Первое упоминание о церкви Иоанна Богослова относится к 1702 году. В конце двадцатых годов ХХ столетия храм был закрыт. Здесь располагались клуб, типография, зал для занятия тяжелой атлетикой, восьмерик использовался как жилой дом. Потом храм стал пустовать и употреблялся лишь как распивочная и туалет. В 1990 году храм вновь был открыт для служения. Первоначально служились молебны в наиболее сохранившемся Петропавловском приделе. 21 мая 1991 года в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова в южном приделе храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла была впервые после длительного перерыва совершена с 1929 года совершена Божественная Литургия. http://www.podolskoe.ru/krasnoe/main.htm Церковь Иоанна Богослова построена в 1706 г., каменная. В прошении, поданном в Поместный приказ 6 мая 1703 г. от имеритинского царя Арчила, написано: «обещание сына моего Александра построить в Московском уезде, в подмосковной своей вотчине, в селе Красном, Пахово тож, церковь во имя Иоанна Богослова каменную, а к той церкви земли дает священнику с причетники 10 четвертей, да сенных покосов 10 копен», и просил, чтобы оную землю утвердить за оною церковью и об этом уведомить Патриарший казенный приказ. Вследствие этого прошения Поместным приказом 24 декабря того же года дано было знать Патриаршему приказу, что земля с сенными покосами утверждена к церкви Иоанна Богослова, которая будет построена в сельце Красном, Пахово тож. В декабре 1706 г. царь Арчил Вахтангиевич Имеритинский входил с прошением в Патриарший казенный приказ с прошением, в котором объяснял: «в прошлом, государь, 1703 г. по обещанию сына моего царевича Александра в Московском уезде, в подмосковной его вотчине, в селе Красном, Пахово тож, построил я церковь каменную во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, а та церковь еще не освящена», и просил дать ему из Патриаршего приказа освященную грамоту… В 1709 г. церковь Иоанна Богослова стояла не освященною, и когда она была освящена из документов не видно. Пахово по писцовым книгам 1627 – 28 гг. было сельцо на реке Пахре, Московского уезда, Лукомского стана, «поместье за князем Иваном Борисовичем Черкасским; в сельце двор боярский с деловыми людьми и двор конюшенный, да за рекою Пахрою, на перевозе, 3 двора бобыльских с 4 чел.», к сельцу принадлежали деревни: Горки и Гавриловка на реке Пахре и Страдань на речке Страдании. В 1646 г. этим поместьем владел племянник князя И. Б. Черкасского князь Яков Черкасский.

http://sobory.ru/article/?object=06087

Об апостольской деятельности святого Иакова Алфеева в священных песнопениях провозглашается, что он «прошел землю, просвещая якоже солнце, и вся страны научи, 365 – что он, как «орган добре составлен, – Божественным окормлением, – языков званию вверился, к познанию Христову наставляя словесы и деянии. 366 – что он, премудрый, «яко гром, всем странам возвестил свое вещание, воплощенное Слово достойно проповедуя. 367 – что он, богодухновенный, «мудрость истинно Учителя имев, научающую сущым паче ума, мудрость объюродил еллинскую, и был светильник языкам божественный, благочестия словесы направляя безумныя; 368 – «священноученик, небесным научен истинно таинством, прошел всю вселенную, проповедая велегласно слово веры Христовы. 369 Наконец, в похвалу святого апостола Иакова Алфеева воспевается то, что он, «просветив молниями проповедания во тме седящия неведения, и показав их сынами Владыки и Бога, веры ради, «поревновал Его страстем и смерти (крестной), и славы был наследник, яко мудр и богоглагольник, яко ученик истиннейший, 370 – «скончавший божественные подвиги страданиями и муками различными, и предавший душу свою Христу. 371 Паремии на всенощном бдении, Апостол и Евангелие в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, 9 (22) октября, положены общие Апостолам. Кроме 9 (22) октября сему святому Апостолу вторично празднуется 30 июня (13 июля), в соборе святых 12 Апостолов. Нельзя также не заметить здесь, что 26 мая (8 июня) православной Церковью совершается память «святого апостола Алфея, отца святым двоим Апостолом, иже от 12, Иакову Алфеову и Матфею Евангелисту. 372 Празднуемый Церковью 23 октября (5 ноября), святой апостол Иаков брат Господень, по преданию, был сын святого Иосифа Обручника, от первой его жены, и есть родной брат упоминаемых в Евангелии Иосии, Иуды и Симона ( Мф. 13:55 ; Марк. 6:3 ). Во время младенчества Господа Иисуса Христа он, по преданию, был спутником святого Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии, когда они с Богомладенцом удалялись в Египет. Впоследствии он причтен к лику 70-ти Апостолов Христовых, которые в отличие от 12-ти иногда называются меньшими. Имя малого или меньшаго усвоено Иакову брату Господню ( Мк. 15:40 ), в особенности для отличия от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, празднуемого 30 апреля, и от другого Иакова – Алфеева, из 12-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

День памяти Льва Гумилева. 15 июня, в 15-летнюю годовщину смерти великого ученого, к могиле Гумилева на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры пришли его коллеги, ученики и друзья. Чин заупокойного поминовения совершил настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского университета, протоиерей Кирилл Копейкин. Он напомнил, что в перестроечное время Лев Гумилев вошел в «двадцатку» университетской церкви и много потрудился для ее возрождения. За панихидой были помянуты имена соратника и жены Гумилева Наталии Викторовны, которая покоится рядом с ним, а также ушедших из жизни друзей и учеников - академика Александра Панченко, убиенного ученого Константина Иванова, убиенного писателя Дмитрия Балашова. В Петербурге побывали мощи апостола и евангелиста Луки. С 17 по 22 июня святыня находилась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Приложиться к ней смогли более 100 тысяч петербуржцев, а также множество паломников со всего Северо-Запада. Честная глава апостола была привезена в Россию с горы Афон по инициативе Фонда Святого Андрея Первозванного. Паломников оказалось так много, что насельникам Александро-Невской лавры пришлось организовать подход к святыне сразу с двух сторон. Помимо митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, мощам апостола поклонились специально приехавшие в Лавру правящие архиереи соседних епархий: архиепископ Псковский Евсевий и епископ Петрозаводский Мануил. Очередной выпуск в Санкт-Петербургских Духовных школах. Всего Духовные школы в текущем учебном году окончил 101 человек, из них 49 - в священном сане. Торжества по случаю выпуска, который в этом году промыслительно совпал с днем памяти святых, в земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших, начались 16 июня Всенощным бдением в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. В воскресенье, 17 июня, ректор СПбДАиС архиепископ Константин совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей Духовных школ и выпускников в священном сане. За богослужением в алтаре молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, по завершении Литургии он возглавил молебен по случаю окончания учебы. В связи с выпуском владыка наградил протоиерея Иоанна Белевцева, настоятеля Кресто-Воздвиженского храма в селе Ополье, преподавателя Духовной академии, патриаршей грамотой и орденом прп. Серафима Саровского второй степени, и протоиерея Владимира Мустафина, клирика Вознесенского (Софийского) собора Царского Села, преподавателя философии в СПбДАиС - орденом прп. Серафима Саровского.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Владыка Антоний также выразил митрополиту Илариону сердечную благодарность за его богословские труды. «Ваши книги, Ваши мудрые слова переведены на многие языки мира. Они, в частности, переводятся и на сербский язык, и православные сербы черпают в них премудрость, которая хранится в источнике православной веры», — подчеркнул представитель Сербской Православной Церкви. На память о служении на Сербском подворье владыка Антоний подарил председателю ОВЦС вышитую в Сербии митрополичью мантию. Передавая дар, епископ Антоний попросил митрополита Илариона молиться о клириках и прихожанах подворья, о православной Сербии, о многострадальном Косове и всей Сербской Церкви. В ответном слове митрополит Иларион сказал: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость уже во второй раз в качестве председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата посещать этот святой храм — подворье Сербской Православной Церкви и совершать здесь Божественную литургию в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые являются небесными покровителями этого святого храма. Почему Церковь установила празднование памяти этих святых апостолов вместе, а не по отдельности? Есть разные толкования: одни говорят, это потому, чтобы не выделять особую роль апостола Петра, но подчеркнуть, что апостол Павел не менее его потрудился в благовестии Христовом, другие приводят иные толкования, но есть неоспоримый факт: Церковь установила особое празднование и пост, предшествующий этому празднованию, для того, чтобы почтить память этих двух столпов христианской Церкви. Когда мы думаем о жизни и проповеди Господа, мы невольно спрашиваем себя: почему Господь Иисус Христос решил передать Свое учение через людей? Почему Он не захотел написать что-нибудь Сам? Ведь, казалось бы, такая была уникальная возможность — Сам Бог стал человеком, неужели у Него не нашлось бы времени изложить письменно то, что Он хотел сказать людям, и тогда мы все точно знали бы, что это именно слова Господа, которые Господь Сам написал, а не то, что пересказали другие люди. Господу было угодно доверить Свое учение людям для того, чтобы оно до нас дошло через людей. И евангелисты, и авторы апостольских посланий — это были апостолы, те, которые слышали слова Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1219026.ht...

Среди все усиливающихся гонений, которые воздвигали богоубийцы-фарисеи на последователей Христа, святой Лука почел за благо покинуть Иерусалим. Он удалился к себе на родину, в Антиохию, где уже была большая христианская община. Проходя через Самарию, он взял с собой нетленную десницу святого Иоанна Крестителя – руку, под которую некогда подклонил главу Сам Христос Спаситель, благоволивший принять крещение от Своего Предтечи. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю). Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братий во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного апостола Павла – просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову. Всевышний, приуготовляя апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть – тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным. Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. В заботах врача возлюбленного находила утешение душа просветителя народов, томящаяся предчувствием мучительной кончины. И святой апостол Павел писал из темницы: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный... Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим. 4, 6–8; 10).

http://pravoslavie.ru/49395.html

«Святой Лука Крымский, моли Бога о нас!» Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, известен в миру как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Жизнь этого человека выпала на бурный и полный трагических событий XX век. Святитель Лука был выдающимся ученым, хирургом и архиереем Русской православной церкви. Он разделил с народом тяготы всех войн, выпавших на долю нашей Родины в первой половине XX века. Начался этот путь с русско-японской войны. Войно-Ясенецкий заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного креста в городе Чите. Здесь он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, и они обвенчались в читинской Михайло-Архангельской церкви. Работая в военных госпиталях, сельских и городских больницах и клиниках, будущий святой спас от смерти множество людей. Под его хирургическим ножом не умер ни один человек. Работа практикующего хирурга сочеталась с огромной фундаментальной научной работой. Он стал автором ряда классических научных трудов по медицине. Своими трудами святитель Лука наглядно опровергает атеистический миф о несовместимости науки и религии, веры и знания. Свой священнический путь он начинает в 1921 году после смерти жены. Через два года Валентин Феликсович принимает монашеский постриг с именем Луки в честь святого апостола и евангелиста. И в этот же год он был возведен в епископский сан, после чего спустя десять дней был арестован. С небольшими перерывами святитель Лука провел в тюрьмах, лагерях и ссылках около десяти лет. Всегда и везде в самых невыносимых условиях он оставался верен своему долгу священнослужителя, врача и ученого - нести любовь и милосердие всякому страдающему человеку. Тюремные мытарства закончились в годы Великой Отечественной, когда святитель Лука был востребован как выдающийся врач-хирург для работы в военных госпиталях города Красноярска. Подвижническая жизнь святого Луки Войно-Ясенецкого была высоко отмечена государством и церковью. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» (закончено в 1943 году) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (опубликовано в 1944 году) " профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени.

http://ruskline.ru/special_opinion/vladi...

Ученики Крестителя видели, как крестился дотоле безвестный Иисус из Назарета, видели сходящего на Его главу Духа Святого в образе голубя, слышали глас Бога Отца о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). На следующий день Креститель указал двум своим ученикам на проходившего по иорданскому берегу Иисуса, сказав: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). И оба, оставив Предтечу, поспешили вслед за обетованным Спасителем. Один из них был святой Андрей, второй – пылкий юноша, ставший впоследствии любимейшим из учеников Иисусовых, святым Апостолом Иоанном Богословом. Эти двое осмелились обратиться к Спасителю с вопросом: «Равви, – что значит: учитель, – где живешь?» «Пойдите и увидите» (Ин. 1, 38–39), – отвечал Сын Человеческий. Они пошли за Ним и увидели Его дом, скромное жилище плотника из Назарета. О чем беседовали в этом домике будущие апостолы с Господом, для нас остается тайной. Но после сказанного Учителем Божественной любви им уже незачем стало возвращаться на Иордан, где проповедовал учитель покаяния – Предтеча Господень. От любви к Богу возгорается в сердце истинная любовь к ближним. И святой Андрей поспешил к своему старшему брату Симону, чтобы поделиться с ним великой всерадостной новостью: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин. 1, 41). Он повел брата к Иисусу, и Сердцеведец Господь приветствовал того словами: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1, 42). Это было предвозвещение славы первоверховного Апостола – камня во утверждение Церкви Христовой. Потом боголюбивые братья вернулись к будничным своим занятиям: рыбной ловле ради земного пропитания. Им оставалось только надеяться, что, когда Мессия выйдет на открытое служение человечеству, Он позовет их за Собой. Эта высокая надежда сбылась. О призвании братьев-рыбаков повествует святой евангелист Матфей: «Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 17–20).

http://pravoslavie.ru/50295.html

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы , который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе , оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова. Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла. Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола). Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление. Житие Иоанна Богослова В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

http://pravmir.ru/prestavlenie-apostola-...

Я хотел переслать к вам бревна; но Вы не объяснили, нужны ли они вам, и проч... 5 . Прошу вас, укрепляйте меня вашею святою молитвою против всех горестей, какие терплю в этой жизни, и своим ходатайством пред всемогущим Господом защищайте от них. III Всегда полезны слова мужа ученого: ибо слушая его или научаемся тому, о чем знали мы, что это нам неизвестно, или, что еще важнее, познаем то, о чем даже не знали мы, что это нам неизвестно. В числе таких слушателей нашелся ныне я, когда Ваше Святейшество в письме своем обязали меня переслать к вам деяния всех мучеников, какие собраны, во времена блаженной памяти Константина, Евсевием Кесарийским . Об этих Деяниях, прежде письма вашей Святости, и ничего не знал, собраны ли они, или не собраны. За то и благодарю Вас, что Ваше Святейшее учение наставило меня, и я начал знать, чего не знал. Ибо кроме того, что в книгах Евсевия содержится о деяниях святых мучеников, ни в архиве нашей Церкви, ни в других библиотеках Рима, я ничего не знаю, кроме небольшого собрания в одном свитке. Впрочем мы имеем, в одном кодексе, собрание имен почти всех мучеников, с разделением страданий их на каждый день, и ежедневно, в память их, совершаем торжественные литургии. Но в этой книге не означено, кто каким образом пострадал, а только указывается имя, место и день страдания. Таким образом у нас известны на каждый день, как я сказал, многие из различных стран и областей святые, увенчанные мученичеством. Но я думаю, что все это у вас уже есть. А чего желали Вы от нас получить и чего не нашли мы доселе, того и теперь мы ищем, и если что можно будет отыскать, перешлем к Вам. Что касается бревен, о коих пишете, что они коротки, то причиною этого малость перевозившего корабля, и проч. Благословение св. Евангелиста Марка, или, вернее сказать, святого Апостола Петра, мы приняли с таким же удовольствием, с каким оно послано, и платя долг Вам за Ваше благожелание, мы просим Вашу Святость: благоволите молиться за нас, да сподобимся скорее избежать зол настоящих, и не лишиться радостей будущих. IV

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010