2 . Определение четыредесятницы первое. Она есть первый праздник Христова Рождества, который берется во образ Отца, Который, как известно, благоволил Сам о зачатии и рождении Сына. Поэтому и было установлено сорок дней, как пост Моисея ( Исх. 24:18 ) и Илии ( 3Цар. 19:8 ). 3 . Второе определение. После нее есть и вторая, которая Великой четыредесятницей именуется и является во образ Единородного, которую Он Сам явственно показал, три года ее совершая после выхода из воды Крещения. И откуда ясно это – пусть слушающий разумеет и хорошо знает: в тридцатилетнем возрасте Господь Крещение явил и после других трех лет принял смерть. Поэтому, как мы узнали от наилучших знатоков, трижды раз в году Он показал данный пост. 4 . Третье определение. Третье же после него, – от апостолов некоторых проповеданный, является образом Животворящего Духа, Который и научил апостолов всему ( Ин. 14:26 ), что было тайноводствуемо от Отца и Сына. Имя же Трех – одно: Божество, но в трех Ипостасях познаваемое и поклоняемое. 5 . Но должно идти далее. И слово приближается к предложенной теме и обо всем в свое время расскажем, о днях и неделях и по какой причине они установлены, и пусть среда и пятница совершенно чистыми всегда соблюдаются для поста от сыра, рыбы и елея, как установили это божественные апостолы и бывшие после них богоносные отцы. В Рождество же Всенепорочной Богородицы и Ее Введение во Храм и в другой праздник, который Сретением называется, в Благовещение и божественное Успение мы разрешаем на елей и рыбу, если они придутся на указанные дни, то есть на среду и пятницу. Также и Рождество Предтечи и праздник первоверховных апостолов Петра и Павла; если же праздники святых мучеников и преподобных иерархов придутся на среду и пятницу, то не разрешаем на рыбу и елей. 6 . Монашествующие же в славу и похвалу Крестного Древа четырнадцать дней соблюдают, другие двенадцать, некоторые же четыре. Весь же народ Христов чистые все пусть соблюдают этот день Воздвижения – 14 сентября месяца. В пост же [в честь] Рождества Христова да соблюдаются три дня в неделю, то есть понедельник, среда и пятница, когда от рыбы и елея [Col. 1698] пост божественно да совершается. Так же как и [в честь] святых апостолов совершается и [в честь] Богоматери святой пост. В преддверии праздника Христова Рождества пост совершаем и каждый день не едим рыбу и елей за исключением субботы и воскресения, а тогда вкушаем их. Также совершаем и другие предпразднества Христовых праздников, а наутро разрешаем, в какой бы день это ни произошло, как было сказано выше, во славу благоволившего Отца и рожденного Сына, ибо в этот день и остальные шесть разрешаем, чтобы не показаться мрачными, как неразумные иудеи, на Рождество нас Воссоздавшего (ср. 2Кор. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Проверяйте себя время от времени. Берите наугад какую-нибудь книгу Ветхого Завета и попытайтесь читать её, пытайтесь понять, что во Христе должно быть понятно нам из этих Писаний, что открывает нам Бог через эти священные буквы. Если вам ничего не понятно, то это знак того, что нужно трудиться и упражняться. Ну, и конечно, нужно читать Новый Завет. С него и начинать надо, потому что благодать открывается от силы в силу через написание Нового Завета. Ну и вообще, в День памяти какого-нибудь из священных писателей, например, Матфея или Луки, или Иоанна Богослова, или апостола Петра (у него есть в писании два соборных послания), или апостола Иуды (не Искариотского), брата Господня, или Иакова, или ветхозаветных писателей, Моисея, например, или Давида. Очень хорошо было бы взять себе за правило почтить память священного писателя чтением его книги в тот день, когда он поминается Церковью. Завтра, например, память Матфея. Не все смогут быть в храме Божием. Кто-то работает, милиционер, доктор идёт на дежурство, пилот будет управлять самолётом, машинист тепловоза будет вести тепловоз. Не каждый человек может прийти в храм, даже те, кто хотят. Как нам почтить святого евангелиста и ученика Господня, единого от двенадцати? Можно почитать в этот день Евангелие от Матфея. Таким образом, мы почтим святого Апостола и евангелиста, память которого совершается церковью. Мы прочитаем часть его книги, которая сохраняется в церкви и почитается как драгоценность. И потом, когда будет память  евангелиста Иоанна Богослова, или память Моисея, или память пророка Амоса, или Осии, или Исаии, или Иеремии, прекрасно было бы, если бы мы привыкли в день памяти этих святых находить их книги и читать их. В храме они должны читаться в виде паремий. Проповедовать нужно о жизни этих святых писателей и о смысле книг, которые они написали, и мы сами должны обязательно приклонить своё ухо к тем живым словам, которые они оставили нам на страницах Священного Писания. Я предлагаю вам сверять свою жизнь с церковным календарём.

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. Сколько длится Петров пост Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Как правильно питаться в дни Петрова поста Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

http://pravoslavie.ru/1441.html

14 июня. День памяти святого Иоанна Кронтадтского . [«Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ — духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу». Святой праведный Иоанн Кронштадтский ]. Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский с внучатым племянником Игорем Шемякиным. 1900-1901. - С.4-5; 1 июня. Отдание праздника Пасхи. [У главных церковных праздников (Пасха и двунадесятые праздники, кроме Входа Господня в Иерусалим), помимо самого дня праздника, есть время подготовки к нему — предпразднство и время празднования после того, как он уже состоялся, - попразднство. Отдание Пасхи - это последний день попразднства. В отдание праздника совершается торжественное богослужение с молитвами и песнопениями, которые пелись в сам день праздника. Так, богослужение отдания Пасхи практически полностью совпадает с богослужениями Светлой недели]. Фото храма Спаса Нерукотворного Образа г. Всеволожска Выборгской епархии. - С.5; 20 июня. Начало Петрова поста. [Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Но дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому и начало Петрова поста каждый год приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. А вот заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля — последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским]. Фото. - С.5. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Чему тут радоваться ? [«Апостол Павел говорит христианам: Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16). Думается, что и две тысячи лет назад были, и сегодня легко найдутся люди, которые поспешили бы противопоставить словам апостола свою “трезвую аналитику” и со ссылкой на “информированные источники” порекомендовали бы не испытывать особого оптимизма». Размышляя на эту тему, автор колонки напоминает читателю, что речь идет не об обычной радости, а о том, что мы называем радостью о Боге. «В ситуации, в которой сейчас находится весь мир, - пишет он, - очень легко ощутить потерянность. Радость о Боге — в благодарности. В ощущении своей непотерянности для Него. В надежде, которая, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим 5:5). А что значит «не постыжает»? Это значит, что она нас не обманет, потому что Господь нас никогда не подведет...»]. Фото диакона Дмитрия Аликина/tatmitropolia.ru///Фома. - – июнь 2022. – С.6-7 . – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

— положении во гроб, — чтении и пении погребальных молитв, — предании земле. Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» ( Деян.9:20-21 ). Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: « А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его » ( 2Тим. 4:8 ), На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света. Когда традиционно совершается погребение и отпевание усопшего христианина? Погребение усопшего христианина совершается на 3й день после его земной кончины, при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях – допускается погребение и раньше третьего дня. Погребение не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни. Откуда вязалась традиция посыпания тела в гробу землей? Раньше гробом называли саму могилу. Отсюда и недоразумение: в Требнике читают, что « полагают мощи во гроб», после чего «священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей ». Уже неведомое количество лет люди привыкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, который раньше называли кивотом, то есть ящиком. Какие виды погребения существуют в Православной Церкви?

http://azbyka.ru/pogrebenie

- Расскажите, пожалуйста, об особых традициях этого края. - На Камчатке много своих традиций и праздников. Каждый год в конце января - начале февраля здесь проходит очень большой по масштабу фестиваль, который называется " Христос раждается, славите! " Он продолжается уже седьмой год и проходит в несколько этапов. Фестиваль собирает все лучшие профессиональные и любительские коллективы и всех желающих. Так мы знакомим камчатцев с сокровищами церковного песенного искусства. Особое торжество в Петропавловске - это День города, который носит имя святых апостолов Петра и Павла. Надо сказать, что в 30-е годы ХХ века Камчатка была первым регионом, который доложил в центр России о том, что здесь с Православием покончено. Но при этом город не поменял своего названия, апостолы Петр и Павел продолжали свое святое покровительство. Так вот, по традиции праздник начинается с Божественной литургии, на которую собираются все жители нашего города. Потом большой крестный ход проходит к памятнику апостолам Петру и Павлу, там служится молебен. В прошлом году мы совершили в День города венчание нескольких пар у этого памятника. Одна пара - это военные, другая - артисты, третья - труженики нашей администрации, а четвертая как раз в этот день справляла свою золотую свадьбу. Причем муж, пожилой мужчина 70 лет, в то время лежал в больнице и на этот день специально отпросился у врачей. Венчание состоялось вечером на виду у всего города и осталось в памяти людей. В этом году было очень много заявок: венчание в День города стало традицией. Уже восемь лет мы проводим большой телерадиомарафон, с помощью которого собираем пожертвования на строительство большого собора. Телерадиомарафон проводится в октябре, когда заканчивается работа на огородах и в садах, подходит к концу сезон рыбной ловли, люди возвращаются из отпусков. Приглашение принять участие в этом мероприятии творческие коллективы считают высокой оценкой своей работы. - То есть местные жители, даже неверующие, в целом относятся к Церкви положительно?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Современное празднование дня святого Валентина больше похоже на некий коммерческий проект, который прикрыт высшим чувством. В этот день коммерсанты стараются побольше продать чего бы то ни было: конфет, «валентинок» и многого другого. В наше безнравственное время праздник «всех влюбленных» имеет достаточно выраженные аморальные черты В наше безнравственное время праздник «всех влюбленных» имеет достаточно выраженные аморальные черты. Я имею в виду, что сейчас любовь часто понимается как что-то близкое к инстинкту, что-то тождественное физиологии. И такое понимание любви унижает человеческое достоинство и величайшее из чувств — любовь. Поэтому мое отношение к этому «празднику» совершенно отрицательное. Какие аргументы можно привести человеку, который привык жить безнравственно и понимает любовь как физиологию, а о верности и целомудрии вообще не имеет понятия? Много можем сказать, но что такой человек сможет услышать? Ничего! В Евангелие говорится: «Не мечите бисер» перед известными животными. Апостол говорит: «Учи желающего слушать тебя». А тому человеку, который готов слушать, нужно сказать, что этот день никакого отношения к любви не имеет. У нас есть прекрасный праздник — день семьи, любви и верности, день святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля. Их союз явил православным христианам образец любви, мудрости и верности друг другу. Поэтому зачем нам воцерковлять день святого Валентина ? С тем же успехом мы можем «воцерковить» Хэллоуин или Вальпургиеву ночь. Мне кажется, что это совершенно не нужно. Каждое время предлагает что-то свое, но не нужно подстраивать жизнь Церкви под светскую жизнь. Мы с вами живем в эпоху «обманутого поколения 1990-х годов». Это поколение родилось в годы краха Советского союза, оно выросло на лжи переходного «безвременья». Это поколение людей, во многом потерявших некий жизненный идеал. Сейчас они доросли до самостоятельного возраста. Для многих, если не большинства из них, смысл жизни в том, чтобы получить все лучшее от жизни да побыстрее. Поэтому для многих из них важнее чуждые Православию и России идеалы и праздники.

http://pravoslavie.ru/68444.html

А недавно, на великой вечерне праздника Пятидесятницы, мы слышали ободряющие нас слова другого вселенского учителя и святителя св. Василия Великого : «Когда мы, рабы Твои, Господи, исходим из тела и приходим к Тебе, Богу нашему, – то это не смерть, но лишь переход, преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость». Но вот ныне, в первый воскресный день по Пятидесятнице, в день памяти Всех Святых, просиявших верой в грядущего или уже пришедшего Искупителя, а также подвигами благочестия, мы стоим на пороге нового периода церковного года, на пороге нового богослужебного круга, когда Церковь снова напоминает нам о том, что жизнь на земле – это не только пасхальная радость, но и непрестанный целожизненный подвиг ради очищения от греха, ради достойного приготовления себя к будущей жизни в вечном Царстве Божием. С завтрашнего дня начнется новый пост, так называемый Петров пост, который в этом году будет продолжаться три с половиной недели н закончится пред праздником святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. И каждому из нас уместно, пусть не так напряженно, как это было в Великом Посту, но все же с достаточной внутренней собранностью вспомнить о своей греховной испорченности и вновь возбудить в себе дух покаяния, сердечного сокрушения и усердной молитвы о прощении и об исцелении наших греховных язв и недугов. Совершая сегодня благодатную молитвенную память Всех Святых, от века Богу угодивших, задумаемся над самым понятием святости и над тем, в каком смысле употребляет это слово Священное Писание и св. Церковь , говоря о жизни христианина. Св. апостол Павел во многих своих посланиях называет свех верующих, уже принявших святое крещение, «призванными святыми» ( Рим. 1:7 ; 1Кор. 1:2 ) или «святыми и верными братиями во Христе Иисусе» ( Кол. 1:2 ). А св. апостол Петр говорит всем верным, рассеянным по различным странам: «вы – род избранный ... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Особенно замечательный случай прозорливости Св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде. Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: " если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла " . Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: " Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. Но милости Господа, будет плодородие " . На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай. Незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. " Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий " , - сказал он братии " , - " блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010