Иов.36:25 .  Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали. Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. Иов 12.15 ), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям ( Пс 103.33 ) других людей («дела, которые воспеты другими людьми», вместо неправильного синодального: «дела, которые люди видят»), видящих дела Божии «издали», смотрящих на них с почтением. Иов.36:26 .  Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека. Иов.36:27 .  Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: Показателями величия Божия, – мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог «собирает», буквально «привлекает» (евр. «йегара»; ср. Иов 15.8 ) «капли воды». Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя «при Его паре» (евр. «леедо», ср. Быт 2.6 ; синодальное «во множестве»), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей. Иов.36:29 .  Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс 103.2, 104.29 ; Иез 27.7 ) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков («шатер», ср. Пс 17.12 ) громе. Иов.36:30 .  Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых «корней его», до самой глубины. Иов.36:31 .  Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Он как бы только ожидал, чтобы мы просили Его, чтобы мы молитвою своею выразили веру нашу в то, что всякое даяние от Бога, что Он, а не что-либо другое покрывает небо облаками... произращает на горах траву и злак на пользу человеку... чтобы произвести из земли пищу ( Пс.146:8; 103:14 ). Притом, смотря на эти легкие облака, можем ли мы быть уверенными в том, что будет дождь, – ведь они давно показываются над нами, а дождя все-таки не было, потому что ветер разгонял их: это были облака безводные. Может случиться то же и с этими столь же легкими облаками, как и прежние. Поэтому не только не прекратим нашего моления, но продолжим и совершим его со всяким усердием и смирением, без фарисейского самооправдания. Обратим внимание на нашу жизнь, не найдется ли в ней чего-либо такого, за что постигает гнев Божий, выражающийся в многоразличных бедствиях. Как священная и церковная история, так и история народов земли полны примерами, свидетельствующими о том, что за общественные грехи и преступления постигают и общественные бедствия. Так, израильский народ во время нечестивого царя Ахава и Иезавели был наказан продолжительной засухой за нечестие и богоотступничество, в чем обличал их пророк Илия ( 3Цар.17:1 ). Обратим внимание, нет ли у нас чего-либо подобного, что могло бы навлечь на нас гнев Божий. Станем пред зеркалом совести нашей со свитком закона Божия и посмотрим, нет ли на лице нашей личной или общественной совести какой-либо нечистоты и неблагообразия. Вот в свитке десяти заповедей Божиих первыми двумя заповедями запрещается богоотступничество и идолопоклонство ( Исх.20:2–5 ; Втор.5:6–9 ). Не грешим ли мы против этих заповедей? Правда, в наше время нет такого грубого богоотступничества, какое было у Израиля во дни Илии, но утонченное отступление от Бога, от правой веры, к сожалению, есть, и притом в широких размерах и в видах иногда ужасающих. Кто изочтет среди христиан нашего времени всех безбожников, всех вероотступников? Кто перечтет всех хулителей Церкви, имена ересиархов всех сект с их противным православной истине учением, всех раскольнических толков, которыми так обильно наше время? Нет у нас грубого общественного идолопоклонства, не стоят на площадях наших идолы, изображающие ложных богов, каковым поклонялись язычники, – но зато трудно найти людей, у которых не было бы какого-либо своего домашнего идола, которому он кланяется и ежедневно приносит жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Столь частое использование слова «небо» в Новом Завете является продолжением ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете термин «небо» («небеса») встречается в общей сложности 458 раз и обладает очень широким смысловым спектром. Оно присутствует в первом же стихе Библии , включающем всего три существительных: Бог, небо, земля ( Быт.1:1 ). Небом Бог называет твердь, которая отделяет воду от воды ( Быт.1:7–8 ). Далее слово «небо» встречается в связи с различными метеорологическими феноменами (дождь, снег, мороз, роса, ветер, облака), светилами (звезды, небо, луна), птицами. Несколько раз встречаются выражения «небеса небес» ( Пс.148:4 ) и «небо и небеса небес» ( Втор.10:14 ; 3Цар.8:27 ; 2Пар.2:6; 6:18 ; Неем.9:6 ). Небо в Ветхом Завете воспринимается как место, где обитает Бог . Это представление является общим для всех монотеистических традиций: из него, в частности, проистекает обычай поднимать глаза к небу во время молитвы. Ветхозаветные авторы знали о том, что Бог присутствует не только на небе; мысль о Его вездеприсутствии достаточно ясно выражена во многих текстах, в том числе в словах псалма: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» ( Пс.138:8 ). И тем не менее голос Божий никогда не слышен людям из-под земли, из преисподней: для общения с людьми Бог использует небо. Оттуда Он говорит с сынами Израилевыми ( Исх.20:22 ), оттуда звучит Его голос ( Быт.21:17 ; Втор.4:36 ), оттуда Он смотрит на людей ( Пс.14:2 ), там водружен Его престол ( Пс.10:4;102:19 ; Ис.66:1 ). Бог «превыше небес», и тем не менее «облака – завеса Его» и Он «ходит по небесному кругу» ( Иов.22:12–14 ). Представление о небе как жилище Бога с особой силой раскрывается в словах молитвы, которую царь Соломон произнес перед освящением новопостроенного Иерусалимского храма: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его... Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2. В три прошедшие дня мы рассматривали один способ богопознания и окончили его объяснением — как « небеса проповедуют славу Божью » (Пс. 18:2), и что значит изречение Павла: « ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы » (Римл. 1:20); и показали, как прославляется Создатель сотворением мира, как — небом, землей и морем. Сегодня, полюбомудрствовав немного опять о том же предмете, перейдем к другому. Бог не только сотворил мир, но сотворенному даровал и способность действовать, так, впрочем, что и не весь оставил его без движения, и не всему повелел двигаться. Небо стоит неподвижно, как говорит пророк: « Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья » (Ис. 40:22); а солнце, с прочими звездами, бежит ежедневно. Земля, опять, стоит твердо, а воды текут постоянно, и не только воды, но и облака и дожди, частые и сменяющие друг друга в свое время. И хотя природа дождей одна, но происходящее из них различно: в винограде дождь бывает вином, в маслине — маслом, а в других растениях превращается в их соки. Утроба земли одна, но различно приводит все в зрелость — иное медленнее, другое скорее. Кто не изумится и не удивится этому? Впрочем, не то только удивительно, что Бог устроил природу различной и разнообразной, но и то, что предложил ее всем вообще, и богатым и бедным, и грешным и праведным, как сказал Христос: « повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Матф. 5:45), — наполнил ее бесчисленным множеством животных и, дав им врожденные наклонности, повелел нам одним подражать, а других избегать. Например, муравей трудолюбив и работает неутомимо: поэтому, если будешь внимателен, получишь от этого животного весьма важное наставление — не предаваться неге и не бегать от забот и трудов. Потому и Писание к нему отсылает ленивца, говоря: « пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым » (Притч. 6:6). Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться доброе дело, и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей: научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой–либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей, и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

е., что страшны они нам из-за греха (Беседа 10). Бог не только сотворил мир, но даровал сотворенному способность действовать; впрочем, так, что не оставил его, вовсе, без движения и не всему повелел двигаться. Небо стоит неподвижно, как говорит пророк: распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья ( Ис. 40:22 ), а солнце с прочими звездами бежит ежедневно. Земля, также, стоит твердо, а воды текут постоянно, и не только воды, но и облака, и дожди, частые и, сменяющие друг друга, в свое время. И, хотя природа дождей одна, но, происходящее от них, различно: в винограде дождь становится вином, в маслине маслом, а в других растениях превращается в их соки. Утроба земли одна, но производит различные плоды. Теплота солнечного луча одна, но различно приводит все в зрелость – иное медленнее, другое скорее. Кто не изумится и не удивится этому? Впрочем, не только то удивительно, что Бог устроил природу различной и разнообразной, но и то, что предложил ее всем, вообще – богатым и бедным, грешным и праведным, как сказал Христос: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ); наполнил ее бесчисленным множеством животных и, дав им врожденные наклонности, нам повелел одним подражать, а других избегать. Например, муравей трудолюбив и работает неутомимо; итак, если будешь внимателен, получишь от этого животного весьма великое наставление – не предаваться неге и не бегать забот и трудов. Потому, и Писание к нему отсылает ленивца, говоря: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым ( Притч. 6:6 ). Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться – доброе дело и что, не трудящийся, не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей – научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома. Когда старшие и, считающиеся лучшими, сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты: прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу – не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья: это животное, хотя и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Из его очей, как дождь из облака, льются слезы. Называю слезы дождем, согласно святому Златоусту, который, посмотрев на плачущего Давида, говорит: «Ланиты Давидовы украшены были, как бы бисером, дождем слезным». Взирая на святого Петра плачущего, и мы можем сказать: ланиты Петровы украсились, как бисером, дождем слезным. Вот когда Петр святой есть духовное облако, источающее дождь слезный. Но, о Петр святой! Почему ты плачешь? Потому ли, что отрекся от Христа? Ведь не один ты отвергся Его, а многие другие: отвергся Его Иуда, но не плачет, хотя и раскаивается; отвергся Пилат, но не тужит; отвергли Его архиереи и князья израильские, книжники, фарисеи и все множество народа, кричавшие: «Распни, распни Его!» ( Лк. 23:21 ). Все они отверглись Христа, но не рыдают, а еще больше веселятся. И только ты один, Петр святой, оплакиваешь Его! Откуда у тебя такое сокрушение сердца? «Плачу, – говорит он, – потому, что отрекся от Возлюбленного моего». Не плачет Иуда, ибо он не имел к Нему такой любви; не плачет Пилат и все прочие, ибо не только не имели любви к Нему, но и ненавидели Его. Я же возлюбил Его, и самая любовь моя тужит во мне без Любимого, и совесть моя зазирает мне и сокрушает мое сердце, и источает из очей слезы. Вы же говорите: «Смотрите, как Петр любит Его»! Вот святой Петр, полный огня любви Божественной, серафимски пламенеющей! А за трикратное отвержение Господа воздает святой Петр трикратным изъяснением любви своей: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» ( Ин. 21:16–17 ). Итак, святой Петр – это наш духовный столп, столп облачный и огненный. Посмотрим теперь на святого апостола Павла и спросим его самого: святой Павел! В каком месте можно назвать тебя столпом огненным? На острове ли Милите, где ты «набрал множество хвороста и клал на огонь?» Помнишь – там, где «ехидна повисла на руке» твоей, ты же, «стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда» от нее ( Деян. 28:3, 5 )? Поистине, уместно было бы назвать тебя столпом огненным здесь, где люди сочли тебя не человеком, а богом: «Говорили, что он бог» ( Деян. 28:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

" Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли " (ст. 6). Дабы кто-нибудь из безумных не сказал: что нам до того, что Он в точности знает звезды? – пророк излагает и попечение Его о людях, являе­мое таким образом; и не сказал: помогающий кротким Господь, но гораздо более: " принимает " ; выразился так, как бы о любве­обильном отце. Что же значит: " принимает " ? Успокаивающий, под­держивающий, руководящий. Видишь ли совершенную силу Его в том и в другом случае – и в возвышении смиренных и в низложении гордых? Он не просто смиряет, но до край­ности, это именно значит: " до земли " . " Начинайте Господа прославлять, пойте Богу нашему на гуслях " (ст. 7). Другой (Симмах): исчислите (καταλξατε). Сказав о делах Его, про­рок опять призывает людей к славословию: " начинайте " , говорит, " Господа прославлять " , т.е. в благодарении, с великим усер­дием. " Пойте Богу нашему на гуслях " . Другой (Симмах): на лире (δια λρας). " Одевающему небо облаками, приготовляющему для земли дождь, произращающему на горах траву и злак на службу людям " (ст. 8). Чтобы кто-нибудь из бесчувственных не сказал: что мне до небес­ного? – пророк тотчас присовокупляет и пользу для людей, показывая этим прибавлением и то, для чего Бог покрывает небо облаками. Для тебя, говорит, для того, чтобы приготовить тебе дождь; и для тебя, чтобы он произвел траву. Посмотри на мудрость пророка: он говорит о благах всеобщих, которые Бог даровал всем, и таким образом заграждает уста безумным с особенною силою. В самом деле, если Бог так щедр для неверных, что и собирает облака, и низво­дит дождь, и оживляет землю, то тем более сделает добро вам, которые называетесь собственным его народом. " Произращающему на горах траву " . Смотри, как щедродательно Его промышление: не только на возделанной земле, но и на горах Он предлагает обильную Свою трапезу, приготовляет пищу для скотов, которые сотворены на служение людям. По­тому пророк и продолжает: " дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Я говорю и возвещаю вам, что Тот, Кто сотворил вас, погубит вас; Он не будет сожалеть о вашей участи; напротив Он будет веселиться о вашей погибели (глав. 93). О если бы глаза мои были подобны облакам, чтобы я мог оплакать вас и как дождь излить слезы мои и облегчить скорбь сердца моего»! (глав. 94). Потом еще перечисляются разные грехи и преступления, за которые грешники подвергнутся наказаниям. При этом Енох, между прочим, говорит: «не мыслите и не говорите: наше преступление сокрыто; нашего греха никто не увидит; на небе у Всевышнего ежедневно записывается все, что происходит, и все известно; каждое преступление, совершаемое вами, ежедневно предается памяти для дня вашего осуждения» (глав. 96)... «В эти дни народы ужаснутся и устрашенные племена явятся на суд. В эти дни беременные женщины родят и оставят плод своей утробы. Дети будут падать на глазах своих матерей, и в то время, как будут сосать их молоко, они будут отталкивать их от себя и будут безжалостны к плодам своей любви» (глав. 97)... «В эти дни отцы будут поражены со своими детьми, братья будут умерщвлены со своими братьями, и кровь их потечет потоками... От востока до запада распространится поражение; кровь грешников будет досягать до груди коня и до осей колесницы» (глав. 98). В эти дни ангелы сойдут в сокровенные места и соберут в них всех грешников. В эти дни явится Всевышний произвести Свой суд над ними; для охранения святых и праведных Он пошлет святых ангелов, и они будут охранять их, как зеницу ока, пока не истребится всякое зло и преступление». «Горе вам, грешники, ибо слова уст ваших и дела рук ваших были злы; вы будете низвержены в вечный пламень. Знайте, что ангелы небесные будут строго исследовать все дела ваши; они будут вопрошать о ваших грехах солнце, луну и звезды, потому что вы осуждали праведных. Все будет свидетельствовать против вас – облака, снег, роса и дождь» (глав. 99). Обращаясь к праведным, Енох говорит: «клянусь вам, что я знаю эту тайну; я читал небесные скрижали, видел писания святых и открыл все, что в них написано о вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

14 . Наполню теб людми, коже множеством людей. Поднимут крик против тебя ср. Иер. 4:16  с толков. Клтс Гдь силъ мышцею своею – эти слова значат тоже, что и слова стиха Иер. 51:12 : к умысли Гдь, и сотворитъ… Угроза Господня исполнится: Бог скажет и не сделает-ли?... (ср. Чис. 23:19 ). Возгластъ над тобою последнее слово – перевод евр. , прочитанного вм. масор. (ср. толков. Иер. 48:33 ) – бранный крик. Иер. 51:15–19 15. Гдь сотворивый землю в сил своей, и устроивый вселенню в мдрости своей, и своимъ распростр нбса. 15. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса. 16. Егда онъ дастъ гласъ, умножатс воды на нбс, воздвизай облаки конецъ земл, в дождь сотвор, изводй свтъ сокровищъ своихъ. 16. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли; творит молнии среди дождя, и изводит ветер из хранилищ Своих. 17. б вскъ члвкъ разма, посрамис вскъ своихъ, к лжна ег, и нсть дха в нихъ: 17. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. 18. Сетна сть дла, и смх достйна, в часъ своег погибнтъ: 18. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 19. Не такова часть к сотворивый всческа, той есть, (а жезлъ ег, Гдь Вседержитель им ег. 19. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф. Ст. 15–19 буквально сходны, по евр. тексту, с Иер. 10:12–16 (см. толков.). В настоящем месте, стихи Иер. 51:15–16 имеют связь с тою мыслию, выраженною в предыдущих стихах, что Господь отмстит за храм Свой, – что Он сделает то, что замыслил относительно Вавилона, – что Он клянется в этом мышцею, т. е. силою Своею. Пророк указывает теперь следы этой силы Божией в творении и сохранении мира вещественного. Стихи Иер. 51:17–18 говорят, напротив, о бездушности языческих богов и о безумии надежд, на них возлагаемых, т. е. направлены к тому, чтобы лишить халдеев последнего утешения, которое они могли почерпать в вере в своих богов (ср. Иер. 50:2 ). Эти боги не отвратят от Вавилона карающей мышцы Бога истинного. Наконец, стих Иер. 51:19  называет Творца вселенной Богом израилевым в утешение томящимся в плену израильтянам, напоминая им, что Бог не может навсегда прекратить те отношения Свои к Израилю, в силу которых Он – Господь – называется «долею Иакова», как бы усвояется Израилю, потому что дарует ему особенное право на Свою милость, а Израиль называется «жезлом достояния Его», т. е. Его наследственным уделом (ср. толков. Иер. 50:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

23–25. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости. Когда народ, находясь в пустыне, испытывал недостаток пищи или был недоволен ее однообразием и роптал, то Господь посылал ему пищу чрезвычайным образом. – И заповеда облаком свыше, или – Господь повелевал облакам и двери неба отверзал – открывал эти облака, как бы врата житниц: и одожди им манну ясти – посылал с облаков манну, в таком обилии как дождь, в пищу народу; и хлеб небесный даде им – посылал манну, как небесный хлеб, ибо ее не было на земле. Хлеб ангельский яде человек, – каждый человек – израильтянин ел манну, этот хлеб ангельский, ибо его Господь посылал с неба чрез ангелов. Брашно посла им до сытости, – эту пищу Господь посылал народу в великом изобилии, так что каждый ел до сытости. Так было сначала в пустыне Син, а потом в пустыне Фаран. – «И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш... Поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидали сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». ( Исх.16:11–15 ). Это была манна. Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна» ( Чис.11:8–9 ). 26–29. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреди стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. По желанию народа, Господь и в пустыне безводной и необитаемой посылал ему в изобилии разнообразную пищу – не только хлеб, но даже и мясо. – Господь воздвиг с неба юг, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010