этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Интервью номера: Борис Корчевников , тележурналист, руководитель телеканала «Спас». Все несказанные «прости» мы несем вместе с собой .  Беседовала Дарья Баринова . Фото: Владимира Ештокина; Михаила Фомичева/ТАСС; Из личного архива//Фома. - – июль 2018. – С.8-15. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Бедность и богатство: Бедность – расплата за грехи ? Письмо читателя/ Светлана , Самара. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство »).   Правда жизни без купюр. Как размер доходов характеризует вашу душу . На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.18-23. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл . Блудница и апостол: как столкнулись два мировоззрения . Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Христос и грешница. Художник Андрей Миронов. 2016//Фома. - – июль 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   ВЕРА (раздел). – С.26-53.   Школа «Фомы». Именины: Павел . [Иллюстрированная информация: Значение имени : Павел – имя латинского происхождения и переводится как «малый», «небольшой»;   Дни памяти : 12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов  Петра и Павла; Апостол Павел (ок. 5- 64/67) ; Другие святые с именем Павел : Преподобный Павел Препростый (скончался в 339 году).  Священномученик Павел Фокин (1883-1918); Известные люди с именем Павел :  Павел Третьяков (1832-1898). Павел Лунгин (род. в 1949 году); Интересные факты . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Апостол Павел. Иконописный образ; Казнь первомученика  Стефана, во время которой будущий апостол (носивший тогда имя Савл) стоял неподалеку и держал одежды тех, кто бросал камнями в исповедника. Живопись; Из жития апостола Павла. Иконопись; Преподобный Павел Препростый. Икона; Священномученик  Павел Фокин. Прижизненное фото; Портрет Павла Третьякова. Художник И. Крамской. 1876; Кинорежиссер Павел Лунгин. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Царь Саул, в честь которого апостол Павел получил свое имя. Фрагмент картины «Давид и Саул». Эрнст Юсефсон. 1878; День Петра и Павла. Икона праздника; Базилика святого Павла в Риме, где хранятся мощи апостола Павла. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

Посещение Ливана всегда оставляет особый след в душе, потому что земля эта — часть Святой Земли. По ней ступали ноги апостолов, с ней связано самое начало существования христианской Церкви. С этой землей связаны великие деяния, которые совершались в Антиохийской Церкви. Ей известны труды святых отцов, выдающихся церковных писателей и мыслителей. Ей известны труды выдающихся церковных канонистов, юристов, которые участвовали в создании законов Византийской империи, известных как кодекс Юстиниана. Эта земля также известна и защитой Православия от ересей и расколов. Это было место, от которого во многом зависели судьбы Вселенской Церкви. Это величие Антиохийской Церкви, заложенное трудами святых апостолов Петра и Павла, прошло через века и ныне являет себя особым образом, неся свидетельство о христианских ценностях в многокультурном обществе Ливана, Сирии и других стран Востока. Мы все принадлежим к единой Православной Церкви, в которой стираются всякие национальные и политические границы. Мы живем одной жизнью, где бы физически мы ни находились, — в Ливане, Сирии, России, Украине, Белоруссии или другой стране, потому что мы все объединены одной Церковью — Вселенской Православной Церковью, которая сохраняет величие и святость Предания, исходящего от святых апостолов. Сей святой собор освящен памятью святого великомученика Георгия Победоносца, и имя святого великомученика бережно сохраняется здесь, на этой земле. Этот святой также является одним из самых почитаемых святых на Руси. Мы верим, что святой Георгий является защитником Святой Руси, и эта наша вера основывается на исторических фактах. Вторая мировая война началась для России в день, когда мы праздновали память всех святых, в земле Российской просиявших. Этого, конечно, не знали те, кто начал агрессию против нашей страны. Завершилась эта война победой, и русский солдат вошел в Берлин и разрушил цитадель фашизма. И произошло это в день памяти святого Георгия Победоносца, который Церковь празднует 6 мая. И полководец наш маршал Жуков, с именем которого во многом связывается победа над грозным врагом, носил имя великомученика Георгия Победоносца. И потому память святого Георгия очень близка сердцу нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/1674532.ht...

Но определяющими это необычное выставочное повествование стали три поэмы: «Третье поле» Игоря Чернухина (1930–2017), «Поле русской славы» Владимира Молчанова и «Петров день» Станислава Минакова. У каждого из названных авторов – свой голос, однако у этих произведений много общих образов и мотивов. И главный из них – поле брани, на котором воины, как и в былые времена, сложили свои головы за землю русскую, «за други своя». Неслучайно белгородские литмузейцы решили в нынешнем, тоже юбилейном, году уже по предложению областной филармонии литературную часть экспозиции повторить, сей раз придав ей мобильный вид и подкрепив исторической фотохроникой (дизайн Ольги Рымар). Эффект от первой выставки оказался удивительным: получился, в известном смысле, иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями и «Словом о полку Игореве». Выставка 11 июля 2023 г. С. Минаков уже делился воспоминаниями о написании своей поэмы-поминовения «Петров день», созданной после поездки со Станиславом Косенковым в село Прелестное, под Прохоровку, 12 июля 1986 г., в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, день знаменитого танкового сражения, где снимался первый фильм для Белгородской диорамы «Курская дуга» и где сохранился трогательный обычай: в этот день жители села Прелестное выносят из хат на улицу столы с едой-питьем и поминают павших своих, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу. «В известном смысле эта выставка – космическое эхо; ведь Косенков еще в конце 1980-х вынашивал идею выставить поэму “Петров день”, выписанную кириллицей на больших листах, со своим знаменитым графическим прохоровским циклом, – в хлебах у села Прелестное именно 12 июля. Мастер также написал заявку на подарочное издание поэмы в московское издательство “Современник”, для которого в разные годы ярко проиллюстрировал несколько книг, в частности, подарочные издания рассказа курского прозаика Евгения Носова “Красное вино Победы”, а также большую книгу избранных стихотворений воронежца Алексея Прасолова. Увы, обоим замыслам моего друга Косенкова не суждено было воплотиться в жизнь. И потому я особо благодарен Белгородскому литературному музею, столь зримо вынесшему большие поэтические объемы золотыми буквами на белые полотна».

http://ruskline.ru/opp/2023/08/07/petrov...

Чудесно изведенный из темницы, в которую заключил его Ирод, Апостол Петр несколько времени находился в Кесарии ( Деян.12:1–19 ). После Собора Иерусалимского Апостол Петр посетил Антиохию ( Гал.2:11 ), проповедовал в Малоазийских областях: Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, к христианским жителям которых написал потом два послания. Прибыв затем в Рим, в самое страшное время правления жестокого императора Нерона, когда одно имя христианина служило поводом к приговорам на мучительные казни, Апостол Петр безбоязненно проповедовал учение Христово: и семя слова Божия, обильно орошаемое мученическою кровью, заметно возрастало в Риме. Предуведомленный о кончине своей Господом ( 2Петр.1:13–14 ), Апостол Петр бесстрашно выслушал смертный приговор о распятии его за проповедование христианской веры, и попросил палачей, чтобы они распяли его не так, как был распят его Божественный Учитель, но вниз головою, что они и сделали. Это было около 67 года по Рождестве Христовом. Память Апостола Петра ублажается 29 июня, вместе с Апостолом Павлом. Обстоятельства написания первого послания Апостола Петра Читатели послания. В первых строках своего послания Апостол Петр делает надписание, указывающее, кому прежде всего предназначается его послание. Здесь указывается общество верующих, рассеянных по разным областям Малой Азии, которые были соединены тесным союзом прежней жизни и пребыванием в новой. В послесловии Апостол дает знать, что это общество людей было такое же, какое было и в Вавилоне (под которым разумеется Рим), откуда писал Апостол это послание, и что к этому обществу родственно принадлежит Апостол Силуан (из числа 70 Апостолов), с которым посылалось послание, равно как Евангелист Марк и вся юная Вавилонская (Римская) Церковь , от лица которой шлется этому обществу привет ( 1Петр.5:12–13 ). Из сего видно, что это общество составляли верующие во Христа Иисуса, из которых некоторые обратились ко Христу в день сошествия Святого Духа на Апостолов ( Деян.2:9 ), а иные после проповеди Апостола Павла и его учеников. Одни из них были из Иудеев, а другие из язычников, подготовленных ко Христу Иудеями рассеяния и пустотою языческих верований, в которых лучшие умы давно не находили удовлетворения потребностям нравственно-религиозной жизни, см. ( 1Петр.1:14–18; 2:9–10 ). Вскоре потом христиане Малоазийские образовали несколько цветущих Церквей, из коих особенно известна Церковь Галатийская, так как ей писал послание Апостол Павел. Не менее того известны Церкви Асийские, упоминаемые в Апокалипсисе, среди коих долго жили и действовали святые Апостолы Павел и особенно Иоанн Богослов. Эти Церкви находились в Ефесе, Смирне, Лаодикии и других значительных городах Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– Первоверховное достоинство святых апостолов Петра и Павла едва ли можно «вычислить» из каких-то их жизненных заслуг – вроде того, что именно эти апостолы потрудились во благовестии Христовом больше других. Такой аргумент иногда приводят, но как-то это уж очень «показушно» получается, не по-Божески… Но мне думается, в этом верховенстве, как, впрочем, и во всём, что относится к глубинам духовной жизни во Христе, есть какая-то тайна Промысла Божиего. Потому что верховенство – это некий особенный дар, который объединил апостолов, не похожих между собой. Мы знаем, что апостол Петр был простым человеком, решительным и порывистым. Эта порывистость иногда перерастала в самонадеянность. А апостол Павел еще до обращения своего был образованнейшим человеком своего времени, но эта ученость его и ослепила… Пример этих апостолов показывает нам, что Спаситель никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника. Двух этих апостолов, так не похожих друг на друга, быть может, объединяет опыт тяжкого падения. Падения до той грани, за которой либо вечный мрак и ужас, либо духовное возрождение и обновление. Мы помним, что апостол Петр «страха ради иудейска» отрекся от Христа, а апостол Павел, правда, еще до своего апостольства, был ревностным гонителем христиан. Но оба милостью Божией преодолели свое падение, верой возродились к жизни, обрели единство во Христе, и этот опыт глубочайшего падения, но и покаяния, преображения жизни и есть, может быть, то, что объединяет их во Христе, что – пусть отчасти – приоткрывает нам тайну их верховенства. Бог есть Бог кающихся, и примером этих великих апостолов Господь показывает нам, что Он никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника и готов из глубин падения день за днем, час за часом возводить его к высотам духовной жизни. Какая это радость для нас всех, какая надежда, какой восторг! Только бы мы не забывали слёзы Петра, которые он, по преданию, проливал всю свою жизнь, и крайние труды апостола Павла, всю жизнь считавшего себя «извергом». Если же говорить о благовествовании, то главное, как мне кажется, – это жить Христом и во Христе так же полно, как жили и заповедали нам жить святые апостолы. Именно от этого избытка глаголали их уста, от этого избытка совершалась их проповедь и неисчислимые чудеса. Они благовествовали, потому что Христос был главным чудом и радостью, светом и смыслом их жизни. Апостолы спешили поделиться этим смыслом, светом и радостью с людьми, так же как мы спешим поделиться с близкими какой-то радостной и важной новостью. А Христос для святых апостолов, конечно, и был самой великой и радостной новостью их жизни. Новостью не тускнеющей и не оскудевающей, а вечной! Вот и нам, следуя путем исполнения заповедей Христовых, надо стремиться облечься во Христа, жить Им и ради Него. Тогда и благовествование наше будет действенным, полным и радостным, каким ему только и подобает быть.

http://pravoslavie.ru/72180.html

Если обобщить все эти указания, то получится следующее: 1. В непостное время и в непостные дни положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. 2. В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9й час» (около 15.00). Если вспомнить 69е правило Святых апостолов, где пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту, то это означает, что положено сухоядение один раз в день, «кроме немощи и праздника» (глава 33). В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи. Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9й час (15.00), но при этом разрешает вкушать вареную пищу и даже с елеем «егда беда душевная не зрится» (глава 36). 3. В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно: В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу. В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется.

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

Через духовный подвиг, который концентрируется в обителях, мы можем приобщаться к таким идеям, таким мыслям, такой практике жизни, которая может реально изменить жизнь всего народа, всей нашей страны к лучшему. Из проповеди после Литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 11 июля 2018 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев Сила апостольского свидетельства Сила апостольского свидетельства дошла до наших дней, и в этом смысле мы все их преемники. А если так, то мы должны воспринимать не только то, чему научаемся через их послания, через их житие, но и воспринимать само их апостольское служение. Церковь именуется апостольской именно потому, что продолжает апостольское служение, продолжает свидетельствовать миру. Было бы большой ошибкой считать, что это свидетельство – дело лишь архиереев, священников. Вся Церковь свидетельствует миру – быть может, в первую очередь через апостольские труды мирян. И сегодня это служение очень значимо. Знаю много историй, которые до меня доносит и человеческая молва, и свидетели, о том, как простые верующие люди обращают к вере своих сограждан. Удивительная история апостольства нашей Церкви продолжается и в нынешнее время. Наверное, никогда в деталях невозможно будет обо всем этом рассказать, очень многое уйдет с теми, кто совершал и совершает это служение. Но я бы хотел, мои дорогие, поблагодарить за эти труды всех, кто обратил хотя бы одного своего соотечественника, привел его ко Христу, к купели крещения. А всех вас призываю помнить, что наш долг – не только самим молиться в храме, исповедовать веру, но и трудиться для того, чтобы вера Христова, как и во времена апостолов, через свидетельство членов Церкви укреплялась в народе нашем. Из слова после Литургии в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове 12 июля 2018 года, в день памяти апостолов Петра и Павла Она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной Размышляя об этой трагедии, я подумал: почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть… Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами – ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу.

http://pravoslavie.ru/114449.html

Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова, Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (см. Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стали распространять слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как можно было украсть тело группе испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа измученных и испуганных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы — тот, кто нарушал закон воинский, тут же умерщвлялся. Невозможно было украсть тело на глазах стражи, отвалив тяжелейший камень. И те, кто говорил, что тело украли, конечно, сознавали свою слабость, да и видели, что людей не убеждают эти лживые слова. И тогда для того, чтобы весть о Воскресении не распространялась, гонение было обращено на самих свидетелей Воскресения — на святых апостолов. И послание Коринфянам, отрывок из которого мы сегодня слышали, свидетельствует о тех страшных испытаниях, через которые прошел апостол Павел: трижды был побиваем палками, пятикратно получил по сорок ударов без одного (см. 2 Кор. 11:24-25). И побивание камнями, и опасные путешествия, и клевета, и кораблекрушения, и пребывание в море почти сутки без всякой надежды спастись во время шторма, и разбойники на дорогах, и гонения от властей, и гонения от лжебратии — в этой жизни как бы не было ничего светлого, не было ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной: пот и кровь, и страдания, и муки, и крыши над головой нет, и средства к существованию — лишь то, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. И, несмотря на эту жизнь, исполненную страданий, он нес миру свидетельство о Воскресении — так же, как и первоверховный Петр. Их жизни заканчиваются трагически: Петра распинают вниз головой при императоре Нероне в Риме, а Павла усекают мечом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

Во время празднования престольного праздника, святых Первоверховных апостолов Петра и Павла , 12 Июля ( 29 июнь ст.ст. ) в строющемся храме под открытым небом служились водосвятные молебны . Настоятелем о. Сергием освещались кирпичи и всё строительство . Помощь и Благодать Божия непристанно прибывала в ходе строительства . Со многими трудностями как то , перебои со стройматериалом , нехваткой рабочей силы , нехваткой финансов приходилось сталкиваться в строительстве . Но по молитвам отца Сергия и прихожан , Господь посылал нужных людей , которые оказывали благотворительную помощь в возведении храма. Чудом (по воспоминаниям отца Сергия) за продолжительное и низходящее с места время, проблемы отсутствия кирпича, на середине строительства, во время освящения воды на престольный праздник в строющемся храме , неожиданно для всех, приехали большие многотонные грузовые машины самосвалы с прицепами груженные кирпичём . И стоящие на молебне люди услышали сильный грохот . Это были кирпичи, высыпавшиеся из кузовов грузовых машин вокруг храма. Кирпичей хватило до окончания строительства.В 2006 году съемный домик который служил храмом был продан хозяевами и был дан срок в одну неделю на выселение. После воскресного Богослужения , по окончанию Божественной литургии, шёл сильный дождь. Каждый кто присутствовал , взял кто что мог и понесли в недостроенный храм.Вскоре домик который служил всем храмом был снесён . А в строющемся храме по воскресным и праздничным дням совершались Богослужения в будние же дни ; штукатурили, шпатлевали,заливали полы , красили , белили и т.д.Трудами благотворителя Алябьева Виктора и директора артели „Уфимский Иконостас” Молева Д.Д, к празднованию Рождества Христова в 2007 году в храме был установлен иконостас. По сей день в нашем храме остаются те первые немногочисленные верные прихожане, во славу Божию разделявшие тяготное бремя строительства и созидания прихода, под чутким отеческим окормлением и наставлением настоятеля отца Сергия ( Гречушкина ). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_ап...

Казалось бы, что это за жизнь? Жизнь неудачников, несчастных: ничего не имели — ни богатства, ни славы, ни денег, ни власти. Даже братья, которых апостол называет лжебратьями, — и те не понимали их свидетельства. И наконец, как сказал бы сегодня испытующий, критический разум современника: «Где же Бог? В ответ на такое страдание — не лавры, не почет, а мученическая смерть». Мы не знаем тех, кто распинал Петра. Мы не знаем имен тех, кто побивал палками и камнями и обезглавил апостола Павла. Но мы знаем имена учеников Христа и постимся перед днем их памяти, готовя себя к встрече со святыми первоверховными апостолами, потому что они совершили великое чудо — они победили страдания, они победили саму смерть, они до нас, людей XXI века, донесли весть о Христе Воскресшем. И мы собираемся в храмы, потому что мы верим в Воскресение — оно было, и никакие попытки сказать, что это не так, не убеждают человека, который через апостольскую проповедь и разумом, и сердцем воспринимает весть о Христе Воскресшем. А если Христос воскрес, значит, все то, чему Он учил нас, — это не человеческая мудрость, это не результат человеческого рассуждения или жизненного опыта, но это слово Божие, это прямой канал связи с вечностью, это то, что возвышает человека над его физическим бытием и превращает в небожителя. Этот Божественный закон, слова Христовы, Его нравственная проповедь укоренились силой святых апостолов, их преемников и всей Церкви. Ибо Церковь продолжает служение апостолов, Церковь продолжает свидетельство о Воскресении, утверждаясь в человеческой истории и человеческой культуре. И мы знаем из той же истории, что когда люди не отказывались от Бога и от Его нравственного закона, когда они устрояли свою жизнь по заповедям Христа Воскресшего, эта жизнь наполнялась глубочайшим смыслом и внутренней силой, которая делала человека действительно могущественным, способным побеждать все внешние обстоятельства, как побеждали их святые апостолы, как побеждал апостол Павел, оставивший нам свидетельство о муках своей жизни. Божественная сила, входя в разум и сердце человека, преобразует этот разум и это сердце, возвышает человеческую личность и наполняет человеческую жизнь — временную, земную, ограниченную — вневременным и бесконечным смыслом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010