Еще трогательнее и убедительнее говорит святитель о необходимости христианского воспитания детей. Обращаясь к родителям, он выясняет значение воспитания: «Юное и малое отроча чего научается, того и навыкает, и чего навыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добра в юности своей, – добре и чрез все житие будет. Научится ли зла, – и зол во всем житии будет. и из малого отрока может быть и ангел, может быт диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет, от воспитания бо, как от семене плоды, все прочее жития время забывает. Горе юным детям, у которых злые отцы! Чего они от них могут научиться кроме зла? Како бо злый может научит добра? Юные бо люди более научаются от дел, нежели от слов и наказаний; оттуду бывает, что отцы злыи, дети злейшие, а внуки и того злейшие бывают. И хотя бывает, что некоторые от таковых узнают свою беду и гибель, и содрагаются, и ужасаются, и начинают каятися; но привычкою, яко веревкою влекомы, на нечестие обращаются. Сие зло от злого воспитания происходит. Горе убо юным детям; но сугубое горе отцам, который не токмо не научают детей добра, но соблазнами своими подают повод ко всякому злу! Таковые отцы не телеса, но души христианские убивают, за которых умер Христос, и лишают их не временного, но вечного живота. Внимайте сему, родители, не быть убийцами. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который добре воспитал и научил. Родивший подал только жить, а добре воспитавший и научивший дал добре жить. Живут на свете и язычники во тьме, и идолопоклонники находящийся, паче же и самый скоты, но добре живут единые христиане» 218 . Приведенные нами соборные определения и выписки из творений свят. Тихона Задонского дают ответ тем из современных родителей, которые, чтобы не стеснять религиозной свободы, настойчиво пропагандируют, что не нужно ни крестить младенцев, ни обучать детей религии, ни обременять их в школах изучением закона Божия. В христианской семье воспитание детей в духе Евангелия – залог будущего счастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

За каждым из этих зол следует еще большее: за самомнением — зависть, за любостяжанием — ненависть, несвобода и ложь, за вспыльчивостью — раздражение или гнев, дерзости, убийства, за блудом — забвение, отсутствие страха Божия, робость, отсутствие ревности, не приносящее никакой пользы бдение, за тщеславием — многопопечительность, взяточничество, мечтательность, лицемерие, лицеприятие, обман, за гордостью — праздность, малодушие, нечестие, исступление ума, и за иной — иные, чтобы мне не сказать больше, нагружая речь, поскольку сказанное легко может быть доказано. Но каждому из этих пороков Бог установил противоположную добродетель. Так, обжорству противостоит воздержание, многостяжанию — справедливость, гневу — кротость, печали — радость, забвению — память, унынию — терпение, неразумию — рассудительность, страху — мужество, тщеславию — смирение, и каждому иному пороку — иная добродетель, и всем им — Священное Писание. Одной лишь гордости Он не дал противоположной добродетели из-за того, что она превышает всякое зло, но оставил для нее Самого Себя, как Он сказал:Бог гордым противится (Иак. 4:6), как и сам пророк умоляет: Подними руки Твои против надменности их наконец (Пс. 73:3) и еще: воздай возмездие гордым (Пс. 93:2). И совершенно, как дерево познается по плоду (Мф. 12:33), как говорит Господь:По плодам их узнаете их (Мф. 7:16), так и каждый из людей или является святым, или только называется им. Таким образом, всегда существует непоколебимое благоденствие порочных людей, поскольку Бог долготерпит их, ибо это подобает Ему, чтобы именно это еще раньше провозгласили святые от лица гонимых в утешение нам, страдающим ныне. Прежде всего Иов, сын терпения, что сказал в конце концов? Разве к человеку речь моя? — намекая на свою безупречность, — как же мне не малодушествовать? Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Лишь только я вспомню, содрогнусь, и трепет объемлет тело мое. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними пред лицом их, и внуки их перед глазами их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Здесь такая ерунда получается. Должен быть другой способ зачать детей помимо того чтобы убить его братьев и сестер. Вопрос:  Что нельзя прощать? Измену/избиение? Ответ:  Прощать вообще-то надо все. Другой вопрос – что не позволяет оставаться в состоянии брака. В свете того что я вам сейчас рассказал – вы представляете себе, что я сейчас пьяный завалюсь в алтарь и начну ногами лупить престол, а потом еще прыгать по нему начну. Да меня за это убить мало. Но опять же, возвращаемся назад – а чего это он на тебя набросился. Знаю случаи, когда жены мужей лупят. Что касается измены – это единственная причина, по которой разводят людей. Это расторжение трехстороннего договора между женщиной, мужчиной и Богом в одностороннем порядке. Это смертный грех – непоправимая глупость. Это грех, который нельзя никак исправить. Можно попробовать как-то искупить, но исправить нельзя. Вопрос:  Почему не простили PussyRiot? Ответ:  Я на них зла не держу. Вопрос:  Почему их посадили? Ответ:  Задайте вопрос тем, кто их посадил. Ворвались бы ко мне в храм, я бы дал по морде и вышвырнул на улицу. Тут ведь два варианта – набить морду или сдать в милицию. Их сдали в милицию. Я бы поступил по-другому. Каждый сам себе стяжает рай и сам себе стяжает ад. Вопрос:  Когда ребенок вырастает, получается, что единство с семьей нарушается. Как выходить из семьи ребенку. Ответ:  Просто. Мало того, я скажу, что со временем ребенка из семьи надо выгонять. Я происхожу из специфичного региона. Там интересная традиция. Там по определенному возрасту ребенка из семьи выгоняют – либо к родным, либо учиться. При этом, связь с родными остается. Любовь родителей к ребенку не ослабевает, просто получает свое развитие. Ребенок должен стать или мужем, или женой. К тому же, внуки – это та третья ипостась, которой тебе не достатет, когда твои дети вырасли. Переживать разрыв с детьми надо с любовью. Вопрос:  Расскажите о любви. Ответ:  Замечательный вопрос. Я много о чем рассказываю, а о любви самой не рассказываю. Это крайне серьезная тема, я для нее бы выделил целую тему. Давай попытаюсь к Рождеству подготовиться. Я больше говорю что не является любовью, но не говорю, что является любовью.

http://azbyka.ru/semya/beseda-o-semje/

– И правда, князь, – поднялся Ратибор. – Не подходит нам закон юдов, да и магометанский – не подходит. Как считают волжские булгары? Что каждому от рождения определена своя судьба: и если человеку определено после смерти попасть в рай, то будь ты на земле хоть последним разбойником – всё равно наказан не будешь. Нашему народу опасно давать такой закон: много бед принесёт он на землю Русскую. Ратибор явно волновался, и ему становилось тяжело говорить. Но, переведя дыхание, воин продолжал: – Нам нужен такой закон, княже, чтобы он сдружил разные племена твоей земли между собой. Греки поклоняются Богу, создавшему мир и человека. Он требует от Своих детей любви друг к другу. Он учит людей жить во взаимопомощи, заботе, милосердии. В Христовой вере надо исполнять заповеди, которые дал Бог, а не правила и ритуалы. Поэтому главные судьи человека по закону греческому – это совесть и Бог. Ты знаешь, князь, что славянам это понятно. Такой закон они примут. Добрыня и Ратибор сели. Князь Владимир, слушавший их со вниманием, был доволен такими советами – это видели все присутствующие. Но тут из-за стола поднялся молодой и щеголеватый дружинник Дулеб. Лицо его выражало крайнее несогласие со словами Добрыни и Ратибора. – Тебе легко говорить, Ратибор, – запальчиво начал Дулеб, – о законе греческом. Ты – вдовец. А у князя Владимира шесть жён, много наложниц. Да и у нас не по одной жене. А греческий закон требует, чтобы мужчина имел только одну жену, даже если он – князь. Нам что же, жён своих теперь убить или прогнать? Князь Владимир понял, что пришло время слово сказать ему. Он встал, жестом повелел Дулебу сесть, заговорил твёрдо и взвешено: – Вы все прекрасно знаете, что самыми надёжными в бою являются родные братья от одной матери и одного отца. А где много жён, много матерей, то между детьми и зависть, и соперничество, и вражда. Поэтому сплотить народ можно, только укрепив семью. Я понял это, потому что и сам враждовал против брата моего, не пощадил жизни Яроплока. Не хочу, чтобы дети мои, чтобы внуки мои воевали друг с другом, а потому первым подам для своего народа пример. Если женюсь на Анне, остальных жён отпущу на волю. Пусть выходят замуж за любого дружинника, который согласится их взять.

http://azbyka.ru/fiction/poxod-na-korsun...

Иммануил Кант По дороге из калининградского аэропорта в город мелькают названия: Сосновка, Малиновка, Медведевка, Орловка. На фоне совершенно нерусского прибалтийского, северогерманского — пейзажа набор имен, усугубленный Малиновкой, отдает опереттой. В такси щелкает польский счетчик, отбивающий сумму в злотых, которая при расплате все-таки оборачивается рублевой. Сельские дороги Восточной Пруссии — будто аллеи: тополя, клены, платаны. Рядом с редкими амбарами из вечных с прожилками валунов — дома из серых бетонных блоков, составленных словно наспех, нет времени и охоты оштукатурить, покрасить, расцветить. Серый бетон громоздится в городе, что режет глаз лишь на улицах с сохранившейся брусчаткой. Калининградцы гордятся: “Только у нас во всей России брусчатка, с немецких времен”. С тех времен — десяток-другой уцелевших особняков с лепниной, балконной вязью, черепицей на улице Королевы Луизы (сейчас Комсомольская), в районе Амалиенау (окрестности улицы Кутузова). Такие дома уместнее где-нибудь в мюнхенском Швабинге или рижском Межапарке. Рига волнующе проглядывает в Калининграде — чуть-чуть: Ригу не бомбили, Кенигсберг раскатали до мостовых. Что пропустили союзники, довершили переселенцы — отправленные сюда взамен изгнанных немцев российские и белорусские колхозники, их дети и внуки. В местном музее — новый зал, где выставлены указы 46–47-го годов за подписью Сталина и Чадаева, Шверника и Горкина: двенадцать тысяч семей, потом восемь тысяч шестьсот, потом еще, еще. Они приходили на чужую землю, вешали коврики со своими лебедями над чужими низкими кроватями, учились крутить чужие машинки “Зингер”, по праздникам вынимали из высоких сервантов чужой недобитый фаянс в розовый цветочек. На голых местах возводили свой бетон. Иногда освобождали под него занятое место — как в 67м, когда взорвали Королевский замок и поставили бетонный параллелепипед Дома советов, в котором никто никогда не дал и не выслушал ни одного совета, не просидел заседания, не схватил за жопу секретаршу. Пустая пятнадцатиэтажная коробка Дома советов видна в Калининграде отовсюду, лучше всего — с острова Кнайпхоф, от кенигсбергского кафедрального собора, с того места, где похоронен Иммануил Кант.

http://azbyka.ru/fiction/evropejskaja-ch...

Иосиф видел, что каждый из братьев готов был заменить Вениамина. Теперь, когда они доказали на деле, что уже не бросят брата в беде, Иосифу незачем было испытывать их дальше. Не в силах больше сдерживать свои чувства, он велел всем своим слугам удалиться. Когда они вышли, Иосиф дал волю слезам и открылся братьям. — Я Иосиф! Жив ли еще отец мой? Братья вгляделись в лицо знатного вельможи и… узнали, наконец, того мальчика, которого они дразнили «сновидцем»! В оцепенении стояли они перед братом, не смея вымолвить ни слова. Сейчас он прикажет пытать их самой страшной пыткой и казнить самой страшной смертью! Ведь простить такое страшное предательство невозможно! Но Иосиф вдруг улыбнулся: — Подойдите же ко мне! Да, я — Иосиф, ваш брат, которого вы продали в Египет. Но теперь вам не стоит ругать себя. Вот уже два года на всей земле царит голод. И ещё пять лет он продлится. Господь же послал меня в эту страну раньше вас, чтобы спасти вас и сохранить наш народ. Ступайте же к отцу и передайте ему, пусть приходит ко мне со всеми близкими, со всем имуществом! И он, и его дети, и внуки будут жить здесь, в землях египетских, и не знать ни нужды, ни голода, ни потерь. Сказав это, Иосиф бросился на шею своему брату Вениамину и заплакал. Плакал и Вениамин, обнимая его. Всех своих братьев по очереди обнял и расцеловал Иосиф, и лишь после этого они обрели дар речи. Да, Иосиф не стал их обвинять. Он простил братьев. Простил, потому что увидел, что за годы они действительно изменились и теперь готовы пожертвовать собой ради брата. Вместо долгих поучений он сказал им о Боге: Господь не забывает о нас, даже когда мы забываем о Нем, и Он может обратить к нашему благу самые неблаговидные наши поступки. Вскоре братья привезли в Египет свои семьи, своё имущество и привели отца, которому было уже много-много лет. В великой радости встретил он своего сына, которого так долго считал погибшим! Весь большой род Иакова нашёл спасение в земле Египетской. Немало испытаний предстояло пережить потомкам этого рода, Египет однажды превратится для них из уютного дома в место мучений, и придется им долго блуждать в нужде, прежде чем они вернутся в родные земли. Но Бог всегда будет с ними рядом. Ведь именно в этом роду, роду Иакова, через много-много веков было уготовано родиться… Иисусу Христу.

http://foma.ru/za-chto-bratja-hoteli-ubi...

Март 1983 г. [Из письма Александре Орловой–Модель] Дорогая Шурочка! Не представляешь, как я был рад твоему письму, где ты рассказала о встрече с о. С[офронием (Сахаровым)] . Это действительно замечательный человек. Я читал его работы и восхищен. У нас есть общие знакомые, но лично нам не удалось повидаться, когда он приезжал. В сущности, ты угадала верно. Много есть ценного в западной традиции, но и восток кое–что значит. Для нас духовное все же остается на первом месте, его не заслоняет «светское» посюстороннее. А именно эта буржуазная приверженность к «миру» и делает благочестие многих католиков очень поверхностным. У нас — свои грехи: формализм, обрядоверие, слабое ощущение Евангелия, но нельзя отрицать то, что при всем том религиозность, вера подчас глубже, живее, сердечнее. Это, быть может, связано с более трудной историей восточных народов, м. б. еще с чем–либо. Но факт остается фактом. И мне было отрадно почувствовать твое настроение, когда ты вдохновилась встречей с носителем истинной духовности. Впрочем, я верю, что она есть не только у нас. Дух дышит, где хочет. …«Зеркало» я смотрел и был от него в восторге. Это очень тонкий, «берг–мановский» фильм. Мы учились с ним (Т[арковским]) в школе. Поэтому в фильме мелькает наша улица Серпуховка. И стихи его отца хороши. И вообще он о вечном и глубоком в человеческой жизни. .У нас после морозов ранняя весна. Наступил Великий Пост (сегодня суббота первой недели). Я это время очень люблю, и на этот раз тоже было очень отрадно и тихо. Между службами, урывками, занимаюсь. Все идет, как прежде. Да, о. Всеволод умер, ты уже знаешь. Это действительно была эпоха. Очень значительный был человек, как и о. С[ергий] Ж[елудков], который умер вскоре после него. Дети и внуки растут, а старые уходят. Недалеко то время, когда наше поколение будет самым старшим. 1984. г. Объяснительная записка В связи с полученной Вашим Высокопреподобием анонимной «Характеристикой» моих взглядов и церковнослужения имею сообщить Вам следующее. Вот уже несколько лет неизвестное лицо время от времени присылает мне обличительные послания в весьма агрессивном тоне. Подписи автора обычно не стояло. Лишь один раз он назвался Петром Ивановым и дал обратный адрес: Главпочтамт, до востребования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Олаф, откуда вы взяли, что беременных не венчают? Венчают. И беременных, и тех, у кого уже есть дети, и даже внуки! Священник не совершил никакого канонического нарушения. Но его поразила СТЕПЕНЬ ЦИНИЗМА этой парочки! И меня поражает. Денис, ваш рассказ ПРОЖИГАЕТ ДУШУ ДО ДНА! Неужели это правда?! Роман 28 апреля 2015, 11:18 мне 41. четверо детей. никогда бы не поверил, что буду отцом 4 детей, если бы кто сказал мне лет 20 назад. двоих детей родили не в браке, двоих будучи обвенчаными, с батюшкиного благословения. люди наказывают себя сами, отказываясь от безграничного счастья, от детей, убивая их. мы ничем не лучше других. грех огромен. сердце обливается кровью, зная, что нас могло бы быть 9. оправдать это невозможно. только сожалеть и молить детей, которых мы убили, о прощении. простите нас, наши неродившиеся малыши! сейчас трудно, но радость от детей огромна. Господь многомилостив и дооооолготерпелив. Он дал нам второй шанс. великое чудо получить хотя бы одного ребенка после всего, что мы натворили. мы получили четверых. Слава Тебе, Господи! Спаси Господи! и помилуй нас. Светлана 28 апреля 2015, 09:21 не нужно множить греховную информацию. Весть об этом грехе не поможет уменьшить грех, но может стать приманкой для кого-нибудь. Нужно писать, какое мучительное наказание человек несет уже с момента этого греха - правда, передать это невозможно. Я знала, что мои подруги сделали аборт, и тоже сделала. Но я не знала, как горько расплачивались они за это. И я расплачиваюсь теперь - и это не описать словами. Если б я знала, какое это холодное черное и страшное мучение, - но это не передать. И это еще на земле. И при этом сознание того, что счастье было возможно, и что если бы ребенок был рожден, надо мною сияло бы солнце. Я сделала медикаментозный аборт - и после него в течение 10 лет надеялась родить, но не смогла выносить ни одного ребенка, все эти 10 лет. Даже если я беременела, повторялась ситуация аборта: я теряла ребенка. Или же он умирал, и потом мне приходилось ехать на обычный аборт (которого я когда-то хотела избежать).

http://pravoslavie.ru/78916.html

После возобновления завета с Богом, началось усиленное очищение земли обетованной от накопившихся в прежнее царствование беззаконий. Царь поручил первосвященнику Хелкии, которому вверено было приведение храма в порядок, очистить его от различных принадлежностей идолопоклонства. Так, там в царствование Манассии поставлен был постыдный образ Астарты, воздвигнуты жертвенники и помещения для распутства храмовых блудниц, различные принадлежности культа Ваалы и Астарты, солнечные кони при входе в храм, наконец, жертвенники для поклонения звездам. Все это теперь было удалено, разрушено, сожжено в долине Кедронской, и самый пепел рассеян на могилах низшего класса народа. Те места в долине Гинномовой, где приносились в жертву дети, Иосия приказал подвергнуть всякому осквернению. Существовавшие со времени Соломона идолопоклоннические места на Елеонской горе, которые Езекия еще предоставлял чужеземцам, были подвергнуты осквернении чрез человеческие кости и всякую нечистоту, равно как и жертвенники при входе в город для почитания козлов. Затем по всей стране отменены были все те высоты, которые служили для идолопоклоннических или суеверных целей. Это очищение простиралось до Вефиля, где переселившиеся туда иудеи и оставшиеся там израильтяне имели свое святилище, а также и до городов, которые некогда принадлежали Самарии ( 4Цар. 23:4–19 ). Жрецы, служившие идолам и на высотах, были низложены; те, которые имели левитское происхождение, оставлены были в Иерусалиме, чтобы можно было наблюдать за ними, но не смели приносить жертв, хотя и получали часть из доходов, шедших в пользу истинных священников. Чужеземные жрецы, которые служили при чужеземных культах, были совершенно отрешены и, по-видимому, даже изгнаны из страны. Но еще строже Иосия поступил с теми израильскими священниками в Вефиле, которые еще продолжали совершать введенный Иеровоамом культ тельца и давали повод к смущению израильтян. Этих жрецов он приказал умертвить на находившихся там жертвенниках и самые жертвенники приказал осквернить человеческими костями 299 . Так как из Вефиля именно вышло отвержение и извращение первоначального богопочитания, то царь здесь дал именно и устрашающий пример строгости. Внуки должны были, как это и часто бывало в древности, понести наказание за своих виновных предков. Таков был конец культа тельцов в Вефиле. Сам царь руководил делом осквернения и низвержения беззаконных святилищ в Вефиле. Так он покончил со всеми различными принадлежностями идолопоклонства, которые в различные времена проникли в израильскую почву, и все сделал по предписанию найденной им книги закона. «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появились в земле иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтобы исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия, священник в доме Господнем» ( 4Цар. 23:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

– У нас свои дети и внуки есть. – А когда ты их в последний раз видел? Живут на Урале – три тысячи верст до них. А в отпуск – мимо нас, на море. Им нужен берег турецкий, а бабушка им не нужна. И дедушка тоже. – А ты сама готова? Надо же подумать. Посмотреть на этих детей… – сказал он неуверенно. – Я не только готова, могу прямо сейчас, безо всяких проверок, взять. У нас дом огромный. В саду никто не бегает. Никто не радуется твоим фруктам. И сам ты их нечасто ешь. Я 20 лет ищу совета, как искупить грех детоубийства. И никто мне до сего дня не дал. Только «молись». А отец Ефрем так строго и так просто решил мою проблему. Глаза Антонины увлажнились: – Я теперь не могу его ослушаться. Сама напросилась. Она положила ему голову на грудь, потом крепко обвила его руками: – Васенька, давай съездим, посмотрим на малышек. Я их, Васенька, полюблю. И ты полюбишь. Они ведь Самим Господом через отца Ефрема нам посылаются. В утешение. Потрудимся на старости лет. Василий осторожно высвободился из ее объятий. Из проезжавшего старого жигуленка неслась песня «Под крышей дома твоего». Василий любил эту песню. Захотел вспомнить начальные слова, но вместо оригинальных слов в голове сложилось: «Ты будешь вечный каптенармус под крышей дома твоего». Он упрямо мотнул головой, словно отказываясь от чего-то, нажал на газ и, не глядя на жену, громко произнес: – Завтра и поедем в Петровский интернат. P.S. Деток Антонина и Василий смогли взять только через полгода. Дело это оказалось непростым. Собирание справок и множество формальностей, которые человеку, не сталкивающимся с усыновлением, трудно представить, отобрало немало времени и сил. Василию пришлось использовать свое служебное положение. Но оказалось, что у чиновника районного масштаба совсем немного возможностей упростить мытарства. Пока Василий занимался усыновлением (и удочерением), Антонина практически не покидала Петровского интерната. Она с первого дня полюбила детей, и они быстро привыкли к ней и привязались настолько, что всякий раз, когда она уезжала домой, прощание с ними превращалось в душераздирающую сцену с коллективным плачем и просьбами взять их с собой. Директор даже приказал ей приезжать только по выходным дням.

http://pravoslavie.ru/132867.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010