" Грех растлил нашу землю, очистим сердца покаянием и молитвой " , - проповедовал святитель Тихон нашим бабушкам и дедушкам. Не дойдет ли его голос и до нас, внуков их, сегодня, когда грозный ветер бед врывается без исключения в каждую дверь? Ведь многие пророчества святых мужей мы видим уже совершившимися, и чаша Божиего гнева продолжает изливаться на богоборческий мир. А Бог поругаем не бывает. И все мы тому свидетели. Терпят поругание пастыри и овцы стада Христова, но те, кто терпят и в терпении славят Бога, - восстают в славе и в силе. И после смерти продолжают они дело свое - несут свою веру, свою проповедь о Боге и жизни в Боге всем людям. И хочется мне привести вам на память слова смиренного Патриарха-мученика, произнесенные после одного из многочисленных покушений на его жизнь. Этими словами святитель благодарил народ за любовь и молитвы: " Покорный воле Божией, я остаюсь спокоен за свою участь... и если Господь пошлет мне мирную кончину... буди имя Господне благословенно. Но если мне суждено прожить мало дней и умереть или от ножа, или от расстрела, или иною наглою смертию и не будут знать места моего погребения - да будет воля Божия; я не лучше собратий моих, которые уже так умирали. Желал бы только, чтобы такая смерть послужила во очищение многих грехов моих и была принята Господом, как жертва благовонная за людей... " Господь принял молитвы-думы Своего угодника, и мы теперь тому свидетели. 25 марта 1925 года в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в день начала спасения человечества, почил в Бозе Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон. Почил и был сокрыт до времени Богом, ибо только Господь мог сохранить его мощи от вездесущего духа злобы, сокрушающего всякое проявление святости в наше время. В 1989 году Божиим велением состоялось прославление Святейшего Патриарха Тихона. Это совершилось 26 сентября в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - апостола любви, что очень знаменательно и имеет таинственный смысл. В жизни Божиих людей, как в жизни любого человека, не бывает ничего случайного, ибо миром правит Бог, у Которого все существует в гармонии, устрояется со смыслом. Только надо иметь очи, чтобы видеть.

http://zavet.ru/ioannkr04.htm

Появление храма автоматически преобразило бывшее " сельцо " в полноценное село, где и сформировался приход. Наиболее древним местным образом считалась храмовая икона Святого Апостола Иоанна Богослова, доставленная, по преданию, из Греции. В лихую годину 1812-го русские войска пять дней стояли в Красном, а спустя месяц тут уже располагался сам Наполеон, войска которого начали отступление от Москвы. Его солдаты полностью разорили скромный сельский храм. Впоследствии здание церкви подвергалось многочисленным переделкам, у него были даже парные колокольни. Благодаря парадному входу, лестнице и четырём колоннам портика под массивным треугольным фронтоном здание приобрело ярко-выраженный классический вид, столь характерный для провинциальных русских усадеб XIX столетия. При советской власти в 1929 году церковь закрыли, позже звонницы разрушили, с церкви сняли колокола, кресты, а в просторных помещениях последовательно размещали то клуб, то типографию, то спортивный зал, а в основном объёме оборудовали ещё и квартиры. Только в 1990 году селяне стали приводить в порядок заброшенные к тому времени усадьбу и храм. Осенью этого года усилиями будущих прихожан её очистили от мусора, после чего игумен Феодор (Волчков) провёл первые молебны в наиболее сохранившемся приделе. 21 мая 1991 года в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова здание передали приходской общине. В южном приделе после длительного перерыва была совершена Божественная литургия. Летом 1992 года отремонтировали значительные участки стен, а в конце года в храме появился первый колокол. Начиная с 2012 года существует фонд " Возрождение церкви Иоанна Богослова в селе Красном " . Его задача - сбор средств на проектирование и полную реставрацию старинного храма, дальнейшее развитие приходской жизни, изучение истории Иоанно-Богословской церкви. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 394, ООО " Де Агостини " , 2020 Комментарии и обсуждение В результате перестроек основная часть храма приобрела черты позднего ампира. В 1990-х гг. в результате реставрационных работ старейшей части - " настоящему " храму с апсидой был возвращен первоначальный облик московского барокко. Из святынь возрожденного храма заслуживает внимание мощевик с частицей мощей свт.Луки, архиепископа Симферопольского. Церковь Иоанна Богослова, в составе архитектурного ансамбля усадьбы " Красное " является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Ныне храм входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий).

http://sobory.ru/article/?object=06087

Далее Предстоятель Русской Церкви побывал на могиле основателя Российско-американской компании Григория Шелихова, погребенного за алтарем Знаменского собора, и у памятника адмиралу Александру Колчаку, расстрелянному вблизи монастыря. После посещения Знаменского женского монастыря в Епархиальном управлении Иркутской епархии состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом. Архиепископ Вадим вручил Патриарху историческую панагию, изготовленную в 1913 году известной ювелирной фирмой Н.В. Немирова-Колодкина. В том же году митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) возложил эту панагию на будущего Святейшего Патриарха Алексия I в день его хиротонии во епископа Тихвинского. Святейший Патриарх со своей стороны передал в дар Иркутскому епархиальному управлению икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, после чего посетил отделы и службы епархиального управления. 3 сентября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске. За Литургией состоялась хиротония архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского (материалы хиротонии см. в следующих номерах «Церковного вестника»). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью о действии Святого Духа в жизни Церкви. По окончании богослужения архиепископ Иркутский Вадим поздравил Святейшего Патриарха с днем памяти святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, и преподнес икону Спасителя, принадлежавшую священномученику Онуфрию (Гагалюку), архиепископу Курскому. Затем Предстоятель обратился к собравшимся с первосвятительским словом, в котором выразил удовлетворение развитием церковной жизни в Восточной Сибири и подчеркнул необходимость дальнейших усилий в этом направлении. «Мы только в начале пути. И Церковь наша должна со смирением и духовной силой, с крепкой молитвой и безмерным упованием на волю Божию нести свет Христовой истины и ближним, и дальним, чтобы их вера и жизнь были подлинным торжеством Церкви, подлинным памятником тем, кто сегодня сеет семена слова Божия», — отметил Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_svyatey...

С большим трудом митрополит в течение всех девяти лет собирал корпорацию. Ни одного из городских приходских священников, которые преподавали с ноября 1945 года на Богословско-пастырских курсах, владыка не счел возможным допустить к преподаванию в Академии, так как они были обременены требами и мало интересовались школьными окладами, а потому и делами. Владыка, побывавший в Эстонии в марте 1945 г. с целью снятия схизмы, решил пригласить ученых богословов почти что «из-за границы». Были приглашены отцы Иоанн Богоявленский, Михаил Ридигер, Георгий Алексеев, Григорий Селиванов и, по рекомендации Патриарха, «магистр богословия Юрьевского университета» о. Александр Осипов. Приехать смогли не все, и владыка был очень рад, когда занять кафедры согласились магистр богословия В.В. Четыркин и кандидат богословия С.А. Купрессов. Когда владыка их нашел, они преподавали историю и литературу в военно-морских школе и училище. Аналогичная ситуация с кадрами была в Москве и в других семинариях. За период полувекового небытия духовных школ оставшиеся в живых магистры и кандидаты богословия трудились уже по многу лет в гражданских учреждениях, и многие боялись, перейдя в церковные школы, лишиться всего, в случае если их вдруг снова закрыли бы. Поэтому в «советской», как теперь говорят, духовной школе было разрешено совместительство. Главной задачей владыки было «воспитать воспитателей» и «научить учителей», некоторые из которых порядком подзабыли предметы. Поэтому он регулярно посещал занятия всех преподавателей, и после этого беседовал с каждым, как это видно из фрагмента одной из дневниковых записей владыки конца первого учебного года: «1947 год 26 мая. Понедельник. 10 часов утра. В Ленинграде пробыл неделю и с субботы (24-го) снова в Москве. В день отъезда из Москвы (26 мая) утром, до заседания Сино­да, я был на экзамене догматического богословия в III классе Се­минарии Московской, у Савинского. Отвечали порядочно, иные очень хорошо; знания есть довольно хорошие. По приезде в Ленинград также был дважды в Академии на эк­заменах – Ветхий Завет (I-й класс Академии) – 20 мая; на немецком языке – там же и на истории раскола, в III-м классе Семинарии – 23 мая.

http://bogoslov.ru/article/1151751

В 1887 году Архиепископ Палладий переведен был в Грузию для умиротворения нестроений, возникших среди местного духовенства и народа. Служение Высокопреосвященного в чине Экзарха Грузии, Архиепископа Карталинского и Кахетинского, таким же благотворным и умиротворяющим было, как и Архипастырское его служение на прежних кафедрах. Высочайший Рескрипт Государя Императора Александра III Миротворца (1845–1894), при котором Высокопреосвященному препровожден был бриллиантовый Крест на клобук, также отмечал, что, будучи призван на кафедру Грузии при обстоятельствах, требовавших особливой попечительности, Высокопреосвященный своим Архипастырским действием, проникнутым духом мира и любви, приобрел себе искреннюю сыновнюю преданность паствы. В Грузии владыка Палладий много заботился о реставрации памятников церковной старины. Он привел в образцовый порядок грузинскую Духовную семинарию, основал «Грузинский Вестник» – местный церковный орган и проч. В тяжелый год холерной эпидемии Высокопреосвященный не уехал на лето, как делал обыкновенно, на дачу, а все время провел в душном Тифлисе, успокаивая и утешая мятущуюся свою паству. Его популярность после этого еще более выросла среди народа. За пастырские труды свои в 1888 году Высочайшим пожалованием владыка награжден был бриллиантовым крестом на клобук. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский В День памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки (I) 18 (31) октября 1892 года Высочайшим Рескриптом владыка Палладий возведен был в чин Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и Священноархимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры с титулом первенствующего члена Священного Синода. Митрополит Палладий прибыл в Санкт-Петербург 19 ноября (2 декабря) 1892 года. Святительское служение владыки Палладия в Санкт-Петербурге памятно его заботами о церковном благолепии. Владыка любил торжественность в церковном богослужении, богатую ризницу, множество служащих, хорошие голоса, стройное пение. Улучшил владыка также и свой Митрополичий хор и вызвал для него из Тамбова регента Ивана Яковлевича Тернова, поставившего церковное пение в Лавре на желанную высоту. И в домашнем обиходе владыка любил великолепие: при нем обновлен был несколько потускневший при его предшественнике Митрополичий выезд в парадной карете на четверке белых лошадей. Высочайшая награда

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

В сказании встречаются места, сильно напоминающие Библию . Рассказ ведется от имени самого Спасителя и полностью посвящен жизни и преставлению праведного Обручника Девы Марии. Евангелисты мало говорят о св. Иосифе, только в первых главах Матфея и Луки есть упоминание о нем в немногих словах. Образ святого праведного Иосифа, спасшего младенца Иисуса, удалясь в Египет, занимает особое место среди прославленных святых христианской Церкви. Он не совершил великих деяний и не пролил кровь за Христа, но за многие годы до вдохновенных слов апостола Павла он своей жизнью доказал, что любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. День памяти Иосифа Обручника совершается в Неделю святых отцов. Авторство двух последних публикуемых апокрифических евангелий приписывается тайному ученику Спасителя Никодиму и апостолу Петру. В отличие от предыдущих текстов, возникновение которых было вызвано необходимостью восполнить пробел в канонических Евангелиях, здесь освещаются события, которые являются краеугольными в новозаветной истории: крестные страдания и воскресение Господа. Все разночтения с неизбежностью должны перейти в область богословия, и богословствующий разум святых отцов воспринял многое из апокрифического сказания, в котором разрабатывалась эсхатологическая проблематика искупления человечества. Апокриф, именуемый «Евангелием от Никодима», датируется II веком, он не был включен в индексы и имел широкое распространение, проникая в гимнографию и иконографию. Текст состоит фактически из двух самостоятельных частей. Первая, включающая с 1 по 16 главу, в древности бытовала под названием «Акты Пилата» или «Деяния Пилата» и представляет нечто вроде записок прокуратора, при котором состоялось событие вселенского значения. Как писал Тертуллиан , «все сведения о Христе Пилат, уже христианин в душе, сообщил Цезарю Тиберию». Существовали и подложные «Акты», «составленные против Спасителя нашего», – отмечал в «Церковной истории» Евсевий Кесарийский . Имя Пилата использовалось как в антииудейской, так и в антихристианской пропаганде. Так, по одной из версий Понтий Пилат был казнен в Риме, сохранился текст, в котором приводится его молитва к Господу и сообщается, что после его обезглавливания ангелы приняли главу казненного, свидетельствуя, что он –первый мученик за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Заканчивая доклад, хочу подчеркнуть, что православный богослов не изобретатель нового учения, но кроткий ученик и верный слушатель Церкви, который хочет научиться от Церкви и ознакомиться с ее духовными сокровищами, углубляясь в богословие отцов Церкви и богослужебных книг, которое основывается на Библии и пребывании в Церкви Духа Святого. «Мои мысли сохрани послушанием», – молится Златоуст. Иногда охватывает страх заблудиться в ересях на путях богословия. «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь– есть земля святая». Библия дает нам пример, говорит святой Григорий, епископ Нисский: Моисей после сорокадневного поста взошел на Синайской горе в мистическое облако и смог увидеть отражение славы Господней. «Лицо мое не может никто узреть». Моисей видел незатемненную славу Господню, свет не созданный, т. е. Фаворский свет, если пользоваться исихастской терминологией. Занятие богословием предписывает аскетическую жизнь и с ней подвижнический опыт. Нельзя говорить о Боге, о воплощении, о таинствах с сигарой во рту или с рюмкой коньяка. Путь богослова – путь подвижника. Каждого члена Церкви и священника Церковь призывает к подвигу, с Божьей помощью подыматься вверх по аскетической лестнице, – на вершине которой любовь чистого сердца, которую золотит Фаворский свет. «Ворота, ведущие в Царство Божие, – учит святой Исаак Сирин , – в тебе самом. Они влиты в твою душу. В себе самом проникни глубже грехов и тогда найдешь лестницу, по которой можешь взойти наверх». Этим путем прошли все Отцы Церкви. Тогда теоретические знания о Боге сменяются видением. «Свет души твоей... чтобы стал Господь видимым твоему разуму и в размышлениях чувствовал насквозь непроницаемую темноту». «Духом святым всяка душа живится и чистотой возвышается, светлеется Троическим единством, священнотайне». Да будут в памяти нашей слова Григория Паламы , последний завет на одре смерти: «Ввысь, ввысь, к свету». И в ночи на воскресенье мы поем гимн подвижника и мистика Григория Синаита : «От тебя излучаемые молнии да осветят меня, Триединый Бог , покажи мне Твоей безграничной славы пристанище ясным, ярким, неменяемым». О чистый девственник Иоанн, Первоначальный учитель-богослов, в слове неуразумеваемом обличитель и великих тайн Божиих толкователь моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/dok...

Как-то раз после всенощной накануне дня памяти святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (некогда то был престольный праздник Сурского монастыря), отец Петр подозвал сестер к себе и вручил им маленький, размером со спичечный коробок, мешочек темно-бордового бархата, с нашитым на нем четырехконечным крестиком. Этот мешочек напоминал те крохотные подушечки для иголок, которые Варвара и Екатерина в детстве шили для мамы на день Ангела. Только набит он был не ватой, а чем-то твердым, похожим на крупу. — Здесь пшеница, освященная батюшкой Иоанном на всенощном бдении в Сурском монастыре в год его открытия 6 . — сказал отец Петр, глядя, как Варвара, а вслед за ней Екатерина, осенив себя крестным знамением, прикладываются к нашитому на мешочке крестику. — Храните ее, яко зеницу ока, дабы, молитвами отца Иоанна, прозяб в ваших сердцах духовный плод. То было в конце мая 1940 года. А в начале декабря того же года отца Петра арестовали вновь. Ворота городской тюрьмы захлопнулись за ним, как крышка гроба. Вслед за тем в течение года были арестованы и сосланы почти все жившие в Михайловске сурские монахини и послушницы. Та же участь постигла и тех, кто остался в Суре. Так вторично и окончательно был уничтожен Иоанно-Богословский Сурский монастырь. Но лиха беда не приходит одна. Не успели Екатерина и Варвара оплакать свое духовное сиротство, как их постигло новое горе, глубокое и безграничное, как море, общее для верующих в Бога и не верующих в Него. Началась война. И, словно сухие листья, сорванные с ветвей, словно стаи птиц, гонимые в чужие края осенней непогодой, в Михайловск хлынули толпы беженцев и эвакуированных. Вскоре запасы продовольствия в городе стали иссякать. И, если горожанам с грехом пополам удалось пережить первую военную зиму, то по весне стало ясно — поросли крестов над могилами умерших от голода суждено расти и умножаться. Голод уже начал собирать в Михайловске свою страшную жатву, но худшее ждало горожан впереди — осенью и зимой. Тогда-то городские власти и постановили выдать жителям Михайловска, имеющим собственные дома и огороды, по мешку пшеницы. Как говорится, спасение умирающих от голода есть дело рук самих умирающих. Авось, что-нибудь да взойдет…

http://pravoslavie.ru/100039.html

На престоле находятся: антиминс (с греч. вместопрестолье), шелковый платок, на котором изображено положение Спасителя во гробе с 4-мя Евангелистами по сторонам, и в котором также есть частицы мощей. Так как престол должен быть освящен архиереем, а между тем не всегда архиерею это удобно, то архиерей освящает один антиминс и посылает его в новоосвященную Церковь , показывая этим иерархическую зависимость Церкви от него, и давая ей право на совершение в ней таинств. Антиминс завертывается в шелковый же платок, называемый илитоном (обвертка). На престоле также находится: Крест , как символ нашего искупления, Евангелие , образ Христа, учащего нас чрез Евангелистов и наконец – Дарохранительница , драгоценный сосуд для хранения Св. Даров, Тела и Крови Христовой; при нем же находится сосуд для храпения святого мира. Сзади престола водружается так называемый запрестольный крест . Жертвенник , утверждаемый в левой, передней части алтаря означает собою и ясли – место рождения Господа и гроб, место погребения Его. Он также облекается двумя одеждами. Над престолом в древних Церквах во всех, а ныне только в некоторых, устрояется сень , повешенная на потолке или утвержденная на столпах, и означающая небесный свод. Место за престолом у восточной стены называется горним и означает также престол славы Божией. На нем может становиться или садиться только один архиерей, как образ Христа; священник же может стоять только с левой сторы горнего места. В кафедральных церквях на горнем месте находится возвышение в несколько ступеней, в роде амвона; а в древних восточных Церквях тут устроялись седалища не только для архиереев, но и для сослужащих иереев; отсюда архиереи иногда проповедовали Слово Божие. Ныне восточная стена во всех Церквях украшается большим запрестольнымобразом . По бокам алтаря в древних Церквях устроялись особые комнаты, из коих в левой совершалась проскомидия, в правой помещалась ризница. Теперь, если бывают боковые к олтарю пристройки, то из них делаются боковые или придельные алтари, на те случаи, когда в один день приходится в одном храме совершать несколько литургий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первая икона Пресвятой Богородицы, созданная святым Лукой, в XII веке стала сокровищем Русской Церкви. Для этого чудотворного образа святой благоверный князь Андрей Боголюбский выстроил величественный Успенский собор во Владимире. С тех пор эта икона Матери Божией именуется «Владимирская». Шесть раз от Владимирского образа Преблагословенной Девы проистекало спасение Руси в годину грозных нашествий. Среди бед и потрясений православный русский народ взывал к Царице Небесной перед Владимирской Ее иконой: Спаси Землю Русскую! – и Милосердная Владычица отводила несчастья. А когда в годину Смуты народное ополчение шло освобождать Москву от польских захватчиков, в русском войске говорили: Лучше нам умереть, нежели предать на поругание Пречистой Богородицы образ Владимирский. Увы! В новейшее время Владимирская икона Божией Матери подверглась святотатству, длящемуся и в наши дни. Сегодня великую святыню Православия держат в заключении не богоборцы-большевики, а люди, называющие себя культурными и даже духовными. Неужто эти музейные работники не понимают, что на деле являются «духовными» наследниками бандитов, грабивших Церковь в 1920-х годах? Они осмеливаются заявлять: «Владимирская икона принадлежит, мол, не Церкви, а народу». Но неужели эти дикари с дипломами искусствоведов не знают, что творят преступление именно против народа, лишая Россию Небесного заступничества Богородицы, множество раз в истории проистекавшего от чудотворного Владимирского образа и ныне столь необходимого нашему отечеству? Святые православные иконы по смыслу своему неизмеримо выше того, что называется изобразительным искусством. Это не картины, которыми тешится зрение, а окна, отверстые в Небесное Царство. Никакой шедевр художника, демонстрирующего знание анатомии и пространственной перспективы, не может вызвать тех высоких и светлых чувств, какие вызывает созерцание святой иконы в душе молящегося. Предстояние святым образам есть беседа с Горним миром, откликающимся верующему сердцу. Не эстетическим изыском, а Божественным Откровением был вдохновлен святой Лука, когда создавал икону Матери Божией. Не взрослого Иисуса Христа, Которого он имел счастье лицезреть, изобразил первый иконописец рядом с Пресвятой Богородицей. Тайной высочайшей духовности веет от запечатленного святым Лукой образа: Пречистая Дева-Мать с Божественным Младенцем. Нет, не человеческим разумением создан этот символ Всеспасающего Рождества и Вселенского Материнства, отобразить который впоследствии стремились крупнейшие гении западной живописи – но так и не постигли неземной красоты православной иконы.

http://pravoslavie.ru/49395.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010