Святитель Григорий Великий интерпретирует эти слова Иова иначе – уже в типологическом смысле. Он пишет: «Христос есть весы, на которых взвешивается и то, что мы заслужили, и то, что Он за нас претерпел... Кто другой под именем весов подразумевается, как не Посредник между Богом и людьми? [Он – Тот], Кто пришел для взвешивания нашей жизни и с Собой принес справедливость и милосердие;... [Он – Тот, Кто], склоняя чашу милосердия, облегчил милостью нашу вину» 500 . Эти слова Иова понимаются Двоесловом как пророческие, как свидетельство о грядущем Христе. Иов продолжает: Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божий ополчились против меня ( Иов. 6:4 ). Под стрелами Вседержителя, пронзающими праведника, следует, по убеждению святителя Григория Великого , понимать сразу две вещи. Во-первых, «приговор осуждения», о котором говорит страдалец, – это те страдания и мучения, которые пронзают Иова подобно многочисленным стрелам. Во-вторых, это еще и стрелы слов, произносимых самим Иовом в его пророческом вдохновении. Такие речения пророческой истины могут быть названы «стрелами», потому что посредством их, как исходящего от Самого Бога оружия, «пророки поражают сердца нечестиво живущих» грешников 501 . Отмечу также, что 4-й стих в чтении Септуагинты отличен от его же синодальной версии: Ибо стрелы Господни в теле моем. Их ярость испивает кровь мою: когда начну говорить, они пронзают меня ( Иов. 6:4 ; Септуагинта). Это речение, в котором Иов утверждает, что стрелы пронзают его с тех самых пор, как только он начал говорить, позволяют Златоусту утверждать, что под этими стрелами можно также понимать и жестокие слова друзей, поражающие страдальца как смертоносное оружие. Иов здесь как бы жалуется на Елифаза, чьи слова пронзили его подобно стрелам: «Посмотри на несчастие: в глазах тех, которые должны бы пожалеть меня, я являюсь достойным ненависти и осуждения» 502 . Иов говорит: Ревет ли дикий осел на траве? Мычит ли бык у месива своего? Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою ( Иов. 6:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Слова: непроходима теперь нет в Греческом издании LXX. Дома Господня не было у Израильтян. Может быть, разумеется вообще Царство Еврейское. Калмет переводит с Евр.: e guttore tuo clama, quasi aguila, adversus domum Domini – «против дома Господня (т.е. противу Израильтян), как орел кричи гортанью твоей». – Так повелевал Бог св. пророку Осии. Или: т.е. громко всем возвещай, что враг (Салманассар) как орел, летит в дом Господень – на Царство Израильское. Подобным образом объясняют западные толковники. См. у Поля, Калмета. Некоторые разумеют Навуходоносора, который сравнивается с орлом (у Иез.17:3 ; Иер.48:40 ; Авв.1:8 ); но сей царь разрушал царство Иудейское, а не Израильское. 115 Калмет думает, что LXX читали вместо: хиккеха – (xek или: xer palatum во рту, гортань). хеккеха – (от хойка sinus χολπος недро); вместо шофар tuba, bucina труба – афар pulvis – пыль, земля- γη. Вульгата: да будет в устах твоих труба, как орел, на дом Господень, т.е. громко возвещай царству Израильскому, говорит Господь св. пророку. 116 Сокруши αποπριψαι (αποτριβω удаляю, отвергаю, уничтожаю и т.п). В Вульг. abiectus est отвержен; в Евр: занах – amovit, reiecit и т.п. Отверг себя.Золотой телец был взят Ассириянами и унесен в Ассирию. Осии 10:6 . 118 Льстяй πλανων обманывающий, заставляющий блуждать; в Евр. шевавим fragmenta – части (от шавав), т.е. обратится в частицы, разрушится. Но различно переводят это слово. Феодот перевел так же, как у LXX: πλανων, в Вульгате. in aranearum telas в паутинную ткань. 119 Ветром истлено ανεμοφθορα (из ανεμος ветер и φθορα порча, гибель и т.п) ος – опустошенный ветром, или вредный ветер, т.е. Поскольку сеяли вредный ветер; то и пожнут гибель. Пословица. 122 Другие переводят с Евр.: «они идут к Ассуру, (который есть) дикий осел, особо живущий; Ефремляне дарами покупают любовь». Вульгата: «поскольку они ходили к Ассуру. Ефрем пустынный (solitaries) осел; дали дары любовникам»; – т.е. языческим богам и любовникам»; – т.е. языческим богам и союзникам. 123 Почиют χοπασουσι устанут, но другие переводят: cessabunt – перестанут, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло. -Здравствуйте, батюшка. -Здравствуйте. -Благословите, отец Олег. С праздником вас. Раб Божий Сергий. -С праздником вас тоже, Сергей.                               -Батюшка, скажите, пожалуйста, вот в традиции иудейской или мусульманской присутствует понятие ангела именно как хранителя,? И если нет, то что у них вместо этого?  -Если взять ветхозаветную традицию, то мы имеем книгу Товита, в которой очень подробно рассказывается о том, как ангел под видом человека заботился о праведных людях. И в самом Ветхом Завете много текста, где говорится об ангелах - хранителях. Я привел один из этих текстов. Это 33 псалом 8 стих, где говорится, что ангел Господень ополчается вокруг боящихся Господа. То- есть он ведет борьбу со всеми, которые нападают на боящихся Господа. А в книге пророка Даниила говорится о том, что даже у каждого народа есть свой ангел-хранитель. И между ними бывают чуть ли не конфликтные ситуации, как описано в книге Даниила, когда каждый ангел отстаивает тот народ, который ему поручил Господь. -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло. -Здравствуйте, батюшка. С праздником вас.Это Анна из Одинцово вас беспокоит. Спаси Господи за ваши книги, за ваше служение, которое вы совершаете. Я бы хотела спросить об Измаиле, сыне Авраама. О его семье, о детях. Какой народ произошел от него? -Измаил- это праотец всех арабов, то есть всех мусульман, скажем так. В нынешней ситуации большая часть арабов-это мусульмане. И он был сыном Авраама и сыном Агарь. Агарь- это египетская принцесса, которая решила, что лучше быть служанкой у Сарры, жены Авраама, нежели принцессой в Египте. И фараон подарил ее Сарре, чтобы компенсировать то желание, которое было у фараона по отношению к Сарре. Конечно, оно было нереализовано, это было нечестивое желание. И есть пророчество о том, какая участь ждет арабов. Прежде всего, есть библейская пророческая характеристика всех арабов, там сказано, что Измаил будет как дикий осел среди других народов. Руки его против всех, потому что он воюет со всеми, а руки всех против него. С ним воюют все. Потом есть интересное пророчество о том, что однажды он свергнет иго евреев, скажем так, себя восставит против них. Это пророчество исполняется в тех арабских восстаниях, которые происходили в древности, и сейчас происходят. И главное- это пророчество исполнилось тогда, когда Святая земля была захвачена этими арабскими племенами. И они там воцарились на достаточно длительное время.

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

– Умолчание здесь об иконопочитании дало повод проф. Крумбахеру заключить, что житие это написано вскоре после окончания иконоборчества (S. 592). Но неубедительность этого соображения видна хотя бы из того, что Никифор и без того три раза говорит об этом движении. – Царь был поражен ответом Феофана; затея его не удалась: «осел был пойман за пением на лире». Святой был заключен в крепчайшую тюрьму Елевфериева дворца (τος τν λευθερου νακτροις); его морили голодом; он страдал от своих болезней, но был непреклонен; ангелы радовались его мужеству, а демоны были в страхе (§ 17). Через два года он был переведен в тюрьму на о. Самофраки, где предсказал кончину царя и где через 23 дня скончался. – Бароний приурочивал его кончину к 816-му, Гоар к 818 году. Болландисты после сложных, но недостаточно обоснованных соображений нашли, что святой мог жить до марта 820 года. Факт тот, что Феофан умер в царствование имп. Льва Армянина (813–820), через 2 года и 1 месяц после того, как был вызван в Константинополь. Но в столицу он был вызван вскоре после беседы царя во дворце с иконопочитателями (около февраля 815 г.); стало быть кончина Феофана может быть отнесена к 12 марта 817 или 818 года. – Тело его руками боголюбивых людей было положено в деревянный гроб и с песнопениями предано земле. Когда язва распространилась на островном скоте и животные стали гибнуть, владельцы их брали воду от гроба его, кропили скот и таким образом спасали его (§ 18). Наконец дикий зверь погиб в священном месте, и заблистало солнце свободы. Почитатели святого явились в лодке на остров, взяли раку с его телом и перевезли в место Иерию (ρεια), отстоящее от монастыря (по болландистам: от Кизика) в 12 стадиях (§ 19). Бог прославил своего угодника чудесами: болезни исцелялись, буря морская утихала, сумасшедшие (δαιμονντες) получали исцеление у его гроба, паралитики, приносимые на носилках, возвращались назад с благодарением; выздоравливали слепые, хромые и немые, а также кровоточивые жены; «рукописание, полное тяжелых случаев, оказалось припечатанным к гробнице, и никто не знал, кем оно написано»; но всего, замечает автор, пересказать не возможно (§ 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Это Елисеевы воды, которые опреснил Елисей-пророк.    И есть тут место вблизи Иерихона, верста одна на юго-восток: на том месте явился святой Михаил-архистратиг Иисусу Навину перед войском Израилевым; и поднял глаза свои Иисус, и увидел перед собой мужа страшного вооруженного, и сказал Иисус: «Наш ли ты, или из врагов наших?» И сказал ему архистратиг: «Я – Михаил, воевода Божий, послан на помощь тебе. Будь смел и побеждай врагов твоих». И сказал ему: «Разуй сапог с ноги твоей, ибо место, на котором стоишь, свято». И упал Иисус на лицо свое, и поклонился. И стоит на месте том теперь монастырь, и церковь построена во имя святого Михаила. В церкви той лежат двенадцать камней; а камни те были взяты со дна Иордана, когда расступился Иордан перед людьми Израилевыми; и взяли камни те священники, носящие кивот завета Господня, по числу колен Израилевых на память роду их. Называется место то Галганий, ибо на том месте стали сыны Израилевы, перейдя Иордан.    А от того монастыря до лавры святого Саввы верст шесть. Оба же те монастыря к югу от Иерусалима. Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келий – прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. Пещеру ту Бог показал святому Савве столпом огненным, когда он сначала жил один на месте того потока. Первая же келья святого Саввы, где он жил один, находится поодаль от нынешней лавры, примерно на расстоянии полверсты. Оттуда он увидел показанный ему Богом столп огненный над местом тем святым, где есть ныне лавра святого Саввы. Чудесно это место и совершенно непередаваемо словами. Находится там и гроб святого Саввы между тех трех церквей, от большой на расстоянии саженей четырех. И есть теремок над гробом святого Саввы; сделано красиво. Там же лежат многие святые отцы, как живые телами: святой Иоанн епископ Исихаст тут лежит, святой Иоанн Дамаскин тут лежит, и святой Феодор Эдесский тут лежит, и Михаил племянник его; Афродитиан святой тут лежит, и иные многие святые тут лежат, телами как живые, и благоухание от них исходит непередаваемое. И видел я колодец святого Саввы, который ему ночью показал дикий осел в потоке том против его кельи; пили мы из колодца того очень вкусную и холодную воду. В месте же том нигде нет ни реки, ни ручья, ни колодца, но только один колодец святого Саввы. Место ведь то безводное, в горах каменных, и вся пустыня та суха и безводна, только дождевой водой и живы отцы, находящиеся в пустыне той.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Осирис, 1, – 7. I, 19, 6–8 (’σιρις; егип. Усир) – в египетской мифологии бог производительных сил природы и царь загробного мира. Греки отождествили его с Дионисом, и в греческих мифах об Осирисе многое из деяний и функций Диониса было перенесено на Осириса. Осирис был четвертым из богов, которые царствовали на земле в давние времена, научил людей цивилизации, совершил победоносный поход в Азию. См. также Апис. Осирис, 2, – 15е – бык, которого Дионис привел в Египет из Индии. См. Апис. ослы – 1. VII, 86 (дикие ослы, запряженные в колесницу вместе с конями, поэтому едва ли здесь имеется в виду «дикий осел у индов»=«индийский осел»=единорог (?); говоря о животных в Африке, Геродот, IV, 192, указывает: «ослы, но не те, которые имеют рога, а непьющие» – здесь такого рогатого осла идентифицируют как гну; так что ссылка на Геродота в этом случае неуместна, это не однорогий осел). 2б. р. 46b (маленькие ослы у пигмеев); р. 46b (овцы у индов больше ослов); р. 48а (ослы у собакоголовых людей); р. 48в–49а (дикие ослы у индов=единорог?). 3д. II, 1 (индийский осел=единорог?). 3e. III, 2 (индийский осел=единорог?). 11. XI, 128 (индийский осел=единорог?); 255 (индийский осел=единорог?). 17б. 17, 1 (ослы – средство передвижения у индов). 20а. 4 (осел Силена). 29б. XVI, 37 (мелкие ослы у псиллов). 45. III, 11 (дикие ослы, самые большие с необычайно пестрой шкурой, с белыми и черными полосами,=зебра?). – «Дикого осла у индов» и «индийского осла» (с одним рогом) часто идентифицируют как носорога (см.), с которым будто бы связали орикса (см.), «однорогого», в результате чего получилось представление о легендарном единороге (см.), объясняя это тем, что у орикса (=антилопы) два рога в профиль кажутся одним рогом. оссадии – 17а. VI, 15, 1 (σσδιοι) – народ в Индии; по-видимому, где-то в Пенджабе, точнее неизвестно (есть много предположений, основанных на отдаленных созвучиях). Оста – 23. VII, 1, 65 (’σθα) – город в области прапиотов (см. Когнабанда, 2); не идентифицируется; предположительно локализуется в центральной Индии, в зоне нын. города Панна (24°43», 80°11», на севере штата Мадхья-Прадеш) (место добычи алмазов, см. Коса).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То есть те образы, которые подходящие. Но какая у нас начинается проблема? Мы-то читаем символы, но мы их-то считываем в своей культуре. Нам вот этот символ кажется одним, а на самом деле-то он другой имеет в себе значение. Я не помню, в вашей аудитории или не в вашей аудитории я приводил такую расшифровку символики. Приведу несколько примеров. Осел – это хороший символ или плохой, в нашей культуре? Трудолюбивый ослик. Но я думаю, что если вы кого-нибудь назовете ослом, вы все-таки имеете в виду несколько другое. Так вот в Библии осел, животное имеет только положительные коннотации. Причём смотря какой осел. Есть дикий осел, что это – это необъезженное животное, упорное, упрямое – в положительном значении. Если этот осёл ляжет, то его никакими силами не поднимешь, его невозможно одомашнить. Кто сравнивается с таким вот ослом – Измаил, предок арабов. Дикий осел, онагр, то есть он бегает, там прыгает, с ним бесполезно воевать, не получится. Есть другой осёл, домашний, вот это раз трудолюбивый ослик ‚но трудолюбивый ослик не то, что деревянный, а вот такой вот добрый, тихий, спокойный. Другой пример–овца. То же самое, отрицательная коннотация. В Библии овца, наоборот, положительная. Почему? Овечка это животное, которое требует заботы, требует защиты, без пастуха она пропадёт. Мы овцы пажити Его, овцы стада Божьего, Бог наш пастух, Он о нас заботится. Или другой. Здесь, кстати, ещё такое иногда запутаннее. Лиса, лисица, лис, без разницы. Если мы говорим там о человеке «лиса», то это как бы признак хитрого, изворотливого такого человека. В Библии дважды употребляется лиса как символ, причём разное понимание, хотя близкое, но разное все-таки. Христос говорит однажды – ему сказали: ты знаешь, там Ирод запрещает Тебе проповедовать. А Он им говорит: «Скажите этой лисице, что Я проповедовал вчера, сегодня, и завтра буду проповедовать». Ирод хитрый? Нет, Ирод не хитрый. Кстати, действительно, он не великого ума человек, потому что он умудрился поссориться со своим тестем, когда свою жену одну выгнал и начал жить с женой своего брата.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

115 13 . Добрые мужи укрепляются ударами и страхом перед судом. Но все же лучше руководиться любовью – Но вот, как уже сказано выше, мы укрепляемся тем, что нас поражает гнев Божий, но все же весьма тяжело то, что мы испытываем страх из-за ужаса перед грядущим Судией по причине вечного наказания. Потому и добавляет тотчас «Ужасы Божии ополчились против меня». Но все же необходимо, чтобы душа отбросила страх и печаль и расположилась только к желанию вечного отечества. Ведь тогда мы являем достоинство нашего возрождения, если мы любим как Отца Того, Кого сейчас по рабскому расположению души боимся как Господина. Потому и говорится Павлом: «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!» ( Рим 8:15 ). Итак, душа избранного отлагает бремя страха, упражняется в добродетели любви, желает достоинства своего обновления, дышит обликом своего Создателя. И покуда она Его видеть не может, то должно, чтобы она ожидала Его вечности, то есть жаждала внутренней своей пищи. Поэтому и прибавлено верно: 12 Стих 5. Неужели же будет реветь дикий осел, когда у него есть трава? Или будет мычать бык, когда перед [ним] стоят наполненные ясли? 116 14 . Дикий осел означает верный простой народ а бык – чин священнослужителей Причина мычания для обоих здесь – отсутствие созерцания Бога – Кто же еще обозначен под именем ослов, как не те, кто не связан никакими узами служения? Или кто выражен под обозначением быка, как не те, кого давит ярмо священнослужения и которые приняты к служению проповеди в святой Церкви? А «трава» осла и «месиво» быка – это внутреннее подкрепление верного народа. Ведь одни, наподобие быков, связываются в Церкви уздою принятого служения, другие, наподобие дикого осла, не знают стойла священноначалия, и обитают на открытом поле своей воли. Но когда из мирской жизни кто-нибудь возгорается желанием внутреннего созерцания, когда желает пищи внутреннего подкрепления, видя себя отощавшим в темноте такого блуждания, исправляется каким может плачем, ревет словно осел, не находящий травы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Описывается для размышления монашеская жизнь, (протекающая) вне мирского и ему не подчиняющаяся и уклоняющаяся от уз брака; вот ведь почему и сказал Спаситель: «Могущий вместить да вместит», – освободил от нужды брака, для которого мужское и женское начало стало быть. Солончаки же есть обиталища именно такой [жизни], потому что духовные дела непричастны тлению. Ибо солончаковые соли для тления губительны. 39: 7 Высмеивая многолюдность города, но не слыша упрека сборщика податей. Отсюда очевидно, что речь отсылает нас к аллегории: ведь и домашний осел, то есть вьючный осел, не слышит упрека сборщика податей. Итак, совершенно ясно, что Он говорит о духовном человеке, не терпящем мысленного сборщика налогов, который, как некую дань требуя, вынуждает своих подчиненных рабски служить удовольствиям и страстям. 39: 8 Он будет озирать горы, как свое пастбище, а потом ищет любую зелень. В соответствии с историей: дикий осел горы обходит, выискивая какую-нибудь траву для пропитания. А в соответствии с умозрением: духовный человек взирает на обители небес и ищет не существующее в настоящее время, но относящееся к освобожденному от забот веку. 39: 9–12 Желает ли на тебя работать единорог или отдыхать у яслей твоих? Привязываешь ли ремнями ярмо его, и повлечет ли он твои борозды в поле? Доверился ли ты ему, потому что велика сила его, дела твои свяжешь ли ты с ним? Поверишь ли ты, что отдаст тебе урожай, принесет ли тебе гумно? В соответствии с историей, единорог, которого иной из переводчиков носорогом называет из-за того, что посередине головы рог имеет, будучи отважнейшим, непокорен, на силу и остроту рога полагаясь. Итак, не терпит единорог, говорит Он, чтобы его привязывали к яслям, чтобы [он] нарезал борозды, пахал и возделывал землю и на гумно собирал плоды. В соответствии с духовным же [смыслом], единорог есть святой, ибо взирает только на Бога и Его Одного имеет как рог, и силу, и возможность дать отпор, или потому что только мирскому противоборствует. Двурогий же – это взирающий на мирское и имеющий дела и правые, и левые, и поворачивающий рог то туда то сюда. Единорог, понимаемый духовно, служит не человеческим делам, а единому Богу.

http://pravoslavie.ru/64067.html

Отсюда очевидно, что речь отсылает нас к аллегории: ведь и домашний осел, то есть вьючный осел, не слышит упрека сборщика податей. Итак, совершенно ясно, что Он говорит о духовном человеке, не терпящем мысленного сборщика налогов, который, словно требуя некую дань, вынуждает своих подчиненных рабски служить удовольствиям и страстям. Он будет озирать горы как свое пастбище, а потом ищет любую зелень. Согласно истории: дикий осел обходит горы, выискивая какую-нибудь траву для пропитания. А согласно умозрению: духовный человек взирает на обители небес и стремится не к имеющемуся в настоящее время, но к присущему освобожденной от забот вечности. 39.9–12. Захочет ли служить тебе единорог или отдыхать у яслей твоих? Привяжешь ли ремнями ярмо его и повлечет ли он твои борозды в поле? Доверился ли ты ему, потому что велика сила его, возложишь ли ты на него дела свои? Поверишь ли ты, что он воздаст тебе посев, наполнит ли тебе гумно? Согласно истории, единорог, которого иной из переводчиков называет носорогом из-за того, что посередине головы имеет рог, непокорен, будучи совсем бесстрашным и полагаясь на силу и остроту рога. Итак, говорит Он, единорог не терпит, чтобы его привязывали к яслям, чтобы он нарезал борозды, пахал и возделывал землю и собирал урожай на гумно. Согласно же духовному смыслу, единорог есть святой, потому что взирает только на Бога и Его Одного имеет как рог, и силу, и возможность дать отпор или потому что только мирскому противоборствует. Двурогий же – это взирающий на мирское и имеющий дела и правые, и левые, и поворачивающий рог то туда, то сюда. Единорог, понимаемый умозрительно, служит не человеческим делам, а единому Богу. 39.13–15. Птица забавляющихся – нееласса, если зачнут асида и несса, потому что отложит на землю свои яйца и будет их греть и скрывать в пыли, ибо нога их раскидает и дикие звери растопчут. Хочет сказать о различии птиц и что какие-то наделены разумом от Бога, а какие-то неразумны; и говорит, что забавна на вид нееласса, а асиду и нессу Бог сотворил неразумными. И асиду некоторые назвали аистом, рассудив неправильно: ибо [эти птицы] откладывают яйца не на землю, но на вершинах деревьев. И описавшие птичьи обычаи утверждали, что аисты – другая разновидность по отношению к асиде. Они говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kommen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010