Сегодня на этом святом месте лишь кое-где проступают из земли каменные фундаменты бывших построек да «радует глаз» единственная здесь высокая растительность – роскошная крапива. По рассказам забайкальских старожилов, издавна на Иргени видели свет в ночь на девятую пятницу по Пасхе. В XXI веке видят светящиеся летающие тарелки. Научно-технический прогресс изменил людей, удалил их от Бога. Но святое место остается всегда святым, независимо от искаженной грехом человеческой природы. Свет здесь, на Иргени, играет большую роль. Это свет неба, звезд, луны, отсвет в водах озера и реки, световые явления на небе в виде зарниц и молний. Это ослепительные облака в виде крестов на небе Иргени, радуги в солнечный бездождливый день. Свет – это образ Божественной Славы и Благодати. В прошлые века в ночь на девятую пятницу участники крестного хода на Иргень были часто свидетелями особого света: он загорался в церкви сам собой. Может быть, поэтому первая церковь, поставленная на Иргени, была в честь иконы Богородицы «Знамение». Река Хилок медленно несет свои воды в озеро Иргень и также плавно вытекает из него, образуя остров. Здесь и жизнь, и смерть – вечный круг. Скорее всего, именно на острове было кладбище. На нем сохранилось несколько сосен и пеньки от них, теперь уже напоминающие памятники на могилах. Леса здесь нет. Несколько сохранившихся сосен завезены сюда и посажены именно на острове. Из сосен же был построен весь Иргенский острог и церкви в нем. Очевидцы рассказывают, что, когда стали возить лес для восстановления сгоревшей церкви, под полом которой лежали мощи Иргенских мучеников, то лес казался очень легким. Мощи воинов-мучеников были обретены чудесным образом: во время пожара в церкви колоды вышли из земли, нетронутые огнем. Погибшие воины сами указали на эту землю как на святую. Они являлись бурятским пастухам и просили их не пасти здесь скот, уйти с могил. И еще просили передать: если люди не будут их поминать в своих молитвах, то будет бездождие, неурожаи, пожары, голод, мор и падеж скота. Они же и молитву оставили. Велели молиться так:

http://pravoslavie.ru/4316.html

Скачать epub pdf Слово в неделю девятую по Пятьдесятнице, случившуюся в первый день Августа А бие Иисус простер руку, ят его, и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси ( Матф. 14:31 )? Ныне чтенное евангелие напоминает нам о чуде, совершившемся на водах; а Церковь изводит нас на воды – с одною спасительною целию, чтобы возбудить и укрепить в нас веру во Иисуса Христа, как верного и скорого Помощника в скорбях и всегда готового раздаятеля Своих благ просящим у Него. Евангелие повествует, что апостол Петр вместе с прочими учениками, тщетно чрез целую ночь боровшись с волнами Геннисаретского озера, – вдруг, в четвертую уже стражу ночи, пред восхождением уже солнца, усмотрел Иисуса Христа, по водам идущего. С Его соизволения, он отважился и сам также по водам пойти к Нему, и уже сделал безбедно несколько немокренных шагов, но, убоявшись бурного дыхания ветра и сильного движения волн, начал от того утопать, и воззвал ко Господу: Господи, спаси мя! Тогда Спаситель сделал ему кроткий отеческий упрек: маловере, почто усумнелся еси, простер к нему руку Свою и изъял его от потопления. Церковь , с подобным Петрову молитвенным воззванием погружая животворящий крест в водных струях, и чрез то сообщая им и изъемля из них силу многоцелебную освящения, дает чрез то разуметь нам, что сила Христова, всегда готова, по усердной молитве, явиться на помощь к нам и произвести в нас и чрез нас свои спасительные действия. Сугубое побуждение вызывает нас к сугубому вниманию и к тем вящшей уверенности, что во всех бедствиях и злоключениях вера есть благонадежнейшее нам пособие, и что, потеряв веру, мы делаемся несчастны. По обыкновению человеческому во всех случаях, несчастие нам причиняющих, ищутся и изобретаются человеческия же средства к отвращению оных. В болезнях прибегают ко врачам, в скудости и притеснении – к покровителям, в гонении – к защитникам, в заблуждении – к наставникам, в унынии – к друзьям и утешителям и т. д. На безчисленные случаи бедствий жизни человеческой безчисленные изобретены и пособия. По сим обстоятельствам следовало бы, кажется, заключить, что нет несчастия, которое бы отвратить или облегчить было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

3.2. Книга Притчей Соломоновых Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «Притчи Соломона, сына Давидова, иже царствова во Израили» (Прит. 1:1). Святитель Василий Великий пишет%«Слово — притча – у внешних употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще на путях; потому что путь называется у них отчего и притчу () определяют так: речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко многому подобному. А у нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль. Потому и Господь говорит: сия в притчах глаголах вам, но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве (Ин.16,25); потому что приточное слово не имеет открыто и общевразумительно высказанного смысла, но обнаруживает намерение свое косвенным образом и только людям более внимательным. Поэтому притчи Соломона есть, изречения, возбуждающие внимание и доставляющие пользу на всем пути жизни» ч. 4, c. 194]. Наиболее простой способ дать какую-то структуру этой книги – формальный, по небольшим заголовкам, которые в ней имеются. С первой по девятую главы — собрание увещевательных речей Соломона. Эти речи посвящены премудрости как таковой, в них содержится убеждение слушающего или читающего взыскать и последовать премудрости и, наоборот, уклоняться от глупости и безумия. С десятой по двадцать вторую главы – это собрание собственно притч Соломоновых. С двадцать второй по двадцать четвертую главы – «собрание словес мудрых» (отдельный небольшой сборник). И с двадцать пятой по двадцать девятую главы – еще один раздел, который озаглавлен: «Притчи Соломоновы, собранные мужами Езекии». В конце книги – слова Агура и слова Лемуила царя (последние два имени некоторые считают прозвищами самого Соломона). Это разделение, действительно, чисто формальное и мало что говорящее о внутреннем содержании. Премудрость библейская и языческие поучения. Нередко приходится встречать рассуждения о том, откуда заимствованы поучения этой и вообще всех учительных книг Библии, о сходстве ее с произведениями, дошедшими до нас с древних времен из Египта и Междуречья. В связи с этим хочется заметить, что и у верных, и у язычников и техническое устройство быта, и область душевная (которой ведает психология) – примерно одинаковы. С этим связано и наблюдающееся внешнее сходство религиозной практики. Но область духовная – резко отличается. Отсюда объясняется и некоторое внешнее сходство содержания, и существенное отличие смысла.

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

И полагает осмую частицу доле первыя благочинно. И помещает восьмую частицу ниже предыдущей, по порядку. Еще же к сим глаголет: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго. И продолжет: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста Аще поется Литургия его. Аще же поется Великаго Василиа, того поминает. Если поется литургия его. Если же поется литургия Василия Великого, его поминает: [Святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. ] И тако взем девятую частицу, полагает ю в конец третияго чина во исполнение. И так, взяв девятую частицу, помещает ее последней, в конец третьего ряда. Таже прием четвертую просфору, глаголет: Помяни, Владыко человеколюбче, святейшия православныя патриархи и великаго господина и отца нашего Святейшаго Патриарха (имярек), господина нашего преосвященнейшаго (имярек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин: (аще во обители: архимандрита, или игумена, имярек) братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, всеблагий Владыко. Затем, взяв четвертую просфору, говорит: Помяни, Владыка Человеколюбец, (святейших православных патриархов и великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха (имя), и) все епископство православных, господина нашего преосвященнейшего (имя и титул местного епископа), почтенное пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин; (в монастырях: архимандрита или игумена – имя), братьев и сослужителей наших: священников, диаконов, и всех братьев наших, которых Ты призвал во Твое общение по Своему милосердию, всеблагой Владыка. И взем частицу, полагает ю доле Святаго Хлеба. Таже поминает страну нашу, глаголя сице: Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея. И, изъяв частицу, помещает ее ниже святого Хлеба. [Также поминает страну нашу, произнося следующее: Помяни, Господи, богохранимую страну нашу православных христиан, живущих в ней, ее и всех, стоящих у власти, дабы и мы в тишине их проводили тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/proskomid...

Во всех епархиях, где преемственно святительствовал почивший иерарх, он оставил по себе добрую память архипастыря милостивого и глубоко-попечительного о материальных и духовных нуждах и пастырей, и пасомых; ради мира и любви по Бозе, он, по апостолу, «всем был вся, и на всякое благое дело уготован». Приснопамятно имя почившего будет и в истории внутренней миссии. Посвятив первые годы своей должностной деятельности преподаванию миссионерских предметов в нижегородской семинарии, почивший архипастырь с тех пор всегда чутко относился к интересам миссии и ясно понимал всю важность миссионерского дела. Он один из первых епархиальных преосвященных начал вводить, в качестве дополнительного предмета, миссионерские науки в курсы семинарские, изыскивая для того епархиальные средства. С миссионерскими задачами учреждены были почившим архипастырем братства в Вологде, Тамбове и Рязани. В Тифлисе устроены две миссионерских церкви и при них заведены миссионерско-апологетические беседы. Последним выражением попечительных забот почившего иерарха об успехах миссионерства было открытие им для столицы и С.-Петербургской епархии двух миссионерских должностей, – (противо-сектантского миссионера и противо-раскольнического), с обеспечением их из сумм Св. Синода жалованием (в 2 тысячи руб.) и казённой квартирой от епархии (в церковных домах). Ещё и теперь имеют место в самой столице печальные факты совращения православных, не только в модное новое сектантство, но и в старый раскол. Так, напр., пред рождественскими праздниками причт одной столичной церкви отпевал некоего православного прихожанина, крупного богатея. После обряда погребения, к общему недоумению, выяснилось, что могила для покойника приготовлена на раскольничьем кладбище, – так будто бы сам покойный пожелал, сочувствуя больше расколу, чем православию... Жена покойного выказала себя настоящей раскольницей, а дети – ни то ни сё. Православному причту, конечно, пришлось уклониться от провода прихожанина к месту вечного его упокоения и раба Божия торжествующие раскольники оттащили на раскольничье кладбище, где какой-то наставник-поморец предал земле тело православного по метрике, раскольника по душе и убеждениям!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.М. Скворцов Как относилась православная Церковь к религиозному блужданию гр. Толстого Церковь , в лице своих просвещеннейших архипастырей и ученых апологетов, со скорбью, но зорко следила за совершавшимся в душе великого писателя религиозным переворотом и за «буйством» его ума и пера, неустанно писавшим все новые и новые противоцерковные и противохристианские трактаты, печатавшиеся за границей и внутри России (на ремингтонах), – и давала благовременную отповедь на лжеучение яснополянского мудреца. Ни одно религиозное и философское учение не имеет такой широкой и богатой полемической литературы, как опровержение толстовского еретичества. Особенно в этой полемике приснопамятно славное имя высокопреосвященного Никанора Одесского, – он первый из архипастырей «поведал Церкви» ex cathedra о еретичестве гр. Толстого и тогда же в одной из проповедей предал Толстого публичному осуждению (анафеме). Еретичество Толстого не менее ревностно обличал и другой просвещенный архипастырь, арх. Амвросий Харьковский. Помимо печатного обличения и вразумления гр. Толстого в его заблуждениях были со стороны Церкви сделаны попытки и к устному вразумлению и увещанию. Так, Тульский протоиерей о. Иванов и в «Миссионер. Обозрении» (май 1901 г.), и подробнее в местных епархиальных ведомостях 8 за 15 апр.) сообщает о беседах, направленных к вразумлению графа, еще покойного тульского архиепископа Никандра, который, в отчаянии от ожесточения графа, молил Бога, чтобы ему умереть раньше Льва Николаевича и не быть свидетелем его нехристианской кончины. Беседовал устно и посылал Льву Николаевичу несколько писем увещательных, оставленных без ответа, и этот маститый, просвещенный пастырь – о. Иванов. Вот увещательное письмо о. Иванова. «Ваше Сиятельство, Граф Лев Николаевич! Известный вам, бывший студент Московского университета и горячий последователь вашего учения, Михаил Аркадиевич Сопоцько просил меня переслать, вам давно составленную им, а ныне пересмотренную и переделанную мною книжку «Плоды учения гр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

основал на своей родине монастырь во имя св.Николая Чудотворца; Епифаний, по прозванию Игуменос, в 1647 году воздвиг в Иоаннине обитель во имя Пресвятой Богоматери Перивлептской, а протопоп Георгий Георгиев в 1607 году обогатил греческими и латинскими книгами монастырь Пресвятой Богородицы Кикку на острове Кипре. Одним словом: венето-греческая община благотворила, кроме Афона, Иерусалима и Синая, монастырям и церквам в Иоаннине, на островах Кипре, Паросе, Серифе, в Афинах, в Стагоне, Калаврите, Дельвине, Дибри, Мецове, Солуни, на Патмосе, в Петрах и Керкире. Таким образом, она везде, где находились греки, поддерживала Православие и народность их печатным словом и щедрыми благотворениями. Все это достохвально, приснопамятно и примерно. Благодарю Бога, сподобившего меня собрать воедино и эти чистые лучи христианского Востока. Теперь куда идти? Иду на запад, сперва в Падую и Милан, потом в Анкону, Рим и далее. Зачем? Что там делать? Хочу изучать там живопись по древним и новым памятникам сего священного искусства, и видеть римского папу. Только? Не более. III. Падуя. Наилучшие церкви в этом городе и живопись в них Июнь, 6, воскресенье. Греки рано отслужили обедню. Я молился Богу вместе с ними и с архиепископом Венедиктом Кралевичем, порой любуясь его старческой, классически величественной головой. Потом пары в свой час умчали и примчали меня к городу Падуе. Тут на станции подхватил меня местный чичероне, которого лицо приглянулось мне, и приведши особу мою не в гостинницу, а в какой-то частный дом, уговорил меня пожить тут во все время пребывания моего в городе, объявив мне недорогую плату за постой и столованье. Дорожа временем, я тотчас после нероскошного, но сытного обеда, пошел с ним в город обозревать местные церкви. Пришли мы в церковь св.Антония Падуанского, родившегося в этом городе и скончавшегося тут в 1231 году. Постройка сей церкви над могилой его начата зодчим Николаем Пизано в 1256г., а окончена в 1307г. Куполы же над ней сооружены в пятнадцатом веке. Зодчество этой церкви внутри тяжело.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но еще большею славой св. Златоуст почтен был Господом по смерти, что можно видеть из рассказа епископа Адельфия, который с почетом принимал у себя в Кукузе святителя, бывшего в изгнании. Услышав о кончине св. И. Златоуста в заключении, он впал в великую печаль и со слезами умолял Бога, дабы Он показал ему (Адельфию), в каком ликостоянии святых находится Иоанн. Однажды, молясь о сем, Адельфий пришел в восторженное состояние и увидел светлого юношу, который, взяв епископа за руку, привел его в прекрасное райское место. Адельфий увидел здесь многих церковных учителей и святителей, но среди них не узрел Иоанна Златоуста , чем был опечален. Юноша (ангел) затем вывел Адельфия из светлого места (рая). При выходе из оного некто, стоявший у дверей, удержал епископа за руку и сказал: зачем ты уходишь отсюда с такою скорбью? Если кто и войдет сюда печальный, то отсюда возвращается радостным». Адельфий отвечал: «потому я скорблю, что не видел среди церковных учителей возлюбленного для меня Иоанна». – «Ты разумеешь, спросил тот, Иоанна, проповедника покаяния? " – «Да», отвечал ему Адельфий. Тогда стоявший в дверях рая сказал: «Человек, находящийся в теле; не может видеть его, так как он предстоит Престолу Божию, который окружают только херувимы и серафимы» – Таким образом св. Златоуст, по этому сказанию, прославлен Богом в царстве небесном выше всех святителей и причислен к лику высших ангелов. Имя святителя Иоанна Златоуста должно быть приснопамятно и для нашего Общества, которое Святейшим Синодом было утверждено 14 сентября 1906 г. и первое торжественное собрание для заслушания отчета о его деятельности предлагается вашему вниманию 14 сентября – в день, когда скончался великий святитель вселенской церкви св. Иоанн Златоуст ; да будет же он покровителем нашего юного еще Общества. Святой Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский (Краткие сведения о почитании его в России) 1 «Уст твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска; высоту нам смиренномудрия показа. Не твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим» (Тропарь св. Иоанну Златоусту , 13 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На первый раз штат училища оплачивался 5225 рублями. В 1 день октября 1840 г. Высочайше повелено было преосвященному Антонию быть архиепископом варшавским и новогеоргиевским, с чем вместе викариатство преобразовано в самостоятельную епархию, с назначением для всего епархиального управления 3256 p. Открытие консистории последовало 7 июня 1841 г. В последние годы своего пребывания преосвященный Антоний имел счастье утешиться воссоединением униатских приходов: Люховского, Бабичского и Горнепотокского. Когда в Бабичах снят был униатский престол, то под ним оказался древний православный, и старые книги. По книгам этим прочтен был символ веры без «fllioque», и крестьяне тогда решили, что их доселе обманывали (Странник, 1861 г., т. III, стр. 49). Иеромонах-униат пытался насильственно завладеть православным храмом в Горнем Потоке, но был удален, и 1 ноября 1842 г. служил только православный священник. К 1842 году считалось всех православных 12 749, а церквей было 17. В 1842 г. преосвященный Антоний получил орден св. Александра Невского, а в 1847 г. 17 января возведен в митрополита Новгородского и С.-Петербургского. Петербургский климат оказался неблагоприятным для митрополита Антония, и он скончался на 60-м году 16 ноября 1848 г. Имя его должно быть особенно приснопамятно в Варшавской епархии, для которой он сделал многое, и где был любим весьма многими. Преемником ему был волынский архиепископ Никанор (Клементьевский) , питомец митрополита Московского Платона, который возвел его в иеродиакона. А в иеромонаха Никанор был возведен 16 ноября 1812 г. в день погребения Платона. В 1814 г. он был назначен наместником лавры, в 1818 году ректором вифанской семинарии. Потом долго был настоятелем Высокопетровского монастыря, и в 1826 г. назначен викарием Петербургским, где он пробыл 5 лет под руководством митрополита Серафима. Потом он был епископом Калужским и Минским архиепископом, где был участником воссоединения униатов в 1839 году. В 1840 г. он был назначен на Волынскую кафедру, и в день кончины митрополита Серафима переведен в Варшаву 17 января 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Блаженно, приснопамятно отче Алексие, взем на рамена своя благий ярем Господень, путем преподобных Отец Сергия и Павла последовал еси, достигнув пространства и широты небесной. Моли и о нас благость Господню, да исправит и наша стопы к деланию заповедей Его! V. Преподобный Иннокентий Комельский 5 Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых, иноческое воспитание и пострижение получил в великой обители преподобного Кирилла Белоезерского, где любовию о Господе привязался к подвизавшемуся здесь иноку Нилу Майкову, впоследствии преподобному Сорскому, первоначальнику скитского жития в России. Руководимый им, Иннокентий вместе с своим наставником продолжительное время странствовал по Востоку и несколько лет прожил на Афоне, изучая иноческую жизнь, так сказать, у самых первоисточников ее. Возвратившись обратно в Россию и в Белоезерскую обитель, Нил и Иннокентий предпочли удалиться на болотистую Сорку, где первым из них и был основан первый в России скит. В течение многих лет руководимый Нилом, Иннокентий созрел для того, чтобы быть наставником других. – «Иди на Нурму, сказал ему преподобный Нил:·Бог тя имать прославити тамо и твоя обитель будет обща (общежитие), а моя пустыня будет как при животе моем, такожде и по смерти моей, и братия по единому имут жити в кельях своих». Как ни прискорбно и неожиданно было старческое веление, но как сын послушания, Иннокентий беспрекословно повиновался ему, и, придя в Комельский лес, без сомнения посетил уже существовавшие здесь обители: Сильвестрову, Сергиеву и Павлову. В 1491 г., когда он пришел сюда, в обители Павловой еще во всей чистоте и неприкосновенности жил дух ее преподобного первоначальника, что отчасти и побудило Иннокентия и поселиться в 12-ти верстном от нее расстоянии на речке Еде. Для причащения Св. Таин и для духовных собеседований с жившими в Павловой обители старцами Иннокентий многократно посещал ее. Когда к уединенной куще его собрались любители пустыни, преподобный создал церковь Св. Предтечи и положил начало общежительному Преображенскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010