Псалом 134 Аллилуиа. По бл. Феод. – псалом сей есть хвалебная песнь, вознесенная Богу Евреями, получившими освобождение из плена. 1 . С Евр.: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни». 2 . С Евр.: «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». 3 . Пойте имени Его, яко добро 653 . С Евр.: «Пойте имени Его, ибо это сладостно». Т.е. спасительно и сладостно воспевать имя Божие, славословить Господа. «От сего произойдет много пользы для вас» (Бл. Феод.). 4 . Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние 654 Себе, с Евр.: – «в собственность Свою». Т.е. Господь Бог избрал Еврейский народ в богатство, в собственность Себе, «взирая не на малочисленность его, а на добродетели, к которым Он хотел руководить Евреев» (Злат.); избрал для достижения Своих великих целей о спасении человеческого рода, соделал его как бы сокровищницею Своих даров, обетований, благодеяний, потому особенно и заботился о нем ( Втор. 32:8–9 ). «Назвав достоянием Божиим, – говорит св. Злат., – пророк выражает Божию к ним любовь, промышление, попечение, благоволение». 5 . С Евр.: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов». 6 . Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». 7 . Возводя облаки от последних земли. С Евр.: «Возводит облака от края земли», – от пределов земли; «потому что, – говорит бл. Феод., – облака составляются из морских вод, а морские заливы – пределы земли». «Удивительно, – говорит св. Злат., – не только то, что облака с водою поднимаются – тяжелое носится на легком, – но и то, что идут как бы в горних жилищах, нося в себе (от пределов земли) тяжесть такого множества вод». Молнии в дождь сотвори, т.е. во время дождя. С Евр.: «Творит молнии при дожде». Т.е. соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, «что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает и сам не угасает» (Бл. Феод. и Злат.). Изводяй ветры от сокровищ Своих. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Злат., – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; – «едва даст Свое мановение Бог, повсюду являются ветры» (Бл. Феод.). «Словом: сокровища, – говорит св. Афан., – пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Эту истину Священное Писание выражает весьма ясно: 1 . Когда представляет вообще, что твари видимые суть толь­ко как бы орудия силы Вседержителя, а Он собственно действует в них и через них все производит: Господь,., претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь ( Амос. 5:8 ); устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра ( Пс. 103:3 ), – огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его ( Пс. 148:8 ), все служит Тебе ( Пс. 118:91 ). 2 . Когда подробно указывает следы содействия Его тем или другим тварям видимым, свидетельствуя: а) что Ты послал источники в долины..., напояешь горы с высот Твоих ( Пс. 103:10–13 ); б) что Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс. 103и 16); в) что Он дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс. 146:9 ), одевает полевые лилии ( Матф. 6:28 ), питает птиц небесных (26); г) что Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их ( Пс. 146:4 ); возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс. 134:7 ), и под. Очень конкретно изображали эти истину Отцы и писатели Церкви, например: а) святой Иоанн Златоуст : “когда видишь восхождение солнца или течение луны, когда видишь озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, видишь все то, из чего мир сей состоит, то познавай непрерывное делание Отца – Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 );” 1700 б) Лактанций: “не по­стигая искусства силы Божией в устроении путей звездных, философы сами звезды сочли за животные, как будто они совершают течение свое ногами и по своему произволу, а не произволением и содействием Божиим;” 1701 в) святой Афанасий Великий : “мановением и силой правителя и распорядителя вселенной, Бога Слова, вращается небо, движутся звезды, сияет солнце, блуждает луна, согревается воздух, веют ветры, стоят неподвижно горы, волнуется море, и питаются все, живущие в нем...; словом – все оживляется и движется, огонь греет, вода освежает, пробиваются из земли источники, истекают реки, чередуются времена года, падают дожди, наполняются облака, бывает град, снег, лед, летают птицы, ползают змеи, плавают водородные, осеменяется земля и пускает ростки во время свое, возрастают растения и деревья;” 1702

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

    «Ибо снегу Он говорит: «будь на земле»;     равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти...     Также влагою Он наполняет тучи,     и облака сыплют свет Его.     И они направляются по намерениям Его,чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли.     Он повелевает им идти или для наказания,     или в благоволение, или для помилования.»    (Иов. 37:6, 11—13).    Бог полный хозяин в этом мире, где царствует закон, «устав» (Иов. 38:33), «определение» (Иов. 38:10). Замечательно, однако, что даже эта низшая форма материи не лишена своего рода самостоятельности. Безвольность стихий — не изначальное их состояние:     «Кто затворил море воротами,     когда оно исторглось,вышло как бы из чрева,     когда Я облака сделал одеждою его     и мглу пеленами его.     и утвердил ему Мое определение,     и поставил запоры и ворота,     и сказал: «доселе дойдешь, и не перейдешь,     и здесь предел надменным волнам твоим».»    (Иов. 38:8—11).    Здесь смутные гилозоистические мотивы, проскальзывающие в речи Господа, выводятся в прямой текст. Море рождается, как ребенок, из чрева, и ему тоже нужны одежды и пелены. Оно оказывается одушевленным существом буйного и надменного нрава, заключившим своего рода завет с Богом. У этого мира есть тоже свои этические нормы. Это те нормы, на которых Иову предлагали строить взаимоотношения с Богом его друзья.    Тема второй речи Господа — свобода, дарованная Им живым душам. Здесь Он выступает в качестве благого Попечителя о Своих чадах, дающего пищу львам и воронятам (Иов. 38:39—41), одевающего красивыми перьями птиц (39:13 — ср. Матф. 6:26—30). Здесь нет уже ни слова о подчинении твари, об уставах и запретах. Единственный раз упоминающееся повеление Божие — «По твоему ли слову возносится орел...» (Иов. 39:27) — имеет характер не наказа или ограничения, но призыва и благословления, напоминающего творческое «Да будет...» (Быт. 1:3). Зависимость твари от Творца на этой ступени бытия имеет совсем другую природу. Она ограничивается актом творения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Между тем, если бы солнце светило днем и ночью, то все в природе могло бы засохнуть. Правда, ночь также имеет свет – от луны; но луна дает самый слабый свет и не дает теплоты. Так, всюду в природе мы видим назначение и цель с надлежащими средствами к выполнению их. Солнце, например, освящая землю, производит и то, что вода в морях испаряется, а из паров образуются облака. Облака имеют своим назначением давать дождь полям. Дождь имеет своим назначением напоять растения, чтобы они могли расти. Растения имеют назначением давать пищу людям и животным и т.д. Это премудрое устроение Божие и эту совершеннейшую целесообразность прославляет Давид в псалме 103, стихах 13–15 так: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень в пользу человеку, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». Тут намечается целая цепь целей. Чтобы питать скот, Бог посылает в благопотребное время дожди и т.д. И если бы мы захотели обойти все царство природы и рассмотреть каждую вещь, то нигде не нашли бы ничего лишнего, не имеющего своего назначения, своей цели. Наше собственное тело доставляет нам тысячу примеров того, что Бог каждой вещи дал свое назначение. Глаза, например, Бог дал для того, чтобы мы могли видеть, уши – для того, чтобы могли слышать, язык – для того, чтобы могли говорить, руки – для того, чтобы могли работать, ноги – для того, чтобы мы могли ходить. Как велика благодетельность каждого из этих членов, мы сознаем вполне тогда, когда видим людей, у которых нет какого-либо члена. Слепые, глухие, немые суть самые несчастные люди. В каждом члене мы снова различаем части. В глазе, например, различаются: глазная впадина, глазная жидкость, веки, ресницы и брови. Глаз есть весьма нужный член и в то же время столь нежный, что легко может повреждаться. И вот Творец заботливо защищает его от повреждений, поставляя его в глубокую впадину и тем скрывая от вредных внешних влияний.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Он одним словом свел огонь с неба на посланного к нему от царя начальника пятидесяти; Илия сказал ему: «Если я человек Божий, то да сойдет огонь с неба, и сожжет тебя и пятьдесят твоих». И тотчас возникло пламя и сожгло весь этот полк. И охваченный той же самой ревностью о Боге, желая измучить тех людей, которые служили идолам, три с половиной года он держал дождевые облака твердыми, так что богоборный народ был истязаем мором. Он прекратил дождь, сказав: «Жив Господь, дождь будет разве устами моими». Когда ему предстояло перейти на небо, вознестись на четверке огненных коней, то, дойдя до Иордана, он, ударив овечьей шкурой, разделил реку, и вместе с Елисеем перешел ее, не омочив ног. Он сам сел на огненную повозку, и так двинулся на небо, сбросил ученику кожаный плащ и удалился, живой до сего дня. И посмотри опять, что властитель и князь над всем в Новом Завете Петр с облака поражает Симона. Павел дошел до третьего неба, а оттуда – до рая, и будет судить отступивших ангелов. Говоря просто, те люди, которые не осквернили образ злыми делами и тем самым не лишились (отпали) власти, – они князья и властители надо всем. 186 Вопрос. Ты хорошо рассказал и объяснил нам об образе. Но просим мы тебя прибавить к этому и о подобии, почему сказал Бог: «сотворим человека по образу» и подобию «нашему». Что «по образу» – нам дан ответ, а что «по подобию» – о том умолчано. Писание говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему» и не прибавляет: «по подобию». Ответ. Не велит Бог, чтобы мы были праздными и ленивыми, наподобие свиней, мщатей (осленок) и овец, и прочих бессловесных существ. И не будем считать, что мы без усилий и мзды, недостойно, не употребляя нашу власть, можем стать подобным Ему, подражая Ему. То есть да уподобимся Ему приязненным (любезным) отношением к ближним, насколько и можно человеческой природе подражать Богу. Будь же для сирот как отец, вместо мужа их матери. Так сказал премудрый в божественном Соломон. И Сам Господь сказал в Евангелиях: (Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны миротворцы (смиряющие), ибо они будут названы сынами Божиими; ....научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Столп облачный и огненный Столп облачный и огненный ( Ucx. XIII, 21 ). Когда евреи начали свое странствование по пустыне, сам Бог шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Облако служило также знаком для дальнейшего шествия израильтян по пустыне и остановки их ( Чuc. IX, 17–23 ). Это было чрезвычайное, чудесное проявление присутствия Божия среди народа Своего. Облако нередко останавливалось над Чистилищем и покрывало Скинию. Пр. Исаия видел славу Божию в храме наполненном дымом, или светлым облаком. Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне ученикам на горе Преображения, и светлое облако осенило их. Пр. Исаия обещает присутствие Божие в Его Церкви в следующих выразительных словах: и сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями его облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи ( Uc. IV, 5 ). Облако служит иногда символом численности или множества, как, напр., в послании к Евреям ( Ebp.XII, 1 ), где встречается следующее выражение: имея вокруг себя такое облако свидетелей; равно как у пр. Исаии ( Uc.LX, 8 ): кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя, говорит пророк в другом месте ( Uc. XIV, 22 ). Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: Се грядет с облаками, говорит св. Тайновидец ( Omkp. I, 7 ). Кроме того, облако служит образом обилия. Милость царя сравнивается с облаком, ибо оно изливает свежие и обильные потоки на землю ( Npumч. XVI, 15 ). Господь наш Иисус Христос, по свидетельству ев. Луки, сказал народу следующее: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так ( Лk. XII, 54 ). Сими словами Господь указывает на физическое явление, с которым народ был хорошо знаком, т. е. Он указывает на облако, поднимающееся с запада или с гор Ливанских, которое было несомненным предвозвестником обильного дождя. За появлением такого облака на западе неизменно следовала дождливая погода, ср. ( III Цap. XVIII, 44 ). В означенной цитате говорится, что слуга пр. Илии увидал то же самое небольшое облако, величиной с ладонь человеческую; но провидец уразумел, что оно служит верным провозвестником дождя, потому что вслед за тем небо стало мрачно от бури и ветра, и пошел большой дождь. Особенное было явление Божие в столпе облачном и огненном у Чермного моря, когда египтяне с войском догнали здесь евреев и им предстояла неминуемая гибель. Тогда ангел Божий и столп облачный и огненный стал позади израильтян и им светил, а египтян омрачал ( Ucx. XIV, 12–20, 24 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Что же такого сделал Моисей, подобно Владыке нашему Христу? Моисей умертвил, (а) не оживил. Да устыдятся дети иудеев, прославляющее Моисея и порицающие Владыку Христа! Но иудей сейчас поспешно возражает: «А у нас не воскрес мертвый? Разве не воскресил, пророк Илия сына сарептской вдовы? Между тем, Илия — человек. Почему вы много думаете о вашем Учителе — доказываете в Нем божественную силу из того, что Он воскресил из мертвых Лазаря?» Что ты, иудей, говоришь? Сравниваешь Илию и Владыку Христа? Иное (дело) рабское состояние, и иное — власть божественная. Если ты не узнаешь наперед, как было это воскрешение, то не поймешь дела божественной власти. Слушай внимательно: мертвый при Илии, сын сарептской вдовы, если и предан был смерти, то, однако, не по недостатку природы, но для воспитания и огорчения Илии, чтобы склонить Илию от жестокосердия к состраданию. Некогда Илия — как вы хорошо знаете — разгневавшись на дом Ахава и израильский народ за беззаконие Иезавели, с клятвой объявил: « Жив Господь Бог… в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову » ( Жив Господь Бог, аще будет в лета сия роса или дождь на земле, точию от уст моих ) (3 Цар. 17:1). Этим решением Илии о безводности Бог всяческих не удовольствовался, но исполняет решение раба, так как Он желал его самого, связавшего облака на бесплодие, разрешить от несчастья безводности. Но Илия не внял этому примирению. Иначе Бог состраждет, и иначе человек ожесточается. Господь желал упросить жестокого раба, чтобы он дал на землю дождь по своему слову. Не свойственно Богу просить человека; потому, как Бог, Он употребил другое средство. Какое? Слушай внимательно. При усиливавшемся бездождии (три года и шесть месяцев облака не давали дождя), начал Илия пренебрегать жаждой, (и) с твердостью переносил недостаток, делая это из соревнования; желал (лучше) сам уничтожиться, чем примириться с домом Ахава. Что же Господь? Он тонко поступает со Своим рабом – не просит, но говорит: « пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там » ( встань отсюда и иди к потоку Хорафа перед лицом Иордана, и пей воду из потока, и враном заповедаю препитати тя тамо ) (3 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но во время молитвы повелел отроку своему прилежно смотреть в сторону к морю, не заметит ли чего ни будь на небе, и когда заметит, то пришел бы сказать ему об этом. Шесть раз уходил отрок, и снова возвращался, говоря: что на небе в стороне к морю ничего не видно. Наконец возвращается в седьмой раз и отвечает: что усмотрел облака мале, аки след ноги мужские, возносящий воду из моря. Выслушав отрока, Пророк повелел ему идти предварить Ахава, чтобы он скорее отправлялся в путь, да не постигнет его дождь. Между тем показалось небольшое облако, быстро увеличиваясь, закрыло собою небо, поднялся ветер и сильный дождь низошёл на землю. Так после трех с половиною лет Пророк отверз небо. Царь от полноты радостного сердца заплакал: но, повинуясь повелению Пророка, отправился в путь. Во время самого дождя Пророк, подкрепленный Божией помощью, бежал пред колесницею Ахава до Израиля. Св. Пророк Илья пострадает от меча Антихристова. О сем говорится так в Апокалипсисе (r.XI.cm. 7.8.11.12) И когда они Илья к Енох скончаются свидетельство свое, зверь, иже исходит из бездны сотворит с нами брань и победит их и убьет и трупы их оставит на стенах града величаво и по 3-х дней пал дух животен внидет в ня от Бога. И услышав глас великий с небес глаголющий взыдите семо. Иезавели, жены Ахава, не было при жертвоприношении Пророка. Ахав, прибыв в дом, рассказал ей все, что сделал Илья на горе Кармил, и как по его возвещению дождь ниспал на землю. Выслушав мужа, Иезавель пришла в ярость. Она не обратила внимания на чудо, совершенное Пророком; но ее глубоко тронуло избиение жрецов. Она тотчас послала сказать Илье: если ты Илия, а я Иезавель, то пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них. 33 (жрецов Ваала). Страх объял Пророка Божия, когда он узнал, что Иезавель ищет погубить его. Он поспешно оставил Израиль и с учеником своим удалился на юг в Вирсавию, которая находилась в пределах царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еккл.11:4 . Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Кто наблюдает ветер, тот не будет сеять, и кто смотрит на облака, тот не будет жать. Кто смотрит на то, кому благодетельствует и не дает всякому просящему у него, тот часто обходит достойного подаяния ( Лк.6:30 ). Иначе: кто проповедует слово Божие лишь в то время, когда народ охотно слушает и когда проповедник пользуется благоприятным мнением, тот есть сеятель нерадивый и земледелец ленивый. Ибо, и среди самых благоприятных обстоятельств, без нашего ведома, возникают неблагоприятные. Но слово Божие должно быть проповедуемо своим порядком благовременно и безвременно ( 2Тим.4:2 ), и во время веры не должно смотреть на бурю противных туч, о которой говорится в Притчах: «якоже дождь сильный не полезен, тако оставившии закон хвалят нечестие» ( Прит.28:3–4 ). Итак, должно сеять и во время бурь не смотря на тучи и не страшась ветров, и не должно говорить: то время удобно, а это не удобно, когда мы не знаем, каков путь и какова воля всеустрояющего Духа. Еккл.11:5 . Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Как ты не знаешь пути духа, и как кости во чреве беременной: так не знаешь дел Божиих, который делает все. Как не знаешь пути духа и души входящей в младенца, и не знаешь различных состояний костей и вен во чреве беременной, не знаешь, как из ничтожной частицы тело человеческое образуется в различные формы и члены, как из одного и того же семени одно делается мягкими мускулами, другое отвердевает в кости, иное превращается в бьющиеся вены, а иное связывается в нервы: так не можешь знать дел Божиих, Который есть творец всего. Научает этим, что не должно бояться неблагоприятных обстоятельств и что неразумно рассуждать о ветрах и тучах, о которых мы сказали выше; – неразумно, потому что сеятель должен идти своим размером и поступью, а результат предоставлять воле Господа. Ибо «ни хотящяго, ни текущаго, но милующаго Бога» ( Рим.9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«И не умрет, – говорит, – всяка плоть ктому от воды потопные, и к тому не будет потоп водный, еже истлити всю землю». Видишь, как Он и раз, и два, и многократно обещает не наводить более такого всеобщего истребления, чтобы изгнать смущение из мыслей праведника и сделать его спокойным касательно будущего? Далее, взирая не на собственную природу, но на нашу немощь, Бог не довольствуется одним словесным обещанием, но, являя Свое снисхождение к нам, дает и знак, который бы мог, продолжаясь во все веки, избавлять род человеческий от опасения подобного несчастья; так что, хотя бы пошел и сильный дождь, хотя бы случилась и необычайная буря, хотя бы приключилось весьма великое наводнение, мы и тогда могли бы не бояться, но быть спокойными, смотря на данный знак. «И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и тобою " 228 ( Быт.9:12 ). Смотри, какой чести удостоился праведник. Как человек разговаривает с человеком, так и Бог заключает завет с ним, и говорит: «Сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и тобою, и между всякою душею живою, еже есть с вами, в роды вечные». Видишь, знамение, обещаемое всем живым существам, простирается на роды вечные? Бог дает знамение не только всем вообще живым существам, но и навсегда, на веки, до скончания мира. Какое же это знамение? «Дугу Мою, – говорит, – полагаю во облаце, и будет в знамение 229 завета между Мною и землею» ( Быт.9:13 ). Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т.е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха. «И будет, – говорит, – егда наведу облака на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душою, живущею во всякой плоти» ( Быт.9:14–15 ). Что говоришь ты, блаженный пророк? – «Помяну, – говорит, – завет Мой», т.е. Мой договор, условие, обещание; и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но – чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010