— 4 ноября — это праздник, в котором совпадают два: праздник светский, теперь уже государственный, — День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. Это правильно, что совпадают эти два праздника? — Только XX век попытался разделить нашу историю, культуру, традиции на православные и государственные. А если мы с вами посмотрим на историю, то увидим, что во все времена они были неразрывно связаны. Примеры? Давайте посмотрим. Куликовская битва, 21 сентября — День памяти Рождества Пресвятой Богородицы. Великая Отечественная война, 22 июня 1941 года — война началась в день памяти всех русских святых. Официально Великая Отечественная закончилась 9 мая, но мы знаем, что Берлин был взят уже 6 мая. Это был воскресный день, Святая Пасха и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. И если мы с вами взглянем на историю, на традиции, то очень много увидим не случайностей, а закономерностей в нашей жизни с точки зрения православной веры. — Естественно возникает вопрос о том, а как же представителям других конфессий относиться к этому дню, к этому празднику и к своей роли в народном единении? — Если мы считаем себя гражданами Отечества, то мы должны быть едины и радоваться этому празднику. Необходимо сознавать, что наша Родина не единожды стояла на краю гибели, и наши предки черпали силы, зачастую нечеловеческие, для того чтобы противостоять врагам и сохранить наше Отечество, в вере. Говоря об ополчении, мы вспоминаем Казанскую икону Божией Матери. Почему? Представьте то время. Когда пришли к Дмитрию Пожарскому с просьбой возглавить ополчение, он ответил, что это невозможно. Он уже пришел с первого ополчения, был ранен, говорил, что необходимо бороться с большой силой. Но его убедили. У ополченцев не было большой уверенности в победе. И как знамя, как благословение Божие они взяли с собой Казанскую икону Божией Матери. Отношение к молитве, к Богу всегда имело огромное значение. Наши предки всегда были глубоко верующими людьми, и именно в вере искали крепость и силу идти по жизненному пути, не смотря на все неустройства, скорби, тяготы и лишения.

http://patriarchia.ru/db/text/54486.html

На открытии памятника также присутствовали воспитанники православных гимназии и детского сада города Бор, педагоги и курсанты Нижегородского речного училища, представители ветеранских организаций, клирики Нижегородской епархии, прихожане храмов Сергиевской слободы и другие борчане. Право открыть памятник было предоставлено главам Нижегородской области и Нижегородской митрополии. После этого архипастырь освятил монумент. Затем митрополит Георгий, Глеб Никитин, Евгений Лебедев, Александр Киселев и Александр Кочетов возложили к памятнику цветы. Далее к присутствующим обратился глава региона. Он отметил, что в день своего юбилея Бор получает замечательный подарок — памятник Георгию Победоносцу. «Святой, повергающий змия — это символ победы добра над злом, — сказал Глеб Никитин, — символ Победы нашего воинства в Великой Отечественной войне и всех других. Неслучайно закладка этого памятника состоялась в этом году накануне 9 мая. Мы стараемся быть достойными памяти наших великих предков и идти их путем — путем победы добра над злом». Далее он поблагодарил руководство Нижегородской епархии за идею создания памятника, за труды по его возведению и активную жизненную позицию, а также всех, кто принимал участие в строительстве монумента и благоустройстве площади и сквера. Собравшихся приветствовал также управляющий Нижегородской епархией. Он отметил, что Победа в Великой Отечественной войне для нашего народа — это настоящая святыня, и память о ней мы должны бережно хранить и передавать будущим поколениям. «22 июня 1941 года было воскресенье, день памяти всех святых, в земле Росссийской просиявших. Потом страна пережила четыре года скорбей и испытаний. И вот, наконец, 9 мая — Победа! Но бои прекратились 6 мая. И это тоже было воскресенье — день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В этот же день в 1945 году отмечали и Светлую Пасху Христову — наш главный православный праздник. Мы знаем, мы верим, что залог побед русского воинства — это мужество народа, осоленное благодатью Божией», — сказал владыка. Он также отметил, что на Бору серьезно занимаются духовно-нравственным и патриотическим воспитанием молодого поколения, и поблагодарил местную администрацию и власти региона за соработничество на этой ниве.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Затем в конференц-зале Казанского кафедрального собора состоялась встреча митрополита Павла с общественностью края и духовенством Забайкальской митрополии. Глава Белорусского экзархата передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Наш визит на Забайкальскую землю — это отеческая забота Святейшего Патриарха о пастве Православной России, о православных Забайкальского края», — сказал архиерей. Празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира стало значимым событием для всех стран, объединенных верой во Христа. Забайкальская земля стала в эти дни местом молитвенного обращения ко святому князю Владимиру, местом его прославления. Митрополит Павел подчеркнул, что подвиг князя Владимира заключен в выборе пути развития нашей страны. И этот путь — путь Евангельский. Русь Святая хранит веру православную, как и завещал великий князь. Продолжая встречу, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященнейшему митрополиту Павлу за заботу и попечение о православных верующих Забайкальской митрополии. Затем владыка Павел ответил на вопросы собравшихся. После встречи с духовенством и общественностью было совершено всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе забайкальской столицы перед ковчегом с недавно обретенными мощами великомученика и целителя Пантелеимона в честь дня памяти святого угодника Божия, а на следующий день — Божественная литургия. Возглавили праздничные богослужения митрополит Минский и Заславский Павел и митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир. Торжественные богослужения в эти дни посетило несколько тысяч человек, на память о торжествах прихожанам раздавались иконки святого равноапостольного князя Владимира с благословением митрополита Минского и Заславского Павла. По окончании Божественной литургии Патриарший экзарх всея Беларуси благословил участников II молодежного велопробега, посвященного 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира. Молодые забайкальцы — участники православного молодежного движения Читинской епархии «Возрождение», спортсмены, прихожане храмов города проехали по маршруту: Казанский собор г. Читы — часовня святого великомученика и победоносца Георгия на мемориале Победы — поклонный крест, посвященный Крещению Руси, на вершине Яблоневого хребта. По прибытии к поклонному кресту был совершен молебен Крестителю Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Я благодарю Вас, отец Серафим, за замечательный образ, который Вы мне подарили. Действительно, Архангел Михаил, как свидетельствует христианское предание, низверг падшего Денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом. Но ведь эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту же сторону, которую выбрал Архангел Михаил; другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс — дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, невозможен компромисс между добром и злом — компромиссов можно достигать только в рамках неких общих ценностей. Вот почему, когда на наше Отечество напал страшный враг, не было никаких разговоров о компромиссах. Казалось бы, позиция страны нашей была с точки зрения ее объективных возможностей неразумной. Враг стоит у стен столицы; он во много крат превышает возможности нашей армии и всей страны; он лучше вооружен; у полководцев, приведших сюда эти страшные полчища, прекрасный опыт ведения современной войны, наличие современного оружия, железная дисциплина — все то, чего не было тогда в русской армии, опрокинутой внезапным нашествием противника. Может быть, тогда настало время для компромиссов? Может быть, надо было, спасая хотя бы что-то или, как говорят, из двух зол выбирая меньшее, идти с белым флагом навстречу врагу и договариваться? Никому, кроме предателей, этого и в голову не приходило. Народ весь встал на защиту Москвы, в том числе на том самом рубеже, на котором мы с вами сейчас находимся, и мы знаем, что под Москвой была одержана победа. Храм в честь Георгия Победоносца был сооружен здесь еще и потому, что реально война прекратилась 6 мая 1945 года. Ни 7-го, ни 8-го никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции. 6-го, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, прозвучал последний выстрел этой страшной войны, и потому в церковном предании с этим днем мы связываем исторический день Победы, прекращения войны.

http://patriarchia.ru/db/text/2203925.ht...

В июле в рамках юбилейных торжеств состоялся визит в Киев Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество находился в Киеве с 26 по 28 июля. Кульминацией торжеств стала Божественная литургия в день памяти святого равноапостольного князя Владимира на Соборной площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Всего же в течение 2011-2012 годов состоялось шесть Первосвятительских визитов в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе этих визитов Его Святейшество посетил город Киев, а также Донецку ю, Луганску ю, Харьковскую и Черновицкую епархии. Связи с мировым Православием За истекшие два года Украинскую Православную Церковь неоднократно посещали Предстоятели и официальные представители Поместных Православных Церквей. Также в пределы Украинской Православной Церкви доставлялись для поклонения святыни мирового Православия. В 2011-2012 году Киев дважды посетил Иерусалимский Патриарх Феофил III (27-29 марта 2011 года и 26-28 апреля 2012 года). В ноябре 2012 года, когда Иерусалимская Православная Церковь находилась в тяжелом материальном положении, Украинская Православная Церковь оказала ей посильную братскую материальную помощь. С 25 по 30 июля 2011 года гостем Украинской Православной Церкви был Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II. В июле 2012 года на торжества по случаю 20-летия Харьковского Собора в Киев прибыли представители тринадцати Поместных Православных Церквей. С 8 мая по 7 июня 2011 года в Украине пребывала честная глава святой великомученицы Анастасии Узорешительницы; с 7 ноября по 10 декабря 2011 года - десница святого великомученика Димитрия Солунского, с 19 сентября по 27 ноября 2012 года - икона плащаницы Пресвятой Богородицы, с 20 октября по 5 ноября 2012 года - честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона. 21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила, первого митрополита Киевского, было открыто подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Связи с Поместными Православными Церквами развиваются и в сфере богословской науки и образования. Так, 25 октября 2011 года был подписан договор о сотрудничестве между Киевской духовной академией и Православным богословским факультетом Бухарестского университета. В настоящее время ведутся переговоры о подписании аналогичных соглашений с ведущими богословскими вузами других Поместных Церквей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

По окончании заседания состоялась презентация 22-го алфавитного тома «Православной энциклопедии». Предстоятель Русской Церкви вручил Патриаршие благословенные грамоты наиболее отличившимся сотрудникам и авторам. 3 мая, в день 20-летия со дня кончины приснопамятного Патриарха Пимена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. У гробницы Патриарха Пимена в крипте Успенского собора Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по почившему первосвятителю. На богослужении также возносились заупокойные молитвы о Патриархе Алексии I. Сорокалетие со дня его кончины отмечалось 17 апреля. Гробница Патриарха Алексия I также находится в крипте Успенского собора. После завершения богослужения Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии переименования улицы Железнодорожная в поселке Софрино в улицу Патриарха Пимена. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Во дворе предприятия, созданного по благословению Патриарха Пимена, состоялось торжественное открытие памятника приснопамятному первосвятителю. 4 мая, в преддверии 65-летия Великой Победы, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных сил. В торжественной обстановке Святейшему Патриарху Кириллу была вручена общественная награда — орден «Гордость России». В заключение в Храме Христа Спасителя состоялся концерт. 6 мая, в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне, который расположен на Поклонной горе. В богослужении участвовали священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны: протоиерей Николай Колосов, протоиерей Василий Брилев, диакон Николай Попович. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход по стилобату храма и совершил молитву у раки с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Совершенно точно можно сказать, что человек не может не нести печать святого, в честь которого он назван в Крещении. Все Екатерины, которых я встречала, – очень непростые… Они разные, но они всегда умные, сложные, всегда лидеры. Просто я так перебираю в памяти – всегда… По разным нуждам мы обращаемся к нашим святым: есть святые, которые особо помогают в тех или иных нуждах. Так вот, есть двое святых, которым молятся об учении детей – это святой преподобный Сергий Радонежский и святая великомученица Екатерина. Я даже на примере своих крестных детей и родных внуков знаю, что они всегда молятся великомученице Екатерине перед экзаменами и когда у них сложности в учении. И это в церковной жизни и в православном сообществе совершенно вещь непререкаемая – настолько своим житием она доказала, что такое слово, знание, и как можно ими распоряжаться. Святой великомученице Екатерине я молюсь каждый день. Независимо от того, прошу я у нее чего-то или благодарю, – это особая святая, это моя Небесная покровительница. И 7 декабря, конечно, – я день рождения так не праздную, как именины – стараюсь свято проводить этот день, и чтобы 7 декабря не в мою честь здравицы говорили, а прославляли мою святую. Все повороты ее недолгой судьбы (в молодом возрасте ее казнили) – стремительные и окончательные. Она настолько, нашими словами, принципиальна! Вот она уверовала – и все. Вот она решила – и все. Вот она сказала – и все. Неподражаемые вера, верность, сила непоколебимая, мужество. И это при красоте, при уме, при знаниях. То есть она, говоря опять же нашим корявым языком, имела огромные «стартовые условия» для земных благ – и красавица, и царская дочь, и умница, и образованнейшая дева своего времени! Надо было, конечно, так уверовать, чтобы оставить это все в одну секунду! В одну секунду – и уже никогда не было отступления и поворота назад… Какая сила, какая мощь! Представьте, вот если бы сейчас любая женщина – разумная, умная – собрала 50 человек (а Екатерина собрала 50 умнейших людей своего времени – философов, ученых) и обратила их в веру христианскую... Девушка, которая еще не прочитала так много книг – до нее еще не было никаких житий святых написано, – просто силой веры своей. Значит, как ей Господь открылся! Как она глубоко уверовала, что смогла донести свою веру и обратить людей!

http://pravoslavie.ru/43192.html

Со словами приветствия к митрополиту Илариону обратился настоятель Подворья протоиерей Даниил Андреюк. От имени духовенства и прихожан храма святой Екатерины он преподнес председателю ОВЦС икону, на которой изображены великомученица Екатерина и святитель Иоанн Шанхайский. «Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, когда Вы будете возносить свои молитвы перед этим образом, поминать наш храм, который совершает свои труды в винограднике Христовом», — сказал священнослужитель. В архипастырском слове председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший владыка Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси! Ваше Преосвященство Преосвященнейший владыка Антоний, представитель Патриарха Сербского! Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший владыка Ириней, представляющий на сегодняшних торжествах Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады! Ваше Высокопреподобие отец Даниил, настоятель этого святого храма и представитель Православной Церкви в Америке! Дорогие отцы, уважаемые представители дипломатического корпуса! Уважаемый Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре! Дорогие братья и сестры! Всех вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы этого храма. Сегодня мы совершаем престольный праздник Екатерининского храма на Всполье — Представительства Православной Церкви в Америке. Святая великомученица Екатерина жила в начале IV века, когда Церковь подвергалась жестоким гонениям от императора Римской империи Максимина II. Екатерина была знатного происхождения, ее отец являлся правителем Александрии. Но Господь пленил ее сердце Своей любовью и, последовав за Спасителем, святая отвергла поклонение идолам и поклонение императору, которое было непременной частью жизни Римской империи. Мы знаем из  жития великомученицы, что она предстала перед самим императором, который пытался склонить ее к отречению от веры. Благодаря ее твердому стоянию в вере, благодаря тому, что она не склонилась ни на какие посулы и увещания, многие люди, видя ее подвиг, уверовали во Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5319628...

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника . Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургии, а лично принять участие в молитве. Радоница Радоница, или Радуница, — это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом Поминовение усопших воинов — 9 мая Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину. Димитриевская родительская суббота Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая. В 2024 году Димитриевская родительская суббота 2 ноября. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших. Заупокойное поминовение в родительскую субботу

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Будем хранить в памяти великое чудо святого великомученика Георгия Победоносца, связанное с окончанием Великой Отечественной войны. Будем помнить великую жертву наших воинов, тех, кто оставался в тылу, но не дожил до победы, потому что изнурял себя тяжелейшим трудом во имя Победы. Никогда не забудем наших героев и простых граждан, которые в тяжелейшие годы войны работали на то, чтобы враг не разрушил жизнь нашего народа и не одержал над нами победу. Память святителя Георгия Победоносца, соединяющаяся с праздником Святой Пасхи, — это замечательный символ, который в завершение Великой Отечественной войны стал реальным историческим фактом. А для нас это день, наполненный великими духовными смыслами, который требует от нас еще более сильной веры и доверия ко Господу, осознания того, что означает молитва в нашей жизни, и требует от всех нас не декларативной, а реальной любви к своему народу и своему Отечеству, готовности по примеру наших благочестивых предков вставать на защиту Отечества всякий раз, когда возникает угроза самому бытию нашего народа. Молитвами святаго великомученика Георгия Победоносца да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь державу Российскую и наши победоносные Вооруженные силы, да ограждает народ наш и всю историческую Русь от врагов внешних и внутренних, да благословляет нас на мирную и созидательную жизнь. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/05/06/svyateyshi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010