1885 Поучение в день святых апостолов Петра и Павла, сказанное в Петропавловской церкви по совершении в нее крестного хода 80 Вся благообразно и по чину да бывают ( 1Кор.14:40 ) С какими мыслями и чувствами, братья, сегодня шли вы сюда, в этот священный храм, к которому отлет древних в настоящий день памяти святых апостолов Петра и Павла совершается крестный ход? Думаю, что вы, принимавшие участие в крестном ходе, скорбели вместе со мною о том, что существующие у нас крестные ходы в городе к 4 церквам унижены, пренебрежены и с года на год все более и более упадают; о том, что мы, служители Божьи, идем в крестных ходах по улицам города почти одни с немногими усердствующими, которых так немного, что некому нести святых икон. Грустно и печально, до глубины души прискорбно бывает смотреть на это, если можно так выразиться, унизительное для нашей православной веры, почти одинокое наше шествие. Но печаль эта еще более увеличивается, когда на пути встречаешь людей, которые смотрят в окна на крестный ход без должного благоговения, ни разу даже не перекрестившись, когда видишь суетню торговцев в эту только пору спешащих на две-три минуты притворить двери своих лавок, слышишь смех и шум пирующих в разного рода питейных заведениях. Невольно всякий раз при этом приходит на мысль, зачем мы совершаем такие крестные ходы, не лучше ли бы было совсем их прекратить, если жители города так невнимательны к ним, если те самые братья святого храма, к которым мы идем, не принимают в ходе ни малейшего участия, не встречают святых икон с должной, подобающей им честью и не провожают их? Да, может быть, это и так. Но приходит на мысль и то, знают ли братья святого храма сего и другие жители города, что такое крестный ход, и понимают ли его значение? Побеседовать с вами решился я об этом весьма важном для всех нас предмете. Переносясь мыслью в отдаленные времена древности иудейской, мы видим, что у иудеев было торжественное исхождение из храма Иерусалимского к купели Силоамской в последний день праздника Кущей, когда священники почерпали воду из купальни, несли ее во внутренний двор храма и там вместе с вином возливали на жертвенник в знамение того, что придет такое время, когда все люди будут очищены от грехов Честною Кровью Спасителя в благодатной воде Крещения. Сам Иисус Христос бывал в Иерусалиме на празднике Кущей и принимал участие в этом торжественном ходе к купальне Силоамской. Тысячи, десятки и сотни тысяч людей, все жители Иерусалима и пришельцы на праздник точно так же принимали участие в этом ходе; поэтому-то день этот и был самым торжественным днем праздника. Религиозный восторг двигал сердца людей в это время, и они все от мала до велика в этот день спешили ко храму и источнику Силоамскому. Так это было в древнем Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

1893 Поучение в день преподобного Макария, Жабынского чудотворца (22 января) 87 Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ) Так, братья, Сам Господь наш Иисус Христос всех нас зовет к Себе. Часто, и даже очень часто, слышим мы этот евангельский глас Спасителя нашего: всякий раз, когда празднуется память какого-либо преподобного отца, как, например, сегодня, читается это призывание Господа в святом Евангелии, а в нашем святом храме даже каждый воскресный день читается оно на молебне преподобному Макарию. Всех нас Господь зовет к Себе: Он зовет всех трудящихся над совершением дела своего спасения, стремящихся к выполнению заповедей Господних и ведущих борьбу со своею плотью, прелестями мира и искушениями диавола; зовет и всех находящихся в трудных и скорбных обстоятельствах жизни; зовет и всех обремененных грехами многими и лютыми и всех обещает упокоить. Всем приходящим к Нему Господь обещает дать в этой жизни спокойствие совести, утоление скорбей и печалей и избавление от бед и напастей, а в будущей – веселие вечное, нескончаемую радость о Боге и совершении дела своего спасения и вечный покой в Царствии Его Небесном. Казалось бы, как не последовать нам этому призыву? Как не внять слову своего Спасителя? Так трудно ныне жить в мире и соделывать здесь свое спасение, столько препятствий мы встречаем здесь на пути к исполнению заповедей Господних, столько и соблазнов у нас здесь перед очами нашими, отвращающих нас от исполнения повелений Господних и заповедей, уставов и священных обрядов нашей Святой Православной Церкви, столько у нас и всякого рода бед и напастей, нужд и скорбей в жизни, так часто и так много мы грешим и тем прогневляем Господа Бога, что поистине вся наша надежда должна бы нами возлагаться на одного только Господа Бога и все наши мысли постоянно должны бы были устремляться к своему Спасителю, Промыслителю и Судии. А мы, грешные и недостойные, много ли думаем о Боге и благоугождении Ему? Ах, все-то мы, братья, заботимся лишь о своих обычных мирских делах, все-то заняты мирскими суетами! Едва настанет день, едва восстанем мы ото сна, как о мирском уже начинаем думать, за мирские дела беремся и о них весь день заботимся иногда даже до забвения о Боге и своих к Нему обязанностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть «В нашей Северной столице боголюбивый, мудрый пастырь есть...» 25 ноября - память свт.Иоанна Милостивого, день тезоименитства и рождения протоиерея Иоанна Миронова Александр Раков   00:17 25.11.2010 553 Время на чтение 6 минут Отцу Иоанну Миронову в день Тезоименитства, в честь 84-летия Летит по небу быстрокрылой птицей И добрая, и радостная весть - О том, что в нашей Северной столице Боголюбивый, мудрый пастырь есть. Спешит народ в наш Питер отовсюду, Порою даже из заморских стран, С горячею надеждою на чудо: Поможет в горе старец Иоанн. Но в этот день звучат лишь поздравленья; Особый день для всех духовных чад! У батюшки сегодня День рожденья, И все к нему с подарками спешат. Пускай Ваш век как можно дольше длится! Нам проповеди Ваши не забыть. Вы, отче, научили нас молиться, Надеяться, и верить, и любить! А народу на батюшкину службу в храме - не пробиться. И на лестнице стоят, и даже на улице. А проповеди батюшкины недлинные, яркие, в душу врастающие. И говорит он просто, доступно каждому. И проверить может, уразумел прихожанин сказанное или нет. Хорошо у батюшки на службе - только кончается скоро, хотя причастников до четырёхсот человек иной раз доходит. Вот послушайте. Протоиерей Иоанн Миронов О ПУТИ СПАСЕНИЯ И «ДУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ» Проповедь Дурное сообщество развращает человека, доброе направляет на дело Божие. Как в Писании сказано: С праведником праведен будешь, в нечестивым развратишься». Или как говорится в русской пословице: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». А у апостола Павла в Первом Послании к Коринфянам мы читаем: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15,33). Поэтому нас всегда учили: «Доброго держись, а худого бегай». Как же нам удаляться худых сообществ? Не всегда от нас зависит, с кем общаться, иногда мы, подобно Лоту, мучаемся зрелищем недостойных дел. Что же делать, когда, например, жизненные обстоятельства ставят молодёжь в сообщество дурных товарищей? Или что делать взрослым людям, когда приходится работать с теми, кто курит, матерится?

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/25/...

IV. Крестный ход на Крещатик в день Св. Владимира. Гадостное событие ознаменовало в древнем граде св. Владимира день его памяти и место крещения его двенадцати сыновей: – обновился временно оставленный, но незабытый сердцем Киевлян крестный ход к их купели, которая была начатком духовного просвещения всея Руси! Воды Почайны, оттесненные Днепром, как бы вновь хлынули к своему устью, где присоединился к ним ручей Крещатика: и древняя матерь градов Русских созерцала чрез восемь столетий то умилительное зрелище, какое поразило некогда наших предков в сей священной юдоли. Не будем говорить, как и почему прекратился торжественный ход, исполненный стольких воспоминаний отечественных и церковных. Будем радоваться и благодарить Бога, что опять восстановлен еще в большем блеске. Тогда одна лишь крутая стезя спускалась к уединенному кладезю и не были обделаны окрестные горы; теперь уже все пути стропотные сделались правыми, по выражению евангельскому, и царский путь из обеих столиц пролегает вдоль берега Днепра, привлекая благоговейное внимание мимоидущих к соседнему памятнику Крещатика. Одинокий столп его, увенчанный крестом, возвышается из зелени холмов уже более не в пустыне, которая процвела окрест него: собор Софийский, отколе бывали ежегодно крестные ходы на источник Владимиров, храм Десятинный, бывший соборным во дни св. князя и где сам он почиет в древней своей усыпальнице, уже обновлены после многих лет ожидания; – они готовы опять выпустить из священных врат своих толпы богомольцев, вслед за победными хоругвями Царя славы, туда, куда шествовал некогда сам равноапостольный князь для крещения чад своих и всенародной семьи. И так устремимся опять вслед за ним к спасительной купели в день его памяти и в день преполовения Пасхальных торжеств и почерпнем там духовную радость и благодатные исцеления: ослепший в язычестве прозрел в минуту крещения; его источник врачует также болезни глаз. Давно уже благочестивые Киевляне жаждали восстановления памятника, который пришел в совершенную ветхость; была мысль построить над кладезем и небольшую церковь ; но прежде, нежели соорудить вещественное здание в честь Равноапостольного, надлежало обновить духовное торжество, напоминавшее нам крещение Руси, у подножия святых гор Киевских, на коих водрузил крест первозванный Апостол: и вот, по взаимному усердию духовных и светских властей богоспасаемого Киева, восстановлен ход! Достаточно было не многих слов, чтобы как от искры вспыхнуло пламя: – до такой степени было возбуждено общее внимание к святому месту и делу. Ревностный архипастырь благословил, усердный начальник края оказал необходимое содействие, и все мгновенно исполнилось: так всегда бывает, когда благое предприятие уже достигло своей духовной зрелости.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Беседа 44. Евангелие от Матфея, глава 13, 1–23. «Притча о сеятеле» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы приступаем к изучению 13-й главы. Тема сегодняшней беседы называется: «Притча о сеятеле». В целом почти все притчи связаны с темой «О Царстве Небесном». То есть об установлении теократического Божьего Царствия «яко на Небеси и на земли». Во всех проповедях Сына Божия тема о Царствии Небесном занимает центральное место. Суть притч об установлении Царства Бога – есть слова надежды, что однажды рухнут все формы человеческого правления и Земля (наша планета) подчинится всецело воле Создателя. Сказано: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» ( Ис.2:17 ). Мятеж, вспыхнувший в грехопадении наших прародителей с его печальными и трагическими последствиями, будет подавлен, и на новой Земле возникнет порядок, подобный тому, который царит на Небесах. Грехопадение наших прародителей есть земное продолжение мятежа, устроенного на Небесах дьяволом. И именно в таком смысле и надо рассматривать данный вопрос. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Наступления Дня Господня не сулит ничего хорошего тем, которые не избрали для себя пути Господни. Сказано о таковых: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18–20 ). Поистине! День Господень для неверующих будет великим потрясением, разочарованием и ужасом. И сегодня мы будем в притче рассуждать о разных группах людей в их реакции на проповедь Святого Евангелия. И мы читаем 1-й стих 13-й главы от Матфея: Мф.13:1–2 . «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Божественная литургия у нового храма московского Сретенского монастыря ФОТОРЕПОРТАЖ 15 марта в среду третьей седмицы Великого поста в день явления Державной иконы Божией Матери на паперти нового храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Сретенском монастыре была совершена литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение прошло под открытым небом у подножья прекрасного собора на Большой Лубянке – месте страдания тысяч христиан. Внутри собора, освящение которого еще впереди, заканчиваются отделочные работы. Дата первого богослужения неслучайна. Когда начиналось строительство храма, планировалось совершить в нем первое богослужение именно в этот деньдень столетия трагических событий русской Смуты. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) заговорщики принудили государя-страстотерпца Николая II к отречению. Спустя сто лет мы встречаем этот день осмыслением пройденного пути, своей истории, прославлением Новомучеников и Исповедников Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл благословил освящение нового храма на праздник Вознесения – 25 мая 2017 года. В этот день будет отмечаться и десятилетие воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Именно на Вознесение десять лет назад был подписан документ о каноническом общении. Но Святейший Патриарх благословил, как и было намечено, совершить первую литургию 15 марта на специально устроенной для богослужений паперти нового собора. Две тысячи православных христиан собралось в этот вечер на Тайную Вечерю Господню. Священники с трудом успели исповедовать всех, готовившихся к Причастию. Богослужение возглавил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон в сослужении духовенства обители. За богослужением пел хор Сретенской семинарии. Теплая для марта месяца погода сопровождала это радостное событие. После богослужения братия монастыря предложили для всех присутствующих трапезу. И никто не отказался: ведь большая часть пришедших на вечернюю литургию постились с полуночи.

http://pravoslavie.ru/101889.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Проханов: «Это день волшебный!» В Александрове состоялось открытие памятника Царю Иоанну Грозному 09.12.2019 1788 Время на чтение 3 минуты В субботу, 7 декабря, в городе Александрове Владимирской области на набережной реки Серая Москвы Царь. И именно здесь в 1565 году он объявил о создании опричнины. Как сообщает корреспондент Федерального агентства новостей, мероприятие вызвало огромный интерес не только у местных жителей. Среди участников были замечены общественные деятели, а также представители культурной среды, специально приехавшие из Москвы. В частности, на церемонию прибыла делегация Изборского клуба во главе с его руководителем Александром Прохановым. В тот же день Изборский клуб провел в Александрове выездное заседание, темой которого стала роль Иоанна Грозного в русской истории и смыслах, которые, зародившись тогда, приобретают новую актуальность в наше время. «Один из самых глубинных и истинных русских кодов, которые позволяют русскому человеку и народу двигаться по бесконечному историческому пути, является упование на чудо, — сказал мастер слова Александр Проханов. — Чудо, которое нельзя объяснить и подвергнуть рациональному осмыслению, является содержанием всего русского миросознания. Без чуда невозможно понять русскую историю!» Александр Проханов напомнил, что 400 лет русский народ и Царь Иоанн Грозный были отделены друг от друга. «Что за диверсия произошла в таинственном русском времени, из которого вырезали целый драгоценный фрагмент, имя которому " Эпоха и время царя Ивана IV " ?» — задается вопросом он. По мнению Александра Проханова, теперь удалось срастить разорванные фрагменты, провести операцию. «Мы не герои, не провидцы, мы — ремонтники», — отмечает он. Глава Изборского клуба убежден, что день установки памятника Иоанну Грозному — чудесный. «Это день волшебный! И приход, возвращение царя к своему народу приготовляет нас к великим испытаниям, — полагает он. — Мне говорили мои друзья, работающие на Уралвагонзаводе, где выпускаются лучшие в мире танки, что там ведутся разговоры о том, чтобы новый танк, еще секретный, еще не вышедший из тени, еще не вставший на конвейер, но уже сконструированный и прошедший испытания на полигонах, назвать " Иван Васильевич Грозный " . В свое время, в Великую Отечественную войну, был создан великий танк " Иосиф Сталин " , который громил фашистские " тигры " . Друзья, я хочу, чтобы вы прониклись этим великим таинством, которое сегодня состоялось».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/09/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > О подлинной дате начала блокады «96-й день Великой Отечественной. Ленинград выстоял 25.09.2021 608 Время на чтение 12 минут Фото из открытых источников Сегодня мы отмечаем 80 лет со дня остановки немецко-фашистских войск под Ленинградом. 25 сентября 1941 г. фельдмаршал фон Лееб доложил Адольфу Гитлеру, что войска под Ленинградом выдохлись и дальше наступать не могут. Фронт стабилизировался. Это был первый случай в истории Второй Мировой войны, когда немецко-фашистские войска были остановлены на определенном рубеже на целых два с половиной года. Михаил Иванович Фролов, герой Великой Отечественной войны и основатель школы изучения блокадного Ленинграда, считал 25 сентября, день Отдания Рождества Пресвятой Богородицы, подлинной датой начала Ленинградской блокады. Сегодня в этот памятный день, который можно причислить к дням воинской славы России, мы републикуем его статью . Источник: Православие.ру 25 сентября 1941 года немецко-фашистские войска были остановлены под Ленинградом, точнее – под тем городом Петербургом, который «фюрер решил стереть с лица земли». По мнению ряда историков именно этот день, а не 8 сентября следовало бы считать подлинным началом Ленинградской блокады – крестного пути сотен тысяч петербуржцев и воинов Советской Армии. Этой дате посвящен материал известного историка блокады, ветерана Великой Отечественной Войны Михаила Ивановича Фролова. План «Барбаросса» 25 сентября 1941 года на 96-й день войны, командующий немецкой группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб доложил штабу Верховного командования вермахта (ОКВ), что он имеющимися силами не может продолжать наступление на Ленинград. Впервые в истории Второй мировой войны именно под Ленинградом была окончательно остановлена крупная группировка немецких войск. Немецкие и финские войска перешли к обороне по всему фронту вокруг Ленинграда. Рухнула важнейшая из ближайших оперативно-стратегических задач «плана Барбаросса». Однако в последние годы наблюдаются тревожные симптомы искажения исторической правды в угоду сиюминутной конъюнктуры. Одной из подобных попыток переписать историю героической Ленинградской эпопеи является утверждение, что Гитлер не пытался захватить Ленинград, что немецкие войска не вступили в город не из-за самоотверженного сопротивления Красной армии, его защитников, а по приказу Гитлера не брать город.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/25/o_podl...

Закрыть День памяти героев Ледового побоища Также сегодня мы чтим память архитектора И.Е.Старова, адмирала Д.Н.Сенявина, скульптора И.П.Мартоса, публициста С.Н.Глинки, богослова В.В.Болотова, психиатра В.П.Сербского, героя Ф.Ф.Сорокина и конструктора В.Г.Грабина 18.04.2024 5 Время на чтение 14 минут Фото: culture.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (1652), мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303), преподобного Пуплия Египетского (IV), преподобных Феоны, Симеона и Форвина (IV), преподобного Марка Афинского (400), преподобного Платона, исповедника Студийского (814), преподобной Феодоры Солунской (892), священномученика Алексия пресвитера (1930), священномученика Николая пресвитера (1931). Сегодня день памяти воинов, павших в Ледовом побоище – под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 г. В этот день Св. блгв. Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Александр Невский расположил русскую рать в узкой южной части Чудского озера юго-западнее озера Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника – ливонские рыцари, рыцари и кнехты Дерптского и других епископств, датские крестоносцы – выстроилось «клином». Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера. Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы». Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/de...

Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани. Ок. 1265 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia П. Ф. род. в Н. Фиваиде в богатой христ. семье, получил хорошее образование, владел коптским и греческим языками. В 16 лет остался сиротой и единственным наследником родительского состояния. Во время гонений при императорах Деции (249-251) и Валериане (253-260) П. Ф. укрывался в своем имении. Муж его сестры, несмотря на уговоры и слезы супруги, решил ради наследства донести на святого языческим властям. П. Ф. спасся бегством в пустыню, там у подножия одной горы он нашел пещеру, заваленную камнем, к-рая оказалась пригодной для жилья. Вместо каменного свода ее потолок образовывали пальмовые ветви, а из земли бил небольшой родник с чистой водой. Поблизости сохранились остатки мастерской фальшивомонетчиков, чеканивших здесь деньги во времена Антония и Клеопатры. П. Ф. подвизался в полном уединении, пищей ему служили плоды пальмы, а одеждой - ее листья. Когда святой достиг 113 лет, прп. Антоний Великий , в то время 90-летней старец, в ответ на пришедший ему тщеславный помысел, что нет монаха, живущего в пустыне дольше и лучше, чем он, получил во сне откровение, что такой подвижник есть, и поспешил повстречаться с ним. В 1-й день прп. Антоний увидел кентавра, к-рый правой рукой указал ему путь к П. Ф. На 2-й день он встретил фавна или сатира, к-рый подал ему пальмовые плоды и попросил молиться за его сородичей Христу, Который, как они слышали, уже пришел на землю ради спасения мира. На 3-й день почти лишившемуся сил прп. Антонию волчица указала вход в пещеру. П. Ф. не сразу открыл ему, но преподал урок смирения. Когда же П. Ф. вышел к гостю, оба с радостью приветствовали друг друга, назвав по имени. Этот день святые провели в беседе, во время к-рой ворон принес им целый хлеб, хотя на протяжении 60 лет П. Ф. получал только половину. После ночного бдения П. Ф. сказал о своей скорой кончине и попросил похоронить его в мантии свт. Афанасия I Великого , которая, как он знал, была у прп. Антония в келье. Пораженный такой прозорливостью старца, прп. Антоний сразу отправился в свой мон-рь, надеясь, что, вернувшись, еще застанет П. Ф. в живых. На обратном пути прп. Антоний увидел торжественное восхождение подвижника на небеса в окружении ангелов, пророков и апостолов. Он поспешил к его пещере и нашел П. Ф. уже умершим в молитвенной позе. Могилу для преподобного вырыли 2 неожиданно появившихся льва. Благословив и отпустив животных, прп. Антоний похоронил П. Ф. и на др. день, взяв с собой сплетенную из пальмовых ветвей тунику П. Ф., вернулся к себе. Он рассказал о случившемся ученикам, а тунику надевал в дни Пасхи и Пятидесятницы.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010