Перейдем теперь к общему вопросу о твари. Тут — та же антиномия. Приведу несколько конкретных примеров её: Вот Ориген, — аскет, прозванный «Адамантовым» за свои подвиги и проживавший в день всего 1/2 овола (около 15 к.) и, при том, в дорогой Александрии; — подвижник часто бдевший и сурово постившийся; — спиритуалист из спиритуалистов, ради Царства Небесного, как говорят, даже оскопивший себя. Рассудочным дополнением к сказанному была бы ненависть к твари Но — не так в жизненной и живой антиномичности Послушай–ка его! (Напомню только, что, по воззрению Оригена, светила небесные суть тела ангелов, добровольно согласившихся подчиниться суете ради служения космическому процессу и всеобщему восстановлению): «Смотри же теперь, — в молитвенном восторге почти выкрикивает аскет–философ  , — смотри же теперь, к этим существам [светилам небесным], покоренным суете не добровольно, но по воле Покорившего, и находящимся в надежде нельзя ли применить следующее восклицание Павла: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23). По крайней мере я думаю, что подобным же образом могло бы сказать и Солнце: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Но Павел прибавляешь еще: «А оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1, 24). И Солнце, действительно, может сказать: «Оставаться же в этом небесном и светлом теле нужнее ради откровения сынов Божиих». То же самое нужно думать и говорить также и о луне и о звездах. — Теперь посмотрим, что же такое свобода твари и разрешение от рабства. Когда Христос предаст царство Богу и Отцу, тогда и эти одушевленные существа, вместе со всем царством, будут переданы управлению Отца. Тогда «Бог будет все во всем»; но эти существа принадлежат ко всему; поэтому Бог будет и в них, как во всем». Припоминается тут еще один пример: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4, 26), писал ап. Павел ефессянам. Посмотри же, какое проникновенное объяснение дает словам Апостола св. Антоний Великий. «И не только в гневе, — подхватьшает Подвижник, — но и во всяком грехе вашем, потому что солнце может осудить вас за ваш дневной поступок, за худое помышление»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Святитель Иоанн Златоуст того же мнения: люди антихристовой поры “уверуют в него единственно ради ложных его Преподобный Ефрем Сирии мыслит не иначе: “Если человек окажется хотя несколько беспечным, то легко подвергается нападениям и будет пленен знамениями змия лукавого и хитрого. И таковой не найдет себе пощады на суде; там откроется, что добровольно поверил Отметим у святого отца и то, что человек принимает покорение антихристу добровольно (а не бессознательно, как пугают модернисты-иннэнисты), и то, что непосредственная причина его падения будет состоять именно в сатанинских чудесах, и то, что антихристу надо верить, а не просто жить рядом с ним (“и все, принявшие печать антихристову и поклонившиеся антихристу яко благому Блаженный Иероним Стридонский согласен: “В антихристе будут чудеса. Но все — ложное... Его ложью будут прельщены предопределенные к погибели... Бог попустил ему иметь силу, знамения и чудеса, посредством которых он может прельстить, если возможно, даже избранных Блаженный Феодорит не разномыслит: “Отступлением апостол называет само пришествие антихриста, потому что многие, обольщенные чудесами, которые будут тогда, отступят от истины и возлюбят Митрополит Стефан (Яворский) также говорил, что “поклоняющимжеся даст начертание на десней руце или на челе что, согласитесь, не означает, что люди, случайно принявшие “печать”, после этого, неожиданно для самих себя, станут поклонниками антихриста. Святитель Димитрий Ростовский пишет о той же причинно-следственной цепочке — “инии узревше чудеса антихристова прельстятся, и к нему Святитель Игнатий (Брянчанинов) подтверждает, что именно “знамения антихриста уловят в последование ему большинство Не пропустим также и слов Спасителя о последних испытаниях: “Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: " Я Христос " и многих прельстят… тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24,4-12,23-24). “Род сей знамения ищет” (Мк. 8,12) — и в конце концов именно знамения и найдет, именно на знамения и польстится, знамениями и прельстится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

1 . Во время брани и осады иудеев внезапно приключилась сильная буря, которая посылаемое римлянами на них направляла прямо в цель, а посылаемое от иудеев тут же отклоняла в сторону. Римляне же, увидев, что зрение иудеев помрачилось от бури, стали неожиданно нападать на них и беспрепятственно их убивали. Из этого многие поняли, [что] это бедствие от Бога послано и от Божьего гнева они страдают. И так за два года осады Иерусалима Тит полностью разрушил (его) и сжег вместе с церковью, находящейся в нем, по Господнему предсказанию. Б387 Ведь «когда ученики говорили о церкви, что драгоценными каменьями и украшена, Он сказал: Придут дни, когда все это, что вы видите, не останется из этого камня на камне,/162г который не будет разрушен» ( Лк. 21:5–6 ). «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда уразумеете, что И268 близко запустение его» ( Лк. 21:20 ). «Горе же во чреве имеющим и кормящим грудью в те дни. Ибо будет притеснение великое и гнев на народ сей, и падут от острых мечей, и пленят их все племена. И будет Иерусалим попираем племенами, пока не окончатся времена племен» ( Лк. 21:23–24 ) и «будет скорбь такая, какой никогда не было и не будет» ( Мф.24:21 ). А все это претерпели враги жизни своей иудеи, покоренные Римом, потому что отринули Христа, Царя всех, и римского царя нечестиво приняли, возглашая: «Нет у нас царя, кроме Кесаря» ( Ин. 19:15 ) и «кровь Христова на нас и на детях наших» ( Мф.27:25 ). Поэтому и до скончания будут их дети рассеяны по всем племенам, и несчастья/163а примут, как беглецы, и раны, и язвы, и ничего по исполнить не смогут. П- Ведь римляне, подчинив их, не им исполнять их установления, поскольку они добровольно приняли рабство, говоря: «Нет у нас царя, кроме Кесаря» ( Ин. 19:15 ) и «Если не Б388 убьем Христа, все в него уверуют, и придут римляне и овладеют нашей землей и народом " ( Ин. 11:48 ). И иудеи невольно оказались пророками. Ведь уверовали в Hero народы, и римляне лишили их власти и служения по Закону, возбраняя им и убивать, кого они хотят, и совершать жертвы, когда хотят. Потому и прокляты они, что не могут выполнять повеления. Ведь сказано: «Проклят всякий, кто не всего/163б написанного в книге Закона для исполнения» ( Втор. 27:26 ; Гал. 3:10 ). Ведь невозможно им в рассеянии среди народов исполнять все по Закону, [и] служить в одном месте по предписанному, " 11 как Моисей словом Господним повелел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В словах этих ясно выражается, что Иисус Христос умер за нас, послужил жертвою умилостивления за нас. К этому мы прибавим еще следующие слова апостола Павла ( 2Кор.5:19 ): «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения». Таким образом, Своими страданиями и смертью Иисус Христос по предвечному предопределению Божию искупил нас и примирил с небесным Отцом Своим. И смерти Он подвергнул Себя добровольно, а не потому, что не мог избежать ее, ибо Сам Он свидетельствовал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Рассмотрим же подробнее третий член символа веры . Иисус Христос страдал ради нас. Страдающий испытывает болезнь, мучение, скорбь и унижение. Страдания Спасителя при Понтии Пилате продолжались только один день и окончились смертью. Но еще до этих страданий Спаситель страдал во всю Свою жизнь. Уже самое рождение Его было бесконечным истощанием или умалением Его. Сейчас же, по рождении Он терпит бедность и преследование со стороны Ирода, вменяется со беззаконными и подчиняется мнимому отцу Своему Иосифу. По выступлении на общественное служение Он, благодетельствуя всем, терпит от других только зло. Учению Его не веруют, чудеса Его приписывают силе веельзевула, Ему завидуют, ненавидят, оклеветывают и укоряют Его. Мы могли бы привести множество примеров, чтобы доказать, что Господь испытал великие страдания еще до наступления Его последних страстей. Но так как в символе веры говорится только о страданиях при Понтии Пилате, то мы и будем говорить только о них. Понтий Пилат был римский правитель Иудеи, которая в то время была покорена римлянами. Указание на Пилата не только определяет время, когда пострадал наш Спаситель, но и напоминает нам исполнение пророчества Иакова: «не отойдет скиперт от Иуды и жезл – от чресл его, пока не приидет примиритель, и Ему – покорность народов», – по каковому пророчеству подчинение Иудеи языческому царю должно было внушить иудеям мысль о том, что в это именно время должен был прийти обетованный Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Если бы Адам и Ева победили искушение и чрез то стали непоколебимы в добре, тогда и животные также чрез них достигли бы окончательной неуничтожимости. Этого состояния они смогут достигнуть только после преображения Вселенной и черпать его они будут чрез Второго Адама, а начало этому он уже положил тогда, когда после искушения в пустыне Иисус Христос «был со зверями» ( Мк.1:13 ). Об этом событии вещает и посвященный в неизреченные тайны ап. Павел: « ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабству тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» , ( Рим.8:19-23 ). Итак, мы видим. Что согласно Слову Божию нынешнее состояние твари не изначально и она находиться в рабстве у тления и покорена суете. Что же означают эти слова «тление» и «суета»? Первое (по-гречески jqora) имеет значение «пагуба, уничтожение, истребление, гибель, порча», 207 а второе (mataiohV) — «суета, ничтожество, тщеславие, безумие». 208 Значит, если верить апостолу, изначально все творение было свободно от гибели, уничтожения, гибели, порчи и тления, всего того, что могло бы помешать проявлению Божественного Разума и потому привести к мысли, которой одержимы сторонники Сартра, о безумии мироздания, его бесцельности и ничтожности. Но после падения царя мироздания и все его царство было покорено распаду и смерти. Ведь не подобало подчиненным быть нетленным, если тот, ради кого они существуют был подвержен гибели. Всякое другое понимание этого места Священного Писания будет явным насилием над текстом. Тут надо заметить, что само творение, в отличие от эволюционистов, скорбит от собственного ненормального состояния. И откликаясь на это стенание, Бог выступил в бой. — Одной из целей Искупления было восстановление падшего космоса, захваченного ныне духами зла.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Как мог рыбарь или делатель палаток произвести такую перемену во вселенной, если бы глаголы Его не устранили всех препят­ствий? Волшебников и тиранов, ораторов и философов, и всех противившихся апостолы рассеивали, как прах, и разго­няли, как дым, и таким образом, распространяли свет истины, не оружием, не богатством, но простым словом; или лучше, слово их было не простое, а сильнее всякого дела. Когда они призывали имя Распятого, — смерть удалялась, бесы убе­гали, болезни исцелялись, телесные повреждения исправлялись, зло истреблялось, опасности исчезали, стихии изменялись.    Поэтому, когда скажут нам: почему же Он не помог самому себе на кресте? — то мы ответим: это еще более удиви­тельно. В самом деле, не одно и тоже — сойти со креста, или, будучи распятым, именем Своим воскресить столько умер­ших. А что Он остался тогда на кресте добровольно, это дока­зали последствия. Если Он избавлял других от постигав­шей их смерти, то тем более мог избавить себя самого прежде, нежели они постигла Его; если Он даровал жизнь другим, то тем более мог даровать самому себе, что и сделал через три дня, воскресши с великою силою. Это доказали последствия. Если имя Его над чужими телами оказывало такую силу, что, будучи произносимо, отгоняло смерть, то никто не может сомневаться, что и над собственным телом Он мог показать великую силу и покорить смерть. «Он покорил нам народы и племена под ноги наши». Посмотри на мудрость пророка, как он выражает все точно. О чем впоследствии говорили апостолы: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12), о том же гораздо прежде говорит и пророк. Слово: «под ноги» означает покоренное, или лучше, великую покорность. Если хочешь знать, сколь велика эта покорность, послушай: «все, которые владели землями или домами, говорит Писание, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» (Деян.4:34-35). Иные вместе с имуществом отдавали и душу свою. «Голову свою, гово­рит Павел, полагали за мою душу» (Рим.16:4), и о других гово­рит: «если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:15); и в послании к Коринфянам говорит: «то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2Кор.7:11). Так они почитали и боялись апостолов! Так же Лука пишет: «из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян.5:13). И еще Павел говорит: «чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1Кор.4:21)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Некоторые иконы включают не только изображение святого, но и сцены из его жизни – это так называемые иконы с житием. Клейма таких икон, содержащие изображения сцен из жизни святого, расположены в виде рамы по сторонам от основного изображения и читаются слева направо. Каждое клеймо представляет собой миниатюрную икону, написанную в соответствии с иконописным каноном. В то же время клейма, которые выстроены в единую цепь, воспроизводящую жизнь святого в порядке, максимально приближенном к хронологическому, вписываются в общую архитектонику иконы. Если основное изображение святого являет итог его подвижнической деятельности, то клейма иллюстрируют тот путь, по которому он пришел к цели. Поэтому в клеймах святой может быть изображен в движении. Космический смысл иконы Если главным героем иконы всегда является человек, то ее фоном нередко становится образ преображенного космоса. В этом смысле икона космична , так как она являет природу – но природу в ее эсхатологическом, измененном состоянии. Согласно христианскому пониманию, изначальная гармония, существовавшая в природе до грехопадения человека, была нарушена в результате грехопадения. Природа страдает вместе с человеком и вместе с человеком ожидает искупления. Об этом говорит апостол Павел: «…Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно 26 стенает и мучится доныне» ( Рим.8:19-21 ). Толкуя слова апостола, Ориген пишет: «Я думаю, что эта суета – не что иное, как тела… Этой именно суете и покорена тварь, в особенности же тварь, имеющая в своей власти величайшее и высшее начальство в этом мире, т.е. солнце, луна и звезды; эти светила покорены суете; они облечены телами и назначены светить человеческому роду… Когда же Христос предаст царство Богу и Отцу, тогда и эти одушевленные существа, как происшедшие прежде царства Христова, вместе со всем царством будут переданы управлению Отца. Тогда Бог будет «все во всем»; но эти существа принадлежат ко всему; поэтому Бог будет и в них, как во всем» 27 .

http://azbyka.ru/po-obrazu-i-podobiyu

Особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе мира – Христе. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы: « Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис.7:14), будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет и вознесется на небо, что основанная Им Церковь распространится по всей вселенной. В 53 главе пророк так ясно описывает страдания Спасителя, как будто сам стоит у Креста Господня: « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. …Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… » (Ис.53:4–7). За близость описания страдания действительным евангельским событиям Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он был перепилен деревянной пилой. Пророк Иеремия Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н.э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес нелегкое бремя пророческого служения еврейскому народу. Иеремию называют плачущим пророком , потому что, любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущее на них бедствие. Он предсказал, что Иудейское царство будет покорено вавилонским царем Навуходоносором II, Иерусалим и храм будут разрушены до основания, а народ будет уведен в Вавилон, где пробудет в неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что произойдет с ним в недалеком будущем, пророк по повелению Божию надел на себя сначала деревянное, а затем железное ярмо и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника глиняный кувшин и на глазах старейшин города разбил его; при этом он сказал: « Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд ,…» (Иер.19:11).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

После Тайной Вечери Иисус Христос со Своими учениками идет в Гефсиманский сад на Елеонской горе. Там Он пребывает в молитвенном общении со Своим Небесным Отцом. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими ( Ин.18:2 ). Иуда с Тайной Вечери ушел в ночь. Тьма завладела его сердцем и умом. Зная, что Господь любил уединяться для молитвы в Гефсиманском саду, Иуда ведет туда вооруженный отряд воинов. С ними шла толпа озлобленного народа, вооруженная мечами и кольями. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви  (Учитель) ! И поцеловал Его ( Мф.26:48–49 ). В богослужении утрени Великой Пятницы звучат такие слова (в русском переводе): «Сегодня Иуда бодрствует, чтобы предать Господа, Превечного Спасителя мира… Сегодня преступник отрекается от своего Учителя. Будучи учеником, предал Владыку, продал за деньги». Стоило Господу только захотеть, и все Его враги в момент превратились бы в пыль. Но Иисус Христос пришел спасать людей, а не губить. Он сознательно и добровольно предает Себя в руки врагов для того, чтобы Его арестовали, судили и распяли на Кресте. Проводятся допросы у первосвященников. Суд, пытаясь возвести ложные обвинения на Христа, видит, что Его не в чем обвинить. Но еврейские вожди твердо решили убить Иисуса Христа. Иудея покорена римлянами, поэтому смертный приговор может вынести только римский начальник. Как же его убедить вынести смертный приговор Христу? И вот у еврейских первосвященников созрел план. Римляне были язычниками и почитали многих богов. Римский император считался живым богом. Ему посвящались храмы. Перед его статуями совершали жертвоприношения. Если кто-то еще считает себя богом, значит он претендует на царский трон. Для того чтобы осудить Иисуса Христа по закону, был заранее приготовлен свидетель — Иуда. Но тот, осознав свое предательство, повесился. На него, как на свидетеля, рассчитывать теперь невозможно. Все обвинения, предъявленные Христу, рассыпались. Тогда первосвященник обратился к Иисусу с решительным вопросом: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

«Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 20-21). «Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 21-22). В частности, не было отношений хищничества: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1, 30). Преп. Симеон Новый Богослов учит: «Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами» «Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков» Представление о нетленности первозданного мира и отсутствии смерти до грехопадения принципиально отличается от взглядов сторонников теистической эволюции, которые считают, что смерть была заложена в план творения как благое начало и служила частью механизма эволюции «от амёбы до человека». Критике таких взглядов посвящены многочисленные работы, которых мы не будем здесь касаться. Отметим только, что, по нашему мнению, признание смерти до грехопадения ставит под вопрос качественные изменения материального мира, «проклятие земли», «рабство тлению», «покорение суете», вызванные грехопадением, о которых определённо и выразительно повествует Библия. Если смерть была изначально, то что же принципиально изменилось в мире после грехопадения? Дополнительные сведения по этим вопросам можно найти в книге иеромонаха Серафима (Роуза) ( 2) Второй закон термодинамики действует во всех участках и на протяжении всей истории Вселенной, доступной для изучения современными научными методами. Хотя вопрос об одинаковости физических законов во Вселенной активно обсуждается отсутствие каких-либо сведений об обратном позволяет признать это положение убедительным.

http://bogoslov.ru/article/3734243

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010