И я являюсь втайне к ним; И их лелею, просветляю Высоким, истинным, святым! Федор Глинка Великомученик и целитель Пантелеймон День памяти 9 августа Святой Пантелеймон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой, но из-за своей ранней смерти не смогла дать сыну христианское воспитание. Пантолеон окончил начальную языческую школу, после которой учился врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Он так преуспел, что стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священному-ченики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 ООО христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай однажды позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая. Как-то раз юноша-врач увидел на улице мертвого ребенка, укушенного змеей, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а змея разлетелась на куски на глазах у Пантолеона. После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеймон (всемилостивый). С тех пор Пантелеймон стал беседовать со своим отцом о христианстве. Когда же Евсторгий увидел, как сын исцелил слепца призыванием имени Иисуса Христа, то уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом. После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеймону, который даром лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их именем Иисуса Христа. Из зависти оставленные врачи донесли императору, что святой Пантелеймон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но Пантелеймон исповедал себя христианином и на глазах императора молитвой ко Господу исцелил расслабленного. Язычник Максимиан казнил исцеленного, а святого Пантелеймона предал жесточайшим мукам. Но прежде ему явился Господь и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеймона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Долго не приходило никакого известия; войска ждали, время шло; приближался день памяти святого великомученика Пантелеимона (уже в 1834 году). В такое время, казалось, надо было все оставить и думать о торжественном праздновании этого дня. Святой страстотерпец сам позаботился об устранении препятствий к совершению празднества, – очистить занятые турецкой армией места; за десять дней до праздника он явился паше во сне и говорит: «День моей памяти приближается; здесь будет совершаться празднование; поэтому снимись немедленно и уйди отсюда». Паша, проснувшись, счел это за мечту и небрег о том; но святой Пантелеимон в другую ночь явился ему снова и повторил: «Сними войско и уйди отсюда, а не то люто пострадаешь!» Не внял паша и сему грозному приказанию святого великомученика. Между тем в войске его открылась зараза и турки стали умирать во множестве. Тогда явился святой Пантелеимон в третий раз, уже не в сновидении и не ночью, а среди дня, и наяву: он шел чрез стан турецкого отряда, в эллинском одеянии, направляясь к палатке паши. Турки кинулись было схватить дерзновенного (как думали) пришельца, но руки и ноги поотнимались у тех, кои подступили к нему, и все в ужасе остановились. Войдя в шатер к паше, святой Пантелеимон грозно сказал: «Что же ты не уходишь с войском, когда я объявил тебе, что хочу совершить праздник! За это здесь же погублю все войско и тебя самого». Паша, увидев пред собою того, кто два раза являлся ему во сне, в страхе упал ниц на землю, а святой Пантелеимон стал невидим. Тогда, вразумленный и чудным явлением, и открывшеюся смертностью в войске, паша немедленно отдал приказ собираться, и – о диво! – пред выступлением войска исцелились все те, кто кинулись было на святого и были от него за то наказаны; а паша, отойдя от церкви святого Пантелеимона на один час расстояния, расположился лагерем близ еврейского кладбища, на месте, называемом Имбайр. После этого христиане свободно совершили праздник святого великомученика, благословляя его помощь, покровительство и заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Целитель Пантелеймон: иконы и молитвы Молится болящая, немощная Русь, просит угодника своего о вспоможении. Верит ему. Потому и бросает недополотые грядки в день светлой его памяти 9 августа, 2020 Молится болящая, немощная Русь, просит угодника своего о вспоможении. Верит ему. Потому и бросает недополотые грядки в день светлой его памяти Болеем. И обязательно сетуем на свои болезни. И желаем друг другу в праздники: самое главное – здоровья… Да где взять-то здоровье, если его нет? А попробовать попросить. Да, да, попросить. Главное – есть у кого. Целитель Пантелеймон исполняет множество обращенных к нему просьб об исцелении. И исцеляет. Такое уж у него послушание. Содержание статьи В нашей статье мы попытаемся узнать как можно больше о житии святого целителя Пантелеймона. Увидим иконы и узнаем тексты молитв, направленных к этому святому. Целитель Пантелеймон Знойными летними днями немноголюдно в приходских храмах. Народ православный торопится отдать кесарю кесарево, пропалывает, поливает, окучивает. Оно и правда – летний день год кормит. Но вот наступает девятое августа, и утирают православные пот с лица, разгибают затекшие спины, надевают чистые рубахи. День этот в церковном календаре не отмечен красным, не почитается праздником великим двунадесятым, но люду во храмах, сколько люду… И маленькие, скособоченные годами богоборчества деревенские церковки, и крепко вросшие в землю городские храмы, и вылизанные, с иголочки, столичные, и монастырские – все сверкают крестами на жарком летнем солнце, все раскрывают свои врата для праздника. Еще бы – сегодня день памяти великомученика и целителя Пантелеймона, того самого, которого просят в своих молитвах избавить от хворобы, от недуга, немощи нас, детей наших, родителей, знакомых, друзей, соседей, родственников дальних и близких. Любое имя напиши в записочке о здравии, и будет кстати. Нет сейчас среди нас здоровых. Все немощны. И полбеды еще, если физически, а если духовная хвороба, то и совсем беда. Вспоминаю недавний свой «конфликт» в храме возле иконы целителя Пантелеймона. Тихонечко, дабы не мешать моющей пол старушке, рассказываю знакомой:

http://pravmir.ru/celitel-pantelejmon/

К л. 25. Дворцы царския у турка... поделаны не добре узорично, яе как наши Коломеньския, Воробьевы горы – у него поземныя... – В подмосковном селе Коломенском, в вв. являвшемся великокняжеской, а затем царской усадьбой, в 1667–1671 гг. архитекторами С. Петровым и С. Михайловым был возведен деревянный дворец, предназначенный для царя Алексея Михайловича. В России его считали одним из чудес света. В 1681 г. Коломенский дворец был перестроен архитектором С. Дементьевым. В «Хождении» упоминается и другой знаменитый царский дворец, находившийся в вв. в селе Воробьево (Воробьевы горы). Паломник имеет в виду выстроенный в 1690 г. архитектором Гурием Вахромеевым новый царский дворец из дерева на каменном фундаменте длиной 180 метров. Здание было богато украшено и, по свидетельству современников, «походило на чертоги». К л. 29. Греки веру велику держать к Георгию да к Митрию Селунскому. – Димитрий Солунский – греческий святой, великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана в 306 г. Пользовался особым почитанием не только у греков, русские люди и другие славяне чтили святого как «отечестволюбца». Святой Димитрий был воином и правителем Солуни (греческих Салоник), поэтому на древних иконах он изображался в военном облачении, с копьем и мечом. Культ святого на Руси был распространен прежде всего в дружинно-княжеской среде. С Димитрием Солунским сравнивались лучшие полководцы, в его честь назывались первенцы в княжеских семьях, возводились Димитровские соборы, с особой торжественностью отмечался день памяти святого – 26 октября. О святом Георгии см. коммент. к л. 93 об. первой редакции «Хождения». К л. 33 об. В Едрине... визир-де доброй человек... – Визирь – высший чиновник в Турции, наместник султана, глава администрации Оттоманской империи. К л. 34. ...на острову... – Речь идет об острове Родос. К л. 41. ...со свечами, со смолою, на железных козах носят... – Коза – вид светца. К л. 46. ...версты с три мерных будет. – Верста – самая крупная мера длины на Руси в XVII в. Различались верста путевая (1,080 км) и верста межевая (2,160 км). Последняя применялась при межевании земель, но иногда ею измерялись и путевые расстояния. Мерной, то есть трехаршинной (казенной, или государевой), была сажень в 216 см. К началу XVIII в. сложилось следующее соотношение мер длины: путевая верста=500 саженей; сажень=3 аршина=12 четвертям=48 вершкам=216 см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И чудное поистине дело: то, что и зрячего может ослепить, даровало верующей слепой прозрение. Дивясь такому замечательному и для православных назидательному усердию, один из бывших со мною спросил у женщины: откуда они? Она отвечала, что пришли издалека и жительство их за Константинополем. «Зачем же вы, – еще спросил он, – пришли сюда, ведь вы не нашего исповедания?» – «Так что же, – возразила женщина, – мы почитаем святого Пантелеимона и приходим к нему за исцелением. Он и меня исцелил в 1862 году: я двадцать лет страдала глазами и совсем ослепла; все лекарства были недейственны; но когда я пришла сюда и, помолившись угоднику, умылась святой водою из колодезя да потерла глаза землею от гроба, то получила исцеление. Поэтому я третий уже раз прихожу сюда... Да вот и эта женщина, – продолжала она, указывая на другую, – недавно получила исцеление». Тут подошла и та, с дитятею, и рассказала о своем исцелении: она имела на груди неизлечимую рану, называемую рак, но, помочив ее водою из святого колодезя, исцелилась. «И многие из наших, – добавили они, – приходят сюда и получают исцеление в разных болезнях». Выйдя из церкви с чувством благоговения, мы узнали, что утром была еще большая партия поклонников-армян. Тут мы спросили у приставника церкви, записывают ли они совершаемые святым великомучеником Пантелеимоном чудеса. «Здесь нет этого обыкновения, – отвечал он спокойно, – да и кто запишет их все? Они совершаются почти каждый день, и по стольку, что не переписать...» Мы просили его, как очевидца, с давнего времени там живущего, рассказать, по крайней мере, о каких-либо чудесах подробно, но он не мог удовлетворить нас. Чудодейственные явления, постоянно происходя на глазах его, сделались как бы обыкновенными; он признавался, что о чудесах и не спрашивает у исцелившихся, разве когда, исполняя свои служебные обязанности, случится быть свидетелем или кто сам начнет торжественно рассказывать о своем исцелении, в первые минуты радости; но и это не остается у него надолго в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Димитрия Солунского и землетрясения, но последование - только Димитрию Солунскому. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Димитрия Солунского Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Димитрия Солунского 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последование. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в., ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Димитрия Солунского (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном слав. Часослове 1491 г., изданном в Кракове. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1544) 26 окт. соединяются последования Димитрию Солунскму и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - Димитрия Солунского; назначается лития с пением стихир Димитрия Солунского; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - Димитрия Солунского и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие Димитрия Солунского; каноны - Октоиха, землетрясения и Димитрия Солунского; на хвалитех поются стихиры Димитрия Солунского; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Своею службою Великому Князю и Царю они стяжали себе и своему роду право благородного дворянства наравне с русскими, пожалованием в бояре, окольничие, стольники и проч. Жалованные им вотчины обратились в наследствие их рода. Одни роды из них – древние, до XVII века, внесены были в Русскую Родословную книгу, другие после вписывались в служебные боярские списки. Посольский приказ и Родословная Палата исследовали их происхождение, обсуживали достоверность принадлежащего им родового герба и подносили доклад на утверждение Великого Государя. Эти въезжие роды, происходившие от чужеземного благородного дворянства, с их родовыми гербами, составляют третье основание нашей геральдики. В Русской земле один Самодержавный Государь имел право утверждать и награждать гербами благородное Русское дворянство или по их родовому княжескому достоинству, или по их происхождению, или по службе, а потомков въезжих родов по их происхождению и по службе. Это исконное право нашего законодательства составляет четвертое основание Русской Геральдики. 1 Во время этой войны дочь греческого царя Агамемнона – Ифигения, для умилостивления богов обречена была в жертву Диане, но Диана сжалилась над участью Ифигении, заменила ее тельцом. Ифигения же переселилась в Тавриду и должна была иметь надзор за ее храмом и приносить в жертву богине чужеземцев. (Подробности об этом см. в примечании – 16). 2 Пирг или башня, в которой пострадали преподобномученики , отчасти стояла до 1873 г., но так как она закрывала собою новое северное здание обители и по ветхости угрожала падением, то необходимо было ее разрушить. Но для того, чтобы незабвенно было место мученического подвига Святых, братия обители единодушно пожелали поставить на том месте памятник. В том же 1873 году памятник был воздвигнут, освящение его предположено было совершить в день памяти Святых. Настал этот день. С вечера, вскоре по захождении солнца, началось всенощное бдение. Ночь была безлунная и освещалась только слабым светом звезд. В природе была тишина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

           Основной задачей фестиваля было знакомство жителей Москвы с православной культурой и церковной историей своего города. На территории храмов были организованы концерты православных хоров, музыкальных коллективов различных направлений, ярмарки, обучающие уроки, экскурсии.            Программы «Отчий край», «Общее дело», «Евангельские и библейские кружки».            www.sretenie.org            6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Миссионерская комиссия организовала раздачу 1600 экземпляров Нового Завета участникам Георгиевского парада «Дети победителей».        Кроме того, проводились крупные миссионерские акции на Рождество, Пасху, День славянской письменности и культуры, День защиты детей, День русского языка и День беременных. В ходе этих акций были розданы десятки тысяч экземпляров Нового Завета, противосектанских брошюр, миссионерских номеров журнала «Альфа и Омега», листовок и буклетов.            В Центральном викариатстве г. Москвы были организованы курсы повышения квалификации для работников свечных ящиков и храмовых дежурных. В 2011 году подобные курсы уже проводились в Успенском благочинии Северо-Западного округа.            На курсах обучается очно – 120 человек; заочно и дистанционно – 150. Апробировано онлайн-обучение. Курсы транслируются в Интернете на сайте Миссионерской комиссии (www.co-missia.ru).            Еще одним замечательным примером структурного взаимодействия является подготовленный экспертной группой Миссионерской комиссии пакет законодательных инициатив в области демографической политики. По результатам этой работы Комитетом Государственной думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей был внесен ряд поправок в законодательство, нацеленных на усиление ответственности врачей за нарушение правил производства абортов.        Кроме того, Миссионерская комиссия участвовала в фестивале социальных технологий «За жизнь», проведенном Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Проект Комиссии «Аист на крыше» в поддержку материнства и детства получил первый приз и второе место в конкурсе. Это позволило подготовить и издать просветительские брошюры, адресованные широкой аудитории.

http://pravoslavie.ru/58458.html

Программы «Отчий край», «Общее дело», «Евангельские и библейские кружки». www.sretenie.org 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Миссионерская комиссия организовала раздачу 1600 экземпляров Нового Завета участникам Георгиевского парада «Дети победителей». Кроме того, проводились крупные миссионерские акции на Рождество, Пасху, День славянской письменности и культуры, День защиты детей, День русского языка и День беременных. В ходе этих акций были розданы десятки тысяч экземпляров Нового Завета, противосектанских брошюр, миссионерских номеров журнала «Альфа и Омега», листовок и буклетов. В Центральном викариатстве г. Москвы были организованы курсы повышения квалификации для работников свечных ящиков и храмовых дежурных. В 2011 году подобные курсы уже проводились в Успенском благочинии Северо-Западного округа. На курсах обучается очно – 120 человек; заочно и дистанционно – 150. Апробировано онлайн-обучение. Курсы транслируются в Интернете на сайте Миссионерской комиссии (www.co-missia.ru). Еще одним замечательным примером структурного взаимодействия является подготовленный экспертной группой Миссионерской комиссии пакет законодательных инициатив в области демографической политики. По результатам этой работы Комитетом Государственной думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей был внесен ряд поправок в законодательство, нацеленных на усиление ответственности врачей за нарушение правил производства абортов. Кроме того, Миссионерская комиссия участвовала в фестивале социальных технологий «За жизнь», проведенном Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Проект Комиссии «Аист на крыше» в поддержку материнства и детства получил первый приз и второе место в конкурсе. Это позволило подготовить и издать просветительские брошюры, адресованные широкой аудитории. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2011г. 656-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности в сфере социальной защиты населения города Москвы»; Постановление Правительства Москвы от 670-ПП «Об утверждении Порядка распределения и предоставления субсидии из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением социально значимых программ в сфере семейной и молодежной политики в городе Москве».

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

В понедельник первой недели поста в доме графа (на верхней половине) служили великое повечерие. Гоголь едва смог подняться наверх по ступеням, однако отстоял всю службу. День он провел почти без пищи, ночь — в молитве со слезами. Граф Толстой, видя, как все это изнуряет Гоголя, прекратил у себя богослужения. В ночь с 11 на 12 февраля, в третьем часу, Гоголь будит своего слугу Семена, велит ему бесшумно подняться на второй этаж, где располагались печные задвижки, растопить печь в кабинете и затем сжигает бумаги. Наутро он (по запискам доктора Тарасенкова) говорит графу Толстому: «Вот что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Как лукавый силен, вот он до чего меня довел. А я было думал разослать на память друзьям по тетрадке: пусть бы делали, что хотели» 12 . Физическое состояние Гоголя в эти дни резко ухудшается: очевидцы заметили в нем усталость, вялость и даже изнеможение — отчасти следствие обострения болезни, отчасти действие поста. Со слов графа Толстого известно, что Гоголь принимал пищу два раза в день: утром хлеб или просфору, которую запивал липовым чаем, вечером — кашицу, саго или чернослив. Но всего очень понемногу. 14 февраля, в четверг, Гоголь, по свидетельству Хомякова, сказал: «Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть» 13 . В эти же дни Гоголь делает распоряжения графу Толстому насчет своего крепостного слуги Семена и рассылает деньги «бедным и на свечки». Средства, которые будут выручены от последнего издания его сочинений, он незадолго до этого просил раздать неимущим. 16 февраля, в субботу, Гоголя посетил доктор Тарасенков (впервые за время болезни) и убеждал его подчиниться указаниям врачей. Гоголь отвечал вяло, но внятно и с полной уверенностью: «Я знаю, врачи добры: они всегда желают  добра». При этом ничем не выразил готовности следовать совету Тарасенкова. «Он смотрел как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны.. .» 14 В этот день Гоголь, по свидетельству графа Толстого, приобщился Святых Таин 15 . Древний христианский обычай причащаться в субботу первой седмицы Великого поста издавна существовал на Руси (он связан с празднованием памяти святого великомученика Феодора Тирона, которое всегда совершается в этот день).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010