Глава XIII В тот же день, когда состоялось Высочайшее повеление о переводе пр.Смарагда в Могилев, пр. Иосиф Семашко был у него в Полоцке и имел «совершенно искренние объяснения» с ним, причем пр.Смарагд сознался, что «последовавшие у него обращения совершенно напрасны и что принятая по униатской части система есть самая надежная» 797 . Пр.Иосиф в это время с Высочайшего соизволения ревизовал Белорусскую епархию, так как эта епархия с давнего времени не была обозреваема своим архипастырем. Ему повелено было «вникнуть в состав и действо Белорусской консистории, равно обозреть, сколько окажется возможным, церкви Белорусской епархии для удостоверения, исполняются ли в точности постановления, изданные об устройстве гр.-униатских церквей и восстановлении свойственного им богослужения» 798 . Выехав 16-го мая из Петербурга, пр.Иосиф по пути с 19-го по 24-е обозрел несколько церквей Себежского и Дриссенского уездов и ночью с 24–25 мая прибыл в Полоцк, где и провел время до 7-го июня, ревизуя семинарию, училища, консисторию, соседние с Полоцком церкви, беседуя с пр.Смарагдом, Василием и другими духовными лицами. 8-го июня он был в Витебске, где виделся с представителями гражданской власти, затем проехал через Могилев и Минск, везде по пути обозревая церкви и училища, в Жировицы и на обратном пути 9-го сентября снова был в Полоцке 799 . Ревизия пр.Иосифа имела громадное значение. Проехав по селам и городам Белорусской епархии, побывав во многих униатских церквях, познакомившись со взглядами и настроением священников, Литовский архипастырь опытным глазом сразу подметил главные недочеты в здешнем положении воссоединительного дела и к устранению их тут же принял меры. Так, чтобы ускорить переустройство униатских церквей, он 31-го мая дал Белорусской консистории два предписания: а) чтобы в шестимесячный срок иконостасы и престолы были устроены во всех белорусских, не приведенных в надлежащее устройство, униатских церквях 800 ; священников, которые не исполнять этого распоряжения, пр. Иосиф приказывал предавать суду и лишать приходов; б) чтобы были собраны и сообщены Коллегии сведения о количестве нужных для церквей богослужебных книг служебников, евангелий и апостолов 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Жизнь земная Желать как можно дольше оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 265). Источник. Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений (прп. Антоний Великий , 89, 57). Чем кто умереннейшую проводит жизнь, тем тот спокойнее бывает, потому что не печется о многом... когда же прилепляемся мы... , то, подвергаясь случающимся из-за того прискорбностям, доходим до того, что на Бога ропщем (прп. Антоний Великий , 89, 64). Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было (прп. Антоний Великий , 89, 102). Источник. Так живи, как бы каждый провождаемый тобою день был последний в жизни – и не согрешишь пред Богом (прп. авва Исаия , 59, 65). ...Кто всю свою надежду возлагает на мир сей, тот слеп (прп. авва Исаия , 59, 71). Кто совершенно презирает и ненавидит мир, тот знает и усвояет истинные блага (прп. авва Исаия , 59, 95). ... должен возненавидеть временную жизнь, и благость Божия скоро ущедрит тебя всеми... дарами (прп. авва Исаия , 59, 98). ...Поистине великая буря свирепеет в сем житейском море. Будем поощрять себя к трудам и взывать к Господу, чтобы не погибнуть в волнах моря сего (прп. авва Исаия , 59, 175). ...Возненавидь все, что в мире, и телесный покой, потому что они делают тебя врагом Богу (прп. авва Исаия , 89, 425). Такова жизнь; она не имеет ни удовольствий постоянных, ни скорбей продолжительных. Не твоя собственность этот путь, но и настоящее также не твое (свт. Василий Великий , 5, 163). Источник. Два есть пути, один другому противоположные, – путь широкий и пространный, и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив – это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в погибель; а на пути негладком и крутом путеводителем добрый Ангел, и он чрез многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу (свт. Василий Великий , 5, 164). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Книга «Числа» § 88. Название книги в еврейской и греческой Библиях. – В древности у Евреев эта книга, как и другие Моисеевы книги, называлась по первому слову книги: Вайдаббер – «и глагола». По масоретскому же чтению в нынешних изданиях евр. Библии она называется: Бе-мидбар – «в пустыни», каковое название взято из первого стиха и прилично книге, в которой говорится об обстоятельствах странствования Евреев в пустыни аравийской. В греческой Библии она называется: Απιθμο – «числа»; потому что в начальных главах книги описываются разные счисления народа, левитов и первенцев. LXX озаглавили книгу по древнему раввинскому наименованию ее: сефер миспарим – «книга исчислений». § 89. Время, место и цель написания. – Книга Числ написана в конце сороков года странствования Израильтян (Вт.1:3), в стане у Иордана на полях Моавитских ( Чис.36:13 ). Она написана в память и поучение будущим родам (Вт.8:2) о трудном и много-искусительном пути, ведущем в землю обетования (а для нас в царство небесное), и о необходимости безусловной покорности воле Божией для достижения благ в царстве Божием. § 90. Разделение на части и обозрение содержания книги Числ. – Общее содержание книги Числ состоит в описании событий и законов, случившихся и данных при Моисее в течение почти тридцати девяти лет, от второго года по исхода Евреев из Египта до одиннадцатого месяца сорокового года (Вт.1:3). Все это содержание можно разделить на три части: первая часть, от гл. I до X, 10, содержит в себе описание приготовления при Синае в дальнейший путь; вторая, от гл. X, 11 до XXI. содержит описание обстоятельств пути от Синая до стана у Иордана на полях Моавитских, наконец третья часть, от XXII до XXXVI, содержит описание обстоятельств, бывших во время стоянки у Иордана на полях Моавитских, и приготовления к вступлению в землю Ханаанскую. 1. а) В первой части книги, во-первых, описывается внешнее дисциплинарное и военное благоустройство народа по коленам в стане и на пути (гл. I–IV). – Для сего, по повелению Божию, Моисей и Аарон с двенадцатою указанными Богом начальниками колен сделали, в первый день второго месяца второго года по исходе из Египта, по заранее составленным родословным спискам поголовное исчисление и как бы смотр всех Израильтян 12-ти колен «от двадцати лет и выше, всех годных для войны».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Минуций Феликс известен сочинением «Октавий». Это есть разговор, происходивший при посредстве Минуция между язычником Цецилием и христианином Октавием. В лице Цецилия мы видим язычника, находившегося к Минуцию в самых дружественных отношениях, жившего в одном доме с ним. Это заставляет предполагать, что в душе Цецилия было много привлекательного и для христианина, что это был, может быть, один из самых честных людей своего времени. Но с другой стороны, это был человек светский, не имевший глубокого или всестороннего образования. Не принадлежа к последователям какой-либо замечательной философской секты, он жил убеждениями того общества, среди которого обращался; а потому иногда рассуждал как скептик, иногда как эпикуреец, а иногда как глубоко преданный вере своих отцов. Словом, это был ум, по замечанию Минуция 305 , «не знающий прямого пути к истине; а кто не знает пути к какому-либо месту, тот останавливается на каждом перекрестке, не зная что делать, куда поворотить». Минуций сожалел особенно о том, что этот человек охотно верит самым гнусным клеветам, которые ходили о христианах в образованных языческих обществах, а потому употреблял все средства для того, чтобы просветить его светом Евангелия. Октавий был римский адвокат, принявшй крещение почти в одно время с Минуцием. Сперва жил вместе с ним в Риме, но потом переселился в другой город, а по временам, особенно когда прекращались судебные дела, приезжал в Рим для свидания со своим другом. Минуций называет его самым верным и искренним своим товарищем, который жил с ним душа в душу. «Он любил меня», пишет Минуций, «так искренно и горячо, что наши мысли и чувствования находились в совершенной гармонии, и он не знал другой воли кроме моей. Он один знал о моих слабостях, один был свидетелем моих заблуждений, а когда я освободился от мрака, когда перешел из темной ночи в ясный день мудрости и истины, тогда он не преминул последовать за мною. Но что я говорю? он опередил меня на этом пути» 306 . Так как в этом разговоре Октавий остался победителем, со славой отразившим нападения язычников на церковь Христову; то в благодарность ему Минуций назвал свое творение его именем «Октавий». Автор сперва представляет длинную речь Цецилия против христианской религии. Хотя в этой речи Цецилий говорит о многих предметах; но не трудно заметить, что она состоит из трех частей: в 1-й части доказывается невозможность богопознания; во 2-й необходимость почитания отечественных богов; в 3-й порицаются нравы и учение христианское. После краткого замечания Минуция, следует длиннейшая речь Октавия, который отвечает на все возражения своего противника в таком порядке, в каком они были предложены,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

«На пути в Дамаск». Часть 2 Беседа с ученым-физиком NASA, ныне митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем Источник: Татьянин День Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай в Успенском соборе Московского Кремля. Фото: С. Власов/Патриархия.Ru Мы продолжаем нашу беседу с ученым-физиком, сотрудником Национального Аэро-Космического Агенства США (NASA) в прошлом, а ныне митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем, председателем Комитета по биоэтике Элладской Православной Церкви. – Владыка Николай, спустя годы Господь вновь заставил Вас обратиться к теме передовых технологий и их воздействия на человеческий организм. Ведь именно этому были посвящены Ваши научные изыскания в миру! Сейчас Вы возглавляете Комитет при Священном Синоде Элладской Православной Церкви по биоэтике. На Ваш взгляд, может ли, и должна ли, Церковь вмешиваться в разработки ученых в сфере биоэтики и искать пути диалога с современным обществом? – Если смотреть на Церковь как на институт, который действует в миру, то он может и, наверняка, должен влиять на происходящие процессы. Но главная цель Церкви – это не попытка изменить какие-то общественные устроения. Главной целью Церкви является помочь людям, в том числе и молодым людям, своим духовным чадам не потерять веру в сердцах. Особенно это актуально в связи с тем, что современная медицина и технологии очень активно и достаточно глубоко вмешиваются в жизнь общества и каждого человека. Так, к примеру, впервые в истории человечества человеку, который потерял свои собственные органы, в тело вкладывают органы, ему не принадлежащие. Современная медицина научилась воздействовать даже на время наступления смерти. Представьте себе, ребёнок рождается с множеством проблем и болезней, а современная медицина в состоянии сохранить ему жизнь, отдалить час его смерти, но вместе с тем обрекает его на существование, которое, по сути, будет являться адом при жизни. Некий человек, который имеет раковую опухоль высокой степени, должен скоро умереть. Но сейчас изобретены такие способы лечения, которые продлевают жизнь этому человеку, и каким-то образом он продолжает существовать.

http://pravoslavie.ru/36636.html

О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым Лк.13:18–29 Гал.3:8–12 В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире. Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями. И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь . И все это – тесным путем. И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

О пути спасения души и Царстве Божием Тесен путь, ведущий в Царство Божие. Об этом свидетельствовал Спаситель всем Своим последователям. И не надо удивляться. Станешь делать зло, люди могут хвалить тебя, да Господь накажет. Делаешь ли добро, люди могут казнить, а Господь наградит. Христос творил лишь добро, но люди распяли Его. Не оглядывайся на людей, стремись к Богу. Не страшись, укрепляйся на пути, которым пошел. Береги душу, брат, это единственное твое сокровище, больше тебе ничего не принадлежит; когда прозвучит небесный зов, все оставишь, только душу понесешь с собой и на суд Божий вынесешь, а Бог увидит, какова она и каковы ее дела. Молитвой, постом и милостыней очищай душу, ведь чистишь платье и не идешь в грязной одежде на веселье. Ангелы Божии не дадут войти в Царство света и радости, если не очистимся. Пойди на кладбище и посмотри, куда попадает вся слава и богатство, все изысканные яства и одежды, все, ради чего мы теряем Бога и душу! Подчини каждый день службе на пользу твоей души. Исполни его дыханием Духа Божия, да направит Он тебя на всякое благо. Если не сделаешь этого, Он сомнет тебя, как тряпку, и бросит в пустоту. Словно бурный поток, который неумелые не могут направить на свою мельницу и который увлекает их вниз, в бездну, так и время нашей жизни на земле спасает и несет на крыльях разумных, а безумных опрокидывает и сталкивает в пропасть. Одним служит, над другими господствует. Время для одних – седло, для других – наездник. Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять мне здесь, читайте Евангелие и спросите Церковь . Нет в мире сокровища драгоценнее души человеческой. И именно это сокровище надлежит спасти от погибели и смерти. Человеческая душа в очах Божиих драгоценнее всего материального мира, по слову Христа: что вам пользы, если весь мир завоюете, а душу погубите? ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:36 ; Лк. 9:25 ). Не может быть, следовательно, заботы, более достойной человека, чем забота о спасении души. Почему забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека? Потому что душа – величайшее сокровище на земле, а величайшее сокровище нуждается в наибольшей заботе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо девятнадцатое Неделя Всех Святых 1927 года. Хотел было конкретно представить вам, друзья мои, «златую цепь», о которой говорит преп. Симеон Новый Богослов , т.е. наименовать живые духоносные звенья этой цепи, которые, сопрягаясь преемственно друг с другом, несли и донесли до нашего времени подлинную богочеловеческую жизнь, принесенную на землю Сыном Божиим и засемененную в человечестве Духом Святым в день Пятидесятницы. Хотел, но раздумал и решил на этот раз поделиться с вами, мои дорогие, суждениями известного вам епископа Игнатия о великом значении богоносных Отцов наших. Не знаю, говорил ли кто другой о святоотеческом пути с такой убежденностью, яркостью, свежестью мысли и силой, как еп. Игнатий, сам на глубоком опыте личной жизни познавший всю неизмеримо-ценную правду и спасительность этого пути (см. мое 15-е письмо в конце). Суждения епископа Игнатия о святых Отцах заимствованы мною почти исключительно из его писем, помещенных в IV т. его творений. Привожу лишь часть, правда, более значительную и существенную, извлеченного мною материала. Заглавия (кроме 2-го) принадлежат мне. Прошу не смущаться решительностью некоторых суждений епископа-подвижника, памятуя, что, с одной стороны, человек этот строго относился к слову, с другой – имел не только глубокое общее и богословское (хотя в Духовной Академии и не учился) образование, но и в высшей степени редкий для современного епископа духовный опыт. Дух Святый и духоносцы Дух Святый – истинный наставник христиан. Его органами были пророки, апостолы и другие угодники Божии: Он говорил ими. Он да будет руководителем вашим и «да наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ). Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставления для жизни вашей единственно из Священного Писания и писаний святых Отцов Восточной Церкви, единой истинной 521 . Учение святых Отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святаго Духа. Умоляю вас: держитесь этого учения! оно будет руководить вас к блаженной вечности. Возжен блистающий светильник в Святой Христовой Церкви – учение Святаго Духа: не устремляйте взоров ваших к другим светильникам, светящим на различных путях. Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, но увенчаны будут только «подвизающиеся законно» 522 . Истинный, законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Святой Восточной Церкви 523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 10. 1) Господь сшествует, – терпите; – и чем подкрепляться. – 2) Вот – ваш конец, – и рай: там забудем все тяготы. – 3) Там в чертогах Господа ликование за злострадание: кто же охотно не изберет их? – 4) Радуйтесь, что живете в теснотах и скудости: се инок. – 5) Друг другу помогайте во всем, – и Господь близ. 11] 1. Путем Божиим шествуйте, каждодневно имея Господа, по обетованию Его, сшествующим вам. Ибо Он сам в лице Апостолов своих сказал всем, «взыскающим завета Его и свидения Его» ( Пс. 24, 10 ), что Он с ними будет до «скончания века» ( Мф. 28, 20 ). На пути Его и стези неведомы. Невидимо соприсутствует Он очам ума и безгласно собеседует с теми, кои чисты сердцем. Держитесь пути своего правого, минуя козни завистливого дьявола. Воспримите крылья любви Божией, чтоб парить наравне с облаками, превыше всяких наземных сетей. Умастите ноги ваша елеем радования и целомудрия, не ужасаясь ступания по скорбному пути Господню. Если жаждете от малодушия, пейте воду терпения; если алчете от изнеможения душевного, вкушайте хлеб, питающий и укрепляющий сердце человека, – слово премудрости, подающее благую силу и мужество. Добре препоясаны вы и бодры; взирая убо горе, не возлагайте на себя не удобоносных бремен: разумею недобрые пожелания вражеские. Довольно для шествующего путем, ведущим от земли на небо, без малодушия идти путем сим, не налагая на себя никакой ноши. 2. Добре рассудили вы, премудро поступили, что вышли из мipa, и теперь преподобно приметаетесь к дому Божию, работаете Господу и служите Ему каждодневно, отвращаясь от всего привременного, и рода, и отечества, и всяких похотений плоти. Дело наше – дело Ангельское. Еще не много потерпим, не много позлопостраждем. Приходит уже конец и предел жизни нашей; взяты будем святыми Ангелами, и начнем радоваться вовеки, наследниками став обетованных благ со всеми святыми. И тогда никакого не будет у нас жаления, – ни о том, что победствовали, ни о том, что измождились подвижничествуя, ни о том, что испостились, или лишали себя сна, или терпели холод и стужу, или иным каким образом лишали себя удовлетворения пожеланий своих. Напротив будем благословлять и ублажать тот день и час, когда благоволил Бог , чтоб мы убежали из мipa и приняли монашескую схиму. Там каждому за всякое здесь злострадание воздано будет сторицей, и вместо печального обретем там всерадостное и присноживотное. Почему никто из нас да не отказывается потерпеть находящее; ибо в замен этого получим радование неизглаголанное и вечное. Да не будет же услышать кому-либо из нас: «помяни: яко восприял еси благая твоя в животе, твоем»; и: «между нами и вами пропасть велика утвердися» ( Лк. 18, 26 ). Се страшный глас, отделяющей грешника от праведника, страшный и когда помышляешь о нем. Каково же будет услышать его!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Страсти Христовы: шаг за шагом Оглавление   Введение Знаете, какой из паломнических маршрутов мира является самым важным, самым главным для христиан? Via Dolorosa – крестный путь Христов по улочкам Старого города в Иерусалиме. Да, город уже не тот (остатки города времени Христа лежат на глубине нескольких метров), не те улицы, здания, не там мы делаем остановки Крестного пути… Но несомненно то, что это все-таки происходило именно здесь. Под этим небом, в этой точке нашей планеты. И несомненно, что примерно здесь были те самые остановки и этапы последнего земного пути, который совершал Христос. Давайте и мы с вами пройдем всеми этапами Крестного пути Христова. Мы привлечем самые лучшие исследования на тему Страстей Христовых, историю, археологию, лингвистику. Мы попытаемся воссоздать, что на самом деле происходило в те страшные судьбоносные дни. Сразу хочу предупредить: многое из того, о чем вы услышите, будет совершенно новым и неожиданным, а возможно, шокирующим. Каждый человек имеет какие-то представления о Страстях Христовых. Эти наши представления складываются из прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанных проповедей и различных мнений. Спешу предупредить: многое из того, что мы слышали, читали, видели, – это благочестивые фантазии или предположения; честно говоря, это не совсем похоже на то, что происходило тогда на самом деле, как мы это можем реконструировать на основании всесторонних серьезных исследований. А наш рассказ будет строиться на твердом фундаменте именно таких исследований. Сначала – два слова об источниках, которые помогут нам представить последний день жизни Иисуса. Это, конечно, Евангелия. Сегодня нам известно, в какой последовательности Евангелия писались. Все они были написаны в первом веке, через 40-60 лет после происходивших событий. Иисуса распяли, скорее всего, в 30-м году. В 70-х годах пишет Марк;

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010