Глава 28 Повторение закона о жертвоприношениях ежедневных. – Закон о жертвоприношениях субботних и новомесячных. – Повторение закона о Пасхе, о празднике первых плодов. Чис.28:1 .  И сказал Го­с­по­дь Мо­исею, говоря: Чис.28:2 .  повели сынам Израилевым и скажи им: наблюдайте, чтобы при­ноше­ние Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в при­ятное бла­го­ухание Мне, при­носимо было Мне в свое время. Чис.28:3 .  И скажи им: вот жертва, которую вы должны при­носить Го­с­по­ду: два агнца однолетних без по­рока на день, во всесожже­ние по­стоян­ное; Чис.28:4 .  одного агнца при­носи утром, а другого агнца при­носи вечером; Чис.28:5 .  и в при­ноше­ние хлебное [приноси] десятую часть ефы пше­ничной муки, смешан­ной с четвертью гина выбитого елея; Чис.28:6 .  это – всесожже­ние по­стоян­ное, какое совершено было при горе Синае, в при­ятное бла­го­ухание, в жертву Го­с­по­ду; Чис.28:7 .  и воз­лияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте воз­ливай воз­лияние, вино Го­с­по­ду. Чис.28:8 .  Другого агнца при­носи вечером, с таким хлебным при­ноше­нием, как по­утру, и с таким же воз­лия­ни­ем при нем при­носи его в жертву, в при­ятное бла­го­ухание Го­с­по­ду. Исх 29.38–42 . Чис.28:9 .  А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без по­рока, и в при­ноше­ние хлебное две десятых части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, и воз­лияние при нем: Чис.28:10 .  это – субботнее всесожже­ние в каждую субботу, сверх по­стоян­ного всесожже­ния и воз­лияния при нем. Двойная субботняя жертва совершалась сверх обыкновенного ежедневного жертвоприношения. Чис.28:11 .  И в новомесячия ваши при­носите всесожже­ние Го­с­по­ду: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев без по­рока, Чис.28:12 .  и три десятых части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, в при­ноше­ние хлебное на одного тельца, и две десятых части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, в при­ноше­ние хлебное на овна, Чис.28:13 .  и по десятой части ефы пше­ничной муки, смешан­ной с елеем, в при­ноше­ние хлебное на каждого агнца; это – всесожже­ние, при­ятное бла­го­ухание, жертва Го­с­по­ду;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да, мы больше всех получили, но, может быть, меньше всех исполнили. Об этом тоже надо помнить. В Евангелии сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская... (Иак. 3, 14–15). Здесь апостол Иаков продолжает тему, которую мы затронули в предыдущих беседах. Если мы имеем знания о Божественных законах, если мы обладаем знаниями о воле Творца, о Его власти над нами, то мы должны бесспорно подчиняться этим законам, этой власти. Но если мы только копим в себе эти знания, но ничего из этого не реализуем в своей жизни, — это не мудрость. Это то, что послужит для нас бОльшим осуждением, это мудрость земная, душевная, бесовская. Помните, что мы говорили о бесах: они веруют и трепещут, но эта вера их — вера мертвая, потому что добрых дел они не имеют! И апостол Иаков переживает за тех, кто вроде бы разобрался, что превыше всего — Господь, но при этом все равно не живет по заповедям Божиим. ...ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое (Иак. 3, 16). Надо всячески избегать зависти. Что такое зависть? Если один человек завидует другому, — значит, в своем сердце он уже что-то украл, он уже как бы присвоил то, чего не заслужил; то, что ему не принадлежит. Сварливость... Сварливостью очень часто страдают пожилые люди. Часто, не имея возможности воздействовать на собеседника личным авторитетом, они начинают воздействовать словами: говорят, говорят... День и ночь говорят одно и то же! Этого надо избегать, это не от Господа. Это раздражение своих близких. Некоторые люди уже настолько стали опытными в этой сварливости, что точно знают: " Сейчас этому это скажу — и он взорвется! Другому это скажу — он тоже выйдет из себя! " . И таким образом играют на нервах своих ближних. Так поступать недопустимо! Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3, 17–18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт 3. 1). Первое обращение диавола к человеку, выраженное в вопросительной форме, показывает, что диавол избирает др. тактику искушения по сравнению с той, какую он использовал, соблазняя ангелов к прямому и открытому восстанию против Бога. Теперь он не призывает к такому восстанию, а пытается ввести человека в обман. Ответ Евы на вопрос диавола свидетельствует, что первым людям было хорошо известно, как они должны пользоваться плодами райских деревьев (Быт 3. 2-3). Вместе с тем содержащееся в этом ответе дополнение - «и не прикасайтесь к ним» (т. е. к плодам древа познания),- к-рое в самой заповеди отсутствует, вызывает подозрение, что в отношениях с Богом первых людей уже наличествовал элемент страха. А «боящийся,- как отмечает ап. Иоанн Богослов,- несовершен в любви» (1 Ин 4. 18). Диавол не стремится рассеять страх Евы, используя его в целях обмана. «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (т. е. знающие всё) (Быт 3. 4-5). Внушение диавола направлено к одной цели: убедить прародителей в том, что вкушение от древа познания, плоды к-рого вызовут у них новую и ничем не ограниченную способность обладания, может дать им полную власть над миром, независимую от Бога. Обман удался, и искушение возымело действие. Любовь к Богу меняется у Евы на вожделение к древу. Как зачарованная смотрит она на него и созерцает в нем то, чего раньше не видела. Она увидела, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3. 6). Далее произошло то, что в ироничной форме диавол предсказывал прародителям: «откроются глаза ваши» (Быт 3. 5). Глаза у них действительно открылись, но всего лишь для того, чтобы увидеть собственную наготу. Если до падения первые люди созерцали красоту своего тела, ибо жили с Богом - источником этой красоты, то, по мысли свт. Андрея Критского, удалившись от Бога (ср.: 1-я песнь Великого канона Андрея Критского), они увидели, насколько слабы и беззащитны они сами по себе. Печать греха сделала природу человека двойственной: не утратив полностью дары Божии, человек отчасти сохранил красоту своего образа и в то же время привнес в свою природу безобразие греха.

http://pravenc.ru/text/166457.html

Истинная поддержка наша — в Боге. В Нем мы ищем первых плодов новой жизни. В эти сумрачные времена, когда нас всякий день притесняют и «домашние», и соседи, мы не можем больше обольщаться обещаниями и продолжать увлекать ими других. Мы с Христом словно стоим на шаткой скале, действуя — и видя, как действуют другие — слабо, бессильно. Мы умаляемся, «чтобы дать пройти гневу Господню», когда страдания мира пригибают нас, но и поднимаемся к вершинам надежды, цепляясь за былинки, которые Господь не перестает нам посылать. Так идет наша жизнь, и так будет до конца времен, до второго и славного пришествия Христова. Если, предстоя Кресту, мы хоть на мгновение забудем о грядущей победе, значит, мы соглашаемся с тем, что страдание спасает, тогда как наверняка знаем, что оно — лишь выражение нашей осужденности, экзистенциального падения. Останавливаясь духовно перед Крестом, мы не должны видеть в нем лишь орудие казни Спасителя; созерцая Крест, мы поклоняемся ему, ибо благодаря ему вселенную наполнила радость. Вот почему в византийском искусстве Распятый первоначально изображался с открытыми глазами во всей полноте Своей подлинности и реальности — умершим и, однако, Царем: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр. 2, 10). Христа Бог «совершил» — т. е. сделал совершенным в его человеческом естестве — через страдания на Кресте, и Крестом Он был прославлен. Во время последнего Своего противостояния царству смерти Иисус говорит: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое!». Ему отвечает глас с небес: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 27–28). За этим эпизодом следует очень сжатая речь о свете: «Я свет пришел в мир…» (Ин. 12, 46). И в прощальной речи Учитель развивает эту тему, завершая так: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Значит, эта слава, при воплощении скрытая в человеческой природе, никогда не покидала Господа в Его существе и вновь проявилась в Нем в Его смертный час.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Кто не заметит, что все послания еп. и ев. Иоанна вместе – есть завещание апостола чадам своим и всему потомству своему по вере (т. е. Церкви апостольской) на нетленное, некрадомое и никогда неиждиваемое наследие жизни вечной и царства небесного, оставленное миру человеческому Начальником и Совершителем веры нашей Сыном Божиим? В посланиях сего апостола-евангелиста мы должны видеть отеческое, исполненное великой любви, предостережение всех вообще чад его (как верующих, благовествованием евангелиста рожденных, так равно и самих пастырей, поставленных апостолом для утверждения первых) от лжеучителей, желающих превратить благовествование Христово. Во всех его посланиях строго проводится одна мысль, чтобы чада его (опять-таки, как верующие, так и их пастыри) пребывали в благовествовании, возвещенном апостолами, и не принимали никакого другого учения, потому что учение открытое Сыном Божиим и возвещенное апостолами одно только истинно и спасительно. Таким образом ни в одном из посланий св. апостола, как и во всех писаниях апостольских, не дано даже самого малейшего повода к отрицанию права особого учительства в Церкви Христовой. Напротив, Богослов наравне с прочими апостолами считает его обязательным в виду того, что верующие уже познали путь правды ( 1Ин.2:13, 14 ), что им уже прощены грехи (выше 12) и что они, как познавшие путь правды, более не будут иметь извинения во грехе своём ( Ин.15:23 ). Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Пет.2:21 ). Итак, верующим необходимо постоянное особое напоминание, чтобы они не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Эту мысль еще яснее выразил св. апостол Петр в следующих словах: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием ( 2Пет.1:10–13 ). В свою очередь вы и сами устрояйте из себя дом духовный (исполненный плодов духа (ср. Гал.5:22–23 ) священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет.2:5 ) по образу Голгофской Жертвы ( Евр.9:28 ), – распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и провождать добродетельную жизнь ( 1Пет.2:12 ). Я же буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (из телесной храмины) всегда приводили это на память ( 2Пет.1:15 ). С этой целью пастырей ваших умоляю я, пастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите стадо Божие, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и Богоугодно, подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. А вы, младшие, повинуйтесь пастырям ( 1Пет.5:1–5 ; Еф.4:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем гул восклицаний все более разливался по народным массам, не умевшим объяснить чудесного явления. Но среди восклицаний удивления все громче стали раздаваться насме­шливые голоса кощунников, усиливавшихся дать преобладание сво­ему легкомыслию. Минута была страшная. Делу Божию грозило общее посмеяние. Но оно никогда не посмеевается! В этот момент из среды апостолов выступил апостол Петр и громким голосом обратился к волновавшейся толпе: «Мужи иудейские и все обитающие в Иерусалиме!» – возопил он. Толпа, пораженная мужеством апостола, смолкла и притаила дыхание. А апостол Петр продолжал: «сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать». Толпа умилилась сердцем, услышав пророческое слово, и апостол Петр перешел к открытой проповеди о Христе. «Мужи израильские!» – воскликнул он опять. «Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога знамениями и чудесами, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете, сего вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили... Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти... чему мы все свидетели. И так Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... Итак твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли». Апостол кончил свою речь, но как страшный гром небесного правосудия слова ее раздава­лись еще в ушах тех из этой толпы, которые лишь пятьде­сят дней тому назад в безумном неистовстве кричали: «распни, распни Его!» С воплем отчаяния многие бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: «что нам делать, мужи братия?» «Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каж­дый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И были эти слова как целительный елей для настрадавшихся душ. В тот день крестилось около трех тысяч человек. Это были первые плоды с назревшей всенародной нивы, но богатство этих первых плодов ясно да­вало знать о богатстве последующей жатвы. По окончании праздника паломники разнесли молву о виденном и слышанном ими во все концы мира и бросили первые семена учения Христова на невозделанную почву язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Мы знаем из Священного Писания, что ослица обличила пророка Валаама: по действию ангельскому она заговорила и уличила его в преступном замысле – решении проклясть богоизбранный израильский народ из-за денег. Значит, возможно, чтобы через животных с людьми говорили духи. В Библии это второй случай подобного чуда, к тому же происшедший уже в исторические времена. Диавол тоже использовал змея как орудие, его разговор с первозданными людьми был вполне конкретным событием, происходившим в определенном месте – райском саду. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что диавол воспользовался змеем, потому что Адам и Ева любовались красотой этого животного, оно развлекало их своими телодвижениями. Используя такой «доступ» змея к первым людям, диавол начал действовать через него и соблазнять в первую очередь Еву. Сначала искуситель просто выяснил, что им было запрещено: он этого даже не знал. Но суть дела состоит не в том, чтó было им запрещено, это неважно, потому что заповедь была условной. Дерево познания добра и зла ничем не отличалось по своим плодам от прочих деревьев. Оно названо так не потому, что его плоды обладали некой метафизической силой и от вкушения их, как от вкушения яда, могло внезапно измениться человеческое естество, но потому, что Бог предвидел: падение произойдет именно возле этого дерева. По мнению святого Исидора Пелусиотск ого, это была смоква, поэтому Спаситель и проклял ее перед Своими страданиями. Используя условную, такую легкую, простую заповедь, диавол устами змея решил заставить первых людей преслушаться Бога и нарушить пост. Ведь это был пост, хотя и самый простой и легкий, какой только можно себе представить! Поэтому мы и вспоминаем это событие сейчас, в канун поста. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог 84 . Конечно, здесь содержится намек на диавола, ибо он, как лукавый дух, хитрее всех полевых зверей и действовал через змея. И сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» И сказала жена змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» 85 . Так хитрый диавол, который мудрее всех зверей, выведал, какую заповедь должны были соблюдать Ева и Адам. И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но к подобному совершенству Он призывает и всех Своих последователей: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Мой небесный» ( Мф. 5,48 ). Сам же Он, будучи спрошенным, отвечает и на вопрос, в чем заключается это совершенство. Тому, кто полагает, что он от «юности своея» исполняет основные нравственные заповеди, остается, кажется, немногое: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19,21 ). Таким образом, по слову Спасителя, основными условиями или путями достижения совершенства являются, во-первых, легкость расставания с любыми ценностями земного характера или содержания; во-вторых, готовность к совершенной отдаче «всего своего» – всем людям; в-третьих, осознание преимущественного значения ценностей небесных; и в-четвертых, следование за Христом. Собственно, все эти принципы, или условия, или пути совершенства были известны, приняты и практически осуществлены христианскими святыми. Мученики расставались даже с высшей ценностью – жизнью; святые монахи своим отречением от мира показывали, как мало значат для них земные ценности. Совершенство же в следовании за Христом было в сознании, что воля Божия – это «воля благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12,2 ). Вообще понятия совершенного христианина, совершенства, совершения христианского подвига как стремления к нравственной полноте или вершине возможного достижения (постоянные в апостольском переживании, а значит, и в его посланиях) и означают устранение тех препятствий, которые ведут к этой полноте. Иначе говоря, вершина имеется всегда, на всем пространстве жизненного пути. Совершенствование – это в приложении к нравственности непрерывное возрастание в вере, благочестии и добродетели, чтобы «познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности во славу и похвалу Божию» ( Флп. 1,10–11 ). Апостол Павел, говоря о себе, предлагает образ: «...забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» ( Флп. 3,13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Но среди восклицаний удивления все громче стали раздаватъся насмешливые голоса кощунников, усиливавшихся дать преобладание своему легкомыслию. Минута была страшная. Делу Божьему грозило общее посмеяние. Но оно никогда не посмеивается! В этот момент из среды апостолов выступил апостол Петр и громким голосом обратился к волновавшейся толпе: “Мужи иудейские и все обитающие в Иерусалиме!” — воскликнул он. Толпа, пораженная мужеством апостола, смолкла и притаила дыхание. А апостол Петр продолжал: “сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорить Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать.” Толпа умилилась сердцем, услышав пророческое слово, и апостол Петр перешел к открытой проповеди о Христе. “Мужи израильские!” — воскликнул он опять. “Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа засвидетельствованного вам от Бога знамениями и чудесами, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили… Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти… чему мы все свидетели. И так Он, быв вознесен десницей Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите… Итак твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли.” Апостол кончил свою речь, но как страшный гром небесного правосудия слова её раздавались еще в ушах тех из этой толпы, которые лишь пятьдесят дней тому назад в безумном неистовстве кричали: “распни, распни Его!” С воплем отчаяния многие бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: “что нам делать, мужи братия?” “Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа.” И были эти слова как целительный елей для настрадавшихся душ. В тот день крестилось около трех тысяч человек. Это были первые плоды с назревшей всенародной нивы, но богатство этих первых плодов ясно давало знать о богатстве последующей жатвы.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

" Понимание заповедей " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Мы слышали сегодня евангельское чтение, где Господь разъяснил, что значит наследовать жизнь вечную, - сказал владыка в проповеди. - Некий юноша спросил Его, что надлежит делать, чтобы иметь жизнь вечную, и Христос ответил: " Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди " (Мф. 19:17). Заповеди - это то, что Бог дал людям уже в раю. Помните заповедь, которую Он дал Адаму и Еве? Вокруг них был прекрасный рай, в нем росло множество деревьев, они могли есть все плоды, кроме плодов с одного дерева: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:16-17). Так Господь воспитывал человека, чтобы он стал совершенным. И мы знаем, что человек не выдержал искушения - он был еще чист, непорочен, но диавол сумел подкрасться и искусить. Человек нарушил эту заповедь - и стал страстным, тленным и смертным. Этот личный грех первых людей как болезнь передается всем потомкам. Потом, мы знаем, Господь дал другие заповеди Моисею на горе Синайской, которые передал в скрижалях роду человеческому. Если бы человек исполнял эти заповеди, он тоже смог бы наследовать жизнь вечную. Но люди не только не исполняли эти заповеди - они искажали их. Например, сказано: " Почитай отца твоего и мать твою " (Исх. 20:12). Заповедь вроде бы понятная и простая. Но толкователи придумали, что тот, кто пожертвовал на храм, может ничего не давать родителям. Господь растолковал, что это людские измышления, а не Его заповедь " . " Господь часто говорит: " В Законе сказано так, а Я говорю... " То есть Он дал Свой комментарий на заповеди, хотя все их исполнял, ни одной не нарушил. Заповеди уже были искажены книжниками и фарисеями, и Христу пришлось их еще раз комментировать и растолковывать, в том числе для нас. Поэтому, если у нас есть недоуменные вопросы, как жить, поступать, Господь советует открывать Священное Писание: там на любой случай жизни есть ответ.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010