И велел князь отмерить мерной веревкой от озера до ворот и от ворот до угла, а от угла снова к озеру – место очень большое. Петр же сказал: «Вели, князь, рвом окопать, как в Орде делают, чтобы было обозначено место это». И так сделали: горожане, провожавшие иконы, сразу же выкопали ров, который сохранился доныне. Петр же начал от самой воды, вынимая из кошельков по одной деньге, выкладывать девять гривен серебряных, а десятую – золотую. И наполнили потом Петровыми деньгами повозки и те колесницы, на которых часовню везли, и кони едва смогли тронуться с места. И видев такое множество золота и серебра, которого хватило бы, чтобы вдесятеро больше купить земли, – а кошельки все оставались полными, – князь и владыка подумали: «Что же это такое, Господи? Не по нашим грехам сие свершилось! Великую, видно, благодать обрел человек этот пред Богом, дивимся мы милости твоей, Господи, и могуществу святых апостолов». И поставили стражей у двора Петрова из назначенных людей, бывших на молебне, и определили, чтобы Петр ездил на коне. И была в городе радость великая, славили Петра с великой честью и многими дарами одаривали, и много дней пели молебны, прославляя Бога и святых его апостолов за чудо, свершившееся в нынешнее время, и нищим много милостыни раздали и кормили их. Не понимая, – как же свершилось чудо такое, – Петр задумался и пребывал в молчании и уединении. И владыка и князь, видя, что Петр затосковал, решили между собой: «Если этот юноша ханского рода уйдет в Орду, то беда большая может быть городу нашему». А был Петр высок ростом и красив лицом. И сказали они ему: «Петр, хочешь – сосватаем тебе невесту?» Петр же, прослезившись, ответил князю и владыке: «Я, господа мои, возлюбил вашу веру и, оставив веру отцов своих, пришел к вам. Воля Господня и ваша да будет». Князь же сосватал за него невесту из рода великих вельмож – жили еще тогда в Ростове ордынские вельможи. Владыка обвенчал Петра, и построил церковь , и освятил ее по заповеди святых апостолов. Князь брал с собой Петра на царскую утеху, около озера тешил его ястребиной охотой, чтобы его в нашей вере удержать. И как-то сказал князь Петру: «Великую ведь ты благодать обрел от Бога и сам, и городу нашему, ведь написано: “Воздам Богу от всех благ, как он дал нам”. Прими от меня, Петр, этот небольшой надел земли нашей вотчины, что напротив храма святых апостолов подле озера этого. Я тебе и грамоты напишу». Ответил ему Петр: «Я, княже, ни отцом, ни матерью не обучен землею владеть, и грамоты к чему эти?» Князь же сказал: «Я все сделаю, как нужно, Петр. А грамоты вот для чего: чтобы не отнимали те земли дети мои и мои внуки у твоих детей и внуков после нас». Тогда Петр сказал: «Пусть будет, княже, воля Господня». И велел князь при владыке написать грамоты на владение многими землями вдоль озера, и водами, и лесами, и сохранились те грамоты доныне, и переписали на Петра усадьбы, расположенные по его землям. Орда же тогда набегов не совершала, и прошло много лет, и было тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Паисий Святогорец Ночи он проводил стоя. Я увидел крючок в его келлии. Там была веревка, привязанная к потолку. Он держался за нее, чтобы не упасть от стояния, и молился. Он изнурял свое тело. Кровь опускалась в ноги. Он стоял целыми часами. Он начинал молитву, как только смеркалось, и заканчивал незадолго до восхода солнца. Вскоре после этого начинали приходить посетители. Они занимали весь его день. А ночью он снова молился за них и за весь мир. С тех пор как я с ним познакомился, он все время болел. Он об этом не говорил и не показывал этого. У него были постоянные головные боли. Часто он накладывал пластырь на голову и сверху надевал скуфью, чтобы его не было видно. Он принимал боль без ропота. Как-то с моим духовным отцом мы зашли в кавсокаливию и получили благословение — деревянную частичку от гроба святого Максима Кавсокаливита. Монах, давая ее нам, сказал: «Если у вас головные боли, вы можете опускать ее в небольшое количество воды и пить ее». Мы взяли по частичке. Мой духовный отец, страдавший головными болями, опустил ее в воду, выпил, и боли у него прошли. Придя к старцу, мы рассказали ему об этом. «Мой хороший батюшка… — говорит ему старец. — Господь даровал тебе благословение — головную боль, а ты его утратил. Ушло теперь благословение головной боли!» Я этого не слышал, но мне поведал об этом позже мой духовный отец. Старец смотрел на все болезни как на благословение. Он молился обо всех, чтобы они излечились, и исцелял их своей молитвой, за исключением себя самого. Он не только не искал своего исцеления, но брал на себя и болезни других. Мы часто слышали, как он говорил: «Боже мой, дай мне болезнь того-то, той-то…» Как-то я поехал к старцу с одним моим знакомым из Салоник. У его жены был рак. Ее лечили химиотерапией, у нее выпали волосы. «Не бойся, — сказал ему старец, — ничего с твоей женой не случится». — «Как же, ведь врачи сказали…» — «Ничего с твоей женой не случится, — повторил отец Паисий . — Вот, возьми еще этот крест». И дал ему крест из тех, которые делал сам, своими руками, с тем чтобы его носила больная. И действительно, с госпожой Феулой (так ее звали) ничего не случилось, у нее родились дети, потом — внуки, и она живет и здравствует.

http://pravoslavie.ru/80585.html

Больше 10 лет назад я дала обещание уйти в монастырь (перед Св. Чашей), но побоялась обратиться за благословением и отказалась от этой мысли. Вышла замуж, через три года овдовела (мужа убили), потеряла второго ребенка. Сейчас живу одна, помогаю родителям, воспитываю дочь, работаю, пою на клиросе (когда придется) в женском монастыре рядом с домом. Не значит ли, что моя судьба – следствие неисполненного обета? Может ли желание иночества, особенно в моем состоянии, быть прелестью? Священное Писание говорит: «Если дал слово перед Богом, то исполни». Думаю, что когда вы воспитаете дочь и определите ее, то надо вам исполнить данный обет и поступить в монастырь. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи. Желание уйти в монастырь Мне 63 года, у меня две дочери и четверо внуков. Живу то в одной, то в другой семье. За двадцать лет несколько раз выпало счастье по нескольку недель жить в монастыре. Любое послушание, молитва – все в радость. Замечания строгих матушек не обижают. Трудности монастырской жизни во многом мне знакомы. Духовник этой обители советует мне остаться жить при монастыре, а может, и на большее решиться. На душе так легко. Но вдруг вспоминаю, что внуки болеют, семьи жизнью замотаны. Становится стыдно, что я здесь блаженствую, а им так нужна моя помощь. Возвращаюсь – и опять, и опять мечтаю о монастыре, о нерассеянной молитве... Как же мне разобраться? То ли я просто отдыхаю в монастыре от мирской суматохи, или же, вернувшись к мирской жизни, я упускаю что-то важное для души? Когда человек поступает в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, то Господь посылает Ангела на землю помогать его родным. Если вы будете в монастыре, то ваши дети и внуки окажутся под особым промыслом Божиим и защитой Пресвятой Богородицы. Разумеется, здесь вопрос не о простом пребывании в монастыре, а о внутреннем монашеском делании, для которого в монастыре наиболее благоприятные условия. В миру можно спастись добрыми делами, но это будет другой уровень, другое состояние. В числе прославленных Церковью святых большинство – мучеников и преподобных и сравнительно мало праведников, подвизавшихся в миру. В миру почти невозможно стяжать непрестанную молитву (хотя были и есть исключения), а также очистить свое сердце от привязанностей и волнений о внешнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Так получила свое происхождение Санкт-Петербургская семинария. В 1721 году, Феофан Прокопович , будучи еще псковским епископом, завел при своем доме на Карповке в Санкт-Петербурге школу. В нее, при самом открытии, собрано было 20 человек «бедных ребят» разного звания. В 1728 году, в этой школе обучалось 46 человек. «Они учились разных книжных учений: читать, писать, петь, латинской грамматике, риторике и диалектике. 30 из них обучались живописи, многие – музыке голосовой, а некие – и инструментальной». Писалась и называлась школа эта семинарией. В отчетах св. Синоду сказано, что ученики семинарии «и клирическую в церкви, в воскресные и праздничные дни, и в служении архиерейском, службу отправляют». В 1727 году, преосвящ. Феофан написал и ввел между своими семинаристами «Устав, что надлежит делать ученикам по дням и часам». Петр 1 посещал домовую архиерейскую семинарию. Правительство много заботилось о постройке для нее особого здания, только это последнее дело, тянувшееся долго, кончилось ничем.  В 1723 году комендант крепости бригадир Бахметьев учредил в крепости гарнизонную школу, в которой солдатские дети обучались грамоте, арифметике, военному искусству, а священники соборные ходили преподавать  Закон Божий. В Санкт-Петербурге явились частные школы по домам, в которых учителями состояли архиерейские певчие, дьячки, дети дьячков и дворовые служители. Они учили малолеток читать, писать и грамматике. В 1722 году, по предложению преосв. Феодосия, св. Синод поручил невскому грамматисту Тихонову проэкзаменовать всех этих учителей, со стороны познаний и способностей к учительству, и представить ведомость, кому можно позволить обучение детей, и кого следует отстранить. Сделав такую сортировку, Тихонов, по поручению св. Синода, способным к учительству дал инструкции, каким порядком обучать детей чтению и письму, а неспособным запрещено учить. Дети Петра I и внуки, в том числе – будущий император Петр II, учились закону Божьему по букварю Прокоповича, в котором объяснены были: символ, молитва Господня и заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тамара Киреева 29 апреля 2016, 12:05 Замечательная статья!! Проблема очень животрепещущая!!!!. И только ВЕРА в Господа помогает мне бабушке, верить и знать, что дети мои и внуки придут к этому самому важному в жизни. Вере, и жизни по заповедям. Молюсь каждый день об этом. Господи, даруй мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословление на чадо мое в настоящее время утра, дня и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и Всемогуще. Аминь. Нина 24 февраля 2016, 16:09 Спасибо Вам, Иоанна! Очень надеюсь, что ненависть пройдет) По правде говоря сейчас в Москве трудно найти не Олимпийскую секцию (особенно для девочки). Мои дети загружены, но находим время для музыки. Мы не занимаемся в музыкалке, но одному из мальчишек очень нравится музыка. Играет на гитаре, хотя занимается из под палки. Если на то пошло, советую изучать иконы, много нового узнаете! 23 февраля 2016, 19:54 Самый конкретный и понятный ответ, основанный на Св. Писании, дал отец Олег Стеняев! Конкретное руководство к действию. Действительно, мы часто ломаем голову надо вопросом: что значит - любить Бога? А ведь Спаситель ясно сказал: " Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. " (Ин. 14:15) Иоанна 23 февраля 2016, 13:41 Надо успеть всё, Нина, и именно в детстве. Спорт обязательно должен быть, и у девочек тоже. Если не загружать ребёнка под завязку и не растить из него с 5 лет олимпийского чемпиона, вполне можно оставить место и на музыку. А музыкальные знания именно для понимания богослужения - очень и очень важны. Через ненависть к музыкалке проходят все, по себе знаю. Ничего, пройдёт, это дело временное.)) Нина 23 февраля 2016, 09:36 Спаси Господи, батюшки! Иоанна, не знаю правы ли Вы... У моих детей много друзей и все из них, кто ходит в музыкальную школу просто ненавидят ее! Наверно проблема и в родителях, в их отношении к музыкалке... В любом случае я абсолютно уверена, что современного мальчика вырастить христианином почти невозможно без спорта... Христианин - это воин, спорт воспитывает мужской характер! Пожалуйста, простите если не по теме. Еще раз спасибо и батюшкам, и послушнику Никите (Попову)!

http://pravoslavie.ru/90764.html

В главных воротах Лавры можно видеть настенные росписи – они раскрывают жизнь Преподобного. Один эпизод особенно волновал знакомую старушку: где Преподобный строит сени. Она приехала из деревни – знакомых нет, работы нет, жилья нет, денег мало. Ходила и, глядя на труженика, просила: «Преподобный, молитвами своими пристрой меня куда-нибудь, помоги найти уголок для жилья и обязательно с огородиком, хоть маленьким». Просила от души и выпросила. Нашелся для нее и уголок, и огородик. И сама стала в Лавре работать, делала что велят, молилась усердно, радовалась и благодарила Преподобного. Дожила до глубокой старости, сохранив удивительную простоту, доброжелательность, спокойствие душевное и молитву. Если кто-нибудь скажет, что была у нее молитва непрестанной,– не удивишься, поверишь. Такими, наверное, были многие наши богомольные и смиренные предки – Святая Русь. У Шмелёва Особенно трогательным было явление преподобного Сергия в 1925 году, описанное Иваном Шмелевым в «Куликовом поле» 259 . « Поехал как-то Сухов в объезд лесов, а по нужде дал порядочный крюк, на станцию «Птань» к дочери, которая была там за телеграфистом [замужем]: крупы обещала припасти сиротам [с Суховым жили внукидети сыновей, погибших в лихолетье]. Смотался, прозяб – был исход октября, промозглая погода, дождь ледяной с крупой, захвативший еще в лесах. Сухов помнил, что было это в «родительскую субботу», в «Димитриевскую " … Гонит, ни о чем, понятно, не думает… крупу бы не раструсить, за пазуху засунул... Трах!..– чуть из седла не вылетел: конь вдруг остановился, уперся и захрапел. Что такое?.. К вечеру было, небо совсем захмурилось, ледяной дождь сечет. Огладил Сухов коня, отпрукал...– нет, пятится и храпит. Глянул через коня, видит – полная воды колдобина, прыгают пузыри по ней. «Чего боится?– подумал Сухов,– вся дорога в таких колдобинах, эта поболее только». Пригляделся... что-то будто в воде мерцает, подкова что ли? – бывает, к счастью. Не хотелось с коня слезать: какое теперь счастье! Пробует завернуть коня, волю ему дает – ни с места: уши насторожил, храпит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

виктор 4 сентября 2013, 18:36 Западное общество уже пало под натиском неистовой пропаганды жизни в пороках и мерзком разврате.Мы же должны поставить надежные забор и ворота, потому что завтра будет поздно и жертвами этого голубого и розового разгула станут наши дети и внуки.Меры противодействия должны быть самыми жесткими, а иначе мы живущие сейчас проспим Россию! Мария 4 сентября 2013, 17:44 Гордость за страну берет. Кажется, одни из тех пунктов, по которым народ и правительство в России стабильно едины. Путину и Патриарху пора выдать орден Александра Невского от лица народа за стоическое сопротивление гей-пропаганде. Запад доигрался. В 60-е они своими руками похоронили классический либерализм с его четкими правовыми границами, связанными с нравственностью, а о классическом консерватизме, замешанном на церковности, вообще, забыли. Теперь приверженность норме в России привестствуется как героизм. " Читайте, завидуйте... " Виктор 4 сентября 2013, 15:05 " ...где разделяющая линия между хорошим и плохим началом? " - В Заповедях Блаженства Иисуса Христа. Кто не согласен - читай историю Содома, биографию Лютера Кинга, Кенеди, американского революционера Троцкого. Михаил 4 сентября 2013, 14:59 1) Вот мне интересно разве в Содоме и Гоморе были все стопроцентные извращенцы? Я думаю, что конечно же нет! " Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. " (Бытие _ 13,13). Не все в Содоме были извращенцами, но остальные не осуждали греховного поведения и, наверно, как и сейчас говорили, что каждый имеет право на самовыражение. " Неосуждающие " сделали Содом - содомским вертепом, а не сами содомиты(пидерасты). У Иоанна (Крестьянкина) есть великолепные слова: " За расслоблением воли следует искажение совести, когда всё видим в искаженном свете и получаем за всё растление тела. " Пока мы не осуждаем содомского разврата - мы их помощники. Еще Аврам, до того как Господь дал ему имя Авраам, на предложение царя Содоского ответил: " что же нитки и ремня обуви не возьму из ВСЕГО ТВОЕГО, чтоб ты не сказал: я ОБОГАТИЛ Аврама. " (Бытие _ 14,23).

http://pravoslavie.ru/63807.html

Власия! Отчего же вы не хотите?», и я сдался. Приехав к Батюшке (после воскресной литургии, в понедельник рано утром), я рассказал ему, как наши друзья упросили меня взять его благословение на автокредит. Батюшка улыбнулся, и дал своё благословение. Вышел я из кельи старца около 9 утра, и у меня зазвонил телефон. Это был звонок из банка: «Аркадий Михайлович! Сообщаем вам, что вам одобрен автомобильный кредит. Вы можете оформить его начиная с сегодняшнего дня»! И потом уже, видимо от себя лично, банковский работник сказал мне: «У нас только что закончилось обсуждение кредитных запросов. И, хотя вы не проходили по условиям банка, наш начальник принял решение одобрить кредит…». Мне сразу же пришли на память евангельские слова: «В котором часу стало ему легче? … Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров» (Ин.4:52-53). Я уверен в том, что о. Власий духовно видел, как на этой «Газели» мы с семьёй будем перевозить вещи для жительства в монастыре, как в скорое время я привезу в Боровск большую часть монастыря для общения с Батюшкой, как я буду возить болящих (по Батюшкиному же благословению) в г. Ярцево Смоленской области к удивительному доктору – Сергею Александровичу, как мы с прихожанами поедем в пос. Ракитное – на празднование 30-летия кончины архимандрита Серафима Тяпочкина (постригшего о. Власия в схиму), и многое другое. До отъезда в Санкт-Петербург, мы продали эту «Газель» и купили на эти деньги + материнский капитал дом в г. Севске (по благословению о. Иоанна Миронова), в котором сейчас живут и трудятся наши зять с дочкой и внуки. Подарки о. Власия По свидетельству многих Батюшкиных духовных чад, о. Власий не дарил «случайных» подарков, а старался сделать подарок не только памятным, но и назидательным. Конечно же, поначалу я, как и другие чада Батюшки, радовался, если он дарил мне что-то памятное – икону или книгу. И уже спустя годы мне пришла на ум простая мысль, что мы, как дети, должны взрослеть, и радовать духовными подарками своего отца, а не он нас… Ранее я уже описал дорогие для нас подарки – икону великомученика и целителя Пантелеимона и книгу святителя Григория Богослова «Песнопения таинственные».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Дарья 6 октября 2014, 11:15 Спасибо Вам большое за статью! Вопрос очень важный и непростой, который каждая православная мама должна решить для себя Марина 6 октября 2014, 10:15 Детки имеют свойство вырастать, и достаточно быстро. Господь даровал нам заповедь любить ближнего своего, как самого себя. Так почему мы должны раздражаться на чужих деток? Да, они могут шуметь, капризничать, ходить между рядов молящихся, гнуться на руках родителей или у их ног. Ну и что? А разве не ходят по храму взрослые,которые после начала службы ставят свечи и прикладываются к иконам, порой даже Херувимская не останавливает, также и просьбы передать свечи. их просят передать. невзирая ни на какие особенности хода службы. А порой и разговор возни кает ненужный и неуместный. Терпение друг к другу- одна из высших добродетелей. Кому же нам его адресовать, как не по отношению к детям и пожилым или больным людям? Вот с себя и начнем. А дети берут пример с родителей. Если те не ходят по храму, когда это не приветствуется, стоят спокойно, молятся по возможности со вниманием, так и детки по мере вхождения в разум будут вести себя благопристойно. Спаси Господи! елена 6 октября 2014, 09:49 Я даже не дочитав статью хочу сказать,почему бабушка должна сидеть с внуками,чтобы мама пошла на службу,если бабушке самой надо идти на службу?Конечно если это иногда маме надо,то без вопросов,но как я поняла это вроде бы как постоянно.Я сама вожу внучку с собой в храм,на всю службу,конечно для ребенка 9-ти лет выстоять всю литургию сложно,есть и хождения по храму и на улицу,и конечно косые взгляды бабушек,у которых внуки уже выросли и никогда в храм их они видно не водили,поэтому и шипят и не понимают. " Бабушка я очень хочу к тебе,возьми меня на выходные (я работаю),я ей говорю у меня условие,со мной надо идти в церковь,хорошо я согласна и идет,я считаю это хорошо.Только бы людям нашим побольше добра и взаимопонимания Бог дал. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/73742.html

Из этих возглашений проглядывает один из любимых тезисов о.Илиодора: если богач не уделит толику своего состояния для укрепления Православной Церкви и на нужды народного просвещения, то получит воздаяние за свою скупость от неверующего и неграмотного простолюдина, обращенного в революционера. Яркая проповедь 7 февраля получила большую известность, угодив даже в «Утро России». Царицынское духовенство командировало к о.Илиодору о.Алексея Ушакова для переговоров. Затем о.Алексей отправился в редакцию «Царицынского вестника» с просьбой напечатать опровержение, но получил грубый отказ: «Что, вы учить нас пришли? Уходите прочь!» . Вторая часть проповеди, посвященная купцам, затерялась на фоне первой, но вскоре городские новости подтолкнули о.Илиодора к её продолжению. В феврале на лесопильных заводах вновь разгорелся погасший было конфликт из-за праздничного отдыха. В преддверии весны В.Ф.Лапшин объявил о введении нового графика погрузки леса – ежедневно, не исключая и воскресных дней. На протесты рабочих, числом 72 чел., пригрозил им увольнением. О.Илиодор отозвался на этот новый конфликт в своей беседе 21 февраля. Не называя Лапшина по имени, он противопоставил его заслуги – строительство церкви в селе Бекетовке Царицынского уезда и аудитории за рекой Царицей – его же последнему приказу. «Вот как поступает наш седоголовый богатый фарисей; для славы он строит церковь, а для кого она строилась, тех заставляет в праздничные дни работать – гнуть спину под брусьями. Кто же будет посещать выстроенные им храм и аудиторию? Неужели он их построил только для того, чтобы на них висели тяжелые замки? Проклятие Господне падёт на его седую голову за то, что он издевается над Иисусом Христом, развращает православный народ путем принуждения его к работе в праздничные дни» . О.Илиодор предсказал, что за грехи Лапшина пострадают даже его дети и внуки, которые «сами будут служить кочегарами и матросами на пароходах и кораблях своего отца и деда» . Извещенный о конфликте о.Илиодором, преосв. Гермоген попросил его вступить с Лапшиным в переговоры и заступиться за рабочих. Ранее о.Илиодор дал себе слово не переступать порога дома этого купца, но теперь пришлось повиноваться. Лапшин и его зять И.Г.Старцев приняли гостя «честь-честью» и даже заявили, что рады бы установить праздничный отдых, однако отговорились обычными доводами о конкуренции и штрафах за простой вагонов. Условились совместными усилиями добиваться праздничного отдыха и прекращения подачи вагонов по праздничным и воскресным дням. Купцы обещали прислать о.Илиодору соответствующее прошение для подачи «кому следует», но обещания своего так и не сдержали .

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/24/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010