Страстная седмица. Первые три дня В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии. В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах). В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами в помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. В Неделю (воскресенье) ваий, вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня 159 и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

140. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре, ноября 20; напечатано в Воскр. Чтен. 1837 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год И возращу тя зело, зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изъидут. ( Быm. XVII. 6 ). Если день природы неодушевленной может нечто говорить внимательному, как некто подслушал и свидетельствовал, что «день дни отрыгает глагол» ( Ncaл. XVIII. 3 ): то не больше ли внятно и обильно должен говорить день человеческий, ознаменованный особенными действиями Провидения Божия, или воспоминаниями о них. – Какое слово может обнять все, что нынешний день говорит уму и сердцу Россиянина? Он говорит, во-первых, о том за четырнадцать лет бывшем дне, в который Бог в сердце приснопамятнаго Александра, и в его заветную хартию положил мысль о царствовании Николая, как преимущественно желанном и благонадежном для России; потом, о другом дне, от котораго начинаются двенадцатилетние, до ныне, опыты, удостоверяющие, что в завете Александра заключалось предусмотрительное и благотворное для России определение Божиих судеб. В царствовании полном деятелности, «день дни отрыгает глагол» Царских подвигов, подъемлемых и совершаемых в войне и мире, в законодательстве и правосудии, в усовершении устройства разных родов общественной службы, званий и состояний, в покровительствовании и распространении просвещения и благотворения, в превозможении трудностей, в отвращении опасностей, в умножении плодов народнаго благоденствия в настоящее время, в сеянии новых семен общественнаго блага на будущия времена: и естественно, что нынешний царственный день особенно полон отголосками столь многоразличных глаголов царской славы. Впрочем, когда вижу, что день сей собрал вас, верныя и избранныя чада России, привел во храм, поставил пред олтарем: то с утешением о вас заключаю, что день уже изглаголал в сердца ваши свою проповедь, и что вы уже приняли его поучение, которое в том наипаче и состоит, чтобы принести Богу славу, благодарение и молитву за Царя, Богом дарованнаго, царствующаго под осенением Провидения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В. Чернов День святой Троицы. Пятидесятница События праздника День Святой Троицы или Пятидесятница празднуется Церковью, как это видно из наименования праздника, на пятидесятый день после Пасхи. О событиях праздника известно из книги Деяний святых апостолов, написанной евангелистом Лукой ( Деян. 2 гл.). Также этот праздник называется «Днем Святой Троицы», потому что с сошествием Святого Духа явилась полнота христианского откровения о Триедином Боге. Понедельник после Пятидесятницы именуется «Днем Святого Духа» и явлет собой продолжение единого праздника Пятидесяницы, будучи особо посвящён прославлению Третьего Лица Пресвятой Троицы. Апостолы в Иерусалиме Сошествие Святого Духа на апостолов произошло вскоре после вознесения Христова, в праздник иудейской Пятидесятницы – Шавуот. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы: первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было по-нашему в воскресенье (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать 7 полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресенье и совпадал с днем первой христианской Пятидесятницы. Иудейская Пятидесятница установлена была в освящение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. С этим праздником у евреев соединялось также воспоминание Синайского законодательства. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма символично. К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную. «Все они были единодушно вместе», – пишет евангелист Лука. Собраны были вместе не только двенадцать апостолов, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, в которых говорится в первой книге Деяний. Сошествие Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Живые плоды живой веры). Св. Тихона епископа Воронежского и Задонского Светлое и радостное зрелище вижу я ныне, слушатели мои! Я вижу великое множество людей, сошедшихся в благолепный храм сей; вижу здесь священный чин служителей Бога Вышнего, вижу воинов – защитников Святой Церкви и отечества, вижу множество людей, всякого звания и чина, обоего пола и всякого возраста; вижу старых и молодых. И полагаю, что всех вас собрала на святое место сия священная и славная память Божией Матери. Всех же предначинает Святая Церковь , как вторая Мариам, с ликами и песнями духовными. В сей день одушевленный храм Божества, и Матерь нестареющегося живота переселилась от земного к небесному: ибо в сей день Она, как Царица, предстала одесную Царя Небесного, в ризах позлащенных одеянна и преукрашена. Вот на сие-то духовное торжество и пришли вы в таком множестве. Добро и похвально намерение ваше, не напрасны ваши труды, ибо из сего видна ваша любовь, ваше усердие к Матери Божией, когда вы так почитаете Ее святую память. Из сего познается и вера ваша, вера в то, что хотя Она, Матерь Божия, и переселилась от земли к небеси, но и мир не оставила Она во успении Своем, и ходатайствует за всех нас пред Сыном и Богом Своим непрестанно. Будьте же непоколебимы в этой вере вашей. А я, желая еще более придать веселия этому духовному торжеству, побеседую с вами о силе и действии веры, на тот, наконец, чтобы, познавши, что такое – вера, вы удобнее возмогли произносить и плоды Ее. Сия беседа наша состоит из двух пунктов: во–первых, что такое – вера наша, и каковы Ее плоды; во–вторых, чем приобретается и умножается вера. Человек, в духовном смысле, подобен дереву, слушатели. Все дерево зависит от корня: каков корень, таково и дерево: и что в дереве корень, то в человеке вера, какова внутри вера, таков и человек. У дерева, чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем шире распространяются ветви его, тем больше оно приносит плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Ф.И. Мищенко II. Речь в день Пятидесятницы (Деян.2:14–36, 38–40) Речь Ап. Петра в день Пятидесятницы – это первое «свидетельство» Апостолов о распятом и воскресшем Христе; это первое благовестие Апостолов, «крещённых Духом Святым и огнём» и «облечённых силою свыше» ( Деян.1:5–8 ; Лк.24:46–49 ). – Возносясь на небо, Христос заповедовал ученикам Своим пребывать в Иерусалиме и только, по ниспослании Обетованного от Отца и исполнении силою свыше, выступить со свидетельством о Нём и с проповедью покаяния и прощения грехов во имя Его «во всех языцех, наченше от Иерусалима» ( Лк.24:47 ). В течении десяти дней после вознесения Апостолы пребывали в Иерусалиме, предаваясь молитве и внутреннему устроению своей общины (1:13–26). Но вот, в день Пятидесятницы исполнилось обетование: Апостолы облеклись силою свыше; и сразу же, можно сказать, в самый момент крещения Духом Святым и огнём, они выступили с словом свидетельства о Христе Иисусе (2:14–36) и проповедью покаяния во имя Его (ст. 38–40). Обстоятельства сложились так, что повод, необходимо вызывавший Апостолов к открытому, всенародному свидетельству о Христе, заключался в самом чуде дня Пятидесятницы и обстановке этого чуда. – Скажем несколько слов о том и другом, насколько это может способствовать освещению как самой речи, так и вопроса об исторической достоверности её. По мнению весьма многих учёных, даже не крайне рационалистов, речь Ап. Петра на Пятидесятницу поставлена в обстановку нереальную и исторически едва ли возможную. Пятидесятница О месте и времени речи мы уже отчасти говорили 145 : к сказанному добавим, что в данном случае Дееписатель с поной точностью указывает день, когда совершилось сошествие Св. Духа на учеников Христовых: то был один из величайших иудейских праздников – праздник «жатвы первых плодов», «седьмица седьмиц» ( Исх.23:16 ; Числ.28:26 ; Тов.2:1 ), или «Пятидесятница» (2Макк.12:32; Тов.2:1 ). Тюбигенские критики 146 утверждают, что Дееписатель умышленно приурочивает сошествие Св. Духа к Пятидесятнице: весь рассказ он будто бы измыслил с целью поставить в параллель учреждение Нового Завета с учреждением Ветхого на Синае, а Пятидесятница будто бы и была праздником в память Синайского законодательства. Но ветхозаветная Пятидесятница не была праздником в память Синайского законодательства, а была праздником жатвы ( Исх.23:16 ; Числ.28:26 ). В Библии ничего не говорится об отношении Пятидесятницы к Синайскому законодательству; не говорят об этом ещё ни Филон, ни И. Флавий; не придаёт такого значения празднику и св. И. Златоуст, рассматривая его только, как праздник жатвы, и в этом смысле прекрасно выясняя символически-образное значение его: «когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощрённый серп, прилетает Дух» 147 . И писатель книги Деяний ни единым словом не обнаруживает намерения поставить в связь Пятидесятницу с дарованием закона на Синае 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Глава 2 «Помянух тебе милость юности твоея», то есть милость, какую оказал тебе, когда избавил тебя из рабства в Египте, и последовал ты за Мной в пустыню. »И любовь терпения твоего " ( Иер.2:2 ). И тогда не имел ты терпения пребыть верным Богу до сошествия Моисея с горы. «Свят Израиль Господеви, начаток плодов Его», то есть когда вступал в обладание землей наследия своего, «вси поядающии его согрешат» ( Иер.2:3 ), потому что поедают начатки (первые плоды), предоставленные священникам, и не соблюдают закона Господня. «Сия глаголет Господь, кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение, яко удалишася от Мене? ...и не рекоша: где есть Господь, изведый нас от земли Египетския, преведый нас по пустыни, по земли необитанней и непроходней, по земли... неплодней... тени смерти ? И введох вас в... Кармил». Кармилом (садом) называет землю обетования, как страну, исполненную утешений из-за плодородия земли и обилия растительности; здесь росли сосны и дубы, оливковые и лавровые деревья, было множество цветов. «И внидосте, и осквернили есте землю Мою» ( Иер.2:5–7 ) идолами, которых сами себе сотворили. «Судом претися имам с вами... и с сыны сынов... ваших» ( Иер.2:9 ). Здесь подразумеваются и те Израильтяне, которые первоначально вошли, овладели землей Ханаанской и не сохранили завета с Господом своим, и сыны сынов их, жившие во времена пророка Иеремии. «Того ради приидите во островы Хеттим и видите, – то есть острова, лежащие на запад от земли обетованной, – и в Кидар послите» ( Иер.2:10 ), то есть к живущим на восток от земли Ханаанской. «Два бо зла сотвориша людие Мои», во-первых, «Мене оставиша» ( Иер.2:13 ), а затем нечестие свое увеличили тем, что во время исхода своего в землю обетованную сделанного Михой идола ( Суд.17:4 ) поставили в Силоме, где избрал Я жилище Себе; кроме того, при исходе своем в день переселения своего в начале царствования Манассии отступили от Меня, подобно быстрому потоку устремились на дела нечестивые, и не удовольствовались тем, что на всяком месте обоготворяли все силы небесные, но даже дерзнули поставить идолов и истуканов всяческого рода в самом святилище Моем, и поклоняться им. «И ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» ( Иер.2:13 ), Кладенцами сокрушенными, не содержащими в себе воды, пророк называет или суетных и ложных богов, потому что суетна надежда на них, или самые приношения этим богам, потому что и жертвы, и обеты не приносили никакой пользы и были напрасными. Поэтому говорит Бог: «Мене оставиша источника... жизни», и пошли и ископали себе кладенцы сокрушенные, богов, которые не имеют силы даровать жизнь почитателям их, потому что не имеют ее и сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Исцеления ...Причина духовных дарований... по преданию старцев, бывает троякая. Первою причиною исцелений бывает, во-первых, благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам за их святость, как известно об апостолах и многих святых, что они творили знамения и чудеса властью Господа, Который говорил: болящыя исцеляйте, мертвыя воскрешайте, прокаженныя очищайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите (ср.: Мф. 10, 8 ). Вторая причина – назидание Церкви, или вера тех, которые приносят больных для исцеления, или тех самых, которые желают получить исцеление. В сем случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных, и от грешников, о которых Спаситель говорит в Евангелии: Мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и... силы мнози сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отидите от Мене делающии беззаконие ( Мф. 7, 22–23 ). Напротив, недостаток веры в больных или в приносящих их препятствует обнаружиться силе исцелений и в тех, коим она сообщена. Так Евангелист говорит: и не можаше Иисус ту ни единыя силы сотворити за неверствие их (ср.: Мк. 6, 5–6 ). И Сам Господь говорит: мнози прокажени бяху при Елиссеи пророце во Израили: и ни един же от них очистися, токмо Нееман Сириянин ( Лк. 4, 27 ). Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его порокам, и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими (прп. авва Нестерой, 56, 439–440). Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 109). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии День памяти:17/30 сентября Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.    По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.    Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

составитель Терещенко Т. Н. ЧЕЛОВЕК Человек – как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!» (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Для простого человека сделаться чадом и наследником и земного царя велико есть. Кольми паче сделаться чадами и наследниками Царя Небесного превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческого, как свидетельствует об этом апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ) (прп. Амвросий, 31). На земле Бог сотворил человека, Адама плотяного, из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2, 7 ), т.е. душу разумную и бессмертную. Человека плотяного сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться; вовторых, для того, чтобы человека плотяного можно было помиловать, как немощного. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа. Но тот же змий, превращенный из светоносного ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут, как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3, 5 ). Обманутые праотцы наши, хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагой и Милосердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15 ). Но так как обещанный Избавитель не вскоре явился на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верой в грядущего Избавителя, или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах, и разных скорбях, и разных болезнях, а потом по смерти в темных заклепах ада, в продолжение пяти тысяч лет и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава VI Падение первых людей по свидетельству Св. Писания. Приражение зла человеку. Духовное и чувственное вожделение, обусловливаемое духовно-телесностью человека. То и другое вожделение не суть два вида зла, но одно и тоже зло. Ограничение зла в роде человеческом в силу самой истории падения первых людей. Человек пал не без остатка добра и правды в себе. Почему змий, говоривший, орудие действия диавола, не возбудил у Евы подозрения? Точнейшее разъяснение факта падения первых людей и действия диавола. В падении первых людей обозначилась и явилась вся область греха и область всего злого в роде человеческом. Точнейшее указание сей области злого в природе и истории человека. Вывод из положения, что зло не рождено человеком, а приражено ему от вне. Ограниченность зла в роде человеческом. Закон ума и закон уд в падшем человеке. Чем явился человек пред Богом по своем падении? Человек остался с Богом, осудив в себе диавольское зло. «Набожность» в роде человеческом. Зло в роде человеческом условно и конечно. Ограничение зла в роде человеческом по суду Божию над падшим человеком. Смысл и значение наказаний Божиих первых людей за их грех. Суд Божий над падшим человеком есть благо падшего человека. Значение суда Божьего над человеком в отношении к диаволу. Абсолютный закон в сосуществовании обществ человеческих. Зло в роде человеческом подлежит не только врачеванию, но исцелению в домостроительстве Господа. Падение Евы и падение Адама по началу своему и по мотивам совершенно тождественны. Вывод. Змей, – говорит Св. Писание, – был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010