Карл XII, хотя и жестоко обманутый в своих расчетах на помощь Малороссии, не пришел в уныние и с прежней гордостью, с прежней дерзкой самонадеянностью продолжал свой поход. Он шел по Украине, потому что ее плодоносные поля доставляли большую пользу его армии, начинавшей чувствовать недостаток в съестных припасах. К этому несчастью Шведов присоединилось вскоре другое: настала зима с самыми сильными морозами. Воины Карла так сильно пострадали из-за них, что их часто находили на дорогах окостеневшими от стужи. Но и этот ужасный вид не мог поколебать душу их короля: он все еще считал себя непобедимым и, проведя в Малороссии пять месяцев, решил в апреле 1709 года взять приступом город Полтаву, лежавшую на берегу реки Ворсклы, впадающей в Днепр. Полтава казалась Карлу XII таким значительным городом, что он думал найти в ней награду за все свои труды и неудачи во время этого похода. В то время как Шведский король, полностью занятый этим приступом и мыслями о своей будущей победе, строит укрепления, чтобы успешнее напасть на осажденную Полтаву и иногда имеет небольшие стычки с ее жителями, посмотрим, что делает его знаменитый соперник. Горестно было для великой души Петра узнать о низкой измене Мазепы, горестно тем более, что эта измена погубила две благороднейшие жертвы — Кочубея и Искру! Добрый царь, принимая и на себя вину за эту гибель, спешил возвратить семействам несчастных отнятые у них честь и имение. Потом с благодарностью обратился он к Малороссиянам, наградил их за верность, наказал небольшое число преданных Мазепе, самого же его приказал предать церковному проклятью, которое вечно будет висеть над изменником. Поручив Малороссию новому гетману Ивану Скоропадскому, Петр все приготовил для решительного сражения с Карлом XII: не только его сухопутные силы отличались самым лучшим устройством, но даже и морские, разъезжавшие около Азова и Таганрога, были в таком положении, что могли тотчас выдержать любое нападение Турок, если бы эти соседи наших южных границ вздумали помогать Шведам. Но Петр не боялся этого: мир с Турцией был недавно подтвержден, и в окрестностях Полтавы его ожидал Карл XII с одним своим помощником Мазепой. Царь приехал к Полтаве в июне 1709 года, когда осада продолжалась уже около трех месяцев. Осажденные были доведены Шведами до большой крайности и долго уже не могли противиться. Тем более Петр спешил спасти их и, уверенный в покровительстве Божием, назначил сражение на 29 июня, когда у нас празднуется память святых Апостолов Петра и Павла. В то же время это был и день именин государя. Но Карл опередил его на два дня и начал первый — поутру 27 июня.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

813 Ряд примеров заканчивается сравнением жизни еретиков с жизнью братоубийцы ненавистника Каина, срвн. ( Ин.3:15 ), мздоимца Валаама и противника власти Корея, восстание которого против богоустановленной иерархии и порядков ветхозаветного богослужебного строя особенно было сходно со свободным учением еретиков о безразличии всякого рода жизни. Из многих случаев нарушения еретиками святости богослужебных порядков Нового Завета Апостол указывает один, но важнейший, происходивший на вечерях любви, на которых в первые времена христианства могла с особенною поразительностью выражаться братская любовь христиан. И это-то величайшей важности установление оскверняли нечестивцы своим невоздержанием, которое повело к отмене самых вечерей любви, срвн. ( 1Кор.11:29 ). 814 От живых примеров и образов еретиков Апостол переходит к сравнению их с предметами и явлениями природы и называет их безводными облаками, от которых не бывает никакой пользы, кроме обольщения и мрака; – деревьями, от которых никоим образом нельзя ждать плода и которые готовы только на сожжение; – попусту пенящимися свирепыми волнами, готовыми погубить других, и звездами, падающими в бездну тьмы. Некоторые из сих сравнений упоминаются у Апостола Петра, но Апостол Иуда приводит целостный ряд явлений, сколько величественных, столько же и страшных, возбуждая тем ужас христиан к увлечению нечестием еретиков. Под «мраком», который блюдется еретикам, должно разуметь, как ослепление их здесь – предание их в неискусен ум творити неподобная, так и лишение лицезрения Божия в вечности и осуждение на адский мрак, срвн. ( 2Петр.2:17 ). 815 Упоминаемое здесь пророчество Еноха не записано в книгах священных Ветхого Завета, но оно взято из предания. Это пророчество вполне сообразно с положением Еноха среди нечестивцев своего времени и с истинным учением о последнем суде над всеми людьми и, в частности, с учением о мздовоздаянии за злословие. «Всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный», говорит Сам Иисус Христос ( Мф.12:36 ), а тем более дадут ответ хулящие Бога и Христа Его, срвн. 8 ст. и ( Пс.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Таковые обещания, таковые благие, столь превосходные и столь нам сродные, какое думаете произведут действие во оной душе, которая хотя мало уверена, что она создана для вечности, и с каким усердием примет она учение о том ей благовествующее? будет ли уже удивительно, что человек, любовию таковых благ восхищенный, не за велико вменит чести, богатство и славу, если б они к достижению оных благ ему были препятствием? будет ли уже удивительно, что многие в христианстве знаменитые мужи воображением сих благ в средине страданий столь утешалися, что самые лютые мучения или не чувствовали, или сносили великодушно? Ныне празднуемый Апостол Павел в средине бури напастей, кои он сам исчисляет, говорит: радуюся во страданиях моих . 112 Откуда в тебе, великий герой Христианства! толикое мужество, что при раздроблении тела твоего, дух твой непоколебим и радостен? недостойны , отвечает он, страдания нынешняго времени в сравнении славы имущия явитися в нас: 113 и для того радуюся во страданиях моих. О великое действие, великой силы знамение! ибо известно, сколько человек животолюбив, и сколь разрыв живота естественно страшен: но когда он на все сие дерзает, и не боязненно жертвует своею жизнию: то какой надлежит быть силе так в мысли и сердце действующей? какой, ежели не божественной? Подлинно может случиться, что иной на все отважится по одним лестным, впрочем суетным, воображениям. Но таковые безрассудные стремления от истинного уверения весьма различить удобно; и если б кто таковые обещания, каковые суть Евангельские, дерзнул почесть не существенными, тому надобно отрещись благородства естества своего, и со стыдом унизить себя в состояние животных бессловесных. Не должны же мы и то молчанием прейти, чем всякое учение особенно выводит себя из подозрения; а именно: что Евангелие содержит в себе силу к добродетели весьма побудительную . Ибо оно все свои намерения туда склоняет, чтоб человека расположить к благонравию, и все его склонности принесть в жертву святости. Конец завещания есть , Апостол говорит, любы от чиста сердца и сове сти благия и веры нелицемерныя. 114 И для того Евангелие найсильнейшим образом всякого уверяет, что без добрых дел блаженства и зрения Божия сподобиться никак не возможно; что любовь, как есть первейшее средство к благодати, так и последний конец веры; что добродетель и тогда не меньше любить и исполнять мы одолжены, когда б за нее гонимы были.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Они тогда становятся надменны, думая, что было б сие некоторой род порабощения, если б старым мнениям последовать, думая, что их предки и вся древность, была в заблуждении, которое узнать им посчастливилось. Такие люди подобны младенцам, которые на все новое свои отдают глаза, и самое разженное уголье, прельщаясь видом их, в руки свои брать не боятся; почему и ожигаются. Если б новость была истины основанием, то надобно б сей истине перемениться в ложь, когда б новость состарилась. Но истина ни стареет, ни обновляется; ибо она есть вечна. И потому всякую новость с первого раза должно почитать за подозрительную, пока здравым разумом довольно исследована не будет, и пока не будет усмотрено, что в самой той новости есть некая важность основательной древности. Но посмотрим, нет ли еще других плотских рассуждений. Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что умножает наше имение, что приятно чувствам, что соединено с честию. Подлинно дозволительно умножать имение, но справедливым образом; безгрешны приятности чувств, но когда они не противны разуму: похвальна есть честь, только б она состояла не так в других о нас мнении, которое часто бывает не справедливо, как в люблении честности. Однако очень часто случается сему противное. Ибо для приобретения истины и добродетели надобно иметь труд, и пролить не одну каплю пота, надобно иногда понести некоторую имения утрату, а некогда надобно себя подвергнуть других худому, хотя неосновательному мнению; но как все сие нежности наших чувств есть неприятно, и первому легкому воображению не вместительно; для сего часто плоть и кровь берет верх над разумом, и чувства себе дух порабощают. Один в своей должности нерадив, понеже не хочет свои изнеженные члены трудом обеспокоить; другой правду нарушает, дабы чрез то умножить свой прибыток: третий умалчивает правду, чтоб не нажить себе врагов, и чрез то б не понести ущербу чести своей. Такие и подобные плотские рассуждения, трудно сказать, сколь много повреждают похвальную наших дел систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Сии побуждения тем непорочнее, что они ко исполнению закона приводят нас не страхом, и не по корыстолюбию, но по одной любви, с тем намерением, чтоб нам засвидетельствовать пред Богом, что мы его к себе любовь памятуем, что мы ею уязвленны, и беспокоимся о способах засвидетельствования взаимной любви нашей. И кто слыша сие не восчувствует в себе жаркого стремления, чтоб броситься во объятия добродетели? И так из настоящего рассуждения нашего всяк довольно видеть может, сколь велика есть веры Евангельской сила во обращении человеческого сердца; и когда все сказанное нами со вниманием рассудим, меньше удивляться станем, что Апостолы могли столько народов отвесть от принятых ими преданий и обратить к вере столь уверительной, столь святой и непорочной. Оружия воинства нашего, восклицает Павел, не плотская , но сильна Богом на разорение твердей, помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий и пленяюще всяк разум в послушание Христово. 115 Когда же так многомощна есть Евангелия сила: то для чего многие сие учение не токмо не приемлют, но и противятся и гонят? На сие справедливо ответствуется, что то происходит от невнимания, от предрассуждения, от упрямства самолюбием подкрепляемого, от развращенной жизни и от суетного мудрования. Но часто сему причиною бывает и то, что от неискусных и суеверных учителей в истину Христову много примешивается лжи, студных суеверств, пустых басней, преданий не известных и вредных, так что истина от таковых представленная больше на саму себя уже не походит. Сие неутвержденным душам подает случай к великому соблазну: ибо они, применяя грубую ложь и осязаемое суеверство, и тому уже не верят, чему верить неотменно надобно. Но совершенно просвещенный сим искушен быть не может: ибо он истину от лжи с помощью благодати различить умеет; и потому для примеса лжи истину пренебрегать не дерзнет. Но время уже нам, слушатели, слово свое обратить к самим себе, и в самих нас признать и прославить неизреченную благость Божию, что благоволил он нас осиять светом Евангельския веры, и утвердил нас на камени православия. Что воздадим благодеющему нам Господу, и какие принесем ему жертвы хвал и благодарения?

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Таковой род свободности есть из благороднейших. Ибо проистекает он из источника чистейшего. Иной исполняет закон, опасаясь за преступление наказания; иной для пользы чаемой, другой для снискания славы. Все может быть не худо; да опасно, чтоб при случае, когда б не предвидел таковой за порок свой наказания, или б не надеялся получить себе чаемой пользы или славы, что не редко случиться может, чтоб говорю, при таковом случае не расслаб он в делании добродетели, или и совсем оную не пренебрег. Но свободностию Евангельскою укрепляемый понимает ясно благо и зло и следствия их; уверен о мудрости и благости Законодателя, чувствует любовь и благодеяния своего Промыслителя и в нем Отца находит: и для того исполняет закон не по силе приказания одного; ибо таковой есть временщик: не от страха; ибо таков есть раб и подл: но по любви; ибо он почитает себя сыном: но от ревности; ибо честность почитает паче всякого прибытка: но от благоразумия; ибо он духом святым просвещен есть. И потому нет опасности, чтоб и тогда, когда б случай за его честность грозил ему вредом и бесчестием, чтоб и тогда сделался он изменником добродетели. В сем-то рассуждении во святых книгах пишется, что праведнику закон не лежит, что мы избавлены от закона , 137 не для того, акиб праведник закон исполнять не одолжен был; но что для праведника закон не есть принудительный повелитель, а есть зерцало живо представляющее его добродетель. О когда б таковая свободность больше имела действия в сердцах человеческих! меньше б законодатели и законоблюстители имели затруднения; меньше б добродетель имела худого примеса. Ибо недостаток сея свободности причиною есть, что к благочестию пристает несколько лицемерия, в дружбу вмешивается прибыток, в благодетельную склонность вкрадывается тщеславие; а под ревностию кроется мстительность собственная. И потому таковой есть связан на земли; ибо двоедушно есть сердце его. Связан и на небеси : ибо Бог любит кадило благовонное без примеси всякого зловония. Остается еще рассмотреть нам последний род свободности, которую можно назвать церковною . О ней особливо говорят в заглавии от нас положенные Евангельские слова, о духовном вязании и решении. О сей свободности разные между разными происходят рассуждения и споры, и всяк оную определяет по мере своего понятия или страсти. Но сообразуясь со основанием Писания и самой истины, должно сказать, что свободность церковная состоит в праве пользоваться всеми преимуществами, соединенными с церковию . А преимущества церкви суть, быть членом сего святого общества, иметь участие находиться во всех его священных собраниях, с прочими выхваляя общего Владыку, наслаждаться умным зрением Его совершенств; пользоваться дражайшим даром, чтоб быть участником святой трапезы, и под видимыми знаками питаться телом и кровию Господнею. В сем состоит решение, или свободность церковная; следовательно вязание состоит в лишении всех оных преимуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Читайте также Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура Статьи Петров день — 12 июля Святые апостолы Петр и Павел: 12 июля Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола Память апостолов Петра и Павла — что поется на службе Знаете, какие у рыбаков руки? Трудиться, как Петр и Павел Петр, друг ли ты Мне? О людях практичных и не очень Новые Петры и Павлы — это мы? Как проходил бы спор Петра и Павла сегодня? Что бы сказали апостолы, увидев сегодняшних православных? Проповеди Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя  — проповедь митрополита Антония Сурожского Петров день  — проповедь протоиерея Димитрия Смирнова «Прогнать тьму и озарить землю светом слова Божия»   — проповедь схиархимандрита Иоанна (Маслова) Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове 12 июля 2012 года Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в день Апостолов Петра и Павла 12 июля 2012 года Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 12 июля, 2021 12 июля, 2021 12 июля, 2020 24 июня, 2019 12 июля, 2018 11 июля, 2016 12 июля, 2015 11 июля, 2015 8 июня, 2015 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervov...

P. 38-39). Скорее всего к галльским дополнениям принадлежит запись под 18 янв.: «Кафедра Петра в Риме» (Cathedra Petri in Roma), в нек-рых рукописях: «Освящение кафедры св. апостола Петра, на которой апостол Петр впервые воссел в Риме» (Dedicatio cathedrae sancti Petri apostoli qua primo Romae Petrus apostolus sedit - MartHieron. P. 10; MartHieron. Comment. P. 45-46). В латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. в Юго-Вост. Галлии, под 22 февр. указано «погребение святых Петра и Павла» (depositio sancti Petri et Pauli - CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 259). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция) еп. Перпетуя (ок. 460-488/9) указан праздник «Natale sancti Petri episcopatus» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). Данные о праздновании К. ап. П. в Риме содержатся в источниках V-VI вв. В письмах имп. Валентиниана III , его матери Галлы Плацидии и супруги Лицинии Евдоксии, адресованных имп. Феодосию II , говорится о прибытии имп. семейства в Рим (450) накануне «досточтимой ночи апостольского дня», когда в базилике св. Петра на Ватиканском холме совершалась вигилия. В день праздника император посетил базилику, где встретился с папой Львом I Великим и др. епископами, «собравшимися из разных провинций» ( Leo Magn. Ep. 55-57//PL. 54. Col. 857-863). Поскольку известно, что в мае 450 г. Валентиниан III уже находился в Риме, в письмах речь идет не о празднике св. апостолов Петра и Павла 29 июня, а о праздновании К. ап. П. 22 февр. ( Lietzmann. 1927. S. 98; Pietri. 1976. P. 382). Сохранилось несколько гомилий на день К. ап. П., предположительно составленных в Риме в V-VI вв., одна, по-видимому, была произнесена в присутствии императора, скорее всего Валентиниана III или Прокопия Антемия (467-472) (изд.: Morin. 1896; PL. 39. Col. 2100-2103; PL. 54. Col. 505-508). В гомилиях раскрывалось значение праздника как воспоминания о начале апостольского и епископского служения ап. Петра (diem quo apostolatum uel episcopatum ore Christi indeptus est, quo ei cathedra commissa est).

http://pravenc.ru/text/1683935.html

По одному из бытующих в народе преданий, Петропавловская пустынь возникла на том месте, где на Большой Посольской дороге, к северу от крепости Ораниенбург, на царя Петра Алексеевича совершили нападение местные разбойники. Документы же самой Петропавловской пустыни об основании светлейшим князем А.Д. Меншиковым монашеской обители рассказывают следующее: «В прошлом 1711 году по приказу князя Меншикова… в дачах ево от Аранибурха верстах в двух на реке Мостковой Рясе устроена… Петропавловская пустынь …по благословению… преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, построена церковь Божия во имя святых верховных апостолов Петра и Павла с двумя приделы св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова да св. благовернаго великого князя Александра Невского со всею церковною утварью для богомолия за здравие императорского Величества, за всех православных христиан и на поминовение родителей». Как видим, данный монастырский документ, впрочем, как и ряд других архивных и литературных источников, относят основание Петропавловской пустыни к 1711 году. Действительно, в этом году, 5 июня, назначенный епархиальным начальством строитель будущего монастыря иеромонах Тихон с братией получили разрешение от поверенного А.Д. Меншикова – князя Волконского на строительство деревянной церкви во имя святых Петра и Павла. При этом князь Волконский приказал испросить благословение на построение храма у Рязанского преосвященного. Благословенная грамота на строительство дана митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) 30 июня 1711 года. Окончание постройки, отделка и освящение храма совершились уже в следующем, 1712 году, и этот год следует считать подлинным началом истории Петропавловской пустыни. Сохранилось описание первого соборного храма святых Петра и Павла. По фасаду он был расписан «красками в кирпич и к верху в грань. Окон стеклянных в церкви и в приделах больших и малых двенадцать. Церковных дверей три, столярной работы, расписаны красками». В храме, кроме главного престола, были устроены два придельных – во имя святого Иоанна Богослова и св. благоверного князя Александра Нев­ского – небесного покровителя светлейшего князя А.Д. Меншикова. Вероятно, в день святых Петра и Павла – 28 июля 1712 г. – состоялось освящение храма, а Александр Данилович своим указом в этот день раненбургскому правителю Осипу Павлову обозначил всё относительно содержания обители и её насельников: «Определено быть в той пустыни двум священникам, строителю, …диакону и простым монахам – всего 12 человекам. В пустынь из казны кн. Меншикова выдано церковной утвари и колоколов на сумму 198 рублей 7 копеек».

http://sobory.ru/article/?object=11773

Не желая подвергать народ какой-либо опасности со стороны присланного войска, Святитель сам приходит на помощь военачальникам. По его совету воины проламывают стену с задней стороны тюрьмы ночью, когда был сильный ветер, и ведут Святителя к месту кончины Апостола Марка 32 . Перед тем как ему отсекли голову, Святитель молитвенно обращается к Богу, ко всем своим предшественникам по кафедре и молится о сохранении порученного ему стада и о том, чтобы его “кровь была печатью и концом преследования возлюбленного его стада” 33 . Вскоре о смерти мученика узнали верующие и с плачем перенесли его в созданный им храм. Здесь страдальца посадили на Горнее место, чего он сам при жизни никогда не делал из благоговения к силе, которую часто как чистый сердцем, ощущал, приблизившись к Горнему месту 34 . Так в 311 году 35 священномученик Петр, “Марка преемник, достойно показался еси” 36 , как и Апостол, на том же месте мученически пострадал. Погребен он был в им созданном храме 37 . II Отец церковной истории Евсевий Памфил (†340) называет святителя Петра “божественным сокровищем учителей Христовой веры” 38 и говорит, что он “славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании” 39 . Феодорит, епископ Кирский, называет святого Петра “победоносным ратоборцем” 40 . Сказав о смерти Петра, Евсевий добавляет, что много и других лиц пострадало в Египте и всех их “вспоминают областные и местные церкви” 41 . Это добавление историка не случайно. Руфин, повествуя об одном событии из жизни Афанасия Александрийского, когда Церковью еще управлял Александр (312–326), замечает, что это событие происходило в день памяти святителя Петра 42 . Самый древний дошедший до нас Месяцеслов (411–412 гг.), кстати, неегипетского происхождения, уже содержит празднование святому Петру 43 . В 431 г. на Ефесском Соборе в процессе обсуждения заблуждений Нестория епископ Филиппийский предложил “прочитать учение божественных Отцев наших и епископов о настоящем предмете и по прочтении внести в акты”. После этого были читаны труды Отцов Церкви. Первой была книга “О Божестве” Петра Александрийского 44 . В 451 г. на Халкидонском Соборе его участники, до того как принять окончательное решение, также обращаются к свидетельствам святых Отцов, прежде них живших. И, как и на Третьем Вселенском Соборе, вначале читали книгу святого Петра “О Божестве” 45 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010