105 И снова «Я отрекся утешить душу мою, помню о Боге, и услаждаюсь, я подвизаюсь и понемногу истощился дух мой» 106 ( Пс. 76:4 ). Итак, возмущение стрел выпило дух праведного, потому что удаленного от вышних осуждений, кого находят в грехах, стрелы, когда поражают, то изменяют, чтобы пронзенный ум покидал свою грубость, и из спасительной раны бежала бы кровь исповедания. Ибо тогда взвешивают, откуда и куда пали, взвешивают от какого блаженства к каким мучениям своей порчей пали, и не только стонут в этих [обстоятельствах], которые их обдержат, но вдобавок страшатся того [наказания], которым обвиняющий Судия совершающим проступки угрожает из огня геены. Поэтому справедливо добавляется: 6 7 . Томление язычников и иудеев в ожидании Искупителя – Ибо действительно кто обозначается посредством дикого осла, если не языческий народ? Которого как природа породила вне стойла учения, так он и остался в открытом поле своих страстей. Кто посредством быка, если не народ иудейский, изображается, который, ярмом вышнего господства подчиненный, к надежде [спасения] созывая прозелитов, через сердца, которые он покорил, он протащил лемех Закона. Но в засвидетельствованной жизни блаженного Иова мы знаем и уверены, что и многие из язычников ожидали пришествие Искупителя. И через Симеона, пришедшего в духе в храм к рожденному Господу, мы узнали, с каким желанием святые мужи из народа Израильского жаждали видеть таинство Его воплощения. Поэтому и Тот же Искупитель говорит ученикам «Многие, говорю вам, праведные и пророки желали видеть что вы видите, и не видели» 109 ( Лк. 10:24 ). Вследствие этого, трава дикому ослу и сено быку есть само воплощение Посредника, через которое вместе язычник и иудей насыщаются. Ибо поскольку через пророка говорится «Всякая плоть сено» ( Ис. 40:6 ), то творец всего возжелал стать сеном, из нашей сущности воспринимая плоть, чтобы наша плоть не осталась навсегда сеном 110 . Следовательно, дикий осел обрел траву тогда, когда языческий народ получил благодать Божественного воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

11. Напаяют вся звери сельныя; ждут онагри (дите ослы будут принимать) в жажду свою. Цель, говорит, по которой Ты производишь источники и проводишь реки среди гор, есть та, чтобы пили из них все животные, как кроткие, так и полевые. Посему и дикие ослы будут пить сию воду для утоления жажды своей. Ибо дикий осел весьма сух, почему, по словам Феодорита, имеет великую жажду; как и Иеремия, говоря о бездождии, упоминает о нем: дикие ослы стояли на горах и впивали воздух (Иер. 14, 6); а впивают воздух для того, чтобы сколько-нибудь прохладить себя от жажды, по неимению Исихий, изъясняя сии слова в нравственном значении, говорит: Зверями полевыми, т. е. мирскими, называет грешников: ибо как полевые звери могут сделаться ручными; так и грешники могут перемениться. Потому-то они и напояются пророческими водами. А назвал дикими ослами тех, которые уже не носят бремени греха, но свободны от него; почему и представляет их жаждущими умственных вод. О них-то намекнул Бог Иову: кто пустил дикого осла свободным? И кто разрешил узы его? (Иов. 39, 5). Елиан (кн. 4 гл. 1 о свойстве животных) говорит, что дикие ослы Маврусийские столь быстры на бегу, что кажутся крылатыми; но, скоро утомившись, стоят неподвижно, как связанные, и источают из глаз своих мутные слезы, не столько потому что могут быть охотниками убиты, сколько по причине слабости ног своих. Вследствие сего охотники, набросив на шею их веревку и привязав их сзади к лошадям своим, влекут их, как пленников. А Маврусяне ныне называются Морянами. 12. На тых (при них) птицы небесныя привитают. Близ вод, говорит, и на берегах речных будут жить птицы, т. е. те, которые любят воды, каковы гуси, утки и другие подобные им. От среды камения дадят глас. Воды, говорит, выходящие из скал, будут издавать голос; потому что они, производя течением своим шум, почти призывают животных, чтобы шли пить из них; а людей побуждают хвалить Бога, щедро источающего из сухих камней влажное Слова Златословесного: Некоторые сии слова (из среди камней издадут голос) принимают за слова о птицах, каковы куропатки, или о других каких-либо, любящих жить на таковых местах. А другие разумеют воды, издающие голос среди камней. Ибо весьма приятно видеть журчащие потоки, воду, тихий производящую говор и ударяющую в камушки и зефир дышащим и производящим посредством листьев свист. Какие музыкальные орудия они не превосходят? какой лиры, каких гуслей не лучше? и весьма справедливо, ибо стройность их происходит не от струн человеческого искусства, но от стихий и премудрости Божией. Ибо для того им повелено производить звук, чтобы издали как бы приглашать животных нуждающихся к удовлетворению своей потребности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

12 У мусульман нет епископов и священников, а только предстоятели на молитве (имамы); точно также и местом для богослужения можете быть обыкновенная постройка се кафедрой для проповедника в праздничные дни. При благоприятной погоде мусульмане могут молиться под открытым небом, обратясь лицом в сторону Каабы. 13 Род. в 1850 г. занимаете проф. кафедру в Будапештском университете и известен своими выдающимися печатными трудами по исламоведению. С некоторыми из этих трудов русских читателей ознакомил проф. Лазаревского Института в Москве А. Е. Крымских. 16 Быт. Гл.16, ст. 12: «И будет он между людьми как дикий осел, руки его на всех и руки всех на него; и пред лицем всех братьев своих он будет жить». Замечательное пророчество, столь очевидно подтверждаемое историей. 17 Ученые Андалузии предпринимали очень утомительные путешествия в Бухару и Самарканд, а ученые Средней Азии – в Испанию и посещала Тунис, Каир, Басру и Багдад. Н.О.. 21 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Н. Тизенгаузена. С.-Петербурга. 1884. 24 При этом стоит отметить, что мусульманские историки уже но возмущаются фактами чрезвычайной жестокости Тимура, и считают их подвигами, возвышающими его историческую славу. Подобно этому, и турецкие историки прославляют своих султанов тем более, чем более человеческих жизней они погубили. Н.О. 27 Журнал «Странник» 1911 г. июль-август, стр. 127–134. Ср. февраль, стр. 322–324 и «Туркест. Ведом.» от 23 окт. 1911 г. 225 ст. «Гонения на христиан». 29 Мне кажется, что такой резкий приговор Вамбери едва ли правдоподобен: ислам жить может и впредь, в измененном, конечно, виде. Н.О. 32 Об этих школах можно читать в моей статье, напечатанной в Литературном Сборнике, изданном в Ташкенте в 1911 году в память генерал-адъютанта К И. фон-Кауфмана. 34 Газ. «Россия», 1809 г. 938 ст. «Возрождение Азии», на осн. Газ. Figaro от 19 декабря нов. стиля 35 Я привожу дальнейшие сведения по переводу с издаваемой и Константинополе газеты The Levant Herold and Eastern Express, из которой были сделаны не совсем точные выдержки в разных русских газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

22:2. Земля Мориа. Единственное указание на местонахождение земли Мориа состоит в том, что она находится в трех днях пути от Вирсавии. Эта условная величина дает представление о расстоянии, но ничего не говорит о направлении. Еще одно упоминание названия «Мориа» встречается во 2Пар. 3:1 , где оно относится к месту строительства Иерусалимского храма и не имеет никакого отношения к Аврааму и его жертвоприношению. Поскольку в поросших лесом горах вокруг Иерусалима Аврааму не пришлось бы брать с собой дрова для всесожжения, наиболее вероятно, что мы имеем дело с простым совпадением, а не с одним и тем же местом. 22:1,2. Принесение детей в жертву. На древнем Ближнем Востоке богу, который обеспечивал плодородие (Элу), приписывали требование приносить в жертву часть произведенных плодов. Это требование удовлетворялось принесением в жертву хлеба, животных и детей. Тексты из Карфагена и других финикийских и пунических поселений в Северной Африке описывают детское жертвоприношение как средство обеспечения непрекращающегося плодородия. Библейские пророки и законы в книгах Второзаконие и Левит решительно запрещают этот обычай, но само обсуждение этой темы подразумевает, что подобные жертвоприношения по-прежнему совершались. По существу, рассказ о «жертвоприношении» Исаака Авраамом наводит на мысль, что Аврааму было известно о человеческих жертвоприношениях, и требование Яхве его не удивило. В то же время в этом рассказе представлен образец замены человеческого жертвоприношения животным, в чем проявилось резкое отличие обычая израильтян от обычаев других современных им народов. 22:3. Приручение ослов. Дикий осел был одомашнен примерно в 3500 г. до н. э. Благодаря способности носить тяжелые грузы и обходиться на протяжении долгого времени небольшим количеством воды, его с самого начала использовали главным образом как вьючное животное. 22:13–19. Жертвоприношение как замена. В этой части рассказывается о том, как овен был принесен в жертву вместо Исаака. Идея замены человека животным в жертвоприношении была распространена не так широко, как нам представляется. В основанных на внушении магических ритуалах древнего Ближнего Востока животное часто приносили в жертву, чтобы отвести угрозу от человека. Однако представления, положенные в основу института жертвоприношения, обычно сводились либо к умилостивлению божества с помощью даров, либо к установлению сношений с божеством. Даже в Израиле свидетельства того, что в жертвоприношении усматривали элементы заместительного характера, очень скудны. Выкуп первенцев и Пасха – знаменательные исключения на периферии традиции жертвоприношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

904 Он угодил Богу жертвой правды и всесожжением смиренного сердца, по слову псаломника: «Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» ( Пс. 50:19 ). Далее Адам, удручаемый продолжающимися скорбями, глубже укореняется в смирении, терпением утверждается в надежде и рождает Сифа, благословенную отрасль и надежное основание своего потомства. 905 Опять же, «от одного Авраама рождается Исмаил – дикий осел, по выражению предсказания о нем, и Исаак – благословение всех народов. Отчего такая разность? – Оттого, что мятежная рабыня Агарь повредила в Исмаиле благословению Авраамову, а добродетельная и смиренная Сарра с благословением Авраама самым чистым и совершенным образом сочетала в Исааке и свое благословение, по реченному о ней к Аврааму: Благословлю же ю, и дам тебе от нея чадо: и благословлю е, и будет в языки, и цари языков из него будут». 906 Эти и подобные им примеры показывают и доказывают, что состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием душ родительских в час зачатия и время внутриутробного развития. Сами язычники, не признающие за достоверное свидетельство Священного Писания, признают, однако, факт влияния родительского на формирование ребенка. Древние греки советовали будущей маме смотреть на красивые статуи и картины, слушать гармоничную музыку, легко и красиво ходить, ибо все это вместе с ней переживает находящееся во утробе дитя. Еще в большей степени это относится к воздержанию от всего греховного, неестественного и излишнего. В частности, в период чревоношения и млекопитания родителям предписывается воздержание от супружеского общения, как не имеющего смысла, ибо то, ради чего было соединение, достигнуто. Даже у язычников, «когда младенец зачинался, отец с матерью соблюдали себя, чтобы больше не соединяться, воздерживались также от прожорственных и многообразных яств, чтобы мужу не впасть с женой в сношение, не осквернить этим младенца и тем не обессилить его. И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плотского сладострастия, дети бывали мудрые».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

— И это не выдумка? — Я был там и видел все своими глазами. Потом вечереет, оттенки света мало-помалу меняются, и вот ты словно оказываешься внутри огромного опала. А перед самым закатом солнца, как по часам, в городские ворота врывается ощетинившийся дикий кабан, обнажив клыки и роняя из пасти пену, а за ним весь его многочисленный выводок. Тут ты проворно карабкаешься на плечи безглазого чёрного каменного истукана и глядишь с высоты, как кабан выбирает себе подходящий дворец для ночлега и вступает туда, помахивая хвостом. Но вот пробуждается прохладный ночной ветерок, пересыпает пески, и становится слышно, как пустыня окрест поёт себе колыбельную: «Закрываю глазки я», — и темнота будет окутывать все, пока не взойдёт луна. Мейзи, любовь моя, поедем со мною, я покажу тебе весь мир. Он, право, прекрасен, и, право, чудовищен — но ничего чудовищного ты не заметишь, — и глубоко безразличен к нашим картинам, которым мы оба посвятили жизнь, безразличен решительно ко всему: в нем всякий занят только своими заботами да предаётся любви. Поедем со мной, и я научу тебя готовить винный напиток с пряностями, и подвешивать гамак, и… поверь, я научу тебя тысяче дел, и ты сама узнаешь, какие бывают краски, и мы вместе изведаем, что такое любовь, и тогда, быть может, нам будет дано создать что-нибудь достойное. Поедем же! — Но ради чего? — спросила Мейзи. — Да разве можешь ты сделать что бы то ни было, если ты не видела ровно ничего или по крайней мере всего того, что без труда могла бы увидеть? И ведь я люблю тебя, моя дорогая. Поедем со мной. Здесь тебе делать нечего, здесь ты всем чужая, и в жилах твоих есть примесь цыганской крови — это по лицу видно. А я… самый запах солёных морских просторов меня волнует. Давай поплаваем в открытом море и будем счастливы! Говоря это, он вскочил на ноги и, стоя в тени, которую отбрасывала пушка, смотрел на девушку. Короткий зимний вечер уже угас, и зимняя луна, незаметно для них, взошла над тихим морем. Серебристая песчаная кромка отмечала ту границу, которой достигал прилив, покрывая отмели невысокими илистыми дюнами. Ветерок замер, наступила мёртвая тишина, только где-то вдали слышно было, как пасущийся осел хрустел мёрзлой травой. В воздухе, пронизанном светом луны, разнеслись приглушённые звуки, частые, как барабанная дробь.

http://azbyka.ru/fiction/svet-pogas-redj...

– Назад, Рипичип, маленький осел, – закричал Питер, – тебя просто убьют! Тут не место для мышей. Но отважные маленькие создания танцевали под ногами обеих армий, коля своими шпагами. Многие тельмаринские воины почувствовали, что их ноги колет как булавками. Они подпрыгивали на одной ноге, корчась от боли, и некоторые из них падали. Если они падали, их приканчивали мыши, если нет, кто-нибудь другой. Но раньше, чем старые нарнийцы хорошенько разогрелись в деле, они обнаружили, что их враги отступают. Воины, выглядевшие такими стойкими, побледнели и пришли в ужас не от старых нарнийцев, а от чего-то, что было позади них; они побросали оружие, вопя: «Лес! Лес! Конец света!» Вскоре не стало слышно ни их криков, ни звона оружия, потому что все потонуло в океаноподобном реве оживших деревьев, они проходили сквозь ряды армии Питера, преследуя тельмаринцев. Стояли ли вы когда-нибудь на краю огромного леса на высоком обрыве, когда дикий юго-западный ве тер ревет в полную силу? Представьте себе этот звук. А теперь вообразите, что лес, вместо того, чтобы стоять на одном месте, бросается на вас, и это уже больше не деревья, а громадные люди, похожие на деревья, потому что их длинные руки колышатся, как ветви; они вскидывают головы, и листья падают вокруг них, как ливень. Это и произошло с тельмаринцами. Даже нарнийцы немного встревожились. Через несколько минут все соратники Мираза бежали вниз к Великой реке, чтобы пересечь мост, ведущий к городу Беруна и найти защиту за крепостными валами и запертыми воротами. Они достигли реки, но моста не было. Все изменилось со вчерашнего дня. Паника и ужас овладели ими, и они сдались в плен. Что же произошло с мостом? Ранним утром, после нескольких часов сна девочки увидели, что над ними стоит Аслан и говорит: «Сегодня у нас будут каникулы». Они протерли глаза и огляделись вокруг. Деревья ушли, но их еще можно было разглядеть, они двигались к кургану Аслана темной полосой. Вакх, менады (его неистовые, сумасбродные девушки) и Силен остались с ними. Люси вскочила, отдохнувшая и полная сил. Все проснулись, все смеялись и пели, свистели флейты, цимбалы звенели. Звери, не говорящие, собирались к ним со всех сторон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

А дальше Бог говорит о том, что ни одно существо в этом мире не оставлено Его заботой: «Кто устраивает для ворона охоту, когда взывают его птенцы к Богу и рыщут в поисках пищи? Кто пустил на волю скакуна, избавил от пут дикого осла, которого Я поселил в пустыне?» Если даже нечистая птица ворон и такое неблагородное животное, как дикий осел (Иов еще сравнивал с ним бездомных бедняков), получают все необходимое, то человек и подавно может на это рассчитывать. Так неужели Иов все-таки настаивает на том, чтобы вершить правосудие самому? «Может, мощью ты подобен Богу и, как Он, говоришь в раскатах грома? Тогда… волю буйному гневу дай, взгляни на гордеца – и покори его, а нечестивых – раздави на месте! Разом их с пылью смешай, в подземелье в оковах заточи!» Опыт XX, а теперь уже и XXI веков показывает, что происходит, когда человек сам выбирает, кто чист, а кто нечестив, и начинает «давить нечестивых». Никакие стихийные бедствия, никакие болезни и катастрофы не породили столько невинных страданий, сколько причинили друг другу сами люди в концлагерях и на фронтах мировых и локальных войн. Под конец разговора Бог упоминает двух животных – Левиафана и Бегемота (на древнееврейском слово «бегемот» означает просто «зверь»). Это огромные, страшные существа, с которыми не под силу справиться человеку – только Сам Бог может одержать над ними победу. Некоторые толкователи утверждают, что речь идет о крокодиле и гиппопотаме, которых сегодня можно увидеть в любом зоопарке. Но едва ли эти зоологические версии справедливы, тем более что Левиафан оказывается огнедышащим змеем (по описанию он больше всего похож на дракона). Другие толкователи видят здесь намек на сатану, упомянутого в самом начале книги: дескать, Бог таким образом указывает Иову на источник его несчастий. Однако почему бы ему в таком случае не сказать все напрямую? Скорее всего, перед нами – мифологические образы: Дракон и Чудище (так можно их назвать), которые символизируют жуткие и неподвластные человеку силы, действующие в этом мире и в нашей собственной душе. И пока они действуют рядом с нами и внутри нас, с человеком будет происходить много такого, что приводит его в ужас. Только в этой книге Бог ничего еще не говорит о том, как с ними справиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

бвый, ов - иной, другой, некий. Овча - овца, овечка. Оглашати - наставлять устно. Оглашение - гласное, открытое проповедание. Огневица - жгучий жар, горячка, лихорадка с сильным жаром. Огорчатися - быть в огорчении, досаде. Огребаюся - воздерживаюсь, отвращаюсь, уклоняюсь. Одебелети - огрубеть, отолстеть, отяжелеть. Одержание (обдержание) - владение, наследие. Одержати (обдержати) - окружать, захватывать, утеснять, владеть, господствовать. Одесную - по правую руку или сторону. Одигйтрия - путеводительница, крепкая помощница, Одождити - послать дождь, оросить. Одр - кровать, постель, ложе. Оженься - женившись. Ожесточити - сделать непреклонным, нечувственным, упорным. Озлобление - злоба, оскорбление, страдание, причинение зла, угнетение. Озлобити - делать худое, причинять несчастия. Озобати - съедать, истреблять. Окаляти - осквернять, замарать, загрязнять. Окаянный - бедный, сожаления достойный, отверженный, злосчастный, несчастный. Окаянство - несчастье, злополучие, бедствие. Окормляти - управлять, наставлять, путеводить. Окормляю - направляю корму корабля к пристани, управляю к миру, успокаиваю. Окорми мя, яко странна - приюти, успокой меня, как странника. Окрадати - отнимать, присваивать, красть. Окрест - вокруг, около, кругом. Оле - восклицание, выражающее удивление или скорбь: э, эх, увы. Олтарь - жертвенник, алтарь, на котором приносились жертвы. Омертвети - приходить в бесчувственность, делаться подобным мертвому. Онагр - дикий осел. Онамо - там, туда. Онебесити - сделать причастным небесного блаженства. Онде - там, в другом месте, таким образом. Онех - тех. Он-пол - другая сторона, противоположный берег. Онсица - такой-то, он-то. Оплазивый - любопытный, занимающийся мелочною заботою, сплетник. Оплазнство - любопытство, пустословие. Оплот - ограда. Оправдание - заповедь, право, закон, устав, постановление. Оправдати - делать правым, очищать. Опреснок - хлеб пресный, без закваски, без дрожжей. Опресноков день - день, наступавший сразу после праздника ветхозаветной Пасхи. В течение семи дней, по древнееврейскому обычаю, разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание бегства из Египта, когда народ не успевал заквасить своего теста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Без этого человек склонен бывает на увлечение помыслами, сон, леность, рассеянность, уныние, расслабление, и понапрасну он тратит время. Кроме сего ему требуется горячая, непоколебимая вера и упование на Бога, терпение, постоянство утвержденное мужеством, беспопечение о всех предметах благословных и неблагословных, потому что ум, занятый предметами, заботится, мечтает, рассеевается, прилепляется к ним, и от этого погашается теплота сердца, сладость молитвы, духовная горячность и ревность; ум в нерадении дремлет и забывается, и человек праздно губит время, забывает о смерти, муке и царствии небесном, дремлет и телом, и спит мрачным сном, а душа одна не можете бороться со сном, будит и поднимает от сна плоть без возбуждения и содействия ума, то есть трезвения и сердечной молитвы. Человек или укрепляется и приходит в совершенство от умного возбуждения и от сердечного делания, или ослабевает и одолевается от страстей и часто страдает от бесов. Ибо, кто пребывает в десных, то есть сердечном делании, сохраняет ум от скверных помыслов и сердце блюдет, то в таковом пребывают святые силы и помогают ему; если же кто остается в шуиих, того одолевают противные силы. Многие св. отцы так говорили об этом: " если пребывать спокойно в келлии (а келлия всему научит) с возбуждением и возгреванием себя самого, трезвенно и усердно всею душою, умом и сердцем быть занятым одним Богом, от всего удаляться, и сохранять свой ум трезвенным и немечтательным в помыслах, воздерживаться в пище, непрестанно и прилежно заниматься молитвою Иисусовою, - если так пребывать в келлии, то как бы остном будет уязвляться тогда душа и сердце, и ум ревностию озаряется " . Безмолвие есть не отвлекаемое служение и предстояние Богу. Если человек, когда, исполнив все это, чего никогда не испытал, вкусит сладость любви к Богу, именно от молитвы Иисусовой, тогда избегает народа, как дикий осел и тогда познает пустынное безмолвие и получит пользу от отшельничества. Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010