Том содержит статьи о Сочинской и Туапсинской епархии , Сочинском монастыре во имя Святой Троицы и великомученика Георгия Победоносца, Сочинской Крестовой пустыни, монастыре Сошествия Святого Духа Орловской митрополии , Спаса Преображения соборе в Переяславле-Залесском, Спаса Преображения соборе в Чернигове, Спаса Преображения храме на Берестове в Киеве, Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мужском монастыре в Вологодской области, Ставропольской и Невинномысской епархии , Ставропольском Иоанно-Мариинском женском монастыре и о конфессиональной ситуации в Ставропольском крае. Одна из статей содержит рассказ об иконе «Споручница грешных». Особо отметим статью о Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре . Читатели смогут подробно узнать об его истории, библиотеке и скриптории, хозяйственной и миссионерской деятельности, святых мощах, чтимых иконах и подвижниках благочестия, а также о Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре . Подробная статья посвящена Нерукотворному Образу Спасителя (Спасу Нерукотворному), плату с запечатленным на нем ликом Иисуса Христа. Статья содержит раздел по истории реликвии, о нерукотворных образах и их рукотворных списках, о чудотворениях Мандилиона, о пребывании Нерукотворного Образа в Константинополе, о влиянии Спаса Нерукотворного на храмовую иконографию византийского мира, об иконах Спаса Нерукотворного в Византии и Древней Руси и т.д. Внимание читателей привлечет статья о Союзе воинствующих безбожников, действовавшем в СССР в 1925-47 гг. Тема старообрядчества представлена в томе энциклопедии материалом о «Спасовом согласии» беспоповцев, возникшем в XVII в. Том содержит подробную статью о спиритизме. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора   протопресвитера Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности, в нем содержатся биографии деятелей Церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И.В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами Русской Православной Церкви. Она несомненно будет полезна для учащихся вузов и школ. В материале о И.Е. Старове рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма. Тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

567 Речь идет о Кирилло-Белозерском мужском монастыре и Горицком Воскресенском женском монастыре Вологодской епархии; Ферапонтовом Белозерском женском монастыре Новгородской епархии и Новгородской Нило-Сорской мужской пустыни. 568 Речь идет о карательной акции череповецкого отряда красноармейцев, действовавших в г. Кириллове, первой жертвой которого стал будущий священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Он был расстрелян вместе с игуменией Ферапонтова монастыря Серафимой (Сулимовой), пресвитером монастыря Иоанном Ивановым , с ними были убиты четверо мирян: Николай Бурлаков, Филипп Марышев, Михаил Трубников и Анатолий Барашков. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых (см. подробнее: Стрельникова Е.Р. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. М, 1998). 570 В подразделе речь идет о следующих монастырях: Староладожском Успенском женском, Староладожском Николаевском мужском, Троицком Зеленецком мужском, Введенском Островском мужском С.-Петербургской епархии. 571 Русский музей императора Александра III (Русский музей). Открыт 7 марта 1898 г. как первый в России музей национального искусства. Располагается в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. 573 Новоладожская церковь великомученика Георгия Победоносца (Суворовская церковь). В 1764 г., во время квартирования Суздальского полка под командованием А.В. Суворова в г. Новой Ладоге, была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. В 1802 г. церковь была обновлена и переосвящена в честь Георгия Победоносца. В 1857–1861 гг. к церкви были пристроены каменная трапезная и колокольня. Церковь была закрыта в 1924 г. Ныне не действует. 574 В разделе речь идет о церквях в честь великомученика Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Рождества Иоанна Предтечи, соборе свт. Николая Чудотворца в г. Новая Ладога. 575 Северная область (Северная коммуна. Союз коммун Северной области) – одно из областных объединений Советов в составе РСФСР. Включала территории губерний: Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской; с июня 1918 г. в составе Северной области созданы Северо-Двинская и Череповецкая губернии. Центр – Петроград. Руководящий орган – ЦИК, который образовал областной Совет комиссаров (СК): председатель – Г.Е. Зиновьев; комиссары – М.С. Урицкий, А.Л. Шейнман, А.В. Луначарский, Н.Н. Крестинский и др. Печатный орган – «Северная Коммуна». Северная область упразднена в феврале 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе беседы была отмечена важность богословского образования для насельников и насельниц монастырей. На заседании были затронуты проблемы, связанные с организацией курсов, а также методикой преподавания всех дисциплин для монашествующих. В результате общего обсуждения было принято решение об увеличении числа преподавателей для обеспечения очного формата обучения на площадках, открытия еще одной учебной площадки в Михайло-Архангельском женском монастыре с. Малоирменка, а также необходимости увеличения числа слушателей. В течение 7-9 сентября члены выездной экспертной группы посетили учебные площадки в следующих монастырях и подворьях митрополии: Иоанно-Предтеченском мужском монастыре (Обь ГЭС, Новосибирская епархия); Покровском Александро-Невском женском монастыре (р.п. Колывань, Новосибирская епархия); храме святого мученика Евгения Мелитинского г. Новосибирска — подворье Михаило-Архангельского женского монастыря с. Малоирменка ( Карасукская епархия ); мужском монастыре во имя Архистратига Божия Михаила (с. Козиха, Новосибирская епархия); мужском монастыре в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской (г. Новосибирск); Покровском мужском монастыре (с. Завьялово, Искитимская епархия ). В поездках по монастырям митрополии в течение всех дней работы членов выездной экспертной группы сопровождал проректор по воспитательной работе НПДС, руководитель открывающихся курсов для монашествующих иеромонах Платон (Флах). На учебных площадках (в семинарии и монастырях) члены комиссии проверили необходимые условия для начала работы курсов, наличие библиотечного фонда, а также материально-технического обеспечения и заявленной готовности к дистанционному обучению. Также на всех учебных площадках председателем выездной комиссии иеромонахом Аполлинарием (Паниным) были проведены беседы с будущими слушателями и слушательницами курсов в присутствии игуменов и игумений их обителей. В завершение своей работы, 9 сентября, в Новосибирском епархиальном управлении члены комиссии встретились с митрополитом Новосибирским и Бердским Никодимом . Во встрече приняли участие ректор Новосибирской православной духовной семинарии протоиерей Павел Кизюн, председатель епархиальной комиссии по монастырям и монашеству игумен Александр (Чебанов) и проректор по воспитательной работе НПДС иеромонах Платон (Флах).

http://patriarchia.ru/db/text/5959828.ht...

К этой группе статьей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. К ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во второй половине XVIII в. на основе учения социниан. Интересна читателям будет статья об архангеле Урииле. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого Четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на Небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре ( Сыктывкарская епархия ), Унгенском Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» женском монастыре, Уральском Покровском женском монастыре (Уральская епархия), Усольском Преображенском женском монастыре ( Соликамская епархия ), Успенском Аланском мужском монастыре ( Владикавказская епархии ), Успенском Высоковском мужском монастыре ( Городецкая епархия ), Успенском Гремячевом женском монастыре ( Калужская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бердянская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бельцкая епархия ) и т.д. Внимание историков Римско-Католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления Католической Церковью. Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

В томе содержится информация о ряде монастырей, в том числе Старицком в честь Успения Богородицы мужском монастыре, Старобельском в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» женском монастыре, Староладожском во имя святителя Василия Великого мужском монастыре, Староладожском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре, Староладожском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Старорусском Косинском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре, Старорусском на острову в честь Преображения Господня мужском монастыре, Старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери монастыре, Стерлитамакском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре, а также сербском монастыре Студеница. 66-й том содержит статью о старообрядчестве. Статья, которая несомненна важна и для молодежи, раскрывает смысл термина «старчество». В ней рассматривается внутренняя и внешняя организация старчества, вопросы терминологии, афонская и русская традиции, женское старчество в России. Тему православного подвижничества продолжает статья о столпничестве, содержащая информацию о предпосылках его возникновения, устройстве столпов и образе жизни столпников, географическом распространении феномена. Статья снабжена обширной библиографией. Статья о страхе Божием рассказывает о чувстве благоговения перед Богом, проистекающем из осознания Его величия. Материалы об иконах представлены статьями о Старорусской иконе Божией Матери, Старчицкой иконе Божией Матери, Страстной иконе Божией Матери. Читателей безусловно заинтересуют статьи о стигматах, а также о Страшном Суде. Любителям русской истории рекомендуется статья о Стоглавом Соборе 1551 года, вызванном глобальными изменениями в ходе создания Русского государства. В статье «стоицизм» рассказывается об этом важнейшем направлении античной философии. В томе представлены рассказы о ряде викариатств Русской Православной Церкви, в частности Старорусском, Староуфимском, Стерлитамакском. Том завершает комплекс материалов, связанных с древним Суздалем, городом — живым памятником истории.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

15 июля. В преддверии визита на Украину Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы представителей средств массовой информации Украины. Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с губернатором Камчатского края А.А. Кузьмицким. 16 июля. В день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. В этот день Святейший Патриарх Кирилл возглавил Архиерейское совещание по итогам первого этапа преподавания Основ православной культуры в регионах России. 17 июля. В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Церкви возглавил всенощное бдение в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. По окончании всенощного бдения в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры протоиерей Аркадий Шатов был пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму. 18 июля. В день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 20 июля. Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Одессу. Из аэропорта Предстоятель направился в Успенский кафедральный собор, где поклонился главной святыне храма — Касперовской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и прочел перед ней молитву. Программа первого дня пребывания в Одесской епархии Святейшего Патриарха Кирилла завершилась посещением Успенского мужского монастыря. 21 июля. В праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил совершение в новоосвященном храме Божественной литургии. В этот же день в Успенском мужском монастыре Одессы Святейший Патриарх Кирилл благословил девочку, страдающую детским церебральным параличом, и подарил ей специальную коляску для детей с ограниченными возможностями. 22 июля. В память о пребывании в одесском Успенском Патриаршем мужском монастыре Святейший Патриарх Кирилл посадил на территории обители березку. Днем Предстоятель посетил Одесскую национальную юридическую академию, где состоялось торжественное заседание Ученого совета вуза, посвященное присвоению Его Святейшеству степени доктора honoris causa. Святейший Владыка выступил перед участниками торжественного заседания с докторской речью.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

74, 5). Если и ты, возлюбленный, унизишь и сокрушишь рог гордости, то знай, что Бог вознесет тебя, ибо смиряяйся, вознесется (Лук. 14, 11) и впоследствии вознесет славу и силу твою, согласно изречению Давида: и вознесется рог праведнаго (Пс. 74, 11). ГЛАС ТОТ ЖЕ. ИРМОС ВТОРОЙ. Снедию древа роду прибывшая смерть, крестом упразднися днесь: ибо праматерняя всеродная клятва разрушися, прозябением чистыя Богоматере, Юже вся силы небесныя величают. ТОЛКОВАНИЕ. Здесь возникает недоумение: почему священный Косма все остальные песни настоящего канона Воздвижения креста, также и других канонов написал по одной, а эту девятую–двойную, т. е. с двумя ирмосами? Феодор, прозванный Птохопродром, толкователь песненных канонов, говорит, что так как буквы краегранесия (акростиха) этого канона окончены, а остались еще некоторые истории, повествующие о кресте, то поэтому, не желая оставить и их, песнопевец прибавил вторую девятую песнь, соблюдая при этом тот же самый акростих и начиная ирмос этой песни от последнего тропаря осмой песни, чтобы и эти истории захватить. Но такое мнение неверно, потому что историю о Мерре, которую привел песнопевец раньше в четвертой песни в словах: " Горькородная преложи " , приводит и в этой девятой песни, говоря: " горести убийственныя яже от древа не оставив, Господи, крестом сию совершенно истребил еси: сего ради и древо услади иногда горесть вод Мерры, прообразующе креста действо " . Подобным образом и историю знамения креста, явившегося на небе при Константине, о которой упомянул в первой песни, говоря: " показа небо креста победу " , ту же самую, говорю, историю приводит и в этой девятой песни словами: " да образ покажеши миру покланяемый креста, Господи " , и пр. Поэтому более вероятное мнение есть то, которое приводит о сем мудрый Иоанн Зонара и которое содержится в рукописной книге священной и величайшей лавры иже во святых отца нашего Афанасия. В этой книге излагается тем же Зонарою обширнейшее толкование на воскресные осмигласные каноны Иоанна Дамаскина . Мнение его таково. По преданию, говорит он, дошло до нас, что божественный Косма, составив настоящий канон кресту, передал его церквам Божиим для песнопения, между прочим и в Антиохийскую. Прибыв однажды в Антиохию, святый отец слышал, что там воспевают канон не по тому напеву, каким он сам применил его к музыке, ибо он был и в музыке опытный; поэтому сделал им замечание, что они искажают пение канона, и не поют так, как написал творец его.

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

Подвиг девятой степени требует, таким образом, не только того, чтобы человек не злобствовал и не враждовал на обидчика, не питал к нему никакого неудовольствия, злопамятства, но чтобы он воспринимал своего оскорбителя как близкого друга, как родного брата, любил его, как самого себя. Рассуждая именно об этом, преподобный говорит так: «Полным торжеством над памятозлобием следует считать не то, когда будешь молиться об оскорбившем тебя, или когда воздашь ему за зло дарами, или когда пригласишь его к своей трапезе, но – когда услышишь, что он впал в душевное или телесное несчастье и станешь о нем болезновать и плакать, как о себе самом» (9, § 12). «Вступающий на девятую ступень, – говорит преподобный Лествичник, – с дерзновением уже да просит разрешения грехопадений своих у Спасителя Иисуса» (9, § 18), ибо Он ясно сказал: прощайте, и прощены будете ( Лк. 6, 37 ). Этими двумя степенями (восьмой и девятой) или подвигами богомудрый учитель ограничивает борьбу подвижника за чистоту своего порочного сердца. Проходя восьмую степень, подвижник с помощью трех предпринятых им средств (псалмопения, общежития и строгого подчинения) освобождается от свирепого и бесчеловечного гнева и облекается спасительной кротостью. А проходя девятую ступень, он также тремя врачевствами (молитвой, воспоминанием Страстей Христовых и покаянием) врачует в своем сердце язву памятозлобия и встает на путь всепрощения и евангельской любви. Теперь перед аскетом открывается дальнейший путь восхождения. Это путь очищения себя от пороков языка. Он охватывает собою три последующие степени, к которым подвижник и приступает с надеждой преодолеть их, при содействующей ему всесильной благодати Божией. б) Степени очищения от пороков языка Степень 10. О злоречии В ближайшей связи с пороками сердца находятся главнейшие пороки языка. К последним относятся: злоречие, или клевета, многоречие и ложь. Клевета есть порождение ненависти и памятозлобия. Источником питания она имеет многоречие (Лествица 11, § 2), которое в свою очередь поддерживается ложью (12, § 6). «Никто из здравомыслящих, – говорит преподобный Лествичник, – не будет оспаривать, что злоречие рождается от ненависти и памятозлобия» (Лествица 10, § 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Внимание героев «Идиота» концентрируется автором на главах с пятой по девятую последней книги Св. Писания. Лебедев настаивает на цитате из шестой книги где, в частности, говорится об открытии третьей и четвертой печатей. В речах Ипполита имеются прямые и косвенные ссылки на пятую и восьмую главы, где содержится стих о звезде Полынь, а также на девятую с отворением кладезя бездны. В пятой главе драмой, которая обнаруживается перед запечатанной книгой, является само открытие ее («Я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу» — Ап 5, 4). В романе открытие конверта является для Ипполита, пусть даже на личном, частном уровне, актом крайне важным, вопросом жизни и смерти. Никто его не слушает. Даже князь, обеспокоенный и погруженный в свои дела, не уделяет юноше внимания и не в состоянии помочь ему. Чтение Ипполита не во время и не в том месте определяет крушение этого персонажа, умирающего в тоске и одиночестве. В Откровении Иоанна Христос, «Агнец закланный», — единственный, достойный снять с книги печать и раскрыть ее значение. «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Ап 5, 9). Остановлюсь на этом стихе, важном для понимания последней книги Св. Писания, потому что он освещает существенную проблему, которую упускают все герои. Тот, кто может раскрыть смысл коллективной и личной истории, — не Христос, полный света и красоты, о каком Достоевский говорит в письмах, а «Агнец закланный», принявший на себя безобразие мрачной и унизительной смерти и ее последствия . Именно эти стихи пятой книги важны для понимания значения образа «Христа во гробе», поставленного писателем в центр «объяснения» и всего романа. Ключом к «Идиоту» является, на мой взгляд, именно этот текст в тексте, введенный в другой текст в тексте. Картина, которую рассматривают три героя, кажется в романе не только зрительной материализацией вопроса Ипполита о приговоренных к смерти, но также возвращением под иным углом зрения к размышлениям Мышкина на эту же тему, высказанным в первый день его пребывания в Петербурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

     1 февраля 2018 года, в девятую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы, за то, что в день девятой годовщины моего Патриаршего служения вы вместе со мной молитесь в Храме Христа Спасителя, где и была совершена моя интронизация. Этот день для меня исполнен многих смыслов, и всякий раз, когда приближается годовщина, невольно задаешься вопросом, что же для меня означают минувшие годы. Никогда не могу сказать, что они означали для меня, но понимаю, что для Церкви, для народа, для страны эти годы были временем очень значительных перемен и, взирая на происходящее в Церкви, я вижу, что по милости Божией эти перемены — к лучшему. Наверное, не время и не место перечислять всё, что произошло, — каждый архиерей, каждый священник это знает. Но наша задача заключается в том, чтобы то, что произошло за эти годы, стало органической частью нашей повседневной жизни, вошло в плоть и кровь нашей Церкви, нашего верующего народа, потому что еще много задач предстоит нам всем вместе решать. Моя интронизация состоялась в день памяти святого Марка Эфесского, защитника Православия. Я очень почитаю святителя Марка, который в тяжелейший момент истории Церкви и и истории Европы сумел едва ли не в одиночку противостоять очень опасному явлению, которое позже вошло в историю как Ферраро-Флорентийская уния. Святитель Марк был в меньшинстве, но он выступил против огромной ошибки, которую делали другие отцы, не сознававшие, какие последствия могут за этой ошибкой последовать. Он отстоял верность Православию и сохранил течение истории в том виде, в каком мы его знаем, по крайней мере, до XXI века. Когда мы сегодня говорим о необходимости сохранять Православие, мы меньше всего думаем о догматах, на которые никто не покушается. Это не значит, что догматы потеряли силу — они живут в церковном строе, в благочестии, в проповеди, сохраняя на протяжении веков великое послание христианства, и остаются драгоценными для нас. Но не вокруг догматов сегодня развиваются сложные процессы.

http://pravoslavie.ru/110403.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010