Апостол и евангелист Марк 8 мая церковь вспоминает апостола от 70 и евангелиста Марка. Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Он основал в Египте христианскую церковь, а затем в Риме написал свое Евангелие. Он также составил чин Литургии для Александрийских христиан и посетил с проповедью внутренние области Африки. В 63 г. в Александрии апостол был убит язычниками. В 310 г. его мощи были перенесены в Венецию. 10 мая – день памяти еще одного апостола от 70, священномученика Симеона, сродника Господня. Апостол Симеон был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. Он проповедовал учение Христово и обличал идолослужение. После смерти первого епископа Иерусалимского апостола Иакова на его место был избран апостол Симеон. В 107 г. язычники схватили святого, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте. Апостол Иаков Память от 12 апостола Иакова Зеведеева совершается 13 мая. Он был призван к апостольскому служению Иисусом Христом вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Именно он с братом и апостол Петр присутствовали на Фаворской горе и во время моления Спасителя в Гефсиманском саду. Святой Иаков проповедовал учение Христа в Испании и других странах, а затем возвратился в Иерусалим. В 44 г. иудеи убедили царя Ирода Агриппу схватить апостола и осудить его на смерть. Один из доносчиков по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова, который даже после объявления приговора продолжал проповедь Евангелия, и уверовал во Христа. Он исповедал веру и был обезглавлен вместе со святым Иаковом. Св. царица Тамара 14 мая – день памяти благоверной царицы Грузии Тамары. Будучи представительницей древней грузинской династии Багратидов, она с 1178 г. являлась соправительницей своего отца Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: она отличалась высоким благочестием и способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии. Во время исторической битвы 1204 г. войско Тамары разбило коалицию мусульманских правителей, требовавших, чтобы Грузия отказалась от христианства. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа и скончалась в 1213 г. Ее память празднуется также в Неделю жен-мироносиц .

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

Церковь святого апостола Петра в Венеции некогда была кафедральным собором города и местопребыванием венецианского епископа. Напомним, что епископу Венеции усвоен титул патриарха. До сих пор католическая епархия Венеции имеет статус патриархата, а епископ имеет титул «кардинал-патриарх». Этот факт объясняется близостью областей северо-востока Италии к Византии и православной традиции. С древних времен венецианцы стремились иметь в своем городе мощи святых угодников и другие святыни христианского Востока. В 829 году сюда были привезены мощи святого апостола Марка, который стал покровителем этой морской республики. Во времена Крестовых походов Венеция стала обладательницей большого количества святынь, многие из которых по сей день находятся в церквах города. В церкви святого Петра, кроме мощей святых Сергия и Вакха, почивают также мощи других мучеников: святых Флорентия и Маркеллина, святого мученика и бессребреника Иоанна Александрийского, сподвижника и сомученика святого бессребреника Кира (31 января и 28 июня) и мученицы Аврелианы. В церкви почитается также древняя (XII века) икона Пресвятой Богородицы «Страстная». Члены венецианского прихода Русской Православной Церкви во имя святых Жен-Мироносиц притекают с молитвой к мощам святых угодников, которых множество почивает в Венеции, а в дни их памяти, по договоренности с католическими церковными властями, совершают молебны у их мощей. Молебны совершаются также и для паломнических групп, которые все чаще посещают Венецию. На приходе действует своя паломническая служба, организующая поездки к святыням Севера Италии. Напомним, что в Венеции пребывают около тридцати мощей святых древней Церкви – мучеников, святителей, преподобных, праведных. Почти все они известны и почитаемы в Русской Православной Церкви. Среди наиболее почитаемых святых назовем мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Павла Фивейского, двух патриархов Константинопольских – Евтихия и Германа, двух патриархов Александрийских – Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, значительная часть мощей которого пребывает в Венеции на острове Лидо, мощи святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых апостолов и евангелистов Марка и Луки (в Падуе) и многих других весьма почитаемых в Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/14962.html

31 января 2004 года, в Петрозаводске архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом было совершено освящение новопостроенной церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Адрес: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Крупской, дом 12А (за зданием Дворца творчества детей и юношества) Подробнее... Храм пророка Божия Илии (Петрозаводск) [ править править код ] 14 июня 2016 было совершено освящение места под строительство храма и заложен фундамент. 2 августа 2016 года, в день памяти святого пророка Божия Илии в Петрозаводске состоялось освящение нового храма во имя святого пророка Божия Илии. Дата освящения храма выбрана не случайно: 2 августа – день воздушно-десантных войск и памяти святого пророка Божия Илии. Проект храма принадлежит архитектору Владиславу Куспаку. Внутри храма установлены памятные плиты c именами 133 карельских воинов, погибших при исполнении служебного долга в боевых действиях и локальных конфликтах. Адрес: Республика Карелия, город Петрозаводск, Первомайский проспект, дом 2А Подробнее... Храм Святого и Животворящего Духа (Петрозаводск) [ править править код ] Для утешения страждущих от недугов и укрепления врачебного персонала при земской больнице в 1894 году была создана небольшая часовня. Создание кварталов исторической застройки Петрозаводска, включающих и территорию губернской земской больницы, вызвало необходимость реконструкции бывшей часовни. В 1990-1996 годах по проекту архитектора В. А. Каурова были проведены работы по переоборудованию здания больничной часовни под церковь. Здание церкви одноэтажное, деревянное, состоит из разношироких объемов с равной высотой. Прямоугольный в плане алтарь увенчан главкой с крестом на шатровом основании. Со стороны южного фасада располагается крыльцо главного входа с бетонной лестницей. Здание представляет историко-архитектурную ценность как пример часовни, входящей в комплекс больничного городка, со своеобразным архитектурным решением. Храм во имя Святого и Животворящего Духа является архитектурным памятником, находится в квартале исторической застройки.

http://azbyka.ru/palomnik/Петрозаводск_(...

«Но что же будет теперь?» – говорит Феофил. Этот Иисус, которого проповедали Павел и Лука, подобно прочим героям, ставшим богами, находится на небе – а мы, как же мы? Ведь в античном представлении человеку путь на небо, в блаженную жизнь закрыт – если только кто-то из богов по своему капризу не сделает его своим любимцем. Но боги-олимпийцы не очень-то спешат делить свое беспечальное бессмертие со смертными. И здесь святой Лука удивительным образом подчеркивает ту принципиальную разницу между истинным Сыном Божиим, Иисусом Христом, и легендами о возносящихся богах. Апостолы в книге Деяний творят те же чудеса, что творил Иисус Христос во время Своей земной жизни. Сын Божий не просто вознесся, оставив землю, подобно героям античности – Он даровал всем, кто любит Его и следует за Ним, Свою силу, силу Духа Святого – претворять плач этого мира в радость. Он не один в бесстрастии Небес – Он соделал множество друзей Своих, следующих за Ним и творящих Его дела Его Духом. «Мы будем подобны Ему» – так скажет об этой тайне любимый ученик Христов Иоанн. Путь к небесам открыт, Христос Бог «стезю проходну к Небесе полагает нам», совершая со Своими друзьями то, что позже в византийском богословии назовут «об о жением». Генрих Батищев. Фото: kmrz.ru Сегодня – в день памяти святого апостола и евангелиста Луки – исполняется 25 лет, как ко Христу ушел его младший брат по апостольскому труду. Он был философом для философов, чтобы привести их ко Христу. И он был философом для философов-материалистов, для советских философов – не для карьеристов, а для тех людей, для которых философия – образ мысли. Нам кажется, что язык философии – сложен и непонятен. Философ нам кажется чудаком, который не может говорить по-человечески. Но так же «по-человечески» не объяснит вам и физик тайны ядра. Есть разные миры и разные языки. И разные апостолы. Отцы Каппадокийцы, как метко сказал протоиерей Георгий Флоровский, стали «философами для философов, чтобы приобрести философов» и научились говорить о тайне Христа на языке философии того времени, не смущаясь того, что она – языческая.

http://pravmir.ru/apostol-intelligentsii...

Апостол Иоанн был особо любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Не случайно иконографический знак евангелиста Иоанна орел – символ высокого парения его богословской мысли. Наименование Богослов Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю судеб Божиих. Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни. Он созерцает вечную истину и как видит, так и передает это своим возлюбленным чадам. Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. В изложении и раскрытии учения о домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором небо сошло на землю и обновленная земля освещается светом небесной славы. Символично, что концерт проходил в день празднования памяти святого апостола. «Симфонические танцы» Рахманинов написал в 1940 году, когда уже началась Вторая мировая война, угрожавшая всему человечеству. Именно в тот переполненный противоречивыми чувствами для Рахманинова период, родилось произведение глубоко философское и автобиографичное. Ведь судьба композитора была очень непростой. В 1917 году он выехал из России и более 25 лет прожил в США. Сергей Рахманинов так и не смог приспособиться к тому миру, в котором ему пришлось жить в эмиграции. В отличие от многих русских деятелей культуры, которые благополучно нашли себя в мировом пространстве, он всю жизнь тосковал по Родине. Одна из важных составляющих концерта – глубокий рассказ о музыке и основах христианской любви, с которым в этот раз выступил перед слушателями известный киевский музыковед Николай Лысенко. Он профессиональный дирижер, художественный руководитель Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, регент киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, режиссер и ведущий программ на радио «Эpa-FM». А также – правнук знаменитого украинского композитора Николая Витальевича Лысенко.

http://pravoslavie.ru/32297.html

5 . Сей Гром и свидетеля нам представил, посланного от Бога, свидетельствующего о пришествии Истинного Света 9 , и Самое возвестил нам сшедшее с неба Слово, ставшее ради нас плотию, и яснейшим образом изобразил все Его во плоти жительство на земле: слова, дела, Страсти, Воскресение, сущее после Креста, и последовавшее за сим на небеса, откуда Он и сошел, Восшествие. И это все, чему он сам был очевидец, Он написал ради нас, дабы мы спаслись. Но и ко всем христианам он направляет увещательное послание, призывая всех к общению Жизни Вечной, Которая предвечно была у Отца и явилась нам. Как сущий среди первозванных Апостолов, и нарочитый, и именуемый Возлюбленным, он нам изъясняет о самой главной добродетели, то есть – о любви, говоря, что Бог есть любовь, так что имеющий любовь имеет и Бога, и пребывающий в любви и в Боге пребывает, и Бог пребывает в том, в ком пребывает любовь. Он показывает, что сущее в нас действование 10 любви является сугубым по отношению к Богу и по отношению к ближнему, хотя и разделяет ее на два проявления, но указывает, что она неразделима, и учит, что любовь состоит из двух нераздельных частей, и состоит одна благодаря другой, и называет лжецом всякого того, кто полагает, что для обладания любовью достаточно иметь только одну часть ее без необходимости иметь и другую 11 . Потому что он говорит, что знак любви к Богу заключается в соблюдении Его слова и заповедей, как и Сам Господь научил, говоря: «Любяй Мя, заповеди Моя да соблюдет» ( Ин.14:21 ). «Сия есть заповедь Моя, – говорит Он, – да любите друг друга» ( Ин.15:12 ). «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» ( Ин.13:35 ). 6 . Видите, как неразделима любовь в отношении Бога и в отношении ближнего? Поэтому Возлюбленный Ученик говорит: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити?» ( 1Ин.4:20 ). Но и: «Глаголяй, в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит» ( 1Ин.2:6 ) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова портал «Богослов.Ru» публикует слова постоянного члена Священного Синода, председателя Учебного Комитета, непосредственного руководителя ЛДА митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, произнесенные в стенах духовной школы в престольные праздники. Авторский вступительный очерк, основанный на материалах дневников и документов из архива владыки, рассказывает историю восстановления богословского образования в России (цитаты приводятся в редакции автора). Портал «Богослов.RU» продолжает публикацию рукописей дневников митрополита Григория (Чукова) (текст дневников публикуется в авторской редакции). Автор сделала специальную подборку, посвященную памяти академика Б.А.Тураева, бывшего старостой первого храма Всех русских святых — домовой церкви Петроградского университета, где настоятелем был прот. Н.Чуков, — и составившего службу ко дню их почитания. Публикуемый автограф Б.А.Тураева, выдающегося ученого и верного члена Церкви, открывает новые грани его образа. 16 апреля 1920 г. — день открытия Петроградского Богословского института. С этого дня прошло 90 лет. Автор Л.К. Александрова-Чукова посвящает статью, в которой пишет об основании и тяжелых годах существования этого учебного заведения, памяти всех учивших и учившихся. Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. Митрополит Григорий (Чуков) был одним из активнейших и выдающихся церковных и общественных деятелей ХХ века. Именно его трудами было налажено дело образования и просвещения жителей Олонецкой губернии, открыты многочисленные школы, преобразована Олонецкая Духовная семинария, организовано издание большой православной газеты «Олонецкая неделя», также он внес ощутимый вклад в борьбу с угрожающей панфинско-лютеранской пропагандой в Карелии. Данная статья, основанная на воспоминаниях и дневниках священника Николая Чукова, освещает деятельность митрополита Григория еще в сане протоиерея и знакомит читателя со многими аспектами церковной и общественной жизни российской окраины и столицы начала XX века.

http://bogoslov.ru/person/571152

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста. Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1, 1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного апостола от семидесяти, святого Луки. С благоговейной точностью, дорожа каждой известной ему подробностью деяний и поучений Божественного Спасителя, в трепете и страхе Божием совершал святой Лука повествование евангельское. Красноречивейший из учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст говорил: « По сравнению с другими писателями Евангелия, святой Лука отличается большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества святого Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит». Равным образом и последнее евангельское событие – Вознесение Иисуса Христа на небо – святой Лука один рассказал подробно. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает также чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии. В родном городе святой Лука овладел и искусством живописца: этот талант он также обратил на служение Всевышнему и Церкви Его. Святой Лука является зачинателем иконописи – зримой проповеди Слова Божия, хранящей для наших взоров облик Богочеловека Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников Господних. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, изобразил святой Лука прекрасный образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это творение вдохновенного святого художника удостоилось благословения Самой Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет. И Православная Церковь взывает к Царице Небесной: Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских сказаний благовестником, и к Тебе Царице принесенной, да сильну соделаеши спасти чествующыя Тя.

http://pravoslavie.ru/49395.html

С 2008 по 2018 г. ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии являлся архиепископ Петергофский Амвросий . Под его руководством было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария была преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия — в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2-х лет, а также была создана аспирантура, срок обучения в которой колеблется от трех до пяти лет. В духовной академии существует своя Комиссия по изучению и изданию документов истории Русской Православной Церкви. Благодаря интенсификации научно-богословской работы стали регулярными ежегодные студенческие и преподавательские конференции. Они имеют статус международных, поскольку на них выступают специалисты из Украины, Белоруссии, Германии, Франции, Румынии, Сербии, Норвегии, Чехии, Испании, США и других стран. Преподаватели и студенты академии принимают активное участие в работе научных конференций, устраиваемых в Санкт-Петербурге, а также в других городах и странах. 9 октября 2009 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. В 2013 г. Санкт-Петербургская академия прошла аттестационную проверку Учебного комитета Русской Православной Церкви. По ее результатам академия вошла в число лучших учебных заведений Русской Церкви, по ряду показателей заняв первое место. С 9 июля 2019 г.  по настоящее время ректором Санкт-Петербургской духовной академии является епископ Петергофский Силуан . Современное положение Санкт-Петербургская духовная академия включает в себя богословско-пастырский факультет (обучение по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) и факультет церковных искусств (обучение по программе бакалавриата по направлению «церковно-дирижерское искусство», иконописное отделение — по программе среднего специального духовного образования). Небесный покровитель Санкт-Петербургских духовных школ — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ежегодно в день памяти святого апостола — 9 октября — совершается праздничное богослужение и проводится торжественный акт.

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

Особо вспоминается, в связи с этим гонением, судьба святого Иоанна Дамаскина , писавшего многочисленные, очень убедительные трактаты в защиту иконопочитания. Адская злоба оклеветала этого монаха-писателя пред правителем, и ему отсекли руку, писавшую в защиту икон. Но совершается зримое чудо – Царица Небесная, пред образом Которой он молился, исцеляет неисцельное, отсеченная кисть прирастает, и только шрам свидетельствует о пережитом. Да еще остается память об этом событии на все века – явление образа Матери Божией, именуемого “Троеручица”. В 775 году Господь прекращает лютость гонений смертью гонителя – император Копроним умер. Но и после его смерти преследование икон и их почитателей не прекратилось, хотя и поослабло. А Иверская икона Матери Божией, получившая на лике своем рану от дерзкой богоборческой руки, до сих пор напоминает нам об этом страшном периоде жизни Церкви. И вот все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия. Догмат о почитании икон, не имея теоретического выражения, исповедовался в Церкви самой жизнью, начиная с первых времен христианства. Ведь иконы Спасителя и Матери Божией появились еще при Их земной жизни. Первой иконой было изображение лика Спасителя, благословенное едесскому князю Авгарю Самим Христом, названное “Спас на Убрусе”, или “Спас Нерукотворный”. Вслед за этой иконой появились иконы, изображавшие лик Царицы Небесной с Ее Божественным Сыном на руках. Согласно Преданию, первые Ее образы написаны апостолом и евангелистом Лукой. Он же стал молитвенным предстателем тех, кто благословляется на иконописание. В первые века христианства иконы распространялись медленно ввиду особого положения Церкви – частых гонений на христиан. Но первые же иконы показали миру чудодейственную Божественную силу, сокрытую в них, силу незримую, но ощутимую. Иконы, как и облагодатствованные люди, понесли в себе благодать откровения Божия и силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010