В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи . Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын. И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( Ис. 11 гл.). И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат… Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 20-21 ). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

http://azbyka.ru/parkhomenko/popadut-li-...

Во-вторых, под стеклянным морем можно разуметь те таинственные воды жизни, о которых говорил Христос ( Ин. 7:37–39 ), и огонь как Божественное ведение и благодать животворящего Духа, ибо в огне горящей купины явился Бог Моисею и в виде огненных языков Дух Святой сошел на апостолов. Море, смешанное с огнем, – это крещенные водой и огнем Духа Святого угодники Божии. В-третьих, как мы далее видим, что и победившие зверя... стоят на этом стеклянном море , т. е. море, смешанное с огнем, указывает на прошедших огненное горнило антихристовых гонений и испытаний. Они вполне осуществили слова апостола Петра: «Радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» ( 1Пет. 1:6–7 ). В-четвертых, само стеклянное море можно разуметь как указание на Божественную природу и сущность Бога, как отображение Его небесной славы, как и естественное море отображает славу и красу естественного неба. Если в 4,6 море было чистым и спокойным, подобно кристаллу, то теперь оно смешано с огнем. Это указывает на изменение деятельности Божией в отношении к миру. К неизреченному милосердию моря Божией благодати в кончину века примешивается праведный и святой гнев. Он теперь не только величественный Творец, Управитель и Спаситель, но и грозный Судья, посылающий на мир огонь Своих судов и казней. Погубив мир водой, но явив потом Свое милосердие (радуга; стеклянное море, как кристалл), теперь Он погубит его огнем (стеклянное море, смешанное с огнем) ( 1Пет. 3:7 ). На этом стеклянном море Иоанн видит, что стоят победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его , которые пришли от великой скорби (7,14). Внешне они не одержали победу над антихристом, не преодолели и не уничтожили его, напротив – он погубил их (13,7) и многих умертвил. Но они одержали победу над ним внутреннюю, ибо не поклонились ему и не приняли его печати, даже будучи умерщвляемы им. Ему не удалось сломить их дух и они вышли победителями: сохранили верность Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Седмеричное число означает полноту гнева Божия. Седьмой язвой окончится ярость Божия. Семь – число Божественной полноты. Кроме того, это означает, что грехи, совершенные в седмеричный круг земной жизни, будут обузданы и наказаны семью язвами семи ангелов. Каково преступление, таково и наказание. Далее Иоанн подробнее описывает обстоятельства, при которых ему явились семь карающих ангелов Божиих. Откр.15:2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии. Стеклянное море перед престолом Божиим Иоанн видел уже и ранее (4,6), когда ему впервые явилась картина небесного престола. То, что он видит, это не настоящее море, а только подобное ему, как бы море, и состоящее не из воды, а стеклянное . Как и в 4,6 стеклянное море означает чистоту, светлость и невозмутимость вечного покоя святых сил небесных и упокоившихся в Господе праведников (14,13). Это божественная просветленность, ибо «тогда праведники воссияют, как солнце» ( Мф. 13:43 ). Но есть и некоторая разница стеклянного моря здесь и в 4,6. Там оно «подобное кристаллу», а здесь смешанное с огнем . Прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Так переливаются цвета в драгоценных камнях. Это означает, во-первых, написанное апостолом Павлом, что «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3:13 ). «Огненная река выходила и проходила» ( Дан. 7:10 ) перед престолом Всевышнего и испытала на Суде дело каждого, каково оно есть. «Глас Господа высекает пламень огня» ( Пс. 28:7 ). Поэтому праведники изображаются как море, смешанное с огнем . Один и тот же огонь имеет разное действие. Он попаляет и сжигает дерево, сено, солому и, наоборот, очищает золото ( 1Кор. 3:12,14–15 ). Так огонь суда, попалив нечестивых, которые «потерпят урон», очистит праведных, просветит их и соделает подобными стеклянному морю, смешанному с огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее говорит святой Павел: Пророчества не уничижайте , то есть: изъяснения Божественного Писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с волей Божественной. А кто не желает слушать всего означенного выше, тот явно не хочет уразуметь воли Божией. Опять святой Павел учит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Сол. 5, 21). Как денежные знаки, каждую монету исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям и различают таким образом истинную монету от подложной, фальшивой: первую принимают, а вторую отбрасывают; так и мы должны поступать при познавании в каждом своем деле Божией воли: всего истинно согласного с ней должны держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя как противное воле Божией. Когда Савл, предав себя воле Божией всецело, вопросил: Господи! что повелишь мне делать? – не затруднил его Господь непосредственными Своими приказаниями во всех подробностях и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: …встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 6). Анания был достовернейшим изъяснителем воли Божией Павлу, подобно тому как святой Петр – Корнилию сотнику (см.: Деян. 10). Отсюда открывается Божие благоволение открыть Свою волю человеку через другого человека. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4, 18); последовав этому, не раскаешься. Душа человека правдивого иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине (Сир. 37, 18–19). Пребывай в дружбе с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий: он своей душой будет по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою.

http://pravoslavie.ru/94570.html

 Когда позже вымрет поколение Исхода, и Моисей будет беседовать в полях Моава с новым поколением израильтян, он будет говорить с ними, как с современниками известных событий. Он скажет им: «Когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне все начальники колен ваших и старейшины ваши» (Втор. 5,23).  К тому времени, когда Моисей произносил эти слова , поколение Исхода уже легло костьми в пустыне. Когда мы слышим чтение Евангелия в храме, мы должны воспринимать это чтение так, как будто мы слышим голос Самого Христа, являясь свидетелями Его земного благовествования, то есть становясь сопричастными к тем событиям древности, которые имеют непреходящее значение для нас, являясь необходимым условием для нормального духовного роста. Блаженный Августин проводит параллель между дарованием Закона Божьего и днем Пятидесятницы, когда святой дождь сошел на апостолов. Он пишет: «В Пятидесятницу, то есть на пятидесятый день после страданий и воскресения Он, то - есть Господь наш Иисус Христос, как и обещал, послал нам Святаго Духа Утешителя, это будущее событие было обозначено еще в иудейской Пасхе, когда на пятидесятый день после заклания агнца Моисей получил на горе Закон, написанный перстом Божиим. Читайте Евангелие и найдете там Святаго Духа, названного перстом Божьим».  И, действительно, Закон Божий начертан перстом Божьим, (Исх. 31, 18). В формате Пятикнижия Моисея он был написан Духом Святым. Сказано: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Пет. 1, 21). Но и Христос творил чудеса, по мнению Августина, перстом Божьим, то- есть в его, Августина, понимании Духом Святым. Сказано: «Если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас царствие Божье» (Лк. 11, 20). То- есть, наступление царства благодати, царства Божия и начинается с снисхождения Святаго Духа. И в этом смысле причастные к дарованию Закона Божия на Синае и сподобившиеся принять Святаго Духа в Сионской горнице переживали нечто весьма схожее. Ибо, когда с горы Синай люди слышали голос Бога, изрекающий Святой Закон, то каждый мужчина, и каждая женщина, и каждый ребенок, и каждый старик находились в состоянии пророческого озарения, ибо слышать голос Бога есть именно, прерогатива пророков Бога. Ниже, в шестом стихе: «Пережившие, сподобившиеся дарования Закона и называются царственным священством». Подобные, причастно к христианской Пятидесятнице, называются «Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» (1 Пет.2,9). И далее мы читаем: «И двинулись они из Рефидина, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы».

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-prot...

Впрочем, возможно, что этим выражением апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из иудеев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божиих (1:1). Во 2 стихе он выражает пожелание: " благодать вам и мир да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего " — этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем. Далее апостол начертывает лествицу деятельного восхождения к вершине христианского совершенства. В основание этой лестви-цы апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства — к любви (ст. 3-8). Кто небрежет об этих плодах истинной веры, " тот слеп " (ст. 9). Предложив лествицу христианского совершенства, св. апостол Петр убеждает восходить по ней: " старайтесь делать твердым ваше звание и избрание " (ст. 10). Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится " в этой телесной храмине " , " зная, что скоро должен оставить храмину свою " . Апостол увещевает и после его отшествия приводить на память его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец — свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10-18). А если и сего недостаточно, то " мы имеем вернейшее слово пророков " , которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководиться этим пророческим словом, которое сияет, как светильник в темном месте, в не просвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце до тех пор, пока " не начнет рассветать день и не взойдет утренняя заря в сердцах их " — прекрасный образ просвещения человеческой души, воспрянувшей от греховного сна светом учения Христова.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

В тринадцатой главе книги описан вышедший из моря «четвертый зверь» о десяти рогах и семи головах (Ср. Откр. 13, 1 ). Образ того же зверя, который «был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами», встречается в книге пророка Даниила ( Дан. 7, 19 ), где он подробно истолкован. В двенадцатой главе Откровения фигурирует красный дракон, хвост которого низвергает «с неба третью часть звезд» ( Откр. 12, 4 ). Далее о драконе сказано, что он дал зверю «силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13, 2 ). Так как мы вплотную подходим к основной нашей теме, следует более подробно остановиться на священных текстах. Дракон – не кто иной, как денница-сатана, и огненно-красный цвет его означает, что он – «человекоубийца от начала» ( Ин. 8, 44 ). Мы знаем, что пророку Божию Даниилу были явлены в видении четыре зверя – символы последовательно сменяющих друг друга языческих империй. По наиболее авторитетным толкованиям, это царства Халдейское, Мидо-Персидское, Греко-Македонское и Римское. И хотя известно, что властители первых трех царств преследовали богоизбранный народ Израиля, но только о четвертом звере (в Апокалипсисе он – первый), то есть о державе римлян, святой Иоанн Богослов говорит, что «дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13, 2 ). Особое попечение сатаны о последнем звере и будет сейчас в центре нашего внимания. Римская империя, как мы уже говорили, не заканчивается эпохой собственно римских императоров. Пережив византийский период, она продолжает свое существование и до наших дней как «западный мир», чьи политические и военные объединения находят весьма точное соответствие во множестве глав, рогов и венцов этого чудовищного зверя. «И поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» ( Откр. 13, 3–4 ). Но утвердившееся в наши дни потворство всякому злу, пороку, безрассудству и несправедливости, внутренняя солидарность с любым грехом, с любой диавольской ложью – что это, если не приятие начертания сатаны и поклонение его образу? «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13, 5 ). Сказанное означает, что сей губитель имеет власть не сам по себе, но лишь по мере попущения Божия. Определен здесь и кратчайший срок, на который дана ему свобода гнать верных. В другом месте вместо сорока двух месяцев говорится о «времени, временах и полвремени» (ср. Откр. 12, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Такой образ жизни вел святой апостол Павел. Апостол Павел был девственник, и он писал в своих Посланиях: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор.7:32–33 ). Также апостол Павел писал: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь… – и тут же добавлял: – Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» ( 1Кор.7:27–28 ). Семейная жизнь приносит не только радости, но и много проблем, особенно с воспитанием детей, содержат скорби во взаимоотношениях между мужем и женой. Но все, что я сказал, не в коей мере не противоречит честному браку, ибо первой заповедью, которую Господь дал людям в Раю, была заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ). Поэтому ничего плохого в брачной жизни нет. Если вы вступили в брачный союз, старайтесь его блюсти, а молодые должны понять, что если было бы сказано: «плодитесь», то можно было бы иметь одного ребенка, но если сказано: «плодитесь и размножайтесь», то надо иметь больше двух, по возможности больше трех, больше четырех и так далее, сколько Господь пошлет. Но, вернемся к нашей теме. Мы видим: Агнец стоит на горе. Андрей Кесарийский поясняет: «Под Агнцем нужно без сомнения разуметь Христа, стоящего не на другой горе Сионе, а в новом граде Бога Живаго». Видение раскрывало особенности будущего мира Божия, где есть своя духовная гора Сион, где есть новый город Иерусалим, сходящий с Неба, где будет новая земля и где будет новое небо. Это особый Божий мир, который существует уже сейчас. Возможно, наш мир существует параллельно духовому миру и, являясь слабым, тусклым отображением небесного бытия, приносит нам, хотя и небольшие, но какие-то радости. Сказано, что у 144-х тысяч имя Отца небесного написано на челах. Есть такое истолкование: епископ Петр объясняет, что «это имя не есть буквальное название, и его начертание не есть вещественное. Имя означает отличительное качество духовное, или господствующий образ мыслей, желаний, чувствований, нравственный характер, образ жизни, из которого ясно видно, как будто из надписи на открытом челе, что избранные Божии всецело посвятили себя для почитания, служения и славы Иисуса Христа и Отца Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(к нему) сие достопамятное слово: не погуби помазанника Господня. Писание не говорит сего слово в слово, но быть может, изъяснители взяли сие из преданий, ибо упомянутое слово сказал Давид не тогда, когда Саул вошел в пещеру, но когда, находясь на одном холме, называемом Ехела, спал в закрытой своей колеснице, водрузив копье в землю у головы своей, а народ составлял около него ополчение. Ибо тогда Давид, взяв с собою Авеесу, пошел туда ночью и вошел в полк, где спал Саул и народ спал около него; а Авесса, видя, что ни Саул не заметил прихода их, ни воины его, сказал Давиду следующее: Господь заключил теперь врага твоего в руках твоих; посему я поражу его в один раз копьем своим насквозь до земли, так что не повторю удара. На сие Давид Авесса сказал: не погуби его, ибо кто поднимает руку на Христа Господня и останется безвинным? (отр. 1Цар.26:9 ). Посему то случаю Давид написал настоящий псалом, дабы открыть, что он имел столь великое упование на Бога, что не верил спасению своему чрез погибель и смерть врагов своих и особенно Саула, но надеялся иметь совершенную безопасность в Боге и при жизни их и при охранении их со стороны самого Давида. Далее мысль (заглавия): столп с надписью – есть та, что должно иметь таковое изречение начертанным во владычественной способности души, как бы на некоем столбе, так чтобы в подобных случаях, когда какое-либо обстоятельство возбуждает нас к гневу и отмщению оскорбителю, читая в уме возбраняющее убийство сие поведеление, мы смягчали гнев долготерпением. Посему память душевная есть столп, а начертания в ней суть примеры добрых дел. Этот псалом относится и ко Христу, Который, пришедши к концу веков на землю, прогнал от нас погибель. Посему и в надписи псалма сего он поместил сие выражение, которое сказал тогда с тою целью, чтобы с одной стороны показать, каким образом он укротил гнев свой, с другой – дать совет каждому не погублять незлобия и долготерпения своего (1). Впрочем, должно заметить, что Давид сочинил псалом сей уже тогда, когда вышел из пещеры вон (2), а 141-й псалом составил, когда находился в самой пещере и был в опасности, потому что в передней части пещеры находился Саул, а во внутреннейшей сам был заключен; почему и сказал в нем: погибло бегство для меня и нет ищущего (спасения) души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Теперь, в христианстве, закон Моисеев нам не нужен, во-первых, потому что им никто не оправдался пред заповедями Божиими и никто при его помощи не достиг совершенства. Напротив, израильтяне, не будучи в силах исполнить постановления Моисеева закона, навлекли на себя проклятие этого закона ( Гал. 3 гл.); во-вторых, мы, христиане, говорят адвентисты, уже не под законом, а под благодатию Христовой ( Рим. 6: 14 ), и Христос не только искупил нас от клятвы Моисеева закона ( Гал. 3:13 ), но и освободил нас Своею смертью от самого закона ( Рим. 7:6 ). Заповедь о субботе, как находящаяся в законе Божием и начертанная на каменных скрижалях Самим Богом, поэтому, утверждают адвентисты, имеет характер закона вечного и непреложного. Она не только должна быть соблюдаема во все время существования человека на земле, но, согласно пророчеству Исаии, «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» ( Ис. 66:22–23 ) 8 . Переходя, далее, к доказательствам из Священного Писания Нового Завета в пользу необходимости соблюдения субботы, как дня покоя и празднования, адвентисты приводят, слова евангелиста Луки: «и пришел в Назарет, где быль воспитан и вошел по обыкновенно Своему в день субботний в синагогу и встал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» ( Лк. 4:16,31 ). Итак, заключают отсюда адвентисты, у Христа было обычаем, где бы он ни был, входить в синагогу в субботу и там проповедовать благовествованные народу. Христос всегда сохранял Закон Божий во всей его полноте и как учением Своим, так и жизнью показывал, как свято Он чтил его. И дабы воспрепятствовать кому либо верить или учить, что Он пришел отменить закон, Христос сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить 9 (Мф. 6:17). Итак, продолжают адвентисты, Христос пришел не для того, чтобы переменить Закон Божий, но чтобы исполнить или сохранить его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010