Двадцать девятый день. Поучение 2-е. Блаженный Иоанн Устюжский. (Для чего святые мужи иногда избирали новые, необычайные пути ко спасению?) I. Блаженный Иоанн (XV в.), память коего ныне, родился близ города Устюга. Еще с отроческих лет он обнаруживал достоинства будущего подвижника: проводил ночи в молитве, мало говорил, по средам и пятницам совсем не принимал пищи, а в остальные дни питался хлебом и водою. Когда отец его умер, а мать приняла пострижение в Троицком Орлецком монастыре, то Иоанн некоторое время жил при ней, а затем поселился в Устюг, близ соборного храма. Ночи он по-прежнему проводил в молитве, а днем ходил по городу, прикрытый одним лишь рубищем. Много приходилось Иоанну выносить от холода, а еще больше от устюжан, которые часто смеялись над ним и нередко даже били его. Иоанн все обиды переносил с кротостию и молился за оскорбителей. Священник соборного храма Григорий, видя часто Иоанна, пожелал ближе узнать его подвиги. Однажды пришлось ему увидеть, как Иоанн долго молился с поднятыми к небу руками, затем, уровняв уголья в печи, оградил себя крестным знамением и со словами: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», – спокойно лег на раскаленные уголья. Священник, почитая Иоанна за лишившегося рассудка и опасаясь, как бы он не сгорел, вошел к нему. Иоанн вышел из печи и строго сказал священнику: «не смей говорить о том, что ты видел, до моей смерти». Изумленный священник исполнил его волю, и с этого времени проникся уважением к блаженному. Блаженный Иоанн скончался 29 мая 1494 года и был погребен близ соборного храма в Устюге. Празднование ему установлено на Московском соборе 1547 года. II. Труден, братие, и для многих соблазнителен подвиг юродства, который нес блаженный Иоанн. Многие готовы подумать и спросить: для чего оставлять обыкновенные, общие для всех пути ко спасению и избирать новые, нередко странные, необычайные? а) Но можно ли, ответим не оставлять этих обыкновенных путей, когда глубокое сознание свой греховности и виновности пред Богом заставляет предпринимать более трудный и прискорбный путь покаяния? Можно ли довольствоваться обыкновенными подвигами, когда глубокий не самолюбивый взор подвижника проникает во всю глубину падения человеческого, измеривает страшную бездну, отделяющую бедного падшего человека от Бога? И если «вся правда наша», по писанию, пред святым и всесовершенным Богом «яко порт нечистыя» (Ис. LXIV, 6); если и то, что есть доброго в человеке, проникнуто грехом, злобою, самолюбием, если далее назначение человека – «быть святым, якоже свят Отец наш небесный»: то какие потребны подвиги, сколько нужно самой непрерывной бдительности над собою, сколько нужно самых решителъных усилий, чтобы очиститься, чтобы явиться сколько-нибудь достойным Того, «пред очима Которого и небо нечисто!» Так, никакие подвиги, не покажутся достаточными для того, кто беспрестанно внимает себе и внимательно измеряет бездну греха, в которую погрязнул человек!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поучение воспитанникам владимирской гимназии в день храмового праздника св. благоверного великого князя Александра Невского. (23 ноября 1874 года) Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… ( Гал. 5:22, 23 ). Я хочу, дети, остановить ваше нарочитое внимание на сих примечательных словах св. апостола Павла, которые церковь предлагает в назидание всем православным христианам в настоящий день, посвященный памяти св. благов. и велик. кн. Александра Невского. Апостол исчисляет те прекрасные плоды, которыми сопровождается правильное развитие человеческого духа, и по которым безошибочно можно узнать, в каком человеке и даже в каком обществе это развитие идет успешно, и в каком нет. Главная и существенная цель всех ваших учебных трудов и вашего пребывания в школе есть, как известно, правильное и стройное развитие ваших сил духовных; равно как и завершительная цель всех наших стараний и усилий насчет вас, это – указать вам надлежащий путь к вашему духовному развитию, поставить и укрепить вас на этом пути, дабы потом вы сами, когда выйдете из под нашей опеки, могли самостоятельно держаться на нем и с успехом продолжать свое движение по сему благому пути. Значит и для нас, и для вас весьма важно знать и видеть, есть ли какой успех в наших усилиях? И можно ли приметить в вас появление, или по крайней мере некоторые задатки тех прекрасных плодов, которыми характеризуется по Апостолу надлежащее духовное развитие. Прислушайтесь же к словам Апостола: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание!... Какие, в самом деле, прекрасные и благовонные плоды! Нарисуйте в своем воображение человека любящего, кроткого, трудящегося, терпеливого, верующего, сострадательного, воздержного, непрестанно радостного и благодушного: какой светлый и привлекательный образ! И в то же время какой сильный и могучий образ! И заметьте, как все эти привлекательные и блестящие черты нравственного совершенства родственны тому именно возрасту, в котором находитесь пока вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы 36 Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея ( Лк. 1:46–48 ). Сии слова были ответным чувствием Девы Марии, когда св. Елисавета назвала Ее Материю Господа ( Лк. 1:43 ). Празднуя день, в который Дева Мария сделалась Материю Божиею, мы не найдем, братия, для своего размышления предмета, поучительнее и ближе для нас, как смирение Богоматери: яко призре на смирение рабы Своея. Видно ли смирение сие в истории настоящего события? Очень. Когда Ангел предстал Ей и сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах ( Лк. 1:28 ): то не восхитилась Она, услышав столь лестное приветствие, а смутилась ( Лк. 1:29 ). Что это, как не черта смирения? Опять, когда Ангел представлял Ей величие и славу будущего Сына: сей будет велий, и сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ): то не занялась Она сею великою похвалою Ангела, но пришла в недоумение о возможности предсказанного зачатия в Ней Сына: како будет сие, идеже мужа не знаю, сказала Ангелу ( Лк. 1:34 ). Что и это, как не черта смирения? Но довольно сего, чтобы видеть в чтенном ныне Евангелии смирение Девы Марии. Приступим к размышлению о сем предмете. Наставник смирения есть один и тот же, который учит и кротости, Господь Иисус Христос: научитеся от Мене, говорит Он в Евангелии, яко кроток есть и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ). Смирение и кротость суть два наши спутника на пути к Царствию Божию, столь похожие один на другого, что многие ошибаются, называя одного именем другого, и столь неразлучные между собою, что, где один, там и другой; но тем не менее для нас необходимые: ибо вступающие в путь спасения без смирения и кротости, скоро сбиваются с пути и погибают от гордости и самолюбия. Как кротость приобретается в училище креста Господня, так и смирение приобретается там же. От Адама мы наследовали гордость, а у Христа должны учиться смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Шестнадцатый день. Св. пророк Аггей. (Об усердии к благоукрашению храмов Божиих). I. Св. пророк Аггей, память коего совершается ныне, выступил на пророческое служение вскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского (в начале VI стол. до Р. Хр.). Он укорял их, живших в хороших домах и пренебрегающих довершением храма Господня, который начали они восстановлять по возвращении из плена. «Так сказал Господь», передает пророк возвещенное ему Духом: «этот народ говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень. А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как этот дом в запустении?» «Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши». «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь. Ожидаете многаго, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к свому дому. Посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений»... «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши». «Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь»... «И послушались Зоровавель, сын Салафиилев (правитель Иудеи) и Иисус, сын Иоседеков (великий иерей) и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей сказал народу: Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля и Иисуса и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего»... И ободрил Господь весь народ земли: «Я с вами!» сказал Он ему чрез Своего пророка, «завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; потрясу все народы, «и приидет Желаемый всеми народами, и наполню дом этот славою, и слава этого последняго храма будет больше, нежели прежняго, и на месте сем Я дам мир», говорит Господь Саваоф».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я часто ездил в Москву, навещал отца, своих друзей. Один мой близкий друг – Алексей, мы учились вместе в МГУ, только он на историческом факультете, а я – на физическом, аккуратно меня подталкивал к необходимости принять крещение. Будучи глубоко Православным христианином, и на своем опыте изучив истинность Православия, в сравнении с другими религиозными течениями или ересями, Алексей проявлял невыразимую духовную силу и терпение в многочисленных дискуссиях со мной. Процесс моего пути к вере ускорился, когда Алексей женился на Ирине, женщине с глубочайшими чувствами смирения, кротости и любви к Богу, и необычайно глубокого внутреннего мира, чистым, ответственным отношением к вере. В её действиях никогда не было формализма или чего-то напоказ. Наверное, именно Ирина ещё больше меня подвигла к таинству крещения . Она всегда при встречах говорила, что есть люди, которые верят с рождения сразу и всем сердцем, им не нужны какие-то доказательства, не нужна религиозная литература, это очень хорошо, а есть люди, которые приходят к Богу через изучение догматов, фундаментальной концепции, положенной ещё при формировании Апостольской церкви в Риме и Византии. Я всегда относил себя ко второй группе людей, поэтому при каждой встрече Ирина давала мне читать новые богословские книги . Это были труды св. Иоанна Лествичника , Феофана Затворника , св. Игнатия Брянчанинова , митрополита Сурожского Антония , и другие. Я погружался глубже и глубже в христианскую догматику. Поскольку у меня был всегда интерес к христианской архитектуре, искусству, то новая информация, почерпанная из трудов святых отцов, легла на прочный фундамент. Наконец, в 34 года я принял крещение. Это было в храме в центре Москвы – Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке . Сам храм, построенный из красного кирпича, удивительной архитектуры. Прекрасно помню тот день, крещение было по всем православным канонам: в храме была купель для взрослых, меня трижды полностью, с головой, окунули в купель, потом я был завёрнут в полотенце, как младенец. Это произошло ранней весной, на улице было ещё холодно. Но состояние помню и по сей день: выхожу из храма и как будто лечу по воздуху: легко, ничего не мешает, никакой груз проблем или забот не находится в сознании. Светло и радостно было в день крещения. Приехал домой, поделился с отцом своей новостью. Папа был неверующим, но как мог радость разделил со мной.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-matematika-...

261. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монаст. ноября 22; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г., в Твор. Св. От. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Нынешний день, прежде проповедующаго, сам говорит слово, которое отдается глубоко в сердце Русском, и возбуждает думы: – двадцать пять лет совершилось, как царствует над нами Благочестивейший Государь Император Николай Павлович. Времена нельзя было бы исчислять 718 , если бы их не разделяли на круги, ограниченные известными пределами. Посему Бог создал светила, с тою между прочим целию, «да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета» ( Быm. I. 14 ). Не довольствуясь естественным разделением времен, Он дал им разныя сочетания, приспособленныя к высшим, преимущественно нравственным и духовным целям. Так образовал Он седмицу дней, а в законе Моисеевом и седмицу лет, и седмицу седмилетий; и поставил в особенное внимание седмый день, седмый год, и, по седми седмилетиях, пятидесятый год: дабы человек, прошед определенное поприще времени, особенно не краткое, остановился как бы на рубеже, осмотрелся, разсмотрел над своими путями пути Провидения, воздал славу Небесному Водителю и Охранителю, из опытов прошедшаго извлек для себя наставление в отношении к будущему. Пятидесятилетний круг времени, который у Евреев был законным, церковным и государственным, у Христиан, вместе с прочими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, потерял силу закона: однако не совсем уничтожился, а перешел в область обычаев; и когда, быв приспособлен к человеку лично, представился 719 слишком долгим для недолгой по естеству человеческой жизни, тогда понадобилось разделить пятидесятилетний круг на два, и образовать двадцати-пяти-летний круг. Ибо и двадцати-пяти-летие пребывания, деятельности, подвигов, в известном состоянии жизни представляет такое поприще, которое пройдти значит одержать не малую победу над всеизменяющею силою времени. Что же скажем о благополучном совершении двадцатипятилетняго поприща столь высокой деятельности, столь многотрудных подвигов, как царствование над обширным Царством, во времена особенно трудныя для Царей и Царств? – Не по применению к обычаю только, но по размышлению о истинном основании для обычая, говорим, что день, запечатлевающий двадцати-пяти-летие благополучно продолжаемаго царствования, – день нынешний, есть особенно достойный благоговейнаго внимания, достопамятный, благознаменательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Двадцать первый день. Поучение 2-ое. День восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича. (Печальные плоды умственного образования без религиозно-нравственного воспитания). «Не престаю, благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего» ( Еф. 1, 16–18 ). I. В нынешний торжественный день остановим наше внимание на этих словах св. апостола Павла, написанных им в послании к ефесским христианам. Благожелание, высказанное св. апостолом ефесянам, важно для христиан всех времен и народов, так как оно указывает, какие силы душевные должны развивать в себе христиане, стремящиеся к высшему и высшему совершенству. Для нашего же времени приведенное благожелание апостольское имеет особенно важное значение, так как направление нашей жизни и нашего образования уклонилось от того пути, на который указывает святой апостол. По мысли св. апостола, просвещенным будет тот христианин, который образовал и развил свой ум всесторонне, направивши его на изучение не только видимой природы, но и невидимого Бога, познаваемого в мудрости творения и в откровении Его, – который притом просветил свое сердце, приучивши его к добрым и чистым чувствам, чтобы благоговейно постигать все величие благодеяний Божиих для нас и во всю жизнь возгревать в сердце святой огонь любви к Богу и искреннее благорасположение к нашим братьям – ближним. Здравый человеческий ум рассуждает вполне согласно с учением св. апостола. Хорошо развит и образован тот человек, у которого согласно развиты все душевные силы: ум, воля, сердце, а не одна какая-нибудь в ущерб другой. Кто же из нас похвалит человека с развитым умом, обладающего разнообразными сведениями, но в то же время безнравственнаго и безчестнаго, не заслуживающего ни малейшего доверия и уважения по своим правилам и поведению? Кто из нас похвалит человека умнаго, но бессердечного и жестокого, готового причинить своему ближнему всякое зло? Кто из нас не знает, что для мирного и счастливого течения жизни общественной имеют более значения люди безукоризненной честности и скромности, неимоверной доброты и чистоты сердечной, чем люди только большего ума и широких сведений? Кто не знает, что одностороннее развитие человека никогда и никем не одобрялось, а напротив люди всегда стояли за всестороннее развитие и всегда выражали желание, чтобы во всяком человеке были с одинаковою тщательностию развиваемы: и ум, и воля, и сердце? Что же мы, однако, видим на деле?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать шестой день. [Поучение 2-е.] День Владимирские иконы Божией Матери. (История празднуемого события с указанием на силу ходатайства Божией Матери за род человеческий). I. Настоящий день приснопамятен для церкви и отечества нашего по следующему великому историческому событию. В конце 14 столетия по Р. Христове, в глубине Азии один отважный военный предводитель, по имени Тамерлан, успел многочисленные татарские племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище, чтобы с этим полчищем покорить все царства. Действительно, пред напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не могло устоять. Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшееся им на пути. Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел и многолюдные государства сделались пустынями. Тамерлан, названный современниками бичем Божиим, подвигался все более и более к Европе и прежде всего обратил свой хищнический взор на отечество наше. В 1395 году он вступил в пределы России, с целию покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага, уже достигшего берегов Дона и ознаменовавшего свой путь кровию и опустошением городов и селений русских. Бывший в то время великий князь московский Василий Дмитриевич выступил с своим войском на встречу врагу и остановился на берегу Оки близ Коломны. Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа, пребывая с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия страшного врага. Во всем московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах, совершая молебствия о князе и его воинстве. Особенно наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию, для умилостивления гнева Божия. Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые многочастно являемы были отечеству нашему заступлением Богоматери, Защитницы рода христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве» Святитель Иоанн Шанхайский о пути Русского народа, его исторической миссии и о почитании Царской семьи 12.08.2022 1350 Время на чтение 17 минут Фото: yarcenter.ru 12 августа, в день рождения святого Цесаревича Алексея Николаевича Романова, начнется посвященный ему ежегодный Свято-Алексеевский крестный ход, в котором по милости Божией мне посчастливилось участвовать в 2020 и 2021 гг. Ранее я также дважды участвовала в Царском крестном ходе на Ганину яму, в Царских днях в Екатеринбурге и Алапаевске. Дважды Бог сподобил меня участвовать и в ежегодном крестном ходе «Царский путь», который проходит по всем царским местам Санкт-Петербурга и области. В этом году крестный ход начался 12 июля, в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, а закончится 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери, в Кронштадте. Незабываемой была Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля в Феодоровском Государевом соборе Царского села. В ту ночь там собрались те, кто горячо почитает память святых Царственных великомучеников, включая участников крестного хода «Царский путь», организованного Владимиром Васильевичем Знахуром. Под колокольный звон во главе с духовенством мы прошли крестным ходом вокруг собора. Крестоходцы молились о даровании мира России и Украине и истинного покаяния, ведь по словам святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве. Владыка в своих записках доказывал, что Император и его семья обрели в Царствии Небесном венцы за свой подвиг. По словам протоиерея Петра Перекрестова, бесспорно, эти записи оказали влияние на процесс канонизации Царской семьи и в рассеянии, и в самой России. А в наши дни дело святителя Иоанна Шанхайского продолжают Фонд Иоанна Чудотворца и Музей Иоанна Чудотворца, которые уже много лет издают книги о владыке. Перечитывая недавно опубликованную ими книгу «Судьба человека и история человечества. По трудам Святителя Иоанна Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Чудотворца» (М., 2021), мне захотелось, чтобы слова из его проповедей на день 4/17 июля и на день 8/21 июля прочитали и те, кому эта книга пока не доступна.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/ro...

Петров день в 2018 году — 12 июля: что это за праздник? Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Как просто: вот тебя обругали, а ты не говори: сам дурак. Потерпи, ведь какая будет польза для души. 12 июля, 2006 Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Как просто: вот тебя обругали, а ты не говори: сам дурак. Потерпи, ведь какая будет польза для души. Петров день в 2018 году — 12 июля: что это за праздник? Что за праздник — Петров день? В этой статье Вы сможете узнать о традициях и истории праздника. В 2018 году православные празднуют Петров день 12 июля. В 2019 году православные празднуют Петров день 12 июля. В 2020 году православные празднуют Петров день 12 июля. В 2021 году православные празднуют Петров день 12 июля. Петров день 2018 — 12 июля Закончился Петровский пост , мы вступаем в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и на следующий день как попразднство совершаем Собор святых апостолов. Вселенская Церковь память Петра и Павла чтит так же, как вместе отмечает память Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тем самым она свидетельствует, что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в жизнь этих апостолов, то увидим, сколь они различны: неграмотный простой рыбак Петр и мудрейший Павел, который был очень учен и знал несколько языков. Петр был женат, а Павел девственник. Петр был самым приближенным учеником Господа, а Павел никогда при жизни Господа не видел и даже с апостолами очень мало общался. Павел был прекрасным юношей, даровитым, замечательно воспитанным, чтущим закон, любящим Господа, фарисеем и сыном фарисея, одним из любимейших учеников Гамалиила; он мог бы быть первосвященником Израиля. Почему же Господь медлил и обратил его к Себе после всех апостолов? Для чего попустил ему стеречь одежду, когда бросали камнями в Стефана? Ведь свет, который осиял его на пути в Дамаск, мог его просветить и годом раньше. Почему в промысле Божием было так устроено, разве Павел был менее других достоин послужить Христу? Нет, он был достоин более, и потрудился он больше всех других апостолов, но свойство падшего человека таково, что чем больше ему дано от Бога, тем больше он склонен к гордости.

http://pravmir.ru/petrov-den/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010