Апостол также говорит: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол. 3:9–10 ). Этот-то начертанный в уме образ Адам и потерял вследствие греха, и именно его мы и обретаем снова по благодати оправдания, а не духовное тело, которое Адам еще не имел, но которое будут иметь все святые, восставшие из мертвых. Это составит уже награду за то благо, которого лишился Адам. Поэтому та новая одежда ( Лк. 15:22 ) означает или ту праведность, от которой отпал Адам, или же, если она означает одежду телесного бессмертия, то он (Адам) лишился и бессмертия в том смысле, что из-за греха уже не мог его достигнуть. Ведь и мы говорим, что лишается жены или чести тот человек, который не получает желаемого, оскорбив того, от кого ожидал (получить то или другое). Глава XXVIII Итак, согласно с этим мнением, Адам имел душевное тело не только до помещения в рай, но и во время жизни в раю, хотя во внутреннем человеке был духовным, по образу Создавшего его; далее, вследствие греха он утратил (этот образ) и заслужил телесную смерть; не согрешив же, заслужил бы изменение в духовное тело. Но если предположить, что и внутренне он был душевным, то тогда уже мы действительно не можем быть названы обновляющимися по нему. Ведь сказано же: " Обновляйтесь в духе ума вашего» ( Еф. 4:23 ), т. е. станьте духовными; но если в своем уме он (Адам) таким не был, то как мы можем обновиться по тому, чем человек никогда не был? А между тем, апостолы и все святые праведники, имея тело душевное, внутренне жили духовно, обновляясь в познании Бога по образу Создавшего их. Однако, они еще не были в состоянии не грешить, если могли сочувствовать неправде. А что и духовные люди могут впадать в искушение греха, об этом ясно свидетельствует апостол, говоря: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал. 6:1 ). Я говорю это к тому, чтобы кто-либо не усомнился, как мог согрешить Адам, коль скоро внутренне он был духовным, хотя по телу и душевным человеком. Но хотя все сказанное выше и кажется правильным, однако, не будем спешить с заключением, но подождем, не встретит ли такое понимание препятствия в каком-нибудь последующем месте Писания. Глава XXIX

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Через наречение. Пророк Иеремия говорит о приходящих в храм: ...Приходите, и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое ( Иер. 7:10 ). Храм – это дом, над которым наречено имя Ягве Бога. Слово наречено ( никера) означает точнее – «как резцом начертать», «оставить след». Освящен храм Соломона – и на нем, как резцом, начертано Самим Богом имя Ягве; имя Неименуемого оставило след на земле. Когда остается след, то оставившего его уже нет. Бог не живет в храмах рукотворенных, но остался Его след, Его имя наречено на доме Божьем. Шекина – всегда ускользающее присутствие Божие. И еще – не просто назвали, а запечатали, резцом Божьим начертали. Остался глубокий след. Имя Ягве навсегда на доме сем, дом этот принадлежит Его Имени. Имя Божие – сила Бога Имя Божие – это не просто слово, посредством которого человек обращается к Богу. Имя Божие – это реальное проявление силы Божией. Имя Божие сокрушает врагов Израиля. Пророк Исаия возвещает? Вот, имя Ягве идет издали... Чтобы развеять народы до истощания ( Ис. 30:28 ). Достаточно одного имени Ягве, чтобы развеять враждебные силы языческих народов, ополчающихся против народа Божия Израиля. Христиане также осознали имя Божие, и особенно имя Иисуса, как великую силу Божию, сокрушающую всякую силу вражию. Так, Христос верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). Иерусалимские христиане, обращаясь к Богу, говорят: Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса ( Деян. 4:30 ). Апостол Петр, поднимая на ноги хромого от чрева матери его, говорит: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ( Деян. 3:6 ). И тот, вскочив, стал и начал ходить. Имя Божие – Сам Бог! Первые две заповеди, данные Моисею, говорят об истинном Боге и о богах ложных. Далее следует сразу третья заповедь о имени Божием: Не произноси имени Ягве, Бога твоего, напрасно; ибо Ягве не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх. 20:7 ). Значит, ясно, что имя Божие теснейшим образом связано с Ним Самим. Поэтому не случайно о хулителе имени Ягве говорится, как о злословящем Самого Бога, и он должен быть побит камнями. Случай с таким хулителем имени Ягве описан в книге Левит 24, 10–14 . После этого Бог велит Моисею объявить израильтянам: И хулитель имени Ягве должен умереть, камнями побьет его всё общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя, предан будет смерти ( Лев. 24:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И сделает великие знамения, так что и огнь низведет с неба на землю пред людьми, и он обольстит живущих на земле (Апок. 13:2–10:11–18) .Это сказано, чтобы не подумал кто, что он будет делать знамения божественною силою, а не волшебством. И не должно удивляться, что когда ему служат демоны и отступившие ангелы, он чрез них совершает знамения, которыми обольстит живущих на земле. Далее Иоанн говорит: и повелит сделать образ зверя, и даст дух образу, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваемы были те, которые не будут поклоняться ему. И будет положено начертание имени зверя или число имени его; и число его шестьсот шестьдесят шесть, т. е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение тысяч лет. Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: и совершилось небо и земля, все украшение их. И совершил Бог в шестый день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмый почил от всех дел Своих, которые создал (Быт. 2:1:2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господень как тысяча лет, и как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год. И посему во всякое время человек, вначале созданный руками Божиими, т. е. чрез Сына и Духа, делается по образу и по подобию Божию, так как отбрасываются плевела, которые суть отступничество, а пшеница, т. е. верою плодоносящие в Бога, убирается в житницу. Поэтому для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и чрез терпение проникнутые словом Божиим и очищенные огнем годны были к царскому пиру. Так некто из наших, за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверей, сказал: я пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим (Игнатий Богоносец). Все создано для человека спасаемого, чтобы то, что имеет свободное произволение и самовластие, сделать зрелым для бессмертия и удобнее приготовить его для вечной покорности Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таковы молитвы, происходящие от душевной скорби. Вместо бумаги служила (здесь) ее душа, вместо пера — язык, вместо чернил — слезы. Потому и сохранилась просьба ее до наших дней: неизгладимы бывают письмена, которые начертаны этими чернилами. Таково было начало просьбы! Что же далее? « Если Ты призришь , говорит Анна, на скорбь рабы Твоей » (1 Цар. 1:11). Ничего не получив, она начала молитву с обета; приносит Богу дар, ничего не имея в руках. Так она волновалась и тосковала более о том, (чтобы дать), чем о том, (чтобы получить), и для этого просила дать дитя. « Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей ». Два права, говорит, я имею (на получение просимого): служение (Тебе) и несчастие. « Если дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его ». Что значит: « отдам его Господу »? (Я сделаю) его преданным и всецелым рабом Твоим; отказываюсь от всякой власти; хочу только быть матерью на столько, чтобы дитя получило от меня свое начало, а затем отступаю и удаляюсь. 6. Посмотри на благоговение этой жены. Она не сказала: если дашь мне троих, я отдаю тебе двоих; если двоих, отдаю тебе одного; но: если дашь только одного, весь плод отдаю Тебе. И вина и сикера не будет он пить (ст. 11). Еще не получила дитяти, и уже образует пророка, говорит о его воспитании и входит в договор с Богом. О, смелость жены! Не будучи в состоянии заплатить теперь же, потому что ничего еще не получила, она выплачивает цену из будущего. Как многие из земледельцев, живущие в крайней бедности и не имеющие столько денег, чтобы купить теленка или овцу, берут их у господ из–полу, обещаясь выплатить стоимость из будущих плодов, так, или еще гораздо больше, сделала и она. В самом деле, она получает от Бога сына не из–полу, но с тем, чтобы затем всего отдать Ему, а плодом иметь его воспитание. Для себя она считала достаточной наградой потрудиться над (воспитанием) священника Божия. И вина и сикера не будет он пить , говорит она. Не подумала сама в себе так: что, если он будет слабого сложения и от питья воды потерпит вред? Что, если сделается нездоров, а потом умрет, подвергшись тяжкой болезни? Размыслив, что Давший сына Сам позаботится и о его здоровье, она от самых пелен и рождения повела его к святости, возложив все на Бога, и еще до болезней рождения освящалось ее чрево, заключавшее в себе пророка, носившее священника и жертву, — жертву одушевленную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так Григорий Назианзин говорит: «Я истинно знаю, что Бога высочайшая причина знает в полном совершенстве причины наших намерений и поступков».  . Из предшествующего видно, что деяния каждого человека, благополучные или неуспешные, до малейшей черты и числа начертаны на хронометре Божия Провидения, и хронометр этот непогрешим ни на одну йоту, ибо истинно говорю вам... ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона (воли Божией), пока не исполнится все ( Мф 5,18 ). Если же хронометру, устроенному мудрым строителем, верим, то какое безумие и дерзость укорять, а иногда и порицать хронометр того величайшего мирового домостроительства Божия, которое непогрешимо, благодаря которому все события всего сотворенного расположены наилучшим образом? Мудрый муж так взывает ко Господу: промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства ( Прем 14, 3–4 ). Действительно, часто случалось, что добрым людям служили вместо лодки – одежда, вместо весла – простая палка. А потому всегда благонадежно верить Божию Провидению: когда же видим, что люди богоугодно живущие бывают обижаемы, унижаемы и оскорбляемы, а беззаконно живущие благоденствуют и все дела свои доводят до благополучного конца, то думаем о Провидении, что оно как бы спит или очень снисходительно. Такие мысли бывали иногда и у святых мужей, несколько смущая их; но сомнение их послужило к нашему наставлению и утверждению. Царь Давид сам о себе говорит: Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя ( Пс 72, 2 ); ибо я вознегодовал на безумных, видя благоденствие нечестивых. Ибо нет им огорчений до самой смерти, и тело их тучно, в трудах человеческих нет их: они не страждут; итак, не напрасно ли я очищаю сердце мое и омываю невинностью руки мои; терплю раны всякий день и страдание всякое утро? Давид думал открыть причину такой несообразности заслуг с наградами, а потому говорит далее: итак начал я размышлять, чтобы узнать сие; но сие трудно было в глазах моих, пока вниду в святилище Божие ( Пс 72,12–17 ). Все это после узнаем в Царствии Небесном; теперь же, в настоящей жизни, нет возможности постигнуть судеб Божиих. Об этом же пророк Иеремия говорит с сожалением: Праведен... Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок (т.е. они часто говорят о Боге, но как говорят?), но далек от сердца их ( Иер 12,1–2 ). Подобно этому сожалеет и Аввакум: для чего Ты, Господи, не взираешь на насилие обидящих и молчишь, когда пожирает нечестивый праведного; невинно притесняемые становятся, подобно рыбам, безгласными: нет суда правильного: закон потерял силу, а потому и суд происходит превратный (ср.: Авв 1, 1–4 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

По Олимпиодору, произнося эти слова, Иов как бы говорит друзьям: «будьте человеколюбивы и смилуйтесь надо мной, проявите сострадание и благоговейте в страхе перед ниспосланным мне от Бога, чтобы и вам не испытать того же от Бога... Зачем вы прилагаете свой гнев к Божьему [гневу], поступая так не по воле Божьей? Ибо, даже если Он Сам карает, Он желает, чтобы мы были человеколюбивы. Так зачем же вы неотступно порицаете меня такими тяжелыми словами?» 764 Вместе с тем, по святителю Григорию Великому , говоря рука Божия коснулась меня ( Иов. 19:21 ), Иов выражает убеждение в том, что хотя все зло и совершается по отношению к нему именно по злой воле сатаны, но тот получил власть на это непосредственно от Бога (ср.: Иов. 1:11 ). Получается, что виновник бед в сознании Иова – Сам Бог 765 . При этом Иов не понимает причин этих бед, видит в них Господне наказание и вражду со стороны Бога. Далее ( Иов. 19:23–24 ) Иов выражает пожелание, чтобы все сказанное им было надежно запечатлено в назидание на вечные времена – как бы железным резцом на камне: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! ( Иов. 19:23–24 ). Как замечает по поводу этой мысли страдальца Златоуст, желание Иова исполнилось – и гораздо лучше и надежнее, чем это представлялось праведнику: речи Иова нашли подобающее им место в Священном Писании. Как говорит святитель Иоанн, «вот и написано, не железным резцом, а гораздо лучшим, чем просил; то, если и написано, истребило бы время, а это начертано долговечнее» 766 . Затем ( Иов. 19:25–27 ) Иов произносит важнейшие – пророческие по своему смыслу – слова, выражающие его веру в скорое пришествие Искупителя-Христа и в воскресение мертвых: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! ( Иов. 19:25–27 ). Святоотеческая традиция непрестанно подчеркивает особое значение этого библейского текста для православного догматического учения, его исключительно важное место в Священном Писании в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«Евреи утверждают, что в ту ночь, когда народ ушел, все храмы в Египте были разрушены или землетрясением, или молнией. Но в духовном смысле мы считаем, что с нашим уходом из Египта рухнули идолы грехов и потряслось все почитание ложных учений» 117 . Бог судит и нас, православных русских людей за наши суеверия, за то, что мы слишком уповаем на разных людей, хотя сказано в Священном Писании: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» ( Пс.145:3 ). Когда мы перестанем уповать на всяких идолов в человеческом обличии и все упование возложим на Господа, тогда Господь прекратит Свои казни против нас. Потому что Бог – ревностен: кого Он любит, того Он наказывает. И в современном недавнем нападении саранчи на Израиль также есть отголоски Божественной любви, ибо хотя они оказались неверны Богу, отвергнув Его Сына, Он, как пишет апостол Павел, не смотря на их неверность, остается верным по отношению к тем обетованиям, которые Он дал Аврааму, Исааку и Иакову, говоря об их потомках. Исх.12:13 . «И будет у вас кровь знамением на домах (то есть когда пойдет ангел-губитель, когда суды Господни пойдут по Египту против всех богов египетских, – О. С.), где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». Так важно иметь на себе крест Господень! Ведь это была кровь животного, агнца, а мы имеем запечатленную на себе кровь Сына Божьего! И насколько больше превосходство Божества над любым животным, а между ними огромнейшая дистанция, бесконечно огромная, настолько больше и мощнее та защита, которую мы имеем, осеняя себя крестным знамением, уповая на силу животворящего креста! Ангел-губитель, который пройдет по Египту, не коснется тех домов, где кресты кровью начертаны на двух косяках, и это – залог того, что люди могут оказаться спасенными. И далее мы читаем: Исх.12:14 . «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Она берет на себя главную часть забот по устроению и приведению в порядок домашнего хозяйства. Освобождая мужа от хлопот по этому делу, она дает ему больше свободы и возможности посвящать себя и свое время на труды, вызываемые пастырским долгом. Уверенный в ее заботливости о домашнем хозяйстве и ее умении вести его, он спокойно отправляет свою службу, и когда возвращается домой, знает, что все здесь в порядке, и все приготовлено, как следует. Верная идеалу добродетельной жены, начертанному некогда премудрым Соломоном, она, не беспокоя своего мужа, добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками... она встает еще ночью (раньше всех в своем доме), и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим, задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноград... Она чувствует, что занятие ея хорошо, и светильник ея не гаснет и ночью, – протягивает руки свои к прялке, и персты ея берутся за веретено... не боится стужи для семьи своей, – потому что вся семья ея одета в двойныя одежды... Наблюдая за хозяйством в доме своем, она не есть хлеба праздности. Встают дети, – и ублажают ее, – муж, – и хвалит ея. Цена ея, по словам Премудраго, выше жемчуга ( Притч. 31:10–28 ). Другая помощь мужу-священнику от жены своей – в воспитании детей. Мужу, занятому внешней деятельностью и часто разными требами отвлекаемому от своего дома, нельзя с таким постоянством следить за детьми своими, как то может делать его жена, сосредоточенная главным образом на заботах о доме своем, и видящая в служении семье своей первое свое призвание. Да у нее больше сердечного влияния и материнской мягкости и теплоты, чтобы плодотворно действовать на детей в нежном возрасте. Далее жена немало может облегчать мужу несение подвига жизни вообще. Присутствие при священнике благословенной для него Церковью помощницы, вполне сочувствующей ему и готовой разделять с ним как его заботы, так и радость и горе, способствует поддержанию и сохранению в нем бодрости и энергии духа. Оно освобождает его от невыгод тяжелого одиночества, способного наводить уныние на человека слабохарактерного, в особенности при встрече с какими-либо житейскими невзгодами, для подавления которого бессемейные люди часто прибегают к опасной чарке, доставляющей минутное забвение тяжелого положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Но это вовсе не означает, что монахи по своему образу жизни выше мирян. И путь брака, и путь безбрачия равночестны в очах Божиих. Можно состоять в браке и при этом быть монахом по духу и по своему внутреннему устроению. Но можно, будучи монахом, быть нецеломудренным и нарушать основополагающие заповеди. И в том, и в другом состоянии – и в браке, и в монашестве – можно достичь духовной высоты и святости. И среди святых, почитаемых нашей Церковью, есть немало монахов, но есть и те, что состояли в браке». – Ред. 106 Есть мнение, что можно будет смыть печать антихриста в озере Георгия Победоносца (город Бейрут). Но это обман, самообольщение. Печать антихриста будет вечно смываться в озере из огня и серы. А появление и распространение таких преданий – коварная вещь. Это попытка обольстить людей, внушить им лукавую мысль, что ничего страшного в принятии печати нет – ведь можно будет ее позже смыть. Нет, так не выйдет. Страшное наказание отступников предсказывал пророк Исаия: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ( Ис. 66:22–24 ). Почему трупы? Потому что они духовно мертвы: они осознают все, все видят, но они трупы. И вот такая участь уготована грешникам. Вот это ужас, представьте себе: вечно гореть в огне и сере перед Ангелами Божиими и перед Христом: «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр. 14:11 ). Читать далее Источник: М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 384 с. ISBN 978-5-4279-0021-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И что еще? Если бы Господь родился в малом собственном или наемном жилище Иосифа и Мария положила бы Его в бедной колыбели, зрак раба, Им восприемлемый, может быть, не все имел бы черты, какие его могут составлять; ибо могло найтись рабское жилище меньше Иосифова и колыбель беднее Марииной. Что же изобретает безконечно Великий, ищущий безконечного умаления? Августовым повелением сделать перепись по всей вселенной ( Лк. 2:1 ) приводит в движение народонаселение земли Иудейской, дабы Иосифу нельзя было ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в Вифлееме, когда наступало время родиться истинному Господу вселенной; и таким образом умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя даже до яслей, вместо колыбели. И положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:7 ). Если от умаляющего Себя Бога прострем взоры далее по пространству мира, в котором и для которого Он умаляется, чудо умаления представит нам новые разительные виды. Здесь приходит мне на мысль картина сошествия Слова Божия с Небес на землю Египетскую, начертанная писателем книги Премудрости. Ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое, как грозный воин ( Прем. 18:14–15 ). И в сошествие Воплощенного Слова Божия на землю Израилеву, не также ли ночь в своем течении преполовлялась, когда в самые минуты Рождения Его в той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего ( Лк. 2:8 )? Не тихое ли молчание содержало все на земле, когда один только ангельский глас был услышан, и услышан немногими пастырями в пустыне? Ужасная безвестность, в которой карающее Слово Божие сходило на погибельную землю Египетскую, чтобы наполнить все смертью (ср. Прем. 18:16 ), через поражение первенцев египетских! Впрочем, сия безвестность не только не умаляла, но еще возвеличивала славу Бога Мстителя, Который без видимых средств, без ощутительных действий, одним не слышимым повелением или, можно сказать, одним умолкновением жизнь всему изрекающего Слова совершает казнь нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010