Казалось бы, простые и очевидные мысли. Но в современных монастырях послушникам приходится подчас их буквально разжевывать. Поэтому епископ Дионисий отдельно обратился к тем игуменам, которые, не имея в силу объективных причин достаточного опыта послушания, были поставлены руководить братией. Иногда по отношению к таким настоятелям у братии, пусть и подспудно, зарождается недоверие, мешающее принять послушание полностью и безоговорочно. Как же быть, как помочь справиться с этим разъедающим монашескую братию «вирусом», особенно характерным для современных обителей Русской Церкви? «Мне до сих пор приходится беседовать с поступающими в монастыри, и всякий раз я спрашиваю: а как вы понимаете монашеское послушание? Большая часть отвечает: " Ну это чтобы в монастыре порядок был! " Очень часто о благодатном даре послушания монашествующим мешает узнать элементарное неумение читать — самый настоящий бич нашего времени, — замечает владыка Дионисий. — В некоторых обителях существует вполне обоснованная и добрая практика переписывать творения аввы Дорофея и " Лествицу " — целиком или частично. Но новоначального послушника нельзя оставлять наедине с текстом, потому что он не умеет с ним работать, анализировать, выделять главное. Поэтому тайну послушания обязательно надо объяснять!» Архимандрит Мефодий, игумен афонского монастыря Хиландар, в своем докладе «Откровение помыслов как фундамент послушания» раскрыл содержание практики духовного руководства, существовавшей со времени основания монашества. На Афоне всегда глубоко осознавали ее необходимость. По словам архимандрита Мефодия, в монастыре Хиландар и сегодня строго соблюдается завет основателя обители святого Саввы Сербского открывать помыслы игумену. Связь откровения помыслов и послушания игумену является основой единомыслия и единодушия братии. Оружие воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2 Кор. 10, 4–5 ), привел слова апостола докладчик. О каких твердынях идет речь и почему борьба против них связывается с помыслами? Ответы на эти вопросы дает преподобный Иустин Чилийский в своих толкованиях на Послания апостола Павла Коринфянам: «Каждый грех, войдя в душу нашу, немедленно начинает возводить твердыню для себя и для своей единственной дочери — смерти, и для своего отца — диавола. Грех обычно зарождается в мыслях; затем, как невидимый полип, постепенно простирается на все области нашего существа — на душу, совесть, волю, сердце. Отсюда борьба с духовными помыслами — наша ежедневная борьба». Добровольное покорение всякого помысла Христу — первая жертва, которую приносит человек, пойдя за Ним по пути веры и любви.

http://e-vestnik.ru/church/tayna_poslush...

Американские авторы учебника этики предпочитают рассматривать не то, как бороться со злом в себе самом, но – позитивные качества, составляющие «цельность характера» 8 . Однако, всякая попытка достижения этих качеств неминуемо сталкивает человека с практическими препятствиями – страстями, раскалывающими «цельность». Как с ними бороться? Об этом нет и речи у протестантских авторов. В уроке, специально посвященном мотивам нравственного поведения 9 , названы два способа управлять своими побуждениями: 1) добровольное покорение необходимости; 2) тайная добродетель. Этим и ограничивается протестантская «аскетика». По каким же резонам протестанты отвергают аскетику? «Поскольку Иисус Христос обещал никогда не оставлять нас, сколько раз нужно приглашать Его войти в наше сердце? – ставят они вопрос и отвечают, – Христос не покинет того, кто искренне верует в Него, поэтому человеку достаточно обратиться к Нему один раз.» 10 Довольно любопытное утверждение. Получается, что обращение Бога к человеку, которое так любят приводить протестанты: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною " ( Откр.3,20 ), – актуально для человека только однажды. Это значит – однажды впустив Христа в свое сердце, человек на всю оставшуюся жизнь гарантирован иметь в нем Христа, не смотря на свои падения и даже, может быть, преступления. Остается ли Христос в сердце, в которое вернулся эгоизм и греховные страсти? Разумеется, нет. Если так, то человек, осознавший, что в его сердце Христа уже нет, снова должен Его приглашать в свое сердце. Именно с этой повторной попытки открыть дверь сердца Христу, согласно древним и новым православным отцам, начинается подвиг духовной жизни-борьбы, начинается аскетика. Утверждение протестантских нравоучителей, что человеку достаточно обратиться к Христу один раз, противоречит элементарной логике. Представьте себе, Вы отправились в длительное неведомое путешествие, и только сделали два шага, Вас тут же останавливают: стоп! ты уже пришел, дальше пути нет. А что же тогда делать, если не идти по дороге, которая лежит перед тобой, куда себя девать? Такого абсурда не было даже в «Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

 2-й канон в неделю Пятидесятницы, песнь 6-я, 2-й тропарь//Там же.  Помимо рассмотренного выше христологического.  Ср.: Лосский В. Н. Паламитский синтез//Богословские труды. М.: Изд. Московской Патриархии, 1972. 8. С. 195.  Ср.: Минин П. М. Главные направления древнецерковной мистики. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1915. С. 3.  Ср.: «Тем самым богословское изыскание предполагает предварительное пришествие Искомого, Того, Кто уже нам явился и присутствует в нас» ( Лосский В. Н. Вера и богословие. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 5.08.2021).  Ср.: «Этот путь познания отличается от познания любой системы человеческих знаний, это не теоретическое познание христианской доктрины (δογμα), а опытное приобщение истины. На этом пути знание как Божественное откровение усвояется через созерцание – мистическое озарение» ( Карасев Николай, прот. К вопросу о значении мистики. С. 236).  Прп. Симеон Новый Богослов утверждает: чтобы продолжающий грешить «верно возвещал божественные догматы и богословствовал, невозможно. Ибо как возможно, чтобы право и чисто умствовал тот ум, который омрачен оскверненною совестию?» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 10: 4//Слова. Ч. 1. С. 130), ибо истинное Богопознание основывается не на спекулятивном богословствовании, но на «созерцании истинно сущего» (ср.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 63: 3//Слова. Ч. 2. С. 61), что невозможно без очищения. Ср.: «для истинного богословствования, по учению преп. Симеона, необходима высоконравственная, добродетельная жизнь в благодатной атмосфере Церкви и ее таинств» ( Пантелеимон (Успенский), иером. Три Богослова: апостол Иоанн Богослов, святой Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов//Святитель Григорий Богослов: сборник статей. М.: Сибирская Благозвонница , 2011. С. 97).  Каковой он, конечно, не может не быть поначалу. Впрочем, для человека верующего доверие Церкви и добровольное покорение ума её соборному разуму способно уже тогда перевести догмат отчасти в необходимость внутреннюю, даже нравственную, основанную на намерении быть честным перед своей совестью и последовательным в своих мировоззренческих и жизненных установках. И всё же сам по себе догмат – без опытного переживания – остаётся как бы чужеродным душе.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 15-ую по Пятидесятнице.(Апостольское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский.  Воскресныепроповеди. Чудесный улов рыб (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). О просвещенииБожественным светом (Апостольское чтение)   Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). О необходимости добровольного покорения Евангелию (Евангельское чтение) Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 15-уюпо Пятидесятнице (Евангельское чтение) Ахиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование внеделю 15-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Ахиепископ Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Димитрий Ростовский.  В неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Святитель Филарет Московский (Дроздов). LV в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Димитрий Ростовский.  В неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня  (Евангельское чтение) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею  и всем разумением твоим (Мф.22:37). Возлюбленные слушатели! Не погрешил тот, кто любовь, любовь же Божественную, назвал огнем. Светит ли в темноте огонь, светит и любовь, согласно словам Богослова: «Любяй во свете пребывает, и соблазна несть в нем» (1 Ин. 2:10). Греет ли огонь, не знобит и любовь, когда подобно одежде покрывает все и множество грехов. Сожигает ли хворост огонь, не не умеет и любовь превращать в пепел хворост беззаконий наших, как, например, сказано об одном лице: «Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много» (Лк. 7:47). «Тает ли воск от лица огня» (Пс. 21:15), тает и сердце человеческое от теплоты любви. «Бысть, — говорится, — сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего». Вверх ли пылает пламя огненное, и любовь ищет вышних и превосходит все добродетели; она выше всего. Сей-то огонь, огонь любви, Спаситель наш и принес к нам с небес: «Огня, — сказал Он, — приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лк. 12:49). О, если бы тем огнем просветились умы наши, согрелись сердца наши, истаяли души наши, загорелся дух наш! Распали нас в любовь Твою, многомилостивое Слово Божие!

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Однако и здесь проблема, что понимается под “вечной жизнью на небесах” составителями протестантской этики? Ведь себялюбца “на небесах” привлекает то же, что и на земле — обрести радость и наслаждение для себя лично . Протестантская этика и православная аскетика Протестанты предпочитают видеть только позитивный аспект укрепления связи человека с Богом: “По мере того, как наша связь с Богом крепнет, мы постепенно открываем для себя все новые милости, дарованные Им. Изменяются и наши переживания. Некоторые люди при мысли о Боге испытывают чувство глубочайшей благодарности, любви и душевного покоя. Переживания других не столь выражены, и это естественно, ведь все люди разные” 25 . Отчего и как крепнет наша связь с Богом , ведь не от проповедей же в протестантской кирхе! Очевидно, что факт некоторого развития, внутреннего совершенствования человека здесь предполагается как сам собой разумеющийся. Для протестантов, как мы видим, “возрастание веры и умножение любви” ( 2Фес.1:3 ) представляется прямой восходящей линией, не имеющей колебаний и падений. Однако личный опыт любого человека вновь и вновь подтверждает вывод апостола Павла: “все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного” ( Рим.3:12 ). За протестантским пониманием греха стоит явная недооценка греховной поврежденности человеческой природы. Православная аскетика, напротив, основным предметом своего изучения имеет область отрицательных факторов, препятствующих чистому, незамутненному общению человека с Богом. Американские авторы учебника этики предпочитают рассматривать не то, как бороться со злом в себе самом, но — позитивные качества, составляющие “цельность характера” 26 . Однако, всякая попытка достижения этих качеств неминуемо сталкивает человека с практическими препятствиями — страстями, раскалывающими “цельность”. Как с ними бороться? Об этом нет и речи у протестантских авторов. В уроке, специально посвященном мотивам нравственного поведения 27 , названы два способа управлять своими побуждениями: 1) добровольное покорение необходимости; 2) тайная добродетель. Этим и ограничивается протестантская “аскетика”.

http://azbyka.ru/protrstanskaia-etika

Одним из «образцовых» мон-рей был Лорш, основанный гр. Канкором и его матерью Виллесвиндой и порученный затем попечению св. Хродеганга, к-рый направил туда монахов из аббатства Горце . В 761 г. Хродеганг послал в Лорш мощи мч. Назария, полученные им из Рима, а в 772 г. Карл Великий принял мон-рь под особое покровительство. С именем св. Хродеганга связано оформление института каноников, ответственных за совершение богослужений в храме. При кафедральном соборе в Меце был создан капитул каноников, которые служили по римским литургическим книгам. Наряду с придворной капеллой в Ахене Мец сыграл важную роль в распространении римского богослужения, в т. ч. церковного пения, в государстве К. К. придавали особое значение распространению христианства. При поддержке франк. правителей действовали миссионеры во Фризии, в Зарейнской Германии, на скандинавских и славянских землях. Вопросы, связанные с проповедью среди язычников, были предметом особого внимания советников Карла Великого. Указывая на негативные последствия насильственного крещения саксов, покоренных Карлом Великим (мятежи, массовое отступничество), Алкуин отстаивал необходимость добровольного обращения и надлежащего пастырского окормления бывших язычников ( Alcuin. Ep. 107, 110, 112-113). В ходе совещания Аквилейского патриарха Павлина II и Зальцбургского архиеп. Арнона (796) обсуждались вопросы, связанные с пастырским окормлением аваров и подготовкой духовенства для миссии (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 172-176). Лит.: Lesne E. La hiérarchie épiscopale: Provinces, métropolitains, primats en Gaule et Germanie (742-882). Lille; P., 1905; Cabaniss A. Agobard of Lyons: Churchman and Critic. Syracuse, 1953; Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter form the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966; Devailly G. La pastorale en Gaule au IXe siècle//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1973. T. 59. P. 23-54; Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims (845-882). Gen., 1975-1976. 3 vol.; McKitterick R.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

7. Но жалкие защитники неведения опять говорят, что Сын так во всем меньше Отца, что даже Апостол сказал, что Он покорится Отцу (1 Кор. 15, 28). Прекрасно. В таком случае какая причина того, что Он доныне не был покорен, если вообще Он должен покориться? Ибо если он по сущности был меньше Отца, то потому самому от начала Он был покорен Отцу; если же доныне Он не покорялся, но покорится, то какая именно причина или нынешней Его свободы или тогдашняго рабства, когда всякой твари должно быть освобожденною к славе Божией (Рим. 8, 21)? Страшное безумие! Ибо если человек должен уподобляться Богу и соделаться причастником божественнаго естества (2 Петр. 1, 4) в свободе Духа (2 Кор. 3, 17), а Сын тогда должен покориться Отцу, с Которым Он все сотворил, то чтó мог бы кто уразуметь касательно сего? Все у них лишено разумных доказательств. Я же утверждаю, что покорение Сына состоит в том, что я, т. е. член Его, был покорен Богу в лице Христа, что именно значит, что Я прилеплен любовию к Отцу и что Я ничего другаго не желаю кроме того, чего желает Бог: Да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Посему и Псалмопевца имеем говорящим: не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое (Псал. 61, 2). Ибо Сын, как посредник, во плоти своей вполне соединит с Отцем сына посредства, — меня, опять говорю, чтобы Он мог совершенно исполнить образ примирения. Ибо естественный Сын Отца есть глава всего сыновства, посему в Нем и я уподобляюсь; поэтому именно Он будет и священствовать после суда пред Отцем, ради своего совершившагося усыновления, принося благодарения Отцу, как подобает Сыну по причине естества, первосвященнически же по причине посредства. Ибо, говорит, повем имя твое братии моей; посреде церкви воспою тя (Псал. 21, 23). Чтó именно Апостол, предвидев духом, сказал: тогда и сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), чтобы мы ясно познали, что все происходит от единой причины, т. е. от истины Отца. И святяй бо, говорит, и освящаемии от Единаго вси (Евр. 2, 11). Отсюда мы познаем, что Сын не создан; ибо Он освящает; мы же созданы, потому что освящаемся. Почему Сын, как подобает сыну и архиерею, за нас, как я сказал, прославит Отца, приводя к Нему наследие свое — нас, что и значит передать царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24), как сущий от блаженнаго естества Его и взаимно прославляемый Отцем отеческими приветствиями. Ибо, говорит, от тебя похвала моя в церкви великой (Псал. 24, 18). Церковью же великою называет будущее собрание и ангелов и праведников. Нам же, как рабам освобожденным, подобает непрестанно воспевать велелепную благость Его, воспевая равнославно со Духом, как ныне и во веки, боголепно дарующаго нам блага своего священства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Отец Игорь Фомин : Нужно иметь какую-то защиту для того, чтобы спокойно в этом пространстве находиться. Эта защита – Христос, Который должен наполнять тебя всего. Христос, Который защищает тебя извне и внутри. Христос, которым ты должен жить. Это то состояние, которое просто необходимо иметь, для того чтобы в нашем современном бурном информационном пространстве как-то выжить. Как сориентироваться, как быстро среагировать правильно на то, что тебе пишут, что происходит с тобой, что тебе навязывают, и так далее? Если твой ум растворен в Священном Писании, если в сердце твоем живет Христос, то реакция будет однозначная. Совсем недавно закончился форум «Вера и Слово», который проводит информационный отдел Русской Православной Церкви, и там выступал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который сказал очень интересную вещь. Говорит, ты заходишь в соцсети, такой весь благодушный, замечательный, у тебя всё хорошо, все здоровы, ты только что позавтракал, и так далее и тому подобное. Открываешь, и вдруг тебе приходит на твою ленту сообщение — какой-либо вызов, негатив, который тебя пытается выдернуть из этого состояния. Если он выдергивает, он победил, он возобладает над тобой. Кем ты покорен, тому ты и раб. Если ты покорен Христом, ты раб Христов, и это очень почетно. Если покорен грехом, раздражением, гневом и тому подобное, значит, слаб ты еще. Значит, надо что-то ограничить в твоей жизни. Это чисто практический такой совет – взять и поставить какое-нибудь ограничение: смотреть соцсети, когда мигает батарейка, чтобы она поскорее выключила это информационное пространство. Но я точно знаю, что без Христа ничего не получится нигде — ни в соцсетях, нигде. Два-три языка выучили, и церковнославянский не будет проблемой Вопрос из зала: Добрый вечер! Намедни был на одной из вероучительных встреч, услышал такой термин – секуляризация, если я не ошибаюсь. Насколько я понимаю, это размытие священного, некое обытовление в диалоге Церкви и общества. Услышал мнение, что это опасная тенденция, что Церковь должна оставаться на позициях сохранения священничества и разговаривать на своем языке.

http://pravmir.ru/ne-zapyatnat-hrista1/

– Вот как? Не знал. – Игумен (от греч. γομενος – «ведущий») монастыря не был священником. Его избирала братия, и он был таким же братом. Игумен монастыря тогда не был священником; его избирала братия, и он был таким же братом Разница лишь в том, что, становясь игуменом, брат уже не мог оставаться самим по себе. Он с момента избрания должен был стать отцом для монашеской общины. То есть испить ту самую Чашу Христовых страданий. Монахи не получали священного сана и для совершения богослужения приглашали посторонних священников; затем стали ставить из числа лучших монахов священников для богослужения исключительно в монастыре, а не для мирян; лишь в очень позднее время сложился существующий ныне в Русской Церкви обычай возводить почти всех грамотных монахов по выслуге лет в сан иеродиакона или иеромонаха. По правилам IV Вселенского Собора монахи были причислены к клиру и подчинены ведению епархиальных архиереев. Итак, идеал духовной жизни в восточном монашестве – это диада: старец (восприемник в постриге) и его ученик. – Так откуда же всё-таки возникли эти карьерные стремления, рассказами о которых, уверен, мучаю вас не я один? – Как вы говорите: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? – Это не я говорю… – Да. Так вот, как я уже упоминал, на Западе монашество пошло по иному пути, а можно сказать, и вся Западная Церковь. Тот главный постулат: мир, лежащий во зле, должен быть покорен для Бога влиянием монашества и Церкви. Причем покорен не только в духовном, но и в прямом административно-политическом смысле. Особенно активно эти идеи продвигались в католичестве возникшим в XVI веке монашеским орденом иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, 1534). Но монахи-иезуиты пошли еще дальше. От борьбы за территории они перешли к борьбе за умы и души молодежи. Лучшими школами Европы в XVII–XVIII веках стали иезуитские коллегии. Выпускниками этих коллегий были такие известные люди, как Декарт, Вольтер и другие деятели европейской культуры. Именно по образцу иезуитских коллегий устроит в XVII веке и свою духовную академию в Киево-Печерской Лавре митрополит Петр Могила. И ее выпускниками станут большинство архиереев, поставленных на русские кафедры императором Петром Великим. Именно в этот период западная иезуитская система образования получает распространение в России.

http://pravoslavie.ru/127721.html

А) Удостоверение святого Павла в чрезмерной любви к народу своему (9:1–5) Приступая к решению судьбы своего народа, Апостол высказывает свою любовь к нему, ради которой он готов был пожертвовать своим спасением для большей славы Божьей, ибо для них дано было все к этой славе. Б) Отвержение части иудеев не противоречит обетованиям Божьим (9:6–33) Бог спасает не по заслугам человека, а по Своей милости, поэтому человек не имеет каких-либо законных прав на это спасение. Спасение обещано Израилю. Но кто он? Не плотские потомки Израиля (ст. 6) и Авраама, а по обетованию, то есть избранники Божьи, чье рождение было при особенном вмешательстве Бога (ст. 7–9). Так же и дети Ревекки разделены были милостью Божьей (ст. 10) прежде их рождения (тс 11). Бог предвидел характер народов, потомков этих братьев, и одного полюбил, а другого возненавидел (ст. 12–13). И Бог был вправе так поступать, ибо все от Его милости, а не от дел, как сказано и Моисею (ст. 14–15). Бог милует только тех, кто покорен Ему, а кто нет, как фараон, того ожесточает (ст. 16–18). А впрочем с Богом судиться нельзя, во всем Его воля, будь покорен, как глина мастеру (ст. 19–21). Если Бог одних избрал быть сосудами гнева, а других милости (ст. 22–24), то Он не был неправ. О христианах из иудеев и язычников, было предсказано пророками, об избрании язычников – Осией (ст. 25–26), о том, что не все иудеи приняты будут в обетованное Царство – Исаией (ст. 27–29). Следовательно, по пророкам выходит, если все от милости, то спасутся, кто покорился воле Божьей, а не надеялся на свои какие-то права. Язычники воспользовались этим средством и спаслись, ибо они не искали праведности от дел, а от веры (ст. 30). А Израиль, искавший праведности в делах закона, преткнулся о свое самомнение. Христос их не похвалил за исполнительность закона (ст. 31–32), и они не признали Его – преткнулись. Все это предсказано было пророком Исаией, о камне преткновения на Сионе (ст. 33). Итак, спасение от милости, а евреи хотели получить через закон и погибли, сделавшись сами виновниками этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010