По Ветхому Завету отвечали очень плохо; причина – теоретичность преподавания, любовь к «элоквенции» непроработка со сту­дентами; при повторении надо было твердо усвоить «скелет» пройденного, сущность, и не преувеличивать знаний учащихся. По немецкому языку отвечали хорошо, как и по расколу (в главном...). 23-го скончался доцент П.Д. Вознесенский, похороны в академическом храме в воскресенье уже без меня. В Ленинграде постарался в главном закончить дела и дать указания на период моего отсутствия (глазным образом, о кредитах на ремонт и содержание Академии). С завхозом – осложнение: не прописывали, как не ленинградца. Уполномоченный порекомендовал прописаться в Парголове или Колпино… С.А. Купресову предлагал ректуру – отказывается; указывал на В.В.Четыркина, но тот болен. Затруднение, как и в Москве. От Дерюгина получил два письма; для меня не ясно, кандидат ли он? Писал ему, он молчит об этом. А был бы желательный канди­дат-педагог». Ничему не надо было учить проф. А.И. Сагарда, которого в декабре 1947 года владыка в письме Патриарху просил отпустить из Одесской Семинарии в Ленинград: «Ваше Святейшество, Дорогой и Святейший Владыка! Л.Н.Парийский по моей просьбе докладывал Вам о профессоре А.И. Сагарде. Вы ответили, что хотели бы оставить его у себя в Москве в иностранном отделе. Московская Академия не хочет в нынешнем году брать его к себе. Между тем, в Ленинградской Академии сейчас прямо безвыходное положение: проф. Четыркин умирает, его предметы не читаются вот уже около двух месяцев, а это самые главные основные предметы курса: Новый Завет и История древней церкви. Их ни в каком случае нельзя оставить, между тем все наставники перегружены уроками, кандидатов для замещения кафедр нет. Для нужд иностранного отдела проф. Сагарда мог бы быть полезен в случае нужды и отсюда, к тому же там у Вас имеется проф. С.В. Троицкий, так же хорошо знающий греческий язык, как и А.И. Сагарда. По всему этому очень прошу разрешения Вашего Святейшества позволить мне снестись с проф. Сагардой и просить его занять указанные кафедры в Ленинградской Академии ради пользы общего дела.

http://bogoslov.ru/article/1151751

Владыка был человеком высокой ответственности, очень обязательным. Если он обещал кому-то приехать, где-то послужить, он всегда выполнял свои обещания. В последние годы случалось, что по состоянию здоровья он должен был что-то отменять. Тогда он сам звонил и очень терзался, что не сможет приехать. Но когда его спрашивали о здоровье, он отвечал, что все хорошо. И так убедительно говорил, что все верили. Последний разговор с владыкой Владыка сказал, что через 2–3 дня будет дома. И он действительно оказался в доме Отца своего Небесного Последний наш разговор был в четверг, в день заседания Синода. Я позвонил ему в больницу и очень обрадовался, что владыка поднял трубку и сказал: «Христос Воскресе, дорогой мой отец Тихон!» Я не знал, что он со мной прощается и потому ласково, по-отечески меня приветствует, как бы утешая перед той новостью, которая потрясла всех нас 16 мая. А тогда владыка сказал, что у него все хорошо и буквально через 2–3 дня он будет дома. Он спросил меня про скит, как поживает кошка. Владыка еще раз сказал, что через 2–3 дня будет дома. Не просто, что его выпишут, а что он будет дома. И он действительно оказался в доме Отца своего Небесного. Ушел владыка как праведник: не страдая, тихо и мирно, с молитвой. 16 мая в 2 часа дня сердце его перестало биться. Такая кончина – милость Божия ему за его праведную жизнь, за его любовь к людям. Со святыми… Отпевать владыку Священный Синод постановил в субботу, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И когда мы накануне служили всенощное бдение и слушали канон апостолу, на ум приходила ассоциация святого с владыкой Иларионом, потому что, как и святой Иоанн Богослов, владыка был апостолом любви. Человек безграничной любви, которую невозможно описать словами. Владыка умел подобрать такие слова, что человек любого возраста, звания, социального положения чувствовал себя перед ним в море любви, как ребенок перед отцом. Такое чувство человек испытывает только единожды в жизни – в детстве: чувство, когда ты любим своими родителями. И то испытывает это не каждый. И вот владыка помогал восполнить этот недостаток любви тем, у кого ее не было в детстве, и вновь возвращал в это состояние тех, кто эту любовь в детстве познал.

http://pravoslavie.ru/146380.html

Так что о такого рода людях еще и это сказал Господь: «Сии людие устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» ( Мф.15:8–9 ). Посему и Возлюбленный Богу Гром 19 вопиет: «Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией» ( 1Ин.3:17 парафраза). Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: «Не любите мира, ни яже в мире» ( 1Ин.2:15 ). Что же это такое – «яже (что) от мира» – если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане, что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется 20 ; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал проистекающие с неба милости Божия и благосклонность Его к усопшему. 10 . Посему Возлюбленный Ученик и посылается возлюбившим его Спасителем нашим, Иисусом Христом, чтобы он научил нас всякой истине и воскресил от этих мертвых дел, и побудил к светлым делам, главой которых и доставительницей жизни вечной – что он яснейшим образом разъяснил – является любовь к Богу и к ближнему. Как же нам оказать ему любовь и каким образом почтить? Не так ли – как человека, открывшего нам всякую истину? Мы окажем ему любовь и уважение тем, что не будем делать, братие, того, что противоположно его наставлениям, и видом и на языке являя любовь и веру к нему, не будем неверными ему на деле, что и сам он запрещает, говоря: «Братие 21 , станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Итак, если и мы, любя, почтим Возлюбленного Богом сверх всех, то покажем делом и истиною нашу любовь к нему, будучи не только слушателями его слов, но и исполнителями их. Потому что таким образом мы получим благовествуемую им Вечную Жизнь и Царство в Самом Царе веков, Христе, Которому подобает вечная слава на небе и на земле со Безначальным Его Отцем и Соприсносущным Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы : [в 3 част.]/пер. с греч. яз. архимандрит Амвросий (Погодин). - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1993./Ч. 3. - 259 с. : ил./Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и о любви к Богу и к ближнему. 21-28 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Если так будешь поступать и так сносить обиды, то будет явным для всех, что ты внедрил в себя божественную любовь. 9 . Если же тебе весьма желательно узнать, по каким признакам можно судить о ее присутствии в тебе, то и это будет тебе показано, только незамедлительно иди к нахождению их. Когда простерши ум к Богу, ты не отвлекаешься ничем из сущего долу, но забывая обо всем без труда и принуждения, ни о чем не рассуждая, радуясь наслаждаешься памятью о Боге и молитвою к Нему, тогда знай, что определенно ты достиг любви к Богу, и как долго бываешь причастен ей, так долго простирается и время такого твоего общения с Богом, лучше же сказать – единения с Ним. Опять же, когда с сокрушением и со сладкой болью в сердце ты молишься Богу в равной степени как о самом себе, так и о всяком человеке, знакомом тебе и незнакомом, враге и друге, огорчившем тебя и не огорчившем, тогда знай, что ты от души возлюбил твоего ближнего. Но эти внутренние расположения не приходят, если только ты не заимеешь явные дела любви. Потому что если ты не приучишь себя отвергать свою волю и исполнять волю ближнего, то как ты перетерпишь, если случится, нападки его на тебя? Если же благородно и великодушно ты не снесешь неприятности от людей, то как достигнешь такого состояния, чтобы молиться за врагов? Если не покоряясь Говорящему: «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» ( Лк.11:41 ), ты удерживаешь свое имущество и бережешь для себя и не расходуешь его для помощи нуждам ближнего, то как прольешь о них слезы? «Потому что тот, кто имеет любовь», говорит некто из друзей Божиих, «тот расточил свои деньги, а утверждающий, что обладает и тем и другим, т.е. и деньгами и любовью, тот заблуждается: или он пуст от денег, или пуст любви, а это то же, что сказать – пуст от Бога», потому что Бог есть любовь, и Он объявляет нам, говоря: «Не можете Богу работати и Мамоне» ( Мф.6:24 ), мамоной называя все то, что у нас имеется сверх нужды, будь то золото или серебро, или что-либо иное, и показывает, что стоящему на страже 17 своих денег невозможно молиться: «Ибо где сокровище твое, – говорит Он, – там и ум твой» 18 , и не ушел он в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Слова митрополита Григория (Чукова) в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Источник Скачать epub pdf Краткий очерк истории восстановления богословского образования и фрагменты дневника 1945–1955 гг. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова портал «Богослов.Ru» публикует слова постоянного члена Священного Синода, председателя Учебного Комитета, непосредственного руководителя ЛДА митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, произнесенные в стенах духовной школы в престольные праздники. Авторский вступительный очерк, основанный на материалах дневников и документов из архива владыки, рассказывает историю восстановления богословского образования в России (цитаты приводятся в редакции автора). К истории восстановления богословского образования 1943–1955 гг. Жизнь Русской Православной Церкви середины минувшего ХХ века, принесшего столько испытаний стране и Русской Православной Церкви, для нынешнего молодого поколения пастырей представляется уже далекой историей, суждения о которой зачастую носят причудливый характер. Например, встречаются такие утверждения: «в советское время была запрещена всякая проповедь с амвона», а касательно духовных школ говорится о выработанных в них «советской» закалке в дисциплине и «богослужебной картинности», которая «угнетает молодую и ищущую душу», раздаются призывы «перестать жить советско-церковной ностальгией», благодаря которой якобы «выпускник семинарии или академии оказывается в изначальной оппозиции ко всему окружающему миру». Подобные картины рисуются в некоторых умах, очевидно, от незнания истории и реальной жизни не только восстановленных духовных школ – середины минувшего века, но и прежних. И если в нынешних духовных школах существуют вышеперечисленные явления, то в таком случае они больше напоминают дореволюционные школы начала прошлого века, когда в период между двумя революциями бастовало больше половины семинарий, ставших кузницами революционных кадров. Странно слышать такие мнения еще и потому, что так называемых советских духовных школ вот уже двадцать лет как нет. О том, как они возникли, расскажет этот небольшой очерк.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Добрые вести Православия: первая половина мая 2008 г. Митрополит Иларион (Капрал). Фото: synod.com Самой важной новостью первой половины мая стало, конечно же, избрание нового первоиерарха Русской Православной Церкви за рубежом. Другие вести касались возведения новых и реконструкции старых храмов, миссионерского служения Русской Православной Церкви, в том числе и в таких важных формах миссии, как кинематограф. Избран новый глава РПЦЗ Собор епископов Русской Зарубежной Церкви, действуя в соответствии с Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, 12 мая 2008 года избрал архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 мая Священный Синод Русской Православной Церкви постановил утвердить решение Собора епископов Русской Зарубежной Церкви об избрании архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом РПЦЗ. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 12 мая 2008 года архиепископ Иларион, в связи с избранием первоиерархом Русской Православной Церкви за границей, возведен в сан митрополита. В Венеции у мощей апостола и евангелиста Марка состоялось православное богослужение Совершение Божественной литургии в день памяти апостола и евангелиста Марка на его мощах, хранящихся в базилике святого Марка в Венеции, стало доброй традицией для священства и верующих Русской Православной Церкви. С разрешения католических властей города 8 мая, как и в предыдущие четыре года, православные из разных стран и континентов собрались в крипте базилики святого Марка, чтобы вознести молитвы у мощей ученика святых первоверховных апостолов Петра и Павла евангелиста и мученика святого Марка. В православном богослужении приняли участие девять священников и два диакона. Среди них были священнослужители из Германии, Италии, России. Впервые у мощей святого Марка служили вместе представители Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церквей. Общее число молящихся превысило 150 человек. По окончании литургии духовенство и верующие поднялись из крипты в верхнюю церковь и совершили там краткий молебен и поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Праздник завершился паломничеством по святым местам Венеции. Паломники посетили греческую церковь великомученика Георгия, где поклонились деснице святителя Василия Великого; церковь святого Иоанна Предтечи, где находятся мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и крест преподобного Саввы Освященного; церковь праведного Захарии, где поклонились мощам праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, и святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского, исповедника.

http://pravoslavie.ru/5083.html

Закрыть Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Память 26 сентября/9 октября 08.10.2019 688 Время на чтение 9 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Если я говорю языками человечес­кими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1-2, 13). Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Византийская миниатюра Други наши, сегодня день преставле­ния святого апостола и евангелиста Иоан­на Богослова и сегодня же день прослав­ления святителя Тихона - Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апо­стола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неиз­менно согревает души наши. Долго, очень долго он один был власти­телем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Про­мысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего из­бранника - Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Про­славление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожив­шая обретением нетленных его мощей, вли­ваются в мощный поток церковной памя­ти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещ-нице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов - первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христи­анства, и звено последнее - святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий уда­ленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, поче­му так соединил Господь двух избранни­ков Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим при­стальнее на жизнь их и почерпнем из ис­точника приснотекущего живую воду, да­ющую бессмертие душе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

Торжества в Санкт-Петербурге посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения, возглавил Святейший Патриарх Кирилл 9 октября, 2009. Редакция " Правмира " 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Утром в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней; архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Верейский Евгений, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Иркутский и Ангарский Вадим, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бориспольский Антоний; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской епархии, выпускники и гости в священном сане, прибывшие на юбилей в духовную академию. За богослужением молились епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Доростольский Иларион (Болгарская Православная Церковь), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, представители делегаций Поместных Православных Церквей, делегаций Московской, Минской, Кишиневской, Киевской, Свято-Владимирской духовных академий и других духовных школ России, ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-sankt-pet...

Слово на литургии в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Сегодня святая Православная Церковь благоговейно совершает память одного из самых близких и самых верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа – память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Не многих нарочито нарекла Церковь своими Богословами. Кроме апостола Иоанна она соединила это наименование с именами лишь двух угодников Божиих: с именем великого вселенского учителя и святителя Григория, архиепископа Константинопольского, председателя Второго Вселенского Собора, и с именем дивного духоносного подвижника конца X – начала XI веков преподобного Симеона. Что же такое, однако, богословие? Еще и еще раз задуматься над этим вопросом особенно уместно сегодня, в день, когда наша духовная школа, призвавшая быть училищем веры и благочестия, празднует здесь, в своем святом храме, священную память «богословия начальника», своего небесного покровителя. Слово «богословие» не однозначно. Оно употребляется в нескольких различных смыслах. Богословием мы называем, например, некоторые изучаемые в нашей школе дисциплины, как то: богословие основное, богословие догматическое, нравственное и другие. При этом мы пользуемся трудами видных ученых богословов, достойных уважения тружеников, имена которых нередко золотыми буквами вписаны в летопись истории как нашей отечественной, так и мировой богословской науки. Но это высококвалифицированное с чисто научной точки зрения, учёное, «дипломированное» богословие, несмотря на всю его важность и оснащенность научными средствами, не есть однако нечто самодовлеющее. Оно имеет свои истоки, свои корни в богословии свято­отеческом, которое выражено в догматических определениях святых Вселенских Соборов, в единодушно исповедуемых Отцами истинах веры, в богослужебном творчестве Церкви. Это богословие, составляющее важнейшую часть живого потока священного церковного предания, имеет несравненно более высокую ценность. Оно заключает в себе подлинно церковное понимание Божественного Откровения и отклик на него со стороны богопросвещенного разума и благодатию Духа Святого очищенного сердца великих подвижников веры, богомудрых пастырей и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово в день памяти святого Апостола и евангелиста Луки Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Многими талантами обладал с юности святой Лука, и широкий выбор жизненного пути расстилался перед ним. Он жил в Антиохии – сирийском городе, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях. Пытливый, умный юноша, одну за другой перелистывал он страницы человеческой премудрости. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Но к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею – на поиски явившегося там Учителя праведности. В одном из песнопений Церкви апостол Лука именуется Евангелия Христова светлым списателем. К Свету Высочайшему стремилась его чистая душа, не находившая успокоения в тусклых огоньках мирской образованности. Нет, не блистать, не горделиво «самовыражаться» хотел смиренный Лука, но причаститься Божественного Света. Еще в Антиохии этот юноша-грек прозрел в священных книгах иудеев истину о Едином Боге, почерпнул из Ветхого Завета знание о грядущем в мир Искупителе. И услышав об Иисусе Назорее, святой Лука безошибочно почувствовал: вот Тот, Кто берет на Себя грехи падшего мира. Святой Лука стал одним из скромнейших учеников Спасителя. Он не был в числе тех двенадцати верховных избранников, которые постоянно находились рядом с Сыном Человеческим, могли слышать каждое Его слово, становились первыми свидетелями Божественных Его деяний. Молодой антиохиец словно бы затерялся среди многотысячных толп, в отдалении следовавших за Иисусом Христом и ловивших крохи со стола Господня. Однако среди всех этих людей, дивившихся чудесам Христовым и возвещаемому им учению Любви, святой Лука был самым внимательным зрителем и слушателем. Как на чистом воске, запечатлевал он в своей памяти священные события, очевидцем которых ему посчастливилось стать. Сердцеведец Христос не дозволил святому Луке остаться только созерцателем, но уготовал ему трудный жребий благовестника.

http://pravoslavie.ru/49395.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010