Среди сел, разбросанных по Сыктывдинскому району, есть поселок Часово, где сохранилось строение одной из первых церквей, построенных в этом крае. Вообще первое церковное строительство на этих землях началось 6 веков назад. Множество церквей сгорело, за годы советской власти было уничтожено, разобрано. Но кое-какие все-таки сохранились, из них 15 – памятники архитектуры. Самая первая церковь в Часово была построена по благославению епископа Устюжского Преосвященного Иосифа в 1713 году. Называлась она Спасской. Простояла более 90 лет. Век спустя, в 1824 году, строится новое кирпичное здание Спасской церкви - на пожертвования прихожан. Проектировал его архитектор Фохт, а благословил епископ Онисифора. В церкви Спаса Всемилостивого находилось 2 престола – Всемилостливого Спаса и Василия Великого. Окружали церковь 30 десятин угодий, в ее ведении имелось 2 мельницы. Церковь «держалась» довольно долго. Деятельность священнослужителей запретили только в 1937 году. Здание церкви Спаса Всемилостивого сохранилось и по сегодняшний день, но, к сожалению, планов на ее восстановление у местной администрации нет. Здание ветшает и даже не обнесено защитным забором, как некоторые другие памятники архитектуры. kaliningradgid.ru История часовской церкви В архивном фонде Вологодской духовной консистории в клировых ведомостях церквей Яренского уезда имеются следующие сведения о Часовских церквях и часовнях Яренского уезда. Спасский Часовский приход Яренского уезда располагался в 113 верстах от уездного города Яренска на берегу реки Вычегды. В приходе было две церкви: каменная с колокольней и деревянная. Обе церкви одноэтажные. Деревянная церковь построена в 1786 году, каменная — в 1824 году и освящена в 1837 году. В деревянной церкви был один престол — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, в каменной два — во имя Всемилостивого Спаса и Василия Великого, Архиепископа Каппадокийского. Приписных церквей в приходе не имелось. Со временем деревянная церковь обветшала и Указом Великоустюжского духовного правления от 19 апреля 1889 года 777 было предписано сломать ветхую деревянную церковь и вместо нее построить новую каменную с тремя престолами: 1-й во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, 2-й — в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 3-й — во имя Святых Бессеребренников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана. Строительство новой церкви было начато в 1893 году. 13 июня 1894 года во время пожара деревянная церковь сгорела, в каменной церкви уцелели своды и стены, вновь строящаяся церковь не пострадала. Старая каменная Спаская церковь была освидетельствована после пожара губернском архитектором. На основании составленного акта был возобновлен придел храма во имя Василия Великого, который по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Вологодского и Тотемского был освящен в июле 1895 года, холодный, во имя Всемилостивого Спаса- в 1898 году.

http://sobory.ru/article/?object=12168

Владыка Евфимий провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря и показал его достопримечательности. Представители Коптской Церкви поклонились главным святыням обители — кресту с частицей Животворящего Креста Господня, Влахернской иконе Божией Матери, мощевикам с частицами честных останков первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Петра, митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского и сонма святых Успенской Киево-Печерской лавры. В Сергиевском храме паломники присутствовали на молебне с акафистом Толгской иконе Божией Матери и приложились к чтимому Высоко-Петровскому списку этого Богородичного образа, который по сложившемуся обычаю в этот день был доставлен в обитель из Государственного исторического музея. В тот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместник обители игумен Иоанн (Лудищев) показал паломникам из Египта монастырские храмы — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и собор Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, где почивают мощи небесного покровителя обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Благочинный Сретенской обители иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказал об истории и современной жизни монастыря и ответил на ряд вопросов гостей, интересовавшихся различными аспектами организации общежительной жизни в русских монастырях. Братское общение продолжилось за совместной трапезой. В честь прибытия высоких представителей Коптской Церкви был дан концерт с участием хоров учащихся Сретенской духовной академии и воспитанников воскресной школы монастыря. В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой). Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов.

http://radonezh.ru/2023/08/23/delegaciya...

Митрополит напомнил, что в торжествах, посвященных 300-летию начала духовного образования в северной столице и 75-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ, которые проходили 19-21 мая, принял участие Святейший Патриарх Кирилл . В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова он возглавил Божественную литургию в храме СПбДА , посвященном святому. Следующее посещение епархии Святейшим Патриархом планируется на 12 июля, день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла , когда Предстоятель совершит Божественную литургию в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости . Владыка отметил, что в последние три месяца в каждой из епархий проводились памятные мероприятия, конференции, велась благотворительная и социальная деятельность - в том числе по оказанию помощи беженцем с Донбасса и Украины. Глава митрополии обратил внимание правящих архиереев областных епархий на новое направление церковной деятельности, которое разрабатывается возглавляемой митрополитом Варсонофием комиссией Межсоборного присутствия. Оно касается работы с пожилыми прихожанами. Принят проект рекомендаций, которые в течение года предстоит апробировать в епархиях архиереев - членов комиссии. В Санкт-Петербургской епархии апробация будет проходить на трех приходах, настоятелям которых показалась интересной такая работа. Митрополит рассказал также о решениях Священного Синода, принятых на заседаниях 27, 29 мая и 7 июня. На заседании 27 мая, в частности, речь шла об утверждении к общецерковному богослужебному употреблению ряда гимнографических текстов, о введении в епархиях Русской Православной Церкви единой формы бланков свидетельств о совершении таинств Крещения и Венчания. Заседание 29 мая было внеочередным, оно было посвящено принятым на состоявшемся 27 мая в Киеве Соборе Украинской Православной Церкви дополнениям и изменениям в ее устав. Была выражена поддержка архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам УПЦ, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны раскольнических структур, местных властей, СМИ, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но меня арестовали. И не только меня, но и большую группу прихожан, которые бросились меня защищать. Все это происходило в праздник – день святых апостолов Петра и Павла. Храм был закрыт. Сторож сидел в сторожке и дрожал от страха, что его убьют. Нас привезли в Бачку Тополу, районный центр километрах в двенадцати от деревни Пачир, и стали допрашивать. Я сидел и ждал, слышал, что были какие-то телефонные звонки и разговоры. Вдруг ко мне подошел милиционер, который нас арестовывал, и говорит: «Там собрался народ и просит вас отпустить, чтобы вы служили в церкви. И мы решили пойти людям навстречу. Сейчас мы вас отвезем туда. Но ведите себя разумно! Если будете делать что-то не так, сами знаете…» Он сел на мотоцикл, меня посадил сзади. Я был в рясе. Ну, думаю, если полы рясы попадут в колесо и запутаются, то мы вообще слетим. Никогда в жизни я не ездил с такой быстротой, аж дух захватывало. Мы промчались эти двенадцать километров и оказались около ратуши. Люди кричали: «Верните нашего священника! Вы не имеете права запрещать службу, вы нарушаете нашу религиозную свободу». Я был поражен смелостью и решимостью этих людей. Когда мы подъехали, милиционер сказал: «Идите туда», – а сам остался, приблизиться к народу не решился. Я влез на какую-то телегу и обратился к верующим: «Успокойтесь, служба будет. Мы будем сегодня молиться, и день Петра и Павла отпразднуем, и сделаем все, как было намечено. Идите спокойно в церковь». Там было много молодежи. Накануне, когда два солдата вели меня под арест, и потом, когда я сидел в погребе, который они превратили в тюрьму, и позже, во время допроса, – все это была как бы Великая пятница. А тут наше шествие в храм было похоже на крестный ход на Пасху: народ пел, молодежь кричала: «Живио попа». Я, конечно, понимал, что все это так просто не кончится, что это только начало. Но, тем не менее, это была замечательная победа, победа верующих, церковных людей, которые решились на такой смелый шаг. Но, как я и предполагал, некоторые из них, особенно горячие и рьяные, поплатились за это жизнью.

http://pravoslavie.ru/97066.html

Павел же, приняв обоих мужей, посланных с письмом, месяца мая 20, был рад и благодарил Господа Иисуса Христа. Отплыв же от Мелита, направился он уже не в Африку, в страны Италийские, а к Сицилии. Вошел в Сиракузы, и с двумя мужами, посланными к нему из Рима, оттуда отплыв, прибыл в Калабрийскую Ригию. Из Ригии прибыл в Мессану и поставил здесь епископа по имени Вакхул. Выйдя же из Мессаны, доплыл до Дидима и пробыл здесь одну ночь. Отплыв оттуда, прибыл в Путеол в понедельник. Диоскор же Навклир, доставивший его в Сиракузы, был с Павлом, потому что тот его сына избавил от смерти. Оставив же свой корабль в Сиракузах, пошел Павел в Путеол. Нашлись тут некоторые из учеников Петра, которые приняли Павла и просили его, чтобы побыл у них. И пробыл он здесь неделю, скрываемый из-за запрета кесаря. Все же начальники той местности караулили, чтобы убить Павла. Диоскор же Навклир, также лысый, облачился в одежду моряка и, набравшись смелости, в первый день вошел в город Путеол. Бывшие там князья, подумав, что это Павел, схватили и обезглавили его, и послали кесарю его голову. Кесарь, вызвав старейшин иудейских, сообщил им это, говоря: «Радуйтесь со мной великой радостью, потому что Павел, враг ваш, обезглавлен» – и показал им его голову. Исполнились они в тот день великой радости, то есть четырнадцатого июля месяца, и стало известно всем иудеям, что Павел умер. Павел же, будучи в Путеоле, услышав, что Диоскор был обезглавлен, опечалился великой печалью и, возведя к небу свои глаза, сказал: «Господи Боже Вседержитель, являющийся мне на всяком месте, куда бы я ни шел! Ради единородного Слова Господа нашего Иисуса Христа накажи этот город, выведя из него всех веровавших в Бога и следовавших его словам». Сказал Павел: «Идите за мной». И, выйдя из города с веровавшими словам Божиим, пришли они на место, называемое Байи. И, подняв глаза, все увидели этот город на берегу моря затопленным примерно на одну сажень, и до сегодняшнего дня остается он здесь в море как напоминание. Выйдя из Байи, пришли они в Гаиту, и здесь учил он словам Божиим. И пробыл он здесь три дня в доме Еразма, которого прислал Петр из Рима учить Евангелию Божию. Выйдя же из Гаиты, пришел Павел в городок, называемый Тарракина, и пробыл там семь дней в доме диакона Кесаря, которого поставил Петр. Оттуда по реке прибыл в местность, называемую Три Таверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По традиции Патриаршее богослужение в праздник Введения во храм Пресвятой богородицы посетили представители Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, отмечающие в этот день годовщину основания академии. В их числе генерал-майор А.Д. Сивачев, преподаватели и курсанты факультета православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Сергия Шиндарова, клирика храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Павел Бобров, клирик московского храма священномученика Антипы на Колымажном дворе, преподаватель Сретенской духовной семинарии. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  обратился к участникам богослужения со словом . Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всея Америки и Канады Тихона и передал в дар Его Блаженству крест и панагии. Блаженнейший Митрополит Тихон произнес ответное слово: «С чувством глубокой радости и братской любви я приветствую Вас, Ваше Святейшество, в этот праздничный день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Наше сослужение сегодня дает выражение нашему единству в вере и любви и поэтому является свидетельством евхаристического единства Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке. Предстоя вместе перед престолом Божиим, мы приносим Богу и Россию, и Америку. Так поступал мой небесный покровитель и Ваш предшественник — святитель Тихон, чье восхождение на Патриарший престол мы сегодня вспоминаем. Своими апостольскими трудами он объединял наши страны: был просветителем в Северной Америке, был исповедником — Патриархом Московским. Православная Церковь в Америке получила многие дары от Русской Православной Церкви. Первые русские миссионеры, посеявшие семена православной веры в Северной Америке, прибыли на Аляску 220 лет тому назад из Валаамского монастыря. Известный своим смирением, верностью, любовью монах Герман, который был членом этой миссионерской группы, стал первым православным святым в Новом свете. Он был причислен к лику святых Православной Церковью в Америке в 1970 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3865307.ht...

Храм возводился по образу и подобию ростовских храмов XII века. Он был двухэтажным и состоял из нижнего храма – во имя святого Николая Чудотворца и верхнего – во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя. Докладчик подчеркнул особенную роль храма-памятника в сознании петербуржцев: «Только у двух храмов в нашем городе есть народные названия: храм Воскресения Христова и сейчас называют Спасом-на-крови, а этот храм – Спасом-на водах». Михаил Шкаровский рассказал о настоятеле храма священнике Владимире Рыбакове, ставшем новомучеником, и об уникальной общине – большинство членов ее приходского совета были преподавателями Санкт-Петербургского университета. В советское время храм неоднократно пытались закрыть, но прихожане стоически сопротивлялись безбожной власти и несколько раз «отвоевывали» храм. В 1932 году он все-таки был закрыт и взорван. Михаил Витальевич рассказал о подвиге сотрудников Русского музея, которые после взрыва храма подняли сохранившиеся фрагменты уникальных мозаик со дна Невы и в буквальном смысле спрятали в запасниках музея. Неизвестно ни кто были эти люди, ни как им удалось это сделать. В заключение докладчик выразил надежду на восстановление храма. Кандидат искусствоведения доцент кафедры искусствоведения исторического факультета СПбГУ Надежда Милютенко посвятила свой доклад теме древнерусской градозащитной символики в образе Санкт-Петербурга. Опровергая бытующее по сей день мнение о нерелигиозности Петра I, Надежда Ильинична подчеркнула, что при создании нового города царь ориентировался на древнерусскую – и православную традицию. Так, Петропавловская крепость не случайно была заложена в день Святой Троицы, а храм в честь святых апостолов Петра и Павла освящен в Вербное воскресенье. Еще до Полтавского сражения (то есть до решения перенести столицу из Москвы) был издан указ о строительстве Троицкой церкви – обычно главным храмом в каждом русском городе был именно Троицкий. И первый основанный в городе монастырь был тоже посвящен Святой Троице – Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-17/3...

Апостольский подвиг есть подвиг полной самоотдачи, самоистощания для того, чтобы другие жили, и жили не просто обычной человеческой жизнью, но в общении с Духом Божиим, получая небесный дар благодати. Все это нужно помнить, когда мы размышляем о деяниях святых апостолов, но особенно сегодня, когда мы прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостолы действительно передали всему миру весть о Христе. Весть о Младенце Иисусе, родившемся в Вифлееме; весть об Иисусе Христе, вошедшем в возраст и возвестившем слово, которое изменило всю человеческую историю; весть об Иисусе Христе, Который был схвачен, допрошен, подвергнут пыткам, казнен, но силой Божией воскрес. Именно святые апостолы донесли до нас всю историю Спасителя, ведь Сам Спаситель ничего не записывал, — это апостолы хранили в своей памяти и научили первое поколение христиан всему, что нужно для спасения, и, наконец, они действительно основали Церковь. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о таком видении. Апостол увидел крепость, у которой двенадцать башен, а в основании каждой — камень с именем святого апостола. Этот образ, явленный апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, может помочь каждому из нас понять, что такое Церковь. Это действительно крепость, крепость несокрушимая, и ни одно орудие не может проломить ее стены или, тем более, ее уничтожить, потому что в основании двенадцати башен — святые апостолы, которые получили от Самого Господа и Спасителя силу для создания Церкви и утверждения веры. Прославляя святых апостолов, мы в первую очередь благодарим их, великих свидетелей о Христе, за все то, что мы узнали о нашем Господе и Спасителе. Но мы благодарим их и за героическую жизнь, и за мученическую кровь, которая запечатлела искренность и истинность их слов. Если бы такой подвиг принадлежал только первому поколению апостолов, то и в этом случае память о нем сохранилась. Но ведь святые апостолы, заложив основы церковного бытия, предопределили, действием Святого Духа, то, что в Церкви Божией подвиг мученичества, исповедничества, свидетельства, провозглашения истины никогда не исчезает. Церковь потому и называется Апостольской, потому что в полной мере несет в себе апостольское служение. И это не только служение епископов, священников — это служение всего народа Божия, дорогие мои братья и сестры, это ваше служение.

http://patriarchia.ru/db/text/5470476.ht...

В алтарной конхе написана " Новозаветная Троица " . Стена отделена от конхи рисованным антаблементом, поддерживаемым шестью гризайльными колоннами. По сторонам были изображены фигуры святых и сцены " Страстей " (сохранилось " Снятие с креста " ). В трапезной на восточном лотке свода расположена композиция " Величит душа моя Господа " , а на коробовых склонах, расчерченных на восемь частей, - сцены, иллюстрирующие " Отче наш " . Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 591-595 Холодная Покровская церковь построена в 1704 г. усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина. Престол в ней один - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс освящён Суздальским Митрополитом Иларионом. «В сей церкви замечательны две иконы: первая - Святых Апостолов Петра и Павла и Св. Евдокии, покровителей Петра Великаго и его первой супруги Евдокии, дочери боярина Федора Абрамовича; вторая икона - Христа Спасителя. Обе сии иконы - дар Царской фамилии - присланы в Дунилово из Москвы. В сей же церкви находятся двои старинные богослужебные серебряные сосуды: одни, по преданию, пожертвованы в церковь каким-то архимандритом Троице-Сергиева монастыря; по краям сих сосудов вырезаны вязью слова Спасителя: «Приидите, ядите, сие есть тело Мое, и пр.»; а вторые - приложены в церковь Стольником Абрамом Федоровичем Лопухиным; на них имеется надпись: «сии сосуды по обещанию Стольник Абрам Федорович Лопухин построил в вотчину свою, в Суздальском уезде, в село Дунилово к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы … году марта … день, весу … фунта без пяти золотников». Комментарии и обсуждение Начали консервацию храма от дальнейшего разрушения. 1 июля 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05995

Владыка Антоний также выразил митрополиту Илариону сердечную благодарность за его богословские труды. «Ваши книги, Ваши мудрые слова переведены на многие языки мира. Они, в частности, переводятся и на сербский язык, и православные сербы черпают в них премудрость, которая хранится в источнике православной веры», — подчеркнул представитель Сербской Православной Церкви. На память о служении на Сербском подворье владыка Антоний подарил председателю ОВЦС вышитую в Сербии митрополичью мантию. Передавая дар, епископ Антоний попросил митрополита Илариона молиться о клириках и прихожанах подворья, о православной Сербии, о многострадальном Косове и всей Сербской Церкви. В ответном слове митрополит Иларион сказал: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость уже во второй раз в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посещать этот святой храм — подворье Сербской Православной Церкви и совершать здесь Божественную литургию в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые являются небесными покровителями этого святого храма. Почему Церковь установила празднование памяти этих святых апостолов вместе, а не по отдельности? Есть разные толкования: одни говорят, это потому, чтобы не выделять особую роль апостола Петра, но подчеркнуть, что апостол Павел не менее его потрудился в благовестии Христовом, другие приводят иные толкования, но есть неоспоримый факт: Церковь установила особое празднование и пост, предшествующий этому празднованию, для того, чтобы почтить память этих двух столпов христианской Церкви. Когда мы думаем о жизни и проповеди Господа, мы невольно спрашиваем себя: почему Господь Иисус Христос решил передать Свое учение через людей? Почему Он не захотел написать что-нибудь Сам? Ведь, казалось бы, такая была уникальная возможность — Сам Бог стал человеком, неужели у Него не нашлось бы времени изложить письменно то, что Он хотел сказать людям, и тогда мы все точно знали бы, что это именно слова Господа, которые Господь Сам написал, а не то, что пересказали другие люди. Господу было угодно доверить Свое учение людям для того, чтобы оно до нас дошло через людей. И евангелисты, и авторы апостольских посланий — это были апостолы, те, которые слышали слова Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1219026.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010