Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

Никто не оспаривал первостепенного научного значения этого памятника, но относительно времени написания мнения расходятся. Именно один из известнейших палеографов А.П. Соболевский отнес его к XVII веку, тогда как ряд данных говорит за более древнюю эпоху. Попробуем подробно анализировать состав этого сборника и исследовать его бумажные знаки. Великолепная лицевая рукопись Библиотеки Императорской Академии Наук имеет несколько старых наклеек и помет: 1) «29», 2) «70», 3) «364» и переплетена в исходе XVII столетия (как указывают и переплетные листы бумаги) 4 в кожу, тисненную однообразным штампом, заимствованным из заграницы. Переплет охватил три лицевых рукописи в десть. 1) «Хождение по вознесении Господа Нашего Иисуса Христа Святого Евангелиста Ионна и оучение и преставление. Списано Прохором» (лл. 1–93). Миниатюры 1–165. 2) «В тое же день деяние и мучение святых и славных и всехвальных Апостол Петра и Павла» (лл. 94–115). Миниатюры 166–201. 3) «Месяц Июль в девятый день иже во святых отца нашего Феодора епископа Эдейского града вставшего в постницех в велиции Лавра святого отца нашего Савы, по сем же бывша архиепископа в граде Едесе и достопомпимая исправивша дела. Списано от Василия епископа Амасийскаго» (лл. 116–242). Миниатюры 202–380. По листам первой рукописи идет скорописная запись: на 1-м листе не сохранилось ничего, на 2-м «кн... , на л. 3-м ничего, а с л. 4-го надпись идет полностью: Ве-ли-кой-го-су-да-ры-ни-ца- рев-ны-и ве-ли-кой-княж- ны-На-та-лии-Але-ксев-ны. че- лом-уда-ри-ла-ма-м[а-о]-го-су- да-ры-ни-иа-боя-ры-ня-кня-ги- ня-па-ра-ско-вья-ива-по-ва-до-чь Ро-мо-да-но-в-ская 5 По листам второй и третьей рукописей полууставом: кнга глема стыхъ аплъ петра и пала ианна Бгослова Феодора епк па едесскаг и ихъ блговрны гдрни црвны и кжны Таким образом, нет никакого сомнения, что Академическая рукопись находилась в личной библиотеке сестры Петра 1 царевны Наталии Алексеевны (1673–1716). Весьма интересно и другое указание, что рукопись (по крайней мере, первая её часть) была поднесена («челом ударила») царевне её мамой боярыней княгиней Прасковьей Ивановной Ромодановской (она была дочерью Ивана Панина и женой князя Дмитрия Васильевича Ромодановского) 6 . Близость князей Ромодановских к семье царя Петра известна, факт поднесения не представляет ничего особенного – важно то, что это указание лишает нас права думать, что рукопись происходить непосредственно из библиотеки царей Московских. А между тем такое предположите является само собою при просмотре миниатюр, украшающих рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Первый же текст праздника говорит нам об этом (1-я стихира на Господи, воззвах на велицей вечерне): «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы и совокупленныя духом…» Один — из первых апостолов, кто был «самовидцем Слова и слугой», другой — гонитель, обратившийся сверхъестественным и чудесным образом. «Разделенныя телесы», не так уж много времени при жизни они провели вместе, а вот празднуют им вместе, и на иконе они изображаются вместе, «совокупленныя духом». Это единство явлено нам и в богослужении. То, что для нас звучит затерто и привычно: Петр и Павел, храм Петра и Павла, Петропавловская крепость — мы должны почувствовать более остро, помнить, что это единство, «совокупление духом», далось не просто, в результате преодоления многих земных условностей и разделений. Есть и попразднство у этого праздника: на следующий день после памяти Петра и Павла празднуется собор 12 апостолов. Мария Красовицкая «Литургическое богословие»   Шиманский «Литургика» «Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13:2-3.), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары. О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях». Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель; при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.). По определению Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в Уставе никаким праздником (до службы «на 6» включительно), — поется «Аллилуиа» с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

Вчера Церковь молитвенно совершала память святых апостолов Петра и Павла – по преданию, день их мученической кончины – распятия в Риме галилейского рыбака Петра и усекновения мечом римского гражданина Павла. В Житии Петра говорится, что когда он уходил из Рима, где император Нерон искал предать его смерти, на выходе из города ему явился Христос: – Куда идешь, Господи? – спросил Петр. – Иду в Рим, чтобы снова распяться, – ответил ему Господь. О чем подумал тогда Петр? Что вспомнил? Своё горячее обещание Учителю в Сионской горнице умереть за Него (Ин. 13, 37–38) и своё скорое, с клятвою, троекратное отречение – «не знаю Человека сего» – во дворе Каиафы (Ин. 18, 17–27)? Отречение, многажды оплаканное и прощенное Христом у моря Тивериадского. И обещание, которое пришло время исполнить… О чем думал Павел в римских узах, когда писал Тимофею: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало…» (2 Тим. 4, 6)? О том, что по Закону «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22), а сам он виновен в пролитии крови диакона Стефана, забитого камнями с его одобрения (Деян. 7, 58–60; 8, 1), и в крови своих уверовавших во Христа соплеменников, на которых он дышал «угрозами и убийством» (Деян. 9, 1) и которых влачил в темницу (Деян. 8, 3), за что сам называл себя извергом (1Кор. 15, 8)?.. Вся последующая жизнь апостолов Петра и Павла – это их деятельное, многолетнее покаяние за свой грех. Многими трудами искупали они свою вину, как и иные апостолы, обещавшие Учителю быть с Ним до смерти (Мф. 26, 31–35), но оставившие Его одного в Гефсиманском саду, с разъяренной, вооруженной кольями толпой ревнителей закона... И, наверное, потому все они, много потрудившись в проповеди, все же окончили свой земной путь мученически – исполнив (пусть и с опозданием) свое обещание умереть за своего Учителя и Господа… Кроме одного – юного Иоанна, исполнившего свое обещание в ту же ночь, на суде у Каиафы, и на следующий день, пребыв с Учителем у Креста на Голгофе, чтобы видеть конец и слышать последние слова Спасителя…

http://pravoslavie.ru/140481.html

«Мы думаем, что память о святых Муромских угодниках очень востребована сегодня, – вступает в разговор Станислав, – когда в обществе идет жесткая дискредитация института семьи, ведется разнузданная пропаганда того, будто он устарел, “от жизни нужно брать все”, верность хранить незачем. А этот праздник – даже одним своим существованием – говорит совсем о другом – о наших тысячелетних традициях православной семьи. И замечательно, что он отмечается теперь именно на государственном уровне!» Но вот на дворе храма появляются новобрачные: стройный юноша держит за руку невесту в пышном белоснежном платье и фате с букетом алых роз. Оказывается, именно сегодня студент Московской духовной семинарии Роман и Лия, работающая в храме апостолов Петра и Павла помощником настоятеля по работе с молодежью, бракосочетались, то есть расписывались в ЗАГСе, а венчание у них назначено на понедельник, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. «То, что день преподобных Петра и Февронии отмечается теперь как церковно-государственный праздник – милость Божия, – говорят счастливые новобрачные. – Это свидетельствует о том, что и усилия государства по укреплению семьи будут благословлены Господом, и семьи станут крепче и радостнее». Тем временем завершается молебен в храме, и православный молодежный праздник перемещается в находящийся поблизости сад «Эрмитаж», где на летней сцене должен пройти большой концерт лауреатов Всероссийских конкурсов. С приветствием к собравшимся обращается председатель Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы епископ Бронницкий Игнатий: «Вот уже в третий раз мы всенародно отмечаем праздник памяти благоверных князей Петра и Февронии, но это не только церковный праздник. До официального объявления 8 июля Днем семьи, любви и верности были различные дискуссии: а правильно ли мы делаем, надо ли нам это? Сегодня мы ясно видим, что вступили на правильный путь. Хватит экспериментировать над нашим народом! Ведь дошли до того, что количество разводов настолько увеличилось, что мы не успевали переводить дух. Новые традиции, которые пытались нам навязать, были несостоятельными, ибо наш народ всегда имел свои традиции, укорененные и в истории Церкви, и в истории государства.

http://pravoslavie.ru/36031.html

Раз апостолы Петр и Иоанн шли в церковь на вечернюю службу. У дверей церковных сидел человек, от роду хромой; его каждый день приносили сюда и он просил милостыни у проходящих. Увидевши Петра и Иоанна, он попросил милостыни и у них. Петр посмотрел на него и сказал: «серебра и золота у меня нет, а что имею, то и даю тебе: во имя Иисуса Христа встань и ходи», и, взявши его, за руку, поднял. У несчастного тотчас-же выпрямились и окрепли ступни и колени; он стал ходить прямо, скакал от радости, громко хвалил Господа и пошел за апостолами в церковь . Все знавшие хромого, были в изумлении и ужасе от такого происшествия. А как исцелившийся не отходил от Петра и Иоанна, то к ним сбежалось множество народа. Тогда апостол Петр обратился к народу с такою речью: «чему дивитесь, братия, что смотрите на нас? Не нашею силою или благочестием сделалось то, что этот человек стал ходить. Вы отреклись от Иисуса Сына Божия и предали Его на смерть; Бог же воскресил Его из мертвых, и вот Его сила и вера в Него подала исцеление этому человеку». При этом апостол убеждал всех покаяться пред Богом и уверовать в Иисуса Христа. Слова его имели такую силу, что из числа слушавших его около пяти тысяч челов. обратилось в христианскую веру. Чудеса и знамения, которые творились апостолами, были велики и многочисленны. Всем было явно, что с апостолами – Господь, что чрез них действует сила Божия. Число уверовавших, день ото дня, увеличивалось в Иерусалиме. Выносили на постелях больных и клали на улицах, чтобы хотя тень от апостола Петра, когда он проходил по улице, упала на которого-нибудь больного. Из других соседних городов приводили и приносили в Иерусалим, к апостолам, множество разных недужных, и все они получали от апостолов исцеление. За такие чудеса народ прославлял апостолов и с любовью слушал учение их. Враги Иисуса Христа, еврейские начальники, предавшие Его на смерть, весьма встревожились, когда увидели, что верующих во Христа становится больше и больше. Им было и завидно, что апостолов так все любят, и досадно, что апостолы проповедуют всенародно о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Но, сделать какое-нибудь зло ученикам Христовым, или погубить их, начальники побоялись; они опасались, чтобы из-за того не вышло неудовольствие в народе. Посоветовавшись между собою, они положили сперва, пригрозить апостолам; позвали Петра и Иоанна на суд свой, и дали им строгое приказание, чтобы они отнюдь не смели говорить или учить об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Святитель Димитрий Ростовский , размышляя об отречении Петра, говорит: «Не столько биения и заушения злодеев были тяжелы для Господа, сколько Петрово слово: «не знаю Сего Человека». Петре святый! Неужели ты забыл своего Благодетеля, на Которого смотря всегда утешался, Которого лице видел на Фаворе светлейшим солнца, Которого недавно сам же и Богом исповедал? Ведь это – Тот Самый, Который тещу твою исцелил; это – Тот Самый, припадая к ногам Которого ты говорил: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк. 5:8 ). Это – Тот Бог и Человек, у Которого ты испросил, чтобы тебе по водам ходить, Который тебя, утопающего, спас. Пока Владыка смотрел на тебя, ты говорил «не поколеблюсь вовек» ( Пс. 29:7 ), а как только Он отвратил Свои очи, ты уже отрекаешься от Него... Видно, правду говорит премудрый сын Сирахов: «Бывает друг в нужное для него время... Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей» ( Сир. 6:7–10 ). Пока был Петр за трапезой Господней, показывал любовь свою, а теперь вот, настало время скорби для Христа Спасителя, и он отрекается от Него: «и не останется с тобою в день скорби твоей»... Но – воззрел Господь на Петра, и помянул Петр глагол Господень... «И выйдя вон, плакал горько». Плачь же горько и ты вместе с Петром, грешный человек, который ежедневно своими грехами отвергаешься Господа, когда не по-человечески, но по-скотски живешь; плачь горько и с болезнями твоего кающегося сердца сравнивай болезни Господа твоего: «есть ли болезнь, как моя болезнь?» ( Плач. 1:12 )». «Это нечаянное и глубокое падение Петра, горько им оплаканное, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – попущено Провидением Божиим не только для его испытания, но и для наставления всем нам, христианам. Он преткнулся, чтобы мы научились осторожно ступать по пути спасения. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). Если мы думаем, что решились бы пожертвовать жизнью за Христа, когда бы это нужно было, то, чтобы этим приятным уверением, подобно Петру, не обмануть самих себя, мы должны тщательно смотреть за собой, как поступаем в тех случаях, когда, для неизменного исповедания Христа, нужно пожертвовать чем-либо гораздо менее важным, чем жизнь»... 

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. В ту же Неделю вечера, в Великий Понедельник, Великий Вторник: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. На повечерии Великиго Понедельника и Великиго Вторника отпустом служит молитва: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Ермогена, и святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день) и всех святых Твоих, благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь. Господи, помилуй нас и мip Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец. В Великую Среду в конце утрени и после литургии: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст изобразительных в этот день совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст:

http://azbyka.ru/vse-bogosluzhebnye-otpu...

В 1872 году праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, и в Карловых Варах на этом празднике были собраны большие пожертвования на строительство храма. Особенно большую заботу проявил церковный староста домовой церкви Александр Аггеевич Абаза, личный секретарь великой княгини Елены Павловны, которая очень просила его заботиться о строительстве будущего храма. Настоятель Пражского и Карловарского приходов протоиерей Н. П. Апраксин начал переговоры с местными властями о приобретении земельного участка. Место было выбрано в красивейшей части города, у подножья лесистых гор между улицами Петра Великого и Садовой. Храм строился под наблюдением архитектора Густава Видерманна (построившего также храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги во Франтишковых Лазнях и храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Марианских Лазнях). Архитектор Г. Видерманн решал трудную задачу: храм строился на гористом неровном месте. За основу был взят ранее составленный проект академика Д. В. Ухтомского. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, ширина - 14 метров, высота колокольни - 40 метров, высота храма под куполом - 21 метр. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия закладка храма состоялась 29 июня (12 июля) 1893 года, в день храмового праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Город помогал возведению храма строительными материалами, отпускаемыми со скидкой на двадцать процентов, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма. Административные и юридические дела по строительству безвозмездно вели городской советник Э. Штарк и адвокат Ф. Флейшнер. За безвозмездную помощь на строительстве православного храма в Карловых Варах архитектор Г. Видерманн и бургомистр Л. Шеффлер были награждены русским правительством орденом Станислава II степени, адвокат Ф. Флейшнер - орденом Анны III степени, многие лица, активно участвовавшие в строительстве храма - золотыми медалями. Православный храм в Карловых Варах строился исключительно на добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=10146

Апостола Матфея Библиографический указатель к 1 гл. Глава II Свод текстов Св. Писания на день Сошествия Св. Духа Действия Духа Св. в сердцах Апостолов Действия Духа Св. в сердцах всех истинно верующих Цель и плоды сошествия Св. Духа Учение о сошествии Св. Духа (из богослужебных песней Пятидесятницы) Сошествие Святого Духа на Апостолов О клевете неверовавших и о речи св. Ап. Петра (ст. 12–41) Сошествие Святого Духа на Апостолов Сошествие Святого Духа Сошествие Св. Духа на Апостолов (Деян. II, 1–11) Почему Дух Св. сошел на Апостолов в день Пятидесятницы О том, почему Дух Святой сошел в десятый день по вознесении Господа О том, почему Дух Святой сошел не тотчас по вознесении Иисуса Христа и почему Он явился в виде огненных языков Об огненных языках и бурном дыхании ветра Об огненных языках Почему Дух Св. сошел на Апостолов в бурном дыхании ветра и в виде огненных языков Огненные языки Почему Дух Св. является в виде огненных, разделенных и седших языков? Почему является в горнице? Как понимать глаголание на разных языках? Как иудеи слушали Апостолов, когда стали говорить разными языками? О всегдашнем пребывании Святого Духа в Церкви и о том, почему ныне не бывает чудес Почему ныне никто не говорит языками всех народов, как говорил тогда всякий, кто исполнялся Духом Святым О даре языков в апостольское время и о том, что Богопросвещенным мужам говорить иными языками свойственно и в нынешнее время Рассмотрение вопроса о даре языков О том же О дарах благодати (II, 4) О необходимости благодати Божией для человека в его естественном состоянии О необходимости для христианина возгревать в себе дары благодати и о средствах к тому Речи св. Апостолов в книге Деяний вообще, как образцы для исповедников Слова Божия, и речь св. Апостола Петра по сошествии Св. Духа (II, 14–40) О достопримечательностях речи св. Ап. Петра по сошествии Св. Духа Изъяснение беседы, которую имел св. Апостол Петр в день Пятидесятницы по принятии Духа Святого (Деян. II, 14–40) Изъяснение пророчества Иоиля (II, 17–21) Об исполнении пророчества Иоиля над иудейством и язычеством (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010