Пути Твои, Господи, скажи мне. Пространный путь Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Господь открывает, что в пути, ведущем в погибель, идут многие; а врата и путь, ведущие в жизнь, немногие находят ( Мф. 7:14 ). Отчего же это? – Оттого, что немногие верят словам Господним. Господи! кто верова слуху нашему? – взывал пророк Исаия ( Ис.53:1 ). И Господь говорил даже ученикам Своим: О, роде неверный ( Мф. 17:17 )! О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк. 24:25 )! Но отчего мы стали неверны? Посмотрим на прародителей наших: Господь заповедовал им не есть с одного дерева плодов и сказал: в он же день снесте от него, смертию умрете. Но пристал к ним искуситель и сказал напротив: не умрете; когда вкусите, то сделаетесь, как боги, – знать будете добро и зло. И поверили люди не столько Богу, сколько дьяволу . И как от смрадного источника течет вонючая вода, так и от зараженных неверием первых людей происходят все их потомки неверными. Но как противно Богу это неверие? – Это видно из слов Господних: о, роде неверный! – так говорил Он Своим ученикам, когда они не могли, по неверию своему, изгнать из отрока духа глухонемого, – доколе буду с вами? доколе терплю вас ( Мф. 17:17 )? Такие слова не иное что показывают, как гнев Господень на неверных; и мы сами можем понимать, – как это противно Богу, когда тварь Его, одаренная от Него смыслом, не имеет веры словам Его; и притом еще тогда, как мы верим всякому небесчестному человеку, верим даже распискам, особенно засвидетельствованным от начальства. Ни видим ли, как и самый последний из нас любит, когда словам его верят? Потому знатные обижаются и малейшим знакам неверия словам их. И при всем этом мы мало верим словам Господним, невнимание гласу Евангелия, запечатленному Его кровью; и оттого некоторые смеют еще говорить: мало ли чего не написано! – О, роде неверный! И не стараемся мы уподобиться апостолам, которые просили: «Господи! умножь в нас веру», или отцу отрока, молящемуся со слезами: «Господи! помоги моему неверию».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

С этой стороны каждый временный, отдельный суд, чрез который Господь или свой народ наказывает за его грехи, или истребляет врагов своего народа, есть не что иное, как отдельный, единичный момент всеобщего судного дня Иеговы, и каждый из отдельных судов есть наступление этого дня Иеговы и знамение его в окончательной форме приближения. Пророк говорит, что этот день Иеговы, предвещаемый о своей близости, о своем наступлении отдельным моментом этого дня – страшным опустошением земли чрез саранчу, «идет как пагуба от Вседержителя» ( Иоил.1:15 ). Как доказательство того, что он идет от Вседержителя, действительно, как пагуба, как опустошение, пророк указывает своим согражданам на исчезновение (от саранчи и засухи) пред их глазами, в виду всех их хлеба, а вместе с тем веселья и радости из дома Иеговы: «не пред нашими ли очами, – говорит он, – пища исчезла», не исчезли ли все продукты питания (см. ст. 10–12) в то время, когда мы смотрели на них, когда мы уже надеялись вполне на богатое снятие их с полей и садов?! А с исчезновением этих продуктов питания, с исчезновением и хлеба, и вина, и масла исчезли «из дома Бога нашего веселие и радость», исчезли от того, что за неимением нельзя уже принести Господу ни первых плодов с полей и садов, ни благодарственной жертвы, и нельзя уже при святилище с радостию и веселием наслаждаться жертвенными трапезами по закону, который говорит: «к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите все сожжения ваши, и жертвы ваши и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, (и мирные жертвы ваши), и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой» ( Втор.12:5–7 ; см. Втор.16:10–11 ). Это бедствие сделалось еще более плачевным от того, что страшная засуха погубила все семена, посеянные в земле, и чрез то погубила всякую надежду на получение жатвы и в следующем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Смерть в первозданном мире присутствовала лишь в потенциале – в качестве угрозы. Сотворив человека, Бог позволил ему вкушать от всех плодов райских деревьев, кроме дерева познания добра и зла, от которого нельзя было вкушать: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:17 ). Человек должен был исполнять эту заповедь и обходить запретное древо стороной. Он мог наслаждаться плодами всех деревьев, в том числе древа жизни, а значит, быть бессмертным. Но он должен был воздерживаться от вкушения зла, потому что, как только он почувствует вкус зла, он потеряет то бессмертие, которым обладал как сотворенный по образу Божию. Смерть, согласно Ветхому Завету, не была создана Богом, и человек изначально был предназначен к вечной жизни. Смерть вошла в мир по действию диавола: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2:23–24 ). Эти слова являются суммарным изложением первых трех глав книги Бытия, в которых рассказывается о том, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию по совету лукавого змия. За нарушение заповеди Адам получил от Бога проклятье: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Если раньше, до грехопадения, Бог говорил человеку только о том, как жизнь будет передаваться от него следующим поколениям, то сейчас Он говорит о его возвращении в прах, то есть о смерти. Отныне жизнь человека на земле не бесконечна. С точки зрения Ветхого Завета, смерть – это зло, а избавление от смерти, хотя бы на время, благо. Бог может избавить человека от смерти ( Иов 5:20 ; Пс. 55:14 ), тогда как человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него… и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы ( Пс. 48:8–10 ). Псалом 48-й содержит размышление о смерти и о посмертной участи человека. Это размышление отражает распространенное в иудейской традиции представление о шеоле (преисподней) как месте тьмы, где оказываются после смерти все люди:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

составитель Терещенко Т. Н. ЧЕЛОВЕК Человек – как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!» (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Для простого человека сделаться чадом и наследником и земного царя велико есть. Кольми паче сделаться чадами и наследниками Царя Небесного превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческого, как свидетельствует об этом апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ) (прп. Амвросий, 31). На земле Бог сотворил человека, Адама плотяного, из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2, 7 ), т.е. душу разумную и бессмертную. Человека плотяного сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться; вовторых, для того, чтобы человека плотяного можно было помиловать, как немощного. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа. Но тот же змий, превращенный из светоносного ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут, как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3, 5 ). Обманутые праотцы наши, хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагой и Милосердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15 ). Но так как обещанный Избавитель не вскоре явился на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верой в грядущего Избавителя, или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах, и разных скорбях, и разных болезнях, а потом по смерти в темных заклепах ада, в продолжение пяти тысяч лет и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ст. 24. В даровании Богом первому человеку жены, положено основание брачной жизни. Вот почему весьма естественно и законно то, что человек, отделяясь от отца и матери, вступает в самый теснейший и неразрывный жизненный союз с существом другого пола, делающий как бы одним целым. В браке заключается основание воспитания и образования потомков для жизни общественной, земной, и даже небесной. Вот почему это учреждение установлено Богом. Но оно должно быть именно таким, каким установлено впервые. Ст. 25. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Ст. 25. Разумные, праведные, любящие Бога, трудящиеся в меру, служившие Богу от чистого сердца, первые люди наслаждались самым высшим счастьем среди девственно нежной, прекрасной природы, не оказывавшей на них никакого враждебного действия, и даже не вынуждавшей их одеваться. Стыдиться им было нечего, потому что нужно стыдиться греха, а они были чисты и безгрешны. Неизвестно сколь долго продолжалось блаженнейшее райское состояние, только бытописатель ненамного, ненадолго останавливает наше внимание на первобытном счастливейшем веке, о котором, как о золотом веке, помнят и многие древние языческие народы. Глава 3 (О грехопадении людей (1–13), наказании их и об обетовании Спасителя (14–24 ст.)) Ст. 1–5. «3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ст. 1–5. Сотворенные по образу и по подобию Божию, первые люди сначала были совершенно безгрешны, невинны, и были более расположены к добру. Вместе с тем, по неокрепшей свободе, они могли сделать и нехорошее, противное воле Божией. Этою возможностью уклонения людей от добра и воспользовался искуситель, позавидовавший блаженству первых людей. Человек был богоподобен, разумнее всех живых существ. Нужно было, поэтому, враждебной стороне иметь соответствующие силы. Из всех прочих земных живых существ самым сильным, особенно на злостное коварство, был змей, и теперь отличающийся большою хитростью. Поэтому, чтобы иметь внешнее действие на человека, отец лжи и человекоубийца – диавол ( Ин.8:44 ) и воспользовался змием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Стих 19: Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. — Премудрость всегда действует премудро, так что искусители наилучше опровергаются своими собственными словами. Покажите, говорит, Мне динарий, то есть ту монету (genus nummi), которая считалась в десять монет и имела на себе изображение кесаря. Стих 20: И говорит им: чье это изображение и надпись? — Те, которые думают, что вопрос Спасителя есть следствие незнания, а не желание мудрого решения вопроса, пусть из настоящего места познают, что Иисус несомненно мог знать, чье это изображение на монете. А спрашивает Он их для того, чтобы на речь их ответить надлежащим образом. Стих 21: Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. — Под кесарем не будем видеть указания на [кесаря] Августа, а на его пасынка Тиверия, его преемника на престоле, при котором пострадал Господь. А все римские государи (reges) от первого Каия кесаря, который захватил императорскую власть, назывались кесари [или: называются]. Затем, под Его словами: отдайте кесарево кесарю, мы должны понимать денежную подать, деньги, а Божие — Богу [указывают] на десятины от первых плодов, приношения и жертвы. И сам Он подобным образом заплатил подать за себя и за Петра , и Божие воздавал Богу, исполняя волю Отца . Стих 22: И слушая [это], они изумились . — Те, которые должны были веровать столь великой премудрости, изумились, потому что лукавство их не нашло места для устроения козней. И, оставив Его, ушли, — унося [свое] неверие одновременно вместе с изумлением. Стих 23 : В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения. — У иудеев было две ереси (разделения): одна — фарисеев, другая — саддукеев. Фарисеи на первое место ставили праведность [через соблюдение] преданий и внешних обрядов, которые у них назывались δευτερσεις (точное воспроизведение); поэтому в народе они назывались отделенные (отдельные от других); а саддукеи, что значит праведные, сами себе присваивали то, чем они не были. В то время, как первые веровали в воскресение тела и души и учили о бытии ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали все . Это те два дома, о которых более ясно говорит Исайя, что они споткнутся  о камень соблазна .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Так, иногда полезнее оставить человека наедине с его действительно серьёзным вопросом, чем дать ему повод сказать очередную глупость в ответ на твоё объяснение. О жалобщиках Пятница Лк. 9:12–18 Кол. 2:1–7 Однажды Господь был среди народа в пустынных местах. «День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать» проявили, так сказать, заботу о людях. Они сказали: «Отпусти народ; чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи…» Вообще Апостолы очень долго не могли уразуметь, что их Учителе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения», и вот, даже пытались давать советы… И тогда их Учитель, прекрасно зная, что у учеников «нет более пяти хлебов и двух рыб», в ответ предложил: «Вы дайте им есть» … Ведь что получается: Господь – здесь. Он всё знает. И Он есть Любовь ( 1Ин.4:8 ). А ученики этим словом «отпусти народ» как бы показали, что их любовь к людям опережает Христову любовь. А если так на самом деле, если вы лучше и видите, и знаете, и любите, то из этого естественно должно следовать, что вы можете лучше и сделать, и дать. Ну а если сделать и дать вы не можете, значит, ваша «забота о людях» в присутствии Господа – одно лишь гордое пустословие и недоверие к Тому, Который знает, «в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7–8 ). В такой ситуации мы оказываемся довольно часто. Например, священник в твоём приходе ведёт себя недостойно. И ты, исчерпав, как тебе кажется, все средства, идёшь жаловаться к начальству. И хотя внешне ты прав, и ситуация действительно вопиющая, так что кому ни расскажи, все за голову хватаются, но всё же, у жалобщика всегда будет ощущение своей неправды: в ответ на свою жалобу, он как бы слышит от Господа: «вы дайте им есть». И совесть говорит: вот, Господь дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать и помолиться; а твоего «христианства» достало лишь на то, чтобы вызвать милицию или пожаловаться начальству… Что ж, смирись, пойми, что нет у тебя никакой любви, и в твоём стремлении к «торжеству справедливости» тобой руководили другие страсти. Потому что ведь можно и правильные слова говорить с раздражением, и правильные, по-видимому, дела делать со смущением сердца. А если «в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, во-первых, чистота, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак.3:13–17 ). О покрывале

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тут наша праматерь совершила ряд трагических ошибок. Во-первых, она решила сама вступить в разговор с диаволом, не советуясь с мужем, так она стала первой феминисткой, разрушившей иерархию, утвержденную Богом. Во-вторых, сам разговор со злом совершенно недопустим. Уже беседуя с нечистым, человек оскверняется. Враг окончательно выбрал мятеж против Бога, и попытка переубедить его приводит лишь к большему затягиванию в сеть беззакония. Итак, первая женщина решила сама беседовать с сатаной. Она сказала: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт. 3, 2–3 ). Так женщина совершила третью ошибку – она прибавила от себя к словам Господа, а делать это – большой грех. Она подменила заповедь послушания простой магией. Тогда змей перешел к прямой клевете на Создателя, обвиняя Его в зависти к людям: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3, 4–5 ). Тогда праматерь обратила любопытный взгляд на дерево и увидела, что оно хорошо для пищи (так в ней появилась похоть плоти), приятно для глаз (похоть очей) и вожделенно, потому что дает знание (гордость житейская). Тогда она взяла и съела плод с дерева. И желая сделать мужа соучастником своего преступления, она дала и ему плод. Адам ел, не желая предпочесть Бога жене. И, как и говорил им диавол, открылись у них глаза. Но они не стали богами, а увидели, что они наги, и тогда сделали себе пояса из смоковных листьев. Бог не замедлил выйти на поиски человека. Но первые люди скрылись от Вездесущего Господа в кустах. Тогда Бог сказал: – Адам, где ты? тот Тот решил обмануть Господа: – Я услышал Твой голос и скрылся, потому что наг. – Кто сказал тебе, что ты наг? – спросил Бог. – Не ел ли ты от древа, от которого Я запретил тебе есть? Но Адам решил не каяться, а все свалить на жену и на Самого Господа: – Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Флп.1:9 .  и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, Благодарение здесь, как и в других посланиях, переходит в молитвенное ходатайство о читателях. Апостол с величайшей мягкостью указывает читателям, чего им еще не хватает. Из любви он желает большего «познания» или точнее большей сознательности ( πγνοσης) и «чувства», т. е. большего нравственного такта ( ασθσεις), чтобы они не обращали ее на недостойных, не делали каким-то безразличным снисхождением одинаково ко всем без изъятия 4 . Флп.1:10 .  чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, Благодаря этим свойствам любви, филиппийцы и на суде Христовом явятся чистыми (сердцем) и непреткновенными, т. е. со стороны своего поведения ни для кого не соблазнительными ( πρσκοποι). Флп.1:11 .  исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Но последней целью деятельности христианина и желаний Апостола является слава Божия. Если в самом деле Бог признает христиан на суде чистыми, то результатом этого в конце концов будет прославление Самого же Бога, Который послал людям Христа, давшего им силы творить дела праведности. Так отнимает Апостол у читателей всякий повод к сомнению. Флп.1:12 .  Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, Переходя теперь к изображению своего положения, о котором филиппийцы, конечно, сильно тревожились, Апостол успокаивает их тем, что дело Евангелия нисколько не пострадало от того, что Апостол находится в узах. Во-первых, солдаты, сторожившие Павла, убедились из бесед с ним, что он заключен в узы не за политическое преступление, а затем римские христиане, видя, что Апостол сам не может проповедовать Евангелие, сами стали делать это дело. Правда, некоторые из завистников Апостола стали привлекать новообращающихся римлян на свою сторону, но это Апостола не тревожит, так как все же имя Христово возвещается в Риме. Что касается его дальнейшей судьбы, то она его не страшит. Если ему придется пострадать за Христа, он рад этому. Если останется жить, то и этим будет доволен, потому что потрудится еще на пользу христиан. При этом он с уверенностью говорит, что в настоящий раз дело его кончится благополучно и он еще увидится с филиппийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это же любовь? А теперь представьте, что будет. Этого человека в зале суда освобождают, он выходит и говорит: ну что, видели? Вот! И совершает еще больше. Так вот, в данном случае ангелы падшие находятся в том же самом состоянии. Если они не приносят покаяния, как же Бог может простить? Насильно прощения быть не может. Поэтому они находятся, как сказано, в соблюдении вечных уз. Уз собственного греха, с которым они не собираются расставаться. И тем величественнее их грех и страшнее, потому что они делают следующий шаг. Коль они пали сами, теперь нужно попытаться уязвить вершину другого мира, материального. А вершина материального мира — это человек. Закон простой: если уязвить главу, то рассыплется всё остальное. Правда? Ну, поймите, странно было бы пытаться соблазнить инфузорию-туфельку. Нужно разрушить всё. Что мы читаем — обратите внимание. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Опять же: не дьявол создал, не ангел создал, а Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. То есть в конечном итоге слова общей концепции были перемешаны — полуправда, полуложь. Вы будете боги, знающие добро и зло. Знал Бог, чем всё кончится — то есть ешьте, делайте. Но обратите внимание, в чём вопрос. У Евы возникает вопрос выбора, тот же самый выбор свободной воли — то есть как ей воспользоваться. Либо я верю словам, сказанным Богом Отцом, либо словам, которые сказал дух, который, во-первых, был изгнан, во-вторых, является всего лишь творением. Выбор? И это свободный выбор. Ну, как там произошло всё, это тема отдельной лекции, уж точно к ангелам не относится, там уже делал человек все сам. Я обычно говорю студентам: поверьте мне — никто этот запретный плод ни Еве в рот не засовывал, ни Адаму через терку не тер, в сок не превращал, в пюре.

http://azbyka.ru/video/angely-i-demony/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010