Этот древний, известный с XII века монастырь давно уже был населен греками. В начале XIX века монастырь испытал такой упадок, что протат (святогорское монашеское соборное управление) хотел продать его за долги. Маленькое братство во главе с игуменом Герасимом испытывало бедствия, голод, насмешки от афонцев за то, что несколько лет подряд не могли отпраздновать свой главный престольный праздник (панигир), день памяти святого великомученика Пантелеимона. Утешали себя пантелеимоновские греки известным святогорским пророчеством: «Бог не оставит сию обитель, но воздвигнет такого мужа, который ее возродит». Этим долгожданным мужем и стал русский монах Иоанникий (Соломенцов). После слезных просьб пантелеимоновских греков о помощи в восстановлении монастыря, напутствуемый пророческими словами своего старца: «Иди в Русскую обитель: Господь там хощет сотворить нечто дивное», монах Иоанникий вселился в 1840 году в Пантелеимонов монастырь, был рукоположен во священный сан, пострижен в великую схиму с именем Иероним и назначен духовником. Почти полвека прожил он в Русике в неустанных трудах, прославившись как возобновитель русского афонского монашества, как ктитор – возобновитель и строитель Пантелеимонова монастыря, как известный многими благодатными дарованиями богомудрый, прозорливый старец-духовник. Иеросхимонах Иероним, став первым помощником греку-игумену, так мудро повел монастырские дела, что постепенно нашел средства выплатить огромные долги обители, благоукрасить храмы, полностью восстановить и отстроить жилые и хозяйственные корпуса. Насельников в монастыре становилось все больше и больше, и в конце жизни отца Иеронима в обители собралось до 1000 человек. Братия состояла в основном из русских и греков, были и сербы, и болгары, и молдаване… Монастырь, как и все святогорские обители, жил, по свидетельству Леонтьева, «своей особой, не греческой и не русской, а православной жизнью» с. 59]. Русский консул в Солуни (Салониках) Константин Николаевич Леонтьев приехал в Пантелеимонов монастырь в 1871 году. Обстоятельства приезда хорошо известны с его слов. Летом 1871 года он тяжело заболел, испугался смерти и взмолился, обращаясь к иконе Божией Матери, висевшей на стене, об исцелении, пообещав постричься в монахи на Афоне. И с ним произошло явное чудо – он выздоровел через несколько часов. Потрясенный и перерожденный действием благодати Божией, столь явственно ощутимой, он отправился на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Там Константин Николаевич провел больше года, «изучая», по его свидетельству, «монашескую жизнь и испытывая себя», там он вступил «навеки в духовную связь с монашеством» л. 2; 19, л.27]: «Афон показал мне примеры высокого и даже страшного аскетизма, старцы Русика выучили меня послушанию, посту и молитве, заставили понимать жития святых, раскрыли мне истинный дух Церкви» т. 6 (1), 232].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Этот древний, известный с XII века монастырь давно уже перешел во владение к грекам. В начале XIX века монастырь испытал такой упадок, что протат (святогорское монашеское соборное управление) хотел продать его за долги. Маленькое греческое братство, среди которого не было ни одного русского монаха, во главе с пожилым игуменом Герасимом испытывало бедствия, голод, насмешки от афонцев за то, что несколько лет подряд не могли отпраздновать свой главный праздник (панигир), день памяти святого великомученика Пантелеимона.   Утешали себя пантелеимоновские греки известным святогорским пророчеством: «Бог не оставит сию обитель, но воздвигнет такого мужа, который ее возродит». Этим долгожданным мужем и стал русский монах Иоанникий (Соломенцов). После слезных просьб пантелеимоновских греков о помощи в восстановлении монастыря, напутствуемый пророческими словами своего старца: «Иди в Русскую обитель: Господь там хощет сотворить нечто дивное», он вселился в 1840 году в Пантелеимонов монастырь, был рукоположен во священный сан, пострижен в великую схиму с именем Иероним и назначен духовником обители.   Почти полвека прожил он в Русике в неустанных трудах, прославившись как возобновитель русского афонского монашества, как ктитор — возобновитель и строитель Пантелеимонова монастыря, как известный многими благодатными дарованиями богомудрый, прозорливый старец-духовник. Иеросхимонах Иероним, став первым помощником греку-игумену, так мудро повел монастырские дела, что постепенно нашел средства выплатить огромные долги обители, полностью восстановить и отстроить ее жилые и хозяйственные корпуса, благоукрасить храмы. Насельников в монастыре становилось все больше и больше, и в конце жизни отца Иеронима в обители собралось до 1000 человек. Братия состояла в основном из русских и греков, были и сербы, и болгары, и молдаване… Монастырь, как и все святогорские обители, жил, по свидетельству Леонтьева, «своей особой, не греческой и не русской, а православной жизнью» с. 59].   Русский консул в Солуни (ныне Салоники) Константин Николаевич Леонтьев впервые приехал в Пантелеимонов монастырь в 1871 году. Обстоятельства приезда хорошо известны с его слов. Летом 1871 года он тяжело заболел, испугался смерти и взмолился, обращаясь к иконе Божией Матери, висевшей на стене, об исцелении, пообещав постричься в монахи на Афоне. И с ним произошло явное чудо — он выздоровел через несколько часов. Потрясенный и перерожденный действием благодати Божией, столь явственно ощутимой, он отправился на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Там Константин Николаевич провел больше года, «изучая», по его свидетельству, «монашескую жизнь и испытывая себя», там он «вступил навеки в духовную связь с монашеством» с. 102, 591].

http://isihazm.ru/1/?id=747

А между тем такое разъяснение делается тем более нужным, что внимательное изучение повести вызывает некоторые сомнения, недоумения и вопросы. Упоминания в письменности о Меркурии Смоленском и о том событии, героем которого рисует его наша повесть, мы находим сравнительно очень поздно: известные списки повести не восходят далее XVI века; следовательно, древнейшие из них писаны спустя по крайней мере два с половиной столетия после описываемых в них событий; редакция, которую Буслаев принял за более раннюю, дошла лишь в списке второй половины XVII в. От более раннего времени каких-нибудь данных о святом или свидетельств о почитании его памяти мы не имеем. По-видимому, празднование его памяти установлено также в позднее сравнительно время. В святцах разного рода его имя появляется не ранее конца XV века. При этом следует заметить, что не сохранилось указания на какой-нибудь акт, которым была совершена канонизация этого святого. Соборы XVI в., посвященные канонизации русских святых, не коснулись памяти Меркурия 76 . Многие рукописные святцы уже позднейшего времени не упоминают ее. Самый день памяти Меркурия Смоленского (24 ноября) совпадает со днем памяти великомученика Меркурия Кесарийского (III в.); это во всяком случае внушает подозрение, что при установлении празднования памяти первого не было точных сведений о его кончине. Иначе сомнительно, чтобы смоляне не назначили особого дня для чествования святого, которого так высоко ставят служба и повесть; странно, что такой видный в жизни Смоленска день, день чудесного спасения города от разорения, не праздновался и остался не отмеченным. Позднейшие памятники (напр. Словарь о святых) указывают на 24 ноября, как на день события; но и это указание подозрительно: основания для него неизвестны, а между тем его очень легко объяснить желанием мотивировать post factum состоявшееся уже приурочение памяти русского Меркурия к этому дню. В одном Погодинском месяцеслове XVII века 1962, л. 1), по свидетельству г. Писарева 77 , она отнесена к 16 августа; это указывает известное колебание в выборе дня празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в Российской Федерации Данаи-Магдалини Куманаку, председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников. Богослужебные песнопения исполнил хор храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе (регент — С.С. Тимофеев). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ вождей и воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. Проповедь перед причастием произнес священник Дионисий Лукин, клирик Георгиевского храма. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход вокруг храма с десницей святого великомученика Георгия. Затем в храме перед ковчегом с десницей Предстоятель Русской Церкви совершил славление. Настоятель храма-памятника протоиерей Серафим Недосекин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святого Георгия, поражающего дракона. К Предстоятелю Русской Церкви обратился архимандрит Алексий (Мадзирис) и преподнес список чудотворной иконы святого великомученика Георгия — святыни афонского монастыря Ксенофонт. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с  Первосвятительским словом . В дар братии монастыря Ксенофонт Предстоятель передал пасхальное яйцо. Затем состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с мэром г. Москвы  С.С. Собяниным , посетившим храм-памятник святого великомученика Георгия. На площади перед Георгиевским храмом Святейший Патриарх и мэр российской столицы приветствовали участников Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и посетили  парад кадетов  столицы «Не прервется связь поколений».

http://patriarchia.ru/db/text/4070941.ht...

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников и сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, прихожане Никольского собора и паломники из храмов Алма-Аты и Алма-Атинской области. Песнопения Литургии исполнял праздничный хор Никольского собора под управлением О. Берекешевой и обиходный хор храма под управлением С. Балакший. Во время чтения часов митрополит Александр совершил хиротесию во чтеца выпускника Алма-Атинской духовной семинарии, учащегося 2 курса Московской духовной академии Иоанна Коноплева. На заупокойной ектении поминались строители Никольского собора и возобновители богослужебной жизни, почившие священнослужители и прихожане храма. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение Литургии состоялось славление великомученику Пантелеимону перед его иконой и ковчегом с частью главы святого целителя, хранящейся в Никольском соборе. Митрополит Александр обратился к молящимся с проповедью о житии великомученика. Более ста лет в Никольском соборе Алма-Аты хранится украшенный эмалями ковчег с мощами великомученика Пантелеимона — частью его честной главы. История обретения этой святыни такова. По просьбе православных жителей города Верного, как тогда называлась Алма-Ата, епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (преподобноисповедник схиархиепископ Антоний (Абашидзе)), в 1910 году направил настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря архимандриту Иакинфу (Кузнецову) просьбу благословить верненцев частицей мощей великомученика Пантелеимона. Вскоре часть главы целителя Пантелеимона и частицы мощей святителя Григория Богослова и святителя Нифонта, Патриарха Цареградского, через Афонское подворье в Одессе были переданы Туркестанской епархии. В праздник целителя Пантелеимона (27 июля по старому стилю) святыни были торжественно встречены епископом Димитрием, духовенством, губернатором и многочисленными верующими. «Ныне вся вселенная разделяет наше торжество и воздает хвалу величию Божию», — такие слова звучали тогда из уст православного народа. Ковчег с честными мощами, привезенными с Афона, до сего дня хранится на престоле Никольского собора Алма-Аты и приносится в утешение верующим в епархии Казахстанского митрополичьего округа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

С того времени собор стал одним из самых любимых и значимых храмов нашего района. Его торжественная красота поражает и внешним, и внутренним убранством. Нижний этаж, где находится крестильный храм, проектировал и строил архитектор Анисимов. Иконы нижнего придела написаны также в мастерской Анисимова. На этом этаже всё сделано в Византийском стиле из натурального белого камня. Оригинальное устройство воскресной школы (полукругом) и крестильни для взрослых спроектировано Валентином Григорьевичем Ганкиным. Иконостас среднего этажа собора исполнен в стиле Дионисия. Верхний этаж исполнен в стилях барокко и ампир. Полы делались мастерами из Индии (камень, так же был привезён из Индии). Иконостас верхнего этажа Собора проектировался и создавался мастерами в Палехе. Витражи на окнах третьего этажа – это авторская работа. Они изготовлены по уникальной методике восстановления – это настоящий сплав, а не рисованные картины, как может показаться на первый взгляд. За три года в соборе великомученика Георгия Победоносца появилось много святынь: частички мощей Георгия Победоносца, мученицы Татианы, преподобного Александра Свирского, который сподобился, подобно ветхозаветному патриарху Аврааму, явления Пресвятой Троицы в виде трех Ангелов; великомученика и целителя Пантелеимона, блаженной старицы Матроны Московской, преподобного Антония Оптинского. Большинство икон, располагающихся в семи пределах Собора, написаны на Святой Горе Афон, в Греции. Также, по милости Божией, в соборе великомученика Георгия Победоносца находится единственная в районе и написанная специального для собора икона Новомученников Одинцовских. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время развивается и приходская жизнь: открыта Воскресная школа, и она действует не только для детей. Родители могут также остаться на беседы со священником, пока их дети занимаются в классах. Существуют различные кружки для маленьких прихожан: вышивания, бисероплетения, рисования, пения. В течение богослужебного года на большие праздники, такие как Рождество, Пасха, день памяти святых Кирилла и Мефодия силами родителей и учеников воскресной школы ставятся сценки, спектакли.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Выступая на церемонии открытия, епископ Назарий отметил, что для России 2017 год отмечен исторической датой: исполняется 100 лет октябрьской революции. Это событие потрясло не только Российскую империю, но и весь мир. В знак благодарности за любовь, с которой посещает Будимлянско-Никшичскую епархию епископ Назарий в торжественные дни памяти святителя Василия Острожского, а также в знак дальнейшего укрепления связей между двумя братскими православными народами епископ Иоанникий преподнес наместнику Лавры список афонской святыни — Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица» для Благовещенского храма, который, к сожалению, пока является музеем, с надеждой на то, что храм вскоре будет возвращен обители. Вечером в канун  дня памяти святителя Василия Острожского в освященном во имя этого святого  соборном храме города Никшич митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил всенощное бдение в сослужении епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия, а также священнослужителей Будимлянско-Никшичской епархии. За богослужением молился епископ Кронштадтский Назарий. За содействие братским отношениям между славянскими православными народами епископ Иоанникий вручил митрополиту Викентию высшую награду епархии — медаль святого великомученика Георгия Победоносца (I степени). Владыка также вручил гостю из Русской Православной Церкви в качестве памятного дара наперсный крест и панагию. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященного Иоанникия за высокую награду и гостеприимство. 12 мая, в день памяти святителя Василия Острожского, владыка Викентий возглавил Литургию в центральном соборном храме монастыря Острог в Черногории, где пребывают честные мощи святого. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, собор священнослужителей епархии. За богослужением также молились епископы Диоклийский Кирилл и Кронштадтский Назарий. Тысячи верующих приехали в Острог, чтобы принять участие в молитвенном праздновании памяти Острожского чудотворца и приложиться к его святым мощам.

http://patriarchia.ru/db/text/4895313.ht...

Мы говорим, как это было прекрасно, какое влияние оказал на нас тот человек — своими словами, своими мыслями или даже просто добрым взглядом или протянутой рукой. Мы чувствуем силу влияния на нас, которая преодолевает время и остается с нами — может быть, на протяжении всей нашей жизни. Нечто куда более удивительное, но реальное происходит и в Церкви, когда силой Святого Духа мы пребываем в соприкосновении с Самим Христом, распятым и воскресшим, с Ним, совершившим Тайную вечерю, взошедшим на Крест и прославившим Себя силой воскресения. Поэтому и святые угодники для нас — это не просто герои, хотя они часто бывали героями, как святой великомученик Георгий Победоносец. Силой Святого Духа они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви — от сердца к сердцу, от ума к уму; кто прикасается к их истории, их подвигу и через молитву входит в реальное с ними соприкосновение. Святой великомученик Георгий запечатлен не только в истории Вселенской Церкви, но и в жизни нашего Отечества совершенно особым провиденциальным образом. Его изображение — в центре нашего государственного герба, в центре герба Москвы. Эти символы нашей национальной жизни увенчаны его святым изображением неслучайно. Почему? Да потому, что на протяжении всей истории народ наш, обращаясь к святому великомученику Георгию в самые трудные минуты, в первую очередь связанные с военными действиями, получал просимое. Святой великомученик возносил об Отечестве нашем молитвы пред лицом Божиим, и эти молитвы Бог слышал и даровал победу воинству нашему и народу нашему. Можно сколько угодно говорить о совпадениях и случайностях, но победа в Великой Отечественной войне — это победа на грани невозможного. Столкнулись силы, одна из которых многократно превосходила другую. Враг был непомерно сильнее во всем — в экономике, в организации, в вооружении, во многих областях, в том числе в области военных наук. Навстречу этим поработителям здесь, под Москвой, вышли наши воины в галошах и в обмотках, в тоненьких шинелях в 30-градусный мороз, с винтовками 50-летней давности, с танками, уступавшими противнику, голодные, а если вспомнить прошедшие годы лихолетья и репрессий, верующие, чья вера разрушалась, и неверующие, чьи идеалы также часто сокрушались… Но этот народ, который, казалось бы, был обречен стать жертвой, вдруг одерживает сокрушительную победу! И последние залпы Великой Отечественной войны прозвучали в дни, когда чествовалась память святого Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/4886228.ht...

– С древнейших времен святой Пантелеимон считается покровителем врачей. Видимо, сильное воздействие он оказал на своих современников, раз остался в вечной памяти как удивительный целитель. Что известно о прижизненных чудесах вмч. Пантелеимона? – Само призвание святого Пантелеимона было связано с чудесным знамением. Согласно житию, Пантолеон уверовал после того, как по молитве Иисусу Христу воскресил ребенка, умершего от укуса змеи. После этого великого чуда он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон. Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, которому не понравилось, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал расслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить в море. Но Пантелеимон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги. После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву, и святой сам попросил воинов исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами. Глава великомученика и целителя Пантелеимона как величайшая православная святыня по сей день хранится в Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. – Вам лично известно о чудесах, связанных со святым целителем, в наши дни? – Чудес по молитвам святого великомученика и целителя так много, что была даже составлена целая книга, в которую вошли их описания и свидетельства очевидцев в разные эпохи. Помню, как в 2012 году главу целителя Пантелеимона привезли в Киев. Множество людей устремилось к этой великой святыне, и в светской прессе писали о чудесных исцелениях у мощей святого. Это еще раз подтверждает, что Господь укрепляет нас в лице Своих подвижников. Воистину, «Дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67:35).  

http://pravoslavie.ru/105677.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010