Глава 28 Повторение закона о жертвоприношениях ежедневных. – Закон о жертвоприношениях субботних и новомесячных. – Повторение закона о Пасхе, о празднике первых плодов. Чис.28:1 . И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.28:2 . повели сынам Израилевым и скажи им: наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в свое время. Чис.28:3 . И скажи им: вот жертва, которую вы должны приносить Господу: два агнца однолетних без порока на день, во всесожжение постоянное; Чис.28:4 . одного агнца приноси утром, а другого агнца приноси вечером; Чис.28:5 . и в приношение хлебное [приноси] десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина выбитого елея; Чис.28:6 . это – всесожжение постоянное, какое совершено было при горе Синае, в приятное благоухание, в жертву Господу; Чис.28:7 . и возлияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай возлияние, вино Господу. Чис.28:8 . Другого агнца приноси вечером, с таким хлебным приношением, как поутру, и с таким же возлиянием при нем приноси его в жертву, в приятное благоухание Господу. Исх 29.38–42 . Чис.28:9 . А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем: Чис.28:10 . это – субботнее всесожжение в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем. Двойная субботняя жертва совершалась сверх обыкновенного ежедневного жертвоприношения. Чис.28:11 . И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев без порока, Чис.28:12 . и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное на одного тельца, и две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное на овна, Чис.28:13 . и по десятой части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное на каждого агнца; это – всесожжение, приятное благоухание, жертва Господу; |
Да, мы больше всех получили, но, может быть, меньше всех исполнили. Об этом тоже надо помнить. В Евангелии сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская... (Иак. 3, 14–15). Здесь апостол Иаков продолжает тему, которую мы затронули в предыдущих беседах. Если мы имеем знания о Божественных законах, если мы обладаем знаниями о воле Творца, о Его власти над нами, то мы должны бесспорно подчиняться этим законам, этой власти. Но если мы только копим в себе эти знания, но ничего из этого не реализуем в своей жизни, — это не мудрость. Это то, что послужит для нас бОльшим осуждением, это мудрость земная, душевная, бесовская. Помните, что мы говорили о бесах: они веруют и трепещут, но эта вера их — вера мертвая, потому что добрых дел они не имеют! И апостол Иаков переживает за тех, кто вроде бы разобрался, что превыше всего — Господь, но при этом все равно не живет по заповедям Божиим. ...ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое (Иак. 3, 16). Надо всячески избегать зависти. Что такое зависть? Если один человек завидует другому, — значит, в своем сердце он уже что-то украл, он уже как бы присвоил то, чего не заслужил; то, что ему не принадлежит. Сварливость... Сварливостью очень часто страдают пожилые люди. Часто, не имея возможности воздействовать на собеседника личным авторитетом, они начинают воздействовать словами: говорят, говорят... День и ночь говорят одно и то же! Этого надо избегать, это не от Господа. Это раздражение своих близких. Некоторые люди уже настолько стали опытными в этой сварливости, что точно знают: " Сейчас этому это скажу — и он взорвется! Другому это скажу — он тоже выйдет из себя! " . И таким образом играют на нервах своих ближних. Так поступать недопустимо! Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3, 17–18). |
«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт 3. 1). Первое обращение диавола к человеку, выраженное в вопросительной форме, показывает, что диавол избирает др. тактику искушения по сравнению с той, какую он использовал, соблазняя ангелов к прямому и открытому восстанию против Бога. Теперь он не призывает к такому восстанию, а пытается ввести человека в обман. Ответ Евы на вопрос диавола свидетельствует, что первым людям было хорошо известно, как они должны пользоваться плодами райских деревьев (Быт 3. 2-3). Вместе с тем содержащееся в этом ответе дополнение - «и не прикасайтесь к ним» (т. е. к плодам древа познания),- к-рое в самой заповеди отсутствует, вызывает подозрение, что в отношениях с Богом первых людей уже наличествовал элемент страха. А «боящийся,- как отмечает ап. Иоанн Богослов,- несовершен в любви» (1 Ин 4. 18). Диавол не стремится рассеять страх Евы, используя его в целях обмана. «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (т. е. знающие всё) (Быт 3. 4-5). Внушение диавола направлено к одной цели: убедить прародителей в том, что вкушение от древа познания, плоды к-рого вызовут у них новую и ничем не ограниченную способность обладания, может дать им полную власть над миром, независимую от Бога. Обман удался, и искушение возымело действие. Любовь к Богу меняется у Евы на вожделение к древу. Как зачарованная смотрит она на него и созерцает в нем то, чего раньше не видела. Она увидела, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3. 6). Далее произошло то, что в ироничной форме диавол предсказывал прародителям: «откроются глаза ваши» (Быт 3. 5). Глаза у них действительно открылись, но всего лишь для того, чтобы увидеть собственную наготу. Если до падения первые люди созерцали красоту своего тела, ибо жили с Богом - источником этой красоты, то, по мысли свт. Андрея Критского, удалившись от Бога (ср.: 1-я песнь Великого канона Андрея Критского), они увидели, насколько слабы и беззащитны они сами по себе. Печать греха сделала природу человека двойственной: не утратив полностью дары Божии, человек отчасти сохранил красоту своего образа и в то же время привнес в свою природу безобразие греха. |
Истинная поддержка наша — в Боге. В Нем мы ищем первых плодов новой жизни. В эти сумрачные времена, когда нас всякий день притесняют и «домашние», и соседи, мы не можем больше обольщаться обещаниями и продолжать увлекать ими других. Мы с Христом словно стоим на шаткой скале, действуя — и видя, как действуют другие — слабо, бессильно. Мы умаляемся, «чтобы дать пройти гневу Господню», когда страдания мира пригибают нас, но и поднимаемся к вершинам надежды, цепляясь за былинки, которые Господь не перестает нам посылать. Так идет наша жизнь, и так будет до конца времен, до второго и славного пришествия Христова. Если, предстоя Кресту, мы хоть на мгновение забудем о грядущей победе, значит, мы соглашаемся с тем, что страдание спасает, тогда как наверняка знаем, что оно — лишь выражение нашей осужденности, экзистенциального падения. Останавливаясь духовно перед Крестом, мы не должны видеть в нем лишь орудие казни Спасителя; созерцая Крест, мы поклоняемся ему, ибо благодаря ему вселенную наполнила радость. Вот почему в византийском искусстве Распятый первоначально изображался с открытыми глазами во всей полноте Своей подлинности и реальности — умершим и, однако, Царем: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр. 2, 10). Христа Бог «совершил» — т. е. сделал совершенным в его человеческом естестве — через страдания на Кресте, и Крестом Он был прославлен. Во время последнего Своего противостояния царству смерти Иисус говорит: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое!». Ему отвечает глас с небес: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 27–28). За этим эпизодом следует очень сжатая речь о свете: «Я свет пришел в мир…» (Ин. 12, 46). И в прощальной речи Учитель развивает эту тему, завершая так: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Значит, эта слава, при воплощении скрытая в человеческой природе, никогда не покидала Господа в Его существе и вновь проявилась в Нем в Его смертный час. |
Кто не заметит, что все послания еп. и ев. Иоанна вместе – есть завещание апостола чадам своим и всему потомству своему по вере (т. е. Церкви апостольской) на нетленное, некрадомое и никогда неиждиваемое наследие жизни вечной и царства небесного, оставленное миру человеческому Начальником и Совершителем веры нашей Сыном Божиим? В посланиях сего апостола-евангелиста мы должны видеть отеческое, исполненное великой любви, предостережение всех вообще чад его (как верующих, благовествованием евангелиста рожденных, так равно и самих пастырей, поставленных апостолом для утверждения первых) от лжеучителей, желающих превратить благовествование Христово. Во всех его посланиях строго проводится одна мысль, чтобы чада его (опять-таки, как верующие, так и их пастыри) пребывали в благовествовании, возвещенном апостолами, и не принимали никакого другого учения, потому что учение открытое Сыном Божиим и возвещенное апостолами одно только истинно и спасительно. Таким образом ни в одном из посланий св. апостола, как и во всех писаниях апостольских, не дано даже самого малейшего повода к отрицанию права особого учительства в Церкви Христовой. Напротив, Богослов наравне с прочими апостолами считает его обязательным в виду того, что верующие уже познали путь правды ( 1Ин.2:13, 14 ), что им уже прощены грехи (выше 12) и что они, как познавшие путь правды, более не будут иметь извинения во грехе своём ( Ин.15:23 ). Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Пет.2:21 ). Итак, верующим необходимо постоянное особое напоминание, чтобы они не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Эту мысль еще яснее выразил св. апостол Петр в следующих словах: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием ( 2Пет.1:10–13 ). В свою очередь вы и сами устрояйте из себя дом духовный (исполненный плодов духа (ср. Гал.5:22–23 ) священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет.2:5 ) по образу Голгофской Жертвы ( Евр.9:28 ), – распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и провождать добродетельную жизнь ( 1Пет.2:12 ). Я же буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (из телесной храмины) всегда приводили это на память ( 2Пет.1:15 ). С этой целью пастырей ваших умоляю я, пастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите стадо Божие, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и Богоугодно, подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. А вы, младшие, повинуйтесь пастырям ( 1Пет.5:1–5 ; Еф.4:11–14 ). |
Между тем гул восклицаний все более разливался по народным массам, не умевшим объяснить чудесного явления. Но среди восклицаний удивления все громче стали раздаваться насмешливые голоса кощунников, усиливавшихся дать преобладание своему легкомыслию. Минута была страшная. Делу Божию грозило общее посмеяние. Но оно никогда не посмеевается! В этот момент из среды апостолов выступил апостол Петр и громким голосом обратился к волновавшейся толпе: «Мужи иудейские и все обитающие в Иерусалиме!» – возопил он. Толпа, пораженная мужеством апостола, смолкла и притаила дыхание. А апостол Петр продолжал: «сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать». Толпа умилилась сердцем, услышав пророческое слово, и апостол Петр перешел к открытой проповеди о Христе. «Мужи израильские!» – воскликнул он опять. «Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога знамениями и чудесами, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, сего вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили... Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти... чему мы все свидетели. И так Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... Итак твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли». Апостол кончил свою речь, но как страшный гром небесного правосудия слова ее раздавались еще в ушах тех из этой толпы, которые лишь пятьдесят дней тому назад в безумном неистовстве кричали: «распни, распни Его!» С воплем отчаяния многие бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: «что нам делать, мужи братия?» «Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И были эти слова как целительный елей для настрадавшихся душ. В тот день крестилось около трех тысяч человек. Это были первые плоды с назревшей всенародной нивы, но богатство этих первых плодов ясно давало знать о богатстве последующей жатвы. По окончании праздника паломники разнесли молву о виденном и слышанном ими во все концы мира и бросили первые семена учения Христова на невозделанную почву язычества. |
Мы знаем из Священного Писания, что ослица обличила пророка Валаама: по действию ангельскому она заговорила и уличила его в преступном замысле – решении проклясть богоизбранный израильский народ из-за денег. Значит, возможно, чтобы через животных с людьми говорили духи. В Библии это второй случай подобного чуда, к тому же происшедший уже в исторические времена. Диавол тоже использовал змея как орудие, его разговор с первозданными людьми был вполне конкретным событием, происходившим в определенном месте – райском саду. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что диавол воспользовался змеем, потому что Адам и Ева любовались красотой этого животного, оно развлекало их своими телодвижениями. Используя такой «доступ» змея к первым людям, диавол начал действовать через него и соблазнять в первую очередь Еву. Сначала искуситель просто выяснил, что им было запрещено: он этого даже не знал. Но суть дела состоит не в том, чтó было им запрещено, это неважно, потому что заповедь была условной. Дерево познания добра и зла ничем не отличалось по своим плодам от прочих деревьев. Оно названо так не потому, что его плоды обладали некой метафизической силой и от вкушения их, как от вкушения яда, могло внезапно измениться человеческое естество, но потому, что Бог предвидел: падение произойдет именно возле этого дерева. По мнению святого Исидора Пелусиотск ого, это была смоква, поэтому Спаситель и проклял ее перед Своими страданиями. Используя условную, такую легкую, простую заповедь, диавол устами змея решил заставить первых людей преслушаться Бога и нарушить пост. Ведь это был пост, хотя и самый простой и легкий, какой только можно себе представить! Поэтому мы и вспоминаем это событие сейчас, в канун поста. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог 84 . Конечно, здесь содержится намек на диавола, ибо он, как лукавый дух, хитрее всех полевых зверей и действовал через змея. И сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» И сказала жена змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» 85 . Так хитрый диавол, который мудрее всех зверей, выведал, какую заповедь должны были соблюдать Ева и Адам. И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» 86 . |
Но к подобному совершенству Он призывает и всех Своих последователей: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Мой небесный» ( Мф. 5,48 ). Сам же Он, будучи спрошенным, отвечает и на вопрос, в чем заключается это совершенство. Тому, кто полагает, что он от «юности своея» исполняет основные нравственные заповеди, остается, кажется, немногое: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19,21 ). Таким образом, по слову Спасителя, основными условиями или путями достижения совершенства являются, во-первых, легкость расставания с любыми ценностями земного характера или содержания; во-вторых, готовность к совершенной отдаче «всего своего» – всем людям; в-третьих, осознание преимущественного значения ценностей небесных; и в-четвертых, следование за Христом. Собственно, все эти принципы, или условия, или пути совершенства были известны, приняты и практически осуществлены христианскими святыми. Мученики расставались даже с высшей ценностью – жизнью; святые монахи своим отречением от мира показывали, как мало значат для них земные ценности. Совершенство же в следовании за Христом было в сознании, что воля Божия – это «воля благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12,2 ). Вообще понятия совершенного христианина, совершенства, совершения христианского подвига как стремления к нравственной полноте или вершине возможного достижения (постоянные в апостольском переживании, а значит, и в его посланиях) и означают устранение тех препятствий, которые ведут к этой полноте. Иначе говоря, вершина имеется всегда, на всем пространстве жизненного пути. Совершенствование – это в приложении к нравственности непрерывное возрастание в вере, благочестии и добродетели, чтобы «познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности во славу и похвалу Божию» ( Флп. 1,10–11 ). Апостол Павел, говоря о себе, предлагает образ: «...забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» ( Флп. 3,13–14 ). |
Но среди восклицаний удивления все громче стали раздаватъся насмешливые голоса кощунников, усиливавшихся дать преобладание своему легкомыслию. Минута была страшная. Делу Божьему грозило общее посмеяние. Но оно никогда не посмеивается! В этот момент из среды апостолов выступил апостол Петр и громким голосом обратился к волновавшейся толпе: “Мужи иудейские и все обитающие в Иерусалиме!” — воскликнул он. Толпа, пораженная мужеством апостола, смолкла и притаила дыхание. А апостол Петр продолжал: “сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорить Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать.” Толпа умилилась сердцем, услышав пророческое слово, и апостол Петр перешел к открытой проповеди о Христе. “Мужи израильские!” — воскликнул он опять. “Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа засвидетельствованного вам от Бога знамениями и чудесами, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили… Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти… чему мы все свидетели. И так Он, быв вознесен десницей Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите… Итак твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли.” Апостол кончил свою речь, но как страшный гром небесного правосудия слова её раздавались еще в ушах тех из этой толпы, которые лишь пятьдесят дней тому назад в безумном неистовстве кричали: “распни, распни Его!” С воплем отчаяния многие бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: “что нам делать, мужи братия?” “Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа.” И были эти слова как целительный елей для настрадавшихся душ. В тот день крестилось около трех тысяч человек. Это были первые плоды с назревшей всенародной нивы, но богатство этих первых плодов ясно давало знать о богатстве последующей жатвы. |
" Понимание заповедей " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Мы слышали сегодня евангельское чтение, где Господь разъяснил, что значит наследовать жизнь вечную, - сказал владыка в проповеди. - Некий юноша спросил Его, что надлежит делать, чтобы иметь жизнь вечную, и Христос ответил: " Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди " (Мф. 19:17). Заповеди - это то, что Бог дал людям уже в раю. Помните заповедь, которую Он дал Адаму и Еве? Вокруг них был прекрасный рай, в нем росло множество деревьев, они могли есть все плоды, кроме плодов с одного дерева: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:16-17). Так Господь воспитывал человека, чтобы он стал совершенным. И мы знаем, что человек не выдержал искушения - он был еще чист, непорочен, но диавол сумел подкрасться и искусить. Человек нарушил эту заповедь - и стал страстным, тленным и смертным. Этот личный грех первых людей как болезнь передается всем потомкам. Потом, мы знаем, Господь дал другие заповеди Моисею на горе Синайской, которые передал в скрижалях роду человеческому. Если бы человек исполнял эти заповеди, он тоже смог бы наследовать жизнь вечную. Но люди не только не исполняли эти заповеди - они искажали их. Например, сказано: " Почитай отца твоего и мать твою " (Исх. 20:12). Заповедь вроде бы понятная и простая. Но толкователи придумали, что тот, кто пожертвовал на храм, может ничего не давать родителям. Господь растолковал, что это людские измышления, а не Его заповедь " . " Господь часто говорит: " В Законе сказано так, а Я говорю... " То есть Он дал Свой комментарий на заповеди, хотя все их исполнял, ни одной не нарушил. Заповеди уже были искажены книжниками и фарисеями, и Христу пришлось их еще раз комментировать и растолковывать, в том числе для нас. Поэтому, если у нас есть недоуменные вопросы, как жить, поступать, Господь советует открывать Священное Писание: там на любой случай жизни есть ответ. |
| |