Июль 8-го июля 1868 г. 8-го июля 1868 г. Как многомилостив и скоропослушлив Господь! В этот день была нарочитая служба о даровании дождя и был крестный ход на Петровскую площадь. Под конец литургии и во время крестного хода и молебствия начали ходить по небу облака и закрывать солнце; к полдню как будто разошлось все, а к вечеру начали опять появляться синие облака, и потом собрался дождь, хоть небольшой; небо затянуло дождевыми облаками. Слава Тебе, благопослушливый Владыко небеси и земли. Ради молитв Пречистой Владычицы нашей Богородицы послал Ты нам дождь и облаки дождевые. Соборная молитва много значит. Молебен о даровании дождя был служен по желанию градского главы Филиппа Степанова. У меня есть глупая слабость – бояться сильных и богатых мира и светских щеголей, особенно во время молитвы общественной или частной – при виде их; это – подлейшее коварство сатаны: сознаю, вижу, ощущаю. Как пылинку, мещет меня, как трость, колеблет своим адским дыханием. Но, Господи сил, укрепи меня, раба Своего! Враг сегодня запнул меня, когда я давал молитву родильнице – жене [Шихова], в Петровской улице, и где же? – На молитве Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Пресвятая Троице и Отче наш уязвил, утеснил, мира и спокойствия лишил, возмутил, ожесточил. Вследствие того я разъярился на малых нищих – троих, когда они остались недовольны данными мною несколькими копейками. Покричавши на них с яростию и рвением (о, окаянный!), я прибавил им еще десять копеек на троих. Так ли даю я им, как другие мне дают? Другие дают мне щедро, охотно, с ласковостию, а я? – Скупо, неохотно, грубо. Но не тягость ли для души даяния, дарования мне от других? Туне приях, туне и да подаю [ Мф. 10, 8 ]. Молиться надо не кое-как, а надо с молитвою исправлять и освящать сердце свое; именно исправляться от злобы, гордости, раздражительности, зависти, скупости, сребролюбия, любостяжания, роскоши, чревоугодия, вожделения, лености, клеветы, осуждения, уныния, ропота, хулы, нетерпения, неправды, невоздержания, татьбы и пр. грехов. Новый человек пришел – и ты его пугаешься? Нет человека нового – все старые, с старыми грехами, с крайней нуждой в милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слово на святого пророка Божия Илию Скачать epub pdf Блаженной памяти отца нашего Василия, архиепископа Селевкии Исаврийской 1 . Блаженного сего и великого пророка Илию, который восшел превыше облаков, любочестно угостила многопетая оная вдовица, стяжавшая лишь малую горсть муки, но любовью к страннолюбию, победившая бездну нищеты. Я же, паче силы приглашая ныне в дом столь великое стадо Владычне и, принося в дар язык, вещь еще более нищенскую, нежели горсть [муки], какую предложу трапезу? Какой изливающийся сосуд найду я, чтобы принять к предлежащей трапезе Невесту Христову? О, блаженная вдовица, нужна нам хоть малая часть муки веры. Но лучше сам ты, о, блаженный Илия, который напитал оную питавшую [тебя] вдовицу, провещай нам глагол нескончаемого человеколюбия. Ибо это тот народ Христов, который вкупе с Моисеем воспел на горе о Вочеловечении, это не тот народ Моисеев, который оказался неблагодарным за благодеяние, наказание его за неведение я взыщу, предавая его твоему суду. Ибо пророк, видя народ Иудейский, пресыщенный  благами неба и земли, но не  ведущего причины этой сладостной пищи, превращающего же божественное человеколюбие в предлог к нечестию и перелагающего страх к Зиждителю на бесов, подвигнувшись на гнев, который есть поборник благочестия, испустил глас, положив для неба закон бездождия и запечатлев сей приговор клятвой, заключил облака засовами. Жив Господь, не будет в лета сия роса или дождь на землю ( 3Цар. 17, 1 ). О, мужество благочестия! О, язык, узда небесная! О, человеколюбие Владычне! Рабу передают руководить тварью, ибо она страшится ревности благочестия, узды же творения вложи [ему сия клятва]: Жив Господь. Клянется Создавшим, да, убоявшись клятвы, тварь удержит действие [свое]. Жив Господь. «Поскольку, – говорит, – Иудеи пришли к поклонению идолам, поскольку, оставив Жизнодавца, предали самих себя убийцам-бесам, то пусть узнают своими страданиями Живущего и чрез то, из-за чего умирают, да познают смерть, да приимут глад, наставник благочестия, пораженые засухой, да научатся ведать Подателя дождей. Однако ужасаюсь я и человеколюбия Божия. Знаю, что слезами Он скоро умилостивляется, знаю, что мольбами Он преклоняется, знаю, что малым покаянием отгоняет Он наказания, хотя и не разрешает преждевременно бездождия, не делает врачество наказания бесплодным, чтобы народ не оказался еще более  невежественным, презирающим благость Владыки. Итак, что сотворю? Поклянусь и одержу победу над самим человеколюбием Божиим. Если, умоляемый от них, Бог скажет мне: «Илия, предложу Я дождь человекам» – то я скажу: « Нет ! Жив Господь, не будет в лета сия роса или дождь на землю, точию от уст моих ( 3Цар. 17, 1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Selevk...

Псалом 134 Израиль, народ избранный Богом, должен хвалить Его, как Владыку мира и Высшего над народами, царями и богами. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–5. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе: яко Аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Величие дел Божиих приводит псалмопевца в восторг, и он призывает народ хвалить имя Господне. – «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни», – люди благочестивые все должны прославлять свойства и совершенства Божии, открывающиеся в делах Божиих: особенно должны поставлять Его все стоящие во храме и во дворах дома Божия, – и левиты в своих священных хвалебных псалмах, и весь народ, предстоящий здесь, и размещавшийся обыкновенно в двух дворах храма. – Все должны хвалить Господа, ибо Он благ – ко всем верным рабам своим. – Хвала эта должна выражаться в пении, как выражается обыкновенно всякое возвышенное настроение, особенно сильное чувство радости: так должно хвалить – воспевать имя Господне, яко добро, – ибо оно прекрасно, потому что такое пение не только услаждает душу молящегося, но, при своей искренности, может даже как-бы заменять ему его жертву. – Все должны воспевать – прославлять имя Господа, ибо Он избрал потомство патриарха Иакова, народ Израильский, своим народом, соделав его своею особенно дорогою собственностью. – Призывая всех к похвалению имени Господня, псалмопевец открывает и причину, почему именно он призывает к этому: «ибо я познал, говорит псалмопевец, что велик Господь и Он, Владыка, превыше всех богов (ст. 15–18). 6–7. Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Господь Велик (ст. 5), ибо Его могущество и воля не ограничены во всех делах Его. – «Господь творит все, что восхочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах – на глубинах всех морей и во всех пропастях земных. – Так, Он возводить облака из-за последних – крайних пределов земли. Он творит молнии при дожде, – так непостижимым образом Он сочетавает огонь и воду... Он изводить ветры из сокровищ или хранилищ своих, – с вершин и глубоких ущелий горных или подземных пещер, существующих от начала мира (ср. Иер.10:13; 14:22 ; Иов.38:22 и сл.) 22 . Так сильные ветры и грозовые облака служат Богу, как бы конями и колесницами, и под небом и на море. – (Ср. Пс.17:8–14 ; Ис.19 ; Авв.3:8,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.1 из  5) Оглавление I Несколько дней стояло ненастье. Еще в ночь на девятнадцатое июня выпал обильный дождь, а утром облака висели по небу серыми клочьями. Но к полудню свежим ветром их сбило в сплошную тучу и понесло на север. Небо расчищалось, синело, солнечные лучи играли в лужах, на освеженной зелени висели капли, срывались и сверкали в воздухе. – Порадела Владычица, – вёдро у Бога выпросила, – говорили богомольцы, кучками расположившиеся на улицах и на площади у собора, откуда в двенадцать часов должна была выйти икона. – Пожалела православных. Гляди, и народу поприбавится… Оох-хо-хо… На дождик-то мы не больно усердны… Было еще рано. Пройдя бойкими улицами, миновав затем овраги, я углубился в кривые, грязные переулки на окраине города и подошел к окну, на котором к стеклу было приклеено изображение сапога. Хозяин, Андрей Иванович, выражавший вчера желание идти за иконой вместе со мною, сидел один за своим верстаком и угрюмо стучал по сапогу. – Андрей Иванович! – окликнул я в окно. – Что же вы не собираетесь? Пора! Он встрепенулся, но тотчас же скрыл движение радости, отложил сапог, открыл раму и потянулся в окно своим сухопарым туловищем. Внимательно вглядевшись в клочки чистого неба и в облака, уносимые ветром, как будто его решение зависит всецело от этого осмотра, а не от Матрены Степановны, которая начинает сильно ворчать в соседней комнате, – он решительным движением стаскивает со лба ремень, придерживающий волосы, и говорит: – Иду! Затем я присутствую при супружеском диалоге, для меня до известной степени одностороннем, так как ясно слышны мне только ответы Андрея Ивановича, а голос Матрены Степановны доносится лишь в виде бурного рокотания. – Черт его бей! – говорит, во-первых, мой приятель, торопливо укладывая свои инструменты. Потом, надевая чистую рубашку, прибавляет: – Подождет! Что, мне из-за него и Богу не молиться! – Нашла тоже благодетеля… Вон пару шью, – полтины за работу не очистится. – Жила он, да! А ты как думала? Жила, сквалыга, скнипа!..

http://azbyka.ru/fiction/za-ikonoj/

преподобный Ефрем Сирин Принесите мне в дар свое безмолвие, приклоните слух; предложу вам сказание о святом и славном Илие, как всегда ревновал он пламенно о том, чтоб все покланялись единому Богу; как узнал, что народ, делая много недозволенного, уклонился от Бога, покланяется идолам, и, исполнившись гнева и ревности, напряг око, устрелил языком своим небо, до неба достиг словом. Илия видит народ, обольщенный демоном, и с дерзновением и упованием отвлекает его от заблуждения; Илия видит народ, униженный множеством идолов, и всех лжепророков, собранных из среды беззаконных, и, исполнившись ревности и великого гнева, изрек он клятвенное слово на сей беззаконный народ, связал небо, запечатлел облака, чтобы не давали дождя, склонил милосердого Бога исполнить слово раба; и сими наказаниями, желая показать силу благого Господа, Им Самим клянется пред народом, говоря: Жив Господь, Емуже предстою, аще снидет дождь или роса, точию от уст словесе моего (3Цар.17:1). Необычайное чудо совершено им! Милосердый Бог, тотчас вняв слову ревнующего раба, как поклялся Илия, так и исполнил вскоре пророчество его народу, произнесенное в божественной ревности. Поелику же заключено было небо и запечатлены облака; то посохло все на лице земли: посохли виноградные лозы, не произрастала пшеница, всякое плодовитое дерево сокрыло плоды свои, земля не давала плода, на земле не видно стало зелени; одним словом, скрылось на земле все зеленеющее, исчезли на ней дерева с оскудением вод, по определению Илии. Поразительное представлялось тогда зрелище и крайне горестное крушение на земле, подобное бывшему во дни Ноевы: умирали не только люди, но и скоты, и звери, и птицы. Рассуди, ревнитель Илия: согрешили Богу люди обольщенные врагом, чем же согрешили младенцы? В чем согрешили скоты, звери и птицы? Всех их предал ты смерти. Помилуй хотя их, как невиновных, и дай земле дождь. Но все сему подобное ничего не значило для пламенного Илии. Богатые имуществом гибли от голода и жажды, потому что не было дождя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/867/...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Нерушимая Стена» Празднование в Неделю Всех святых Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, пред пречистым Твоим образом, Нерушимая Стена именуемым, благодарственное хвалебное пение приносим Тебе, Благодатная. Ты же, яко имущая силу непостижимую и любовь несказанную, от всяких нас бед и скорбей сохрани, да зовем Ти: Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. Икос 1 Ангел предстатель послан бысть от Бога к Тебе, Пречистая, благовестити Тебе радость всемирную, яко зачнеши от Духа Свята во утробе Твоей Бога Слова, Спасителя мира. Мы же, ведуще исполнение сего Благовещения, веруем, яко Господь Тебе, Преблагословенная, яви Стеною Нерушимою во ограждение нас от всякаго греха, бед и напастей. Сего ради ублажаем Тя, Богородице, и радостно вопием: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, яко в Кане Галилейстей Предстательницею к Сыну Твоему о людех явилася еси. Радуйся, яко омофором Твоим ширше облака покрываеши верных; радуйся, яко лентием Твоим слезы страждущих отираеши. Радуйся, яко воздеваеши руце Твои во ограждение нас от греха и всякия скверны; радуйся, яко от всех родов по глаголу Твоему ныне и присно ублажаешися. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение. Кондак 2 Провидяще пророцы умными очесы своими Твое явление среди сынов Израилевых, Рождество во плоти от Тебе Сына Божия провозвестиша, да вси, сбытие пророческих вещаний познавше, благоговейно взывают к Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум богопросвещен имеюще, Иаков, Моисей, Давид и других пророков множество в словесех, видениих и сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Мы же, всю силу пророческих вещаний разумети не могуще, из глубины верующих сердец наших с любовию воспеваем Тебе: Радуйся, лествице высокая, землю с небесем совокупльшая; радуйся, Бога, на земли явльшагося, во чреве Твоем понесшая и яко Неопалимая Купина нетленною пребывающая. Радуйся, светоносный облаче, из негоже всех Владыка, яко дождь на руно, с небеси сниде, радуйся, Живоносный Источниче, алчбу и жажду вечныя правды в людех возгревающая. Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая и души наша хлебом безсмертия насыщающая; радуйся, чудный жезле, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостольский Собор в Иерусалиме Фаррара За Павлом и Варнавою восстал Иаков. Каждый из присутствовавших чувствовал, что окончательное решение Церкви будет зависеть от того, что скажет этот древний летами апостол. К его личности, его словам, его действиям каждый из братьев чувствовал особое благоговение. Таинственно и высоко было носимое им имя «брата Господня». Такими же таинственностью и величием исполнены были его положение в Церкви, его одежда, его образ жизни и вся вообще наружность. Предание, содержащееся в евионитском рассказе, помещенном у Егезиппа, говорит, что он никогда не надевал шерстяной одежды, а был облачен с головы до ног в белую льняную и, по принадлежности ли к священническому роду или по званию епископа Иерусалимского, носил на груди petalon или золотую доску, которую возлагали на себя одни первосвященники. Рассказывают, что он был настолько свят и так высоко уважаем всем иудейским народом, что ему одному дозволялось, наравне с первосвященником, входить во Святая, – что он не был женат и вел жизнь аскетическую, – что он проводил в храме целые часы один в молитве за народ, так что кожа на коленях огрубела и ожестела, как кожа верблюда, – что он обладал властью творить чудеса, – что низводил молитвой дождь, – что только по его заслугам Господь отвратил гнев Свой на иудеев, – что он получил прозвания: «Праведный» и «Obliah», или «оплота народа», – что он провозвещен был пророками. Может быть, что часть этого рассказа принадлежит к древним легендам, но ведь и легенды, как кто-то хорошо выразился, похожи на собирающиеся над высокими горами облака, которые окутывают гору и принимают вид ее вершины. Таков был человек, который поднялся со своего места, чтобы держать слово, и которого строгий вид характеризовал твердость его убеждений, неумытность его судов и резкость его речи. Мнение его важно было потому, что оно не могло было не быть принятым общиной, в которой он пользовался властью, хотя чисто местной и ограниченной, но более широкой, чем даже власть св. Петра. Самые фанатичные ханжи не считали себя вправе не подчиняться суду человека, который был до глубины своего существа христианином, а вместе с тем и иудеем. На него не обращенные в христианство евреи смотрели с почтением, потому что он, хотя высоко ценил учение евангельское ( Иаков. 1, 25 ; 2, 12), но, тем не менее, как видно из его послания, питал ко всему древнему Закону высокое уважение и, по преданиям, был точным исполнителем всей его обрядности.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Во имя новомучеников Российских Храм во имя новомучеников и исповедников Российских. Село Юровка Анапского района В селе Юровке Анапского района освятили новый православный храм, один из многих, построенных в России за последние годы. Он строился в рамках патриаршей программы «Храмы российской глубинки», осуществляемой Международным фондом единства православных народов (МФЕПН), и был освящен 26 октября во имя новомучеников Российских митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором в сослужении сонма духовенства. Корреспонденту «Православия ru» выпала честь быть одним из московских гостей, приглашенных в село Юровка на торжество освящения храма и совершения в нем первой Божественной литургии.   Приезд Мы подъехали к храму, в котором уже началось богослужение, на двух автобусах, специально поданных к Анапскому аэропорту для группы московских гостей. Перед этим был вылет из аэропорта Внуково. Небо было затянуто бесконечными толпами облаков, моросил дождь, но когда самолет вырулил на взлетную полосу и разогнался, равнодушная морось на стекле иллюминатора вдруг метнулась, на мгновенье превратившись в подобие кленового листа, и исчезла, насухо стертая бешеным потоком – мы в воздухе. Облаков оказалось еще больше, чем это казалось снизу, самолет пробивал их слой за слоем и все равно, даже на высоте в 10 тысяч метров, нам постоянно встречались облака – бесформенные, грустные, осенние. И вот Анапа, пустынный аэропорт, не сравнить с оживленным Внуково, где «борты» со всех концов света и самые разнообразные толпятся и в воздухе и на земле. Сиротливо стоящая «тушка», небольшое здание аэропорта – и ничего, ровным счетом ничего больше на огромном летном поле. Да и понятно: аэропорт курортного города после закрытия летнего сезона. У трапа делегацию встречают казак и казачка. Казак в роскошной, ярко-красной черкеске, на голове папаха, держит в руках хлеб-соль. Мелочь, но приятно, все-таки очень красива народная одежда, несмотря на то, что сейчас невозможно спокойно и просто носить ее, так, чтобы это не было похоже на театр, музей или кино. Туристический налет почетной встречи легко снимает самый юный член нашей делегации, мальчик лет десяти, сын одного из строителей храма. Подбежав к немного потерявшимся среди толпы пассажиров казаку и казачке, он отломил от каравая кусок хлеба, макнул в соль, быстро засунул в рот и побежал дальше. Все смеются и рассаживаются по автобусам: пора ехать, и так немного опоздали к началу службы, из-за задержки с вылетом.

http://pravoslavie.ru/628.html

Родители К., христиане Дорофей и Евсевия, долгое время были бездетными и молились Богу, обещая посвятить Ему свое дитя. Когда у супругов родилась дочь, ей дали имя Кириакия, т. к. она появилась на свет в воскресный день (κυριακ - «Господень день»). Дорофей и Евсевия воспитали дочь в благочестии и целомудрии. Когда К. и ее родителей привели на суд к Диоклетиану, они смело исповедали христ. веру. Император велел ослепить Евсевию и бичевать Дорофея (ActaSS. Iul. T. 2. P. 273, в др. версии - бить свежими прутьями), так что «кровь текла на землю, как вода» ( Halkin. 1963. P. 303), и затем отправить их для дальнейших мучений к правителю Мелитины Армянской Иусту (который их обезглавил), а К. он послал в Никомидию к цезарю Максимиану (т. е. к Максимиану Галерию ). Тот обещал выдать ее замуж за кого-либо из придворных, если она отречется от Христа. После отказа К. Максимиан велел растянуть ее на земле между 4 колами и бить бычьими жилами. Видя непреклонность святой, он отправил К. к правителю Вифинии Илариану, который приказал подвесить мученицу за волосы и прижигать ее факелами. Ночью в темницу, куда была заключена К., явился Христос и исцелил ее раны. Утром Илариан велел отвести мученицу в храм Зевса. По молитвам К. произошло сильное землетрясение, статуи языческих богов упали на землю и разбились. Молния опалила правителю Илариану лицо, он упал с трона и умер. Присланный вместо него наместник Кампании Просфор ( Halkin. 1963. P. 306) или Дукиферн (ActaSS. Iul. T. 2. P. 276; в поздних редакциях Аполлоний - например, в сб. «Новое сокровище» иером. Серафима Писсидия ( Σεραφεμ Πισσδειος. 1795. Σ. 302-303)) стал убеждать К. принести жертвы идолам, а затем велел развести на стадионе большой костер. Но внезапно на небе появились грозовые облака, дождь погасил пламя, и К. осталась невредимой. Тогда на стадион выпустили диких зверей, но они не тронули святую. Видя это, многие из бывших там язычников уверовали во Христа. К. отвели в темницу, и на следующее утро Просфор велел обезглавить мученицу. Ее отвели за город, на месте казни К. попросила у воинов разрешения помолиться и после этого преставилась до того, как ей отсекли голову. Божественный глас велел воинам поведать о чудесной кончине святой, и они уверовали во Христа. Мощи мученицы были похоронены благочестивыми христианами, и от них происходили исцеления. О раке с чудотворными мощами К. упоминается в каноне, составленном в честь этой святой прп. Иосифом Песнописцем .

http://pravenc.ru/text/1840225.html

Уроки благочестия Люди, научившие меня святой жизни С детских лет я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника : «Монашество есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка Захаро часто повторяла мне поговорку: – «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра. Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как ни что другое. Как-то я спросил у старца Амфилохия: – Чем монах отличается от мирянина? На это он мне ответил: – Монах отличается постоянным понуждением себя. После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в самопонуждении. Самопонуждение принесло мне столько пользы, что у меня появилась мысль посвятить эту главу нескольким людям, монахам и мирянам, старавшимся понуждать себя, о которых я слышал или которых знал лично. На Рождество 59-го года я приехал в своё село, чтобы провести праздник с родными. Как-то вечером я вышел на прогулку в поле, но не потому, что я склонен упиваться прелестями природы, а для того, чтобы посмотреть на землю своего острова в эту пору (на родине я не был уже четыре года). Я вышел, чтобы посмотреть на возделанные поля, разукрашенные в разные цвета, на ростки посевов, едва-едва показавшиеся из земли, на ухоженные виноградники с обрезанными ветвями, без листьев, с обнажёнными толстыми стволами, которые, будто змеи, клубками лежали на земле. Я вышел, чтобы ощутить запах влажной земли, чтобы посмотреть, как плывут по небу белые облака, предвещавшие людям скорый дождь. В одном месте посреди виноградных лоз я увидел удивительную картину: девяностолетнего старика, который сидел на скамеечке и окапывал тяпкой виноградную лозу. Он передвигался от одного корня к другому, сидя на скамеечке. Всякий раз, поднимая тяпку, он громко говорил: «Помоги мне, Матерь Божия!» Я подошёл к нему. Старик уже вспотел и задыхался от усталости. – Как дела, дядя? Он поднялся и любезно поздоровался со мной. Старость и утомление не помешали ему выказать благородство. Я знал его с детства: это был один из бывших наёмных рабочих моего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010