Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ной Праотец, прав. - житие Ной - десятый (последний) из допотопных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама (потомок Адама в девятом колене), сын Ламеха и внук Мафусаила, правнук Еноха. Ной был родоначальником послепотопного человечества. Сохранив свою праведность среди всеобщего развращения, Ной после потопа сделался через своих сыновей — Сима, Хама и Иафета — новым родоначальником человечества. От Сима, Хама и Иафета пошли все народы земли. Бог заключил с Ноем завет, одним из главных положений которого было запрещение человекоубийства под угрозой наказания смертью: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6). Бог, в свою очередь обещал Ною, что «не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9:15). Его жизнеописание содержится в ветхозаветной книге Бытия (Быт. V–IX). Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. VI, 9), и Бог предупредил его о грядушем потопе, ниспосланном человечеству за грехи. Устроив по велению Божиему ковчег, праотец ввел в него свое семейство и всех чистых и нечистых животных, птиц и гадов, населявших землю. После потопа, длившегося 365 дней, Ной принес Богу жертву и заключил с ним завет, получив благословение, некогда данное Адаму. …«И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт.6:22). «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» (Быт.7:7). «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю» (Быт.7:10). «И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод» (Быт.7:17,18). «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт.7:24). «Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней» (Быт.8:3). «И остановился ковчег… на горах Араратских» (Быт.8:4).

http://pravicon.com/info-3085

Кто такой Енох, который называется «свидетелем»? Енох – это Божий пророк, который жил до Потопа, в те времена, когда была духовная брань между потомками Каина, каианитами, и сифитами, потомками праведного Сифа, духовного преемника Авеля, первомученика на земле. Енох был пророком Божиим в эти древние времена, как сказано, «ходил пред Богом», то есть жил так, что помнил, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга, в которую записываются все его деяния. Вот что значит ходить пред Богом. Сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Господь живьем забрал пророка Еноха из допотопного мира к Себе. Пророк Илия жил во дни Ветхого Завета, это был великий угодник Божий, который совершал очень много чудес; однажды он помолился – и несколько лет не было дождя по его молитве. Господь его живьем забрал на Небеса в огненной колеснице. Эти двое, Енох и Илия, в последнее время явятся опять в этот мир. Именно во дни антихриста. Вот когда власть антихриста достигнет своего апогея, когда замолчат все, кто протестовал против этой власти, – просто будут бояться физической расправы, – вот тогда Бог пошлет этих двух свидетелей, и они будут говорить, они не будут молчать. Пророк Илия будет послан к еврейскому народу, его проповедь будет в основном только к евреям. Почему? Корень еврейского народа – это три Божиих патриарха – Авраам, Исаак, Иаков. Корень свят. Сказано: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). И Бог клялся Самим Собою, что Он не оставит этот народ ( Быт.22:16 ). Сказано: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак… » ( Рим.11:1 ). Этот народ оказался выпавшим из мира благодати, когда они отвергли Христа. Они оказались неверными, но Бог продолжает оказываться верным по отношению к ним. Как сказано: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим.3:4 ). Вы знаете, как Бог благословляет их. Среди них много ученых, людей очень образованных, им легко дается познание, есть достаток. Они не верны Богу. Но Бог им верен, потому что Бог не переменчив, как люди. Они превращаются в апостолов антихриста, в апостолов сатаны, и они будут проповедовать везде этот демонизм. И Илия пророк придет именно к ним, и он им докажет, что антихрист – это антихрист, а истинный Христос из Назарета – это Тот, Которого они распяли. Сказано: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал.4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Надежды нет, что мир выживет. И от Ламеха, от этой слабости, рождается человек с именем Ной , «Ноах», что означает «утешение», «надежда». И здесь Господь уже принимает решение: мир должен быть уничтожен. Он должен быть воссоздан через воды потопа, ибо недопустимо, чтобы соединялись семьи верующих и неверующих, так как главная основа семейной жизни, ее составляющий цемент – это религиозность, это духовность, это одинаковые ценности в Боге! Мы обращаем пристальное внимание на допотопный мир, потому что последнее человечество будит сильно походить на мир тех людей перед потопом. Читаем слова Господа Иисуса Христа: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:37–39 ). После сказанного «женились…» представляется излишним дополнение «…и выходили замуж». Скорее всего, можно предположить, это указание на грех диктатуры феминизма и эмансипации, когда не только мужчины, но и женщины проявляли несвойственную их полу по природе инициативу самим искать и захватывать для себя мужчин. Пожалуй, на этом я закончу сегодняшнюю беседу. И в следующий раз, если мы будем живы, и если Господь позволит, мы продолжим историю Авраама и будем говорить о битве царей. Спаси вас Христос! 54 Маркионизм (маркионитство) – раннехристианская дуалистическая ересь гностического происхождения, основанная богословом и ересиархом Маркионом Синопским в период 100–155 г. н.э. Согласно маркионизму, ветхозаветный Бог не обладает свойствами всемогущества, всеведения и всеблагости. По Маркиону самым лучшим объяснением порядка в мире является гностический дуализм, когда якобы существует не один Бог, а два. Первым является высший, милосердный Бог, который открыл себя во Иисусе Христе, а вторым – гневный Бог-создатель, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Второй Бог является Богом не любви, а лишь жестокого правосудия, он создал мир и дал евреям закон, который учит жить по правилу «око за око и зуб за зуб».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но против такого понимания есть веские основания. Во-первых, оно ведёт к очень невероятному предположению, что у каждого допотопного патриарха обязательно родился первым сын, и ни разу не случилось, чтобы рождение сына было предупреждено рождением дочери. Во-вторых – и это главное, – относительно Адама бытописатель выражается точно так же: «дней Адама по рождении им Сифа было 800 лет, и родил он сынов и дочерей». Но об Адаме мы знаем, что у него до Сифа были сыновья и дочери. Следовательно, выражение родословной: «и родил сынов и дочерей», указывает не на то, что сыновья и дочери начинали рождаться у патриархов после рождения ими названного по имени сына, а только на то, что у них были и другие дети, кроме названного. Возраст патриархов в 160–2 00 лет при рождении ими сына-преемника, объясняемый с помощью предположения, что названные преемники не были старшими сыновьями, может быть объясняем ещё и тем, что будущие главы рода вступали в брак не рано, а по достижении очень зрелого возраста. Обращаясь опять к семейному быту позднейших патриархов, мы видим, что Исаак при вступлении в брак имел 40 лет, а Иаков 77 лет (несколько более половины всей его жизни). Причина такого позднего вступления в брак заключалась в том особом попечении, которое патриархи-родители имели о воспитании своих сыновей-наследников, в той особой заботливости, с которой они решали вопрос о женитьбе их. Попечение и заботливость их в этом отношении заключались, во-первых, в том, чтобы возможно дольше сохранить своё личное влияние на сына-наследника, своё воспитательное воздействие на него (которые, как известно, ослабевают после женитьбы сыновей, когда они сами делаются отцами семейств); во-вторых, в неторопливом и разборчивом выборе для него невесты. Исав был «человеком полей», вёл жизнь бродячую; Иаков напротив не оставлял родительского шатра ( Быт.25:27 ). Первый женился намного лет раньше второго, по всем признакам без позволения родителей, на хананеянках (26:34–35). Иаков, проживший при родителях 77 лет, должен был по настоянию их взять себе жену единоплеменную, из родственного дома Нахорова (27:46, 28:1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Ной Ной (покой, успокоение) ( Быm. VI, 8 , Mф. XXIV, 37 , Ebp. XI, 7 и др.) – десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Сын Ламеха и, следовательно, внук Мафусаила, Ной родился по евр. тексту в 1056 г. от С. М., а по Славянской Библии в 1662 г. Его имя и жизнь тесно и исторически связаны со страшным событием, истребившим тогдашний мир, именно с всемирным потопом. Ламех при рождении сына назвал его Ноем, сказав при этом: Он утешит нас в работе нашей и во трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог) ( Быm. V, 29 ). О первом, по летам, весьма значительном, периоде жизни Ноя говорится очень немного в слове Божием. Ему было 500 лет и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета, замечает свящ. бытописатель, – сынов, сделавшихся впоследствии родоначальниками трех главных представителей человеческого рода ( Быт. Х, 32 ). Что касается личного характера Ноя, то на это просто и знаменательно указывается в кн. Бытия, именно что среди развращенного человеческого рода, Ной обрел благодать пред очами Господа, что он был человек праведный и непорочный и в роде своем и ходил пред Богом ( Быm.VI, 8, 9 ). О той же самой высокой святости Ноя свидетельствует и пр. Иезекииль ( Ueз.XIV, 14–20 ). Жизнь и история Ноя, как мы уже заметили выше, тесно связаны с всемирным потопом (см. Потоп ), и после потопа Ной является на страницах свящ. истории как великое звено, соединяющее древний мир с новым. После потопа, говорится далее в его истории, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Раз выпил он вина, опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Сын его, Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету за то, что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь ; Иафету же – что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима ( Быm. IX, 19–27 ). Ной жил после потопа 350 лет (28–29), всех же дней Ноевых было 950 лет и он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Он указывает, что Адам был первый и единственный прародитель всех людей, коему никто не предшествовал на сотворенной земле: до Адама не было человека для возделывания земли (ст. 5). Как причину сотворения жены, бытописатель представляет то, что на земле в то время для человека не нашлось помощника, подобного ему (ст. 20), почему и сотворена первая жена, которая ясно называется прародительницею всего рода человеческого: нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (3:20). – Наконец, в родословной таблице допотопных патриархов (5 гл.) снова утверждается сотворение одной четы – мужа и жены, и от них производится потомство, которое от Ноя распространилось по всей земле. Подтверждение сего ясного сказания о первоначальном сотворении одной четы прародителей находим как в ветхом, так и в новом завете. Сам бытописатель исторически утверждает первоначальное единство всего рода человеческого, происшедшего от одной четы, когда от Ноя и его сыновей производит множество разнообразных ныне по племенным особенностям народов, каковы, например, потомки Мицраима, Хуса, Сима и Иафета, и, вообще, о всех народах земли, заключая исчисление племен, говорит: Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа ( Быт.10:32 ). Под именем островов язык евреи вообще разумели все отдаленные и отделенные от Иудеи морем страны ( Ис.11:11 ; Соф.2:11 ), которые получили жителей от одного потомства Адамова чрез сынов Ноевых: от них населилась вся земля ( Быт.9:19 ). На то же первоначальное единство всего рода человеческого указывает Моисей, описывая чудо смешения языков: до времени столпотворения на всей земле был один язык и одно наречие (11:1). Смешение языков было сильнейшим побуждением к разделению племен: оттуду (от Вавилона) рассеял их Господь по всей земле (11:9; сн. 1Пар.1:1 ; Лк.3:38 ). Согласно с повествованием Моисея изображается происхождение всех людей от одного Адама во всем ветхом завете. Так приводимое в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( Быт. 9. 18–29; 10 гл.) Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) 64 и появление идолопоклонства Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием 65 . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар 66 . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен 67 . Но Бог сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» 68 . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) 69 . Так произошли разные народы, говорящие разными языками 70 . Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада. От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( Быт. 11 гл.) 39 По мнению некоторых святых отцов, Бог послал огонь с неба на жертву Авеля и тем показал, что он милостиво принял жертву его (Ефр. Сир.) 42 Полагают, что Каин убил Авеля незадолго до рождения Сифа, когда Адаму было 230 лет жизни (по греческому переводу), когда, следовательно, Адам имел уже много сыновей, дочерей и дальнейших потомков, непоименованных в Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет.1:17 ). Второй образ ( «осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению (ср. Ин.15:6 ). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых «кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами ( αστρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес ( 2Кор.11:13–14 ), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.). Иуд.1:14–15 .  О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Краткое высказанное еще в Иуд.1:4 осуждение лжеучителей на вечную гибель Апостол теперь подтверждает пророчеством о суде Божием над нечестивыми, высказанным допотопным (седьмым) патриархом Енохом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 2: 17 – 4: 6). Краткие сведения о жизни святых праотцев, пророков, апостолов и отцов Да простит нас благочестивый читатель, что мы в столь кратких строках попытались едва наметить канву жизни великих подвижников Божиих. Это было предпринято, чтобы, по мере чтения, явилась возможность соотнести слова святых или упоминания о них со сведениями об их земном пути. Каждый, кто проявит необходимые терпение и усердие, без сомнения, уточнит и восполнит приводимые сведения в общепризнанных церковных источниках. Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». «Православная церковь почитает праведников… как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов» . Праотцы – разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Это предки Господа нашего Иисуса Христа по человечеству, тем самым они участвуют в истории спасения, движении человечества к Царствию Небесному. К праотцам прежде всего относятся ветхозаветные патриархи; это десять допотопных патриархов; все они по именам названы в Библии: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт. 5, 1–32). Послепотопные патриархи Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. К праотцам относятся святые праведные богоотцы Иоаким и Анна – родители Богородицы, а так же праведный Иосиф, обручник Девы Марии. Пророки – ветхозаветные святые, почитаемые Церковью как провозвестники воли Божией, предрекшие приход Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

При этом, нас может не смущать то обстоятельство. что святая Библия несколько раз говорит о Потопе, как о распространившемся «по всей земле». Библия и вся религиозная литература, занятая лишь заботами о человеческих душах, а не проблемами географии, часто называет землей и вселенной лишь область обитания людей, а иногда даже лишь область определенной человеческой культуры – той, которая созрела для воздействия Священного Писания. Так воспитанная на Библии Византия именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих именовала «повелителями вселенной», и Константинопольскому патриарху дала титул «вселенского». Когда был Потоп? Мы этого не знаем. В нашей предыдущей беседе мы говорили о невозможности строить хронологию на основании повествования книги Бытия. Во всяком случае, потоп должен относиться к очень отдаленной эпохе человеческой истории, и самая широта распространения преданий о нем подтверждает это. Пишущему эти строки, (мне лично, впрочем, очень спорно) представляется наиболее вероятным отнесение Потопа к эпохе, известной в науке, как грань между эпохой Мустье и эпохой Ориньяк, грань между нижним и верхним палеолитом, когда неожиданно и внезапно с лица земли исчезла многочисленная пред тем раса Неандертальского человека, некоторые признаки которого (полное отсутствие погребений, следовательно, можно думать, отсутствие веры в загробную жизнь, отсутствие всяких художественных рисунков, т.е. пренебрежение к чувству красоты и т.п.) соответствуют основным признакам отрицательной ветви допотопного человека: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть», т.е. без признаков духовной жизни. Примечание : В ковчег были взяты животные, населявшие местность, где должен был случиться потоп. Ни о каких жирафах, носорогах т.п., которые в той местности никогда не водились, не было и речи в Библейском повествовании. «И сказал Бог Ною: войди ты и все семейство твое в Ковчег, ибо Я увидел тебя праведным передо Мною в роде сем. И всякого скота чистого возьми по семи (пар) мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, также и птиц небесных по семи, летающих домашних птиц: уток, гусей, кур, возможно, лебедей, аистов и пр., которыми так богата Месопотамия, а также голубей и ворон». «Через семь дней воды Потопа пришли на землю. В сей день разверзлись все источники великой бездны (т.е. моря и океана ) и окна небесные раскрылись». – Конечно, выражение про небесные окна не буквальное, а фигуральное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010