Число братии растет, и у монастыря есть необходимость в помещениях. Надо что-то строить. Но, чтобы не возводить новострой, надо воссоздать исторический облик. Это мы и пытаемся сделать. Ищем старинные фотографии и архивные документы с тем, чтобы потом спроектировать и построить новые корпуса по старым образцам. Предполагаю, что священномученик Дамиан жил в одном из утраченных корпусов. Священник Владимир Русин: А сейчас как живет Данилов монастырь? Епископ Феоктист: Сейчас монастырь начинает возрождаться. Не с точки зрения камней и реставрации, а с точки зрения людей. Определяющую роль здесь играет личность игумена. Священник Владимир Русин: То есть пословица «каков поп, таков и приход», и к монастырю применима? Епископ Феоктист: Конечно. Монастырь – это семья. А семья не может развиваться нормально, если отец отсутствует. В мужском монастыре таким отцом должен быть игумен. В женском, разумеется, должна быть мать – игумения. Сейчас Данилов монастырь такого отца обрел в лице игумена Пантелеимона (Королева). Посмотрим, какую страницу истории обители напишет он. Священник Владимир Русин: Иногда монастыри пытаются классифицировать. Какие-то называют «мужицкими», какие-то «интеллигентскими», «просветительскими», «социальными». А Данилов монастырь каков? Епископ Феоктист: Данилов монастырь не может не нести социального служения, потому что это служение положено в фундамент его основателем – преподобным Даниилом. Сейчас, так как игумен Пантелеимон человек образованный (он закончил Московскую духовную академию, кандидат богословия), там начинает развиваться потихоньку и просветительское служение. Поэтому, если говорить о взаимоотношениях Данилова монастыря с внешним миром, можно выделить два направления: социальное и просветительское. Но уж точно монастырь – не «мужицкий». Священник Владимир Русин: Владыка Дамиан вернулся в Переславль из туркменской ссылки в середине 1920-х годов. Объезжая епархию, он видел покосившиеся кресты у дорог, раскрытые настежь часовни, в которых хозяйничали птицы.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне , известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии , Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт- Петербургской епархии , Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии , Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии , Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии , Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии , Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии , Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии , Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

и «Господи Боже наш, верных в обетовании» – те же что в мужском пострижении, а певцы пели затем стихиры: «Да возрадуется душа моя о Господе»... «Сорадуйтеся ми о Христе сестры» и др. «Посем диакон исходит держа евангелие вне святых дверей и целует преж новопостриженная святое евангелие и игумения и сестры. Егда же целуют, поют стихиру гл. а: Разумеим сестры таинства силу» трижды и богородичен: «Радуйся Богородице, дево, радуйся похвало»... Этим собственно и оканчивается чиноноследование пострижения. Далее по ряду совершается вся служба, т. е. литургия. «По отпущении же литургии исходят черницы купно с новопостриженною на трапезу» с пением тех же стихир, которые пелись при совершении этого обряда и в мужском пострижении. По окончании трапезы пелись стихиры: «Аще внешнего совлечеся одеяния» и «Премудрый Павел невестоводитель бывает на небесех тайно принося ми обручение Христово». Потом игуменья брала за руку новопостриженную и при пении хором черниц стихиры: «Господи, Господи, призри с небесе и виждь» и богородична: «Свеще неугасимая»... снова вела ее в церковь . Здесь пели еще несколько песнопений, специально приноровленных к женскому пострижению; последнее: «Чист есть брак и несквернен, о дево, неугасиму свещу соблюдай всегда»... Затем черницы расходились по кельям, а новопостриженная оставалась в церкви 7 дней. На 8-й день над нею читалась молитва на снятие кукуля – так же что в мужском пострижении. – Таков чин женского пострижения. От мужского он отличается только вступительным действием омовения ног и особыми песнопениями, по содержанию своему отличными от употребляющихся при мужском пострижении. Что касается молитв и существенных обрядов, каковы произнесение обетов, пострижение и облачение, то они – те же самые, что и в мужском пострижении и в том же порядке совершаются. Когда и где составлен был этот чин и чему он обязан своим происхождением? Мы видели уже, что он в наших рукописных требниках начал появляться с XV в., но значить ли это, что происхождение его относится к этому именно времени и что ранее его не было? Правда, митрополит Киприан объясняет, что «постригание чернцам и черницам едино есть», но как понимать это объяснение? Считать ли его только простым утверждением существовавшего факта, или же утверждением, соединенным с отрицанием? Нам кажется, что вернее последнее, а именно, что Киприан, давая приведенное выше объяснение имеет в виду то обстоятельство, что в его время рядом с чином пострижения общим для мужчин и женщин употреблялся еще особый чин женского пострижения; только чин этот был менее распространен и, как излишний, церковью не был одобряем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В статье подробно рассказывается о детских годах православного чудотворца, периоде обучения, преподавательской деятельности, поставлении во епископа, деятельности на Воронежской кафедре и во время пребывания на покое, кончине и погребении, а также о мощах и почитании святого, его сочинениях и рукописях, таких как «О истинном христианстве», «Сокровище духовном», о его проповедях и увещеваниях, архипастырских посланиях, богословии, индивидуальном языке и стиле, иконографии. Необходимо упомянуть также статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастыре, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 г., священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 г. на царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 г. на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 г. под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне, известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». Следует отметить статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии РПЦ, Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт-Петербургской епархии, Теребенской во имя Святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском во имя апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии РПЦ, Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской и Павлоградской епархии УПЦ, Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии, Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви, Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии, Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии Пензенской митрополии, Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии, Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешмской и Палехской епархии Ивановской митрополии, Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://azbyka.ru/news/vyshel-68-j-alfavi...

В течение 1914 года наличных денег поступило: а) по подписным листам от благочинных столичных церквей гор. Москвы и прочих жертвователей Помощника благочинного 4-го округа Сретенского сорока священника Спасской, в Спасском, церкви о. Григория Орлова Помощника благочинного 1-го отделения Сретенского сорока протоиерея Харитониевской, в Огородниких, церкви Иоанна Бушневского От исправляющего должность благочинного Московских придворных соборов и церквей сакеллария придворного Благовещенского собора протоиерея Петра Маркова От наместника Симонова монастыря архимандрита Митрофана – через благочинного ставропигиальн. монастырей епископа Евфимия От наместника Чудова монастыря – архимандрита Арсения (ныне епископа Серпуховского) От настоятеля Флорищевской пустыни, Владимирской епархии, архимандрита Макария От игумении Успенского, в городе Александрове, Владимирской епархии, монастыря Тамары От благочинного 2-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Иверской, на Ордынке, церкви Николая Мячина От благочинного 2 го отделения Сретенского сорока протоиерея Духосошественской, на Лазаревском кладбище, церкви о. Владимира Остроухова От благочинного 3-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Казанской, у Калужских ворот, церкви Серия Розанова От благочинного 1-го отделения Ивановского сорока протоиерея Воскресенской, на Семеновском кладбище, церкви Владимира Недумова От помощника благочинного 3-го отделения Сретенского сорока священника Покровской, в Красном селе церкви, Петра Голубева От благочинного столичных епархиальных монастырей архимандрита Злотоустова монастыря Феодосия От благочинного Китайского сорока, протоиерея Николо-Москворецкой церкви Петра Смирнова От благочинного 2-го отделения Никитского сорока протоиерея Пятницкой, в Охотном ряду, церкви Серия Маркова От благочинного 1-го отделения Никитского сорока протоиерея Большевознесенской, на Царицинской улице, церкви, Иоанна Арбекова От благочинного 1-го отделения Пречистенского сорока протоиерея церкви Афанасия и Кирилла Евлампия Троицкого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда же я спросила Ольгу про службу в интернатовской церкви, она впервые за время нашего общения улыбнулась: «Мне нравится бывать на службе! Мне нравится молиться, а многие молитвы я знаю. Мне нравится причащаться!» «Я причащаюсь, чтобы у меня было все хорошо, и мне всегда хорошо» Как выяснилось, Причастие многие воспитанники ПНИ воспринимают как… лекарство. «Я причащаюсь, чтобы у меня было все хорошо, и мне всегда хорошо», – признается Катя. «Я хожу в церковь и причащаюсь для того, чтобы у меня было здоровье, – бойко объясняет мне ее подруга Настя. – А когда я здорова, то у меня и настроение хорошее». А вот таинства Исповеди в домовом храме интерната я не увидела. «Когда я служил в интернате, то пытался ввести исповедь для ребят с умеренной умственной отсталостью, но из этого ничего не вышло, – рассказывает отец Борис Прокофьев. – Причина в том, что у многих ребят неразборчивая речь, иные теряются, когда батюшка начинает задавать им вопросы, и отвечают на все: Не знаю, не помню”». Но есть среди прихожан храма в ПНИ воспитанники, которые ясно понимают, что такое грех. «У моих девочек-воспитанниц есть не только вера, но и страх совершить плохой поступок. Они понимают, что даже если никто об этом не узнает, Бог все равно это видит», – рассказывает воспитатель интерната Надежда Осипова. Позже девочки мне расскажут, что грехом они считают обиду на соседок по комнате, гнев на них, ссоры друг с другом. Так как воспитанников в домовом храме на службе собирается немало, то желающие исповедаться пишут список своих проступков на листе бумаги, который отдают священнику. Тех же, у кого исповедь не получается, причащают так же, как и малышей, без исповеди. Воскресные встречи в ПНИ Помимо богослужений в домовом храме, преподаватель воскресной школы Свято-Казанского храма Николай Ивасишин стал проводить с воспитанниками ПНИ дополнительно воскресные беседы. В программе таких встреч обязательным стало чтение акафиста и разговор о предстоящем празднике или событии библейской истории.

http://pravoslavie.ru/114069.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии 9 октября 2009 г. 15:16 В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии . После Литургии Предстоятель обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваше Преосвященство, владыка ректор, дорогие отцы, братья, сестры! С чувством большого волнения переступил я сегодня порог этого святого храма, с которым связаны десять лет моего ректорского служения и студенческие годы. И, конечно, всякий раз когда я вхожу в академию, я вспоминаю те годы, когда Господь судил мне здесь учиться, а затем и возглавлять семинарию и Академию. Много раз я говорил и публично, и сейчас повторю — это были лучшие годы в моей жизни. И несмотря на то, что это было трудное время, несмотря на то, что было много внешних стесняющих нашу жизнь обстоятельств, которые требовали мужества, мудрости, крепости духа, борьбы, способности убеждать, настаивать, защищать людей, несмотря на этот внешний очень неблагоприятный фон — внутри Академии по милости Божией кипела жизнь. Замечательная молодежь тогда появилась, которая не боялась уйти из мира. Придти в духовную школу тогда означало, как сказал один партийный деятель, все равно что родину предать  Люди боялись переступить порог этой школы. Правда, через некоторое время, осознав свое глубочайшее заблуждение, тот же деятель сказал, что здесь воспитываются такие патриоты, которых в других местах воспитать не удается. Какая должна быть вера, доверие Господу, чтобы оставив благополучные стези светской жизни в то время придти сюда. Вот из костяка этой талантливой, дерзновенной, глубоко религиозной молодежи и создалось тогда новое лицо Санкт-Петербургской духовной академии. Я благодарю Бога за то, что многие из тех, кто тогда трудился вместе со мной, и сегодня в добром здравии и крепости сил продолжают свое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/807498.htm...

Литургия с участием молодежи была совершена 14 февраля в домовом храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Буэнос-Айресе (Аргентина), после которой состоялось чаепитие молодежи с епископом Аргентинским и Южноамериканским Леонидом . Также в этот день молодежный отдел епархии при поддержке представительства Россотрудничества в Аргентине и молодежного Координационного совета российских соотечественников на платформе Zoom провел круглый стол на тему «Современное молодежное движение. История, основные цели и задачи». 15 февраля православные молодые люди отправились на прогулку в парк «Розедаль», покатались на катамаранах и устроили пикник. В Кишиневе прошел ежегодный гала-фестиваль православной молодежи, открытие которого состоялось 15 февраля в Сретенском домовом храме Молдавского государственного университета. Праздничному мероприятию предшествовала Литургия, которую совершил Предстоятель Православной Церкви Молдовы митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир  в сослужении собора священнослужителей Кишиневско-Молдавской митрополии . За Литургией молились молодые люди, прибывшие для участия в фестивале со всех уголков Молдавии. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен о здравии всех присутствующих, с прошениями о даровании благоденствия и мудрости всем молодым людям. Священнослужители, молодые люди, представители ряда организаций и учреждений, принимающие участие в духовно-просветительских проектах, получили благодарственные грамоты и памятные ценные дары. В продолжение праздничных мероприятий состоялось выступление творческого коллектива поэтического театра «Сокровище» из с. Сэлкуца Каушанского района под управлением протоиерея Николая Желиховского, настоятеля местного прихода, с театральной постановкой на тему гонений в период богоборческой власти. В тот же день состоялось официальное открытие церковного зала-музея и библиотеки религиозной литературы, действующих при Сретенском домовом храме Молдавского государственного университета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5781466...

По замыслу Святейшего Патриарха Пимена в Даниловом монастыре должна была находиться Патриаршая и Синодальная резиденция, а также все службы Московской Патриархии. Именно для этих целей и был построен этот дворец, «терем», который вы можете видеть, с изображением Христа Спасителя, где сейчас действительно располагаются Патриаршая и Синодальная резиденция и все основные службы Московского Патриархата. Пять лет назад официальный адрес Московского Патриархата сменился с Чистого переулка на Данилов монастырь, и таким образом мысли, чаяния, надежды тех, кто стремился к открытию этого монастыря, реализовались в полной мере, и сегодня именно в этом монастыре находится духовный и административный центр нашей Церкви. Думаю, другие владыки, зде присутствующие, лучше меня, может быть, поделятся воспоминаниями о том, что представлял собой Данилов монастырь 30 лет назад и что было сделано. Но самое главное, что я хотел бы сказать в качестве некоего заключения ко всему тому, что сегодня уже было сказано и, может быть, еще будет сказано, — мы с вами действительно находимся в историческом месте. Не только потому что Данилов монастырь — самый древний монастырь Москвы, но и потому что это самый первый монастырь, который был открыт после десятилетий гонений. Это был знак, это был светоч, взирая на который, люди исполнялись надеждой. Историческая роль Данилова монастыря золотыми буквами вписана в новейшую историю Русской Православной Церкви. Именно поэтому я считаю правильным, что важная круглая дата — 30-летие со дня открытия монастыря — сегодня так торжественно празднуется. Я хотел бы пожелать отцу Алексию, наместнику, и всей братии Данилова монастыря помощи Божией в дальнейшем совершенствовании, в развитии монашеской жизни, в восхождении от силы к силе, с тем чтобы Данилов монастырь, первый из возрожденных монастырей, во многом был первым и по силе молитвы, и по силе духовной жизни. Благодарю вас за внимание. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3326825.ht...

При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха. Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин) . Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое " социальное " - служение: в ней была устроена богадельня. К этому же времени (1792—1800 годы) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа. В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила. В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859). В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов. Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь. В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский) . А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский) , будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010