22 — Александр, Александра, Алексей, Афанасий, Валентин, Валерий, Дмитрий, Иван, Илья, Ираклий, Кирилл, Леонтий, Михаил, Наталья, Николай, Сергей, Тарас. 23 — Анастасия, Василиса, Виктор, Василиса, Галина, Георгий, Денис, Дмитрий, Киприан, Клавдия, Кондратий, Леонид, Марк, Михаил, Ника, Никифор, Павел, Феодора. 24 — Василий, Георгий, Ефим, Иван, Софрон, Феодора. 25 — Александр, Владимир, Григорий, Дмитрий, Иван, Константин, Семен, Сергей, Феофан. 26 — Александр, Григорий, Михаил, Никифор, Николай, Терентий, Христина. 27 — Венедикт, Михаил, Ростислав, Феодосий. 28 — Александр, Алексей, Денис, Михаил, Никандр. 29 — Александр, Антон, Денис, Емельян, Иван, Павел, Пимен, Роман, Трофим, Юлиан. 30 — Александр, Алексей, Виктор, Гавриил, Макар, Павел. 31 — Даниил, Дмитрий, Кирилл, Наталья, Трофим. Церковные православные праздники в марте 2 марта Православная Церковь отмечает день памяти великомученика Феодора Тирона . Феодор жил в конце II – начале III в. в городе Аласии на Черноморском побережье и был воином, открыто исповедовавшим веру во Христа. В 306 г. при императоре Галерии военачальник тщетно пытался принудить Феодора принести жертву языческим богам. После долгих мучений святого приговорили к сожжению на костре. Его неповрежденное огнем тело было погребено в городе Евхаитах, позднее мощи перенесли в Царьград. Спустя пятьдесят лет после кончины Феодора, император Юлиан Отступник приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом. В память этого события церковь ежегодно совершает еще одно празднование святому великомученику Феодору Тирону — в субботу первой недели Великого поста. Священномученик Ермоген 2 марта церковь также вспоминает священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси . Святой Ермоген жил в конце XVI – начале XVII в. Он был первым Казанским митрополитом и сделал многое для обращение в христианство местных жителей. В 1606 г. митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру. Во время Смуты, когда польские войска захватили Москву, патриарх был заключен под стражу в Чудовом монастыре. Из заточения он обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Через девять месяцев в заточении патриарх принял мученическую смерть от голода. После освобождения России от захватчиков тело священномученика было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 г. перенесено в Московский Успенский собор. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

4 . В память освобождения крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. 70 во всех приходских церквах следует совершать заупокойные литургии и панихиды по в Бозе почивающем Государе Императора Александр II, (Опред. Св. Син. 14 апр. – 4 мая 1882 г. 712). 5 . В каждой церкви должна быть «Панихидная роспись по в Бозе почивающих Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах». Роспись эта разделена на две части: 1) по первой росписи поминовение предписано чинить 1) в епархиальных кафедральных соборах, 2) Архиереем отправлять панихиды в тех месяцах и числах, где по сей росписи показано. В прочие же месяцы и числа панихиды в кафедральных соборах отправлять архимандритом или протоиереем соборным; 3) а ежели бы по какой благословной вине в те числа исполнить того не случилось, то в иной день исполнить неотменно; 4) когда же из выше показанных лиц поминовение случится по ком быти во днях великого поста, или воскресные и праздничные дни, и по таковых те поминовения чинить по субботам тех седмиц: 5) по которых же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботою Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю ваий, и на страстной и светлой седмицах, по таковых всех поминовение чинить в неделю Фомину во вторник. – В прочих же градских, губернских и уездных церквах, такожде в церквах монастырских и сельских отправлять панихиды марта первого (во дни великого поста по пункту четвертому) по Императора Александра Втором и октября двадесятого по Императора Александра Третьем. О прочих же Высочайших лицах поминовение творить на вселенских панихидах по росписи второй. Примечание. Священно-церковно-служители, за опущение табельных дней без молебствия и без совершения панихид по умершим Высочайшим Особам в положенные по панихидной росписи дни подвергаются штрафу по усмотрению епархиального начальства (II. С. З. 15 апр. 1736 г. 6987). 6 . При совершении богослужений священно-служители не должны надевать на себя пожалованных им орденов поверх риз за исключением применительно к 373 ст. Учрежд. Орден, лишь знаков ордена святого великомученика Георгия, наперсных крестов на Георгиевской ленте жалуемых за военное время и для таковых же крестов пожалованных в память войны 1853–1856 гг. (Опред. св. Син. 25–28 февр. 1885 г. 366).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1859 году старая трапезная часть церкви была разобрана, а на ее месте в 1860-63 годах была построена новая, расширенная трапезная часть, существующая ныне, где устроены два придела: в честь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца. При перестройке колокольня церкви осталась без изменений. Воскресенская церковь, сделанная из кирпича с белокаменными деталями в убранстве фасадов, имела мозаичные полы. Стенная роспись была выполнена Переяславским художником Гусевым в 1884 году. В церкви находилась драгоценная святыня – Казанская икона Божией Матери. Риза на ней была «шита золотом, венец низан жемчугом, на убрусе – звездочка из бриллиантов». Кем была пожертвована эта икона, сведений не сохранилось. В 1937 году церковь была закрыта, колокольня разобрана на кирпич для школы, а храм стали использовать как клуб. Поругание святыни длилось более 60-ти лет. К моменту передачи храма Православной общине здание было сильно разрушено. Кровля над трапезой отсутствовала, от кровли над куполом не сохранилось даже обрешетки, оконные проемы были раскрыты, кладка стен, особенно в верхних и нижних рядах, повреждена. Значительно испорчена кладка верхней части восьмерика. Колокольня и церковная ограда разобраны. Идея возрождения храма принадлежит жительнице села Валентине Анатольевне Захаровой. Вместе с подругой Т.В. Осиповой они обратились к директору АО «Торгашинское» Александру Михайловичу Фролову с просьбой поддержать их. Слух об открытии церкви быстро распространился по округе, и, через несколько дней, в декабре 1998, года директор и сельчане были в кабинете у благочинного священника Александра Самойлова. Вскоре было получено благословение Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на проведение приходского Собрания и избрание временного приходского Совета. Вскоре была зарегистрирована православная община, а в мае этого года Указом Владыки Митрополита был назначен первый настоятель – священник Рустик Плаксин. В день памяти святого великомученика Георгия Победоносца прихожане впервые после многих лет забвения вошли за своим пастырем в храм.

http://sobory.ru/article/?object=00057

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

В марте: 24, 31 В апреле: 7, 14, 21 В мае: 2, 4 Пассия Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров (22 марта), затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (23 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста . В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Поминальные службы родительских суббот: 30 марта и 13 апреля Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы . В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. Чин Торжества Православия, 24 марта Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия . Богослужение Крестопоклонной недели, 7 апреля Накануне третьего воскресенья (6 апреля, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения . Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля  Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. Акафист Пресвятой Богородице, 19 апреля В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (20 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста. Богослужение Вербного воскресенья, 28 апреля 

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

Война с терроризмом – это священная война Дай Бог, чтобы этот идеал христолюбивого воинства никогда не оставлял наш народ, наши Вооруженные силы. И сегодня, когда наши воины принимают участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, мы знаем, что это не агрессия, это не оккупация, это не навязывание другим своих идеологем, это не поддержка неких правительств, – это борьба с тем страшным врагом, который несет в себе зло не только для Ближнего Востока, но и для всего рода человеческого. Это зло мы сегодня называем терроризмом. Террористы убивают невинных людей, никак не воюющих с ними и не представляющих никакой опасности, – убивают для устрашения, для того, чтобы сломить чье-то сопротивление. И сколько же страданий и невинных жертв принес терроризм! Поэтому сегодня война с терроризмом – это священная война. И дай Бог, чтобы это поняли все во всем мире, чтобы никто не делил террористов на хороших и плохих, никто не связывал с войной против терроризма достижение собственных, часто не декларируемых, но реальных целей. Война с таким врагом и такими честными средствами – это священная война, и мы молимся за то, чтобы Вооруженные силы Отечества нашего при любых обстоятельствах всегда оставались верны той духовной линии, которая предполагает участие войск только в борьбе со злом, в борьбе за справедливость, в борьбе за спасение человеческих жизней. И пусть святой великомученик Георгий Победоносец, запечатленный своим символическим изображением на Российском гербе, на гербе нашей столицы, будет покровителем Руси, покровителем державы Российской, покровителем нашей столицы и, конечно, покровителем и молитвенником за наше христолюбивое воинство. Из слова после Литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе 6 мая 2016 года, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 11 мая 2016, 09:30 Спаси, ГОСПОДИ, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла!!!

http://pravoslavie.ru/93179.html

Воскресенская церковь, возведенная из кирпича с белокаменной отделкой, имела мозаичные полы. Стенную роспись выполнил переяславский художник Гусев в 1884 г. В церкви находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери. Риза на ней была «шита золотом, венец низан жемчугом, на убрусе — звездочка из бриллиантов». В 1937 г. церковь закрыли, колокольню разобрали на кирпич для школы, а храм стали использовать как клуб. К моменту передачи храма Православной общине здание было сильно разрушено. Колокольня и церковная ограда разобраны. В 1990-е гг. образовалась православная община, а в мае 1999 г. в храм назначен священник. В день памяти святого великомученика Георгия Победоносца совершили первый молебен, а 16 июня на Троицкую родительскую субботу — первую Божественную литургию. В настоящее время в храме идет реставрация. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=776 Село Хребтово находится в 42 км от Сергиева Посада. Возможно, что название село получило от слова «хребет», по характеру окружающего его ландшафта. Исторические сведения о селе и деревнях, входящих ныне в состав Хребтовского прихода, восходят к XVI веку. Тогда село принадлежало боярину Василию Морозову. С 1764 года оно стало казенным, а церковь в нем существовала уже в конце XVI века. Дальнейших сведений о церкви до конца XVIII столетия не имеется. В ведомостях о церквах Переславского уезда за 1799 год записано: «В селе Хребтово церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца каменного здания; построена вместо сгоревшей каменной церкви прихожанами сего села; настоящая к 1799 году еще не была освящена». Таким образом, есть основание предполагать, что в Хребтово раньше, чем в других селах, существовала уже каменная церковь, но ни о времени ее постройки, ни о строителях ничего не известно. Известно только, что в 1735 году прихожанами села Григорова-Неелово в селе Хребтово куплена деревянная церковь. Поэтому можно думать, что примерно в это время и была построена в Хребтово первая каменная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00057

Диаконы на Пасху и в Пасхальную седмицу возглашают ектении со свечой (в левой руке); выходят на ектении (и уходят после них) через царские врата. На пасхальной утрене и утрене всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца). На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на «Господи, воззвах» и на хвалитех). Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается. Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением. ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно – за час или полчаса – до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы. Полунощница начинается возгласом: «Благословен Бог наш». Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; «Приидите, поклонимся» (3) и псалом 50. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою». По 3 песни – седален, по 6 – кондак Великой Субботы. На 9 песни Плащаница уносится в алтарь. Во время пении ирмоса «Не рыдай Мене, Мати» священник выходит из алтаря через царские врата и, после каждения Плащаницы, поднимает ее на главу и уносит в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Священник полагает Плащаницу на Престоле и снова кадит. Это перенесение Плащаницы и положение на Престоле знаменует, что Спасителю, пострадавшему, умершему и Воскресшему дана «всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). Плащаница в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении находится на Престоле до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Еще раз хотелось бы сказать, что сегодня мы живем в иную эпоху, но тоже очень непростую. Знаем, что вновь враг ополчается на Русь Святую. По милости Божией Русь стала сегодня могучей, действительно непобедимой в военном отношении державой, но все-таки есть и сегодня за рубежами Руси те, кто мечтает силой овладеть нашей страной. Верим, что этого никогда не произойдет, потому что с нам Бог; и Бог будет с нами, покуда мы будем хранить веру православную и в молитве привлекать милость Божию, Его силу и благодать, в том числе для ограждения страны нашей от всяких врагов и супостатов. И будем молиться святому великомученику Георгию, чтобы в наступившее судьбоносное непростое время он действительно был с нашим народом, с нашим воинством и слышал наши молитвы. А молитва об одном — дабы Господь сохранил Россию единой, неделимой, сильной, а самое главное, независимой и свободной. Потому что сегодня, как я уже не раз говорил, вызывая на себя огонь противников, Россия — это остров свободы. Давайте запомним это, потому что мы действительно свободные люди. Под указку сильных мира сего мы не идем против Божиего закона. Для нас брак — это союз мужчины и женщины. Для нас воспитание детей — прежде всего в нравственной чистоте. Для нас полнота жизни — это, в том числе, посещение храмов, это молитва, это соединение духовного с материальным. И это все сегодня происходит в нашей стране, на которую многие взирают как на пример, но другие, раздираемые завистью и желанием ликвидировать такую для многих привлекательную альтернативу цивилизационного развития, стремятся сделать все для того, чтобы Россия потерпела поражение. Но этого не будет, потому что с нами Господь. Не будет до тех пор, пока народ наш, созидая свою военную и экономическую силу, не будет забывать о силе Божией и через искреннюю веру и молитву привлекать эту Божественную силу нам в помощь. Молитвами святого великомученика и Победоносца Георгия да хранит Господь Отечество наше, Вооруженные силы и всех, кто с верой и надеждой испрашивает его ходатайства пред лицом Божиим об Отечестве нашем. Аминь. Христос Воскресе!

http://pravoslavie.ru/153489.html

Из-под его пера струится красочное сказание, плод многократных устных рассказов гостям и друзьям, имевшим счастье слышать его устное повествование. Рассказчик он замечательный, слова его просты, читается легко, и в то же время чувствуется вдохновенный восторг автора, его благоговение перед живой природой, историей, рукотворной красотой. Не буду, да и не смогу пересказать всего содержания книги. Тут следует самостоятельно погружаться в оригинальный текст. Просто перечислю основные вехи пути: вот липовая аллея, как в русской дворянской усадьбе, где около двухсот деревьев, и каждое собственноручно посажено конкретным деятелем отечественной культуры и, следовательно, имеет имя собственное. Первую липу посадил 3 сентября 2002 года Валентин Григорьевич Распутин. Вот стройная, белокаменная часовня, поставленная в честь святого великомученика Димитрия Солунского, в день памяти которого произошла битва Ермака с Кучумом. Художественные фотографии часовни украшают все времена года Ермакова поля, но одна, на развороте, – словно привет из древней Руси, богатырское рукопожатие. Освящена часовня отцом Фёдором (знаменитый путешественник Фёдор Конюхов, один из героев книги «Ермаково поле»). Удивительная история создания часовни развёртывается на многих страницах и у нескольких авторов, но, как ни странно, повторы не утяжеляют текста, а придают глубину. И ещё не один десяток архитектурных, скульптурных и природных достопримечательностей встретятся нам на пути, словно сборник поэм. Тут необходимо читать и читать, а книга позовёт в Тобольск, чтобы всё воочию увидеть и получить заряд вдохновенной бодрости. Книга – лишь отражение этого нового русского чуда. Не простой человек Аркадий Григорьевич Елфимов, не проста и книга, выпущенная им в свет. Как и сам парк, она не завершена, обрывается на комментариях соратников, входящих в авторский коллектив, людей неоспоримо талантливых и самых разных творческих профессий: Ю. Перминов, С. Прокопьев, Н. Ягодинцева, А. Каракулов, М. Мурзина, А. Белоусов, Н.Ильминских .

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/15/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010