А как же Он поступал? Был послушен Небесному Отцу, исполнил всякую правду, Сам совершал благодеяния естеству, исцелял болезни, научал покорных, порицал непокорных, ради покорных переносил оскорбления со стороны непокорных, плевки от негодных людей 13 , заушения, глумления, бичи и, наконец, позорную смерть, дав за нас Свою душу, чего нет ничего больше в деле любви. Посмотрим же и на Возлюбленного Ученика, Ученика на деле, потому что во всем он точно следовал учению Учителя, чудесам и страданиям, делами и словами оказывая всем благодеяния, и от тьмы выводя в свет и делая достойных из недостойных, сам же страдая ради нас. Смерть же не одну только он перенес за свидетельство об Иисусе и ради нашей пользы, а это то же, что сказать – ради любви к Богу и к людям, – но в течение всей жизни он предавал себя на смерть. Сколько раз он подвергался глумлению, сколько раз был избиваем, сколько раз терпел побиение камнями, сколько предстоял тиранам и князьям, подвергаясь допросу, и бывал приговариваем (к наказаниям и пыткам), он – сущий установитель благочестия! Суровейшим же тираном из тиранов, Дометианом, он был сослан на Патмос, радуясь и повсюду проповедуя учение Благого Владыки и Учителя. 7 . Побуждаемые этим, братие, будем и мы, насколько есть силы, поступать так, как поступал Христос и Его Возлюбленный Ученик, повинуясь своим отцам; «Сын покорливый, -говорится ( Притч.13:1 парафраза), -будет в жизнь, сын же непокорливый – в погибель», повинуясь не только отцам по плоти, но гораздо в большей степени – духовным отцам, а через них – Самому Высочайшему Отцу, «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ), потому что та любовь и то послушание и повиновение, которые мы имеем по отношению к нашим духовным отцам, востекает к Богу, а не оказывающий им повиновения, наносит обиду Самому Богу отцов, как и Христос явил, говоря: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» ( Лк.10:16 ). «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

За точным исполнением учебных планов и программ были обязаны наблюдать, согласно «Положению», ректор и инспектор Академии и Семинарии. За тем, как исполняются типовые учебные планы и программы и как ректоры и инспекторы выполняют свои обязанности, внимательно наблюдал Учебный Комитет, который посылал для ревизии семинарий представителей академий. Уроки в Московской Духовной Академии и Семинарии владыка посещал каждый раз, когда приезжал в Москву (т.е. раз в две недели приблизительно), а ревизовал сам. В процессе выработки и изменения учебных планов (открытие заочного сектора в ЛДА и др.) утверждались новые редакции «Положения» об академиях и семинариях. При наличии установочных документов и разрешений от властей, открытие семинарий по епархиям в дальнейшем целиком зависело от понимания правящими архиереями важности данного вопроса, их желания и организаторских способностей, так как дело устроения школы – трудное и многосложное. Нужно было найти здание, добиться разрешения его занять, обеспечить общежитием, инвентарем, библиотекой и др., и содержать. Корпорации в основном подбирал Учебный комитет. Ленинградские духовные школы были созданы владыкой и находились под его непосредственным руководством. За всеми сторонами жизни Ленинградской Духовной Академии и Семинарии наблюдал непосредственно митрополит Григорий: выбор и ремонт разрушенного бомбежкой здания прежней Духовной Семинарии, создание строительного комитета, назначение ректоров и подбор членов корпорации, разработка типового учебного плана и программ предметов преподавания семинарий и все вообще стороны жизни школы. Ректоры прот. Иоанн Богоявленский (еп. Исидор), еп. Симеон (Бычков) и прот. М.К. Сперанский делали доклады владыке по вторникам. Инспекторы, которых также сменилось несколько, – по пятницам. Библиотека Ленинградской Духовной Академии постоянно пополнялась, к 1948 году составляла 100 тыс. экземпляров и делилась с библиотекой Московской Духовной Академии, имевшей тогда только 25 тысяч экземпляров, библиотеками Саратовской и др. семинарий. Владыка писал Патриарху: «3 декабря 1948 г. […]. На днях какие-то лютеране посетили нашу Академию, знакомясь с ее устройством, и ушли в полном изумлении от того, что они видели, не ожидая грандиозности того, что нашли, и особенно от громадности библиотеки».

http://bogoslov.ru/article/1151751

В Успенском храме был придел Сошествия Святого Духа (в верхней части храма), а также размещавшиеся в трапезной приделы - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (южный) и святого апостола Иакова Алфеева (северный). Престол святого апостола Иоанна Богослова был перенесен в Успенский храм из колокольни после 1812 года. Посвящение престола северного придела напоминало об избавлении обители от взрыва 9 октября 1812 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева. После освящения храма в 1945 году был восстановлен южный придел во имя евангелиста Иоанна Богослова, для которого в 1956 году устроили новый иконостас. В церкви Сошествия Святого Духа до 1981 года размещалась часть служебных помещений редакции «Журнала Московской Патриархии».   Новодевичий. Фото - С.Мотылев Глава 3. Возрождение и становление обители (1994-1999) Возобновлением монашеской жизни обитель во многом обязана Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Он с 1977 года имеет резиденцию в Новодевичьем монастыре и регулярно совершает богослужения в Успенском храме. Но заботы владыки митрополита о древней обители никогда не ограничивались только внешним благолепием храма и красотой церковных служб, хотя и в этом отношении Новодевичий все эти годы пользовался заслуженной любовью православных москвичей. Давним и горячим желанием митрополита Ювеналия было возвращение Новодевичьему монастырю его подлинной духовной сути, вернуть в эти древние стены монашеские традиции, наполнить их непрестанной молитвой монашествующих и трудами во славу Божию. На заседании Священного Синода под председательством Патриарха 24 ноября 1994 года в ответ на рапорт митрополита Ювеналия было принято постановление «в связи с завершением переговоров с генеральным директором Исторического музея А.И.Шкурко по вопросу совместного использования Новодевичьего монастыря благословить возобновление сестринской монашеской жизни в Московском Новодевичьем монастыре с поручением руководства вышеуказанной обителью Преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, имеющему митрополичье подворье в данном монастыре».

http://sedmitza.ru/text/760636.html

В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Вскоре после Октябрьской революции, осенью 1918 года, прежние духовные школы Северной столицы были закрыты. В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, были открыты Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария создана указом Святейшего Патриарха на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

Напольные мозаики одной из самых древних церквей в Венеции Разграбление Ближнего Востока и Византии, в котором венецианцы принимали самое непосредственное участие, позволило им стать обладателями невиданного дотоле собрания святынь. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всём христианском мире. В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе свв. Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны святым у их мощей, приезжают паломнические группы из России. 8 мая 2004 г. в день памяти апостола и евангелиста Марка в знаменитом соборе его имени, считающемся в Католической Церкви вторым по важности после собора апостола Петра в Риме, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра - памятнику эпохи Возрождения, очень " западному " по своему стилю, собор апостола Марка представляет собой как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Учитывая значение Венеции для Православия, русская община должна иметь собственную церковь, как её имеют представители Константинопольского патриархата. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. Однако необходимы достаточные средства для постройки церкви за границей и тем более паломнического центра. Отец Алексий обращается ко всем с просьбой помочь строительству русской церкви в Венеции. Сбор пожертвований затрудняется тем, что приход пока не имеет своего расчётного счета. Информацию о приходе можно получить, позвонив отцу Алексию в Венецию по телефонам: (+39)-041-972-583 (+39)-338-475-3739 Электронный адрес: mirofore@mail.ru Ссылки по теме Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/text/402207.html

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста. Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1, 1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного апостола от семидесяти, святого Луки. С благоговейной точностью, дорожа каждой известной ему подробностью деяний и поучений Божественного Спасителя, в трепете и страхе Божием совершал святой Лука повествование евангельское. Красноречивейший из учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст говорил: « По сравнению с другими писателями Евангелия, святой Лука отличается большею полнотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества святого Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит». Равным образом и последнее евангельское событие – Вознесение Иисуса Христа на небо – святой Лука один рассказал подробно. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает также чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии. В родном городе святой Лука овладел и искусством живописца: этот талант он также обратил на служение Всевышнему и Церкви Его. Святой Лука является зачинателем иконописи – зримой проповеди Слова Божия, хранящей для наших взоров облик Богочеловека Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников Господних. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, изобразил святой Лука прекрасный образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это творение вдохновенного святого художника удостоилось благословения Самой Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет. И Православная Церковь взывает к Царице Небесной: Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских сказаний благовестником, и к Тебе Царице принесенной, да сильну соделаеши спасти чествующыя Тя.

http://pravoslavie.ru/49395.html

С 2008 по 2018 г. ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии являлся архиепископ Петергофский Амвросий . Под его руководством было продолжено реформирование образовательного процесса: семинария была преобразована в бакалавриат с 4-летним циклом, академия — в магистратуру, срок обучения в которой сократился до 2-х лет, а также была создана аспирантура, срок обучения в которой колеблется от трех до пяти лет. В духовной академии существует своя Комиссия по изучению и изданию документов истории Русской Православной Церкви. Благодаря интенсификации научно-богословской работы стали регулярными ежегодные студенческие и преподавательские конференции. Они имеют статус международных, поскольку на них выступают специалисты из Украины, Белоруссии, Германии, Франции, Румынии, Сербии, Норвегии, Чехии, Испании, США и других стран. Преподаватели и студенты академии принимают активное участие в работе научных конференций, устраиваемых в Санкт-Петербурге, а также в других городах и странах. 9 октября 2009 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. В 2013 г. Санкт-Петербургская академия прошла аттестационную проверку Учебного комитета Русской Православной Церкви. По ее результатам академия вошла в число лучших учебных заведений Русской Церкви, по ряду показателей заняв первое место. С 9 июля 2019 г.  по настоящее время ректором Санкт-Петербургской духовной академии является епископ Петергофский Силуан . Современное положение Санкт-Петербургская духовная академия включает в себя богословско-пастырский факультет (обучение по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) и факультет церковных искусств (обучение по программе бакалавриата по направлению «церковно-дирижерское искусство», иконописное отделение — по программе среднего специального духовного образования). Небесный покровитель Санкт-Петербургских духовных школ — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ежегодно в день памяти святого апостола — 9 октября — совершается праздничное богослужение и проводится торжественный акт.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560938...

Особо вспоминается, в связи с этим гонением, судьба святого Иоанна Дамаскина , писавшего многочисленные, очень убедительные трактаты в защиту иконопочитания. Адская злоба оклеветала этого монаха-писателя пред правителем, и ему отсекли руку, писавшую в защиту икон. Но совершается зримое чудо – Царица Небесная, пред образом Которой он молился, исцеляет неисцельное, отсеченная кисть прирастает, и только шрам свидетельствует о пережитом. Да еще остается память об этом событии на все века – явление образа Матери Божией, именуемого “Троеручица”. В 775 году Господь прекращает лютость гонений смертью гонителя – император Копроним умер. Но и после его смерти преследование икон и их почитателей не прекратилось, хотя и поослабло. А Иверская икона Матери Божией, получившая на лике своем рану от дерзкой богоборческой руки, до сих пор напоминает нам об этом страшном периоде жизни Церкви. И вот все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия. Догмат о почитании икон, не имея теоретического выражения, исповедовался в Церкви самой жизнью, начиная с первых времен христианства. Ведь иконы Спасителя и Матери Божией появились еще при Их земной жизни. Первой иконой было изображение лика Спасителя, благословенное едесскому князю Авгарю Самим Христом, названное “Спас на Убрусе”, или “Спас Нерукотворный”. Вслед за этой иконой появились иконы, изображавшие лик Царицы Небесной с Ее Божественным Сыном на руках. Согласно Преданию, первые Ее образы написаны апостолом и евангелистом Лукой. Он же стал молитвенным предстателем тех, кто благословляется на иконописание. В первые века христианства иконы распространялись медленно ввиду особого положения Церкви – частых гонений на христиан. Но первые же иконы показали миру чудодейственную Божественную силу, сокрытую в них, силу незримую, но ощутимую. Иконы, как и облагодатствованные люди, понесли в себе благодать откровения Божия и силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

При жизни святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестал им быть и после смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его по сей день источают благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Дни памяти святого — 22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 19 декабря. Святителю и Чудотворцу Николаю молятся о путешествующих, обращаются с молитвенной просьбой о заступничестве, о здравии, а девицы — о замужестве. Икона с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясинецкого), архиепископа Симферопольского доступна для поклонения в храме во имя Луки (Войно-Ясенецкого) г. Евпатория. Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчь. Окончив медицинский факультет Киевского университета, в 25 лет избрал для себя профессию врача. Блестяще проявил себя на медицинском поприще, став основоположником новых направлений в медицине: местная анестезия, гнойная хирургия и др. Мог в 1920-е годы, будучи профессором Ташкентского университета, стать всемирно известным медиком, но Господь распорядился иначе: в 1921-ом В.Ф. Войно-Ясенецкого посвящают в сан диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня, епископ Иннокентий Ташкентский рукополагает его во иерея. В 1923 г. Валентин Феликсович постригается в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки, а 31 мая 1923 г. его возводят в сан enuckona.img_2732-0 От Святейшего Патриарха Тихона он получил благословение – не зарывать в землю медицинский талант. С этого времени святитель и хирург Лука становится на путь подвижнического служения Богу и людям – в труднейшие времена жизни Церкви и всей страны. Три ареста, 11 лет тюрем и ссылок при сталинском режиме – и …Сталинская премия I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии» (1943 г.), тяжелейшая работа госпитального хирурга с архипастырским служением в Церкви. В мае 1946 г. Высокопреосвященнейшего Луку назначили архиепископом Симферопольским и Крымским. Он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, публиковал новые медицинские работы, служил и проповедовал в храмах, много сил отдавал восстановлению крымских святынь, работал над богословским трактатом «Дух, душа, тело». В последние годы жизни ослеп. Но с тем большей духовной силой звучали в храме его проповеди, которые до сих пор помнят пожилые симферопольцы. Провожать его в июне 1961 г. в последний путь вышел весь город. В ноябре 1995 г. указом Священного Синода УПЦ архиепископ Лука причислен к лику святых. 20 марта 1996 г. мощи святителя перенесли с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор. Память его совершается в день блаженной кончины — 11 июня, а также 18 марта (обретение мощей святителя Луки). Святителю Луке молятся об исцелении от телесных недугов.

http://elitsy.ru/holy/temple/32131/

Далее Предстоятель Русской Церкви побывал на могиле основателя Российско-американской компании Григория Шелихова, погребенного за алтарем Знаменского собора, и у памятника адмиралу Александру Колчаку, расстрелянному вблизи монастыря. После посещения Знаменского женского монастыря в Епархиальном управлении Иркутской епархии состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом. Архиепископ Вадим вручил Патриарху историческую панагию, изготовленную в 1913 году известной ювелирной фирмой Н.В. Немирова-Колодкина. В том же году митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) возложил эту панагию на будущего Святейшего Патриарха Алексия I в день его хиротонии во епископа Тихвинского. Святейший Патриарх со своей стороны передал в дар Иркутскому епархиальному управлению икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, после чего посетил отделы и службы епархиального управления. 3 сентября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске. За Литургией состоялась хиротония архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского (материалы хиротонии см. в следующих номерах «Церковного вестника»). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью о действии Святого Духа в жизни Церкви. По окончании богослужения архиепископ Иркутский Вадим поздравил Святейшего Патриарха с днем памяти святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, и преподнес икону Спасителя, принадлежавшую священномученику Онуфрию (Гагалюку), архиепископу Курскому. Затем Предстоятель обратился к собравшимся с первосвятительским словом, в котором выразил удовлетворение развитием церковной жизни в Восточной Сибири и подчеркнул необходимость дальнейших усилий в этом направлении. «Мы только в начале пути. И Церковь наша должна со смирением и духовной силой, с крепкой молитвой и безмерным упованием на волю Божию нести свет Христовой истины и ближним, и дальним, чтобы их вера и жизнь были подлинным торжеством Церкви, подлинным памятником тем, кто сегодня сеет семена слова Божия», — отметил Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_svyatey...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010