В какой мере было это первоначальное откровение, необходимо следовавшее за творением и открывшееся в первых отношениях Бога с человеком? Этого никто не может сказать. Откроем книгу Бытия; в ней мы читаем: «И взял Господь Бог человека, которого создал и поставил его в саду Эдемском, чтобы он возделывал и хранил его. И дал Господь Бог заповедь человеку, говоря: ешь плоды со всякого дерева в этом саду. А плодов с дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь их, непременно умрёшь. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему помощь приличную ему. Ибо Господь Бог создал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы он посмотрел, как назвать их, и чтобы, как наречёт человек всякое животное, так и было имя ему. И нарёк человек имена всему скоту и птицам небесным и всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощи приличной ему. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл ее к человеку. Тогда человек сказал: вот это кость из костей моих и плоть от плоти моей...» ( Быт.2:15–24 ). Итак, по Библии первоначальное откровение касалось существенно трех пунктов: долга повиновения человека Богу, его Творцу, брака и языка. Адам получил от Бога нравственный закон своей свободы, спутницу жизни и дар именовать тварей его окружающих; итак, человеку непосредственно были открыты три источника – религии, семейства и знания. Мы не будем здесь входить ни в один из вопросов, обыкновенно поднимаемых о человеческом происхождении языков и первобытного языка, об установлении семейной жизни и о её влиянии в великом общественном устройстве; невозможно определить научно границы первоначального откровения, но сам факт этого откровения известен. Это – свет, который просветил человека с самых первых шагов его жизни, и без которого мы не могли бы понять, как он мог жить. Когда род человеческий развился и распространился, первоначальное откровение не оставило его; оно всюду сопутствовало ему как всеобщее и пребывающее откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Вполне грациозно и совершенно во вкусе классического искусства, изображен лежачий Иона, в нижней части большого кольца бронзовой лампы, которому дана форма ветки cucurbita. – Другое кольцо, несколько меньше первого, заключено в нем; оно висит над головою пророка и состоит из плодов того же самого растения; в середину его, вставлена монограмма Христа. Обыкновение придавать живые, изящные формы вещам, даже и ежедневного употребления, украшая их фигурами, соответствующими их назначению, проявляется постоянно на предметах, дошедших до нас, от мира греко-римского. В четвертой сцене, являющейся очень редко и, преимущественно, во фресках катакомб, Иона сидит, изнеможденный зноем, погруженный в печаль, упирая голову на руку и прося себе смерти, под зacoXIIIuм растением, или без всякой защиты от палящего солнца, представленного человеческой головой в лучах. В книге пророка Ионы сказано, что Бог устроил так, что на другой день, при появлении зари, червь подточил растение и оно засохло; когда же взошло солнце, навел Бог знойный, восточный ветер и солнце стало палить голову Ионы так, что он изнемог, и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить ( Ион. 4:7, 8 ). Глиняная лампа, открытая в последние годы во Франции, в департаменте Côte d’or, и принадлежащая, по мнению аббата Martigny, ко второй половине IV-ro ст., отличается тем, что в сцене отдыхающего Ионы, представленной, но очень грубо, на ее диске, является червь, посланный Богом подточить корни растения и иссушить его. Этот эпизод из жизни пророка передан, иногда, очень выразительно; уныние и слабость Ионы проявляются в его опущенных руках, наклоненной голове, в каждом члене его тела. VI Так же часто, как поглощение и извержение Ионы, и со столь же раннего времени, представлена в живописи и пластике первых христиан, другая сцена из святого писания, еще яснее и положительнее приключений пророка, обещавшая верующим, восстание из мертвых, именно: воскрешение Лазаря Спасителем, – «Как Христос воскресил брата Марфы и Марии, так воскресит Он нас», – должны были говорить себе христиане; и в самом деле, это значение придают чуду, совершенному Спасителем, многие писатели церкви первых веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завет этот состоял в том, чтобы человек любил Бога и ближних, и оказывал Творцу своему совершеннейшее послушание во всех Его повелениях, а Бог с Своей стороны обетовал за это человеку продолжение его блаженного состояния, безопасность от смерти, как болезненного разрушения тела, и, следовательно, жизнь вечную. Чтобы предоставить человеку возможность засвидетельствовать свое послушание и укреплять свою веру, Бог дал ему заповедь, которая могла служить для него испытанием, как средством укрепления того свободного нравственного самоопределения, в котором заключается высшее благо жизни. Заповедь состояла в запрещении есть от плодов дерева познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, и сказал: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла – не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Предоставив человеку полную свободу, Творец, однако же, этою заповедью хотел показать ему, что, как существо ограниченное, он должен жить под законом, и что за нарушением закона последует страшное наказание. Откровение не сообщает, как продолжительно было блаженное пребывание первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть врага, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на невинное блаженство первых людей. Когда на земле господствовал еще мир всеобщего блаженства и она не знала зла, мир в высших своих областях уже был знаком со злом, и происходила борьба с ним. В среде высших сотворенных существ или ангелов, одаренных высшими дарами разума и свободы, некоторые уже нарушили заповедь послушания Творцу, возгордились своим совершенством ( 1Тим. 3:6 ) и не сохранили своего достоинства ( Иуд. 6 ), за что и низвергнуты были из небесного рая в преисподнюю. Зависть и жажда зла сделались душою этих существ. Всякое благо, всякий мир, порядок, невинность, послушание – стали ненавистны для них, и они попытались разрушить их и среди людей, наслаждавшихся блаженством райской жизни на земле. И вот, в раю явился искуситель – в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Завет этот состоял в том, чтобы человек любил Бога и ближних и оказывал Творцу своему совершенное послушание во всех Его повелениях, а Бог, с своей стороны, обетовал за это человеку продолжение его блаженного состояния, безопасность от смерти, как болезненного разрушения тела и, наконец, жизнь вечную. Чтобы предоставить человеку возможность засвидетельствовать свое послушание и укреплять свою веру, Бог дал ему заповедь, которая могла служить для него испытанием, как средством укрепления того свободного нравственного самоопределения, в котором заключается высшее благо жизни. Заповедь состояла в запрещении есть от плодов дерева познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку и сказал: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла – не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Предоставив человеку полную свободу, Творец, однако же, этою заповедью хотел показать ему, что как существо ограниченное, он должен жить под законом и что за нарушением закона последует страшное наказание. Откровение не сообщает, как продолжительно было блаженное пребывание первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную ненависть врага, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на невинное блаженство первых людей. Когда на земле господствовал еще мир всеобщего блаженства и она не знала зла, мир в высших своих областях уже был знаком со злом, и происходила борьба с ним. В среде высших сотворенных существ или ангелов, одаренных высшими дарами разума и свободы, некоторые уже нарушили заповедь послушания Творцу, возгордились своим совершенством ( 1Тим. 3:6 ) и не сохранили своего достоинства ( Иуд. 6 ), за что и низвергнуты были из небесного рая в преисподнюю. Зависть и жажда зла сделалась душею этих существ. Всякое благо, всякий мир, порядок, невинность, послушание – стали ненавистны для них, и они попытались разрушить их и среди людей, наслаждавшихся блаженством райской жизни на земле. И вот в раю явился искуситель – в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами один из самых известных библейских сюжетов, повествующий о падении первых людей — Адама и Евы. Согласно замыслу Божьему сотворенные Им люди обладали свободной волей. Они и пали по доброй воле, ибо диавол лишь возбуждал их на грех, а не принуждал к нему. Соблазнившись стать богами, прародители вкусили плод от Древа – сначала Ева, искушённая змеем, преступила Заповедь, а затем и Адам, не выдержав искушения Евы: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». ( Быт 3: 4-6 ). Описание Искушение и грехопадение — самые драматичные и часто иллюстрируемые фрагменты из библейского сюжета об Адаме и Еве. В сцене изображения первородного греха, совершённого прародителями мастер запечатлел Адама и Еву, лежащими у Древа познания Добра и Зла, которое обвивает змей-искуситель с человеческим лицом. Ева держит запретный плод; надкусив его, она предлагает его Адаму. Фигуры прародителей мускулисты, выглядят как тела обычных простолюдинов, проводящих  время за тяжёлым физическим трудом. Они пугающе естественны и эта естественность прародителей человечества непристойна – она указывает на  чувственную любовь, утратившую свое глубокое духовное содержание. В поведении Адама и Евы художник указывает на серьезные последствия: вместе с грехом в жизнь первых людей входит смерть. Животные, окружающие пару в Эдемском саду, представляют собой символическое изображение страстей Прародителей: козел – символ похоти, блудной страсти, заяц – страх, а отступающий от согрешивших прародителей слон – умеренность, которая покинула Адама и Еву в момент грехопадения. Следует отметить, что образ змея, склонившего Адама и Еву к грехопадению, на протяжении многих веков претерпевал значительные изменения. В Средние века искусителя  обычно изображали в обличии дракона, птицы, червя и прочей нечисти, что символизировало порочность и греховность коварного искусителя. Позднее змей предстал в виде существа с человеческой головой Сатира, Купидона или с головой женщины, что символизировало сладострастие. У Гольциуса на полотне змей с женской головой является предупреждением об обманчивости внешнего вида. Здесь же можно видеть и пародию на совершившую грех Еву.

http://azbyka.ru/art/grehopadenie/

Лев.23:20 .  священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, [который приносит, это принадлежит]; Лев.23:21 .  и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши. К 50-му дню от Пасхи и возношения первого снопа вся жатва уже оканчивалась (довольно долго длилась она не только вследствие неодновременного поспевание хлебов в разных местностях Палестины, но и потому, что включала и молотьбу хлеба), и тогда, – в праздник Пятидесятницы, Израиль должен приносить Иегове из нового урожая уже готовый хлеб, «от жилищ», предмет обыденного питания, т. е. квасной: 2 хлеба, не бывшие (ср. Лев.2.11 ) собственно жертвою (жертва трех родов приносилась при этом Лев.23:18–19 ), а символом благодарности Иегове. По блаж. Феодориту (вопр. 32), праздник этот «напоминал собою вступление в землю обетованную. Ибо с сего времени начали сеять и жать, " тогда как в пустыне ели манну, подаваемую с неба». Лев.23:21 .  и созывайте народ в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши. По важности и характеру праздник уравнивается с другими великими праздниками. Лев.23:22 .  Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш. В связи с «праздником жатвы» ( Исх 23.16 ) или «праздником первых плодов» ( Чис 28.26 ) повторяется данное уже ( Лев.19.9–10 ) повеление оставлять часть нового урожая бедным. Лев.23:23 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.23:24 .  скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]; Лев.23:25 .  никакой работы не работайте и приносите жертву Господу. Праздник трубного звука – в 1-й день священного 7-го месяца – тисри, 1-го месяца гражданского (и сельскохозяйственного) года древнееврейского (ср. Исх 12.2 ), почему у талмудистов 1-е тисри называется Новым годом (rosch-hasschanah: название и целого трактата во 2-м т. Мишны). В библейском тексте данного места праздник называется: 1) покоем (schabbaton); 2) « памятью труб " (слав., евр.: zikkaron teruah); в Чис 29.1–6 , кроме того, указаны праздничные жертвы этого дня. По талмудистам, праздник труб напоминал о творении и вместе о суде Божьем, почему он с последующими 8 днями считался преддверием к дню очищения. Трубление в трубы (teruah) – самый характерный признак праздника – должно было возбуждать народ к самовниманию (об употреблении труб в др. случаях см. Чис 10.2–10 ) и покаянию. Последнему был нарочито посвящен день очищения, совершавшийся в 10-й день (с вечера 9-го) тисри.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священная история Ветхий Завет Сотворение мира невидимого и видимого В начале Бог сотворил из ничего одним Своим словом небо и землю. Под небом должно разуметь мир невидимый, или ангелов. Ангелы – бестелесные духи, бессмертные и разумные. Высшие из них называются херувимами, серафимами, архангелами. Все ангелы сотворены Богом добрыми, но один из высших ангелов с некоторыми другими возгордился, перестал повиноваться Богу и сделался злым. Бог лишил некоторых ангелов блаженства и удалил их от Себя. Они называются диаволами и соблазняют людей на все дурное, противное воле Божией. Земля, которую сотворил Бог , была сначала неустроена и покрыта тьмою. Потом Бог дал земле устройство в шесть дней. В первый день Он сказал: «да будет свет», и стал свет. Во второй день Бог сотворил твердь, которую мы называем небом; в третий день отделил воду от земли и повелел земле произрастить деревья и травы. В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – земных животных и человека. В седьмой день Бог почил от дел Своих, то есть, не творил ничего вновь. Он освятил этот день и назвал его субботою, что значит покой. Сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но управляет миром, сохраняет его и помогает всякому добру. Это попечение Божие о мире мы называем Промыслом Божьим, а Бога Промыслителем. Сотворение человека и его блаженство в раю Бог создал тело первого человека Адама из земли и вдунул в него душу бессмертную и разумную, созданную по образу и по подобию Божию. Бог поселил Адама в раю, то есть, в прекрасном саду, посреди которого были два особенных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дерева имели силу охранять человека от болезней и смерти, о втором же древе Бог сказал Адаму: «от всякого древа в раю ты будешь есть, а плодов с древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, умрешь». Потом Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял у него ребро и создал ему жену – Еву. Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Праздник природы и космоса, истории и будущего торжества «Праздник сошествия Святого Духа». Произносишь эти привычные с детства, знакомые слова, и вдруг поражаешься им: словно услышал их в первый раз. Протопресвитер Александр Шмеман Да, с детства знаю, что через десять дней после праздника Вознесения, и значит — через пятьдесят дней после Пасхи, искони праздновали и празднуют христиане сошествие Святого Духа, по церковному его названию — праздник Пятидесятницы , а по народному, бытовому — Троица, Троицын день . В этот день с незапамятных времен убирали и украшали церкви зеленью, ветками, а церковный пол устилали травой… В день же праздника, на торжественной вечерне, стояли люди с цветами в руках. Таким вошел этот праздник и в народное сознание, и в родную литературу — как некое солнечное, светлое торжество, как праздник цветения, как некая радостная встреча с Божьим миром во всей его красе и благодатности. Все религии — и среди них самые древние, самые первобытные — знали праздник летнего цветения, праздник первых всходов, плодов, растений. Если в ветхозаветной религии Пасха была — праздником весеннего воскресения мира и природы, то Пятидесятница — праздником перехода весны в лето, праздником победы Солнца и света, праздником космической полноты. Но в Ветхом Завете этот фактически общечеловеческий праздник приобретает новое значение: он становится ежегодным воспоминанием восхождения Моисея на гору Синай, где в некоей несказанной, мистической тайне явился ему Бог и заключил с ним Завет и дал ему Заповеди, и обещал спасение. Религия, иными словами, перестала быть только природой и стала началом истории: Бог открыл Свой закон, Свои заповеди, Бог раскрыл человеку Свой замысел о нем, Бог указал человеку путь. Весна, лето, вечный природный круг — сделались знаком и символом не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и ему заповеданного возрастания в полноту знания, жизни и совершенства… И наконец, в самый последний период Ветхого Завета праздник этот стал — в учении и прозрениях пророков — праздником, обращенным к будущему, к последнему торжеству Бога в Своем творении. Вот как говорит об этом пророк Иоиль: «И будет в последние дни — излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего. И покажут знамения на небе и на земле… прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…»

http://pravmir.ru/troica-ispolnenie-vseg...

18 . Что касается сотворения человека, то изобразить его – выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания . Словами: «сотворим человека по образу и подобно Нашему», – Бог, во–первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека бессмертного почитает делом достойным Своих рук. Далее, как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: «сотворим человека по образу и подобию». Никому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу от плодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных. 19 . Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил». Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: «Это – книга происхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю» 68 . Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом. Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: «сотворим человека», а не показано Его сотворение, – Писание научает нас в следующих словах: «источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой» 69 . Поэтому весьма многими душа названа бессмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Приступая к творению человека, Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над всею землею и всеми животными на ней». И Создал Господь Бог человека из земли, и вдунул в него душу, которая мыслит, желает и чувствует. И назвал Господь Бог первого человека Адамом (что значит: сделанный из красной глины) и поселил его в раю (прекраснейшем саду) с тем, чтобы человек возделывал и хранил его. Среди рая произростали два необыкновенные дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Плоды первого могли предохранять человека от болезней и смерти, а плоды второго Бог избрал для испытания послушания первых человеков. Господь заповедал Адаму: «пользуйся: плодами всех дерев этого сада, но плодов от дерева познания добра и зла не вкушай; в который же день вкусишь от него, непременно умрешь». – И привел Господь Бог к человеку всех животных полевых и птиц небесных, чтобы, видеть, как человек назовет их. Человек нарек им всем имена, и при этом заметил, что ему не находится помощника, подобного ему. И сказал Господь: «не хорошо человеку быть одному: сотворим ему помощника, подобного ему». И навел Господь на человека крепкий сон и, взяв одно из ребер его, создал жену, и привел ее к Адаму, и благословил их, говоря: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над всеми животными на ней». И были Адам и жена его наги, и не стыдились. Бог сотворил человека по образу Своему с тем, чтобы он был подобен Ему, то есть, также праведен и свят. «Будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш небесный», учит Спаситель. Но чтобы сделаться подобным Богу, нужно сначала хорошо знать Его. Отсюда первая обязанность человека – познавать Бога, чего и требует заповедь Божия: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене. И взглянул Бог на все созданное Им и нашел, что все было весьма хорошо. В день седьмый Бог почил от всех дел Своих на земле (т. е. перестал творить вновь), благословил и освятил этот день, чтобы люди по преимуществу посвящали его на служение Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010