Легко и соблазнительно увлечься ближайшей морально-политической идеей, которую внушают нам все источники: идеей послушания старшему брату. Уже в летописи Борис говорит дружине: " Не буди мне возняти руки на брата своего старейшого: аще и отец ми умре, то сь ми буди в отца место " . Присутствующий и в " Сказании " мотив этот особенно развивается у Нестора. Заканчивая свое " Чтение " , автор возвращается к нему, выводя из него политический урок для современников: " Видите ли, братья, коль высоко покорение, еже стяжаста святая к старейшу брату. Си аще бо быста супротивилися ему, едва быста такому дару чудесному способлена от Бога. Мнози бо суть ныне детескы князи, не покоряющеся старейшим и супротивящеся им; и убиваеми суть: ти несуть такой благодати снодоблени, я ко же святая сия " . Память святых Бориса и Глеба была голосом совести в междукняжеских удельных счетах, не урегулированных правом, но лишь смутно ограничиваемых идеей родового старшинства. Однако само это политическое значение мотива " старшинства " предостерегает от его религиозной переоценки. Несомненно, летописцы и сказатели должны были подчеркивать его как практический – даже единственно практический – образец для подражания. Но мы не знаем, насколько начало старшинства было действенно в княжеской и варяжско-дружинной среде в начале XI века. Князь Владимир нарушил его. Св. Борис первый формулировал его на страницах нашей летописи. Быть может, он не столько вдохновляется традицией, сколько зачинает ее, перенося личные родственные чувства в сферу политических отношений. Во всяком случае, власть старшего брата, даже отца, никогда не простиралась в древнерусском сознании за пределы нравственно допустимого. Преступный брат не мог требовать повиновения себе. Сопротивление ему было всегда оправдано. Таково праведное мщение Ярослава в наших житиях. С другой стороны, династии, популярные на Руси, династии, создавшие единодержавие, были все линиями младших сыновей: Всеволодовичи, Юрьевичи, Даниловичи. Это показывает, что идея старейшинства не имела исключительного значения в древнерусском сознании и не понималась по аналогии с монархической властью. Совершенно ясно, что добровольная смерть двух сыновей Владимира не могла быть их политическим долгом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Так как некоторые, мало осведомленные и предубежденные, люди старались коварно возбудить сомнение в умах людей, указывая на то, что, хотя король, наш государь, твердо и чистосердечно обратился в нашу святую католическую, апостольскую и римскую веру, но наш святейший отец папа не признал его всенародно старшим сыном Церкви, что могло породить в этих людях сомнение, следует ли повиноваться ему, как государю законному, всемилостивому и единственному наследнику царства, – то мы, по зрелому обсуждению, и смиренно возблагодарив Бога, и все силы небесные, за столь явное обращение короля и за его горячую приверженность к нашей матери святой Церкви, а также за столь мирное покорение столицы Франции, единодушно пришли к следующему постановлению: вышереченный король и государь Генрих есть король законный и истинный католик, прирожденный повелитель Франции и Наварры, согласно основных законов этих государств, а потому, все его подданные и все, живущие в пределах его владений, обязаны добровольно повиноваться ему, как то повелевает Господь, несмотря на то, что, по проискам некоторых врагов и испанской партии, он не был до сих пор принят Святейшим отцом и признан достойным и возлюбленным сыном нашей матери, святой католической церкви, что произошло отнюдь не по вине короля, как то известно всем». В остальной части своей декларации, ученые сорбоннисты присягают в верности Генриху и исключают из своей среды всякого, кто не последует их примеру. «Если найдутся непокорные, – говорят они, – мы исключаем их из нашей среды, лишаем их наших привилегий и отвращаемся от них, как от мятежников, оскорбляющих величество, врагов общественных и возмутителей». После этого отлучения, члены университета приглашают всех истинных французов и добрых католиков засвидетельствовать, подобно им, свое почтение королю. Некоторые из докторов, скомпрометированных во время Лиги, покорились; большинство из тех, которые составили знаменитые постановления против Генриха, уже покинули Париж. Из всех монахов только иезуиты и капуцины отказались присоединиться к этой декларации. Пораженные революцией, которой были свидетелями, и в надежде на ее кратковременность, они заявили, что подождут распоряжения папы, прежде, чем на что-нибудь решиться. Наконец, они решили покориться. Составилось мнение, что они имели лишь ту цель, чтобы под покровом этой мнимой покорности скрыть самые коварные замыслы. Факты покажут, что это было действительно так.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Установлена вражда между диаволом и женою, между семенем диавола и семенем жены, то есть, с одной стороны, между диаволом и семенем его — увлеченными им в погибель ангелами, между диаволом и семенем его — грехом, с другой стороны, между женою и семенем жены, то есть Богочеловеком, Который по человечеству есть исключительно Семя жены, и верующими в Него человеками, облеченными во всеоружие Божие. При установлении этой вражды и брани возвещено, что Семя жены — Богочеловек — сотрет главу змея; при установлении этой вражды и брани заповедано последователям Богочеловека блюсти главу змия, то есть познавать и отвергать все начинания диавола в самом первоначальном их помысле [ 1491 ]; диаволу попущено, как приобретшему право добровольным покорением ему человеков, наветовать Семя жены во время его земного странствования, блюсти его пяту. И блюдет диавол эту пяту всякого праведника о Христе, от Авеля праведного до праведника самых последних времен; не остановился он, омраченный необузданною злобою и дерзостию, наветовать и Богочеловека. На жену возложены многие болезни, и преимущественно болезни чадорождения; она порабощена мужу; на Адама возложены труды в снискании пропитания земля проклята ради его. Поприщем для этих страданий назначена вся земная жизнь, а окончанием их — телесная смерть. По изречении приговора Адам и Ева были изгнаны и низринуты из рая на землю [ 1492 ]. Смерть души Но существенная казнь падшего человека состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого [ 1493 ], и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства. Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия; сила словесности, отчуждившись от Бога, потеряла возможность управлять силою воли и силою энергии и правильно направлять их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Проблема дисциплинирования населения посредством конфессиональных институтов также актуальна для работ Пола Верта. Особенно это проявляется в статье о «Бирском деле», когда в 1846 г. местные светские органы власти крестили более 800 язычников. Местные чиновники рассматривали православие как основу гражданского поведения, и через крещение «инородцев» предполагалось усиление влияния на саму крестьянскую жизнь. Православие для чиновников являлось главной действующей силой в проекте нравственной трансформации и модернизации, катализатором гражданского и нравственного развития нерусских, а тем самым усиления власти на местах 41]. Хотя историк отмечает, что центральная власть ориентировалась на добровольность принятия христианства. Таким образом, в работах американских исследователей основной акцент делается на связке государственных и различных конфессиональных институтов в дисциплинировании подданных, т.е. «техники, обеспечивающей упорядочение человеческих множеств» 319]. Исследователям удалось показать, что Российская империя в Новое время основывалась на конфессиональных основах, власти ориентировались не столько на насильственное навязывание православного вероучения, сколько на установление и поддержание границ конфессиональных групп, выступая в роли протектора, защитника и законодательного регулятора. Работы исследователей также актуальны в контексте развития проблемы применимости в историографии понятия «конфессионализация», которое описывает религиозные процессы в Европе в эпоху Реформации и Контрреформации, изучения Российской истории и роли религиозного фактора в управлении имперскими подданными. Литература 1 . Воронец Е. Основные черты распространения христианства на Руси 900 лет назад и ныне. Харьков, 1890; Ешевский С.В. Миссионерство в России//Сочинения С.В. Ешевского. М., 1870. С. 667–710; Историческое и современное значение христианского миссионерства среди мусульман//Миссионерский противомусульманский сборник. Вып. XX. Казань, 1894; Малов Е. А. О новокрещенской конторе. Казань, 1878; Можаровский А.Ф. Покорение Казани русской державе и христианству. Казань, 1871; Он же. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 гг. М., 1880; Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация Закамских земель. Казань, 1869; Он же. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. Казань, 1866; Харлампович К.В. Казанские новокрещенские школы (к истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). Казань, 1905 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изъяснение этих сочетающихся противоположностей в библейских пророчествах составило бы интереснейшую и весьма полезную для науки тему особого исследования. Мы же скажем кратко, что объяснение заключается b&;nbsp;moм, что предсказанные победы, примирение, обилие и процветание — все это должно было разуметь духовно в отношении к новому Израилю, к самим же верующим иудеям же и еллином (1 Кор. 1, 24). Радости их и победа их будут чисто духовные, вернее, уже давно получены были ими и получаются. Лев и ягненок давно пасутся вместе на церковном поле, вопреки Соловьевскому земному раю в конце времен. По Златоусту, пророчество Исаии (Ис. 11) осуществилось за трапезой у Левия, когда множество грешников и хищных мытарей назидались беседой Спасителя (Лк. 5, 2932), и продолжала осуществляться, когда начиная со времен апостольских и дикие варвары, и развращенные еллины объединялись в одно Христово стадо и бывшие тяжкие грешники перестали отличаться от праведников, вполне уподобившись им благодатию Божиею и собственным покаянием. Таково истинное толкование радостных картин будущего в пророчествах Ветхого Завета. Что же касается предсказаний печальных о разорении Иерусалима, о порабощении народа Божия врагами, о его пленении и рассеянии по всей Вселенной: то все это осуществилось и осуществляется над Израилем буквально, реально, как Господь и подтвердил это в притче о злых виноградарях, заключив ее словами: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). Однако современные Спасителю иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряженно жаждали себе, своему племени внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно, как Захария, Симеон, Предтеча, Пречистая и даже Самарянка, а также те слушатели Христовы, которые в разное время уверовали в Него (Ин. 8, 30; 10, 42; 11, 45; 12, 11). В заключение спросим: вполне ли Господь отрицал мысль о царстве еврейского племени как царстве праведных, к которому, согласно Исаии и Михею, добровольно, а не в качестве покоренных оружием, присоединятся прочие народы, взыскающие Бога и праведной жизни (Ис. 2, 1-5; Мих.

http://pravmir.ru/xristos-spasitel-i-evr...

Халиф предложил императору переселить в свое христианское царство немирившихся с игом ислама христиан и встретил с его стороны полную готовность. Забота императора о христианах, живших под властью иноверных владык, была старой традицией византийского двора, и согласие Юстиниана принять мардаитов могло содействовать поднятию его престижа на Востоке, оторванном от империи. Переселение совершилось во второй год правления Юстиниана, очевидно, после сношений с мардаитами, и было с их стороны добровольным, так как император не имел в отношении к ним никаких способов воздействия силой. Все наши источники, отметившие это событие, дают точную цифру переселения, а именно: 12 тысяч человек. 706 Это число относится только к воинам, как и выражается Никифор (πλται), и не обнимает собою жен, детей и неспособных к военной службе членов их семей. Переселение совершилось при личном участии в этом деле Юстиниана, который побывал для этого в Армении. О том, где были поселены мардаиты, Феофан не упоминает. Но для IX u X веков имеются определенные сведения, что мардаиты составляли два военных корпуса, из которых один входил в состав морской фемы кивериотов и имел свой центр в приморском городе Атталии в провинции Памфилии, а другой – на западе империи: в Пелопоннесе, на острове Кефалонии и в Никополе, приморском городе провинции Эпира. Численность корпуса в Атталии была 5087 человек, а на западе – 4067. Первый корпус нес морскую службу на судах, которые назывались галерами, γαλααι, и состоял под общим начальством командира, носившего имя κατεπνω (капитан), которого назначал сам император. Офицерский корпус составляли 3 турмарха, 42 друнгария и 42 комита. 707 Феофан сопровождает свое сообщение о переселении мардаитов в империю злостным осуждением Юстиниана за то, что он сам «разрушил медную стену», которая охраняла империю от арабских нашествий в малоазиатские области. По его словам, мардаиты своими набегами сделали необитаемыми города пограничной от империи полосы от города Мопсуестии в Киликии и до пределов Четвертой Армении, и лишь после их выселения в империю арабы могли утвердиться в этих городах, и «Романия» (т. е. Малая Азия) стала терпеть «неисчислимые бедствия, которые длятся и доселе». Но так как мардаиты сидели в горных ущельях Ливана, а арабы давно держали под своей властью северную Сирию, отвоевав ее у Ираклия, то утверждение Феофана является весьма сомнительным. Мардаиты тревожили своими набегами Палестину, а не далекие от их местожительства северные области, и в словах Феофана слышится лишь отзвук тех осуждений Юстиниана, которые могли возникнуть позднее, когда возобновились нашествия арабов и Абд-аль-Малик превратил в сильную крепость старый город Мопсуестию, что случилось, по всему вероятию, в 704 году. Исполнителем этого дела был Абдалла, сын Абд-аль-Малика. 708

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

33 Крестовый поход против турок напрасно старался возбудить еще кардинал Исидор (бывший митр. русский), писавший по возвращении в Италию (он взят был в плен и успел убежать) об этом к Европейским государям красноречивое послание, оставшееся без действия (ист. Карамз. κн. 2 т. 5. Изд. 1842 стр. 210–211, прим. 382). Потом проповедовал его повсюду францисканский монах Иоанн Капистран; наконец он был торжественно объявлен на соборе в Мантуе (1459 г.) главным вождем крестоносных дружин согласился быть австр. импер. Фердинанд. 34 В 1459 году покорена Сербия, по смерти деспота, знаменитого Георгия 1-го Бранкович (1427–1457); часть сербов, не хотевших подданства неверным, оставила отечество и под предводительством деспота Стефана, второго сына этого Георгия, переселилась в Венгрию и заняла место, называвшееся Паннонисию Сремскою или просто Срем (История разных Словенских народов, соч. архимандрита Иоанна Раича, т. 3, κн. 9, гл. 9, стр. 253–258; κн. 10, гл. 1, 269–70). – Пелопонесские государства, находившиеся во владении двух братьев последнего импер. греч. Димитрия и Фомы, и Венециан, завоеваны Магометом 2 в. 1459–60 г.; не покорились только города: Монемвасия и приморские – Корон, Модон, Пилос и другие, бывшие во власти Венециан (Кума, т. 7, стр. 370–371, 376, 378). Димитрий прибег к покровительству Магомета 2, а Фома удалился со всем своим семейством в Рим, где в 1463 году скончался. Трапезунтское царство подпало власти Турок в 1461 г.; государь Давид Комнин, осажденный в своей столице, добровольно сдался Магомету 2 и со всем семейством был отправлен в Адрианополь (Кума, т. 7, стр. 381; Turcogr, кн. 1 стр. 20–21). Чрез два года после этого покорена Босния; в 1466; покорены Карамания и Кассемания; а в 1467 г. призвали власть Магомета 2 и храбрые Албанцы, по смерти своего героя Георгия Кастриота, или Скандербега, не могшие противостоять напору турок (Франц. кн. 4, гл. 22; Раичь, кн. 10, гл. 3). Оставались две страны, которые не были покорены Магометом 2, это – Герцоговина и Черногория. Герцеговина покорена турками уже в 1483 году, при сыне Магомета 2, а Черногория, благодаря мужеству своих князей: Стратимира или Стефана, по прозванию Черного, и сына его Ивана Черноевича, осталась независимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И там будет Бог, но только могуществом и правдою, а здесь — и облаженствованием. Некоторые умники хотят умствовать иначе. Им сдается, что покорение всех врагов означает то, что, наконец, и бесы перестанут богоборствовать, признают себя побежденными и покаются. Если, говорят они, бесы покаются, то тем скорее покаются грешники; грех и всякое зло исчезнут, воцарится одно добро, вот это и будет «Бог всяческая во всех». Муки будут, но не вечны. Пройдут тысячи тысяч, миллионы миллионов лет, но все же придет момент, когда кончатся муки. Все перечистятся, и настанет райское, всеобщее веселие. Тут выпущено из виду то, что покорение врагов под ноги не означает добровольного признания над собою власти Покорившего, как это требуется чувством покаяния и обращения, а только пресечение им возможности противодействовать, связание их. Они бы и еще готовы бороться, и зубами будут скрежетать, да уж сил не будет что-нибудь делать. Бесы прямо идти против Бога не могут; они противятся Ему чрез вовлечение в грехи людей, которые должны бы быть Божиими. Таким образом, пока будут лица, чрез которых они могут оказывать противление свое Богу, до тех пор они будут еще воюющею и борющеюся стороною; но, когда не станет такого рода лиц, тогда и противление их прекратится; тогда окажутся две области: лица, во всем предавшиеся Богу в Господе Иисусе Христе, и бесы — богоборцы, с людьми, осатаневшими по действию бесов; тогда и конец мира. Пойдут праведники в живот вечный, а осатаневшие грешники — в муку вечную, в сообществе с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится сатанинство и осатанение, то и муки могут кончиться. А кончится ли сатанинство и осатанение? Посмотрим, и увидим тогда... А до того будем верить, что как живот вечный, куда пойдут праведники, конца не имеет, так и мука вечная, угрожающая грешникам, конца иметь не будет. Никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства. Чего не видел сатана по падении своем! Сколько явлено сил Божиих! Как сам поражен он силою креста Господня! Как доселе поражается этою силою всякая его хитрость и злоба! И все ему неймется, все идет против; и, чем дальше идет, тем больше упорствует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Здесь ежели скажет кто, что сии толь тесные пределы не приличествуют царству Христову, которому надлежало распространиться от востока солнца до запада: на сие ответствуем, что Давид приспособляется здесь к своему времени, в которое распространение царства Христова еще не ясно открыто было. Итак полагает ему начало от онаго описания, которое из закона и Пророков известно было. Да и Сам Христос, прежде нежели проникнул до последних концев земли, царство Свое оттуду же начал, как сказано во Пс. 109:2 : жезл силы послет ти Господь от Сиона. За сим далее распространяет пределы царства Израилева, показывая, что и цари, за морями живущие, будут данниками его. Пред Ним припадут Ефиопляне, под именем которых разумеет людей, обитающих в пустынях, сущих к востоку и удаленных от земли Ханаанския. Наконец и о покорении врагов глаголет: и врази Его персть полижут, в знак преданности и почтения. Ибо известно, что у восточных народов сей обряд был в употреблении, к которому и Александр Македонский, по покорении востока, хотел принудить своих подданных; но от того произошли великие споры, и Македоняне с презрением отвергли толь рабское и гнусное повиновение. Но Пророк глаголет здесь, что царь, избранный Богом во Иудеи, совершенно покорит врагов своих, так что они со всяким благоговением будут чтить его. Пс.71:10 . цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; Пс.71:11 . и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; Продолжает далее начатую речь о распространении царства. Фарсисом нарицают Евреи всю страну, прилежащую к Киликии. Следовательно под именем островов разумеется весь округ Средиземнаго моря, простирающийся от Киликии до Греции. Ибо как Иудеи, довольствуяся выгодностями своего отечества, не так далеко мореходствовали, как другие народы, да и Бог с таким намерением ограничил пределы их, дабы предохранить нравы от растления внешних: то сие было причиною, что области, противоположенныя морю, названы островами. Под именем даров всякую дань или пошлину разуметь должно, а не добровольныя приношения: ибо Пророк говорит о врагах побежденных, и о покорности их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

– Милую свою Родину люблю как жизнь свою! – Так, любезный мой. Мы должны любить свою Родину как жизнь свою. А как бы мы не любили дорогую Родину нашу, когда в ней с самого начала увидели свет, и лучшие дни детства в ней провели? В ней наши милые родственники и приятели. Мы имеем бесчисленные примеры, как наши предки любили свою дорогую Родину. Многие из них и жизнь свою за нее добровольно отдали. Мы можем перед всем миром гордиться славными делами наших бессмертных предков и теми бесстрашными жертвами, которые они принесли, защищая святую православную веру и Родину. Они нам светлый пример оставили, чтобы и мы любили нашу милую Родину и всегда готовы были любовь нашу к ней засвидетельствовать нашими жизнями. Всегда ли ты был послушен стоящим над тобою властям? – Властям всегда был покорен и послушен. – Так, дорогой мой, властям всегда будь покорен и послушен. Власти поставлены от властителя государства, а сам властитель поставлен от Бога, поэтому в почитании власти почитается и Бог. – Уважаешь ли священников, как духовных пастырей и учителей, как воспитателей нашего нового поколения? – Уважал их всегда. – Да, священников должен уважать. Они – служители Божии и поставлены Духом Святым управлять паствой Божией. Священники крестят, служат Божественную службу, исповедуют, отпевают и совершают все другие Таинства и церковные обряды. Они – духовные отцы и пастыри народные. Поэтому каждый должен их уважать как своего родного отца. Учителей почитай как воспитателей нашей молодежи. Они детям – как вторые родители, ибо после родителей они больше всех стараются для добра и счастья детей. Остерегайся что-либо непристойное говорить о каком-то священном лице или каком-то учителе, чтобы, Боже сохрани, не бросить тень на их честь и доброе имя. Со священником и учителем всегда следует первым здороваться и приветствовать их снятием шапки, а священнику особо поцеловать руку, которая благословляет. Почитаешь ли тех, кто тебя старше по годам? – Хорошо, что учишь их вести себя уважительно и быть трудолюбивыми; хорошо, что ты думаешь, что они в школе научатся любить Бога, и вообще быть благочестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010