Весьма возможно, что (как утверждает г. Четыркин в реферате: „К вопросу об изображениях великомученика Никиты» 169 , читанном на X Археологическом съезде) на развитие представления Никиты в роли демоноборца повлияли еще песнопения в честь праздника Воздвижения Креста Господня; песнопения эти положены не только на 14-го сентября, но и на следующие дни попразднества Воздвижения, в том числе и на день памяти Никиты, чередуясь с песнями в честь последнего; в них много говорится о посрамлении демонской силы силой креста Христова. В результате мученик является победителем бесов; к нему обращаются с молитвой об избавлении от бесов и всякого зла, насылаемого ими, прежде всего болезней; „он называется врачем болящих, прогонителем и мучителем бесов и избавителем от всякого зла» 170 . Становится обычным изображение мученика именно в роли победителя дьявола. Одним из видных демоноборцев великомученик Никита является и на Руси; на Русь такое представление могло перейти и с апокрифическим мучением, и с иконными изображениями, и с народным культом этого святого. Что касается апокрифа, то, по всей вероятности, появление его на Руси относится к довольно раннему времени, хотя с точностью определить это время и трудно. Перевод его на славянский язык Тихонравов находит нужным отнести ко времени не позже XII столетия. На Руси апокриф был довольно распространен. Тихонравов 171 указывает в библиотеках московских и гр. Уварова 6 списков (XVI–XVII в.); и в других библиотеках встречаем и полный текст мучения, и выписки из него. Иконные изображения на Руси, также представляют Никиту в роли победителя дьявола; согласно с апокрифом он бьет его обыкновенно своими оковами; иногда подробности борьбы изображаются и иначе 172 . Особенно часто изображается мученик в качестве борца с дьяволом на маленьких металлических иконках и на крестах, которые получили особую роль в народном культе его, как одного из видных помощников против нечистой силы; эти изображения, которых известно уже довольно большое количество, свидетельствуют о распространенности данного культа; они приобрели значение амулетов, оберегов против нечистой силы (и болезней); особенно нередко мученик Н. изображается на так наз. змеевиках 173 ; образки такого рода изготовляются и продаются и до сих пор 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Роспись вызывает ассоциации с творчеством Фёдора Захарова Иока: знакомые по другим памятникам Кенозерья однотипные иконографические образцы, статичные фигуры в одеждах с характерными тяжёлыми складками, своеобразный почерк в надписях. Правда, фигурам ангелов и архангелов явно тесно на узких гранях: их крылья сужены и обрезаны косым краем трапеции, что для Иока не характерно. При этом палитра в раскраске одежд более разнообразна по сравнению с другими «небесами» работы мастера. Иконографическая программа «неба», с одной стороны, характерна для Фёдора Иока, с другой – является для него новаторской. Отсутствует традиционный сонм херувимов вокруг центральной иконы Вседержителя, ему просто нет места в узкой верхней части граней. Нет традиционной композиции «Распятие» (возможно, она не сохранилась). Встречаются два композиционных решения нижней части граней: святые изображены либо на облаках, либо на однотонном коричневом позёме. Аналогичную систему чередования можно увидеть и на другом «небе», расписанном этим мастером, – в церкви Бережной Дубровы. Фигура архистратига Михаила нетипична для Фёдора Иока. Художник здесь отказался от сложного ракурса, изобразив предводителя небесного воинства фронтально. Архангел держит в левой руке зелёную финиковую ветвь, а в правой – копьё с белой хоругвью, которым пронзает голову дьявола. Дьявол имеет человеческий облик, его страшное лицо компактно вписано в размеры и контуры одного из облаков. И, наконец, уникальной фигурой в составе росписи является образ великомученика Георгия. Аналогов этому явлению на других «небесах» нет. Появление его изображения объяснить несложно: одним из двух часовенных праздников был день памяти великомученика Георгия, и прихожане пожелали иметь изображение святого на «небе». Такое усиленное поклонение покровителю часовни встречается только в Кенозерье и на прилегающих территориях. Не исключено, что Георгий Победоносец был святым, соимённым устроителю храма или «неба». Благодаря заказчику его небесный покровитель возносится на живописное «небо» и приравнивается к сонму наиболее чтимых святых.

http://sobory.ru/article/?object=03341

Сегодня эта площадь вполне логично именуется Владимирской. 7 декабря 1997 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, состоялось освящение престола в храме административного корпуса, которое совершил Архиепископ Луганский и Алчевский Иоанникий. 18 сентября 1996 года началось бетонирование фундаментной плиты, на каркас которой смонтировано свыше 150 тонн арматуры, уложено 2300 кубических метров бетона. 25 сентября 1996 года, состоялся торжественный молебен, и была осуществлена закладка капсулы в массив бетонной плиты с именами проектировщиков, строителей, священнослужителей, благотворителей, принимавших участие в строительстве. Первый кирпич в основание храма заложил 2 июня 1999 года президент Украины Леонид Кучма. 19 марта 2006 года состоялось торжественное освящение Свято-Владимирского кафедрального собора митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром. После была отслужена первая божественная литургия, в которой Его блаженству сослужил владыка Иоанникий, духовенство епархии. Вместимость храма свыше 3000 прихожан. В плане собор представляет собой крест размерами: с востока на запад – 51 метр, с юга на север – 44 метра. Высота собора от уровня планировки до верха центрального креста — 65 метров. Высота центрального креста – 9 метров. Храм насчитывает 15 куполов. Собор имеет и малый алтарь, освященный в честь святого преподобного Иоанникия Великого. Находясь под руководством настоятеля, протоиерея Владимира Конончука, и духовно окормляясь Высокопреосвященнейшим Митрофаном, архиепископом Луганским и Алчевским, является одним из духовных центров Луганщины. В комплексе зданий собора расположен Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила. Ранее это было административное здание собора, где размещался храм святой великомученицы Екатерины, крестильня, актовый зал, и другие помещения. Рядом воздвигнут заслушивающий также нашего внимания монумент. Памятник «Божья Матерь» («Богородица») является уникальным в своем роде для всей Украины.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/tam_ku...

Субботнее богослужение отправляется по Октоиху и Минее, и прежде читаются или поются песнопения Минеи, а потом Октоиха. Отличие субботнего богослужения от вседневного главным образом состоит в том, что на «Господи, воззвах» и после тропарей употребляются Богородичны воскресные, а не седмичные и после кафизм произносятся ектении. Глава 2. КРУГ ГОДИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Так же, как и дни седмицы, Православная Церковь освящает особыми воспоминаниями и дни года. Эти службы носят общее название годичных, то есть совершаемых однажды в год. Каждый день в году посвящен воспоминанию важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа или особенных милостей Божиих, явленных роду христианскому, или памяти святых угодников Божиих. Воспоминания эти, соединенные с днями года, служат темой служб, раскрывающейся в изменяемых частях богослужения, не изменяя, однако, его строя. Службы содержатся в Минее месячной и расположены по Месяцеслову, то есть по числам дней каждого месяца. Некоторые из них, по важности воспоминаний, празднуются торжественным образом, иные менее торжественно, а некоторые отправляются по обыкновенному суточному богослужению. Совершаемые торжественно службы годичного круга называются праздничными, а день этот называется церковным праздником. К годичному богослужению, кроме праздничных, относятся и службы дней поминовения: в субботу перед Неделей мясопустной, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, в субботу перед Неделей Пятидесятницы (Троицкая суббота), в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Мироточивого Солунского – 26 октября (Димитриевская суббота), в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи – 29 августа, во вторник или понедельник Недели о Фоме (Радоница). К годичному кругу относятся также и постовые службы, то есть службы Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, содержащиеся в Триоди постной, и службы Пятидесятницы, начиная со дня Святой Пасхи, содержащиеся в Триоди цветной. По времени воспоминания праздники разделяются на неподвижные и подвижные: одни приурочены ко дню, а другие к числу; поэтому одни из них день меняют, не изменяя числа, а другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными, а вторые – подвижными. Главный из неподвижных праздников Господних – праздник Рождества Христова, а из подвижных – праздник Пасхи. Кроме того, праздники подразделяются на общие, одинаково торжественно отправляющиеся во всех храмах, и местные, которые совершаются с особенной торжественностью в отдельных местностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей//Фома. - – июнь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).     Вопрос номера. Воспитали несчастными: Ответы тем, кто считает, что их воспитали несчастными . Письмо в редакцию. Андрей , Санкт-Петербург. Фото www.lori.ru// Фома. - – июнь 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Воспитали несчастными »).   Отвечает психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко . Я тебя породил – я тебя и люблю. 4 тезиса для обиженных детей и их родителей . Фото www.lori.ru// Фома. - – июнь 2017. – С.18-23. – (рубрика « Вопрос номера. Воспитали несчастными »). См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей//Фома. - – июнь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Отвечает иерей Игорь Спартесный , клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, г. Москва. Травмотеческий опыт . Беседовала Дарья Баринова . Фото www.lori.ru// Фома. - – июнь 2017. – С.24-27.    – (рубрика « Вопрос номера. Воспитали несчастными »).   ВЕРА (раздел). – С.28-49.   Школа «Фомы». Именины: Димитрий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. (Димитрий) – имя древнегреческого происхождения, переводится как «посвященный богине Деметре»; Дни памяти : 1 июня - день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского; Святой благоверный князь Димитрий Донской (1350-1389). Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Димитрий : Великомученик Димитрий Солунский (+ 306). Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь (1259-1289); Известные люди с именем Дмитрий: Дмитрий Лаптев (1701-1771). Знаменитый путешественник и географ. Дмитрий Менделеев (1834-1907); Интересные факты ] Фото Сергея Пятакова/РИА Новости; Интересные факты ]. Ил.: Святой благоверный князь Димитрий Донской. Икона; Архангельский собор Московского Кремля; Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М. Авилов. 1943; Орден «За служение Отечеству». Учрежден в 2002 году в память святого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского; Станция «серой» ветки московского метро, названная в честь святого Димитрия Донского//Фома. - – июнь 2017. – С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-170-...

Р.б. Александр Кургузов (г. Климовск, Моск.обл.) 12.05.2008 В этом году на Крестопоклонной неделе в храме Крест Господень был украшен сре¬занными цветами (тюльпанам и нарциссами и пр.), которые естественно через пару ча¬сов увяли. На следующей воскресной службе все увидели на аналое у подножия Креста увядшие цветы, а сверху ожившие к концу Литургии цветы, поднявшиеся на 10-20 см. Анатолий, г. Измаил, Украина 20.05.2008 За три недели до поездки на Афон два раза являлась царская семья. Первый раз все вместе (все дети). Второй раз – царь Николай II и царевич Алексий в старых солдатских гимнастерках. Ничего не говорили. Просто стояли и смотрели на меня. Спаси Господи. Р.б. Алексий. 15.08.2008 В 2008г., посещая св.гору Афон, во время молебна у главы св. Пантелеимона, по¬просил о. Макария освятить на честной главе масло для исцеления возможных болезней близких мне людей. Летом того же года я занемог – была температура, стало по нарас¬тающей болеть горло, болезнь к вечеру очень быстро прогрессировала. Прочитав вечер¬нее правило, надежда на выздоровление ушла. Собрав силы душевные, я взял бутылочку с освященным маслом и приложился к иконе св. Пантелеимона (освященной вместе с маслом), помазался и слезно попросил св. Пантелеимона о выздоровлении (это было в день памяти святого). Как только я прилег на постель, буквально через несколько секунд я понял, что болезнь оставила меня. Встав на колени, слезно поблагодарил святого за подарок в день его памяти. Р.б. Николай Вас. Маслов 20.10.2008 До посещения Святой Горы сильно заболел – появились боли в шестом отделе по¬звоночника. Голова практически не поворачивалась. Особенно было тяжело ее повернуть хоть вполоборота влево. По приезде в г. Уранополь я попросил своего попутчика р.б. Владимира, чтобы он как-нибудь снял мне боль и показал, как это сделать. Но после этой процедуры облегчения не наступило и с тяжелой болью я приехал в Свято-Пантелеимонов монастырь. На вечерней службе я с великой просьбой попросил великомученика помочь мне в моей ситуации, упав на колени. Через минут 20 с удивлением обнаружил, что шея моя легко и свободно повернулась влево и вправо. Я изумился и начал вращать головой во все стороны – боль действительно исчезла. И сегодня шея у меня поворачивается нормально, головных болей нет. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Дивен Бог во Святых своих. Св. великомученик Пантелеимоне, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/87432.html

Святейший Патриарх Кирилл передал Войсковому собору икону святого великомученика Георгия Победоносца. Поздравив губернатора Краснодарского края Александра Ткачева с днем рождения, Предстоятель передал в дар губернатору икону Святителя Николая Чудотворца и Библию. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил атаману Кубанского казачьего войска Николаю Долуде орден Преподобного Сергия Радонежского II cmenehu. Всем верующим, посетившим патриаршее богослужение, были розданы образки святого Александра Невского с патриаршим благословением. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс «Вечный огонь» на одной из центральных площадей Краснодара, где помолился вместе с присутствовавшим духовенством «о вождех и воинах, жизни свои на поле брани за Отечество наше положивших». По окончании заупокойного молитвословия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к казакам, ветеранам и жителям города, собравшимся на площади, призвав их хранить в сердцах память о погибших героях. Затем у мемориала состоялась церемония развода почетного караула Кубанского казачьего войска, после чего Святейший Патриарх Кирилл пообщался с казаками и ветеранами. Вечером того же дня, в канун празднования памяти великомученицы Екатерины, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Свято-Екатерининском кафедральном соборе Краснодара, а по окончании богослужения — чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии. 7 декабря, в день празднования памяти великомученицы Екатерины, небесной покровительницы города Краснодара, Святейший Патриарх Кирилл совершил в Свято-Екатерининском соборе Божественную литургию, за которой возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом.

http://e-vestnik.ru/church/444_v_gostyah...

Генерал, возвращаясь с русско-турецкой войны 1768-1774 гг., проехал через село Басарбово на юге Дуная, территорию Болгарии, оккупированную османами еще с конца XIV столетия. Найдя мощи преподобного Димитрия и не желая, чтобы они были осквернены османами, Петр Салтыков взял их с собой с целью отнести в Россию. Однако, когда он проезжал через Бухарест, по просьбе митрополита Григория II Угровлахийского и купца Хаджи Димитрия русский генерал даровал мощи румынскому народу как утешение за многие страдания, пережитые во время войны и, может быть, еще и потому, что преподобный был валашского происхождения. Таким образом, в июле 1774 года мощи были положены с большой почестью в Бухарестском митрополичьем кафедральном соборе, который в 1925 году стал Патриаршим. В 1955 году, констатировав, что преподобный Димитрий почитается верующими всей Румынии, по предложению Патриарха Юстиниана Священный Синод торжественно провозгласил его общецерковное почитание во всей Румынской Православной Церкви, установив день памяти 27 октября, на второй день после памяти великомученика Димитрия. Хотя преподобный Димитрий Новый и преподобный Серафим Саровский жили в разные эпохи, они имеют общую святость как дар Святого Духа, который они стяжали непоколебимостью веры и святостью жизни. Мощи этих двух преподобных пережили также тяжелый период коммунистической диктатуры, которая преследовала религию в целом и Православную Церковь в частности. В России после большевистской революции в октябре 1917 года началась целая кампания уничтожения мощей с целью ослабить и дискредитировать Русскую Православную Церковь. Мощи преподобного Серафима Саровского были конфискованы коммунистическим режимом в 1926 году и прятались в музеях, пока не пропали без вести. Только в 1991 году они нашлись и были возвращены Русской Православной Церкви. В Бухаресте, как известно, коммунистический режим неоднократно пытался перенести Патриаршую резиденцию и Патриарший кафедральный собор с исторического Холма Митрополии, так как коммунистическому государству не нравилось благочестие верующих, которые почитали мощи преподобного Димитрия вблизи здания Великого Национального Собрания — законодательного форума социалистической Румынии.

http://patriarchia.ru/db/text/5046999.ht...

Историко-культурные мероприятия начнутся 19 июня с двухдневной научно-практической конференции «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». В Феодоровском соборе в 8 утра будет отслужен молебен на начало благого дела. Затем мероприятие торжественно откроют в актовом зале городской администрации епископ Переславский и Угличский Феоктист, глава Переславля-Залесского Валерий Астраханцев и настоятельница Свято-Феодоровской женской обители, игумения Даниила (Севериненко). Валерий Астраханцев возглавит первое пленарное заседание на тему: «1700-летие подвига великомученика Феодора Стратилата, 715 лет основания Феодоровского монастыря». В этот же день владыка Феоктист в культурно-досуговом центре «Ювента» даст старт Летнему фестивалю «Отражение Света. Пространство визуальных впечатлений». В рамках открытия состоится семейный просмотр созданных детьми мультфильмов о новомучениках и исповедниках российских. Памяти новомучеников посвящен также и документальный фильм Натальи Гугуевой «Свидетели любви», премьерный показ которого пройдет 21 июня. Это лента о жертвах Бутовского полигона завоевала приз «За лучшую режиссерскую работу» на XV Севастопольском фестивале документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе», который прошел в середине мая этого года в Севастополе. После фильма состоится встреча с автором. В формате летнего фестиваля откроется выставка ярославских художников «Между прошлым и будущим», которую до 21 июля можно будет увидеть в Феодоровском соборе.   Летняя часть Форума приурочена ко второму Дню памяти св. влм. Феодора Стратилата (+319), который празднуется 21 июня - дату перенесения тела святого на его родину, в город Евхаит, для погребения.  В этот же день в 1304 году состоялось сражение  за Переславль войска московского князя Юрия Даниловича с тверичами, пытавшимися захватить город. Переславско-московское воинство победило, и на месте битвы в благодарность небесному воеводе (стратилат в пер. с греч. – воевода) за покровительство заложили в его честь Свято-Феодоровский монастырь, который изначально был мужским. Всенощное бдение состоится 20 июня, а Божественная литургия 21 июня совершит, после Литургии состоится крестный ход.

http://e-vestnik.ru/culture/svyato-feodo...

«Саркский монастырь святого Георгия находится в шести километрах к югу от Карели. Церковь святого Георгия построена в XVII веке. Церковь относится к Руис-Урбнисской епархии. С церковью связана легенда. Около деревни Саголашени была местность, которую называли “Поле царицы”. Здесь крестьяне не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня. Быки остановились – и пахарь увидел на поле икону святого Георгия, выточенную из камня Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, там собрались трое монахов и с Божией помощью построили церковь в честь святого Георгия Саркского, а впоследствии и монастырь. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которой просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели. Однажды произошел такой случай. Привели барана для заклания. Уже обводили его вокруг церкви, но неожиданно животное вырвалось и убежало в сторону Кинцвисской церкви, которая находится в трех километрах от Саркского монастыря. Люди побежали за бараном и увидели, как он три раза обошел вокруг Кинцвисской церкви и снова сам направился в сторону Саркского монастыря. Перед дверями церкви остановился и склонил голову. Особенно много паломников бывает здесь 23 ноября – в день памяти великомученика Георгия . Многие приходят сюда по обету босиком, но не было случая, чтобы кто-то во время такого паломничества заболел или повредил ногу. Святому Георгию Саркскому молятся не только о даровании потомства». Ксюша решила во что бы то ни стало там побывать. И хотя Эмзар не собирался ездить ни по каким монастырям, но велика сила женщины. Правильно его дед говорил: если женщина что-то в свою голову заберет, то ее три пары быков с места не сдвинут, а уж муж в одиночку тем более. В итоге после многих приключений Ксюша оказалась в Саркском монастыре. Помолилась, как умела, и поехала назад. Вскоре сама была ошарашена результатом: ощутила в себе долгожданную беременность. У них родился сын. Об имени долго не думали: назвали Георгием. Ксюша как-то незаметно для себя воцерковилась.

http://pravoslavie.ru/135923.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010