евой, отметить постепенный рост человечества и прогресс его культуры и выделить из всего этого элементы собственно религиозной жизни и составляет нашу дальнейшую задачу. Для удобства обозрения, мы разобьем всю эту историю на две главы, из которых в первой рассмотрим судьбу старшей линии потомков Адама, а в второй – сначала историю младшей, а затем и соединенную – обеих генераций.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

" Количество радиоактивного углерода (С-14), содержащегося в одной из раковин (посуда) из Джармо, заставляет отнести абсолютную дату этого поселения к 5000 г. до Р.Х " .. К сожалению, пока мы не имеем возможности достаточно подробно описать быт ранне-Обеидского периода в Шумере, но о современных ему культурах северной Месопотамии: Халифа, Саммара, Касуна и Джармо – существует много сведений. Найденные в Джармо " зерна пшеницы, ячменя, зернотерки, серпы, свидетельствуют о развитом земледелии, в то время как 95% ископаемых костей принадлежат домашним животным: овцам, коровам, свиньям, собакам " . Вспомним, ведь Каин был земледельцем, а Авель пас овец. " Жители поселений Халафской культуры искусно обрабатывали обсидиан и прочие твердые породы, из которых изготовляли вазы и другие изделия, вырезали орнаменты геометрической формы " (стр. 161). Жители поселений строили простые глинобитные дома. Их орудия были каменными с полированными лезвиями, кроме того они использовали ножевидные пластинки из обсидиана, лепили из глины фигурки животных и женские статуэтки, подвергая их обжигу " (стр. 166). Таких выдержек, которые свидетельствуют о высокой культуре адамитов можно привести огромное количество. А вот что известно об Обеидской культуре, о культуре Эриду и Ура. " Важно отметить, что храм, признанный древнейшим в Месопотамии, был обнаружен в 1948 году, в Эриду, а Эриду в клинописной таблице назван первой до Потопа резиденцией царей " (стр. 37). Клинописный источник перечисляет десять допотопных царей-патриархов, свидетельствуя, что Эриду был первой резиденцией допотопных праотцев. Кроме того, все клинописные таблички как Шумера, так и Вавилона всегда разделяют историю на " до Потопа " и " после Потопа " . Обеидские гончары владели более совершенной техникой обработки глины в сравнении с гончарами Халафской культуры, их керамика отличалась большим разнообразием форм. " Глину смешивали с соломой и формировали из них кирпичи для возведения настоящих фундаментальных зданий " . Более того, Северная Обеидская культура представляет собой особый запоздалый периферийный вариант культуры Шумера (которая появилась раньше, чем в других областях) – в Шумере Северная Обеидская культура и была впервые открыта. " Действительно, в древнейшем из известных поселений этой культуры – Эриду, считавшимся по шумерийской традиции первым городом царей, древняя керамика заметно отличается от южновавилонской " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В вышеприведенном рассказе книги Бытия об Енохе для читателя представлялась еще более загадочною последняя судьба допотопного патриарха. Таинственные слова: «и не стало его, потому что Бог взял его» очень рано были поняты в том смысле, что патриарх Енох был взят на небо (или в рай) живым во плоти 222 . Но это не могло вполне удовлетворить пытливой любознательности иудея; он хотел глубже проникнуть в таинственную судьбу допотопного патриарха; фантазия и здесь восполнила недостаточность исторических свидетельств и создала массу легенд. В этих легендах с изумительною подробностью описывается образ взятия и путешествия Еноха в горний мир, указывается день и месяц этого взятия и т. д. 223 ; мало того – самая жизнь патриарха на небе, его деятельность, его отношение к Богу и ангелам, – все это сделалось предметом многих апокрифических сказаний. И в конце концов личность Еноха настолько изукрасилась, что сказания о нем перешли даже в языческие народные легенды и сделались известными языческим писателям 224 . Взятие Еноха живым на небо немало способствовало возвышению и прославлению даже земной жизни этого патриарха. «Если Енох настолько угодил Богу, что удостоился чести сделаться небожителем, избежав смерти, то, следовательно, он и по земной жизни должен быть настолько выше всех других людей, насколько его последняя судьба превосходит судьбу прочих смертных»: так думал древний еврей и, выходя из этого умозаключения, постарался приписать патриарху всевозможные совершенства; он был и должен быть не только необыкновенным мудрецом, но и величайшим праведником и даже провозвестником покаяния 225 : он посредник между Богом и человеком, пророк в высшем и обширнейшем смысле этого слова, – propheta summus, как называет его Филон 226 . Но главным образом взятие Еноха живым на небо способствовало прославлению его небесного величия; личность патриарха стала представляться в сознании составителей легенд слишком возвышенной для того, чтобы ее можно было мыслить с человеческими свойствами; вследствие этого народная фантазия выделила Еноха из ряда простых смертных и приписала ему все совершенства, какими обладают ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Более чем вероятно, что допотопный мир не знал мяса, не говоря уже о преданиях золотого века, само уменьшение жизни людей после потопа указывает, что изменились физические условия жизни, причём нельзя не думать, что само долголетие патриархов намекает на отсутствие пищи, заключающей в себе много азота, и которая способствует быстрому горению тканей. Допотопный мир не был миром каннибалов, надо строго различать два совершенно разных развития первобытного человека, злоупотребляющего своею волею, знавшего убийство, но не павшего так низко, как дикий, который дошёл до низшей ступени человечества забвением нравственных начал. Эти два противоположных потока постоянно встречаются в жизни человечества. Человечество – в обширнейшем его значении – неуклонно идёт вперёд, в этом значении оно часто заключается в немногом количестве избранных, которые суть ядро новой будущей жизни, представители высшего развития в данную минуту, но они не долго остаются одни в исключительном положении – массы сознают истину, она берёт верх, и несколько людей, хранивших истину, разливают её светлыми потоками по всей массе человечества. Так Израиль хранил истину для всего человечества; так в самом Израиле во время его отпадения от Бога завета оставались лишь несколько пророков, верных Богу; так посреди языческих обществ жили мудрецы, знавшие единого Бога. Масса заблуждалась, увлекалась, развращалась, но развитие человечества шло вперёд; последний результат развития известного общества был храним мудрецами, которые при благоприятных обстоятельствах могли овладеть умами. Мы постоянно указываем на замечательное обстоятельство, что проповедь слова Божия была встречена как слово родное, близкое сердцу, миллионами людей, которые при кажущемся развращении того времени нравственно были подготовлены к принятию святого слова, несмотря на то, что оно, по-видимому, так резко противоречило с понятиями того времени, ибо не один народ израильский имел в виду Господь наш, говоря: «Шедше, проповедуйте всем языком» ( Мф. 28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

М. Хор., перевод Эмина, стр. 38). Вольней, переводя из Моисея Хоренского слова Сивиллы, прибавляет: после потопа Ноя, или Ксисутруса, раздел земли между тремя могущественными вождями, из которых один называется Титаном, очень похож на греческое верование в Юпитера, Плутона и Нептуна; они напоминают также трёх сыновей Ноевых. Плутон так же чёрен, как Хам (Volney Recherches sur l’histoire ancienne; r, I, p. 146). Заканчивая этой главой допотопный мир, мы считаем не лишним привести здесь имена десяти мифических царей халдейских, соответствующих десяти допотопным патриархам. Мы заимствуем этот список у Эмина (Пр. 16, стр. 242). Патриархи, жившие до потопа, по Кн. Бытия Халдейские цари, жившие до потопа, по Берозу 1 . Адам…………………………930 лет 1 . Алор царствовал Х саров 2 . Сиф…………………………..912 лет 2 . Алапар – III сара 3 . Енос………………………….905 лет 3 . Алмелон – XIII саров 4 . Каинан……………………….910 лет 4 . Амменон – XII саров 5 . Малелеил…………………….895 лет 5 . Амегалар – XVIII саров 6 . Иаред……………………..…962 года 6 . Даон – X саров 7 . Енох………………………….365 лет 7 . Едованх – XVIII саров 8 . Мафусал……………………..969 лет 8 . Амемисин – X саров 9 . Ламех………………………...777 лет 9 . Отиар – VIII саров 10 . Ной………………………….950 лет 10 . Ксисутр – XVIII саров Список этот находится у Евсевия Кесарийского (Eusébe Caesar chron., pars I. p. 15–16), который заимствовал его у Александра Полигистора, который в свою очередь почерпал свои сведения из Бероза. Шар, или сар, у халдеев был чудовищный период времени, заключавший в себе 3600 лет (См. пр. 15 Эмина, стр. 240) 101 ). Многие (между прочим, Ленорман) думают, что патриархи суть представители поколений и что допотопный мир имел долгое существование, так как несомненно, что он передал в мир после потопа развитый язык, знание многих искусств и ремёсел и знание металлургии, которою преимущественно занимались туранские племена, которых некоторые считают даже каинитами. Глава VI. Развращение нравов; праведность Ноя; повеление строить ковчег Быт. 6 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, Быт. 6 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Хотя всеобщее предание, нашедшее богооткровенное выражение в св. Писании, так мало сообщает о жизни допотопных патриархов, но память о них сохранялась в последующее века даже и среди народов, уклонившихся от истинного богопознания и, следовательно, лишившихся богооткровенного источника знаний о судьбах первобытного человечества. В сказаниях различных языческих народов мы встречаем поразительные следы этого общего предания, которые невольно приводят нас к убеждению, что тут мы имеем дело с отдаленным отголоском одного и того же предания. Так прежде всего историческая память различных народов сохранила предание о самом числе допотопных патриархов. Их было, как известно, десять (считая от Адама до Ноя включительно), и это именно число с поразительною точностью повторяется в сказаниях самых отдаленных друг от друга народов, несмотря на то, что каждый из них наделяет этих патриархов различными свойствами и титулами, сообразно с своими собственными взглядами на них. 57 Из отрывков Бероза, вавилонского жреца времени Александра Великого, мы видим, что у халдеев было предание о десяти допотопных царях, хотя, к сожалению, отрывки эти дошли до нас в таком несовершенном виде, что мы не имеем никаких дальнейших сведений об этом. Ассирийское предание, передаваемое Абиденом, также ставит во главе своего народа до основания Ниневии десять поколений героев, бывших последовательно главами управлявшихся ими городов. Тот же самый Абиден, один из греческих полиграфов, которые в период преемников Александра Великого безуспешно старались распространять среди своих соотечественников предания и истории народов Азии, передает также армянское предание о жизни десяти героев предков до Арама, который именно окончательно и образовал этот народ и дал ему свое имя, предание, которое потом принято было Мар-Абасом-Катиной и писателями школы Эдесской, а после них Моисеем Хоренским, национальным историком Армении. Священные книги иранцев, приписываемые Зороастру, во главе человечества ставят десять героев совершенно мифического характера, которые следуют за Гайомаретаном, образцовым человеком, – героев, вокруг которых группируются все предания о первобытных веках до того момента, когда они получают более человеческий и почти полуисторический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Развивая предшествующую мысль, бытописатель продолжает: «мужчину и женщину сотворил их (Бог) и благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их» ( Быт.5:2 ). Если ранее богодухновенный автор сделал повторное замечание о происхождении человека и достоинстве его природы, то здесь он отмечает половое различие первых людей и указывает на божественное благословение первозданной человеческой четы. «Приступая к перечислению потомков, бытописатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел внушить читателю, что перечисляемые потомки Адама через него ведут свой род как бы от самого Бога; что Бог, создавший Адама по образу своему и подобию, есть как бы первый член родословия» 833 ( Лк.3:38 ). Приписывая же подобную честь происхождения только благочестивым потомкам младшей линии Адама, бытописатель тем самым хотел, вероятно, показать, что лишь они, как сохранившие печать своего божественного происхождения, одни только и достойны называться «сынами Божиими» ( Быт.6:2 ), в противоположность нечестивым каинитам, именовавшимся «сынами человеческими» ( Быт.6:2 ). «И нарек им имя человек ». Некоторые думают видеть здесь основание для гипотезы адрогинства первого человека. Но то, что здесь говорится не об одном лице, видно, во-первых, из самого образа выражений, так как местоимение стоит не в единственном, а во множественном числе, не , а , во-вторых из предыдущих повествований, в которых неоднократно указывается на двойственное число первых людей ( Быт1:27; 2:22, 25 ). Сделав это краткое введение, библейский автор начинает саму генеалогию, т.е. в последовательном порядке исчисляет представителей благочестивого племени, начиная с общего родоначальника всех, Адама, и кончая Ноем, последним представителем допотопного и первым послепотопного человечества. В самом сообщении биографических данных о каждом из этих патриархов, бытописатель неизменно следует своему, раз им принятому в подобных случаях, плану, он называет имя каждого патриарха, указывает на рождение его ближайшего потомка, отмечает возраст патриарха при рождении сего последнего, делает беглую заметку о рождении других сыновей и дочерей, определяет количество лет, истекшее от рождения преемника тому или другому патриарху до конца его жизни, подводит общий итог долголетия каждого патриарха и заключает все это упоминанием об его смерти. И только в двух случаях на протяжении всей этой генеалогии, бытописатель позволяет себе отступить от такого плана, именно, в генеалогии Эноха. отличавшегося выдающимся благочестием и посему не испытавшего обычного, скорбного конца земной жизни, и в генеалогии Ноя, светлая личность которого резко выделялась на темном фоне современного ему неверия и нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

832 Самый термин происходит от глагола, означающего «скоблить, чертить, гравировать», он предполагает, следовательно, глубокую древность искусства письма, когда оно состояло в примитивном выскабливании или черчении тех или других письменных знаков, наподобие, например, клинообразных надписей, гравированных на особых глянянных дощечках. Нет ничего невероятного в том предположении, что искусство письма в этой примитивной форме получило свое начало в ту же первобытную эпоху. Вполне естественно ожидать, что человечество, умевшее строить города, владевшее искусствами поэзии и музыки, было знакомо также и с искусством письма. Так что те , с которыми мы имеем дело, ведут свое происхождения от самих же допотопных патриархов, но они были редактированы, исправлены и дополнены, вероятно, еще Ноем, а затем перешли уже и к Моисею, в руках которого служили одним из главнейших, естественных источников его сведений о первобытной эпохе. 835 Библия, неоднократно упоминая о Сифе ( 1Пар.1:1 ; Сирах.49:18 ; Лк.3:38 и др.), не добавляет о нем никаких новых подробностей, но позднейшие раввинские сказания, основываясь на древнейшей иудейской традиции, восполняют скудные данные Библии об этом важнейшем из допотопных патриархов. Так, в кн. Юбилеев говорится, что женой Сифа была его сестра, Азура, а Иосиф Флавий сохранил нам древненародное поверие о Сифе, как первом астрономе и астрологе, изобретателе письменности и счисления, а также как и о первом пророке пришествия Мессии и приближения потопа. Из сочинений отцов и учителей Церкви мы узнаем, что существовала даже особая гностическая секта сифитов, приписывавшая ему семь особых книг, в которых, будто бы, излагалось его учение и повесть об его открытиях и изобретениях. Все эти сведения не могут, конечно, иметь серьезного знач¬ния, но они проливают нам свет на личность Сифа, как одного из популярнейших патриархов допотопной эпохи. См. подробнее Riehm «Handwrterbuch der biblischer Alterthums» – II, 1467 s. 838 Hummelauer «Commentarius in Genesim» 185 p. 1895 an. Форма представляет из себя причастие от глагола в соединении со словом , «Бог», отсюда и известная форма «Аллилуйя», означающая «хвалите Бога». См. Cornely а Lapide – 101 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010