1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ; Мф. 10:3 ), и вместе с прочими был послан на проповедь ( Мф. 10 :). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме ( Деян. 1:13; 6:2 ) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352 Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности. Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 " Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славо. 354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочета. 355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминай. 356 Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестную. 357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостоле. 358 – «яко ученик Христов и друг“, 359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“, 360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженне. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженне. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами ( Мф. 10:1 ; Мк. 6:7 ; Лк. 9:1 )“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожие. 364

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Вы ли одни среди этих забот и хлопот будете равнодушны к этому святому делу, которое ближе всего касается вас самих?! Да не будете! Призовем же Божие благословение на наши труды и примемся за них с любовью, со всем усердием и вниманием, примемся бодро и решительно, не боясь, а радуясь труду; тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе; возложив руку на рало, не будем озираться назад, и тогда Господь, не отринувший некогда детей, приносимых к Нему, и благословивший их, не отвергнет и наши молитвы, благословит наши труды и дарует всем нам увидеть счастливый конец и добрые плоды того дела, начало которому сейчас мы полагаем в Его святом храме, в надежде на Его помощь, в честь и славу Отца и Сына и Духа Святаго. Аминь. Хороший ученик 11 Целует вы Лука, врач возлюбленный ( Кол. 4:14 ). В настоящей день, посвященный Церковью памяти святого апостола и евангелиста Луки, мы воспоминаем годовщину основания нашей гимназии, 56 лет назад в этот самый день открытой в личном присутствии в Бозе почившего Государя Императора Николая I-ro. Так перст Божий указал нам на св. Луку, как на небесного покровителя нашего учебного заведения. К нему, к его жизни и деятельности, и обратимся за назиданием в сегодняшний торжественный праздник. За сведениями о жизни и деятельности апостола естественнее всего обратиться к его священным творениям – к Евангелию и к книге Деяний Апостольских. Но напрасно искали бы мы здесь какого-либо указания св. Луки на себя и на свою жизнь. Апостол был скромен и смирен сердцем; даже в таких случаях, когда, по-видимому, по ходу повествования невозможно обойти молчанием своего присутствия и участия в событии, и тогда св. Лука умеет скрыть свое имя. Но и то, что мы знаем о св. Луке из мимолетных и кратких замечаний о нем его учителя – св. апостола Павла, и из немногих преданий о нем, оставшихся в творениях древних отцов и учителей Церкви, делает жизнь его и деятельность глубоко назидательными. Да, не без причины 56 лет тому назад отдали нас с вами небесному покровительству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860-1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря - правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря - левый придел в честь евангелиста Луки. В ХХ веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма. 11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября. Престолы: главный - в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; правый - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона; левый - в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=300 Трехсвятительская церковь по своему построению принадлежит к числу новых церквей города: она построена в 1860 г. тщанием нижегородского купца Коптева, в византийском стиле, с пятью большими куполами или главами. В ней три расположенные в ряд престола: главный или средний – во имя Трех Святителей российской церкви Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; правый придельный – во имя св. апостола Иасона и св. Николая, а левый – во имя св. еванг. Луки и преп. Андрея Критского. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. К середине XIX века район Нижнего Новгорода, расположенный южнее улицы Полевой (ныне улица Горького) между Петропавловским кладбищем (ныне парк им. И.П. Кулибина) и Крестовоздвиженским монастырем (вблизи современной площади Лядова), осваивавшийся с 1836 года, всё еще оставался новозаселенной окраиной. Газета «Нижегородские губернские ведомости» писала в 1859 году: «В особенности Нижний раздвинул свои пределы к юго-востоку. В краткое время там явилось более 200 домов. Тишина, растворенный воздух, ровная обширная местность, не лишенная и воды – всё благоприятствует новому населению». Правда, прежде чем это произошло, пришлось ликвидировать располагавшиеся здесь канатные заводы и наладить по дамбам через овраги связь этого «завражного выселка» с другими частями города.

http://sobory.ru/article/?object=01818

3 . Но и это является для него общим с Петром и Иаковом, первенствующими Учениками Спасителя, так же как и быть Евангелистом для него является общим с другими Евангелистами, написавшими священное Евангелие, слова вечной жизни, хотя и мощью 6 , и высотою богословия он в большой мере превзошел их. Какое же слово довлеюще представит то, в чем он единственный имеет счастливый удел («эвмиреи»)?! Единственный девственник из всех – он заслужил на основании всего именоваться так, не только среди Апостолов, но и всех – прежде него и после него бывших известных людей, что, думается, проистекает на основании двух начал: как сохранивший в течение всей своей жизни в девственности и душу и тело, ум и чувства. Потому что девственность тела немного людей действительно соблюли, хотя это доступно для всех, высшая же девственность души заключается в настроенности не желать иметь ничего общего с каким-либо злом 7 . Таким образом, на основании вышесказанного, в наименовании Иоанна Девственником ему засвидетельствовано состояние почти безгрешности, на основании чего он и стал возлюбленным для безгрешного по Своей природе Христа, и это наименование он единственный приобрел. 4 . Может ли кто для восхваления найти нечто, что было бы большим этих наименований его? 8 Среди всех прочих людей едва ли нашел бы кто не только большее и лучшее, но даже и равное сим наименованиям. Этому же принадлежит и нечто иное, большее сего, а именно: он не только является возлюбленным девственником, но и сыном Девы, Самой Матери-Девы и Богоматери, чем Христос был Ей по природе, а он стал Ей по благодати. Если же он единственный получил в удел Христову Матерь, то следовательно, на основании всего, Он есть брат Его и родственник, и уподобившийся Сыну Божиему. Тот – Сын Возлюбленный, а этот – Ученик Возлюбленный, Тот – в недрах Отца, а этот – наперсник Иисусу, Тот – девственник, и этот также, по Его благодати; «Возгреме с небесе Господь» ( Пс.17:14 ), и этот – Гром, на основании чего более, чем прочие, именуется «Громом» и «Сыном громовым» ( Мк.3:17 ), богословнейшим Громом, возгремевшим во все концы, и богословствовавшим Слово, Сущее в начале от Отца и Сущее у Бога, и Сущее Бог , и Имеющее в Себе жизнь и истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, и чрез Которое в начале все пришло в бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В соборе молились настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания ( Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина), многочисленные паломники. За Литургией пел хор Покровского собора (регент — В.В. Чеканова) и детский хор отделения русской традиционной певческой культуры музыкальной школы имени М.М. Ипполитова-Иванова (руководитель — Е.М.  Головатская). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз». Верующие, пришедшие к храму, могли наблюдать за трансляцией на больших мониторах, установленных на площади перед Покровским собором. На малом входе во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 55 -летием служения в священном сане Предстоятель Русской Церкви удостоил настоятеля Покровского собора г. Гатчины Ленинградской области протоиерея Михаила Юримского права ношения Патриаршего наперсного креста. Проповедь перед причастием произнес священник Николай Святченко, клирик Покровского собора, председатель отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской епархии. От лица духовенства и верующих Святейшего Владыку приветствовал епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Правящий архиерей Гатчинской епархии поздравил Предстоятеля с 45 -летием монашеского пострига и преподнес Его Святейшеству образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко вручил Святейшему Патриарху и епископу Митрофану документы о передаче Гатчинской епархии здания для размещения епархиального управления. Также глава региона преподнес Его Святейшеству картину с изображением Покровского собора Гатчины.

http://patriarchia.ru/db/text/3617243.ht...

В соборе молились настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы, заместитель председателя  Синодального отдела по монастырям и монашеству   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Иоанновского ставропигиального женского монастыря  г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина), многочисленные паломники. За Литургией пел хор Покровского собора (регент — В.В. Чеканова) и детский хор отделения русской традиционной певческой культуры музыкальной школы имени М.М. Ипполитова-Иванова (руководитель — Е.М. Головатская). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз». Верующие, пришедшие к храму, могли наблюдать за трансляцией на больших мониторах, установленных на площади перед Покровским собором. На малом входе во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 55-летием служения в священном сане Предстоятель Русской Церкви удостоил настоятеля Покровского собора г. Гатчины Ленинградской области протоиерея Михаила Юримского права ношения Патриаршего наперсного креста. Проповедь перед причастием произнес священник Николай Святченко, клирик Покровского собора, председатель отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской епархии. От лица духовенства и верующих Святейшего Владыку приветствовал епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Правящий архиерей Гатчинской епархии поздравил Предстоятеля с 45-летием монашеского пострига и преподнес Его Святейшеству образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко вручил Святейшему Патриарху и епископу Митрофану документы о передаче Гатчинской епархии здания для размещения епархиального управления. Также глава региона преподнес Его Святейшеству картину с изображением Покровского собора Гатчины.

http://patriarchia.ru/db/text/3619812.ht...

Мы ожидаем, что музей за зиму, до апреля, выедет из храмового комплекса, и за последующий весеннее-летний период мы подготовим все здания для богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности РПИ в новом учебном году. — А вы не боитесь упреков в свой адрес? Наверняка многие, не разобравшись, скажут: вот, опять Церковь выгоняет музей на улицу… — Ни один здравомыслящий и честный человек в данной ситуации не сможет сказать в адрес Церкви ни одного плохого слова. Церковь восемнадцать лет, жертвуя интересами верующих, ожидала освобождения музеем храма. Здесь надо медленно и отчетливо вслух произнести эту цифру: восемнадцать лет! Имея оформленные права на пользование, охранный договор, письменные обещания столичных властей, Церковь все эти годы терпеливо ждала, когда, наконец, можно будет вернуть первозданную красоту этому обезглавленному и оскверненному храму-красавцу, возобновить в нем богослужения. А ведь мы говорим о храме не в «промзоне», а в центре Москвы. Притом никто не требует немедленного освобождения храма. Мы предложили департаменту культуры города и дирекции Музея создать совместную рабочую группу, чтобы определить поэтапные сроки переезда музейных фондов в Провиантские склады. Ждем реакции на наше предложение. Конечно, будет странно услышать отрицательный ответ, ведь он будет означать, что прошедшие годы столичные чиновники обманывали Церковь и Патриарха когда говорили о готовящемся переезде и улучшении положения музея. Впрочем, спустя восемнадцать лет речь должна идти уже не о благонамеренности, а о профпригодности, потому что здесь пострадавшей стороной является не только Церковь, но и сама музейная коллекция, и выставочное дело. Хочется надеяться, что уже 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, нашей общине будет позволено совершить богослужение в одном из храмовых помещений. С этого времени мы готовы постоянно совершать здесь в скромных условиях службы, так необходимые всем нам, поскольку другого места у нас нет.

http://e-vestnik.ru/culture/440_staryj_h...

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти имена своих духовных наставников – орловских протоиереев Николая Азбукина и Всеволода Ковригина. В 10 лет он испытал на себе влияние старца – протоиерея Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского . Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от архиепископа Серафима (Остроумова), впоследствии священномученика, и епископа Вязниковского Николая (Никольского, † 1928). Орловская старица монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москве, заглянула в далекое будущее юноши, назначив ему встречу на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в его сознании обаяние Божия человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганьковском кладбище митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич , † 1961) рукоположил его во диакона. 25 октября того же года, в день празднования в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в московском храме Рождества Христова в Измайлове, где и остался служить. Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном и в 1950 году, заочно учась в Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить академию ему не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован и осужден по статье 58–10 (антисоветская пропаганда и агитация), получив 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Сидел в тюрьме, в камере-одиночке, потом работал на лесоповале... В 1955 году был досрочно освобожден и направлен служить в Псковскую епархию, потом переведен в Рязанскую епархию. В 1989 году отец Иоанн был реабилитирован. 10 июля 1966 года Глинским старцем схиархимандритом Серафимом (Романцовым) в Сухуми батюшка был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого совершается в Соборе 12-ти Апостолов 13 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Создание единой базы данных на всех граждан России противоречит и Федеральному закону от 27.07.2006 года «О персональных данных». Согласно части 3 статьи 5 ФЗ «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой». Фактически, 21 мая 2020 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Госдумой был принят законопроект, с помощью которого не сложно осуществить построение общественного устройства, абсолютно аналогичного описанному в 13-й главе Апокалипсиса... Немало слов в законопроекте говорится об абсолютной безопасности внедряемого ресурса. Однако, даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать абсолютной защищенности хранимой в ней информации от ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа. Все это чревато самыми непоправимыми последствиями, при которых практически невозможно что-либо восстановить и исправить. То есть любая защита имеет “дыры”, которые не очевидны на первый взгляд. Дело во времени, как только подберут нужный ключик, информация окажется в свободном доступе. Защита компьютерных систем и отдельных устройств по определению невозможна! Это принципиальная особенность любой машинной информации, вытекающая из самой её природы - фундаментального свойства независимости содержания информационного сообщения от его материального носителя (от формы и способа её записи). Не следует также забывать о возможных утечках данных, сообщения о которых регулярно появляются на информационных ресурсах. Причём речь порой идёт уже не о сотнях тысяч, а сотнях миллионов пострадавших. Известно, что большинство утечек совершается именно при помощи внутренних злоумышленников или системных администраторов. Наконец, о ПО, ОС, СУБД и самой технике. В подавляющем большинстве случаев в РФ используются элементная база, программное обеспечение, операционные системы и системы управления базами данных западного производства, куда могут быть заложены любые несанкционированные закладки.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/22/no...

О возрождении, а скорее, о создании новых Духовных школ Русской Православной Церкви рассказывается в данном кратком очерке «от первого лица», по материалам личного архива митрополита Григория. Первоначально, при организации новых Духовных школ в 1943 г., в «Положениях» о Богословском институте и Богословско-пастырской школе владыкой Григорием были указаны учебные планы предметов преподавания, учебная литература, а в «Положениях» 1946 г. – все то же для академий и семинарий. 3 апреля 1946 года владыка Григорий составил «Положение» об Учебном Комитете; 4 апреля на заседании Св. Синода были утверждены «Положения» Отдела внешних церковных сношений, Учебного Комитета и Миссионерского Совета при Св. Синоде. На заседании 5 апреля были утверждены составы отделов. В Учебный комитет вошли проф. С.В. Савинский, прот. Казанский, секретарь Л.Н. Парийский и председатель митрополит Григорий. «Положения» о Духовных академиях и Духовных семинариях с учебными планами митрополит Григорий составил в июне 1946 года, после того, как на совещании у председателя совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова, 6 июня, было получено разрешение на открытие трех академий и преобразование Богословско-пастырских курсов в семинарии. 19 июня «Положения» были приняты Учебным комитетом, а 20 июня утверждены Св. Синодом. Владыка записал в дневнике: «20 июня 1946 г. …теперь твердая база положена в основание организации Духовных Академий и Духовных семинарий». В связи с указаниями опыта учебные планы изменялись, пока, наконец, не были точно установлены. Под руководством митрополита Григория типовой учебный план разрабатывался Учебным комитетом в ходе совместных совещаний представителей корпораций обеих академий и был утвержден Святейшим Патриархом и Священным Синодом в 1949 г. для семинарий и в 1950-году для академий. Типовые программы преподавания предметов для семинарий были утверждены 19 октября 1949 г., а до этого Учебный комитет указывал руководствоваться прежними синодальными программами. В отношении же академий, согласно принятым прежде порядкам, «Положением» было предоставлено право Совету Академии в начале каждого учебного года утверждать представляемые наставниками программы лекций по каждому предмету, имея в виду углубление и расширение курса семинарских программ на научно-исторической основе. Таким образом, с самого начала открытия духовных школ началась научная работа корпорации по усложнению программ для Академии.

http://bogoslov.ru/article/1151751

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010