XIX…(17) И увидел я одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, (18) чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих 397 . (19) И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. (20) И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро» огненное 398 , горящее серою; (21) а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами 399 . ВИДЕНИЕ 4-Е. О БУДУЩЕМ ГОНЕНИИ НА ХРИСТИАН (1) Спустя двадцать дней после прежнего видения видел я, братья, образ гонения, имеющего прийти. шёл я по полю при дороге Кампанской, от большой дороги до поля почти десять стадий; через это место ходят редко. Гуляя один, я молил Господа, чтобы Он подтвердил те откровения, которые показал мне чрез святую Свою Церковь , подкрепил меня и дал покаяние всем рабам Своим, которые соблазнились, дабы прославилось великое и досточестное имя Его за то, что удостоил показать мне чудеса Свои. И в то время, когда я прославлял и благодарил Его, как бы голос отвечает мне: «Не сомневайся, Герм!» Стал я думать и говорить про себя: «Что мне сомневаться, когда я так укреплен Господом и видел дивные дела?» прошёл я несколько, братья, и вижу пыль, поднимающуюся до неба. И начал я говорить в себе: «Ужели это идет скот и поднимает пыль?» Расстояние между нами было около стадия. Между тем пыль поднималась гуще и гуще, так что мне стало это казаться чем-то сверхъестественным. Несколько проглянуло солнце, и вот вижу я огромного зверя наподобие кита, и из уст его выходила огненная саранча. В длину это животное имело около 100 футов, а голова была подобна глиняному сосуду. И начал я плакать и молить Господа, чтобы Он спас меня от него. Потом вспомнил я слово, которое слышал: «не сомневайся, Герм!» Итак, братья, облекшись верою в Бога и вспомнив явленные мне Им великие дела, я смело пошёл ко зверю. Зверь же, рыкая, являл такую силу, что при нападении мог бы разрушить город. Я приблизился к нему, и столь огромное животное растянулось на земле и ничего, кроме языка, не показывало. Оно не пошевелилось всё то время, пока я прошёл мимо его. Этот зверь имел на голове четыре цвета: черный, потом красный, или кровавый, далее золотистый и, наконец, белый 400 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

К ним же надо присовокупить псалом 142, в котором есть только греческое надписание о времени его начертания. Псалом 3-й Давида озаглавлен: «когда он бежал от Авессалома, сына своего»; псалом 142 «когда он преследуем был сыном своим Авессаломом». Псалом 62-й Давида озаглавлен: «когда он был в пустыне Иудейской». Все три псалма относятся ко времени и событиям, описанным в главах от 15-й до 19-й включительно второй книги Царств. Мы выше, в очерке жизни Давида, уже упоминали о том, что псалом 3-й произнесен по-видимому, когда Давид, удаляясь от Иерусалима только что перешел Иордан (2 Ц. XVII, 16, 21–22, 24): «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя»... Гласом моим взываю к Господу и Он слышит меня с святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю: ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, ополчившихся на меня»... Псалом 62-й по-видимому передает чувствования Давида, когда он переходил сожженную безводную страну между Масличною горою и Иорданом, находясь в сильном душевном смятении. Еще подымаясь на Масличную гору, он шел с покрытой головой и плакал (2 Ц. XV, 30); далее по пути осыпал его проклятиями Семей (XVI, 5). Об утомлении Давида и его людей на пути к Иордану см. XVI, 14, и только перейдя Иордан почувствовал он себя относительно в безопасности 362 . Во время этого трудного пути «когда Давид был в пустыне иудейской» (пс. 62) – тогда по всей вероятности он, утомленный и огорченный, вопиял: «Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя; по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (ст. 2). Если надписания псалма 142 в еврейском дошедшем до нас тексте нет, а есть только оно в греческом, то тем не менее мы не находим никакого основания сомневаться в подлинности и высокой древности заглавия 142-го псалма: «когда Давид был преследуем сыном своим Авессаломом». Красота этого псалма ставит его в ряду самых трогательных, умилительных молитвенных песнопений, а содержание его как нельзя более соответствует состоянию души человека, удрученного скорбью, который сознает, что причина его несчастий есть собственный грех его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

« И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3 Ц. III, 2–3). Это весьма замечательное указание, дающее нам уразуметь, что 3-я и 4-я книги Царств начертаны позднее тех времен, когда курение и жертвы на высотах стали прямым преступлением, соединяясь в царстве Израильском после его отделения с культом тельцов и Ваалов 550 . Поэтому Соломон, с чистым сердцем и не прогневляя Бога, пошел на высоту, что в Гаваоне, как указывает 2Nap. I, 3 : «Там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне. Ковчег Божий принес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое приготовил для него Давид, устроив для него скинию в Иерусалиме. А медный жертвенник... оставался там в Гаваоне пред скиниею Господнею» (id. ib. 3–5). В Гаваоне ( 1Nap. XVI, 9 – 40 ) жил постоянно и первосвященник Садок (со времен Давида) для возношения всесожжения утром и вечером на жертвеннике. У Садока же хранился священный елей (3 Царств I, 34), возливаемый на помазуемых 551 . С удалением от священства Авиафара, вследствие его вмешательства в заговор Адонии (выше 3 Ц. II, 27), Садок стал единым первосвященником, как о том мы говорили выше 552 . В Гаваоне принес Соломон тысячу всесожжений и получил откровение, о котором мы говорили. Из Гаваона Соломон пошел в Иерусалим, чтоб и там, пред новой скинией Давидовой, где стоял ковчег Господень, принести жертвы Богу. Замечательно, что после этого жертвоприношения (3 Ц. III, 15–16) впервые Соломон почувствовал в себе дух мудрости и сознание, что Господь освятил его Духом Своим и открыл ему тайну знания сердца человеческого. По указанному выше тексту 3-й книги Царств женщины с живым и мертвым ребенком явились пред ним непосредственно по окончании жертвоприношения. «И был царь Соломон царем над всем Израилем» (3 Ц. IV, 1). Прежде чем мы пойдем далее, мы должны указать на то обетование, которого исполнение мы видим в царстве Соломона. Бездомным странником был Авраам, когда пришел в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

говоря языком истории, не хотел принять от меня в благодарственную жертву за Твои милости ко мне дом жертвоприношений, в котором бы, по выражению Соломона, исполнителя желания Давидова, «возносились всесожжения, утром и вечером, в субботы, и в новомесечья, и в праздники, как навсегда заповедано Израилю» 775 ; «Но Ты открыл мне уши» 776 , т.е. сообщил величественное обетование о вечном продолжении моего царства, внушающее мне беспрекословное повиновение воле Твоей, или, как почти буквально сходно, но с большею определенностью выражается Давид в благодарственной молитве своей к Богу по случаю получения обетования: «Ты, Господь Саваоф, Боже Израилев, открыл ухо 777 рабу Твоему, говоря: устрою тебе дом» 778 . «Тогда я сказал, – продолжает псалмопевец, – вот иду; в свитке книжном написано о мне» 779 , т.е. готов исполнить то, что определено о мне в Твоем божественном совете, возвещено Твоим пророком и начертано в свитке его пророчества. «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня на сердце» 780 . Далее история свидетельствует нам, что Давид, смиренно покоряясь определению воли Божией относительно построения постоянного храма в Иерусалиме, не скрыл о нем от своего народа, но как о новом явлении милости Божией в дарованном ему обетовании вечного царства, так и об этом определении правды Божией, открывающем недостоинство его пред Богом, чистосердечно возвестил пред многочисленным собранием представителей от всех колен народа израильского, при чем объяснил даже и невысказанную прямо пророком Нафаном причину, по которой Господь не соблаговолил на исполнение его желания, сказав, что он, как человек воинственный, проливший много крови, недостоин воздвигнуть храм Богу мира 781 . А в следующих за приведенным нами выражением покорности воле Божией словах псалмопевца мы находим именно соответствующее такому обстоятельству исповедание его пред Господом, что он не скрывал в своем сердце о Его праведном определении, равно как не утаивал о милости Его, но и о том, и о другом возвещал в многочисленном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Часто Бог волю Свою обнаруживает посредством сокровенных (таинственных) знаков, которыми следует руководствоваться и верить им тогда только, если из указываемого ими деяния вытекает, как его последствие — Слава Единого Бога. Далее говорит святой апостол Павел: " Пророчества не уничижайте "  — то есть: толкования Божественного писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с Божественной волей. А кто не желает слушать всего, указанного выше, тот явно не хочет уразуметь воли Божьей. Опять святой апостол Павел учит: " Все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла. " Как испытатели ходячей монеты и вообще денежных знаков, каждую монетную особь исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям, и другим знакам, и различают посредством этих исследований истинную монету от подложной (фальшивой) — первую принимают, а вторую отбрасывают — так и мы должны поступать при распознавании в каждом своем деле Божьей воли. Всего истинно согласного с ней следует держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя, как противное воле Божьей. Заповедь Четвертая Для уразумения воли Божьей в каком либо данном сомнительном случае есть и другие источники. Сверх упомянутых выше заповедей Божьих и церковных установлений (узаконений) сюда относятся законно избранные, истинно по христиански живущие объяснители нам воли Божьей в наших недоразумениях о ней (например: духовники, пастыри). Это — духовные и мирские судьи нашей совести, к ним относятся из мирян родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные истинные правители человеческих обществ. Приводим исторические случаи для примера: Когда Савл, всецело предав себя Божьей воле, вопросил: " Господи! что повелишь мне делать, " то не затруднил его Господь непосредственными своими приказаниями во всех подробностях, и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: " встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать " (Деян. 9:6)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

1–3 и 5–7). Эти голоса представляют собою аналогию предшествующим небесным славословиям (ср. гл. 4:8–12, вокруг престола Божия; гл. 5:11–14 о воцарении Агнца; гл. 7:9–17 принятие от великой скорби; гл. 11: 15–18 после седьмой трубы – о воцарении Христа; гл. 12:10–12 о низвержении дракона). Первый и второй голос непосредственно исходит от «как бы многочисленного народа» – без дальнейших определений; о втором же голосе говорится ещё: «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» (6) (что отсутствует в первом). Но первый голос сопровождается ещё поклонением двадцати четырёх старцев и четырёх животных. Чей же это голос «как бы» многочисленного народа на небе. Очевидно, что здесь говорят души усопших. Ещё лишний раз находим в Откровении подтверждение той истины, что загробный мир по-своему участвует в земной жизни, молитвой и славословием отзываясь на происходящие события в нём. Первый голос начинается «аллилуиа» (что повторяется и в стихах 3, 4, 6, только однажды здесь во всем Н. Завете; в В. Завете ср. 1 Пар . 16:36, Пс . 103:35; 105:48) и далее следует доксология: «спасение и слава, и честь, и сила Господа нашего» (ср. подобную 7:10), «ибо истинны и праведны суды Его, потому что Он осудил великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее». После вторичного «аллилуиа» первого голоса ещё прибавлено следующее: «и дым её восходил во веки веков» (3). О ком сказано это? Очевидно, о любодеице. Это выражение имеет почти буквальное повторение в в применении к поклоняющимся зверю и образу его и принимающим начертание его (по существу, духовное различие здесь не так существенно, если только вообще существует). И то, что было сказано там по поводу этого мучения во веки веков, должно быть повторено и о дыме, восходящем во веки веков. Это выражение имеет здесь условно-гиперболическое, риторическое значение и означает неопределённую длительность, 75 но ни в коем случае не вечность. К голосу многочисленного народа земного, хотя и пребывающего «на небе» в загробном состоянии, присоединяются и небесные: «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

13). Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. «Полагают удовольствие во вседневной роскоши, то есть в каждодневном услаждении горла полагают истинную цель и любимое удовольствие… Смысл же такой: они, говорит, не имеют ничего, свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Они и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но, потому что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо сердце их не приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, то есть к разврату или к корысти» (блж. Феофилакт). 14). Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают не утвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. «В греховном состоянии чувства предаются не интересам познания и не совершенствованию души, но преимущественно в угодность страстям. В сем занятии они, как управляются страстями, так и обратно, сами питают их. Поэтому, очи называются исполненными блудодеяния и непрестанного греха» (свт. Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения, 1). 15). Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, «Оставив прямой путь, – то есть Христа, Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.4:6 ) (св. Иларий Арльский). Через любовь «к разврату и к корысти, оставив путь, могший привести их ко спасению, они заблудились от него и подверглись тому же, чему и Валаам, сын Восоров, потому что и он по любви к подаркам возлюбил и награду неправедную» (блж. Феофилакт). 16). Но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. «Те, кто переступает через заповедь Бога, – безумцы и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы» (св. Иларий Арльский). «Валаам спешит достигнуть своего предположения, но его желание задерживается бессловесным животным. Ослица, на которой он ехал верхом, остановившаяся, видит пред собой Ангела с мечом в руке, заграждавшего ей путь, которого Валаам не видит (см. Числ.22:21 и далее). Так, часто и немощная плоть наша, под тяжестью скорбей и страданий, в этом испытании указывает на посещение Божие, которого душа, управляющая ей и не прозревает… Об этом апостол Петр говорит (здесь) и действительно, безумие человека обличается бессловесным подъяремником, когда гордость ума его вразумляется удрученной плотью» (свт. Григорий Двоеслов . О пастырском служении, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

47 Возможно разнос понимание в этом отношении гл. 22, 6 ст. Можно считать, что с 12-го стиха, или, по крайней мере, с 16-го, речь ангела сменяется словами Самого Христа. Но это во всяком случае не может быть сказано о примыкающем к ним по смыслу ст. 7 и может быть оспариваемо ст. 12–15. 50 Арх. Гавриил говорит о себе Даниилу: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой и подкреплением» ( Дан. 10, 20–21 –11,4 ). Надо же с открытыми глазами читать эти строки. Некоторые новейшие комментаторы (Charles, Lomeyer) видят в «ангеле сильном» ( Откр. 10,1 ), σχυρς, евр.гвр, архангела Гавриила. Если эта догадка верна, она лишь подтверждает наше наблюдение относительно текста пророка Даниила. Этот ангел, ставящий одну ногу на землю, другую на море, возвещает последние тайны, что «времени уже не будет», и дает съесть таинственную книжку тайнозрителю. 51 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа «всякаго, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими; а кто отвернется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» ( Лк 12, 8–9 ). Исповедание пред ангелами Божиими исключает конечно, пассивно-безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10. 32 «исповедаю и Я пред Отцем Небесным», Высшей Любовью ) 52 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6,2 ), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 53 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл δαυμζειν («удивляться»), которое есть начало философствования).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И сказал: «Идите... по городу и поражайте... старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак [знамение], и начните от святилища Моего» ( Иез.9:4–6 ). Подобным образом и новозаветный пророк говорит: «И видел я... Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать [знак, знамение] Бога Живого; и воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати [знака, знамения] на челах рабов Бога нашего» ( Откр.7:2–3 ). Таким образом, мы видим здесь знамение Бога и Его рабов; но в Писании указывается также, что и обольщенные зверем имеют свое знамение, свое начертание ( Откр.13:16 ). Далее, Бог Сам избрал для целого народа Своего знамение в доказательство Своего благоволения, Своей любви. Когда Он заключил завет с Авраамом, то в знамение сего дал ему обрезание. Это было, значит, ветхозаветное знамение – знамение благодати Божией, без коего нельзя было принадлежать к народу Израильскому, так как этим знамением еврейский народ отличался от всех других народов и язычников. II. а) Но как обрезание было знамением Ветхого Завета, так крест есть знамение Нового Завета. Это знамение есть знамение нашего искупления, без коего мы не можем получить спасения. Поэтому-то когда новорожденное дитя приносится в церковь , священник «знаменует его чело, уста и перси», говоря: «Да знаменуется крест Единородного Сына Божия в сердце и помышлениях его (или ее)». С этого времени знамение сие неизгладимо и самым внутренним образом связано с новопросвещенным христианином, начертано на нем, так сказать, пламенем Божественной любви. Юный христианин получает знак того, что он раб Христов; крест на челе его служит отличительным знаком его христианского звания. Как Ангел истребитель в Египте проходил мимо тех дверей израильтян, на которых сделан был знак кровью пасхального агнца, так и те остаются помилованными от Ангела гнева Божия, на челе коих есть знамение Истинного Агнца Божия, Который искупил нас Кровию Своею, и кои никогда не оставляют этого знамения креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Далее будет упомянуто несколько текстов пророка Исаии, которого именуют «ветхозаветным евангелистом», что особенно ярко явствует из заключительной части его книги, содержащей удивительные утешения народу. Некоторые главы, в частности 52-ю и 53-ю, называют как бы написанными у Креста Господня из-за исключительности начертанного там образа страдающего Отрока, который в христианской традиции оказался неразрывно связанным со страстями Сына Божия. Нужно начать со слов, которые Господь привел в проповеди у Себя на родине в Назаретской синагоге. Он разогнул книгу пророка Исаии и прочел слова: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное...» ( Ис 61: 1–2 ). Это часть большой речи-обращения, которой кончается книга пророка Исаии. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: «...Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это...» ( Лк 4:21–22 ). Все в Назаретской синагоге согласились, что Иисус Христос, действительно имеет на Себе Духа ( Лк 4:21–22 ). Потом Господь испытал их веру, и Его односельчане не выдержали обличения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Он ушел от них незамеченным. Важно, что с этого речения Спаситель начал проповедь у Себя на родине. О том, что свой народ не принял Его, говорится в книге пророка Исаии, содержащей выразительный образ страждущего Отрока Господня: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис 53: 3 ). Об этом вспоминает святой Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин 1 : И). О торжественном Входе Господа в Иерусалим говорится у пророка Захарии, который пророчествовал после возвращения из плена, то есть в VI веке до Р.Х. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах 9: 9 ). Эти слова приводятся во всех Евангелиях при описании Входа Господня в Иерусалим ( Мф 21:4–5 и пар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010