Благодаря сложившимся на короткое время дружественным отношениям между Римской империей и Ираном, когда им правил шах Йездигерд, положение персидских христиан изменилось в лучшую сторону. Они фактически обрели не только свободу вероисповедания, но и легальную возможность проповеди Евангелия. В 409 году христианским общинам даровано было право открыто совершать богослужение и восстанавливать ранее разрушенные храмы. В 410 году в восточной столице Ирана Селевкии был созван собор, на котором с титулом католикоса Селевкии и Ктесифона был избран предстоятель Персидской Церкви Авда, который признавал над собою юрисдикцию архиепископа Антиохии. Собор выразил совершенную лояльность монарху: «Мы все единодушно умоляем нашего милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, царя царей, и чтобы его годы были продолжены на поколения поколений и на годы годов» . По словам историка Феофана Исповедника, «персидский царь Исдигерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопотамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, вполне сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов) как обманщиков, но на двадцатом году скончался» . Этому сообщению вполне соответствует репутация Йездигерда, которую он снискал среди приверженцев зороастризма: «Персидская традиция, которая отражает умонастроение магов и знати, – пишет А.А. Васильев, – называет Йездигерда “отступником”, “безнравственным”… другом Рима и христиан и преследователем магов» . После смерти Йездигерда в 420 году на престол шахиншахов вступил сын Йездигерда Бахрам, прозванный Гором, что значит «дикий осел». При нем начались кровавые гонения христиан. Повод для них дал католикос Авда одним своим неблагоразумным поступком. Как рассказывает Феофан Исповедник, «Авда, епископ столицы Персии… увлекаясь божественной ревностью и не по должному пользуясь ею, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики, ибо волхвы тщательно отыскивали христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не показать, что они отрекаются от Христа. Когда нещадно истребляли христиан, то очень многие скончались среди мучений, а другие бежали к римлянам» .

http://pravoslavie.ru/49552.html

Видел колодец Саввы, его ночью показал Савве дикий осел в ущелье. Пьют воду от этого колодца, вода очень холодная и вкусная. В этом месте нигде нет ни реки, ни ручья, ни колодца, кроме колодца Саввы. Место это в горах каменных, безводно – сухая, безводная пустыня. Только дождевой водой живут люди в этой пустыне. Недалеко от лавры, на юг, есть место по названию Рува, вблизи Мертвого моря. Горы здесь высокие каменные, много пещер в этих горах. Здесь, в пустыне страшной и безводной, жили многие святые отцы. Здесь обитают барсы, дикие ослы и многие другие звери. Мертвое море безжизненно, нет здесь ничего живого: ни рыбы, ни раков, ни червей. Но если внесет Иордан своим течением в это море рыбу, то она и часа не может живой быть, но вскоре подыхает. Выходит со дна этого моря на поверхность воды черная смола, много смолы лежит по берегам. Смрад исходит от моря как от горящей серы. Под этим морем находится ад, мучение. О монастыре святого Евфимия. А от лавры Саввы на востоке, в трех верстах, за горою, монастырь Евфимия. Здесь похоронен Евфимий, и многие другие отцы здесь же лежат, тела их как живые. Монастырь этот расположен в долине, далее от него каменные горы, был он в свое время обнесен стеной, и была добрая церковь вверху. А поблизости был монастырь святого Феоктиста, под горою, на юг от монастыря Евфимия. Ныне же все это разрушено иноверцами. О горе Сионской. Сион – гора великая и высокая, к югу, со стороны Иерусалима, пологая и ровная. На этой горе был древний город Иерусалим, и тот древний город был разрушен при пророке Иеремии вавилонским царем Навуходоносором. Ныне Сион-гора за пределами городских стен, на юг от Иерусалима. На Сионской горе был дом Иоанна Богослова, и на этом месте была создана большая церковь со стрельчатыми сводами, от городской стены на расстоянии броска камня. В церкви святого Сиона, за алтарем, есть храмина, где Христос омывал ноги своим ученикам. О доме Иоанна Богослова, где Христос вечерял. Если от этой храмины идти на юг и подняться по ступенькам вверх, то попадешь в горницу. Здесь красиво создана храмина, на столпах и с кровлей, расписана мозаикой, красиво вымощена, имеет наподобие церкви алтарь в восточной части. Это и есть келья Иоанна Богослова, где Христос вечерял со своими учениками. Здесь же Иоанн возлежал на груди Христа и говорил: «Господи, кто предаст Тебя?» На этом же месте было сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Да, но человек может сказать: зачем мне учить язык, который нигде не пригодится, кроме Церкви? Зачем тратить на это время? – А когда человек начинает учить иностранный язык, к примеру? Зачем его вообще учить? Его учат для того, чтобы общаться с людьми, которые живут в других частях света. Можно задаться вопросом: «А зачем? Разве нельзя прожить так?» Но тем не менее есть какие-то причины, побуждающие человека это делать: либо это связано с работой, либо с каким-то интересом. Ну а в данном случае разве меньше необходимость, разве меньше нужда? Почему люди готовы приходить к учителям каких-то невообразимых культов и воспринимать всю ту, порою совершенно дикую, нелогичную символику, которая в этих культах есть; почему готовы учить санскрит для того, чтобы что-то понимать в индуистских практиках, но при этом те же самые люди, придя в православный храм, не могут заглянуть в словарь церковнославянского языка и посмотреть значение двух-трех слов, которые они в богослужении не поняли? Ведь церковнославянский язык на самом деле не так уж сильно отличается от русского языка. Да, есть ряд богослужебных текстов, их не так уж и много, которые однозначно нуждаются в новом переводе. Как правило, они не очень удачно были переведены с греческого. Но это не такая легкая задача – их перевести. В первую очередь есть проблема в том, что сегодня таких переводчиков, которые могли бы на себя взять этот труд, раз-два и обчелся. Если они, конечно, вообще есть. С другой стороны, еще святитель Феофан Затворник 24 начинал говорить о том, что необходимо очень серьезное редактирование богослужебных текстов без перевода на русский язык – приведение церковнославянского языка в большее соответствие с пониманием современного человека, потому что есть некоторые вещи, я еще раз повторю, только лишь некоторые вещи, которые трудно понимаемы. Все же остальное понимается достаточно легко. – Ну да, особенно фразы вроде: «Ждут онагри в жажду свою» 25 ... Читаешь и радуешься: настолько все «ясно»... – Если человек читает Псалтирь и ему непонятно, кто такие онагры, то какая проблема зайти в Интернет, найти там это самое слово и узнать, что это дикий осел, или узнать, что скимен – это молодой лев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Его сына ждала менее торная дорога. За бойкость его с 15 лет зачислили в солдатский полк нового, иноземного строя под команду немецких офицеров, за понятливость взяли в подьячие, за любознательность отдали в Спасский монастырь, на Никольской в Москве, к ученому киевскому старцу «учиться по латиням». С кислою гримасой принимался он за «граматичное ученье» и то твердил по ходячим в то время словарькам исковерканные и вавилонски перемешанные греческие и польско-латинские вокабулы, написанные русскими литерами: ликос – волк, луппа – волчица, спириды – лапти, офира – молебен, препосит – боярин, нектар – пиво; то в ужасе от мысли, что все это ляхо-латинская ересь, неистово рвал свою грамматику и бежал к туземным благочестивым старцам каяться в соблазне, но, успокоенный батогами, снова принимался твердить: онагр – дикий осел, претор – губная изба, фулцгур – молния, скандализи ме – соблажняют мя. Киевский старец заставлял молодого подьячего читать переводные космографии 307 внушал ему католические мнения о пресуществлении св. Даров и об исхождении св. Духа, обучал его польской речи и искусству слагать хитрые вирши. Набожный выученик, успешно пробегая служебный путь, старался сделать благочестивое употребление из усвоенного иноземного искусства и на досуге перелагал в неуклюжие вирши акафист пресвятой Богородице 308 или церковные песнопения о страстях Христовых. Но время шло, разгоралась петровская реформа, и чиновного латиниста с его виршами и всею граматичною мудростью назначили комиссаром для приема и отправки в армию солдатских сапог. Тут-то, разглядывая сапожные швы и подошвы и помня государеву дубинку, он впервые почувствовал себя неловко со своим грузом киевской учености и со вздохом спрашивал: зачем этот киевский нехай, учивший меня строчить вирши, не показал мне, как шьют кожаные солдатские спириды? Дети этого меланхолического комиссара уже подпадали под действие закона 1714 г. об обязательном обучении дворянства, учились в цифирной школе местного архиерейского дома, женились, отцами семейств являлись на царские смотры дворянских недорослей и по разбору компаниями, покидая жен, отправлялись за море для науки под наблюдением комиссара с инструкцией, в которой за нерадение «рукою самого монарха писан престрашный гнев и безо всякие пощады превеликое бедство».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Здесь сжато, но верно указаны о.Иоанном главные недостатки Л.Толстого. Вол знает своего хозяина и осел ясли господина своего (см.: Ис.1:3 ); а ты не хочешь знать своего Творца, Спасителя, Благодетеля, Питателя, Судию своего: чужим стал Ему; одичал, как дикий зверь; и рыкаешь, хулы изрыгаешь на своего Создателя, как Лев Толстой с своими лаятелями. Что же тебя ждет наконец, если не образумишься? – Тебя ждет отвержение, проклятие Божие, муки вечные с злыми духами. «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф.25:41 ). В особенности сильно стал нападать на Толстого о.Иоанн после того, как дозволено было распространять из дневников его критику на знаменитого писателя, – то есть с 1900–1905 гг. До этого, по-видимому, не дозволялось им печатать всех произведений Л.Толстого, ни проповедей против него. Особенно это нужно сказать после 1905 года. За это особенно возненавидели о.Иоанна «сподвижники» Л.Толстого: неверующие, безбожники, евреи. И он, Батюшка, знал это и ожидал мщения от них. В газетах появилось множество статей против него. Но кто же был во главе этих «лаятелей» о.Иоанна? «Начало всех лжеучений, ересей, сект, расколов – в змие, льстящем вселенную», – то есть диаволе. «Оттуда все ереси, секты и расколы. Хотят быть учителями, но не от Бога, а от себя и по своим страстям. Оттуда – толстовцы, пашковцы, штундисты и др.». За ними пошли и другие последователи. «Характер людей XIX века, второй половины – самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие)». «Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, честолюбие, наслаждение земное, чревоугодие, любостяжание, любодеяние. Оно-то совсем отвратило очи наши и сердца наши от Бога и небесного отечества и пригвоздило к земле. Горе, горе нам!» У христиан и наука, и литература все почти только земные. Вообще, у всех-то лихорадочная, земная деятельность – об угождении Богу и о спасении души никто почти не думает. Жалкое состояние! Об этих людях, то есть безбожниках, о.Иоанн уже и не думает. «Могут ли язычники угодить Богу, или евреи, магометане, если не уверуют во Христа?» – спрашивает он, или – точнее – спрашивали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И если первый стал губителем стада, последний явился предателем города: пасомых уже пожрали звери, а монастыри до того опустели, что и основания их уничтожились, опрокинутый корабль погрузился (в воду), хотя и не утонул совсем, – это есть Христова церковь , а самый город весь окончательно разорен был разрушителями до того, как будто его и не было. Итак, как раньше сказано, повсюду многие один за другими, за худыми более худшие стремились к власти, и день за днем и один за другим с злой ревностью устремлялись на злые (дела), чтобы ни один из них, даже и самый худший из всех не остался непричастным этому несвойственному им званию 800 . Совершаемые такими людьми злодеяния были допущены из-за молчания тех, кто стоял у власти и не запрещал им страхом, или из-за бессильной слабости, потому что не истекло еще определенное им время. Они не предполагали, что исполнению их желания способствовало, по попущению (Божию), и самое время; к этому надо прибавить, что мы тогда переживали и временное отсутствие управляющей главы 801 , но это только до дня восстановления власти – согласно с притчей, когда владыка дома, придя, захочет тщательно договориться со своими рабами об условиях управления домом 802 . В древности (император) Тит за превысившие меру грехи евреев разрушил Иерусалим, – и не удивительно, потому что он был царь. А меня – новый, подобный Сеннахериму 806 и прочим, после него (царившим) на Востоке и разорившим Сион, – хотя скорее дьявол , нежели его слуга, ревнитель зла, своей злобой превосшедший всех бывших и будущих злодеев, Мартинианин по ереси 807 ; хотя и бездушный, – однако он лукаво проглотил меня всего, как вепрь, тайно ночью пришедший из дубравы и, как дикий осел, съел меня, а теперь и кости мои оглодал. Не по-Божески, а коварно перелез он стену и, войдя в меня, большую часть города обратил в пепел; разорить меня совсем позволил ему Бог мой. Солгав не людям, а Богу, и преступив крестную клятву, все богатства мои он отобрал и, захватив всего меня, привел в совершенное запустение, и жилища моих (жителей) уничтожил, и основания их раскопал, злом врачуя зло и древней злобой зло, подражая своим отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Иранская традиция сохранила по атому поводу романтическую легенду, согласно которой Варахран предложил Хосрову следующий способ доказать свое право на царствование: корона сасанидских царей должна была быть положена между двумя львами, и претенденты по очереди должны были попытаться отнять ее у львов. Хосров отказался от такого испытания, а Варахран смело подошел ко львам и взял корону. В правление Варахрана V вся власть сосредоточилась в руках крупной земельной аристократии. Христиане подвергались жестоким гонениям. В результате этих преследований епископы христианской церкви в Иране созвали собор, на котором было объявлено об отделении иранских христиан от Византии. Таким образом, вся политика Йездигерда I была сведена на нет. Вскоре разгорелась война с Византией. В результате этой войны, в общем для Византии удачной, христианам была обещана свобода вероисповедания. Ни с одним историческим лицом сасанидского периода не связано столько легенд и преданий, как с Варахраном V. Рассказы о его охотничьих подвигах, любовных похождениях, распространенные уже в сасанидское время, стали любимыми темами фольклора, литературы и изобразительного искусства многих народов Переднего Востока. Варахран V, получивший прозвище Гур (онагр, дикий осел), был связан в фольклоре с образом божества Веретрагны, олицетворяющего мужскую силу, действенное мужское начало. В феодальную эпоху этот космический образ превратился в небесного витязя и несомненно повлиял на создание образа христианского святого – Георгия Победоносца. Даже о смерти Варахрана создана легенда: рассказывают, что во время охоты он провалился вместе с лошадью в глубокую яму и исчез в ней. 19 Флавий Анатолий – видный государственный деятель первой половины V в. Трижды отправлялся послом к Аттиле; участвовал в заседаниях Халкидонского собора (451 г.) как старший из сановников, представлявших императора. Эпизод, описанный Прокопием и затем пересказанный Феофаном (А. М. 59201), относится не ко времени правления Варахрана V, а я эпохе его сына и преемника Йездигерда II (438 – 457), точнее – к 441 г., когда Анатолий в качестве магистра militum per Orientem находился на восточной границе империи, защищая ее от вторжения персов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Она в самый зародыш детей внесет кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти гадать о счастливой их будущности. Примечательное указание на это находим в Священной истории. Почему от одного и того же Авраама рождается Исмаил, по выражению предсказания о нем, дикий осел, и Исаак - благословение всех народов? Потому что мятежная Агарь в Исмаиле повредила благословению Авраамову, а добродетельная и смиренная Сарра в Исааке с благословением Авраама самым чистым и совершенным образом сочетала и собственное благословение. Все великие мужи моральными своими доблестями ближайшим образом обязаны были высокому благочестию своих матерей. Под рукою матерней первоначально развивалось в них семя всего великого и дивного. Так, например, Самуил, только что наставленный первыми уроками матери, посвящается на служение Господу и, наконец, делается великим вождем своего народа; то же и семь братьев Маккавеев, окрыленные великим духом материнского благочестия, являются поборниками веры отцов своих. Премудрость Божия, осуществляя планы Промысла своего о человечестве путем рождения и воспитания, орудием для этого предназначает жен чистых, простых, не зараженных духом мира, подобных Анне и Соломонии и прочим святым женам. Семя, иногда и не совсем дозрелое, тощее, но принятое доброю землею, проникается ее силою, оживает, облагораживается и приносит прекрасный плод. При оплодотворении нравственный субъект обыкновенно преобладает над слабейшим, или менее нравственным, и сообщает плоду собственные свои качества. Природа всегда благоприятствует той стороне, где находит избыток свежих, сродных ей сил. Так благотворно благочестие матерей в отношении к детям! Из этого видно, что удел быть матерями благонравных детей, здоровых по душе и по телу, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, всей рассеянности светской, коих ум отуманен, воображение распалено и кровь взволнована страстями, но которые живут по разуму, во всяком благочестии и чистоте. Невозможность согласить дух христианского воспитания девиц с духом времени

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2029...

Отдавая служанку мужу, Сарра тем самым употребила человеческие средства для достижения цели (продолжения рода). Очевидно, самое худшее заключалось в том, что план супругов противоречил замыслу Божию. Авраам согласился с предложением Сарры. Однако вместо осуществления своих надежд Авраам и Сарра получили проблемы. В древности бесплодие считалось страшным позором, поэтому Агарь начала вести себя крайне высокомерно по отношению к Сарре. Стало понятно, что в отсутствии детей у Авраама и Сарры виновата Сарра, а не Авраам! Согласно законам Хаммурапи, мать-рабыню не могли продать или изгнать из дома, даже если она вела себя непочтительно по отношению к госпоже. Но если рабыня, родившая сыновей, начинала равнять себя с госпожой, то последняя могла «наложить рабский знак и причислить ее к рабыням». Потому Сарра стала «притеснять» Агарь, то есть грубо обращалась с ней, унижала ее. Полагают также, что она стала поручать ей тяжелую и грязную работу. Возмущенная и обиженная, Агарь решила бежать и направилась на родину в Египет (так как Сур, куда шла она, находился на границе с Египтом). На пути Агари является Ангел Яхве. В этом отрывке в Писании впервые говорится об Ангелах. Этот Ангел говорит как Бог ( Быт.16:10–12 ), а в стихе 13-м отождествляется с Самим Богом. Таким образом, Ангел Яхве – это Сам Яхве, Который является в виде Ангела. Многие толкователи весьма аргументированно утверждают, что Ангел Яхве – это вторая ипостась Троицы, Христос до воплощения. Ангел Яхве приказывает Агари вернуться назад к своей госпоже и покориться ей. Также Он возвещает, что потомство Агари будет велико. Об исполнении этого обещания говорится в Быт.25:12–18 , где указаны 12 народов, произошедших от Измаила. Наконец, Господь кратко сообщает Агари о судьбе ее сына: он будет между людьми, как дикий осел, то есть будет независимым, всегда стремящимся к свободе, не желающим жить оседло, враждебно настроенным к своим родственникам и соседям. В 4-й главе Послания к Галатам апостол Павел говорит, что Агарь и Сарра символизируют два завета. Агарь, рабыня, символизирует ветхий завет, заключенный на Синае, и всех тех людей, которые хотят быть рабами закона. Сарра символизирует свободу от закона ( Гал.4:22–26 ). В стихе 31-м Павел подводит итог и утверждает, что все истинные верующие не могут быть потомками Авраама и Агари, рабыни, которая символизирует порабощение законом. Верующие – потомки Авраама и Сарры, матери обетования и нового завета. 10.8. Установление обрезания (Быт. 17)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Последним литературным противником христианства в тот период был Иерокл, который, будучи сначала губернатором Вифинии, а позже, при Диоклетиане, – Александрии, преследовал эту религию и с мечом в руках, и подвергая дев–христианок участи худшей, нежели смерть. Его «Правдолюбивые речи» были уничтожены, как и труды Порфирия, вследствие ошибочного рвения императоров–христиан и известны нам только из ответа Евсевия Кесарийского 110 . По–видимому, он просто повторяет возражения Цельса и Порфирия, а также проводит параллель между Христом и Аполлонием Тианским в пользу последнего. Христиане, говорит он, считают Иисуса Богом на основании нескольких незначительных чудес, ложно приукрашенных апостолами, но язычники ближе к истине, когда считают более великого чудотворца Аполлония, а также Аристида и Пифагора просто любимцами богов и благодетелями человечества. §36. Выводы по поводу возражений против христианства В целом ведущие аргументы иудаизма и язычества того периода против новой религии были следующими. 1. Против Христа: Его незаконное рождение, Его общение с нищими, неграмотными рыбаками и невежественными мытарями, Его образ раба и позорная смерть. Но выступления против Него постепенно прекратились. В то время как Цельс называет Его обманщиком, синкретисты и неоплатоники были склонны считать Его по меньшей мере выдающимся мудрецом. 2. Против христианства: его новизна, его варварское происхождение, отсутствие национальной базы, предполагаемая абсурдность некоторых из его фактов и учений, особенно о рождении свыше и воскресении, противоречия между Ветхим и Новым Заветами, между евангелиями и между Петром и Павлом, требование слепой, иррациональной веры. 3. Против христиан: атеизм, или ненависть к богам, поклонение распятому преступнику, нищета, отсутствие образования и общественного положения, жажда инноваций, расколы и сектантство, отсутствие патриотизма, мрачная серьезность, легковерие, суеверие и фанатизм. Иногда христиан обвиняли также в противоестественных преступлениях, подобных тем, что связаны в античной мифологии с Эдипом и его матерью Иокастой (concubitus Oedipodei) и Фиестом и Атреем (epulae Thyesteae). Возможно, какие–то гностические секты предавались скандальным эксцессам, но, так как подобное обвинение против христиан в целом явно было необоснованным, даже Цельс и Лукиан не обращают на него внимания. Бессмысленное обвинение в том, что они поклонялись ослиной голове, могло возникнуть, как указывает Тертуллиан 111 , на основании истории Тацита о нескольких иудеях, которых дикий осел однажды привел к источнику воды и тем самым спас от жажды; о нем стоит упомянуть лишь для того, чтобы показать, насколько страстным и слепым было противодействие, с которым христианству пришлось столкнуться в период гонений. §37. Апологетическая христианская литература См. также список литературы в §§ 1 и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010