Прислушайтесь к сказанному, вы, священники Господа. Жертвенное мясо, предназначенное священникам, есть слово Божие, которому они учат в Церкви. Эти мистические образы напоминают им, когда они только начинают нести это слово людям, что они не приносят вчерашнего, старого, того, что по букве, но по милости Божьей всегда несут новое и всегда взыскуют духовное. Ибо если сегодня ты приносишь в Церковь то, что узнал вчера от иудеев, значит, ты ешь мясо вчерашней жертвы. Если помнишь, Законодатель тоже использовал эти слова, когда говорил о приношении из первых плодов, чтобы они были, как сказано, новыми и свежими (ср. Лев.2:14 ). Ты видишь повсюду: то, что служит восхвалению Бога, то есть является жертвой хвалы (ср. Пс.49:23 ), должно быть новым и свежим, чтобы не принести тебе в Церковь старое – когда уста твои глаголют, но ум не приносит плода. Послушай, что говорит Апостол: «Когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:14–15 ). Так и ты, если принесешь Богу слово хвалы, но не новое и свежее, от наставления духа, от учения о благодати Божьей, то хотя и принесешь устами твоими «жертву хвалы», но ум твой обнаружит бесплодность вчерашнего мяса. Ибо Господь, давая ученикам Своим хлеб, говорит: «Приимите, ядите» ( Мф.26:26 ), а не откладывает его и не повелевает хранить его до завтрашнего дня. Этот таинственный смысл, возможно, заключается и в том, что Он сказал им не брать хлеба в дорогу (ср. Лк.9:3 ), чтобы всегда приносить тебе свежие хлебы слова Божьего, которые ты носишь в себе. За то и гаваонитяне были осуждены и стали «рубить дрова и черпать воду» ( ИсНав.9:21–23 ), что принесли старый хлеб израильтянам, которым духовный закон повелевал всегда потреблять новый и свежий. Несомненно, есть и другой образ этих тайн, который предписывает сохранять что-то и съедать «на следующий день», но ничего не оставлять «на третий день»; в свое время мы об этом поговорим.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Чтобы, познавая лучшее. То есть полезное. Если вы любите благоразумно и с рассуждением, то вы можете избирать полезное и распознавать, кто достоин любви, то есть верных, и кто не достоин, то есть неверных. Но как же говорит он в другом месте: будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18). Во-первых, он не безусловно сказал, но с ограничением: если возможно, будьте в мире со всеми людьми. Затем, иное - быть в мире, и иное любить; первое значит не враждовать, а для любви требуется душевное расположение и как бы слияние и тождество в нравах, чего не следует оказывать по отношению к еретикам. Ибо если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его (Мф.5:29). Вы были чисты и непреткновенны в день Христов. Я говорю это не ради своей пользы, но для того, чтобы вы под предлогом любви не приняли какого-либо ложного учения. Сказал: чисты - это пред Богом, непреткновенны - это пред людьми; потому что хотя дружба с еретиком и не приносит вреда тебе, но соблазняет другого; а если ты соблазняешь своих братьев, то как же явишься чистым в день Христов? Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. То есть, чтобы вы сообразно с правотой учения и жизнь вели безукоризненную. Под праведностью апостол разумеет всякую добродетель, или в частности милосердие. Не говорю, чтобы вы исполняли добродетель или милосердие несовершенно, но чтобы вы были исполнены ими. А так как и эллины думали приписывать себе добродетель и милосердие, то он и прибавил - Иисусом Христом; так как их дела не по Христу, но ради тщеславия и человекоугодия. В славу Божию, то есть: а не во славу меня, который научаю сему; вам не должно препятствовать славе Божией. Вместе с тем он и ободряет их, как бы говоря, что Бог будет содействовать им в деле, которое они будут совершать во славу Его. Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования. По-видимому, филиппийцы, узнав, что Павел связан, беспокоились, как бы это не послужило препятствием проповеди Евангелия. Поэтому, чтобы уничтожить это подозрение, Павел и говорит, что узы не только не воспрепятствовали моему благовествованию, но, напротив, послужили к большему его успеху.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1063...

1, повелевает изготовить две скрижали, подобные прежним, и говорит, что Он напишет на них то же, что было написано на первых скрижалях. Моисей исполняет повеление Божие и восходит на гору. В стихах с 6 по 26, с некоторым перерывом в стт. 8 – 9, содержится речь Господа к Моисею, преимущественно, законодательно-обрядового характера. Многие отдельные части этой речи совпадают с десятословием 20 гл. Исхода и 5 гл. Второзакония. Именно: в стихах 6 – 7 Господь называет себя Богом, сохраняющим милость в тысячи родов и наказывающим вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. В ст. 14: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что имя Его «ревнитель»; Он Бог ревнитель. В стихе 17-м: не делай себе богов литых. В стихе 21-м, обставленном предписаниями о различных праздниках, читаем: шесть дней работай, а в седьмый день покойся. Таким образом, в 34-й главе есть три заповеди общеизвестного десятословия: 1-я, 2-я и 4-я. К ним присоединяются: заповедь о порядке празднования опресноков, о выкупе всех первенцев, запрещение являться перед лицом Божием с пустыми руками, повеление три раза в год делать всеобщие праздничные собрания, предписание о кровавой жертве и, в частности, о пасхальной, закон о начатках плодов и, наконец, запрещение варить козленка в молоке матери. Получается, следовательно, десять заповедей религиозного и религиозно-обрядового характера (должен заметить, что счет их может быть различный). Эти заповеди Господь предваряет словами: вот, Я заключаю завет...: сохрани то, что повелеваю тебе ныне (ст. 10 – 11). По произнесении их, Господь говорит: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобой и с Израилем (ст. 27). В следующем стихе, непосредственно за сим, прибавляется: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие; в славянском – по LXX-mu: написа... словеса сия завета десять словес. Из приведенных мест, по-видимому, следует то заключение, что десятословие, записанное на вторых скрижалях, было не то, какое мы знаем: оно совпадает с общеизвестным десятословием лишь в трех десятых своего содержания, а прочие семь заповедей были совсем другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

3. Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: «посети виноград сей», про­рок прибавил: «...на Сына человеческо го, Которого Ты укрепил Себе», т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, " Которого Ты укрепил Себе», посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ), равно и сам Господь: Я не пришел, «только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ). «Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего (все) погибнут " ( Пс.79:17 ). Так как пророк уподобил на­род иудейский винограднику, то по необходимости разделяет речь, го­воря то об образе, то о тех, к кому он приложил этот образ. Итак, пожжен огнем виноградник иудейский, т.е. синагога. Об этом же говорил и Христос: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). А огонь низвержен, и раскопан виноградник для того, чтобы, по раскопании его, открылось сокрытое в нем основание, о котором Исаия говорил: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). И Давид говорил: «припомни, Господи, сынам Едомски м, в день Иерусалима» ( Пс.136:7 ), т.е. язычни­ков, говоривших: «опусто шайте, опусто шайте его до основания» (там же). Принадле­жащее иудеям до тех пор раскапывается язычниками, т.е. тщательно исследуется, испытывается, пока они не откроют основания, которое те скрывают. В силу этого последние погибнут от прещения лица Божия, разумей – Христа, потому что Он порицал их за то, что, имея ключи знания, они сами не входят, и желающим войти препят­ствуют ( Лк.11:52 ). " Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твое!» ( Пс.79:18–19 ). Мужем десницы называется Христос: мужем – по человечеству, десницы Его – во-первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и Сыном Чело­веческим точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: «Которого Ты укрепил Себе»: укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, по­скольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

66 Кроме 10 заповедей, изреченных Самим Богом на Синае ( Исх.20:1–17 ), по верованию иудеев, должно исполнять еще 613 заповедей, которые будто бы были изречены также Господом 70-ти старейшинам, восходившим на гору Синай вместе с Моисеем ( Исх.24:9 и сл.). Эти заповеди, никем из старшин не записанные, будто бы сохранились путем устного предания, переходя из рода в род, пока не были внесены в талмуд. Исполнение их, по воззрению иудеев, не менее, если только не более, важно, чем исполнение 10 заповедей, написанных на скрижалях. Эти 613 заповедей и суть те предания старцев, о которых говорится Мк.7:3 . 67 Этот ковчег, напоминавший о ветхозаветном кивоте, обыкновенно поставляется посредине восточной стены синагоги. 68 Об этом благословении говорится в книге Чисел ( Чис.6:22–26 : «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов израилевых, говоря им: Да благословит тебя Иегова и сохранит тебя; да призрит на тебя Иегова светлым лицом Своим и помилует тебя; да обратит Иегова лице Свое на тебя и даст тебе мир»). Известно, что в троекратном употреблении имени Иегова при этом благословении отцы церкви находили указание на Троичность Лиц Божества. 69 Евреи произносят свои молитвы обыкновенно на древнееврейском языке, потому что, как уверяет Талмуд, ангелы, возносящие молитвы к Богу, понимают только этот язык. Исключение составляют молитвы в праздник пасхи и пятидесятницы, читаемые на халдейском и сирском языках. Это делается для того, чтобы ангелы не могли позавидовать блаженству евреев, которого они просят в означенных молитвах и которое надеются получить с пришествием Мессии. 70 Вот этот отрывок: «В день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение мучное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте, и приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна, семь однолетних агнцев, и при них в приношение мучное лучшей муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на одного тельца, две десятых части ефы на одного овна, по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, – одного козла для очищения вас, кроме постоянного всесожжения и мучного приношения при нем; приносите это с возлиянием их; без порока должны быть они у вас» .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   Но умеем ли мы прощать? Можем ли мы действительно простить? Видим ли свои немощи и прегрешения против ближних, чтобы искренне произнести слова — «прости меня грешнаго»? На эти вопросы мы все без исключения должны ответить себе сами.    Ведь, если по слову апостола Иакова «в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:14—18).    Все мы нуждаемся в прощении, в милости Божией. Чтобы не напрасен был наш постный труд и подвиг, сегодня мы должны все осознать, что дар наш может быть отвергнут Богом по единственной причине — мы не исполнили призыва к любви, не примирились, не простили от всего сердца. Еще и еще напомню увещевание нам Самого Спасителя: «аще... принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда шед принеси дар твой» (Мф.5:23—24). Прощение обид! Да откуда они и берутся эти обиды? Корень всех наших небратских отношений: распрей, вражды, озлоблений — кроется в нашем сомолюбивом сердце. Самолюбие вскармливает гордость и зависть… Из них произрастают все прочие страсти. Бороться с ними не легко, но необходимо, иначе спасение наше невозможно. «Идеже бо зависть и рвение ту нестроение и всяка зла вещь» (Иак.3:16) — напоминает нам апостол Иаков. Дорогие мои! Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Днесь весна душам! Поревнуем же отныне о спасении, об очищении сердца своего. Божественная благодать ждет нашего произволения, чтобы помочь нам слабым и немощным. Возжелаем спасения, ответим на Божественную любовь и призыв богоугождением самой своей жизнью. Поревнуем иметь в памяти сердца дела и плоды падений наших, ведущих к вечной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 45. Грехопадение прародителей Невинное и блаженное состояние прародителей не досталось в удел их потомкам. Бытописатель не указывает, как долго жили прародители в раю, но говорить, что они нарушили завет с Богом и пали. Грехопадение их совершилось под влиянием змея – искусителя, т.е диавола, который только пользовался змеем – животным, как орудием искушения. Диавол позавидовал блаженству первых людей, вошел в змию и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Когда Ева ходила в раю и остановилась пред запрещенным деревом, диавол, вошедший в змию, сказал ей: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Ева отвечала: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Диавол сказал ей: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Льстивые обещания диавола произвели в душе Евы то, что плоды дерева показались хорошими для пищи (похоть плоти), приятными для глаз (похоть очес) и вожделенными, потому что могли дать ей Божеское знание (гордость житейская). И Ева , забыв благодеяния Божие, вкусила от запрещенного плода, потом подала мужу, и он также ел. Таким образом первые люди нарушили заповедь Божию и вместо любви, оказали непослушание Богу. Мы поймем всю важность греха наших прародителей, если обратим внимание на количество частных грехов, заключавшихся в грехе прародителей. Здесь заключались: а) гордость, потому что прародители прежде всего увлеклись обещанием змия: «будете яко бози»; б) неверие, потому что не поверили словам Божиим: «смертью умрете»; в) отступничество от Бога и переход на сторону врага Его – диавола, потому что не послушались Бога, а послушались обольстителя и поверили дерзкой клевете его, будто Бог по зависти или недоброжелательству запретил им вкушать от известного древа; г) величайшая неблагодарность к Богу за все Его чрезвычайные милости и щедроты. Читать далее Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии/сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим . Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов ( Исх. 23:16 ). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа. Какое слово использовалось в наименовании Господа Его современниками? иеромонах Иов (Гумеров) В греческом тексте в этих местах святого Евангелия стоит Кюриос. Так как во времена Спасителя разговорным языком был арамейский, то искавшие исцелений в обращении к Иисусу Христу, по-видимому, произносили Марэ (Господь). Как, когда и кем была крещена Богородица? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина) . Б.г., б.м., с.153). Почему Римская империя преследовала христиан? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:12–13 ). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Во всех своих последующих словах Ренан ссылается на эту речь Спасителя. 104 Преувеличения эти только в эпикурейском воображении Ренана. Хотя все старается и здесь представить он в извращенном свете, тем не менее читать его не так противно: о хороводах, свадьбах и упоении он забыл на время. 105 Имеются в виду след. слова Спасителя, сказанные в слух народа и книжников, при исцелении бесноватого отрока: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» Спрашиваем, что здесь странного? Это – глубокая и горькая правда. 106 Здесь одна из недобросовестных ссылок, совершенно не заключающая того, что навязывает Иисусу Ренан. Приводим указанные места: Мк. 4:40 : (когда была буря на море), «Он запретил ветру и сказал морю: умолкни. И ветер утих, и сделалась тишина. И сказал им: что вы так боязливы, как у вас нет веры? И убоялись страхом велиим и говорили между собой: Кто же это, что и ветер, и море повинуются Ему»? Мк. 5:15 : жители гадаринские, «увидевши, что бесноватый, в котором был легион, сидит и одет, в здравом уме, устрашились». Мк. 9:31 : «Иисус говорил ученикам, что Он будет пре» дан в руки человеческия и убьют Его, и в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (т. е. стеснялись). Есть ли что-нибудь общее между этим благоговейным страхом пред божественной силой и тем страхом, на какой указывает Ренан? Его страх – это робость в присутствии странного, почти помешанного человека. Так Ренан «открывал» евангельскую истину! 107 Имеется в виду «иссушение Христом смоковницы». Неужели Ренан вообразил, что Христос был недоволен и смоковницей? Нет, бесплодная смоковница взята была во образ народа еврейского, чуждого плодов веры в обетованного Мессию. 109 Этим признанием, сказанным вскользь, Ренан в корне подрывает расписанную им галилейскую идиллию. Дальше и мы на основании точных евангельских свидетельств докажем, что действительно, противление Христу было и в Галилее и на самых первых порах Его служения. Напрасно Ренан и городил о Галилее всякий сентиментальный вздор.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

, где описывается грехопадение Адама и Евы, хотя само подстрекательство змея к нарушению прародителями заповеди Божией не называется И. Большинство отцов Церкви, комментировавших этот эпизод, полагали, что в образе змея первых людей искусил сатана . В немногочисленных упоминаниях в Свящ. Писании сатана предстает как лукавый искуситель, «лжец и отец лжи» (Ин 8. 44), он действует не только против человека, завидуя ему (Прем 2. 24), но и против Бога (Зах 3. 1-2), он противопоставляет себя всему божественному творению: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Диалог с Евой змей начинает с вопроса, к-рым ставит под сомнение достоверность слов Бога: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт 3. 1). В этом вопросе заключается ложь в отношении Бога, т. к. запрет преувеличен до крайности. Ева повторяет запрет вкушать плоды с древа познания, но при этом к словам «не вкушайте» добавляет «и не прикасайтесь к ним» (Быт 3. 3). В усилении запрета, а также в напоминании о каре за преслушание - «чтобы вам не умереть» (Там же) прослеживается страх наказания. Следующая реплика змея опирается на этот страх: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Змей усиливает недоверие к Богу и приписывает Ему ложь. Вместе с тем он предлагает Еве свое толкование запрета и тем самым ставит ее перед выбором: либо продолжать с доверием относиться к словам Бога и, следов., признать ошибочным толкование этого запрета змеем, либо согласиться с искусителем, вкусить плод в надежде обрести независимость от Бога, но при этом фактически признать Бога лжецом. Диавол не настаивает на нарушении заповеди и даже не убеждает нарушить ее; он всевает в душу Евы сомнения, которые по его замыслу должны привести ее к осознанному греху - в этом и заключается И. Следующий стих кратко описывает то, как Ева принимает решение: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3. 6). Здесь змей уже не фигурирует, Ева согрешает и способствует греху Адама. Т. о., грех - это результат свободного выбора; благодаря греху в мире людей появилось зло.

http://pravenc.ru/text/674970.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010