(Νν ωρτζωμεν) Итак ныне с любовно, верные, да празднуем, и со умилением дапоем, почитая в сей день святых апостолов Христовых, Петра и Павла. Ибо настоящее торжество есть (не что иное), как прославление (подвигов) их. Посему, заменив молчание словом, все мы да возвеличим Бога, прославившаго сих мужей, во веки веков взывая: «Спаси нас, Боже, от (вечнаго) огня и будущаго гнева, да покланяйся (Тебе) с верою, воспоем Тебя, Явившагося и просветившаго все. (ΚαταυΧται) Прославляется Тарс, оглашаемый твоими, преблажение Павле, учениями. (Радостно) восклицает теперь Киликия, Дамаск, а вместе (с ними) и весь Восток, Понт и Фригия, Рим и Сицилия, (и населяющие) весь Запад. Ибо, обошед кругом (всю) землю, подобно как другое солнце, и посеяв на ней Христову любовь, ты соделал ее плодоносящею. Ибо, действительно, она из рода в род препровождаете к Богу святых избранников Его, да непрестанно прославляют Явившагося и просветившаго все. А...) 12) (δ) Вонми сему, всякий, где либо поющий с верою в день памяти сих мудрых учеников (Христовых), и поревнуй, со умилением, и страданиям Петра, и тем мучениям, какия претерпел Павел, как например, обнажению (γμνωσιν) среди хлада, дабы и ты был искренним учеником Господа своего: и если когда необходимость заставить тебя пострадать (ради имени Христова) хотя бы и от кораблекрушения ( Деян.28:41 ), приими (сие благодушно); допусти над собою (подобно св. Павлу) трижды биение жезлами (ραυδσθητι) и однажды побиение камнями (λιθσθητι) (Кор.2:25); (по примеру сих святых мужей) охотно приими и пребывание в темнице; убегай от всех плотских страстей; (наконец, подобно св. Павлу), во время сильной ярости (Христоненавистнаго мучителя) подклони выю свою к отсечению главы (ποτμθητι κραν), дабы поспешить, чрез все сие, к Явившемуся и просветившему все. (Πτρος) Петр, основание всех верных, покров (ροφος) церкви (Христовой); прежде рыбарь, а ныне первый апостол, раздрав (ρηξμενος) промысловую сеть свою, бросив весла, и сокрушив рыбарския тростниковыя корзины (χλαμον), с верою приемля распинание на кресте, не довольсвуется быть пригвожденным к оному прямо, (с поднятою к верху главою)·, но он сильно вопиял к дерзнувшим тогда осудить его на казнь злодеям: «Я человек смертный, (и) от земли поспешаю на небеса; посему обратите главу мою к низу, да скоро прииду к Явившемуся и просветияшему все.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не грешно ли кланяться иконам? Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед иконами, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой. Третья заповедь Божия Да не приимеши — не принимай, не употребляй. Всуе — напрасно. Этой заповедью Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: Когда же можно и должно употреблять имя Божие? Когда молимся, ведем благочестивые разговоры, когда, по требованию начальства, клянемся, даем присягу, и во всех этих случаях нужно употреблять имя Божие со страхом и благоговением. Четвертая заповедь Божия Суббота — покой, отдых. День субботний — день праздничный. Еже — чтобы. Святити день — делать в известный день добрые дела. Что Бог повелевает этой заповедью? Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч. Какой из семи дней нужно посвящать на добрые дела? В Ветхом Завете днем праздничным была суббота, или тот седьмой день, в который Бог, по сотворении мира, почил от всех дел своих; со времени же воскресения Христова суббота заменилась днем воскресным, или тем днем, в который воскрес Иисус Христос. Кроме воскресных, нет ли еще дней, которые нужно посвящать на богоугодные дела? Есть. Это —  праздники Господни , каковы, например, Рождество Христово (25 дек. [ 1]), Крещение Господне (6 янв.), Преображение Господне (6 авг.).  Праздники Богородичные , например, Рождество Пресвятой Богородицы (8 сент.), Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.). Праздники в честь святых , например, день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), день Усекновения главы его (29 авг.), день верховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Что еще повелевается четвертой заповедью? Повелевается соблюдать посты. Какие посты установлены Православной Церковью?

http://pravmir.ru/zapovedi-bozhi/

Вот почему в «Постановлениях Апостольских» сказано: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». И по свидетельству св. Льва Римского: «После продолжительного праздника Пятидесятницы… после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа,… обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела». Он же указывает и причину данного установления: «Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога… Из апостольских правил первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста…. Итак, возлюбленные, мы должны упражняться в посте преимущественно в настоящее время, по окончании 50-ти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались». Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) уже не уговаривает и прямо говорит, что «за семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Почему этот пост назван апостольским? Раньше этот летний пост называли постом Пятидесятницы, а как апостольский он утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных ап. Петра и Павла. Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор (как на Востоке, так и на Западе) этот день стал особенно торжественным, к которому готовились постом и молитвой, беря пример с апостолов, принявших в посте и молитве Духа Святого в день Пятидесятницы. Блаж. Семеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста… и воздержания». По утверждению св. Иоанна Златоуста «апостолы почти всегда постились».

http://azbyka.ru/video/66-apostolskij-po...

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 г. 5 императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент " нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея " ( 9 , 155–157; 15 , 51). В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 г. 6 во время гонения того же Траяна ( 10 , т. 1, 110; 15 , 51). Почитание священномученика Климента в Херсонесе в II-IX вв. ( 9 , 158) перешло в Х в. и в Киевскую Русь. Его мощи, чудесно уцелев, хранились в храме святых апостолов в Херсонесе. В 886 г. они были перенесены святым Кириллом, просветителем славян, в Рим; часть же их осталась на месте и позднее, при Крещении Руси, была положена равноапостольным Владимиром в Десятинной церкви в Киеве, где в скором времени появился придел святого Климента ( 9 , 155,158; 15 , 51; 10 , т. 2, 50-51). Из всех святых Херсонской Церкви наибольшего внимания заслуживают прибывшие в Крым в IV в. для утверждения и распространения христианства епископы, известные как " седмочисленные святители Херсонские " : Василий (+ 309), Ефрем (+ ок. 318), Евгений (+ 311), Елпидий (+ 311), Агафодор (+ 311), Еферий (+ ок. 324) и Капитон (+ после 325). Память их Церковь празднует в один день – 7 марта. Это первая соборная память святых, просиявших в землях нашего Отечества, и поэтому день их памяти можно считать прообразом общей церковной памяти Всех русских святых, появившейся только в XVI столетии. Из вселенских святых, ныне особо чтимых Русской Церковью и связанных своими подвигами с Церковью Херсонской, следует упомянуть о следующих: 1) преподобномученик Амат 7 (IV) – сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого; 2) святой мученик Василиск (+ 308) – скончался в местечке Команы в Абхазии; 3) священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (+ 335); 4) равноапостольная Нина, просветительница Иверии (+ 335);

http://pravoslavie.ru/2367.html

9. В неделю третью великого поста из темы: иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Мк. 8:34 . о том, как отвергшись самих себя, преселяться нам в божественный Дух Божий? Сказывано в Москве в придворной церкви Марта 11 дня 1767 года. 10. Во святый и великий пяток из темы: Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася, и преклонь главу предаде дух, Ин. 19:30 . о том, что такое в совершенство и в окончание приведено. Сказывано в придворной церкви 1767 года Апреля 6 дня. 11. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Кого мя глаголют человецы быти сына человеческаго? Мф.16:13 . О различности людских мнений, и какое из них подлинно справедливо, и которое прямую делает нам честь? Сказывано в Москве в придворной церкви Июня 29 дня, 1767 года. 12. Во время высочайшего присутствия Ее императорского Величества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое. Рим. 8:28 . О любви к Богу. Сказывано в Лавре 1767. 13. Во время присутствия Его Императорского Высочества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: мне же зело честни быша друзи твои Боже! Пс. 138:17 о том, для каких причин святые другами Божиими именуются? Сказывано Июля 17 дня, 1767 года. 14. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: тако тецыте, да постигнете. 1Кор. 9:24 . О том, до чего достигать нам надобно? Сказывано В Москве в придворной церкви 1767 года, Сентября 20 дня. 15. В день Святых Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Отвещав Симоне Петре рече: ты еси Христос Сыне Бога живаго. Мф. 16:16 . О свойствах или о силе Евангельской веры. Сказывано в Петергофе 1768 года, Июня 29 дня. 16. На основание знаменитого храма Исакиевской соборной церкви в Санктпетербурге, из темы: Господи! возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Пс. 25:8 . о том, какими причинами побуждена Ее Величество к сооружению храма сего? Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества, Святейшего Синода, и всего Сигклита 1768 года, Августа 8 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В 1882 году был совершен чин закладки храма. От Рязанского губернского правления смотрителем за построением храма был назначен губернский инженер Н.Н. Вейс. По распоряжению Егорьевского градоначальника Бардыгина храм начал строится на средства города, доходов городского банка, на суммы попечителей городского Успенского собора и добровольные пожертвования купцов, фабрикантов и жителей города. Егорьевский купец - фабрикант, бывший городской голова Давид Иванович Хлудов отдал все свои сбережения на строительство новой церкви и умер в нищете через 4 года. 25 октября (7 ноября) 1884 года благочинный церквей Егорьевского округа пртоирей Александр Светлов рапортовал в Рязанскую духовную консисторию: " Новая каменная церковь в городе Егорьевске, во имя св. Александра Невского, зданием окончена и покрыта железом с устройством 5 глав, но внутри оной никакой работы еще не производилось, равно трапезная и колокольня постройкою так же еще не начинались " . К этому времени губернский инженер Н.Н. Вейс, под чьим надзором велись работы, скончался, и строительство на некоторое время прекратилось. В мае 1885 года Рязанский губернский архитектор А. Кривцов после осмотра храма в своем рапорте на имя архиепископа Рязанского и Зарайского Феоктиста просил немедленно остановить строительство, обнести здание оградой и предложил разобрать храм. Свое решение А. Кривцов обосновал появлением на своде трещин, которые, по его мнению, представляли угрозу обрушения здания. Автор проекта храма архитектор Каминский, снова по просьбе Бардыгина, предложил оригинальное архитектурное решение. Приложив к четырем основным столбам храма пилястры, он вывел на них вторые арки и продолжил строительство. В августе 1891 года, когда строительство трапезной храма было закончено, из Рязани прибыла комиссия под предводительством все того же Кривцова, которая после осмотра не дала разрешение на освящение собора ввиду того, что трещины в центральной части, по мнению губернского инженера, еще представляли опасность. Такие же резолюции следовали и в последующие годы. Однако запреты и предписания губернского инженера не препятствовали Никифору Михаиловичу и архитектору А.С. Каминскому продолжать строить и заниматься его внутренним убранством. По заказу Бардыгина настенная роспись в храме была сделана под руководством палехских мастеров братьев Сафоновых. Все стены были расписаны красивым орнаментом, среди которого расположились библейские сюжеты и изображения святых. Впечатляли массивные, художественно выполненные паникадила, изготовленные в Москве мастером Захряпиным, а также подсвечники, хоругви и лампады. 1 (14) октября 1897 года 1897 года епископ Рязанский и Зарайский Мелетий все же совершил Великое освящение храма. В 1898 году, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, благочинный Егорьевского округа протоирей Александр Светлов совершил освящение двух приделов храма. Правый придел был освящен в честь иконы " Знамения " Пресвятой Богородицы, а левый - во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=01798

На призыв директора отозвались и многие, живущие вне Троицка. Так, И. И. Стахеев, купец из Елабуги внес 300 рублей. Столько же на устройство церкви внес А. М. Новиков, П. И. Воронков - 173 рубля, М, А. Новиков - 100 рублей (3). Гласный городской думы Н. И. Першин пожертвовал желтой парчи на два священнических и диаконских облачения. Надо думать, что еще больше денег было внесено простыми троичанами, имена которых ныне неизвестны. Не оставляли горожане церковь без попечения и позднее. Так, известный троицкий предприниматель, купец 1-й гильдии, неоднократно избиравшийся городским головою, Василий Михайлович Пупышев по своей духовной завещал «гимназической церкви св. Петра 500 рублей, с тем, чтобы священно-церковно служители и братья пользовались с означенного капитала лишь процентами». Интересным было внутреннее оформление церкви, которое проводилось после обязательных обсуждений на педагогическом совете гимназии. В частности, все иконы на иконостасе имели особое значение, символизируя какое-либо событие в истории самого учебного заведения, кроме того, они, являясь копиями картин известных художников, знакомили детей с величайшими шедеврами мировой живописи. Так, например, икона «Тайная вечеря» над царскими вратами представляла собой копию с фрески Леонардо да Винчи, расположенная под нею икона «Спаситель, благословляющий детей» была списком со знаменитой работы Даниэля Вольтерра. Остальные иконы изображали тех святых, которые вспоминаются церковью: в день принятия городской думой постановления о ходатайстве по открытию гимназии - 1 декабря -св. пророка Божия Наума и Филарета Милостивого, 8 мая— (св. апостола Иоанна Богослова), когда было утверждено императором это ходатайство; в день открытия гимназии - 23 сентября - (св. Иоанна Предтечи) и 22 мая — в день закладки здания гимназии (св. мученика Василиска). Другие иконы были посвящены тем святым, имена которых носили люди, причастные к открытию троицкой гимназии: император Александр II - св. благоверного князя Александра Невского, министр народного просвещения -св. великомученика Димитрия, оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский - святителя и чудотворца Николая Мирликийского и т. д. Все иконы и священные изображения были выполнены местным иконописцем Казанцевым.

http://sobory.ru/article/?object=41268

Слово в день святых апостолов Петра и Павла XXIX. Слово на панихиде во время перенесения тела в Бозе почившего Преосвященного Иосифа, епископа Смоленского и Дорогобужского, из города Ялты в Смоленск XXX. Слово в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства XXXI. Слово при погребении Высоκопреосвященного Гурия, Архиепископа Таврического и Симφеропольского XXXII. Слово при последнем служении в Трёхсвятительской церкви Таврической духовной семинарии XXXIII. Речь при прощании с наставниками и служащими в Таврической семинарии XXXIV. Речь воспитанникам Таврической семинарии при прощании с ними XXXV. Речь при наречении во епископа XXXVI. Речь воспитанникам Императорского училища правоведения на выпускном экзамене XXXVII. Речь сердобольным сёстрам милосердия, по возложении на них св. крестов в церкви вдовьего дома, что в Смольном монастыре XXXVIII. Слово при первом служении в академической церкви при вступлении в должность ректора академии XXXIX. Речь студентам академии при первом представлении их XL. Речь гг. наставникам академии при первом представлении их XLI. Речь при пострижении в монашество студентов С.-Петербургской духовной академии 2-го курса диакона Петра Грузова и 4-го курса Михаила Грибановского XLII. Речь Дворянству С-Петербургской губернии при принятии присяги перед выборами на должности XLIII. Речь дворянству перед присягой, после выборов, при вступлении в должности выборных лиц XLIV. Речь при пострижении в монашество студента С.– Петербургской духовной академии 3-го курса Николая Надеждина XLV. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 4 курса Якова Мерещякова XLVI. Речь воспитанникам Императорского Александровского лицея на выпускном экзамене XLVII. Речь в день празднования столетия пожалования дворянству грамоты на права, вольности и преимущества Императрицей Екатериной II-й XLVIII. Речь при пострижении в монашество студента С-Петербургской духовной академии 4-го курса Алексея Храповицкого XLIX. Речь при пострижении в монашество преподавателя С.-Петербургской духовной семинарии Николая Налимова L.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал для реконструкции церемониала иудейского празднования Дня Очищения в апостольский период находится в нескольких источниках: 50-ой главе Книги Иисуса, сына Сирахова, в Мишне, в двух иудейских трактатах Иома и Тамид и у Плутарха . Согласно этим источникам День очищения состоял из нескольких основных элементов: принесения жертвы на «камне основания», который почитался в Святая Святых Храма, торжественного провозглашения Имени Божьего великим первосвященником и прощения грехов всех присутствующих. В свою очередь исследователи обратили внимание на несколько элементов евангельского текста рассматриваемого отрывка, которые прямо отсылают к празднованию Дня Очищения: выражение «Симон, сын Ионы», наименование Симона Кифой (Петром), символика исповедания Петра как «камня основания», власть очищения грехов и само торжественное провозглашение Имени Иисуса. Не требует специальных пояснений параллелизм символики «камня основания», как важного элемента церемониала Дня Очищения, а также провозглашение Имени Иисуса и момент очищения грехов. Что касается «Симона, сына Ионы», то в 50-ой главе книги Иисуса, сына Сирахова, где описывается церемониал Дня Очищения, первосвященника зовут «Симон, сын Онии», однако исследование множества рукописей перевода этого места на греческий выявило разночтения, среди которых «Симон, сын Ионы» представляется одним из главных вариантов . Точно так же и «Кифа» – это имя первосвященника, современного Иисусу, которое просто устоявшаяся и знакомая нам традиция рукописей стала передавать как «Каиафа» . Другими словами, в этом свете данные события в Кесарии Филипповой выглядят следующим образом: в День Очищения, когда иудейский первосвященник Кифа (Каиафа), по чину Симона, сына Ионы (Онии), приносил жертву над «камнем основания» во Святая Святых, торжественно и во всеуслышание возглашал Имя Истинного Бога и совершал очищение грехов присутствующих, в это же время Иисус в Кесарии Филипповой в ответ на торжественное исповедание Петра нарек его «Кифой» и «Симоном, сыном Ионы», назвав его исповедание «камнем основания» новой веры и дав ему власть очищения грехов.

http://bogoslov.ru/article/1876991

26 . [д] Преставление святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Праздник, и разрешение вина и елеа. 27 . [г] Святаго мученика Каллистрата, и дружины его: И преподобнаго отца нашего Савватиа, соловецкаго чудотворца. 28 . [в] Преподобнаго отца нашего и исповедника Харитона. 29 . [а] Преподобнаго отца нашего Кириака отшельника. 30 . [з] Святаго священномученика Григориа, великия Армении: И преподобнаго отца нашего Григориа, иже на пельшме реце. И во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца. Месяц октоврий 1 . [з] Покров Пресвятыя Богородицы: и святаго Апостола Анании, единаго от 70: И преподобнаго отца Романа Сладкопевца: И преподобнаго отца нашего Саввы, вишерскаго чудотворца. 2 . [е] Святаго священномученика киприана: И святыя мученицы Иустины: И святаго и блаженнаго Андреа, Христа ради юродиваго. 3 . [д] Святаго священномученика Дионисиа Ареопагита. 4 . [г] Святаго священномученика Иерофеа, епископа Афинскаго: И обретение честных мощей, иже во святых отец наших Гуриа и Варсонофиа, казанских. 5 . [в] Святыя мученицы Харитины: И святых святителей Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и всея России чудотворцов. 6 . [а] Святаго и славнаго Апостола Фомы. Разрешение вина и елеа. 7 . [з] Святых мученик, Сергиа и Вакха. 8 . [з] Преподобныя матере нашея Пелагии. 9 . [е] Святаго Апостола Иакова Алфеова: И преподобнаго отца нашего Андроника, и жены его Афанасии. Разрешение вина и елеа. 10 . [д] Святых мученик, Евлампиа и Евлампии. 11 . [г] Святаго Апостола Филиппа, единаго от седми диакон: И преподобнаго отца нашего Феофана начертаннаго и Творца канонов, епископа никийскаго. 12 . [в] Святых мученик, Прова, Тараха и Андроника: И преподобнаго отца нашего Космы Святоградца и Творца канонов, епископа Маиумскаго. В тойже день празднование святому Иоанну Крестителю Господню, на память пренесения из мальты во град гатчину креста из части древа Животворящаго Креста Господня: чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою: и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010