Храм сей с 5-ю блестящими позлащенными главами виден издалека со всех почти окрестностей Москвы и со всех концов самого города и поражает своей огромностью и великолепием. Вышина его с крестом более 48 саж., а пространство, занимаемое им, до 1500 квадр. саж. Мысль о сооружении храма Спасителя в благодарность Господу за избавление Москвы и всей России от нашествия французов в 1812 г. принадлежит императору Александру I. По изгнании врагов из России 25-го декабря 1812 г. был издан им Высочайший Манифест о сооружении сего храма. 12-го октября 1817 г., в тот самый день, в который 5 лет тому назад французы оставили Москву, в присутствии государя императора и других особ высочайшей Фамилии, положено основание храма сначала было на берегу Москвы-реки, у Воробьевых гор, но потом, когда это место оказалось не совсем удобным, 10-го сентября в 1839 г. на другом – близ Кремля. Храм снаружи весь выложен белым мрамором с изображениями святых, а внутри украшен разноцветным мрамором и другими разноцветными камнями и золотом. Картины и иконы в нем писаны самыми лучшими художниками. Одним словом, храм Христа Спасителя – это одно из лучших произведений современного искусства. Стоимость его сооружения 15 миллионов. Так как храм сооружен во славу Божию и в память о том, как наши отцы ложились костьми за землю родную, то на беломраморных стенах коридора, окружающего храм, вырезаны золотыми буквами описания каждого сражения во время войны против французов и имена всех раненых и убитых воинов, которые участвовали в этих сражениях 50 . Данилов монастырь Этот монастырь почитается самым древнейшим из московских монастырей. Он основан около 1272 г. при вел. князе Данииле Александровиче, сыне св. князя Александра Невского. В 1380 г. вел. князь Иоанн Данилович Калита перенес Данилов монастырь в Кремль, к церкви Спаса, что на Бору, и назвал Спасским, а прежний Данилов монастырь подчинил сему Спасо-Преображенскому монастырю. Впоследствии времени сей Данилов монастырь сделался независимым. Здесь почивают мощи самого основателя монастыря св. князя Даниила, почему и называется монастырь Даниловым. Новоспасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В отличие от Никитского монастыря — популярнейшего среди гостей Переславля-Залесского места, Данилов лежит в стороне от проторенных паломнических дорожек. И вы, наверное, почувствовали, какая у нас особая тишина. Это отмечают многие, кто сюда приходит. Возможно, отчасти это связано с тем, что Данилов был основан на кладбище ( см. справку ). Это особая тишина Великой Субботы, тишина тихого расставания с надеждой на встречу, с упованием на всеобщее воскресение. — Какой бы Вы хотели видеть свою обитель через пять лет? — Мне было бы радостно, если бы чуть-чуть увеличилось количество молодых послушников, которые пришли именно сюда трудиться и развивать обитель. Мне хочется, чтобы хор пополнился новыми голосами, чтобы пение было на два клироса, а монастырь занимался бы просветительской работой и в целом был бы культурным центром, в котором действует музей с экскурсиями, проводятся разные интеллектуальные и ­познавательные встречи, например молодежный киноклуб, читаются интересные лекции. Предпосылки к этому есть. Уже сегодня Данилов монастырь понемногу становится центром для базового богословского образования монашествующих Переславля. После указа Святейшего Патриарха Кирилла об обязательном базовом богословском образовании для монашествующих выяснилось, что у многих насельников мужских монастырей оно есть, а в женских обителях с этим сложнее. Поэтому сестры из Никольского и Федоровского монастырей Переславля приходят в Данилов слушать лекции на богословские темы. Мне кажется важным распространить практику таких занятий и на мирян, чтобы стимулировать их интерес к духовному образованию. Ведь чем глубже мы вникаем в богослужение, в его тексты, священнодействия и догматические смыслы, тем оно становится для нас более понятным и интересным. Вот возьмите, например, некое песнопение и поработайте с ним, разберите, где здесь подлежащее, где сказуемое, где придаточное предложение, в какой форме стоит глагол. Таблички окончаний должны быть у вас назубок, чтобы правильно определить, что это у нас: единственное, множественное число или редкое двойственное. И эти задачки нужно решать постоянно, чтобы выработать необходимые навыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5873144.ht...

Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского) . При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом. Монастырь в ХХ веке [ править править код ] Послереволюционные годы [ править править код ] В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек. «Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона , который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили. Во времена СССР [ править править код ] К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов) . Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев). Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий». Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Накануне 1000-летия Крещения Руси Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Свящ. Синод обратились к властям СССР с просьбой о возвращении Церкви одного из московских монастырей для создания духовно-административного центра Русской Православной Церкви. Данилов монастырь первым был возвращен Русской Православной Церкви в 1983 году. За пять лет, к 1988 году, в ознаменование 1000-летия Крещения Руси, полностью разрушенную обитель восстановили и отреставрировали. В монастыре находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является Патриарх Московский и всея Руси. Реставраторы и строители возвратили Данилову монастырю облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Храм Святых Отцов семи Вселенских соборов – древнейший из сооружений, включающий в себя несколько церквей. В храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Самый большой собор монастыря - Троицкий - построен в 1838 году по проекту архитектора О. Бове, интерьер собора старались воссоздать в виде, близком к первоначальному. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения. Воссозданы или построены заново церкви: надвратная преподобного Симеона Столпника (1732 г.), в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского; поминальная и надкладезная часовни. Старейший монастырь Москвы, Данилов, основан первым князем московским Даниилом Александровичем (1261-1303), младшим сыном Александра Ярославовича Невского (1221-1263), около 1282 года (по другим данным - в период между 1298 и 1300 годами). Первоначально здесь была построена только деревянная церковь во имя св. Даниила Столпника - небесного покровителя князя Даниила. Этот храм стал началом Данилова монастыря - " первого на Москве " . Незадолго перед смертью князь Даниил Александрович, принял схиму в основанном им монастыре. Он скончался 4(17) марта 1303 года и, согласно его завещанию, был погребён в Даниловой обители на общем монастырском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=03047

В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Кирпичное здание ворот украшено деталями из белого камня. В Смутное время монастырь был сожжен и разграблен. Уцелели только каменные постройки, возведенные еще при основателе монастыря Данииле. Нескоро после разорения монастырь, одновременно со всем Переславлем, начал возрождаться. Застраивали его в основном костромские мастера. Расцвет Троице-Данилова монастыря начался благодаря ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу: он открыл мощи преподобного Даниила, в монастырь снова начали стекаться паломники и пожертвования. Сохранился даже колодец, выкопанный основателем монастыря. 24 августа 1823 года Свято-Данилов монастырь удостоил своим посещением император Александр I. Нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И. П. Барятинский в XVII столетии. Это сёстры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100 000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство. За декретом 1918 года об отделении церкви от государства 1 февраля 1919 года последовало постановление наркомата юстиции об организованном вскрытии мощей. Для этого в Переславле-Залесском в первую очередь выбрали Троице-Данилов монастырь. Раку с мощами игумена Даниила вскрыли в конце февраля, и в марте переславцы увидели произведённые при вскрытии снимки. Настроенного против Советской власти архиерея монастыря Дамиана в начале 1920-х гг. арестовали и вывезли из города. Вскоре в числе других был закрыт и Данилов монастырь. Последняя служба в обители состоялась 5 февраля (н. ст) 1923, а в течение двух последующих недель выселили всех монахов, которых было немного — около 20 человек. Мощи Даниила выдали группе верующих, взявших в своё ведение Тихвинский храм над воротами монастыря. Часть предметов искусства и старины стараниями директора музея М. Смирнова перешла в музей. А ковры, мебель и посуду братии забрали в коммунальный отдел города. Этому же учреждению должны были перейти и монастырские постройки, но через полтора месяца М. Смирнов добился передачи их музею. На территории обители трудами историка М.И. Смирнова был организован музей. В церкви Похвалы директор музея осуществил свою задумку — создал иконографический отдел, открыв его для посетителей весной 1926 года. С целью охраны были сданы в аренду два ныне не существующих фруктовых сада Данилова монастыря, тогда заключавших в себе 50 яблонь, 50 кустов терновника и большой малинник.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в. История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль. Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени. Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

http://sobory.ru/article/?object=00434

1772 года июля 5 дня. К сему прошению подписал Иерей Василий Петров». На рапорте рукою св. Тихона написано: «подано июля 7 дня 1772 г. Записав, приобщить к делу и послать в правление духовное указ чрез сего же просителя, чтобы правление Черкасское, сыскав иерея Михаила Данилова, взыскало с него со всех, сколько он в отлучке или при нем Василии, по какому-либо упрямству, ни венчал браков, половинную часть, и сему иерею Василию поручило с роспискою, и, если начнет спорить, то запретить ему, Данилову, священнослужение до тех пор, пока он, иерей Михаил Данилов, во всем оного иерея Петрова не удовольствует, и впредь дабы, в отлучках иерея Василия, он, иерей Михаил Данилов, исправляя требы на очереди его, Петрова, кроме браков, отдавал две части ему, Петрову, а себе третью часть взимал бы за труды, а с браков со всех на своей и на его – Петрова – очереди случающихся, завсегда половинную часть отдавал, не утаевая ни одной полденьги, в том его, Данилова, обязать подпискою и оную подписку нам прислать немедленно». В этом смысле послан был из духовной, Тихона епископа Воронежского и Елецкого, консистории указ Черкасскому духовному правлению от 7 июля 1772 года. В ноябре того же года Черкасское духовное правление доносило преосвященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому, о том, что указ консистории Данилову объявлен, и исполнить его оный священник Данилов обязался подпискою; в подписке, впрочем, Данилов писал, что «за повенчание прежде бывших браков, не помнит теперь, что взято, а для того отдать ничего не хощет, почему и священнослужение ему запрещено, а впредь по тому указу исполнение чинить долженствует, в чем подписался» (следует подпись священника). Затем мы не имеем никаких официальных письменных данных о жизни о. Василия. Приходится довольствоваться уже преданием, которое, благодаря благочестивой жизни о. Василия, сохранило несколько сведений о жизни и трудах его. О. Василий имел свой дом, довольно скромной архитектуры. Построен он был первоначально казаком Гвоздиковом и неизвестно каким путем перешел к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я лежу на холме, На холме стоит крест дубовый. Ой, горе ж мне. Летит ворон надо мною, Говорит мне таковы слова… Ой, горе ж мне. — Тридцать лет ты жил и три года. Так поди, взгляни, что ты заслужил. Ой, горе ж мне. За слова свои — тьму кромешную, За дела свои — муку вечную. Ой, горе ж мне. Что ты каркаешь, птица черная, Что пророчишь мне тьму кромешную? Ой, горе ж мне. Ты б летел себе к мертвечатине, Я хоть и лежу, но пока живой. Ой, горе ж мне. Может, взыщет нас всех Взыскание, Матерь Божия, Богородица. Ой, горе ж мне . Александра Павловна, живя с небольшими перерывами в Почаеве по два и по три месяца, попала в свою стихию. Такими родными показались ей Божьи странники, что ей захотелось стать на них похожей. Она стала проситься у своего батюшки и ее благословить на странствия, тем более что к этому времени она уже оформила пенсию и была свободна от житейских забот. Отец Памва не благословил матушку на странствования, разрешил только в Киев съездить, но монастырское послушание все-таки дал: — У вас в Москве открыли Данилов монастырь, там наверняка нужна помощь. Вернешься из Киева, найди в Москве Данилов монастырь, обратись к наместнику, попросись потрудиться, скажи, что тебя духовник твой, почаевский игумен Памва, благословил. — А что же я буду там, в монастыре, делать? Я монашкой-то быть не хочу, — встрепенулась Александра Павловна. — А кто тебе сказал про монашку? Даниловмужской монастырь, долгие годы он был тюрьмой посреди Москвы. Представляю, в каком там состоянии сейчас храмы, нужна помощь в очищении от «мерзости запустения». Помнишь эти евангельские слова? — Да, батюшка родной, я Евангелие, как вы велели, каждый день читаю. Поняла: значит, нужно грязь выносить. Это я готова, благословите. — Ну так благословляю тебя ехать в Киев, поклониться святыням, а потом трудиться в Данилов в Москве, — напутствовал радостную Александру Павловну ее «родненький батюшка», к этому времени исцеленный заботами и молитвами своей сиротинки от тяжелого недуга. В «Матери городов русских» Александра Павловна пробыла недолго.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

К этой группе статей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во 2-й пол. XVIII в. на основе учения социниан. Интересны читателям будут статьи об архангеле Урииле и Ут-Напишти, антагонисте знаменитого урукского царя Гильгамеша, движении Фалуньгун, албанском церковном и политическом деятеле Фане (Феофане) Ноли, районе Стамбула Фанар, где находится резиденция Константинопольского Патриарха, о фарисеях, католическом монастыре Фатима в Португалии, где детям (по их словам) явила себя Пресвятая Дева Мария. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Присутствует также и подробная статья об Успенском посте. Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии), Унгенском Свято Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли мои Печали» женском монастыре; Уральском Покровском женском монастыре (Уральской епархии Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан); Усольском Преображенском женском монастыре (Соликамской епархии Пермской митрополии); Успенском Аланском мужском монастыре (Владикавказской и Аланской епархии); Успенском Высоковском мужском монастыре (Городецкой епархии Нижегородской митрополии); Успенском Гремячевом женском монастыре (Калужской епархии и митрополии); Успенском женском монастыре (Бердянской епархии); Успенском женском монастыре (Бэлцкой и Фэлештской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдовы), и т.д.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010